8-е ноября Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).



8-е ноября 2012г.
(26.10.2012 г. по ст.с.)

четверг 23-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 5-й.


Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).
Прп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482).
Мч. Луппа (ок. 306).
Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814).
Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Свт. Антония, еп. Вологодского.
Свт. Эты, еп. Хексхэмского и игумена Ландисфарнского (686) ( Кельт. и Брит. ).
Мч. Иосифа, монаха Афонского ( Греч. ).



Утр. – Мф., 36 зач., X, 16–22. Лит. – Трясения: Евр., 331 зач. (от полу́), XII, 6–13, 25–27. Мф., 27 зач., VIII, 23–27. Ряд. (под зачало): 1 Сол., 265 зач., II, 9–14. Лк., 57 зач., XI, 14–23. Вмч. : 2 Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

Трапеза

Поста нет.

Богослужебные указания

Четверг. Вмч. Дими́трия Солу́нского. Воспоминание великого и страшного трясе́ния.

Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах. Свт. Анто́ния, еп. Волого́дского.





СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
День памяти: Октябрь 26



Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого". Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно "апостол языков" основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.
Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.
На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.
Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.
С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.
Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".
В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. "Процвела земля Русская в лета княжения его",- свидетельствует названное "Слово". Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена "Задонщина", вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381). Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).


Тропарь, глас 3:

Велика обрете в бедах / тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки по беждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.

Кондак, глас 3:

Кровей твоих струями Димитрие, церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредимь: того бо еси утверждение.



СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФИЛ ПЕЧЕРСКИЙ, НОВГОРОДСКИЙ
День памяти: 26 октября

По кончине святого Ионы в 1471 году, 5 декабря, избран был по жребию на святительское место в Новгород и Псков протодиакон и ризничий Отенской пустыни Феофил, и в 1472 году, 15 декабря, хиротонисан в Москве в сан архиепископа. Трудно было сему святителю управлять своей паствой. Посадница Марфа Борецкая и приверженцы ее вооружали народ против великого князя Иоанна, а монах Пимен, друг Борецких, сеял ненависть к архиепископу. Некоторые из мятежников хотели отдать Новгород под покровительство Литвы, изменив Государю Московскому и пытаясь поколебать веру своих праотцев. Святой Феофил остановил буйных: "Или не изменяйте Православию,- говорил он им,- или не буду пастырем отступников, но иду назад в смиренную келию, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа". Ослепленный народ не внимал словам пастыря. Война возгорелась. Неоднократно разбитые новгородцы принуждены были просить пощады, и святитель Феофил сделался их заступником. Ему обязаны многие новгородские бояре освобождением из темниц литовских. В 1478 году он тщетно убеждал князя снять осаду, но Иоанн вошел в Новгород. В 1480 году, 19 января, говорят, святитель Феофил был сменен будто бы за тайную связь с Литвой и прислан в Москву в Чудов монастырь. Но он мог и сам проситься туда на покой, видя много смут в Новгороде. В 1485 году он опасно заболел. В то время явился ему во сне преподобный Нифонт, епископ Новгородский, и сказал: "Ты обещал поклониться святым Печерским, но не исполнил обещания,- за то Господь сократил лета жизни твоей. Разве не знаешь, что не исполнивший обета Богу, не увидит лица Божия". Посему Феофил велел везти себя больного в Киев. Но когда приехали к Днепру, явился ему Господь и, возвестив ему кончину, обещал принять его душу к Себе, повелевая, чтобы тело его было положено в пещере. После сего святой Феофил скончался. Тело его нетленное в осмоленной колоде приплыло под Печерский монастырь и здесь положено в пещере. Память его 26 октября.

Использованные материалы

http://www.aksobor.ru/zhitya26.php


Тропарь преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, в Дальних пещерах
глас 4

Правило веры, и образ кротости,/ и воздержания известный учитель Христову стаду воистину был еси,/ уча е выну смирению,/ не мудрствовати еже высокая,/ сего ради стяжал, яже желаше,/ отче святителю Феофиле,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского,
глас 4

Яко воистинну по имени своему ты,/ Боголюбезне святителю Феофиле и преподобне, соблюдши,/ явися тебе Христос Спас,/ обещая ти Живот и Царствие Свое,/ в немже, днесь ликуя, не забуди нас, рабов твоих.




ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ МИДИКИЙСКИЙ
День памяти: Октябрь 26

Сведения о преподобном Афанасии содержатся в житии прп. Никиты Мидикийского, написанном его учеником Феостириктом Монахом в сер. или кон. 30-х гг. IX в. преп.Афанасий род. в богатой семье, получил хорошее образование и был отдан отцом на гос. службу (в ведомство логофета). Но юноша пренебрег мирским призванием и тайно ушел в киновию, к-рая называлась Символон (около г. Прусы). Отец, узнав об этом, насильно забрал А. М. из мон-ря, сняв с него иноческое одеяние. Он держал сына взаперти, пытаясь увлечь его мирскими радостями. Когда сын разорвал дорогую одежду, подаренную ему отцом, тот избил его так, что раны от побоев долго не заживали и образовались гнойные волдыри. Врачи с трудом вылечили юношу. А. М. был настойчив, говоря, что готов умереть, если его не отпустят в мон-рь. Видя упорство сына, отец смирился. А. М. ушел в Мидикийский мон-рь в Вифинию, стал диаконом, а затем пресвитером. По желанию игум. прп. Никиты А. М. принял должность эконома и прекрасно управлял делами киновии. Прп. Никита и А. М. являлись «истинными пастырями и испытанными врачевателями душевных недугов»: первый был суровым наставником, второй - кротким и милостивым увещевателем. Они управляли мон-рем «как одна душа и одна воля в разных телах». После кончины А. М. на его могиле вырос кипарис, листья к-рого обладали лечебными свойствами и исцеляли болезни.

Память А. М. не указывается в греч. календарях, она внесена свт. Димитрием (Туптало), митр. Ростовским, в Минеи-Четии под 26 окт.- день кончины преподобного.

(Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла)




ДИМИТРИЙ БАСАРБОВСКИЙ (БАССАРАБОВСКИЙ), БОЛГАРСКИЙ, ПРП.
День памяти: 26 октября

Димитрий Новый, Басарбовский (Бассарабовский), Болгарский (XII-XIII вв.) родился в небольшом селе Басарбове, расположенном в долине реки Русенски-Лом, близ города Русе, в семье православных влахов.

Сын бедных благочестивых родителей, он с детства любил домашних животных, поэтому односельчане поручили ему пасти скотину. С большой любовью относился он ко всякому живому существу. Так, однажды, раздавив случайно гнездо с птенцами, он наложил на себя наказание: 3 года ходил босой и летом, раня острыми камнями и тернием ноги, и зимой.

Существуют разные версии его жития. Преподобный Паисий Хиландарский в его «Славяно-болгарской истории» пишет, что Димитрий был мирянином, имел несколько овец. На берегу реки он заложил небольшой виноградник, устроил хижину среди скал и провел в уединении всю жизнь. Здесь он умер и был погребен.

По другому преданию святой Димитрий был женат, но не имел детей. После смерти жены он поступил в окрестный скальный монастырь, где был пострижен в монашество. В монастыре он подвизался с большим усердием, пребывая в бдении, посте и молитве. Предвидя час своей кончины, он оставил обитель и удалился на берег реки Русенски-Лом, где лег между большими камнями, как в гробнице, и почил о Господе.

Жизнь преподобного относят ко временам II Болгарского царства (1187-1396) [1].

Предание о кончине преподобного, говорящее что он скончался лежа меж камнями у реки, повествует далее что однажды сильный ливень вызвал подъем воды в реке, и останки святого вместе с камнями были смыты паводком. Какое-то время мощи пребывали в безвестности, но Димитрий явился одной мучимой бесами девице из Басарбова и сказал ей, что она исцелится, если его останки поднимут со дна реки. Мощи святого были извлечены из воды и положены в сельской церкви. Вслед за этим не только бесноватая, но и многие другие болящие получили исцеление, что и прославило святого Димитрия.

Один валашский воевода пожелал иметь мощи святого в своей домашней церкви и распорядился послать за ковчегом бояр и священников. Однако преподобный Димитрий не позволил перенести ковчег через Дунай, и мощи остались в сельской церкви.

Во время Русско-Турецкой войны 1768-1774 годов мощи намеревались вывезти в Россию, чтобы спасти их от поругания со стороны турок. Однако когда ковчег со святыней прибыл в Бухарест, благочестивый христианин, богатый купец Хаджи (Паломник) Димитрий, и митрополит Унгро-Влахийский Григорий II обратились с просьбой к представителю русских войск оставить мощи в столице. Благодаря их ходатайству в июле 1774 года мощи были положены в кафедральном соборе, в связи с чем было установлено празднование святому 8 июля. Мощи почивают там и поныне.

27 октября 1955 года Румынская Православная Церковь торжественно прославила преподобного Димитрия в лике святых. Он стал чтиться духовным покровителем Бухареста. 27 октября 2005 года по просьбе патриарха Болгарского Максима Румынский патриарх Феоктист подарил болгарскому мужскому Басарбовскому скальному монастырю икону святого Димитрия с частицей его мощей.

Использованные материалы

Илчевски, С., "Димитрий Басарбовский," Православная энциклопедия, т. 15, 109:

http://www.pravenc.ru/text/178191.html

Saint Herman Calendar 2009, 58, 88.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4597.htm

_____________________________________

[1] Однако, в свое время преподобный Паисий Хиландарский предположительно отнес его кончину к 1685 году.




СВЯТИТЕЛЬ АНТОНИЙ, ЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ
День памяти: 26 октября


Святитель Антоний (+ 1588), епископ Вологодский. Был учеником преподобного Герасима Болдинского, у которого воспитался в духе благочестия и строгой монашеской жизни.

Между 1569 и 1585 годами управлял Болдинским Троицким монастырем в сане игумена.

11 октября 1586 [1] года был хиротонисан во епископа Вологодского. Святительствовал всего два года. "Но, - как передает жизнеописатель свт. Антония, - и в это непродолжительное время он своей отеческой заботой о благе пасомых, тихостью нрава и кротостью обращения, нелицемерным правосудием, радушием и милосердием к бедным снискал у всех большую любовь и уважение".

По благословению святителя Антония преподобным Иосифом была основана Заоникиевская Владимирская пустынь на месте явления ему чудотворной иконы Божией Матери.

Будучи уже в полном изнеможении, свт. Антоний совершил освящение Вологодского Софийского собора. До последнего дня он не опускал ни одной церковной службы, что свидетельствовало о его большой любви к молитве и о неутомимости.

В последний день своей жизни свт. Антоний облачился сам во все святительские одежды, преподал свое архипастырское благословение священному собору, попросил у них прощение, поцеловал святые иконы и престол, приобщился Св. Христовых Таин и, пришедши в свою келью, возлег на одр, продолжая принимать и благословлять всех приходящих к нему. И так с благословляющею рукою почил о Господе.


Скончался он 26 октября 1588 года (по Строеву - 1587 г.).

Кончина свт. Антония была величайшей потерей и печалью для всех.

Погребен он в Вологодском Софийском соборе у северной стены. В рукописной книге "Житие вологодских чудотворцев", хранившейся в соборе, сказано, что "от честного его гроба верные исцеления приемлют и доныне, всяким недугом одержимые, молитвами святителя".

По сообщению инока Болдиной обители Дионисия, святитель Антоний вместе с преподобным Герасимом явились Дионисию во время его болезни и отогнали от него темные силы - болезнь оставила его.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1798

_______________________________________

[1] По Строеву - 1585
Ещё по теме:
1. 20-е августа Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, (1110). Прп. Пимена, постника Печерского,. Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского,
2. 25-е августа Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305-306). Сщмч. Александра, еп. Команского (III)Новопрпмчч.: архим. Варлаама, настоятеля Белогорского Свято-Николаевского м-ря (Коноплева) и братии.
3. 17-е сентября Прор. Боговидца Моисея (1531 г. до Р.Х.). Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911) Иконы Божией Матери, именуемой Неопалимая Купина (1680)..

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites