Поучения схиархимандрита Кирика о том, как проводить жизнь богоугодно и спасительно



Поучения схиархимандрита Кирика о том, как проводить жизнь богоугодно и спасительно



О начинании всякого дела

Не начинай прежде никакого дела, самого малого и ничтожного, пока не призовешь Бога, чтобы Он помог тебе. Рече бо Господь: "без Мене не можете творити ничесоже", т.е. ниже сказать, ниже помыслить.

Другими словами: без Меня не имеете права делать никакого доброго дела!

Поэтому надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: Господи, благослови! Господи, помоги! Без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного; а если делаем что-либо без испрашивания благодатной помощи у Бога на свое дело, то этим только обнаруживаем свою духовную гордость и противимся Богу. Призыванием имени Божия мы получаем благословение от Господа, Который скажет в день он: "приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира". А те, кто не будет иметь на себе печати благословения Божия, - тем скажет: "отойдите от Меня, Я вас не знаю"...

Вот как важно для нас призывание имени Божия и получение благословения от Него на все дела и начинания наши, (и в особенности пред чтением Св. Писания, а наипаче пред молитвою!).

Итак, при всяком малейшем деле и начинании дела: идем ли по ровному месту, или по негладкой дороге (под этим разумеются разного рода наши дела и занятия во всех видах и родах) - всегда взывай ко Господу о помощи, иначе не будет благополучия, не только при обычных житейские занятиях, но даже и при святом деле, но конец его будет печальный и даже греховный, по словам св. Иоанна Златоуста.

Наше забвение Бога не дает нам возможности вспомнить Бога и призывать Его благодатную помощь нашей немощи не только при важных и спасительных делах, но и при самом малейшем деле и слове и мысли.

Какое грозное определение ждет нас, забывающих Бога!.. Но помнящих и призывающих имя Божие Господь утешает чрез пророка Иеремию, говоря: "памятию воспомяну тех, кто воспоминает Мое имя"! Память о Боге означает молитвенное призывание, а не простое воспоминание имени Иисусова.

Нашему нерадению и забвению способствуют бесы, они всюду населены: обитают на земле, и в воздухе, и в поднебесной, и в преисподней, и следят за каждым человеком, как бы совратить его с истинного пути.

Из-за нашего забвения о Боге бесы бывают близки к нам, как воздух, окружающий нас; они касаются нашего тела и даже мыслей по попущению Божию; но верою в крестную силу Христову и крестным знамением мы можем угасить все стрелы лукавого.



Как обращать наши дела во славу Божию


Святой апостол Павел сказал: непрестанно молитесь, и вся во славу Божию творите, сие бо угодно и приятно пред Спасителем нашим Богом. Непрестанно молиться, - это не значит стать пред святыми иконами и молиться целый день, хотя и надо молиться в определенное время. Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит святитель Иоанн Златоуст: "можно молиться и сидя за прялкой и ум возводить к Богу разумов, взирающему на ум и сердце наше". Итак, занимаясь делом житейским (без чего нельзя обойтись никому), можно и должно молиться, и от видимого, ощущаемого нам предметного мира переносить свою мысль на невидимое имя Божие.

Например: взирая на огнь, либо в плите, либо в примусе, или в лампе, или где-либо, скажи себе мысленно: Господи, избави мя от вечнаго огня! И тем самым смиришь свой помысл и незаметно явится вздох в твоей груди и этим привлечешь себе благодать Святого Духа, который в момент вздоха в душе твоей неприметным образом созидает твое спасение.

Ибо и Священное Писание говорит: "егда вздохнеши, тогда спасешися". И еще: "Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается", т.е. чистотою сердечною, а чистота эта - от чистоты мысленной.

Вот как важно для нас следить вниманием за мыслями и воображением, от сего бо исходище живота и смерти! т.е. либо жизнь вечная, либо мука вечная!..

Переходить от видимого предмета на невидимое имя Божие надо при всех без исключения случаях и занятиях наших: стираешь ли белье, или что иное, или чистишь какой либо предмет - скажи себе (мысленно): Господи, очисти скверну души моея! Также начинаешь пить, или есть, после обычной молитвы, - помысли о том, как Господь Бог наш желчь и оцет вкусил нашего рада спасения, а нам вся благая предлагает! Таким образом смиришь свой гордый помысл и воздохнешь и возблагодаришь Господа, за нас пострадавшего!

Ложась спать, скажи себе мысленно: Господь и Бог наш не имел где и главы подклонити, а нам всякое удобство даровал.

Пробудившись, перекрестись, а когда встанешь от сна, скажи себе: Слава Тебе, показавшему нам свет!

Начинаешь обуваться, говори мысленно: Господи благослови, Господа помоги!

Когда одеваешься, скажи себе (мысленно): Господи, просвети одеяние души моея и спаси мя!

Когда же начинаешь умываться, непременно перекрестись для отгнания вражеского действа, чрез водное естество приходящее.

Начиная причесываться, вспомни, как римские воины терзали Спасителя нашего за пречистыя власы Его, когда вели Его на распятие, и тогда скажи: "Слава Страстем Твоим, Господи!"

Увидишь ли прекрасный предмет, достойный Творца и Промыслителя нашего о Своей твари - прославь Создателя всех!

Пред выходом из комнаты своей читай мысленно: Достойно есть... до конца, а также, когда придешь обратно, читай эту же молитву.

Когда при выходе из комнаты (или келии) берешься за ручку двери, читай мысленно молитву: Милосердия двери... до конца.

Итак, всегда при всяком видимом предмете переходи (мысленно) на невидимое имя Божие.

Здесь лишь приведены примеры, кто же с усердием возмется исполнять это, того благодать Святого Духа научит, как надлежит относиться ко всякому (без исключения) предмету и творить все во славу Божию, с соответствующими мыслями и чувствами, т.е. движениями души: либо прославительными, либо благодарными, либо покаянными, или самоуничижительными; подобного рода движения души - уже молитва, как сказал святитель Василий Великий.

Так действуя, человек будет находиться в состоянии непрестанной молитвы, согласно слову святого апостола Павла, и, следовательно, в единении с Богом, Который сказал: "Кто не со Мною, тот против Меня".

Поэтому всегда, во всех без исключения делах и начинаниях - приучи себя к памяти о Боге; а чтобы приучиться, надо просить благодатной помощи у Господа и благословения для укрепления нашей воли, чтобы переходить мысленно от видимого предмета на невидимое имя Божие, низводящее на нас благодатную помощь в деле спасения души и на все дела и начинания наши.

Так действуя, будешь все творить во славу Божию по научению святого апостола, и в то же время будешь иметь богоугодную и спасительную молитву, на которую, так сказать, наталкивает нас всякий предмет, пред нашими глазами сущий.

А когда нападает на нас уныние или ожесточение сердца, недопускающее до молитвы, тогда, чтобы прогнать такое бесовское искушение, надо сказать себе: Господи, нет у меня ни умиления, ни усердия, ни сокрушения, чтобы молиться Тебе достодолжно!".

После такого сердечного сокрушения Бог даст богоугодную и спасительную молитву, так как сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, т.е. не оставит без помощи.

При такой заботливости нашей о славе Божией и при создании немощи естества нашего вселится в тебя благодатная сила Божия и ты будешь в числе тех, о коих сказал Апостол Христов: "чадца, болезную о вас, дондеже вселится в вас Христос"!

Царство Божие не отверзается для того, в кого еще здесь, на земле, не вселится (по вере его) Христос; а где Христос, там свет незаходимый и нет тьмы; и будет у тебя на душе мир и радость ради пребывания в сердце твоем благодати Духа Святого как залог спасения нашего и вечной радости, иже на небесах.

Схиархимандрит Кирик «Царский путь ко спасению»


http://www.pravoslavie.ru/smi/57222.htm?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Лидия Новикова »» | 06.11.2012 20:17
  
0

Если бы человечество соблюдало одну заповедь – мы бы уже жили в раю


Старец Гавриил – один из самых известных современных афонских старцев. Вот уже много лет он подвизается в келье Святого Христодула близ столицы Афона – города Кареи. Количество паломников, которые стремятся увидеть старца, не поддаётся исчислению. Сотни людей приезжают к нему в келью и тысячи приходят к нему за благословением, когда он выезжает за пределы Афона. Мы публикуем выдержки из уникального интервью Гавриила Карейского, в котором он коснулся самых острых проблем современности.


– Бог ждёт нашего покаяния, чтобы спасти нас. Господь не желает ни войн, ни бедности, ни болезней. Бог сотворил нас не для того, чтобы мы страдали на земле, а затем попадали в ад. Но Он не может спасти нас, если мы сами этого не захотим.

Святые отцы говорят, что покаяние способно спасти не только нашу страну, но и всё человечество. Без покаяния мы погибнем! С нами случится то же, что и с жителями Содома и Гоморры: они все (кроме Лота и двух его дочерей) сгорели дотла. Или то же самое, что с человечеством во времена Ноя: мы утонем в пучине.

Бог дал нам Свой Закон, чтобы мы были счастливы на земле и наследовали вечную радость Рая. Если бы человечество соблюдало одну единственную заповедь из Евангелия, мы бы уже здесь, в этой жизни, жили в Раю.

– Какую заповедь?

– «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Если люди начнут её исполнять, не нужны будут больше армии, закроются военные производства. Тюрьмы, юридические факультеты и суды будут нам без надобности. Полицейские вынуждены будут сменить работу. Закроются предприятия производящие сигнализации и замки.

– Почему?

– Если я люблю ближнего, как самого себя – разве я пойду убивать самого себя? Обворую самого себя? Причиню вред самому себе?

Бог очень огорчён поведением современных православных. Ведь мы отреклись от него. Отменили Его Закон и установили свои собственные законы.

Однажды, во время одного из своих сражений, Александр Македонский увидел солдата, которые спрятался за спинами товарищей. Он подбежал к нему и спросил: «Как тебя зовут?». «Александр», – отвечал ему юноша. «Алексадр? В таком случае или ты изменишь своё поведение, или изменишь своё имя. Видел ли ты когда-нибудь чтобы я прятался во время сражений?», – сказал ему на это Александр Македонский.

Вот и Парламент Греции или должен изменить поведение, или имя. Со всем тем, что он творит, ему не престало называться «Βουλή» (Своё название Парламент Греции получил от слова Βουλή – воля, хорошо продуманное решение. Примечание переводчика). Куда больше ему подходит имя «безвольный, непоследовательный и непродуманный». Потому что он упразднил Закон данный Богом и напринимал своих собственных «законов».

Одна из десяти заповедей гласит: «не убий». Греческие депутаты говорят: «Долой Закон Божий: убивай» и узаконивают аборты.

Господь говорит: «Не прелюбодействуй». А они снова за своё: «Долой Закон, данный Богом». Узаконивают проституцию, гомосексуализм, кремацию умерших, гражданский брак. Убирают иконы из общественных зданий и крест с греческого флага.

Греческие депутаты заботятся о благе своей Родины? Хотят для неё добра? Заботятся о сохранении нашей христианской идентичности? Они отцы и спасители народа или его губители и искоренители?

Своими словами и делами политики демонстрируют, что не верят в Бога, в бессмертие души, в Рай и ад, в Страшный Суд и воздаяние за грехи. Всё перечисленное они считают опасными заблуждениями и «опиумом для народа».

Если они не раскаются, их не примет даже ад. Бог создаст для них особое место мучений. И вместе со всеми своими званиями, почестями и «политическими заслугами» они «украсят» самые глубокие и страшные места преисподней!

Элефтериосу Венизелосу1 принадлежат слова: Политикан думает о следующих выборах, политик о грядущих поколениях. А наши политические деятели думают о грядущих судьбах Отечества?

Политики прошлого жили для Родины, а не за счет Родины. А сегодняшние депутаты разве живут для Греции?

– Что вы думаете о кощунственной театральной постановке Corpus Christi (где Спаситель и его ученики изображены как люди нетрадиционной ориентации) и других случаях открытых нападок на Православную Церковь?

– На протяжении веков многие антихристы c бешенством ополчались на Главу нашей Церкви.

Но даже они не осмеливались оскорбить и опорочить моральный облик нашего Спасителя.

Антихристы нашего времени потеряли всякий стыд: они (простите, что я вынужден повторять эти слова) изображают Господа аморальным, грешным, развращенным, лентяем и неуравновешенным. Стыд и позор!

Даже некоторые, называющие себя «православными», верят этим россказням про Спасителя. В своём развращении и низости люди превзошли самого диавола!

- В Священном Писании сказано, что христианам следует избегать судебных тяжб2. Но как поступать в случаях, когда хулят Имя Божие? Можно ли противостоять кощунникам?

- На это даёт ответ Святитель Иоанн Златоуст: «Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя)».

- То есть митрополит Пирейский Серафим, который подал жалобу в суд на создателей кощунственной театральной постановки, поступил правильно?

- Да. В случаях, когда оскорбляется Имя Божие, мы должны бороться.


Нам не следует обращаться в суды, только когда дело касается наших личных дел. В таких случаях лучше пусть нам причинят несправедливость, чем мы обратимся в судебные инстанции.

Расскажу Вам две истории.

На Святой Горе Афон в Катунаках жил старец Ефрем. Один из его соседей построил при своей келье Церковь и решил сделать в ней иконостас. Он пошёл к одному монаху и спросил:

- Сколько монет возьмёшь за то чтобы сделать мне иконостас?

- 15.

Пошёл к другому:

- Сколько будет стоить работа?

- 12.

Тогда он пошёл к отцу Ефрему и сказал ему:

- Сделай мне иконостас.

Отец Ефрем без лишних вопросов взялся за работу. Когда всё было готово, сосед предложил старцу за его многодневный и тяжелый труд всего две монеты и спросил его:

- Достаточно, отче?

- Достаточно, – отвечал старец Ефрем.

После того как сосед ушёл, к отцу Ефрему подошёл один из его послушников:

- Геронда, он же обманул тебя! Ты так долго работал и получил всего две монеты?

На что старец Ефрем ответил:

- Сынок, оставь нам что-нибудь и для будущей жизни. Если здесь на земле мы получим всё, «что нам причитается», какую награду тогда получим в вечности?

Прошли годы, и старец Ефрем умер. И вот однажды послушник увидел его во сне. Старец стоял в прекрасной долине, а вокруг него стояли небольшие красивые домики. Один из них был особенно прекрасен, и послушник спросил:

- Отче, а это что за дом?

- Он построен на те деньги от иконостаса. То, что мы недополучим на земле, воздаст нам Господь.

А вот другой случай:

Два человека поссорились из-за земельного участка. Они не могли миром разрешить спор и решили попросить помощи у мудрого старца.

Выслушав их, подвижник предложил им пройти на спорную территорию.

«Эта земля моя», – кричал один. «Нет, моя», – возражал ему другой.

Тогда старец встал на колени и стал молиться. Потом поднялся и сказал:

- Я спросил у земли.

- И что она тебе ответила? – поинтересовались спорщики.

- Она ответила, что вы принадлежите ей, а не она вам.
Монах Гавриил Карейский

1 Греческий политик, несколько раз занимавший должность премьер-министра с 1910 по 1933 год
2 Апостол Павел укорял коринфских христиан: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6, 1, 3-7)

http://www.pravoslavie.ru/smi/57229.htm?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter
#2 | Лидия Новикова »» | 08.11.2012 19:02
  
-1

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау): «Вера – дело сердца»

Как-то раз много лет тому назад ко мне подошел один юноша студент. Нерешительно, но в то же время с настойчивостью ищущего человека, он заявил, что неверующий, что очень хотел бы уверовать, но не смог. Годами он пытался обрести Бога, но безуспешно.

Общение с профессорами и образованными людьми не удовлетворило его жажды чего-то самого серьезного. Он услышал обо мне и решил поделиться со мной своей проблемой бытия. Он попросил дать ему научное доказательство существования Бога.

– Ты разбираешься в интегралах или уравнениях? – спросил я его.

– К сожалению, нет! – ответил он мне, – я студент гуманитарного факультета.

– Жаль, потому что я мог бы дать тебе доказательство, – ответил я с улыбкой.

Он почувствовал себя обезоруженным и ненадолго умолк.

– Послушай, – говорю я ему, – прости, что немного подразнил тебя. Бог – это не уравнение и не математическое доказательство. Если бы Он был таковым, то все образованные люди поверили бы в Него. Знай: Бог познается иначе. Ты когда-нибудь бывал на Святой Горе? Ты встречал в жизни настоящего подвижника?

– Нет, отче, но я думаю посетить Афон, я много слышал о нем! Если Вы скажете, я поеду хоть завтра же. Вы знаете там кого-нибудь образованного, чтобы я мог встретиться с ним?

– Выбирай: ты хочешь увидеть образованного, который сможет тебе вскружить голову или святого, который «разбудит» тебя?

– Лучше образованного. Святых я побаиваюсь.

– Вера – это дело сердца. Попробуй все же начать со святого. Как тебя зовут?

– Гавриил, – ответил он мне.

Я направил его к одному подвижнику. Рассказал, как до него добраться и дал необходимые инструкции. Мы и план составили.

– Ты придешь к нему, – сказал я, – и спросишь то же самое, что спросил у меня. Ты скажешь: «Я неверующий, но хочу уверовать. Для этого мне нужно доказательство существования Бога».

– Я боюсь, я стесняюсь… – говорил он.

– Почему ты стесняешься и боишься святого и не стесняешься и не боишься меня? – спросил я у него, – ты просто иди и задай ему свой вопрос».

Спустя несколько дней Гавриил пошел, нашел того подвижника. Он разговаривал во дворе с каким-то юношей. Напротив старца ожидали четверо, сидя на чурбане. Между ними робко примостился и Гавриил. Не прошло более десяти минут, как Геронда кончил беседовать с юношей.

– Как поживаете, дети? – спросил он, – Вы все уже взяли лукум? Водички попили?

– Спасибо, Геронда! – отвечали те с принятой в миру вежливостью.

– Поди сюда – подозвал он Гавриила, выделив его среди других, – я понесу воду, а ты бери коробку с лукумом. И подойди ко мне поближе, я поведаю тебе одну тайну: «Ну да, неверующие люди бывают, но чтобы человек носил имя ангела и был неверующим…?! Такое первый раз в жизни встречаю!»

Наш друг чуть было не получил инфаркт от такой неожиданности. Откуда старец знает его имя? Кто рассказал ему о его проблеме? Что всем этим, наконец, Геронда хотел ему сказать?

– Отче, я могу с Вами немного поговорить? Это единственное, что он мог промямлить в ответ.

– Смотри, уже смеркается, бери лукум и немного попей водички. И ступай переночевать в близлежащий монастырь.

– Отче, но я хочу с Вами поговорить. Это невозможно?

– О чем нам с тобой, мой милый, говорить? Ты зачем сюда пришел?

– Во время этих его слов, я вдруг ощутил, как вдыхаю полной грудью, – рассказывал он после, – мое сердце наполняется верою, мой внутренний мир согревается, мои вопросы разрешаются без всяких рациональных аргументов и обсуждений, без какого-либо четкого ответа.

Сами собой рухнули все мои «если», «почему», «может быть». И остались лишь «как» и «что» делать с этого момента и дальше.

Тот ответ, который он не смог получить от образованных людей, ему даровал своим деликатным советом святой человек, окончивший всего лишь четыре класса. Святые очень рассудительны. Они оперируют тебя так, что ты этого даже не чувствуешь и не испытываешь боли. Они делают тебе трансплантацию, не вскрывая полости. Они возводят тебя на неприступные вершины, не опираясь на лестницу мирской логики. Они сеют в тебе веру, не утомляя твоего ума.

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай

Перевела с новогреческого Александра Никифорова

Фото: из архива митрополита Николая, http://www.facebook.com/pages/ΜΟΝΑΣΤΗΡΙΑΚΑ;

Ἡ πίστη εἶναι ὑπόθεση τῆς καρδιᾶς Χατζηνικολάου Νικόλαος (Μητροπολίτης Μεσογαίας καί Λαυρεωτικῆς)http://www.agiazoni.gr/

Ι.Μ.ΔΟΧΕΙΑΡΙΟΥ ΑΡΧΑΓΓΕΛΟΙ 2004 ΟΜΙΛΙΕΣ




http://www.pravoslavie.ru/put/57242.htm
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites