Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции.


«Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции»




Альтернативный проект Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество» (на основе проекта Патриархии) …

Церковь неустанно заботится об укреплении уклада семейной жизни, основанного на богоустановленных ценностях.

Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 10:16).

Апостол Павел призывает: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:18-21).

Православие свидетельствует об ответственности родителей перед Богом за воспитание детей, о необходимости заботы об их здоровье, благополучии, безопасности и, вместе с тем, осуждает пренебрежение родительскими обязанностями, грубость и жестокость по отношению к детям.

Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья - важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.

Современные общемировые тенденции, характеризующие отношение общества к семье и детству, можно обозначить, как огосударствливание детей и разрушение института родительства.

Многочисленные информационные кампании, манипулируя, как правило, всего несколькими многократно повторенными фактами, создают в общественном сознании миф о пандемии жестокости родителей в отношении детей.

Между тем, достоверной статистики подобной жестокости, основанной на реальных исследованиях, не существует, а случаи домашнего насилия, хотя, к сожалению, имеют место, но носят достаточно ограниченный характер, зачастую не обнаруживаясь в ближайшем окружении очень большого количества граждан.

К числу подобных информационных кампаний относятся также распространяемые мифы о поголовном угнетении несовершеннолетних в детских домах и местах лишения свободы, о стремительном росте сексуальных преступлений в отношении детей.

К сожалению, такие случаи имеют место в системе детских домов, искоренять это зло, безусловно, необходимо, но их количество не столь велико, как нам внушается.

Нельзя не отметить, что большинство детских домов всё-таки материально достаточно обеспечены, их персонал заботится о детях, а проблемой становится не отсутствие заботы, а социальная дезадаптация их выпускников, абсолютно беспомощных в самостоятельной жизни перед реальной ситуацией оплаты коммунальных расходов в сберкассе или записи в поликлинику.

Смягчение ответственности несовершеннолетних правонарушителей, предлагаемое в качестве защиты их прав, на практике также давно реализуется согласно ряду Постановлений Верховного суда (2000, 2009, 2012 гг.).

Вследствие также реализующегося принципа «экономии уголовной репрессии» большинство детских колоний в настоящее время пустуют или перепрофилируются под женские колонии.

Рост количества сексуальных преступлений против детей, который сейчас обозначается в СМИ как массовая тенденция российского общества, в свою очередь, искусственно индуцируется соответствующими публикациями, популистскими высказываниями некоторых политиков о всеобщем распространении педофилии и скоропалительными псевдо-кампаниями по борьбе с ней.

Решить проблему социального заражения поможет введение нравственного контроля над СМИ.

При этом необходимо честно признать, что для современного общества характерны тенденции снижения уровня социализации семьи, разрушения семейных установок и неспособности многих семей к самостоятельной устойчивости.

В качестве средства избавления от всех проблем России активно навязывается система ювенальной юстиции, которая, по мнению самих лоббистов, решает двуединую задачу: с одной стороны - максимальное смягчение ответственности несовершеннолетних правонарушителей, а с другой стороны - усиление ответственности родителей за воспитание своих детей.

Ювенальная юстиция в целом основана на абсолютизации приоритета прав ребенка по отношению к правам родителей, что приводит к ущемлению прав и интересов родителей и семьи в целом. Принцип приоритета прав ребёнка вступает в противоречие с Конституцией и законодательством России, возникая на основе редуцирования (усечения) прав родителей.

Это приводит к разрушению иерархии отношений в семье и обществе, неоправданному избавлению подростков от ответственности за свои поступки, осознаваемой ими безнаказанности и последующему пренебрежению ими социальными нормами.

Переориентирование общества на ужесточение требований к родителям при игнорировании потребности семьи в реальной помощи приводит к выраженному нарастанию репрессивных процессов по отношению к родительству.

Перспектива создания ювенальных судов и инфраструктуры детского судопроизводства может привести к неоправданному вмешательству государства во внутренние дела семьи и в любые семейные конфликты, в которых затронуты дети.

Известны факты изъятия государственными органами детей из семей по сомнительным поводам (бедность, стеснённые жилищные условия, отсутствие прививок, недостаточный рацион питания, отсутствие или проведение ремонта, наличие инвалидов в семье).

Кроме того, уже появились случаи, когда дети подталкивались к составлению жалоб на собственных родителей, то есть, можно вести речь о создании системы доносительства. Всё это создаёт почву для коррупции и чиновничьего произвола.

Переориентирование социальных служб на карательные меры по отношению к слабым семьям, использование для стимулирования их исправления угрозы лишения ребёнка, не могут стать адекватной мерой поиска помощи им.

Созданная в стране система межведомственного контроля, призванная взять под надзор каждую семью, попадающую в сферу зрения служб, взаимодействующих с ней (здравоохранение, образование, милиция), меняет отношения в обществе, разрушает ценностные установки и служит ускорению процесса маргинализации социально неустойчивых семей.

Важно учитывать сложную организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы.

Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут в первую очередь сами дети.

Ювенальная юстиция - зло, порок, однозначную позицию непринятия которой уже предъявила от лица всего общества родительская общественность, и Церковь в данном случае не видит иного пути, кроме как поддержать мнение народа.

Кроме того, очевидно, что лучший способ предупредить возникновение упомянутых проблем и разрешить большинство из них - это поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, целенаправленное формирование крепких связей детей и родителей.

В православной пастырской традиции накоплен огромный потенциал помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи. Этот потенциал должен быть в большей степени задействован в современном обществе.

Вместо этого идёт непрерывное изменение семейного законодательства, когда путём внесения новых законопроектов или поправок в действующие законы, существенно умаляются права всех родителей в отношении собственных детей и, по сути, происходит разрушение института родительства, результатом чего станет уничтожение первородного и неотъемлемого права родительства для каждого человека и замена его на привилегию избранных.

Все перспективы изменения этой сферы необходимо соотносить с национальными правовыми стандартами, с традиционным пониманием семейных ценностей, позицией религиозных общин и мнением населения. Недопустимо принятие законов, ограничивающих права родителей или ставящих под вопрос их изначальную неотъемлемость.

При этом необходимо активно вести общественно-государственный диалог, в котором нужно поднять вопросы о границах допустимости вмешательства государства в жизнь семьи, о неотъемлемости права родителей на жизнь со своим ребёнком; о защите семьи от произвола опеки и разного рода чиновников, о наказании тех из них, кто разрушает семьи и делает сиротами детей при живых родителях; о так называемом «подушевом» финансировании детских домов, когда их работники крайне заинтересованы в наличии и сохранении в стенах своих учреждений достаточного количества «контингента»; о неконтролируемом реформировании отечественного законодательства в сфере семьи, детства и родительства; о непомерном разрастании сферы международного усыновления детей, что для страны, находящейся в ситуации демографического коллапса, самоубийственно. И обязательно обозначить новую, пока не осознанную обществом опасность - передачу ряда функций государства и прав на сферу семьи и детства определённому кругу так называемых «социально ориентированных некоммерческих организаций» (НКО).

Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, но считает важным подчеркнуть, что вмешательство в жизнь семьи и кардинальные меры по отношению к ней возможны только в исключительном случае - при однозначно доказанном факте прямой угрозы жизни для конкретного ребёнка, которая должна быть чётко обозначена законодателем, чего на настоящий момент, к сожалению, не существует.

Церковь также призывает оценивать суть системы ювенальной юстиции с точки зрения христианской морали. В национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей.

Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней.

Вопрос о введении и распространении ювенальной юстиции затрагивает многие страны, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви. В ряде государств осуществление введения ювенальной юстиции вступило в противоречие с основами национального конституционного права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства.

Существуют основанные на фактах жизни граждан ряда стран опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, к соблюдению постов и других религиозных предписаний.

Следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоять попыткам их девальвации.

Все составляющие системы защиты детей должны быть максимально адаптированы к их национальной культуре и традициям и неотрывны от прав родителей. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни.


Русская народная линия

Ювенальная юстиция / 30.10.2012

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/30/poziciya_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_po_yuvenalnoj_yusticii/

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
     
3
Отзыв Ассоциации родительских комитетов и сообществ «АРКС» на проект документа «Позиция Русской Православной Церкви в отношении ювенальной юстиции»



Русская народная линия

Ювенальная юстиция / 30.10.2012

Сыновне благодарим Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословившего составление и обсуждение данного документа.

Не только православные христиане, а всё общество давно ждет официальную позицию Русской Православной Церкви по такому острому вопросу, как ювенальная юстиция.

То, что столь важный для всей страны документ прежде окончательного его принятия, вынесен на широкое общественное обсуждение, дает основания полагать, что позиция Церкви будет отрытой и в ней найдут отражение наиболее продуманные мнения и предложения всех заинтересованных лиц.

Ассоциация родительских комитетов и сообществ России полностью разделяет обеспокоенность Русской Православной Церкви возможностью ущемления механизмами ювенальной юстиции преимущественного права родителей на воспитание детей.

Удовлетворение вызывает предложение выносить на широкое и открытое обсуждение любые законопроекты и административные меры в сфере ювенальной юстиции.

С благодарностью воспринята нами готовность печалования Церкви перед властью при наличии озабоченности законодательными или подзаконными актами, принимаемыми в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи.

В то же время некоторые положения данного документа, на наш взгляд, нуждаются в корректировке.

Считаем, что документ может иметь следующую структуру:

1. Церковный взгляд на семью и проблему детско-родительских отношений

2. О защите прав детей

3. О вмешательстве государства в дела семьи

4. О применении ювенальных технологий в отношении несовершеннолетних правонарушителей

5. В целом о ювенальной юстиции



1. Церковный взгляд на семью и проблему детско-родительских отношений

В проекте документа констатируется: «Православие свидетельствует об ответственности родителей перед Богом за воспитание детей, о необходимости заботы об их здоровье, благополучии, безопасности и, вместе с тем, осуждает пренебрежение родительскими обязанностями, грубость и жестокость по отношению к детям».

Полагаем, что документ в этой части должен содержать взгляд Церкви на эту проблему, закрепленный в Священном Писании и Предании.

Церковь неустанно заботится об укреплении уклада семейной жизни, основанного на Богом установленных ценностях.

Самая первая семья была создана Господом Богом в раю. Господь заповедовал людям: «Плодитесь и размножайтесь».

Дети - это дар Божий супругам. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Пс.126:3).

Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, «домом Господним», а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью».

Священное Писание свидетельствует о почитании детьми родителей и послушании им.

Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12; Втор.5:16).

В Ветхом Завете непочтение по отношению к родителям рассматривалось как величайшее преступление (Исх. 21. 15,17; Притч. 20. 20; 30. 17).

В Новом Завете Спаситель говорит: «Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф.15:4; Мк. 7:10).

Новый Завет также учит детей послушанию: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3. 18-21).

На родителей накладывается обязанность воспитывать детей в благочестии и православной вере.

Апостол Павел призывал отцов: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Святитель Иоанн Златоуст наставлял: «Нам нет извинения, если дети у нас развращены».

Преподобный Ефрем Сирин учил: «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно».

Бог дал власть родителям над своими детьми.

«Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир.3:2).

«Оставляющий отца - то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сир. 3:1).



2. О защите прав детей

В проекте утверждается: «Острыми проблемами современного общества стали жестокое обращение родителей со своими детьми... ».

Между тем, согласно данным официальной статистики (ГИАЦ МВД России) в 2011 г. число несовершеннолетних, пострадавших от всех преступных посягательств, составило 93 241 человек[1] (для сравнения в 2010 г. - 100227 человек)[2].

Из этого числа 49 332 несовершеннолетних, стали жертвами преступлений, сопряженных с насильственными действиями (в 2010 г. этот показатель составил 55170 человек). Из них непосредственно от преступлений со стороны членов семьи пострадало 5 099 человек (в 2010 г. - 5 208 детей), из которых от преступных действий или бездействий самих родителей - 3 849 человек (в 2010 г. - 4 044 ребенка).

При этом необходимо отметить, что лишь 4% из общего числа пострадавших от преступлений детей становятся жертвами родительского насилия. Относительно общей численности детей, проживающих в России, которая составляет около 26 миллионов, число несовершеннолетних жертв семейного насилия составляет 0,02%.

Конечно, общество не должно равнодушно относиться даже к немногочисленным случаям детских страданий. Но официальная статистика показывает общую тенденцию, которая, безусловно, свидетельствует об отсутствии высокого уровня жестокого обращения с детьми в российских семьях и о ежегодном снижении родительской преступности.

Таким образом, объективно установлено, что 96% всех преступлений, жертвами которых становятся дети, происходит не в семьях, а на улице, в школе, в детских домах и других местах.

Это позволяет утверждать, что именно такое насилие является по настоящему серьезной проблемой, на котором обществу стоит сосредоточить свои усилия. То есть, система защиты прав детей должна быть нацелена на защиту детей не от членов своей семьи, а от преступных посягательств иных лиц.

Кроме того, в последнее время под влиянием международных структур во всем мире складывается тенденция к неоправданному расширению представлений о «семейном насилии» и «жестоком обращении». Сегодня к «жестокому обращению» относят применение в интересах детей умеренных воспитательных физических наказаний (не связанных, как показывает многовековой опыт и ряд серьезных научных исследований, ни с какой реальной опасностью для ребенка), запретов или даже более легких воспитательных воздействий. Аналогичные попытки криминализовать традиционные способы воспитания предпринимаются и в России.

В позиции Церкви, на наш взгляд, следовало бы указать, что появившаяся в последние десятилетия в мире тенденция криминализации наказаний, ограничений неправильного поведения детей, запретов со стороны родителей опасна для общества. Родители несут ответственность за воспитание своих детей, и они должны иметь возможность ограждать их от зла. Нормы уголовного права должны охватывать действительно преступные, причиняющие реальный и значительный вред деяния. Искусственная же криминализация традиционных методов воспитания, здравого родительского поведения - с целью пропаганды тех или иных конкретных взглядов на воспитание или оправдания последующего вмешательства во внутреннюю жизнь семьи «на основании закона» - должна быть признана недопустимой.

Помимо этого, следовало бы отметить, что всякое подстрекательство к доносам, как и прием жалоб детей на родителей, если они касаются вопросов воспитания и внутрисемейных отношений, а не совершаемого в отношении детей общественно-опасного деяния, недопустимы.

Такая позиция соответствует не только духовным, но и юридическим установлениям. Согласно статье 60 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. До этого времени в соответствии со статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации законными представителями детей являются их родители.

То есть, согласно Конституции РФ и российским законам, у детей нет и не может быть никаких личных неимущественных прав, осуществляемых ими самостоятельно без участия взрослых. При этом следует иметь в виду, что статья 15 Конституции РФ устанавливает приоритет международных норм права над федеральными законами, но не над Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу, придаваемую ей всенародным голосованием.

В этой связи в позиции Церкви необходимо отметить, что права детей не могут противопоставляться правам взрослых, становясь орудием разрушения семейной жизни, традиций семейного воспитания и нравственных ценностей.

Однако это не означает, что родители вправе произвольно ограничивать права детей.

Уместно заявить, что Церковь считает, что родители обязаны заботиться о сохранении жизни и здоровья детей, об их пропитании, развитии и образовании, нравственном воспитании.

При этом необходимо отметить, что родители могут отвечать за исполнение своих обязанностей лишь в пределах своих финансовых и иных возможностей, социального положения, что должно быть прямо признано законом. Родители не должны нести ответственности за невыполнение обязанностей по содержанию и развитию детей в случае невыполнения государством своих социальных обязательств в отношении конкретной семьи или отсутствия реальных возможностей для полноценного осуществления родительских прав и обязанностей (отсутствие работы, недостаток жилья, материального обеспечения и т.д.)[3].

По нашему мнению, Церковь также должна указать на то, что наряду с правами детей должно быть признано существование обязанностей детей, в том числе в отношении родителей и семьи. В частности, закон должен предусматривать такие обязанности детей, как обязанность с уважением относиться к своим родителям (и тем, кто действует от их имени, например педагогам, другим родственникам) и обязанность повиноваться требованиям своих родителей.

Не могут существовать права детей на непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, неуважение к старшим и иным людям, на дурное поведение.



3. О вмешательстве государства в дела семьи

В проекте официальной позиции Церкви указано: «Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, и признает, что в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь, если родители сами не могут или не стремятся защитить детей, и лишь в том случае, когда все возможности для сотрудничества с родителями исчерпаны».

В настоящее время федеральным законодательством сотрудничества с родителями не предусмотрено. В зарубежной практике родители часто принуждаются к так называемому сотрудничеству с государственными (ювенальными) структурами, защищающими права детей, под угрозой отбирания ребенка. Это часто приводит к необоснованному вторжению чиновников в дела семьи, процесс воспитания детей и к разрушению семей по самым ничтожным, абсурдным поводам. Мы видим множество примеров тому в странах Запада, где подобное законодательство уже принято и работает.

Такую же систему предлагают ввести сегодня и в России. Этот проект, внедряемый под разными названиями (социальное сопровождение семьи, социальный патронат и т.д.) позволяет чиновникам под видом якобы оказываемой социальной помощи вторгаться во внутреннюю жизнь семьи, навязывать родителям свои требования по воспитанию и содержанию детей в семьях, причем чуждые нашей духовной и правовой традиции, отбирать детей по причине нарушения их прав, трактуемых в широком либеральном духе.

При этом в документе Русской Православной Церкви такое «сотрудничество» упоминается как должное, как будто вопрос о его введении уже решен, не смотря на то, что эти проекты вызывают решительное сопротивление со стороны православной общественности, родительских организаций и неприятие подавляющего большинства граждан России.

Учитывая, что при отсутствии возможности для такого сотрудничества Церковь признает право государства на вмешательство в семейную жизнь, создается впечатление, что Церковь признает право государственных чиновников вмешиваться в частную жизнь семьи, а при отказе или сопротивлении родителей - отбирать детей.

Данная позиция не учитывает ранее принятые Церковные документы и заявления.

В основах социальной концепции Русской Православной Церкви указывается:

«Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества».

В заявлении, принятом на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами президиума Межрелигиозного совета России, которая состоялась 22 апреля 2010 года, представители всех традиционных для России конфессий единодушно заявили: «Нам видятся опасными любые меры, которые бы позволили чиновникам вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в ее мировоззрение и образ жизни, в кровную связь родителей и детей. Ребенок счастлив только тогда, кода живет вместе со своими отцом и матерью. Нормы внутрисемейных отношений заложены Творцом в природу человека, и разрушение их принесет несчастье человеку и народу».

Оговорка о том, что государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь «в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка» и что «действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях», не защитит семьи от чиновничьего произвола, так как не касается существа этих положений и критериев, что дает основания для всевозможных трактовок и злоупотреблений в данной области.

Чтобы позиция Церкви по вопросу ювенальной юстиции не воспринималась, как двойственная, необходимо уйти от формальных терминов, под которыми может пониматься всё, что угодно, а указать по сути вопроса, в каких случаях, по мнению Церкви, допустимо вторжение государства в семью, а в каких - нет.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в предложениях «О государственной политике поддержки семьи, материнства и детства в Российской Федерации», направленных государственному руководству Российской Федерации 16.01.2011 года, в частности, отметил необходимость:

- законодательно обеспечить приоритетную возможность семьи самостоятельно решать вопросы, касающиеся ее внутренней жизни;

- принять законодательные меры, создающие дополнительные гарантии права родителей на воспитание детей, включая формирование их мировоззрения и образа жизни, ограждение детей от опасных и безнравственных поступков, регламентацию их режима дня, исполнения ими религиозных предписаний, общения с противоположным полом, ознакомления с учебными материалами, печатной, аудио- и видеопродукцией, интернет-сайтами.

Исходя из этого, на наш взгляд, в документе необходимо изложить общую принципиальную позицию, заключающуюся в том, что родители имеют неотчуждаемую свободу, данную Богом, в вопросах рождения детей, методах и формах их воспитания, образования, степени приобщения к культуре, профессиональной подготовке, проведения досуга и т.д. Пределом этой свободы может быть только такое поведение родителей в отношении своих детей и та мера небрежения своими обязанностями по отношению к детям, которое является нарушением действующего законодательства.

Лишь в этих случаях государство вправе вмешиваться в жизнь семьи. За их пределами - для решения своих внутренних задач, принятия решений о своей внутренней жизни - прежде всего личной жизни супругов, рождения и воспитания детей - семья имеет преимущественные права перед всеми другими субъектами, включая и государство.

В силу Божественной природы семьи родительские права не могут произвольно отчуждаться или ограничиваться государственной властью, в том числе нормами законов. Напротив, они должны признаваться и защищаться в любом обществе.

Противозаконным также является наказание обоих супругов, если в нарушении закона виновен только один.

Отбирание детей может допускаться лишь в экстренной ситуации, когда существует доказанная явная и непосредственная угроза жизни ребенка, либо доказанная явная и непосредственная угроза причинения серьезного вреда его здоровью, причем эта угроза исходит от его родителей и не может быть устранена иным путем.

Недопустимо какое-либо «превентивное», вмешательство в жизнь семьи на основании подозрений или в целях профилактики возможных правонарушений в отношении детей, как это навязывается системой ювенальной юстиции. Попрание презумпции невиновности, принципа добросовестности родителей противоречит и духовному, и юридическому закону.

Следует также отметить, что неправомерное вторжение в семейную жизнь разрушительно для семьи и общества и должно наказываться в уголовном порядке.

Кроме того, в законодательстве должен быть установлен приоритет сохранения кровной семьи. А в случае, если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в культурном и религиозном отношении. Также в законодательстве должен быть установлен запрет на разлучение братьев и сестер.

Кроме того, тревогу вызывает выраженная в официальном Церковном документе позиция, позволяющая вмешательство государства во внутреннюю жизнь семьи в случае угрозы нравственному состоянию ребенка. В действующем законодательстве вмешательство государства в семью по данному основанию не предусмотрено. Такое предложение предполагает навязывание семье со стороны государства определенных норм морали и нравственности и принудительного механизма их исполнения при том, что сами эти нормы в законах не установлены. Это может привести к произвольному вмешательству в жизнь семьи со стороны чиновников, с собственной меркой подходящих к вопросам морали и нравственности.



4. О применении ювенальных технологий

в отношении несовершеннолетних правонарушителей

В документе говорится: «Существует необходимость изменения системы наказания несовершеннолетних преступников, дабы оно не приводило к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем».

Между тем, в российской действительности система наказаний несовершеннолетних уже давно изменена и либерализована даже более, чем в ряде западных стран.

Так, на основании ст. 420 УПК РФ: «производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке... с изъятиями, предусмотренными настоящей главой». Именно эти «изъятия» обеспечивают индивидуальный и более мягкий подход к детям. Таким образом, в нашей стране применяются особые условия проведения в отношении несовершеннолетних таких уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных действий, как: предварительное расследование, рассмотрение дел в суде, привлечение к уголовной ответственности, назначение и исполнение наказания (глава 50 УПК РФ, глава 14 УК РФ).

Кроме обозначенных требований, содержащихся в законе и определяющих особые условия проведения в отношении несовершеннолетних уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных действий, на стадии предварительного расследования дела в отношении несовершеннолетних, как правило, передаются наиболее опытному следователю, имеющему высокую квалификацию.

В нашей стране крайне редко несовершеннолетнему преступнику, совершившему преступления небольшой и средней тяжести, избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, более половины несовершеннолетних освобождается от уголовной ответственности уже на стадии предварительного следствия.

На практике все судьи наряду с основной деятельностью, имеют и свою условную специализацию, и дела в отношении несовершеннолетних в суде всегда отдаются одному и тому же судье, который специализируется в данной сфере.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с обстоятельствами, подлежащим доказыванию, в обязательном порядке устанавливаются условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (ст. 421 УПК РФ).

Что касается приоритетности мер воспитательного воздействия для несовершеннолетних правонарушителей, то и здесь российское законодательство позволяет не уступать странам, в которых практикуются ювенальные технологии.

Либеральность отечественного уголовного судопроизводства в отношении указанной категории граждан находит свое выражение и в том, что при совершении несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести, он может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано (почти так же, как и в ювенальном уголовном праве ФРГ), что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. За более тяжкие преступления несовершеннолетним дают минимальные наказания, как правило, не связанные с лишением свободы.

В такой ситуации утверждать, что наше законодательство нуждается в ещё большей либерализации в отношении преступлений несовершеннолетних, вряд ли обоснованно. Если применяемых сегодня принудительных мер воспитательного воздействия, по мнению Церкви, не достаточно, то вполне возможно расширить круг специальных воспитательных, реабилитационных программ для несовершеннолетних, в большом количестве разработанных в России.

Кроме того, вызывает тревогу утверждение о том, что «действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем». Это принцип ювенального судопроизводства. Под его прикрытием суд дает обязательные предписания родителям по воспитанию или созданию условий для своих детей. Фактически суд над ребенком превращается в суд над его родителями. Ребенок же от наказания освобождается. При этом речь идет о подростках, достигших возраста юридической ответственности. Это порождает в детях безнаказанность, неуважение к старшим и провоцирует их к совершению новых преступлений.

Кроме того, данное предложение документа не соответствует содержащемуся в нем утверждению о том, что «Создание ювенальных судов и инфраструктуры детского судопроизводства может привести к неоправданному вмешательству государства во внутренние дела семьи и в любые семейные конфликты, в которых затронуты дети». Ведь применение ювенальных технологий судами общей юрисдикции не менее опасно для семьи, чем, если бы они проводились ювенальными судами. По сути это ювенальная юстиция, и не важно, каким судом она применяется.



5. В целом о ювенальной юстиции

В документе Церковь призывает с осторожностью подходить к перспективе внедрения и развития механизмов ювенальной юстиции и оценивать ее нововведения с точки зрения христианской морали. Это можно понять и так, что Церковь в целом не против введения ювенальной юстиции, но призывает делать это с осторожностью.

Но такой подход прямо противоречит словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанным им 23.01.2012 г. на открытии ХХ Международных Рождественских образовательных чтений: «Вызывают тревогу все чаще звучащие предложения о внедрении института так называемой ювенальной юстиции. На наш взгляд, в настоящее время отсутствуют объективные и убедительные мотивы необходимости создания нового правового механизма в этой области. Имеющаяся система норм права предусматривает повышенную защиту прав детей и подростков и дополнительные гарантии при осуществлении правосудия с их участием».

Учитывая изложенное, полагаем, что более правильной была бы постановка вопроса не о необходимости осторожного подхода к перспективе внедрения и развития механизмов ювенальной юстиции, а о полной недопустимости этого.

Наивно было бы предположить, что в России удастся избежать нарушений прав людей и тех перегибов, которые обнаруживаются в зарубежной практике в результате деятельности ювенальной системы, справиться с ростом коррупционной преступности, последующим за такими нововведениями, необоснованным разрушением семей, а потому имеются все основания отказаться от неё вовсе. Вместо внедрения ювенальной юстиции в России было бы более рационально говорить о совершенствовании существующей системы защиты прав детей с учётом свойственной нам духовной и правовой традиции.

Именно Русская Православная Церковь, являясь хранительницей глубокого многовекового опыта наших предков, способна противопоставить западной ювенальной системе наши духовные традиции, которые смогут оздоровить семью, укрепить авторитет родителей, защитить детей, а, значит, возродить наше общество.



Ассоциация родительских комитетов и сообществ России "АРКС" в составе:

- Духовно-просветительский Центр им. Священномученика Владимира Амбарцумова, г. Москва, руководитель - член Союза писателей России, председатель редакционного совета портала «Православие и мир», настоятель храма Всемилостивого Спаса (б. Скорбященского монастыря) прот. Александр Ильяшенко

- Общественный центр правовых экспертиз и законопроектной деятельности - председатель Ольга Леткова

- Институт демографической безопасности, директор- член правления Российского детского фонда, член Союза писателей России Ирина Медведева

- «Проект Медведевой и Шишовой», представитель Татьяна Львовна Шишова

- Международное общественное объединение «Русские матери», представитель Ирина Бергсет

- Тюменский Городской Родительский Комитет председатель Андрей Добрынин

- Сайт "Культуролог", гл. редактор Андрей Владимирович Карпов

- Архангельский областной родительский комитет, представитель Татьяна Дрягина

- Проект «Под Солнцем», представитель Василий Яцкин

- Благотворительный проект «Русская Демография» г. Москва,

представитель Анна Сергеевна Старицкая

- Благотворительный фонд защиты детства г. Железноводск, представитель Юрий Лазин

- Воронежский городской родительский комитет, председатель Михаил Шмелев

- Городская общественная организация Няганьский городской родительский комитет,

председатель Клавдия Михайловна Еловских

- Городской родительский комитет г. Вятские Поляны, председатель протоиерей Борис Бабушкин

- Интернет-сообщество «Ювенальная Юстиция в России - мы против!», руководитель Андрей Зигуля

- Калужский родительский комитет, представитель Александр Митрофанов

- Крымское отделение Межрегионального общественного фонда по содействию духовно-нравственному просвещению населения «Вознесение» (г. Крымск), представитель Галина Длужновская.

- МОД "Родительский комитет Северо-Кавказского федерального округа", г. Пятигорск,

председатель Кира Моисеева



- Нижегородское региональное отделение Движения "В Защиту Детства",

координатор Сергей Пчелинцев

- Общероссийская общественная организация "За жизнь и защиту семейных ценностей", Башкирское отделение, председатель прот. Вячеслав Архангельский

- Общественная семейная организация Клинского района «Подсолнух», г. Клин

представитель Елена Владимировна Полякова



-МОД «В защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

представитель Елена Михайловна Тимошина

- Общественная организация в поддержку традиционной семьи, родительства и детства "Родительский комитет Ставрополья", ООПТСРД председатель Евгений Духин

- Объединённый родительский комитет Москвы и Московской области,

председатель Ольга Ярославовна Анохина

- ОД «Анапский Родительский Комитет» сопредседатель Любовь Яцухно

- Пятигорское управление правовой и экономической экспертизы, представитель Татьяна Лукашонок

- Пятигорская городская благотворительная общественная организации инвалидов-чернобыльцев «Союз-Чернобыль» председатель Виктор Николаевич Лукашонок

- Региональное общественное движение "Родители в защиту семьи и детства", г. Нефтеюганск, председатель Мария Федотова

- Региональное общественное объединение «Донская семья»,

представитель Людмила Петровна Киселёва

- Региональное отделение Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» (г. Старый Оскол), представитель Наталья Николаевна Семенкина;

- Родительский Интернет - Комитет Московская обл., представитель Ольга Ярославовна Анохина

- Родительский Комитет НОУ ПСОШ «Преображение» г. Анапа, сопредседатель Фаина Недикова

- Родительский Комитет СВАО г. Москвы, представитель Татьяна Новоселова

- РОО «Родительский комитет Минераловодского района Ставропольского края СКФО», председатель Петр Голдин

- РОО «Родительский комитет Югры» г. Ханты-Мансийск, председатель Светлана Поливанова

- Самарский городской родительский комитет, председатель Борис Коценко

- Свердловский областной родительский комитет "Счастливое детство в родной семье",

г. Екатеринбург, председатель протоиерей Олег Вохмянин

- Социальный инновационный проект «Новый мир», председатель Анна Вититина.

- Старооскольский городской родительский комитет «Счастливые Оскольские семьи»,

представитель Ольга Анатольевна Колпак;

- Фонд поддержки национальных традиций «Отчий дом», председатель А.Е. Кудрявцева, г. Тюмень

- Центр информационной безопасности семьи и детей, представитель Лариса Львовна Ефимова

- Челябинский губернский родительский комитет, председатель Татьяна Кошелева



[1] Статистика ГИАЦ МВД России. Форма 455, раздел 3 (за 12 месяцев 2011 г. всего по России).

[2] Статистика ГИАЦ МВД России. Форма 455, раздел 3 (за 12 месяцев 2010 г. всего по России).

[3] В некоторых ситуациях представители государственных органов заявляют, что семье была оказана помощь, но она «не исправилась». При этом речь идет, чаще всего, о крайне незначительной материальной помощи, которая не может реально изменить трудную ситуацию, в которой оказалась семья. Привлечение родителей к ответственности в этих случаях бесчеловечно и цинично, и не должно допускаться.
#2 | Алексей »» | 01.11.2012 14:51 | ответ на: #1 ( Cергей Валентинович ) »»
  
0
то лишь 4% из общего числа пострадавших от преступлений детей становятся жертвами родительского насилия." - следует еще заметить, что в наш блудно -* прелюбодейный век много "неродных пап либо мам". Поэтому, следует всегда еще уточнять - оба ли родителя являются родными для ребенка, или там уже были разводы.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU