Преподобный Агапит, Преподобный инок-князь Никола Святоша, Преподобный Алипий Печерский, Преподобный Илья Муромец

Святые Руси



О, Боже, преклоняюсь пред Тобой: Ты - мудрость, которая меня вразумляет, Ты - воля, которая дает мне волю. Ты - сила, которая меня творит. Ты - милость, которая меня подымает, Ты - голос, который зовет меня, Ты - Слово, которое ко мне глаголет. Ты - благо, которое мне даруется, Ты - милосердие, которое мне прощает, Ты - любовь, которая мною овладевает. Ты - Дух, который меня оживляет, Ты - провидение, которое ведет меня, Ты - покой, который меня наполняет, Ты - святость, которая побуждает меня, чтобы не было мне покоя, покуда я не узрю Тебя. О Боже, преклоняюсь пред Тобой.


Юрий Нагулко Агапит - целитель


ПРЕПОДОБНЫЙ АГАПИТ

Жил преподобный Агапит во время княжения Владимира Мономаха. Прославился этот монах Киево-Печерского монастыря тем, что лечил людей безвозмездно: он горячо молился за болящих, давал им травные настои и ту траву, которой сам питался. Это было самым лучшим лекарством для больных, и не было никого, кто бы не излечился от молитв и трав Агапита.

Однажды он исцелил человека, принявшего смертельный яд, исцелил он и Владимира Мономаха. Долгое время князь принимал совет другого лекаря, некоего армянина, но тот ему не помог. Тогда князь, узнав о силе Агапита, послал к нему за помощью. Но преподобный, боясь людской славы, стал молиться за Владимира в стенах монастыря и передавать ему лекарственные травы. Так скоро князь избавился от своего недуга.

Когда же Владимир хотел отблагодарить Агапита богатыми дарами, тот не принял их, сказав, что лучше князю творить добрые деяния и раздавать милостыню всем нуждающимся. С тех пор Мономах неотступно следовал этой заповеди и прославился среди народа и потомков своим нищелюбием и милосердием. Благодаря молитвам преподобного Агапита Владимир стал любимым князем у людей русских. В «Поучении Владимира Мономаха» к потомкам он писал: «Извечный враг наш побежден тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостынею... Не забывайте убогих, сирот, вдовиц; не давайте сильным губить простого смерда... Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего по отношению к Церкви».
Владимира Мономаха называли добрым страдальцем за Русскую Землю. Князь действительно большую часть времени проводил вне дома, ночуя иной раз прямо на земле, вставая до рассвета и делая все самостоятельно, без посторонней помощи. Даже византийский император Иоанн Комнин из уважения к русскому князю прислал ему в дар царские знаки, которые носил еще Константин Мономах: венец Мономаха, бармы и крест от животворящего дерева. Так, впитав наставления преподобного Агапита, Владимир возвысился в глазах народа и перед Богом.

Приходилось Агапиту уличать лжелекаря-армянина в его невежестве и греховных деяниях, которые приводили лишь к беде, но все это он делал не для своей славы, а ради славы Божией. Когда же лжелекарь, увидев чудеса, творимые преподобным, понял, Кто им руководит, он раскаялся.

После своей смерти (в XI веке) преподобный явился армянину с наставлением, и тот, приняв Православную веру, поступил в Киево-Печерский монастырь, где, прожив всю жизнь, почил с миром.

На Руси преподобному Агапиту, врачу безвозмездному, молятся об исцелении больные, и даже самые безнадежные из них обретают после молитв облегчение.



Юрий Нагулко Князь-инок Никола Святоша

ПРЕПОДОБНЫЙ ИНОК-КНЯЗЬ НИКОЛА СВЯТОША

Преподобный Никола Святоша в миру был князем Черниговским Святославом. Этот правнук Ярослава Мудрого имел прекрасную семью — жену и детей, но в 1106 году он оставил свое семейство, чтобы принять постриг в Киево-Печерском монастыре и имя Никола.

Это первый русский князь, который принял монашество и отказался от всех мирских благ. В монастыре он с великим смирением проходил послушание, делал то, о чем его просила братия, — работал в поварне, рубил дрова, служил привратником. Около своей кельи Никола развел прекрасный сад, построил на свои средства в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя Святого Николая, своего небесного покровителя.

Он терпеливо переносил упреки своих братьев-князей, но не оставлял монастыря, ведя строгий, аскетический образ жизни, хотя его врач убеждал, что такие аскетические подвиги очень вредят здоровью князя-монаха и могут привести к болезни.

Но случилось так, что врач сам внезапно заболел и выздоровел лишь благодаря молитвам Николы. После такого чуда врач принял монашество и стал служить Богу вместе с преподобным. Один из высочайших подвигов Николы, прозванного за свое смирение Святошей, был подвиг молчальничества.

Почил Никола, печерский чудотворец, в 1143 году. После его кончины тяжело заболел его брат, князь Изяслав. Игумен Печерского монастыря послал ему власяницу Николы. Как только князь облачился в эти одежды, он немедленно исцелился. Многие чудеса происходили по молитве преподобному Николе Святоше; по всему видно, что своим усердием и смирением он заслужил милость Божию и потому был прославлен.
По преданию непрестанно молился умной молитвой "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя."




Юрий Нагулко Алипий - первый иконописец изограф


ПРЕПОДОБНЫЙ АЛИПИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

Преподобный Алипий жил во время княжения Всеволода Ярославича. Когда в XI веке в Печерскую обитель прибыли греческие иконописцы, Алипий вместе со своими родителями был отдан им в обучение. Когда церковь была расписана, он принял постриг от игумена Никона. Алипий усердно трудился и создавал иконы для всех нуждающихся, не беря за работу платы. Если же благодарные покупатели платили ему, то одну треть суммы он тратил на иконы, одну треть — на нищих, а оставшуюся часть — на монастырь. За такое усердие игумен возвел Алипия в чин иерея.

Преподобному был дарован дар целительства. Однажды к нему обратился больной проказой, который не смог найти помощи ни у знахарей, ни у врачей. Он покаялся во всех своих грехах перед Алипием, и тот сказал: «Правильно сделал, что пришел исповедать Богу грехи свои перед моим недостоинством». Он долго наставлял и поучал больного, после взял те краски, которыми писал иконы, и помазал все раны и лицо его. Затем повел его в церковь, где причастил и повелел умыться водой, которой умываются священники после принятия Святых Тайн. Прошло немного времени, и больной исцелился, а все его струпья отпали.

При своей жизни Алипий написал много икон, и все они прославили преподобного чудесами. Однажды в Киеве случился пожар и полностью сгорела церковь, в которой находилось семь икон Алипия. После пожара все эти семь икон были найдены невредимыми. Владимир Мономах лично решил взглянуть на чудесные иконы, он взял одну из них и наказал отправить в каменную церковь в Ростове, которую сам построил. Через какое-то время случилась новая напасть: церковь была разрушена, но икона опять осталась невредимой. Ее перенесли в деревянную церковь, а когда и та погорела, икона по-прежнему оставалась нетронутой огнем и без малейшей царапины, что больше всего служит доказательством добродетельной, богоугодной жизни преподобного Алипия.

Однажды Алипия попросили написать икону Пресвятой Богородицы к празднику Успения, но преподобный сильно разболелся и почти умирал. Заказчик же сильно переживал, что скоро праздник, а икона не готова. Он часто приходил к Алипию справиться, не готова ли икона, но преподобный совсем не мог встать. Докучая ему своими жалобами, заказчик все никак не оставлял Алипия, тогда тот сказал: «Чадо, не тревожь меня, а возложи свои заботы на Господа, и Он поможет тебе, сделает икону, и в праздничный день она будет на своем месте».

Когда человек пришел к Алипию перед самим праздником и увидел, что икона по-прежнему не готова, он стал корить старца и упрекать, что тот сразу не сказал о своей тяжкой болезни и не отказался от работы: «Тогда бы я нашел другого иконописца, и он написал бы к празднику икону, тогда бы праздник был светел и торжественен, а теперь меня ждет стыд», — сказал человек. Однако Алипий ответил ему: «Ведь я же сделал это не от своей лени. Бог может написать икону Своей Матери одним Своим словом; вот и мне Господь открыл, что я ухожу от вас, но не могу я оставить тебя в твоей печали». Когда заказчик вышел от Алипия, в келью зашел светлоликий юноша и стал писать икону. Он так быстро и чисто работал, что преподобный понял: к нему явился ангел, чтобы помочь.

Закончив работу, он обратился к Алипию: «Отче, скажи, может, чего-то недостает или я в чем-то ошибся?» Но работа была так прекрасна, что Алипий ответил: «Видно, Сам Бог помог тебе написать эту икону; и тебя Он сделал Сам». С наступлением вечерних сумерек чудесный иконописец сделался невидим. Заказчик же от волнения, что икона все еще не готова, никак не мог уснуть, промучившись всю ночь и считая себя великим грешником. Все же ранним утром, едва рассвело, он отправился на исповедь в церковь. Открыв двери храма, он замер в изумлении — икона находилась на месте. Вначале он даже испугался и упал на колени, но потом все же подошел к иконе и внимательно ее осмотрел, поняв, что это действительно та икона, которую он заказывал.

Человек немедленно поспешил к игумену монастыря и рассказал ему о свершившемся чуде. Тогда они вместе пошли к Алипию. Тот был уже при смерти, но игумен все-таки задал ему вопрос: «Скажи, отче, кто и когда написал эту икону?»

И преподобный поведал им историю об ангеле, в заключение сказав, что ангел сейчас стоит рядом с ними и готов взять его душу. Только он произнес это, как испустил последнее дыхание. Преподобный Алипий почил 17 августа 1114 года, и было немало чудес, совершавшихся по молитве святому.




ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Очень мало сведений в летописях о житии преподобного Илии Муромца; известно только, что жил он в XIII веке, был родом из Мурома, находился в Киево-Печерском монастыре. Преподобного Илию некоторые источники отожествляют с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Сейчас трудно утверждать, являлся ли преподобный Илия действительно былинным богатырем, но и опровергнуть это тоже не представляется возможным. Если верить народным сказаниям, то богатырь Илья Муромец был человеком очень религиозным и после своих подвигов, по окончании воинской службы передал все нажитое в храмы. Он посвятил свою жизнь служению Богу, проводя время в странствиях по Руси, которые привели его в Киево-Печерскую обитель. Если это действительно произошло так, то, без сомнения, преподобный Илия Муромец и богатырь Илья Муромец — одно и то же лицо.

Сохранившиеся с XIII века записки паломника Леонтия, проводившего жизнь в странствиях, донесли до наших дней следующую запись: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении, под покровом златым. Ростом он, как нынешние крупные люди, левая рука его пробита копьем, а правая изображает крестное знамение».

Из этих записей понятно, что преподобный Илия лежит в молитвенном положении — пальцы правой руки сложены так, как принято и поныне в православии (три перста вместе, а два последних прижаты к ладони). К сожалению, о преподобном Илии, если только он и Илья Муромец не один и тот же человек, больше нет никаких сведений. Известно только, что Православная Церковь причислила его к лику святых, и память преподобного Илии Муромца празднуется 19 декабря.

Комментарии (7)

Всего: 7 комментариев
#1 | Лидия Новикова »» | 29.10.2012 12:46
  
6
Молите Бога о нас отцы святые. Спаси Бог, Георгий
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 29.10.2012 13:08
  
3
Св. Агапит похож на В.В. Путина, или наоборот.

Юрий Нагулко Агапит - целитель
Путин В.В.
#3 | Лидия Новикова »» | 29.10.2012 13:30 | ответ на: #2 ( Андрей Рыбак ) »»
  
4
))))))) да есть такое сходство,особенно глаза и скулы)))
красивые иконы-картины святых,тепло и благодать идут от них,святые как-будто живые
#4 | Георгий О. »» | 31.10.2012 19:27
  
5


Преподобный Илья Муромец

Историческая личность и былинный герой

Память — 19 декабря / 1 января

Илья Муромец — самый известный герой русского эпоса, но не все знают, что не выдумал его Боян, что жил он на самом деле неподалеку от Мурома. Кстати, предки наши XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность — воин, который много лет состоял в дружине киевского князя Владимира — был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Хотя русские летописи не упоминают его имени, зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем княжеского рода — Ильей Русским.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось крайне мало. Предполагают, что родился Илья около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. В детстве и юности страдал параличом, однако не роптал на судьбу, не жаловался, только молился со смирением. А горевал Илья лишь о том, что если б был он здоров, то «не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам». Вот и услышал Господь его чистую молитву.

Однажды в дом вошли калики перехожие (странники) и властно сказали Илье: «Поди и принеси нам напиться!». Илья, послушный, кроткий, проводивший все время в молитвах, не мог ослушаться старцев и обидеть их. Искренне желая выполнить их волю, он встал на ноги и, таким образом, исцелился. От этих же странников Илья получает благословение биться с врагами земли родной. Интересная деталь: в былинах советского времени эпизод с пришедшими к недвижимому Илье странниками тщательно «редактировался» с целью дехристианизации преподобного Илии Муромца.

Итак, до пострига Илья состоял в княжеской дружине. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Прославился Илья Муромец многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять». Скончался святой богатырь около 1188 года, примерно на 45-м году жизни.

Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!».

В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.

Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности былинного героя. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса является святым Русской Православной Церкви. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще 69-ти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца — гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная печерским «изобразителем» Ильей в середине XVII в.

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 г.: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке». По свидетельству очевидцев, останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста, по тем временам (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст — 40–55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно — XI–XII вв. Для уточнения требуются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, пока подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире «Красное солнышко», как повествуется в былинах.

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова: «от этих татар да от поганых окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но, как показала экспертиза мощей, предсказание калик, к сожалению, не свершилось. Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести немного времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития, зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе. Кроме того, о нем сложены сказки и казацкие былинные песни оригинального содержания, в которых на образ древнего богатыря повлиял известный Илейка Муромец (Горчаков) из г. Мурома, сторонник Лжедмитрия. Известны и лубочные обработки историй об Илье Муромце.

Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эти два города разделяют сотни километров, и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.


Известно, что классические былины об Илье Муромце были записаны в основном на севере, а казацкие песни — на юге. На родине же, в центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX в. Муромский краевед А. А. Титов, автор «Исторического описания города Мурома» 1833 г. писал, что Владимир Великий определил в Муром лучшего наместника, может быть, потому, что «Русский богатырь Илья Муромец, родившийся в селе Карачарове, от Мурома в двух верстах, известный нам по словесным преданиям и некоторым, хотя неофициальным, но правдоподобным запискам добровольно уехал в Киев служить Великому князю Владимиру...».

На местные предания, рассказывающие о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, ссылаются известные исследователи фольклора прошлого века Орест Миллер и Федор Буслаев. Причем записи сказаний были присланы им непосредственно из Мурома. Местные жители особо почитали родники, которые, по преданию, возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Их насчитывалось множество, но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил по легенде сам Илья. Этy церковь народ почитал Ильинской не в память библейского пророка, а в память своего любимого героя. Надо отметить, что даже существует поверье, «что гром происходит от того, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Троицкая церковь в селе Карачарове, по преданию, также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. На родине Ильи Муромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сюжета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед А. А. Епанчин в конце 1960-х гг. записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице дочери муромского князя Глеба. В газете «Муромский край» (№ 102, 8 мая 1914 г.) была опубликована «Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце», где ему приписывается истребление драконов — доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин, проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Это прозвище — Гущины — стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор носят его с гордостью и считают себя потомками славного богатыря. А мужчины этого рода, словно в подтверждение родства своего с богатырем, и сейчас обладают силой недюжинной.

В XIX в. бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются потомками известного героя. Такая генетическая память нынешних жителей села Карачарова о своем далеком предке свидетельствует об органичном и живом отношении к своей истории.

Надо отметить, что церковное почитание святого Ильи Муромца на его родине как в прошлом столетии, так и до самого последнего времени ограничивалось лишь обычным упоминанием его в день памяти наряду с другими киево-печерскими угодниками. В последние годы, с возрождением Церкви и местных святынь, церковное почитание Ильи Муромца значительно усилилось и получило особое распространение как на родине богатыря, так и по всей стране. Так, в селе Карачарове был восстановлен храм Гурия, Самона и Авива, где 1 января 1993 г. в день памяти святого была торжественно установлена икона святого с частицей мощей Ильи Муромца. Образ был исполнен муромским художником-иконописцем И. Суховым по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных. Частица мощей преподобного была передана из местного музея. В 1994 г. на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря (освящена в 1998 г.). Святой Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и изображается на иконах для монастырей и храмов.

Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. Именем этого былинного богатыря названы самолеты, пароходы, ледоколы. В городе Муроме на высоком постаменте у зеленых елей стоит на приколе бронепоезд «Илья Муромец», ветеран Великой Отечественной войны. А на высоком берегу Оки муромцы поставили величественный памятник знаменитому земляку.

Богатырь Илья Муромец как фольклорное воплощение русского характера, совестливого и справедливого, вдохновлял многих поэтов, художников, композиторов, актеров и историков. Стихи и поэмы о нем писали Н. М. Карамзин, А. К. Толстой, И. С. Никитин. Композитор Л. Д. Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри», а художник В. Васнецов увековечил память о нем и других русских богатырях в картине «Богатыри».

Украинская Православная Церковь учредила орден преподобного Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству, в том числе и в «горячих точках».

Преподобне отче Илие, моли Бога о нас!
  
#5 | Сергей И. »» | 06.11.2012 11:08 | ответ на: #2 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
Только наоборот! Иначе бы пришлось признать, что Путин старше Св. Агапита. А может, так и есть?
#6 | Володимер »» | 05.06.2014 11:19
  
0
положим, Никола Святоша - не единственный святой князь на славянских вообще и Черниговских в частности землях.
тут и блгв. Олег Брянский, и прп. Даниил Московский, много кого еще.
а до схизмы - так и во всей христианскй ойкумене такая практика была.
в Византии, к примеру, император Иоанн Кантакузин отрекся от престола и удалился в монастырь. свои творения (в основном полемические, из которых самое известное - "Диалог с иудеем") подписывал монашеским именем в характерной форме "Божий дар, Иосифов труд".

вот чем православные славяне реально выделились - так это феноменом страстотерпчества. хотя и здесь мы не одиноки. например, св. Эдуард, король Английский еще прежде наших Бориса и Глеба был убит по наущению мачехи Этельфриды в результате сговора баронов и танов. прославлен в лике святых в 1008 г. еще неразделенной Церковью. его мощи обретены и положены в храме православной монашеской общины его имени неподалеку от Лондона.
#7 | Anne »» | 14.06.2014 17:54
  
1
Кондак 12

Благодать Господню испроси нам, отче Агапите, почитающим с любовию святую память твою и усердно притекающим к честней раце мощей твоих, от неяже чудесныя исцеления подаеши недужным. Темже тебе, чудотворения даром от Бога прославленному, прилежно молимся: исцели наша недуги душевныя и телесныя и помози нам предстательством твоим спасение вечное получити, да вкупе тобою воспоем Дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites