О том, что Богоугождение и духовное делание совершаются везде — как в глубочайшей пустыни, так и среди мирской суеты

Орел парит над миром

О том, что Богоугождение и духовное делание совершаются везде — как в глубочайшей пустыни, так и среди мирской суеты

- Как-то раз пришлось быть в одном монастыре. Некий иеромонах говорил проповедь о покаянии. И для того, чтобы привести наглядный пример, он показал в контрасте: «Приходят на исповедь некоторые люди. Спрашиваешь их: «Чем согрешили?» Жмут плечами: «Не знаем, батюшка: вроде бы не убивали, не грабили». И вот подходит старец-пустынник, человек с чистой, детской душой, и исповедуется у меня около часа. Спрашивается: в чем он может каяться? Какие грехи он может рассказывать?»

Такой контраст батюшка привел для наглядного сравнения. Потом, немного помолчав, добавил: «Я приоткрою вам секрет, в чем же могут каяться люди духовные.

К примеру, стоит человек на молитве, слушает правило. И если при этом какая-то фраза из слушаемых им молитв не усвоилась умом, прошла мимо, он считает это за грех. Но бывает и другая степень восприятия. Человек слушает слова молитвы, они воспринимаются его умом, входят в его сердце, из сердца восходят к Богу, от Бога приходит ответ, и человек сердцем этот ответ воспринимает. И вот если не произошла такая «цепочка», т.е. слова молитвы не воспринялись умом, не прошли в сердце, от сердца не взошли к Богу, и от Бога не пришел ответ, то это считается у человека духовного грехом, и он в этом кается».
Услышав такие слова о молитве, душа уязвилась подобным идеалом. Но вместе с этим она ощутила и скорбь: ведь в пример был приведен старец, живущий в горах, т.е. подвижник.
Невольно возникает вопрос: имеет ли смысл желать обрести такую молитву «простому смертному»? Возможно ли это? Или же был показан только «образчик» далекого, прекрасного и совершенно недостижимого идеала — для того, чтобы мы лишь узнали, что «такое бывает»?

- Как видим из житий Святых, в частности, из жития преподобного Антония Великого, основоположника монашеского делания, — он был послан Промыслом Божиим в Александрию к кожевнику, который имел превосходящее его — преподобного Антония — делание. Так же и преподобный Макарий Великий был направлен учиться у двух женщин-мирянок.8

На основании этих и других, описанных в житиях примеров, мы можем сделать вывод, что Богоугождение и духовное делание совершаются везде — как в глубочайшей пустыни, так и среди мирской суеты.

- К сожалению, приведенные примеры так далеки от нас по времени.

- Разве это имеет значение? «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Все зависит от человека, от его веры и от того, как он проходит свой путь, а не от времени, места, звания или сана. И примеров тому множество — их только нужно уметь видеть (а не увлекаться поиском одного лишь «яркого» и «из ряда вон выходящего»).

Взять хотя бы историю XX века. Разве мало явила она нам образцов благочестия? Об этих людях — наших современниках — сейчас написан целый ряд книг. Вот перед нами житие святого праведного Алексия Мечева (†1923). «Он был старец и подвижник, — повествуется в его жизнеописании,9 — и многие не видели ни его старчества, ни его подвижничества, многие, даже из числа истинно взыскующих того и другого и любящих то и другое. Многие соблазнялись о нем: какой подвижник в вечной молве, суете, шуме? Какое старчество в самом центре городской суеты, под визг автомобилей, в обстановке обычной семейной жизни московского среднего круга?

Все внешнее у него было точно такое же, как у всех нас… Трапезы не было никакой. Спешный, случайный, в разное время, когда доведется, завтрак, обед и ужин, а в сущности просто еда — наспех, наскоро. С утра до ночи звонки телефона, стуки в дверь, поездки по городу, домовой комитет, нестроения, неврастения, житейские будни — бесконечные, изо дня в день тянущиеся, со всяческими мирскими нуждами своей семьи, причта и прихода и сотен человек приходящих.

Во всем, во всем, от еды и телефона до чина богослужения — не монастырь и не скит, не безмолвие, не чин, не тишина. Но значит ли это, что не подвиг и не подвижник? Нет, подвиг — и непостижимо великий. Нет, подвижник — и непостижимо светлый. И недаром этому подвигу пребывания во граде, яко в пустыни, изумлялись истинные жители иноческой пустыни, духовные други покойного, приснопамятные Оптинские старцы Феодосии и Анатолий, почитавшие смиренного батюшку о. Алексия с Маросейки истинным самоподвижником и благодатным старцем, а старец Нектарий как бы с упреком выговаривал приехавшим к нему из Москвы: «Зачем вы ездите к нам, когда у вас есть отец Алексий».

Отец Алексин пустыню перенес в Москву, заключил ее в своей многолюбивой душе и многострадальном сердце и щедро раздавал приходящим к нему неоскудевающие благоуханные дары пустыни — смирение, радость, утешение, милость и дар даров — любовь.» Думаю, здесь нет нужды что-либо комментировать. Можно лишь посоветовать изнемогающим в вере христианам (сомневающимся в возможности возделывания духовной жизни в современных условиях) почаще читать подобные жития.

И еще расскажу о человеке, с которым мне лично пришлось быть знакомым. Это наш современник, раб Божий Алексей Подройкин, в дальнейшем — наш сподвижник по пустыни монах Афанасий (†1995). Отец Афанасий жил невдалеке от нас, и потому мы имели возможность знать некоторые подробности его жизни в миру и в монастыре.

О жизни о. Афанасия, конечно, стоило бы рассказать подробнее, поскольку она назидательна во многих отношениях. Но сейчас, чтобы не отвлекаться от темы, остановимся лишь на отдельных моментах.

В миру о. Афанасия звали Алексеем. Он вел обычную мирскую жизнь, был семейным человеком: имел жену, сына, дочь. Работал сначала таксистом, потом — в том же автопарке слесарем.

Время было советское, поэтому приходилось терпеть и притеснения, и насмешки, и даже открытые гонения. Но, тем не менее, .Алексей старался жить по совести и соблюдать евангельские заповеди. Ходил в церковь, усердно молился, смирялся, терпел (а терпеть ему приходилось очень много) и на всякое доброе дело призывал Божию помощь.

Был у него такой интересный случай. Его начальник — директор автопарка — купил себе иномарку. Немного на ней поездил, и она испортилась. Нужно было куда-то срочно ехать, а она стоит. Директор вызвал главного механика, слесаря и токаря: «Сделайте мне завтра машину». Они позвали Алексея: — Иди, делай!

- Завтра воскресенье, я не пойду.

Они обругали его, но, видя, что он непреклонно стоит на своем, махнули рукой:

- Ну, и не надо, набожник ты этакий! Сами без тебя сделаем. Пошли, возились целый день, но так и не сделали. Вроде сделают, поставят, а эта помпа опять течет.

На следующий день пошли докладываться директору: дескать, ничего не получается. Он вызывает Алексея:

- Иди, сделай мне машину.

- Как же так? Главный механик с мастерами не сделали, а я что сделаю?

- Ну, иди, может, что-нибудь все-таки сделаешь.

Он послушался и пошел. Помолился перед этим, конечно. Перекрестился: «Господи, вразуми, что здесь надо сделать?» А эти главные мастера стоят и смотрят, что он будет делать. Алексей перекрестился сам, перекрестил машину, потом пошел, подкрутил что-то, и говорит шоферу: «Разбирай». Тот разобрал. Посмотрели: все стоит на своих местах. Алексей перекрестил помпу: «Теперь собирай». Шофер собрал, поставил, залил воду — не течет.

Шофер пошел, доложил директору, что машина отремонтирована. Директор и механик спрашивают: «А что он сделал?» — «Я разобрал, он перекрестил, я снова собрал — и все».

С тех пор Алексея на работе уже не терроризировали за то, что он ходил в церковь, и не заставляли работать в воскресные дни.

Но минуло одно искушение — пришло другое: восстала жена. И восстала очень сильно. «Я, — рассказывал впоследствии о. Афанасий, — понял, что это уже бес через нее так действует, и начал более усердно молиться», — хотя, практически, вся его жизнь была непрестанным обращением к Богу.

Бывало даже такое: он так погружался в молитву, что жена с раздражением кричит, а он за нее молится с состраданием и в какой-то момент перестает ее слышать. «Я, — говорит, — молюсь, и у меня так тихо, так мирно на душе. Потом приду в себя, смотрю на нее. Она стоит, кричит. Закончила, и:

- Ну, ты все понял?! — Что?..

- Ты что, ничего не слышал?! На небесах уже летаешь?!! — и снова понеслось».

Доходило даже до того, что она с ножом бросалась на него. Но он очень мирно, очень кротко все терпел. Она доходила до истерики, а ему Господь давал милость благодушно все претерпевать. И это продолжалось много лет.

Потом, судьбами Божиими, раб Божий Алексей стал монахом в Почаевской Лавре (постригли его с именем Афанасий). Последние годы своей жизни о. Афанасий провел на Кавказе, в горах. Кончина его была блаженная (мы были тому свидетелями) Перед смертью он принял схиму с именем Алексий

Вот такой пример. И таких примеров в жизни немало. Поэтому можно лишь пожелать, чтобы каждый из нас, вняв этим душеспасительным урокам христианского благочестия, сделал бы для себя надлежащие выводы, и не оправдывал бы себя «неимением» благоприятных условий для молитвы.

http://xn--h1aehaimhg8e.xn--p1ai/knigi/beseda-o-molitve/

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
#1 | Cергей Валентинович »» | 26.10.2012 22:07
  
3
Притча. Птицелов





Однажды птицелов поймал соловья, хотел зарезать и съесть его. Соловей начал просить пощады.

- Какая польза тебе, если ты зарежешь меня? - Отпусти лучше меня, я дам тебе за это три совета.

Птицелов согласился. Соловей сказал ему:

- Никогда не гоняйся за тем, чего поймать не можешь, никогда не печалься о том, что уже прошло и миновало, и не верь никогда неправде.

Птицелов отпустил соловья. Соловей захотел испытать своего освободителя - узнать, как он принял его советы.

- Неразумный, - сказал он. - Какое сокровище ты выпустил из рук! У меня внутри находится драгоценный камень величиной в страусиное яйцо.

Опечалился птицелов своей оплошности и начал снова заманивать соловья.

- Приходи погостить у меня, - говорил он, - а потом я опять отпущу тебя.

- Теперь-то я понимаю, - сказал соловей, - твоё легковерие и безумие: не можешь поймать меня, а пытаешься поймать; жалеешь, что выпустил меня - жалеешь о том, что прошло; веришь, что внутри у меня страусиное яйцо, хотя оно не в пример больше меня!
#2 | Сергей Валентинович »» | 26.10.2012 22:09
  
1
Притча. Луковка



Жила-была одна баба злющая-презлющая, и померла. И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и в нищенку бросила. Тогда эта луковка не дала нищенке с голоду помереть. И отвечает ему Бог: "возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь её вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвётся луковка, то там и оставаться бабе, где теперь". Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: "на, говорит, баба, схватись и тянись". И стал он её осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и начала она их ногами брыкать: "Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша". Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро. Ангел заплакал и отошел.
#3 | Сергей Валентинович »» | 26.10.2012 22:13
  
2
Притча про зеленщика



Жил на свете монах - святой угодник Божий, молился Господу в пустыне. И вот обратился он к Господу с молитвой, чтобы показал ему того, кто выше его преуспел в молитве. И Господь открыл ему, что рядом с его пустыней есть город, в котором на рынке трудится зеленщик, который весьма угодил Богу всей своей жизнью. Монах оставляет пустыню свою и отправляется в город. Утром город обступает его своим шумом и толчеею.

В толпе монах спрашивает, как ему найти зеленщика с рынка.

Прохожий объясняет, как ему пройти и добавляет, чтобы тот смотрел внимательно, потому что зеленщик совсем незаметного виду, и что часто покупатели и вовсе его не замечают.

Монах приходит на рынок и действительно среди тех, кто торгует, находит торговца зеленью, мужичка совершенно неприглядного вида, маленького и незаметного.

Монах начинает расспрашивать его о том, чем он так угодил Богу. Зеленщик удивляется и говорит, что он ничем и никому не угодил, и что он не понимает монаха. Тогда монах спрашивает его:

- А как ты думаешь, в этом городе люди спасаются?

- Конечно, спасаются, все такие хорошие, все Богу угождают.

Монах становится рядом и наблюдает за зеленщиком, как тот торгует до конца дня, а потом просится переночевать у него, надеясь понять, чем тот так угодил Богу. Зеленщик торгует из рук вон плохо и чаще просто раздает свои овощи тем, кто еще беднее его. Но вот день закончен и зеленщик приглашает монаха в свою лачугу, и они идут.

По дороге они проходят мимо разных домов, богатых и бедных. В одном из особо богатых домов идет пьяная гулянка: раздается музыка, слышны веселые женские голоса, за окнами танцуют и веселятся, пьют вино и едят вкусную пищу. Зеленщик доводит монаха до своей бедной лачуги и начинает готовить ужин, который состоит из той самой зелени, которую он и торгует.

- И что же, на что ты живешь?

- Вот что наторгую на это и питаюсь.

- И что же ты ешь?

- Обычно варю из этой зелени себе похлебку и ем ее.

- И что ты доволен?

- Очень. Как же не благодарить Господа за все те дары, которые Он преизобильно дает нам, смертным.

- Как ты думаешь, а другие люди этого города тоже славят Господа?

- В этом городе живут очень хорошие люди, и все искренне хвалят нашего Творца.

- И что даже люди в том богатом доме мимо которого мы проходили, ведь там танцуют пьяные женщины, там гулянка и обжорство!

- Ну что ты! У них все есть, им есть что съесть и что выпить, поэтому они больше всех славят Бога!




В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу. Отдыхающий ангел решил спросить другого: "Что же ты бегаешь туда-сюда?"
Спросил.
- Я ношу Богу послания, которые начинаются - "Помоги Господи..." А почему ты всегда отдыхаешь?
- Я должен носить Господу послания которые начинаются - "Спасибо, Господи..."




Царь встредил мудреца.
- От куда ты идёшь?
-Из ада.
- Что же тебе нужно было там?
- Я хотел попросить у чертей огня, чтобы согреться. Но дьявол сказал, что огня у них не водится.
-???
- Грешники сами приносят для себя в ад огонь. Огонь... И горят в огне своих страстей и грехов...
#4 | Сергей Валентинович »» | 26.10.2012 22:18
  
2
Белая одежда


- Отец, почему ты печален? - спросил ученик у старца.

- Люди разучились видеть истину. Трижды я показывал трем из вас белую одежду с грязным пятном. И спрашивал: что вы видите? Грязное пятно, - говорил каждый из вас. И ни один не догадался ответить: белую одежду.



Смысл христианской любви



Старец вывел учеников на мороз и молча встал перед ними.

Прошло пять минут, десять… Старец продолжал молчать.

Ученики ежились, переминались с ноги на ногу, посматривали на старца. Тот безмолвствовал.

Они посинели от холода, дрожали, и, наконец, когда их терпение достигло предела, старец заговорил.

Он сказал: “Вам холодно. Это потому, что вы стоите порознь. Станьте ближе, чтобы отдать друг другу свое тепло. В этом и есть суть христианской любви.”
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU