Нетленные Мощи Святых.


Не души только святых достойны почитания, но и в мертвых телах их есть некая сила и могущество.
Св. Кирилл Иерусалимский

Традиция почитания останков святых восходит к Священным Писанию и Преданию. Мощи Иосифа с благоговением были взяты с собой сынами Израилевыми при исходе из Египта и принесены на землю обетованную: "И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме" (Нав. 24, 32). При соприкосновении с костями пророка Елисея произошло воскрешение усопшего (IV ЦАР. 13).

Ранние христиане совершали Божественную Литургию на гробах святых мучеников. Они почитали останки праведников более всяких богатств (в отличие от язычников, пугавшихся всего мертвого). С глубокой древности и поныне принято полагать в христианские храмы частицы святых мощей под престолы, а также вкладывать их в антиминсы (особые шелковые платы с изображением положения Иисуса Христа во гробе, без которых не совершаются Божественные Литургии).

В определении Седьмого Вселенского Собора, состоявшегося в 787 году, есть следующие слова: "Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяние на немощных"... Святитель Иоанн Златоуст указывал на то, что святые мощи обладают силой изгонять бесов и истязать демонов. Он же говорил: "Бог разделил с нами святых. Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы их святые кости мы имели постоянным побуждением к добродетели". Случаев нетленности святых мощей с первых веков христианства известно великое множество. По сей день сохраняют гибкость и целостность мощи Св. Спиридона Тримифунского, жившего более полутора тысяч лет назад.

Традиция почитания святых мощей в России была заимствована из Византии, откуда уже после крещения Киевской Руси были доставлены во вновь открываемые христианские храмы мощи почитаемых христианских праведников. Так, сам князь Владимир привез в Киев мощи Св. Климента и ученика его Фива.

Через семнадцать лет после кончины одного из основателей русского монашества преп. Феодосия его святые мощи были обретены нетленными. Случилось это в 1091 году. "...Игумены и черноризцы совет сотворше, реша недобро есть лежатие отцу нашему Феодосьеви кроме монастыря церкви своея", "и видехом лежащ мощами, не составы не распалися беша, и власи главнии притяскли бяху", — писал летописец преп. Нестор.

Удивительная сохранность мощей святых — реальность, вряд ли объяснимая наукой, хотя такие попытки неоднократно делались, причем зачастую предвзятые позиций естественных законов природы. Тем не менее в последнее время появились и иные сообщения. Так, кандидат биологических наук Т.П. Решетникова утверждает, что проведенные ею исследования мест захоронения святых в Киевско-Печерской Лавре выявили мощное биологическое излучение, исходящее от останков. А в опытах с зернами пшеницы, "облученными" путем приложения к святыням, получены результаты, позволяющие сделать вывод "о реальной трансформации биопроцессов в зернах типа трансмутации их". При этом "облученные" зерна давали дружные всходы, быстрее, нежели в контрольной группе, прорастали, имели особую жизнестойкость, переносили даже сильные дозы искусственно вызванного радиоактивного облучения.

Интересное описание, после посещения Антониевой пещеры, оставил в 1701 году московский священник Иоанн. В своем "Путешествии в Святую Землю" он пишет: "Февраля во 2 день, придохом в Антониеву пещеру, и ту видихом преподобных отец; в нетленных плотех что живые лежат! И толь множество их, что звезд небесных! Все яко живы лежат! Дивное чудо! Так Бог прослави своих угодников боящихся Его. Видехом и младенцев нетленных лежащих. Тут же видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении, под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язви вся знать на руке; а правая его рука изображает крестное знамение, сложены персты как свидетельствует Феодорит блаженный и преподобный Максим Грек: крестился он двоме персты. Тако и теперь ясно; и по смерти его плоть мертвая свидетельствует на обличение противников" (Бартенев. "Русск. Арх." 1863 г., стр. 15).

В некоторых случаях, безусловно, мощи почивших могут оставаться сохранными и в силу естественных причин, например, в песчаной почве, или массовые захоронения на некоторых кладбищах Сибири и Кавказа наглядные тому свидетельства. Но как можно объяснить нетленность мощей святых, пролежавших в сырых местах десятки, сотни лет? А таких случаев немало. Кроме того, святые мощи не просто реликвии верующих, они дают чудесные исцеления, источают особые, удивительные благоухания, сообщают при близком соприкосновении неизъяснимую словами благодать. Тем не менее, справедливости ради, надо отметить, что нетленность мощей не является главным признаком святости почившего. И тленные останки святых, такие как кости, могут обладать особыми целебными свойствами. "Кости наги источают исцеления", — писал митрополит Даниил в XVI веке. С другой стороны, длительно сохраняющаяся внешняя неизменность тела умершего и даже нетленность мощей — не есть еще обязательный признак святости. Так, в 1956 году, войдя в состояние, именуемое йогами как маха самадхи, ушел из жизни один из авторитетнейших Гуру современности — Иогананда. Произошло это после прощания с учениками и ближайшими последователями. То есть, в конечном итоге, речь идет об особом виде самоубийства, которое последователи йоги пытаются оправдать тем, что гуру, сочтя свою миссию на земле исполненной, а дальнейшее пребывание среди людей нецелесообразным, имеет право уйти из жизни, проявляя при этом свою полную власть над жизнью в теле. Но ведь с позиции Православного учения всякое самоубийство есть тяжкий грех, и не человеку решать время своего пребывания на земле.

Следовательно, не может быть и речи о причислении Иогананды к числу христианских святых. Тем не менее, тело великого йога длительное время сохраняли в Лос-Анжелесском морге, производя научные наблюдения, после чего в печати появилось сенсационное сообщение, заверенное нотариусом: "Отсутствие каких бы то ни было видимых признаков разложения в мертвом теле Парамхамсы Иогананды является необыкновенным случаем в нашей практике... Никакого физического распада не было заметно в его теле даже через 20 дней после смерти... На коже не было видно никаких признаков омертвения, в тканях тела высушивания. Это состояние полной сохранности тела, насколько нам известно, является случаем беспримерным. После получения тела Иогананды персонал морга ждал появления обычных прогрессивных признаков разложения тела... Наше изумление возрастало с каждым днем, так как в теле, находящемся под наблюдением, не происходило никаких видимых изменений, и не было никакого запаха разложения тела" (В.И. Эваис-Бенту, цитируется из книги "Автобиография йога").

Даже если бы тело Иогананды после этого осталось нетленным и сохранилось в неизменном виде на протяжении десятков или даже сотен лет, это бы не решило дела в пользу истинной святости Иогананды. Основанием для почитания святых мощей является не их нетление, а присущая им особая благодатная Божественная сила. Также и в плане основания для канонизации: этому служит не нетление останков, но святость при жизни и божественные чудотворения от мощей.

Существует к тому же небезосновательное мнение, что йоговские трансы, глубокие медитативные состояния, да и собственно нирвана, являющаяся конечной целью йогического пути — есть не что иное, как добровольная демоническая одержимость, а вовсе не слияние с божественным абсолютом, так что путь йоги ("йога" — переводится обычно как "соединение", "связь", "слияние") приводит действительно к слиянию, но с могущественным миром грез, иллюзий и духов вне Христа.

Известны случаи, когда мощи святых оставались нетленными, даже после затопления водой или пожаров. Так, весной 1472 года митрополит Филипп присутствовал при вынесении мощей св. Петра (митрополита Киевского и всея Руси; †21 декабря 1326 года), проводимого в связи со сломом старого Успенского собора: "и разобраши надгробницу и до гроба святаго, и видит мощи его яко свет блещащяся и благоухание исходяще от них, а гроб, в нем же положен бысть, распался от огня весь, а мощи его ничтоже прикоснулося бяше глаголют бо тако: яко тогда изгорел бяше, егда злочестивый Тахтамыш взял нестию град Москву, и тогда разорили гроб его, чающе нечто скровено в нем, и не обретоша ничтоже, идуще же из града зажгоша его, и от того изгоре и гроб святаго. А мощей его ни дымная воня прикоснуся: заступлена бо быша Божиею благодатию" (Полн. собр. Русск. Летоп. VIII, 171—173).

В сырой могиле в 1860 году нашли тело Св. Тихона Задонского нетленным и источающим чудные благоухания.

А вот отрывок из недавно опубликованного секретного документа, относящегося к беспрецедентному по своим актам вандализма революционному периоду, когда массовый характер приобрела кампания по вскрытию и уничтожению останков русских святых:

"Записка по прямому проводу Морзе из Чернигова. Москва, ЦК РКП, Совнарком, Ленину. Совершенно секретно. 18 февраля вскрыты мощи Феодосия, сообщаем проект врачебных экспертов: Предъявленное экспертизе тело, называемое мощами святителя Феодосия Черниговского, есть действительно тело человека в состоянии сухого омертвения-мумификации без признаков гниения. Данные микроскопического исследования обнаруживают довольно ясное строение ткани и клеток, в особенности волокнистой ткани, мышечной и кровяных телец... Нами организована агиткампания по научном обосновании мумификации... Ждем дальнейших указаний".

23 февраля 192 I г. Секретарь Губкомпарт. Одинцов, врид Предгубисполкома Филатов (ЦГА РСФСР, ф 353. оп 5, ед. хр. 251, л 25).

Последние годы, наряду с возрождением храмов, пустыней и обителей знаменовались возвращением русской православной Церкви мощей таких прославленных святых и чудотворцев, как преп. Серафима Саровского, Свт. Митрофана Воронежского, Свт. Тихона Задонского.

Едва ли это случайность, ведь "все святые, хотя кончили земное поприще, но они живы: несть Бог мертвых, но Бог живых: вси бо Тому живи суть" (Лук. 20, 38) — Св. Иоанн Кронштадтский.

http://www.orthomed.ru/print.php?id=library.article.0061

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites