24-е октября Ап. 70-ти Филиппа, единого от семи диаконов (I). Прп. Льва (Леонида) Оптинского. Собор преподобных старцев Оптинских:


24-е октября 2012г.
(11.10.2012 г. по ст.с.)

среда 21-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 3-й.


Ап. 70-ти Филиппа, единого от семи диаконов (I).
Прп. Феофана исп., творца канонов. еп. Никейского (ок. 850).
Прп. Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Мцц. Зинаиды и Филониллы (I).
Прп. Льва (Леонида) Оптинского.
Свтт. Нектария, Аркадия и Сисиния, патр. Константинопольских.
Св. Гоммара, покровителя Льерского ( Нидерл. ).
Прп. Етельбурги, игумении Баркингской (676) ( Кельт. и Брит. ).
Прп. Кеннета, игумена Агабойского (VII) ( Кельт. и Брит. ).
Новосщмч. Иувеналия (Масловского), еп. Рязанского.
Собор преподобных старцев Оптинских: Льва (1841), Макария (1860), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия (1894), Исаакия (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия (1922), Нектария (1928), Никона исповедника (1931), Исаакия священномученика (1936).
Воспоминание чуда, бывшего от иконы Господа Иисуса Христа
Воспоминание Седьмого вселенского собора (празднование переходящее в ближайшее воскресенье)



Кол., 251 зач., I, 18–23. Лк., 37 зач., VIII, 22–25. Ап.: Деян., 20 зач., VIII, 26–39. Лк., 50 зач., X, 1–21.





Трапеза

Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.

Богослужебные указания

Среда. Ап. Фили́ппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофа́на исп., творца канонов, еп. Нике́йского.

Собор преподобных О́птинских старцев.

Служба святых не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха.




СВЯТОЙ ФИЛИПП, АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ
Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Октябрь 11


Родом из Кесарии Палестинской. За благочестивую жизнь избран святыми апостолами в диакона и трудился вместе со св. архидиаконом Стефаном. Во время воздвигнутого на Иерусалимскую церковь гонения св. апостол Филипп проповедовал Евангелие и совершил много чудес в Самарии, чем обратил здесь многих ко Христу. Между другими он крестил волхва Симона и евнуха царицы Ефиопской, которого встретил на пути из Иерусалима в Газу, отправившись туда по повелению Ангела (Деян. 8, 5-13, 26-39). После крещения этого вельможи святой апостол Филипп был восхищен Ангелом в Азот и, проходя по всем городам, проповедовал слово Божие, пока не пришел в Кесарию. Пробыв здесь в своем доме некоторое время, он возвратился в Иерусалим, где был поставлен святыми апостолами во епископа. Затем св. апостол Филипп проповедовал в Траллии Лидийской (Малая Азия), обратив там многих ко Христу. Сотворив множество чудес, святой апостол скончался в глубокой старости.



Тропарь Филиппу

Благоукрашается вселенная, /
Ефиопия ликовствует, /
яко венцем красуема, /
тобою просветившися, /
светло торжествует память твою, /
Богоглагбливе Филиппе, /
вся бо веровати Христу научил еси /
и течение совершил достойно Евангелия. /
Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу, /
Егоже моли даровати нам велию милость.



ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК
День памяти: Октябрь 11


Преподобный Феофан исповедник, творец канонов, епископ Никейский, был младшим братом преподобного Феодора Начертанного (память 27 декабря). Братья получили отличное образование, особенно увлекались философией. Стремясь к Богопознанию, они удалились в лавру святого Саввы. Здесь преподобный Феофан был пострижен, а через несколько лет стал пресвитером.

Святые братья прославились как поборники иконопочитания. Они отважно исполнили поручение Иерусалимского Патриарха отправиться в Константинополь для обличения императора-иконоборца Льва Армянина (813 - 820). Впоследствии они обличали и императоров-иконоборцев Михаила Балбу (820 - 829) и Феофила (829 - 842).

Святым пришлось вынести заточение, голод, тяжкие муки. Император Феофил приказал раскаленными иглами написать на их лицах стихи, оскорблявшие славных исповедников (поэтому их и именуют "Начертанными".) "Пиши, что хочешь, перед Страшным судом прочтешь свое писание", - говорили императору мужественные братья. Феодора посадили в темницу, где он и скончался (+ 833), а Феофана отправили в ссылку. С восстановлением иконопочитания преподобного Феофана вернули из ссылки и рукоположили во епископа Никейского. Святитель написал около 150 канонов, в том числе прекрасный канон в защиту святых икон. Скончался преподобный в мире около 850 года.





ПРЕПОДОБНЫЙ ЛЕВ, ОПТИНСКИЙ
День памяти: Октябрь 11 (оптин.)


Первый Оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.

В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни.

В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу.

В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.

В 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель, преподобный Моисей, зная духовную опытность преподобного Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования преподобного Льва.

Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления. Приводили к нему многих бесноватых. Одна из них как увидела старца, упала перед ним и закричала страшным голосом: «Вот этот-то седой меня выгонит: был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду!» Когда преподобный прочитал над женщиной молитву и помазал маслом из лампадки, горевшей пред образом Владимирской Богоматери, бес вышел.

Победа над бесами, конечно, была одержана преподобным Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляла его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» — преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».

Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».

Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапеза. «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, — говорил преподобный Лев, — едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду». В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины преподобного, 11/24 октября 1841 года, служили всенощную в честь памяти святых отцев семи Вселенских Соборов.




СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
День празднования: 11 октября


Собор Оптинских старцев, церковное празднование памяти преподобных старцев Оптинских:

Льва (1841),
Макария (1860),
Моисея (1862),
Антония (1865),
Илариона (1873),
Амвросия (1891),
Анатолия Старшего (1894),
Исаакия Старшего (1894),
Иосифа (1911),
Варсонофия (1913),
Анатолия Младшего (1922),
Нектария (1928),
Никона, исповедника (1931),
Исаакия Младшего, священномученика (1938).
В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского, а 10 июля 1998 г. были обретены мощи прп. Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.


26-27 июля 1996 г. еще тринадцать оптинских старцев были причислены к лику местно-чтимых святых Оптиной пустыни (обшее соборное празднование 11 октября).

В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Тропарь Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, глас 6:

«Православные веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителе, /преподобнии старцы Оптинскии,/ любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Господу,/ да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша».


Молитвы

Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских
глас 6
Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.

Кондак Собора преподобных старцев Оптинских
глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Лидия Новикова »» | 23.10.2012 19:08
  
4
Молитва Оптинских старцев на начало дня

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Акафист собору оптинских старцев

Служба собору Оптинских старцев

Акафист преподобному Макарию Оптинскому

Акафист преподобному Амвросию Оптинскому

Акафист преподобному Иосифу Оптинскому

Акафист преподобному Варсонофию Оптинскому

Акафист преподобному Нектарию Оптинскому

Акафист преподобноисповеднику Никону Оптинскому

Акафист и служба иконе Божией Матери именуемой "Спорительница Хлебов"

Канон собору оптинских старцев

Канон преподобному Амвросию Оптинскому

Канон молебный преподобному и богоносному отцу нашему Амвросию Оптинскому чудотворцу

Молитвенное правило,которое преподобный Амвросий Оптинский благословлял читать во время скорби и искушений

Молитва матери о своих детях

Оптинский молитвослов
#2 | Лидия Новикова »» | 24.10.2012 12:42
  
2

Первые чудеса прп. Амвросия, последовавшие по его кончине




Первые чудеса прп. Амвросия, последовавшие по его кончине Время и обстоятельства сглаживают сердечную горесть, какова бы она ни была. Безутешна была скорбь почитателей батюшки о. Амвросия тотчас после его кончины, но скоро они стали утешать себя мыслию, что Старец умер только телом, а дух его живет вечно, по слову Премудраго: праведницы во веки живут. Эти слова подтверждаются и самим делом.

Во время поминальной трапезы по батюшке Амвросию после его отпевания произошло одно замечательное событие, которое произвело на всех присутствующих сильное впечатление. К покойному старцу Амвросию часто приезжала благотворительница Шамординской общины, супруга известного московского торгового деятеля Сергея Васильевича Перлова, с замужнею дочерью, у которой не было детей. Эта бездетная дочь ея просила у Батюшки совета и благословения – взять какого-нибудь ребенка в усыновление. В 1890 году, почти в самую же половину октября, Старец сказал ей в ответ на ея желание: «Погодите, через год я сам укажу вам для усыновления ребенка».

За обедом приехавшие на похороны Старца молодые супруги с горечью вспомнили слова его и пожалели, что кончина Батюшки не дала ему исполнить своего обещания. Но еще не успел окончиться обед, как пронесся слух, что у крыльца начальнического корпуса, где гости обедали, нашли подкинутого младенца. Сначала, разумеется, слух этот многим пришелся не по сердцу. Но когда об этом услыхала бездетная дочь г-жи Перловой, она кинулась к малютке и с чувством глубокого умиления воскликнула: «Это Батюшка послал мне дочку». И ребенок увезен был ею в Москву.

Живет старец Амвросий вечною жизнию, как получивший велие дерзновение ко Господу, ибо вот теперь, по кончине его, уже бывают от него исцеления.

В октябрьской книжке «Душеполезного чтения» за 1897 год помещено письмо Николая Яковлевича Широкова, Вятской губернии Глазовского уезда, к теперешнему Оптинскому старцу о. Иосифу. В нем, между прочим, читаем следующее: «Я, – пишет Широков, – весьма был болен: страдал болью ног и головы. 26 ноября прошлого 1896 года приносит отец мой от сельского нашего священника книгу «Душеполезное чтение», в которой я и нашел статью про о. Амвросия.
Прочитав ее и поразмыслив немного, начал я душевно молиться к о. Амвросию об исцелении моих недугов и, помолившись, тонким сном уснул.

Только что успел заснуть, как вдруг заблистал предо мною необычайный свет, который вскоре исчез, – только остался один след от него в виде облака, и вдруг слышу шаги идущего человека. В скором времени вижу пред собою мужа, украшенного сединами, в мантии, с крестом на груди. При сем я постараюсь описать его приметы: лицо истощенное постом, весьма светлое, нос с горбинкой, волосы седые, не весьма густые, брада его седая тоже не густая, а голос его весьма звучный. Кроме того, на левой руке его были четки, а в правой руке посох.

Вот он подошел к моему ложу и говорит: «Чадо Николае! Восстань, поспеши в церковь, отслужи молебен св. Амвросию Медиоланскому и получишь облегчение скорое». Он взял меня за руку, благословил и дотронулся своим посохом до моих ног, которыя и почувствовали скорое облегчение. Дал мне что-то вроде просфоры поесть, и вдруг в голове у меня зашумело. Я тогда весьма ужаснулся и думал, что уж головы у меня нету на плечах. Но вот сей Старец покрыл ее мантией, и вскоре я почувствовал облегчение. Старец еще раз благословил меня, и я сподобился облобызать его светлую руку и при сем осмелился спросить его: «Как вас звать по имени?» Он мне ответил: «Кому я велел тебе отслужить молебен, того я и ношу имя, я – иеросхимонах Амвросий из Оптиной Пустыни». Сказав это, он сделался невидим.

Пробудившись, я весьма обрадовался, что выздоровел, и родные сему тоже очень обрадовались. Все-таки об этом явлении я не открыл им вскоре, а записал оное только в свою памятную книжку. Но вот ныне опять явление это повторилось. О. Амвросий явился мне во гробе лежащим, повитый в схиму, и говорит: «Что же ты, раб Божий Николай, умалчиваешь о делах милости Божией и не сообщаешь Оптиной Пустыни о исцелении?» Только поэтому-то я и осмелился сообщить о вышесказанном вашему высокопреподобию и при сем просить вас, о. Иосиф, не оставить без внимания мой рассказ и для пользы других поместить его хоть на одной страничке жизнеописания отца Амвросия»…

Из жизнеописания старца Амвросия, составленного архим. Агапитом (Беловидовым), 1900 г.


оптина
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites