23-е октября Мчч. Евлампия и Евлампии (303-311). Прп. Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца (1891). Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122).Прп. Иулиании Ольшанской.


23-е октября 2012г.
(10.10.2012 г. по ст.с.)

вторник 21-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 3-й.


Мчч. Евлампия и Евлампии (303-311).
Прп. Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца (1891).
Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122).
Собор Волынских святых: прп. Иова Почаевского, свтт. Стефана и Амфилохия, епп. Владимиро-Волынских, прпмч. Макария, архим. Овручского, блгв. Феодора, кн. Острожского, Ярополка, кн.Владимиро-Волынского и Иулиании, княж. Ольшанской.
Блж. Андрея, христа ради юродивого, Тотемского (1637).
Мч. Феотекна (III-IV).
Прп. Вассиана Константинопольского (V).
Прп. Феофила исп. (VIII).
Страдание 26 прпмчч. Зографского м-ря от латин: игумена Фомы, монахов Варсонофия, Кирилла, Михея, Симона, Илариона, Иова, Иакова, Киприана, Саввы, Иакова, Мартиниана, Космы, Сергия, Павла, Мины, Иосифа, Иоанникия, Антония, Евфимия, Дометиана, Парфения и 4 мирян.
Сщмч. Макария, архим. Каневского.
Св. блгв. Яропокла, кн. Владимиро-Волынского.
Св. Феодора (в мон. Феодосия), кн. Острожского.
Прп. Иулиании Ольшанской.
Свт. Павлина, архиеп. Йоркского (644) ( Кельт. и Брит. ).
Новосщмчч. Феодора (Поздеевского), архиеп. Волоколамского и Иннокентия (Смирнова), еп. Пензенского.
Акафистной Зографской (Предвозвестительница) иконы Божией Матери.



Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11. Лк., 34 зач., VIII, 1–3. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Трапеза

Поста нет.

Богослужебные указания

Вторник. Прп. Амвро́сия О́птинского.

Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и. Свт. Васи́лия (прп. Вассиа́на) чудотворца.

Свв. 26-ти преподобномучеников Зогра́фских. Собор Волынских святых. Свт. Амфило́хия, еп. Владимиро-Волынского. Блж. Андрея, Христа ради юродивого, То́темского.

Приводим порядок совершения полиелейной службы прп. Амвросия Оптинского1.




МУЧЕНИКИ ЕВЛАМПИЙ И ЕВЛАМПИЯ
День памяти: Октябрь 10


Святые мученики Евлампий и Евлампия, родные брат и сестра, жили в начале IV века в городе Никомидии. Прочитав указ императора Максимиана (284 - 305) об осуждении каждого христианина на смертную казнь, Евлампии возмутился, что император вместо борьбы с врагами отечества вооружается против своих подданных. Юношу повели на суд и потребовали отречения от христианской веры. За отказ Евлампия вначале истязали железными орудиями, а затем положили на раскаленный железный одр. Внезапно старадалец изъявил желание посетить языческий храм. Судьи обрадовались, полагая, что сломили дух юного христианина. В капище Марса святой воскликнул: "Именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебе, идол немой и бездушный, пади на землю н обратись в прах!". Идол с грохотом рухнул на землю. Народ возгласил: "Един Бог христианский, великий и сильный!" Святой снова был взят на мучения. В это время сестра страдальца Евлампия явилась пред судьями и объявила, что она тоже христианка. Евлампии ободрял сестру: "Не убойся, сестра, убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10, 28). После пыток мучеников бросили в раскаленную печь, но Господь и от огня сохранил их. Наконец, брата обезглавили, а сестра скончалась от мук.




ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
Дни памяти: Июнь 27, Октябрь 10, Октябрь 11 (оптин.)

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»

Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.
Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.
Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — следствие его хронической болезни — заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот — едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.



СОБОР ВОЛЫНСКИХ СВЯТЫХ
День празднования: 10 октября

Празднование совершается в воспоминание о воссоединении Почаевской лавры из унии в Православие 10 октября 1831 года.

Великими и знаменательными чертами запечатлена история Православной Церкви на Волыни. Современная первоначальному просвещению славян еще от времени свв. Кирилла и Мефодия, она в течение многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий: тяжелые смуты княжеских усобиц, жестокое татарское иго, преследования со стороны поляков, латинян и униатов. История Церкви на Волыни богата именами святых: святителей, князей, преподобных, праведных.

20 июля 2012 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил внести в собор имена 18 новопрославленных мучеников и святителя Петра (Могилы).

В Собор Волынских святых входят:

Равноап. Кирилл Философ, Моравский, учитель Словенский (+ 869, 14 февраля, 11 мая)
Равноап. Мефодий Моравский, архиеп., учитель Словенский (+ 885, память 6 апреля, 11 мая)
Св. Ольга равноапостольная, вел. княгиня Российская (+ 969, память 11 июля)
Св. Владимир равноапостольный, вел. князь, просветитель Руси (+ 1015, память 15 июля)
Прп. Варлаам Печерский, игумен (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1065, память 19 ноября)
Св. Ярополк Владимиро-Волынский, князь (+ 1086, память 22 ноября)
Прп. Стефан Печерский, Владимиро-Волынский, еп. (+ 1094, память 27 апреля)
Прп. Нестор Летописец, Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ ок. 1114, память 27 октября)
Св. Амфилохий Владимиро-Волынский, еп. (+ 1122, память 10 октября)
Прп. Никола Святоша, Черниговский, Печерский, князь, инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1143, память 14 октября)
Прп. Нифонт Печерский, Новгородский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1156, память 8 апреля)
Св. Андрей Боголюбский, великий князь (+ 1174, память 29 июня, 4 июля)
Прп. Олег Брянский, князь (+ ок. 1285, память 20 сентября)
Свт. Петр Московский, митр., чудотворец (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря)
Свт. Феогност Киевский и Московский, митр. (+ 1353, память 14 марта)
Прп. Мефодий Почаевский (+ 1353)
Прп. Киприан Московский и всея Руси, митр., чудотворец (+ 1406, 27 мая, 16 сентября)
Свт. Фотий Киевский, митр. (+ 1431, память 27 мая, 2 июля)
Прп. Феодор Острожский, Печерский, князь, инок, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ ок. 1483, память 11 августа)
Прп. Иулиания Ольшанская, Печерская, княжна, дева, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ ок. 1550, память 6 июля)
Свт. Петр (Могила), митр. Киевский (+ 1646, память 31 декабря)
Прмч. Афанасий Брестский, игумен, прмч. (+ 1648, память 20 июля, 5 сентября)
Прп. Иов Почаевский, игумен (+ 1651, память 6 мая, 8 августа, 28 августа, 28 октября)
Макарий Каневский, Пинский, Овручский, Переяславский, архим., чудотворец, прмч. (+ 1678, память 13 мая, 7 сентября)
Свт. Иннокентий Иркутский, еп. (+ 1731, память 9 февраля, 26 ноября)
Сщмч. Максим Сандович, свящ. Горлицкий (+ 1914, память 24 августа)
Сщмч. Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский (+ 1918, память 27 июля)
Мч. Николай Варжанский (+ 1918, память 23 августа)
Сщмч. Назарий (Лежава), митр. Кутаисский (+ 1924, память 14 августа)
Сщмч. Александр Скальский, прот. (+ 1933, память 4 января)
Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий (+ 1937, память 16 декабря)
Сщмч. Мирон Ржепик, прот. (+ 1937, память 31 августа)
Сщмч. Илия Бенеманский, свящ. (+ 1937, память 18 декабря)
Сщмч. Корнилий Удилович, свящ. (+ 1937, память 24 ноября)
Прмч. Евгений (Выжва), игум. (+ 1937, память 7 сентября)
Мч. Владимир Правдолюбов (+ 1937, память 21 сентября)
Исп. Василий Малахов, свящ. (+ 1937, память 11 марта)
Сщмч. Арефа Насонов, свящ. (+ 1938, память 28 декабря)
Сщмч. Павел, свящ., и мц. Иоанна Швайк (+ 1943)
Сщмч. Сергий Захарчук, свящ. (+ 1943)
Сщмч. Николай Голец, свящ. (+ 1944)
Сщмч. Петр Огрызенко, свящ. (+ 1944)
Прп. Амфилохий (Головатюк), Почаевский (+ 1970, память 29 апреля, 19 декабря)


Использованные материалы
Таисия, мон., Русские Святые:
http://www.sedmitza.ru/text/437765.html
"Собор Волынских святых," Православный церковный календарь 2012 Изд-ва Московской Патриархии:
http://calendar.rop.ru/sobor1/volyn.html
Журнал № 52, Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2012 года:
http://orthodox.org.ua/ru/article/zhurnaly-zasedaniya-svyash...12-



Молитвы

Тропарь Собора Волынских святых
глас 4

Приспе день светлаго торжества,/ людии Волынстии радуются,/ и с ними вся Российская Церковь ликовствует/ во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/ всем возсия память/ святых и Богомужных угодников и чудотворцев Волынских/ святителя Стефана чуднаго,/ иерархом Волынским первопрестольника,/ и святаго благовернаго Ярополка/, блаженнаго страдальца Богомужнаго,/ и с ними Амфилохия, святителя Волынскаго,/ и победоноснаго Феодора, Острбжскаго князя Богодарованнаго,/ и преподббнаго Иова Почаевскаго присноблаженнаго/, ихже молитвами, Господи,/ землю отеческую нашу в Православии и мире утверди,/ и спаси всех имуще купно о нас Молитвенницу усердную,/ Пресвятую Матерь Свою Богородицу,/ благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/ и чудотворней иконе на горе Почаевстей/ и заступленьми прочих угодников Волынския паствы,/ Иулиании, блаженный девы Ольшанския,/ и святаго преподобномученика Макария, архимандрита Овручскаго.

Ин тропарь Собора Волынских святых
глас 4

Приспе день светлаго торжества,/ обитель Печерская радуется/ и с нею благословенная Почаевская Лавра ликовствует/ во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/ всем возсия память/ преподобных и Богоносных отец Печерских,/ от нихже волею Божиею изыдоша/ первоначальницы иноческаго жития на горе Почаевстей,/ ихже молитвами, Господи,/ землю отечественную нашу в Православии и мире утверди/ и помилуй всех, имуще купно о нас Молитвенницу и Заступницу усердную,/ Пречистую Матерь Свою Богородицу,/ от лет древних благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/ и чудотворней Своей иконе во обители Почаевстей/ в просвещение и спасение душ наших.

Кондак Собора Волынских святых
глас 8

Избранным чудотворцам и изрядным угодником Волынския земли,/ похвальная восписуем вам, святии:/ Ярополче святый, Стефане, Амфилохие, Феодоре,/ Иулиание, Иове и Макарие, присноблаженнии!/ Тем яко имущий благодать и милость у Христа Бога нашего,/ от всяких нас бед свободите/ да выну вашею помощию избавляемии, вопием вам благодарив:/ радуйтеся, преславнии угодницы Божий и земли Волынския украшение.

Ин кондак Собора Волынских святых
глас 8

Избраннии от родов угодницы Божии,/ преподобнии Печерстии:/ Меркурие и Симеоне, Акиндине же, Лукиане, Памво и Поликарпе,/ Авраамие, Алексие, Евстафие, Елладие, Ефреме, Иерониме,/ Луко, Меладие, Онисиме, Персие, Павле, Сергие,/ Сисое и Феофиле, Анатолие же, Афанасие, Исидоре, Кассиане,/ Лаврентие, Пафнутие, Пиоре, Сисое вторый и Софроние/, от нихже изыдоша первоначальницы/ иноческаго жития на горе Почаевстей,/ вас не потаила есть земля,/ Небо же и райския селения отверзошася вам./ Темже мы, похвальная песни Богу,/ прославльшему вас в памяти вашей, приносите/ и честный Собор ваш вселюбезно почитающе,/ из глубины душевныя вопием вам:/ от всех бед вашими молитвами заступайте нас, зовущих,/ радуйтеся, Печерстии чудотворцы/ и обители Почаевския слава и утверждение.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites