Как же быть?

Как же быть?

Игумен Нектарий (Морозов)

Один из самых распространенных вопросов, которые слышит священник на исповеди или просто в беседе, это вопрос: «А как заставить себя?..». То есть — «Все понимаю, знаю, что должно делать, знаю, почему это необходимо, но заставить себя не могу».


И правда — как заставить себя смириться, если ты горд? Как заставить себя промолчать, когда слово рвется наружу? Или, наоборот, понудить себя говорить, когда малодушие одолевает, когда последствий боишься, а совесть между тем настаивает: «Скажи!»?

Воля парализована, сил нет, ты, словно расслабленный евангельский, только не несут тебя любезные друзья на одре, не разбирают кровли, не опускают к ногам Спасителя, не ходатайствуют о твоем исцелении. Как же быть?

И не сделает никто шага вперед за тебя, не примет решения, которое лишь ты можешь принять, не помилует тебя, как говорил преподобный Антоний, «если прежде сам себя не помилуешь». То есть если не сотворишь того, что милость Божию к тебе привлечет.

Я помню, что когда смотрел в детстве по телевизору фильмы о войне, то часто думал: «А как же они так встают в атаку, поднимаются из окопов под градом пуль, видя, как падают на землю их бездыханные товарищи, понимая, что могут в любое мгновение занять место рядом с ними?». И потом думал об этом, когда повзрослел. И еще позже, когда самому случалось бывать там, где война шла, хоть и не была официально объявлена.

А затем как-то соединилось это вместе — вопрос «как заставить себя» и тот факт, что распрямляется человек в бою во весь рост и идет навстречу верной смерти. И пришло понимание, что раз на «обычной» войне возможно это, то тем более — на войне духовной, когда всего лишь навсего трудно, но далеко не так страшно. Человек может очень многое. Может просто взять и… понудить себя, поднять за шкирку, вытащить за косичку из болота, как легендарный барон Мюнхгаузен.

Почему встает в атаку солдат? Потому что выхода другого нет — надо вставать и идти. Можно, конечно, дождаться, когда противник ворвется в твой окоп и прикончит тебя прямо в нем, но вряд ли это выход.

А если даже не брать столь страшный пример, как война, то вот другой, вполне мирный пример — как действует этот «механизм принятия решения». Утро, звонит будильник, но просыпаться катастрофически не хочется, хочется завернуться в одеяло и досматривать сны, более приятные и влекущие, чем реальность наступающего дня. Но мы знаем, что через час надо быть на работе (на службе, где-то еще), и у нас опять же нет выбора. И мы, скрепя сердце, с трудом, но поднимаемся, умываемся, молимся, завтракаем и бежим по своим делам. Удается ведь? Маленький, каждодневный «подвиг»…


А движущая сила «механизма» предельно ясна: то же самое осознание отсутствия иного выхода и отсутствия выбора. Так и в жизни духовной: как только приходит глубокое, прочувствованное до конца понимание: «Иначе нельзя, иначе просто погибну, надо!», все сразу получается. Даже казавшееся решительно невозможным.

И еще один простой, но эффективный рецепт. Волю надо укреплять, начиная с самых ничтожных мелочей. Всем нам знакома, наверное, история Валентина Дикуля, человека, который разбился на арене цирка, лежал без движения и надежды на больничной койке, а потом… вернулся на ту же арену известнейшим силачом. Как ему это удалось? Он начал лежа делать то, что ему позволяло тело, начал напрягать практически атрофировавшиеся мышцы, шевелить пальцами, потом руками, потом ногами, а после — на ноги встал и пошел. Он отвоевал у болезни свою жизнь — миллиметр за миллиметром.

Так же можно отвоевать у владеющего нами духовного паралича свою душу. Заставлять себя делать то, чего не хочется и что при этом в действительности легко, отказывать себе в вещах, без которых нетрудно обойтись, упражнять свою волю, укрепляя и делая ее сильней, начиная с малозначащих мелочей. И она на самом деле укрепится, и каждый случай даже малейшего самоотвержения не пройдет даром. И опять же — Господь увидит наши усилия и благословит их. И вопрос «Как же быть?» не поставит нас вдруг в тупик в какой-то особо искусительной ситуации. Потому что опыт будет свидетельствовать о том — как.

Игумен Нектарий (Морозов)

22 октября 2012 года

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/56897.htm

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Лидия Новикова »» | 23.10.2012 06:54
  
4
Как победить инвалидность?

История Валентина Дикуля


Пожалуй, нет ничего хуже, чем стать инвалидом. Люди с ограниченными возможностями навсегда лишаются тех радостей, что делают нас счастливыми. У человека теряется надежда на светлое будущее – он начинает понимать, что вряд ли создаст свою семью, найдет достойную работу. Некоторые и вовсе опускают руки, поскольку не могут найти в жизни смысла, предпочитая смириться с тем жестоким роком, что достался на их долю. Между тем есть и другие примеры, которые убедительно доказывают – отчаиваться нельзя никогда! Одним из них является история известного тяжелоатлета – Валентина Дикуля. Трудности коснулись его еще в раннем детстве. Мальчик родился недоношенным и в годы послевоенного голода выжил просто чудом. Когда ему исполнилось 7 лет, судьба снова бросила вызов – погибли его отец и мать. После смерти родителей Дикуль оказался в детском доме. Только благодаря мечте стать циркачом его жизнь не была столь мрачной. Особенно сильно мальчика интересовали бродячие артисты. Убегая тайком из приюта, Валентин приходил к ним, помогал сделать уборку, мог сбегать по их просьбе в магазин. Попутно юноша получал от циркачей практику жонглирования, занимался тяжелой атлетикой, изучал приемы акробатики. Травма Попробовать себя на арене юноше довелось еще в 15 лет. К сожалению, выступления талантливого мальчика длились недолго. Уже во время исполнения первого номера воздушной гимнастики он упал с высоты 13 метров.


Причиной падения явилась внезапная поломка перекладины. Дикуль даже не успел сообразить, что произошло. Сильнейший удар о манежную площадку привел к тому, что его сразу же увезли в реанимацию. Несколько суток подросток находился в коматозном состоянии, затем его перевели в больничную палату. Там Валентина уже ждал строгий приговор врачей: компрессионный перелом поясницы, сотрясение мозга. Обе ноги не двигались, по заключению специалистов он должен был остаться в инвалидной коляске навсегда. Однако юноша не соглашался с этим заключением. Будучи в больнице, вопреки наставлениям врачей, которые уговаривали его не тратить впустую силы, он стал упорно заниматься. Ежедневный план Дикуля включал как минимум 5-6 часов тренировок. Несмотря на боль, усталость, слабость он поднимал различные предметы, тянул резиновый жгут и делал отжимания. Далее в ход пошли гантели и придуманный им собственноручно тренажер. К тому же юноша терпеливо изучал литературу по своей болезни. Проходили дни, недели, месяцы, а Валентин продолжал неустанно двигаться к намеченной им цели. Он не представлял свое дальнейшее существование без цирка. Ввиду того, что видимого эффекта от занятий не было, дважды отмечались психические срывы. Мальчик был на пороге самоубийства.


Но позже с удвоенной настойчивостью двигался вперед. После выписки По результатам 8-месячного пребывания в больнице Дикулю была поставлена I группа инвалидности. Врачи были непреклонны в своем мнении, однако подросток не желал сдаваться. В 16 лет, сев на коляску, он приехал во Дворец культуры профсоюзов, где впоследствии его назначили руководителем циркового кружка. Вместе с другими ребятами он продолжил индивидуальные занятия. Через какое-то время рискнул встать на костыли – от напряжения здорово сводило мышцы рук, спины и шеи. Обострение Спустя 5 лет регулярных тренировок Валентин решил съездить вместе с остальными в город Ниду, чтобы провести там летние каникулы. Вдруг подскочила температура, появилась сильная боль в суставах, он потерял сознание. После того как молодой человек пришел в себя, оказалось, что теперь не работают и руки. Кроме того, пропала речь. Прошло еще 7 дней. Неожиданно появилось долгожданное ощущение движения в ногах. Чувство боли после укола иголкой свидетельствовало в пользу восстановления функций спинного мозга. Через 3 недели Дикуль уже мог передвигаться посредством палочек, а вскоре – решил вновь выйти на арену цирка. Великий спортсмен не только полностью восстановил свои способности, но и добился множества успехов!

Сегодня Валентин Дикуль руководит реабилитационным центром, специализирующимся на лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, и ставит на ноги тяжелых инвалидов. Его история убедительно доказывает: сдаваться нельзя никогда! Даже если ситуация кажется абсолютно безнадежной, необходимо продолжать бороться. Только упорная, длительная, последовательная борьба является тем самым шансом, с помощью которого человек вновь может стать здоровым. И Валентин Дикуль – далеко не единственный пример. Человеческий организм имеет огромный ресурс самовосстановления, нужно только задействовать его. Конечно, никто не может знать ничего наверняка – возможно, конкретно в вашем случае вероятность выздоровления равняется нулю. Но если есть хотя бы один шанс из миллиона, было бы глупо не попытаться использовать его и вновь обрести и счастье, и здоровье!


© Shkolazhizni.ru

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-56255/
#2 | Лидия Новикова »» | 23.10.2012 06:56
  
4

Воспитание воли

Священник Павел Гумеров



В молодежной среде (да и не только) популярен лозунг: не верь, не бойся, не проси. Молодежи кажется, что этим выражается их независимость, сила. На самом деле этот принцип сеет разделение. Подростки часто не по-доброму относятся друг к другу. Происходит это из-за того, что им кажется: жалость, сострадание, снисхождение к слабым и великодушие — проявление слабости, трусости. Нужно дать им понять, что по-настоящему сильный человек, настоящий мужчина может быть всяким: и сильным (когда надо защитить близких), и мягким (к слабым). Это ничуть не роняет его достоинства.

У известного рок-певца К.Кинчева есть песня «Бойся, проси и верь». То есть полная противоположность, антитеза пресловутому лозунгу. Смысл этой песни в том, что «если ты сеешь на доброй земле», если ты живешь по совести и с Богом, строишь жизнь на твердом основании, ты можешь бояться, просить и верить.

Как раз бояться попросить о помощи есть проявление слабости, ибо тому, кто действительно силен, не обязательно это постоянно доказывать. Он может и попросить, и сам протянуть руку помощи. Конечно, это непросто — воспитывать в себе силу, силу воли. Однажды прочел о православной гимназии, где проводятся уроки «Воспитание воли». Это очень хороший почин. Молодому человеку важно знать, что свобода — это не вседозволенность (у молодежи очень развит стадный инстинкт — «все побежали, и я побежал»). Уметь противостоять влиянию большинства, не совершать грех, потому что все это делают, жить своей головой — это и есть проявление силы воли.

Как-то, проводя в одном ПТУ уроки православной культуры, я говорил о «золотом правиле»: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф 7, 12). Этот принцип не нужно понимать примитивно: ты — мне, я — тебе; я дал Васе поиграть в электронную игру, а он мне даст списать контрольную. Это правило гораздо глубже. То добро, которое мы совершаем, не исчезает, а очень часто возвращается к нам через совсем других людей. ПТУ было автослесарное, и я сказал ребятам: «У всех вас будут машины, вы будете их водить. Не берите деньги, оказывая кому-то помощь на дороге». Есть такой старый фильм по роману «Цыган». И вот там водитель «Волги» застревает на дороге. Ему помогает выбраться деревенский парень на грузовике. Водитель «Волги» предлагает ему деньги, но тот говорит ему: «Убери свои бумажки, а если я застряну, а у меня денег не будет?» Наши добрые дела к нам и возвращаются.

http://www.pravoslavie.ru/put/4239.htm
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU