Подвижники благочестия. Праведная Александра Аристова, печальница Тамбовская







Праведная Александра Аристова, печальница Тамбовская


Едва ли сейчас в Тамбове помнят имя матушки Александры Аристовой. А между тем, в начале XX века жители города любовно называли ее мирской печальницей.

Всякому скорбящему, терпевшему беду, находившемуся в унынии она спешила оказать помощь.

Это было делом ее жизни.


Родилась Александра Даниловна Аристова в семье приходского священника в первой трети XIX века (точная дата ее рождения неизвестна).

Отец Александры умер, когда она была еще маленькой.

По обычаям того времени за детьми умершего клирика закреплялось его место. Александра рано, в 16 лет, вышла замуж.

Будущий ее муж, молодой богобоязненный семинарист, собирался в монастырь и спросил на этот счет совета у своего дяди.

Тот посоветовал ему жениться.

Прибывая в нерешительности, молодой человек во всем положился на волю Божию и стал молиться о том, чтобы Господь указал ему, как поступить.

И вот видит он сон, в котором было все изображено так, как во время его будущего сватовства к Александре Даниловне.

Муж матушки Александры стал священником и занял в приходе место ее отца.

В 38 лет Александра Даниловна овдовела, оставшись с сыном и двумя дочерьми.

Дети были устроены: сын учился в духовном училище, дочери — в Епархиальном женском училище.

Матушка раздала все имущество нищим и стала странствовать по святым местам.

На каникулах вместе с мамой паломником становился и сын.

Окончив училище, он поступил в семинарию и в свободное от учебы время уже самостоятельно отправлялся в паломничество.

Закончив семинарию по I-му разряду, сын Александры Даниловны вскоре удалился на Афон, где принял монашество и схиму.

Две дочери матушки умерли.

Таким образом, у нее не осталось ничего, что связывало бы ее в этом мире, и она всецело посвятила свою жизнь служению Богу.

Матушка Александра сняла комнату в Вознесенском женском монастыре г. Тамбова, но здесь только ночевала и, впрочем, не имела намерения принять постриг.

Когда ее спрашивали: «Почему», — отвечала: «Мне некогда, дел очень много».

Что же это были за дела?

Чтобы понять это, достаточно описать только один день ее жизни.

Вставала она рано, шла к ранней литургии, затем к поздней в собор или в Казанский монастырь.

После окончания служб, посещала болящих и скорбящих.

Многих спасала она от пьянства, подбирала их, вытрезвляла, одевала, обувала и определяла на место; отучала от курения, обращала неверных.

Для этого ей со склада Богородичного братства выдавали ежемесячно на 3 руб. иконки, брошюрки, разные картинки с изображением священных событий.

Ее прозвали миссионершей.

Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним, узнав о ее деятельности, вызвал матушку к себе, благодарил за труды, преподал ей свое благословение, подарил образ Спасителя в серебряном окладе и Евангелие.

Для помощи бедным она специально нанималась в различные работы и весь заработок раздавала нуждающимся.

Ее почитатели также давали ей деньги.

Иной раз в день у нее набиралась крупная сумма.

Но матушка тут же все раздавала, ни копейки не оставляя для себя.

Нередко сама ходила без чулок и калош, которые отдавала тем, кто в этом более нуждался.

О ее бескорыстии свидетельствует такой случай.

Однажды матушку посетила в ее келье знакомая монахиня, ей понравилось Евангелие, подаренное епископом Иеронимом, заметив это, матушка Александра тут же отдала ей Евангелие, хотя очень дорожила этим подарком.

Очень проста была и обстановка ее кельи: кровать, стол, два стула и множество икон в переднем углу.

Приходя в гости к знакомым и видя, как они, погрузившись в мирскую суету, редко задумываются о том, о чем должен думать каждый христианин: о покаянии, кончине, страшном суде, матушка начинала петь какие-нибудь духовные песнопения, потом доставала книжечку духовного содержания и заставляла прочесть, если отказывались за недостатком времени, говорила: «Да, что делать: работай, работай, а умирать не миновать».

И так постепенно отвлекала человека от мирских забот, и тот невольно задумывался о вечных вопросах.

Такой же характер носили ее беседы с молодыми людьми, которые потеряли веру в Бога.

Ее простая, задушевная беседа сокрушала сердца молодых скептиков и многих возвращала на путь Истины.

Матушка Александра была молитвенницей и других всегда просила усиленно молиться, особенно о скоропостижно скончавшихся и самоубийцах. Как многие подвижники, она часто говорила в рифму.

Вот некоторые ее высказывания:

«Житейское море — у всех свое горе. Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду терпеть и я. Бранят — в рай гонят, а хвалят — в ад пихают.

Кто гордится, тот никуда не годится. Некогда лежать, надобно бежать, в гробе полежу, тогда и отдохну».


Внешне она выглядела так: красивое, доброе лицо, почти без морщин, с румянцем, волосы темные, немного с проседью.

Речь отрывистая, нередко загадочная, но всегда с оттенком задушевности, с улыбкой на устах.

Одевалась всегда во все черное, но не по-монашески, а на мирской фасон.

Взор быстрый, проницательный.

И вечно матушка чем-либо озабочена, вечно куда-либо спешит. Идет наскоро по улице. Доходит до биржи.

Извозчики наперерыв предлагают ей свои услуги: замечено у них — с кем ездит матушка, тот больше других выручает.

Куда же едет матушка?

Туда, где есть горе, или где быть ему…

Муж запил, бьет или совсем бросил жену…

Жена ушла от мужа и повелась с другим…

Девушка потеряла себя, вступила на путь погибельный…

Родители в детях несчастливы, не дается детям ученье…

Вот что озабочивало матушку.

В такие и подобные семьи спешила она.

До всех несчастных ей было дело.

Всех скорбящих и озлобленных носила она в своем сердце, всем хотела чем-либо помочь, подать во время поддержку, облегчение, утешение…

- Батюшка, — говорит она при встрече со священником, — помолитесь о блуднице Е., чтобы Господь направил ее на путь истины…

- Куда вы, матушка?

- Вот у NN дети экзамен завтра держать будут, помолитесь, чтобы Господь помог им и успокоил родителей.

Господь сподобил ее дара прозорливости.

Так, за два года до своей кончины (в 1905 году) в гостях у своих знакомых Носовых она часто плакала, и когда ее спрашивали о чем, отвечала: «На разорение Москвы».

Сон я видела и Херувимскую такую во сне пела: «На разорение Москвы», так и называлась».

В 1905 г. в Москве, на Красной Пресне разыгрались страшные события, унесшие не один десяток человеческих жизней.

Одна из знакомых матушки поселилась в новой квартире, и Александра Даниловна подарила ей по этому случаю икону Божией Матери «Неопалимая Купина», сказав при этом: «Думала, думала чего вам принесть и лучше ничего не нашла: вы прочтите акафист, а если времени не будет, так хоть молитву и сегодня же».

Перед сном она прочитала молитву по совету Александры Даниловны, а утром уронила лампу, весь керосин разлился и воспламенился, но по милости Божией и по молитвам матушки удалось быстро потушить начавшийся пожар.

Духовные узы связывали Александру Даниловну с известной страдалицей Марией Федоровной Черновой.

Однажды матушка Александра тяжко заболела, ее поместили в земскую губернскую больницу.

Здесь она дала обет: в случае выздоровления сделать копию с иконы Божией Матери из иконостаса больничной домовой церкви.

Через некоторое время последовало выздоровление.

Исполняя обет, она заказала копию образа Богоматери и для освящения принесла ее в Богородичную церковь.

В присутствии народа, находившегося в храме, было совершено торжественное освящение иконы и пропет молебен перед нею.

Отсюда Александра Даниловна принесла эту святыню Марии Федоровне в дар.

Мария Федоровна сочла себя недостойной иметь ее у себя и посоветовала отдать икону в одну благотворившую ей семью.

«Нет, — возразила Александра Даниловна, — иконе этой подобает быть у тебя.

Это Царица Небесная — Милующая, Она помилует тебя. Она принесет тебе расположение людей и то, что ты не будешь больше нуждаться».

Мария Федоровна приняла святыню с благодарностью и впоследствии определила ей место в часовне над своей могилой.

Есть свидетельства о силе молитв матушки Александры.

Нервнобольной сын Носовых Аркадий Алексеевич, когда выходил «из себя», мог быть успокоен только матушкой.

А в г. К-не М-ской губернии И.П. поссорился со своим приходским священником.

Когда наступил Великий Пост, И.П. говел. После исповеди, перед причастием он в церкви, при народе, про-сил прощения у священника, но тот даже не взглянул на него.

Узнав об этом, матушка (И.П. был родственником Носовых) сказала: «Ничего! На радость, на радость!».

Через два дня она приносит книгу «Училище благочестия», находит в ней статью «Наказание ненавистнику», отмечает карандашом, вкладывает иконку и велит передать тому батюшке.

Когда священник прочел указанную статью, заплакал, тут же пошел в лавку к И.П. и просил у него прощения.

Сестра Н.С. Носовой, также проживавшая в г. К-не М-ской губернии, заболела брюшным тифом. Н.С. вызвали к ней из Тамбова, но та приехать не смогла, а прислала иконку от Александры Даниловны.

Иконку повесили над кроватью больной, и та вскоре выздоровела, хотя доктора предполагали смерть.

Предсказала матушка и свою кончину.

Однажды она принесла своей знакомой две картинки с изображением гробов и одну предложила ей, та отказалась, на что Александра Даниловна сказала: «А мне очень нравится, и я себе возьму, она мне очень нужна, а, впрочем, вам еще не скоро».

Умерла матушка 27 июля 1905 года. Перед смертью говорила, что во время похорон ее «будет жарко и много народа».

Действительно, так и было.

Отпевали ее 29 июля в Варваринской церкви, похоронили на Успенском кладбище в фамильном склепе купцов Носовых.



Православный источник

Комментарии (3)

Всего: 3 комментария
     
3
Рассказ

Кроткая волчица и монах пустынник.



Предлагаем к прочтению удивительный рассказ о необычной истории, записанный святителем Игнатием (Брянчаниновым), которая никого из Вас не оставит равнодушным! Главные герои: пустынник монах и лесная волчица…

Видели мы одного чудного мужа. Он жил в маленькой пещере, в которой возможно было помещаться только одному человеку. К нему во время его трапезы обыкновенно приходила волчица, и редко когда зверь этот ошибался, не попадал в обычный час употребления пищи. Ожидала всегда волчица у входа в пещеру столь долго, доколе пустынник не выносил ей остатков от трапезы своей: тогда она лизала его руки и уходила, как бы исполнив долг свой и получив утешение.

Случилось, что святой отлучился на довольно продолжительное время из пещеры, провожая посетителя — брата, и возвратился только к ночи. В этот промежуток приходила волчица к обычному часу трапезы. Ощутив, что келия пуста, что господин её находится в отсутствии, она вошла в пещеру, тщательно отыскивая обитателя. В пещере висела корзинка из пальмовых ветвей с пятью хлебами. Из этих хлебов один волчица достала и съела; затем, совершив преступление, ушла. Пустынник, возвратившись, увидел, что корзинка повреждена и что недостаёт одного хлеба. По оставшимся крохам от съеденного хлеба он легко угадал виновного. Справедливость подозрения подтвердилась последствиями: в следующие дни волчица не приходила по обычаю своему, не решаясь в сознании дерзновенного поступка прийти к тому, кому она нанесла оскорбление.

Прерванное знакомство с воспитанницею огорчало пустынника. Призванная его молитвами, она, по прошествии семи дней, возвратилась и села, по обычаю, пред пещерою в то время, как пустынник употреблял пищу. Однако смотрите, какова была стыдливость кающейся! Волчица не осмелилась подойти так близко, как подходила прежде, но сидела вдали, опустив глаза в землю по причине глубокого стыда, чем ясно выражала, что просит прощения. Пустынник, сжалившись над нею, приказал ей подойти ближе и, ласково погладив рукою по голове печальную, угостил её удвоенным количеством хлеба. Получив прощение, волчица развеселилась и снова начала исполнять принятую ею на себя обязанность — посещать пустынножителя.

Воззрим в этом отношении на силу Христа, Которому повинуется всё, даже лишённое разума, пред Которым укрощается всё зверское: волчица находится в услужении! Волчица сознаётся в согрешении воровством! Волчица подчиняется действию стыда по причине сознания! Призванная, она приходит, подставляет голову, понимает, что ей подано прощение. Это — Твоя сила, Христос!


То достойно неутешного плача, что звери ощущают Твоё величие, — не ощущают его человеки”.

Действительно, последнее замечание святителя Игнатия из 19 века, куда, как более актуально в нашем 21 веке…
     
0
Волшебная сила молитвы ток шоу ( очень интересно)

#3 | Галина »» | 18.10.2012 23:50
  
0
От всего сердца благодарю за информацию о печальнице Тамбовской Александре! Сколько же святых людей было раньше на Тамбовской земле, где я сейчас живу! И видео ток-шоу смотрела с огромным интересом, я его не видела. Взяла себе в закладки все это сокровище!!!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU