"Умная Молитва" выше всех деланий и есть добродетелей глава, как любовь Божия".

Цветы Алтая

А свят. Златоуст, со свойственной его дарованию особенностью, доводит эту мысль уже до полной ясности и говорит: "Нужно запереться в себе и править умом, обуздывая его. И всякий помысл и всякое действо лукавого казнить призыванием Господа нашего Иисуса Христа".

"И ничего другого не ищите у Господа Славы, кроме сей одной милости. Ища же милости, ищите ее с сердцем смиренным и умиленным и с утра до вечера вопийте, а если можно, то и всю ночь: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". И понуждайте ум свой на это дело, потому, что "узки врата и тесен путь", вводящий в жизнь и одни нудящие себя входят в него", ибо таковых, нудящих себя есть Царство Небесное.

И вполне согласно с этим гармоническим хором древних Отцов звучат слова и нашего светлого преп. Серафима Саровского. Он говорит:

"Истинно решившимся служить Богу должно упражняться в памяти Божией — в непрестанной молитве ко Господу Иисусу Христу".

А наш преп. Нил Сорский, как бы согласованно с Григорием Синаитом, заключает всю эту дивную гармонию священных изречений решительным утверждением: "Умная Молитва", — говорит он, — выше всех деланий и есть добродетелей глава, как любовь Божия".

Святой же Исаак Сирский — говорит еще решительнее, что "без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу". Ибо, что бывает с рыбою, вынутою из воды, то бывает и с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятований о мире".

http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/topic_5208_3/#comments

Комментарии (15)

Всего: 15 комментариев
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 28.09.2012 22:18
  
4
св. Златоуст умоляет такими словами: "Молю убо Вас, братия: правила сей молитвы никогда не оставляйте. Но аще едите или пиете, аще путешествуете, аще ино что творите, непрестанно зовите: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 29.09.2012 00:16
  
3
Как и говорит о сем св. Макарий Великий: "Как скоро удалишься от мира и начнешь искать Бога и рассуждать о нем, должен уже, будешь бороться со своею природою, с прежними нравами и с тем навыком, который тебе прирожден. А во время борьбы с сим навыком найдешь противящиеся тебе помыслы и борющиеся с умом твоим. И помыслы сии повлекут тебя, и станут кружить тебя, в видимом, от чего ты бежал. Тогда-то начнешь борение и брань; восставляя помыслы против помыслов, ум — против ума, душу — против души, дух — против духа" (Беседа 32, 9).

Ибо открывается какая-то сокровенная и тонкая сила тьмы, пребывающая в сердце и ведущая борьбу с пробудившейся душой.

И тогда начинаем понимать, что и мы духи, но покрытые грубой "кожей" — телесностью, и что сущность наша не в "коже", а в невидимой умной природе нашей, и что нам предлежит брань и борьба с духами бестелесными, злыми, коварными, которые ведут с нами неустанную борьбу посредством помыслов, вожделений и мечтаний.

И тогда мы начинаем видеть в себе как "в одном и том же уме действуют два духа" (Макарий Великий).

Или как говорит св. Исихий: "Ум с умом невидимо сцепляются на борьбу

— ум демонский с нашим, и тогда у нас является нужда каждое мгновение из глубины души взывать ко Христу-Спасителю, чтобы он отогнал ум демонский, растлевающий мечтаниями наш ум, а добычу победную даровал нам, как человеколюбец".

И в живом опыте мы начинаем познавать — как говорит сей Святый, что лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти нам во всю жизнь нашу, потому, что только Он Один, Господь, яко Бог, знает демонские ковы, обходы и лукавства.

Потому и необходимо для нас непрестанное призывание имени Божия:

"Ибо от призывания Имени Божия враги обессиливаются, — как говорит св. Варсонофий Великий, — а зная сие — не престанем призывать Имя Божие в помощь".

И только в сем делании непрестанного мысленного труда наше мысленное естество — этот Образ Присносущной Его Славы, Красота Божия в нас (покрытая хламидой страстей), эта потерянная драхма, этот грешник, "блудно иждивший свое житие", только в сем сокровенном делании обретает незаблудный путь, ведущий к Богу.

И своим воплем: "Согреших, Отче, на небо и пред Тобою — помилуй мя, кающегося", — входит в музыку сфер, в Божественную Симфонию Небес, где и восхваляет Дивное Имя Дивного Бога Херувимами припевающее.
  
#3 | Андрей Рыбак »» | 29.09.2012 00:27
  
4
И наш светлый батюшка, преподобный Серафим, давал те же наставления о молитве всем приходящим к нему — и монахам, и мирским, и говорил:

"Всякий христианин пусть занимается своим делом, а во время работы дома, или на пути куда-нибудь, пусть читает тихо:

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". И в этом да будет все твое внимание и обучение.

С призыванием имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Св. Дух, источник всех благ, и Он управит тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте" (Житие Старца Серафима, изд. 1877 г., стр. 82—83).
  
#4 | Андрей Рыбак »» | 29.09.2012 00:47
  
3
Некогда св. Отцы Египетского скита пророчески беседовали о последнем роде. "Что сделали мы?" — говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, ответил: "Мы исполнили заповеди Божий". Спросили его: "Что сделают те, которые будут после нас?" — "Они, — сказал авва, — будут иметь делание вполовину против нас". Еще спросили его: "А что сделают те, которые будут после них?" Авва Исхирион отвечал: "Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби и те из них, которые устоят, будут выше нас и Отцов наших".
  
#5 | Андрей Рыбак »» | 29.09.2012 01:11
  
3
Кто идет путем молитвы вне покаяния — тот на пути гордости. Кто в молитве ждет высоких духовных состояний — тот в обольщении. Кто пребывает в молитве, и она не изменяет его жития и не уводит от жизни вещественно-плотской к жизни благодатно-одухотворенной — тот стоит на пути заблуждения. Кто слезной молитвой смирения изменяет свое житие перед Богом и непрестанно очищает свой ум слезами покаяния от докучливых помыслов — тот на правом пути, на пути спасительном, на пути св. Отцов.
  
#6 | Андрей Рыбак »» | 29.09.2012 01:26
  
2
Нужно смиренно благодарить Милостивого Господа уже за то одно, что он благоволил, призвать нас к ношению Его Святейшего имени в наших грешных устах. Это одно уже есть величайшая милость. Тогда как у многих уста закрыты для сего Божественного делания, у многих уста не услаждаются Сим сладостнейшим Именем, а всю жизнь носят горечь, которая и будет уделом их душ во всю вечность.
  
#7 | Андрей Рыбак »» | 29.09.2012 01:27
  
3
А ведь человек — сия словесная, умная тварь наделен умным словесным органом для ношения Бога-Слова в словесных устах. И лишь тогда человек и все его органы соответствуют своему имени "словесный", когда вмещает в себе Бога, именуемого словом, когда бывает носителем Бога-Слова. В противном случае человек именуется Св. Писанием бессловесным. Так, пророк о таковых и изрек:

"Человек в чести сей не разуме

Приложися скотом несмысленным,

и уподобися им" (Пс. 48, 21).

Словесные творения, не носящие в себе Бога-Слова, являются бессловесными и уподобляются скоту. Ибо только Бог-Слово творит человека словесным, умным Божественным Творением.
  
#8 | Андрей Рыбак »» | 29.09.2012 01:42
  
3
"Брат сказал Старцу: что мне делать авва: я немощен, похоть одолевает меня?"

Старец сказал: Внимай себе, чадо, и познавай в себе пришествие демонов. Когда они начинают говорить с тобой (помыслами), не отвечай им, но встав, пади лицом на землю и молись, говоря:

"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне и помилуй мя".

Брат сказал ему: Авва, я принуждаю себя, но пребываю в нечувствии и нет умиления в сердце моем, я не ощущаю силы слов".

Старец отвечал: Ты только говори слова эти и Бог поможет тебе. Св. авва Пимен и другие Отцы сказали, что обаятель, когда производит обаяние (на змее) не знает силы произносимых слов, но змея, когда слышит эти слова, то сила слов на нее действует: она повинуется и усмиряется. Так и мы, хотя не знаем силы того, что произносим, но бесы, слыша произносимое нами, отходят со страхом" (Отечник, стр. 419).
  
#9 | Андрей Рыбак »» | 29.09.2012 01:53
  
3
Так, св. Ефрем Сирин и говорит:

"При всегдашнем памятований о Господе удаляются от души гнусные страсти через это устрояется Св. Духу чистое жилище. Но где нет памятования о Боге, там господствует мрак и зловоние. Там совершается всякое негодное дело".
  
#10 | Андрей Рыбак »» | 29.09.2012 02:55
  
3
Молитва растет и плодоприносит — по мысли св. Отцов — лишь в болезнующем сердце. У благодумных и бесскорбно живущих молитвы нет, она для них неведома. Ибо молитва есть высшая добродетель, а всякая добродетель есть мать печали; пребывающий в молитве без печали — пребывает в обольщении (св. Исаак Сир., слово 34).

"Истинно молящемуся молитва есть — и Суд и судилище и Престол Судии прежде Страшного Суда", — говорит св. Иоанн Лествичник.
  
#11 | Андрей Рыбак »» | 30.09.2012 15:21
  
2
Умоляю, умоляю обратить все должное внимание на грозное воспрещение Отцов. Мне известно, что некоторые благонамеренные люди, но впадающие в блуд на самом деле, не могущие, по несчастной привычке, воздержаться от падений, покушаются на упражнение в сердечной молитве. Может ли быть что либо безразсуднее, невежественнее, дерзостнее этого начинания? Молитва покаяния дана всем без исключения, дана и обладаемым страстями, и подвергающимся насильственно падениям. Они имеют все право вопить ко Господу о спасении; но вход в сердце для молитвеннаго священнодействия возбранен для них: он предоставлен исключительно архиерею таинственному, хиротонисанному законно Божественною благодатию. Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход: отверзается он тогда, когда человек нетолько престанет от деятельнаго греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало по малу зиждется сердечная чистота: чистоте постепенно и духовно является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительнаго времени

Вот тебе завет мой: не ищи места сердечнаго. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное: удовлетворительно объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе познание: то Он даст в свое время, - и даст таким способом, какого даже не может представить плотский человек. Занимайся исключительно и со всею тщательностию молитвою покаяния; старайся молитвою принести покаяние: удостоверишься в успехе подвига, когда ощутишь в себе нищету духа, умиление, плач. Такого преуспеяния в молитве желаю и себе и тебе. Достижение вышеестественных благодатных состояний было всегда редкостию. Пимен Великий, инок Египетскаго Скита, знаменитаго по высокому преуспеянию его монахов, живший в 5 веке, в котором особенно процветало монашество, говаривал: "О совершенстве беседуют между нами многие, а действительно достигли совершенства один или два" (Патерик Скитский). Святый Иоанн Лествичник, аскетический писатель 6 века, свидетельствует, что в его время очень умалились сосуды Божественной благодати в сравнении с предшествовавшим временем, причину этого святый видит в изменении духа в обществе человеческом, утратившем простоту и заразившемся лукавством (Слово 26, гл.52). Святый Григорий Синаит, писатель 14 века, решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки; причину этого Синаит указывает в необыкновенном развитии пороков, происшедшем от умножившихся соблазнов (Гл.118, Добр.). Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Боговдохновенных наставников нет у нас! Целомудрие, простота, евангельская любовь удалилась с лица земли. Соблазны и пороки умножились до безконечности! Развратом объят весь мир! Господствует над обществом человеческим, как полновластный тиран, любовь преступная в разнообразных формах! Довольно, предовольно, если сподобимся принести Богу единое, существенно нужное для спасения нашего делание: покаяние.


http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_1_2/topic_5192/
#12 | Георгий О. »» | 30.09.2012 15:31 | ответ на: #11 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Мир Тебе! Точно так! Что Бог дал - то тебе в пользу, благодари и не рискуй лезть на Эверест... Смиряйся - и такое откроется... Кто поймет? Будешь рассказывать - будут смеяться. Но граней множество. Такой красоты граненых камней в природе не существует. А все предметное - глина!
Спаси Бог.
  
#13 | Андрей Рыбак »» | 30.09.2012 15:34 | ответ на: #12 ( Георгий О. ) »»
  
1
Иоанн Лествичник, все братия упражнялись в умной молитве (Лествица, Слово 4, гл.17). Этот святый, равно как и Варсонофий Великий, заповедует боримому блудною страстью особенно усиленное моление именем Господа Иисуса (Лествица, Слово 15, гл.55; Ответы 252 и 255). Блаженный старец Серафим Саровский свидетельствовал, наставленный собственным опытом, что молитва Иисусова есть бич против плоти и плотских похотений (Из рукописнаго наставления архимандриту Никону). Увядает пламень этих похотений от действия ея. Когда она воздействует в человеке: тогда, от действия ея, плотские похотения утрачивают свободу в действовании своем. Так хищный зверь, посаженный на цепь, сохраняя способность умерщвлять и пожирать человеков и животных, теряет возможность действовать соответственно способности.
#14 | Георгий О. »» | 30.09.2012 16:08 | ответ на: #13 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Ничего без Бога не можем. Это надо кожей почувствавать, духом проникнуться. Одно упорство в прошении. И все возможные силы собственные, какие ни есть - в сопротивление злу. И постоянное воспоминание того, что Господь не попустит сверх наших сил и наших возможностей. Получается, какая ни есть нештатная ситуация - ты неоспоримый фаворит и победитель, - только потрудись. А то, что больно бывает, до смерти, так куда деться, - чем выше забираешься, тем холоднее и тяжелее. Но, если больную эту зону пройдешь, - такое откроется. А затем снова боль и судороги. Нужно научиться воспринимать все безстрастно... Какая долгая дорога на земле...
Помню, после сложнейших опереаций, врачи всем велели вставать и двигаться. Боль была, что и говорить. Но одни до крови кусали губы - и вставали, а иные - кричали и стонали - больно! - и оставались лежать. Кто вставал, - быстро шел на поправку, а лежачие получали к старым болячкам новый букет...
#15 | М.Татьяна »» | 01.10.2012 09:15 | ответ на: #10 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Спаси Господи за новый материал, особенно за ....." пребывающий в молитве без печали — пребывает в обольщении " -проверено на собственном опыте неоднократно. Ангела-хранителя Вам и Покрова Божией Матери!!!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites