Наставление Валаамского старца игумена Назария.


Наставление Валаамского старца игумена Назария.

Наставление о Любви Божией




Мы все имеем желание последовать вышнему званию, туда где от начала уготовано нам вечное жилище, исполненное неизреченной радости: наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3, 20). Итак, кто желает эту вечность получить, тот должен непременно познать любовь Божию к нам и любовь свою к Богу, в чем она состоит. И как возлюбил Он нас, так и мы должны Его любить. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). И в другом месте апостол пишет: любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (I Ин. 4, 9 - 10).

Рассмотрим подробнее, каким образом очистил Он грехи наши. Святой пророк Исаия говорит, что Он принял на себя образ раба: нет в Нем ни вида, ни величия; Он был презрен и умален пред людьми (Ис. 53, 2 - 3). Он претерпел жестокие мучения, чтобы через то загладить наши преступления. Он принял поносную смерть, чтобы через то даровать нам жизнь и спасение. Итак, когда Он не щадил себя единственно для нас, то мы, христиане, не должны ли Его любить? Не должны ли по стопам Его ходить?

Послушаем апостола Петра: вы к тому призваны: потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (I Пет. 2, 21). Как же пострадал? Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря); но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (I Пет. 2, 24 - 25). Итак, мы должны иметь к Нему любовь и послушание, которых Он от нас требует. Не сам ли Он своими пречистыми устами говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим: и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27). И святой Моисей говорит: и да будут слова сии, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая (Втор. 6; 6 - 7).

Из этого видим, что мы безпрестанно должны памнить о любови Божией к нам и искать совершенной любви к Нему. Но она снискивается исполнением заповедей Божиих. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Исполняя эти слова, докажешь Ему совершенную любовь. Кто имеет заповеди Мои - говорит Спаситель Своим ученикам, - и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21).

Надо знать, что без добрых дел любви к Нему не окажешь, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2; 13).

Итак, рассмотри, сколь благ Господь и милостив! Он дал христанам закон не для чего иного, как только на истребление нашей злобы, для очищения от грехов и на побеждение страстей, воюющих против Закона Божия.

Поэтому, мы должны не только сохранять заповеди Божии, но и дары по заповедям приносить: как и отцы святые принесли каждый по силе своей - один пять талант, один десять, другой тридесять. Подобно и мы должны преуспевать в делании добра и в любви Господа нашего Иисуса Христа.

Святой апостол Павел клятвою устрашает: кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (I Кор. 16, 22).

Достойны ли мы любви Его, будучи прах и пепел? Однако Он возлюбил нас.

Сколько мы претерпеваем скорбей, не имея к Нему любви! Сколько без нее обуреваемся волнами бедствий и страдаем! Но хотя иногда мы Его отвергаем, Он не отвращается от нас. Мы бегаем Его, но Он нас ищет и призывает к Себе: приидите ко мне все труждающиеся и обремененные (Мф. 11, 28).

Боже наш! Мы отвергаем любовь Твою, а Ты нас не престаешь любить. Мы нередко принимаем сатанинские внушения паче закона Твоего. Мы, не щадя себя и спасения своего, прилежим к делам злобы. И несмотря на то, человек часто говорит: я люблю Бога. Какое противоречие! Он думает, что любит Бога, но заповедей Его не исполняет. Какая же это любовь? Это одно лицемерие!

Когда ты говоришь: люблю Христа Бога, то посмотри, что Он тебе заповедует: Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 15).

Если любишь Христа Бога, терпи, как и Он претерпел, и твори все то, что Ему угодно. Он учил и творил. Непременно и твоя любовь должна быть такова, чтобы добро творить, терпеть, не смущаться в находящих на нас скорбях и во всем всегда Его благодарить не словами и языком, но самими делами. Сердцем, умом, от всей души, крепости и помышления возлюбить Его ты должен.

И если так Его возлюбишь, то послушай пророка Исаию: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, - говорит Господь Вседержитель (Ис. 49, 15).

http://valaam.ru/ru/patericon/348/

Комментарии (13)

Всего: 13 комментариев
#1 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 05:52
  
3

Наставление Валаамского старца игумена Назария.


О неосуждении ближнего



Всякому желающему спасения должно только себя одного зреть, а не ближнего осуждать.

Полагаю, что иногда лучше пасть самому и восстать, нежели осудить ближнего, потому что согрешивший побуждается к уничижению себя и покаянию, а осуждающий согрешившего закосневает в мечтании о себе и в гордости.

Рассмотри, возлюбленный, можешь ли похвалиться, что ты никакому греху не был причастен.. Испытывай прилежно себя и свою совесть - если не в том, то в другом грехе, если не в большом, то в малом, если не делом, то словом и помышлением ты находишься повинным. Помышляй беспрестанно, что никто не может от дел оправдаться перед Господом и никто не может быть чист перед Создателем своим - все грешны, все немощны, все требуем помощи и милости Божией. И как от Бога Единого все мы созданы и Он есть Судия всех, то как дерзаешь принимать на себя суд Создателя? Как осуждаешь, будучи такой же грешник, согрешившего брата, которого дел точно знать не можешь, не видишь помышления, ни сердечного сокрушения? Помни всегда Христа Спасителя слова: не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 1 - 2).

Рассуди, грешник, что только один Бог может оправдать и осудить свое создание. Он всех видит дела и помышления, судит всякого против силы его и разума: иначе судит царей, князей, иначе архиереев, священников, игуменов, иеромонахов, монахов, иначе мирян, младенцев, иначе здоровых и иначе больных. И если так, то кто может недоведомые судьбы Божии испытывать и осуждать ближнего? Господь единый сотворивший всех и создавший все, испытует сердца и помыслы. Рассмотри прилежно, не собственный ли свой порок судишь во грехе другого, как безгрешный сам и неповинный? Истязуешь ближнего во грехе малом, а своих и многих прегрешений не видишь и не чувствуешь. Не ужасно ли это? Господь Создатель терпит до времени беззакония твои, а ты осуждаешь во грехе брата и не думаешь, что сам побуждаешь Господа прекратить и к тебе терпение и осудить тебя навеки!

Грешник! Удержи себя от осуждения ближнего, хотя бы и своими очами видел согрешающего. Старайся не судить брата, ибо един есть Судия всех - Сын Божий. Оставь тяжесть ближнего Всемогущему, заботься о тяжести своих грехов, ибо за свои воздашь ответ. Не отвергай заповедей Божиих, которые тебе даны: не суди - и не будешь осужден. Не радуйся о падении ближнего, ибо бесы только, враги нашего спасения, об этом радость имеют потому, что сами уже погибли и восстать не могут.

Постарайся не осуждать, а молиться, плакать и рыдать о падающем, радоваться же о восстающем от падения и спасающемся, чтобы и самому от праведного Судии Страшным судом не судиться.
#2 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 05:54
  
3



Наставление Валаамского старца игумена Назария.


О ежедневном очищении совести


После в
ечерней трапезы должен ты пойти к духовному твоему отцу. Поклонись ему, как Самому Христу, встань на колени, открой ему состояние души твоей в продолжение минувшего дня, испытывая себя во всем, что сотворил на деле: или худо помышлял, или говорил, или дозволил себе противное совести своей, или в чем тщеславился, или чем гордился, или кого оскорбил, или сам оскорбился на ближнего, или роптал или осудил ближнего. Старайся заметить и обличить и самые тонкие помыслы, нарушившие чистоту твоей совести. Если не сможешь всего запомнить, то на бумаге записывай, что ты должен исповедать. После такой истинной исповеди разрешение и прощение приняв, как от Самого Бога, и поцеловав Евангелие и крест, поклонись до земли духовному твоему отцу и иди молча в келию свою. Не упускай из мыслей твоих имени Господа Иисуса и молитвы к Нему.

Старайся в это время, чтобы по пути ни от чего и ни от кого не соблазниться и не беседовать ни с кем, чтобы не навлечь после исповеди новой на душу и совесть свою скорби, которая твоей ночной молитве мешала бы, и чтобы ты надежнее мог стяжать душевное умиление сердца.
#3 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 06:14
  
4

Наставление о молитве, особенно в церкви

Рассмотри, любезный брат, советы, служащие ко спасению нашей души, а именно: в полуночи непременно встань прежде утреннего славословия перед Богом и чистосердечную сотвори к Нему молитву.

Когда наступит время утреннего славословия, поспеши к началу богослужения церковного, а придя в церковь на соборную молитву, встань на удобном месте, собери все силы ума твоего, чтобы не мечтали и не летали по всем странам. Старайся запечатлетъ крепко на скрижалях сердца твоего чтение и пение церковное.

Внимай без лености, не ослабевай телом, не прислоняйся к стене или к столбу церковному. Берегись, чтобы не только не сметь о чем-нибудь разговаривать, но ни на кого или на что очами смотреть.

Если не понимаешь пение и чтение церковное, то с благоговением тайно твори молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Старайся при этом нудить себя к сокрушению сердечному, чтобы не без слез каяться о грехах твоих. Если же нет слез, то должны быть, по крайней мере, сокрушение и стенание сердечное.

Не возносись, но смирись (Лк. 2, 11). Господь гордым противится, смиренным же дает благодатъ (Притч. 3, 34). В смиренномудрии и покаянии должен ты всегда пребывать, моля и ожидая, когда благодать Божия посетит твою душу свыше Божественным просвещением.

Предстоя в храме Божием воображай, что ты с вышними Силами пред Богом предстоишь. Положи себе такой закон, чтобы не выходить из церкви до окончания службы.

Если же так будешь совершенно стоять по чину и ослабеешь, или от телесной болезни, или старости изнеможешь, то сядь, чтобы не соблазнить брата своего.

Рассматривай сам в себе, не от уныния ли и лености ослабеваешь, не от развлечения ли мыслей и страстей телесных теряешь крепость и мужество. Так рассуждая, укоряй себя в нетерпеливости, в немощи, в дряхлости, в лености, стыдись Бога и ангелов Его, и помышляй, что претерпевший же до конца спасется (Мк. 13, 13).

Если по данному тебе послушанию выйдешь из церкви, то и тогда с самоуничижением помышляй в себе, что лишился сопребывания и наслаждения небесных сожителей.

И если так будешь рассуждать и укорять свою душу, то от силы в силу приходить будешь, и телесное здравие и душевное просвещение от Бога получишь невидимо.
#4 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 06:16
  
2

О духовном отце и советнике совести


Если в дневные часы сильно согрешишь, то по возможности немедленно должен ты исповедоваться своему духовному отцу. Если же невозможно грехи вскоре исповедовать, то хотя один раз в день после вечерни должен исповедоваться; ночные же, если случатся, дела или помышления нужно исповедовать после утрени. Если же по какому-либо случаю это невозможно исполнить, например, в дороге или за неимением духовного отца, то по нужде - брату обители или другому близкому тебе человеку, богоугодно живущему и духовный разум имеющему, можешь исповедать то, что смущает твою совесть и просить его молитв и благословения.

К духовному твоему отцу или к наставнику, которому ты должен исповедовать дела и мысли твои, имей любовь, непоколебимую веру и такое почтение, чтобы ни в чем его не осудить и не смутиться, если будут осуждать и злословить его. Если бы и показалось тебе, что он согрешает, но ты не смутись и веры своей к нему не умали; укоряй же себя, а не его. Говори себе такие слова: "Я, грешный, воззрел на отца своего нечистым оком, и по своей нечистоте сужу о нем, и от того не вижу его непорочности". Так обличая себя, молись прилежно о нем ко Господу Богу об исправлении его, если и в самом деле он преткнулся. Помышляй так: "Господь Бог попустил на него искушение, а как могу я, грешный, его судить, не видя ни дел его, ни покаяния? Могу ли я заглянуть в душу его? Если он и согрешил, то, может быть, уже совершенно покаялся и получил от Бога очищение".
#5 | Екатерина. »» | 28.09.2012 07:47
  
-1
Схиархимандрит Иона (Игнатенко), духовник Свято-Успенского Патриаршего мужского монастыря прибыл в родную обитель


21 апреля 2012 года в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь был доставлен на автомобиле «Скорой помощи» тяжкобольной духовник обители схиархимандрит Иона. Мы уже сообщали, что о. Иона несколько раз проходил лечение в различных больницах, но его состояние здоровья ухудшается.
По просьбе батюшки его привезли из Киева в родную обитель, где его ожидали Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский, а также братия обители и многочисленные духовные чада. Владыка сердечно встретил о.Иону и преподал ему архипастырское благословение, пожелав скорее подняться со одра немощи.
Схиархимандрит Иона тепло поблагодарил митрополита Агафангела за его постоянную заботу, подчеркнув, что только по молитвам Владыки, братии и всех духовных чад милостивый Господь дарует ему жизнь, т.к. врачи уже сделали все, что могли. И осталось уповать лишь на милость Божию, заступничество Пречистой.
***
Еще раз просим всех, кто знает о. Иону, кому он дорог, вознести свои молитвы ко Господу об исцелении батюшки.

http://www.pravoslav.odessa.net/?id=1246&pages=159&group=0&num_page=0
#6 | Екатерина. »» | 28.09.2012 12:48
  
1
О ПОЧИТАНИИ СВЯЩЕННИКОВ


На 2-е Послание к Тимофею беседа Иоанна Златоуста


Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога.

Иже вас приемлет, сказал Господь, Мене приемлет (Мф. 10, 40); священником Его, сказано в другом месте, воздавай честь (Ср.: Чис. 18, 8). Иудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали в него камни.

Кто благоговеет пред священником, тот тем более будет благоговеть пред Богом.
Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду.

Если приемляй пророка во имя пророча, как говорит Господь, мзду пророчу приимет (Мф. 10, 41), то, конечно, получит награду и тот, кто уважает священника, слушается его и повинуется ему. Если в деле странноприимства, когда ты не знаешь, кого принимаешь к себе, ты получаешь такую награду, то тем более получишь, когда будешь повиноваться тому, кому повиноваться повелевает Господь. На Моисееве седалищи, сказал Он, седоша... (Мф. 23, 2). Разве ты не знаешь, что такое священник? Он ангел Господа. Разве свое говорит он? Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в том, то суетна твоя надежда; ибо, если Бог ничего не совершает чрез него, то ты ни Крещения не имеешь, ни Таин не причащаешься, ни благословений не получаешь, и, следовательно, ты не христианин. Как, скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но чрез всех Сам Он действует,— хотя бы они были и недостойными,— для спасения народа. Если для народа Он говорил чрез ослицу и Валаама, человека нечестивого (Чис. 22), то тем более — чрез священника. Чего не делает Бог для нашего спасения? Чего не изрекает? Чрез кого не действует? Если Он действовал чрез Иуду и чрез тех пророков, которые говорят: не вем вас: отидите от Мене, делающии беззаконие (Ср.: Лк. 13, 27; Мф. 7, 23) и которые изгоняли злых духов, то тем более будет действовать чрез священников. Когда мы начинаем исследовать жизнь начальствующих, то, значит, хотим сами быть рукополагателями учителей, и таким образом извращается все: ноги становятся вверху, а голова внизу. Послушай Павла, который говорит: мне не велико …(1 Кор. 4, 3) и еще:ты же почто осуждаеши брата твоего? (Рим. 14, 10). Если же не должно осуждать брата — тем более учителя. Если бы Бог повелел тебе это, то ты поступил бы хорошо, и грешил бы, если бы так не поступал, но если напротив — то не будь дерзким и не выходи из своих пределов. На Аарона, когда сделан был телец, восстали сообщники: Корей, Дафан и Авирон — но что, не погибли ли они? Каждый — заботься о своих делах. Кто преподает неправое учение, того не слушай, хотя бы он был Ангел, а если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова. Но, скажешь, священник не подает бедным и нехорошо управляет делами. Откуда тебе это известно? Прежде, нежели узнаешь достоверно, не порицай, бойся ответственности. Многие осуждают по подозрению. Подражай твоему Господу; послушай, что Он говорит: Сошед узрю, аще по воплю их... совершаются: аще же ни, да разумею (Быт. 18, 21).

Если даже ты узнал, исследовал и видел, и тогда ожидай Судию, не предвосхищай себе права Христова; Ему принадлежит право судить, а не тебе; ты последний раб, а не Господь; ты — овца, не суди же пастыря, дабы не быть тебе наказану и за то, в чем обвиняешь его.

Но почему, скажешь, мне он говорит, а сам не делает? — Не сам он говорит. Если ты повинишься только ему,— то не получишь награды; тебе заповедует Христос. Что я говорю?

Даже Павла не должно было бы слушаться, если бы он говорил что-нибудь от себя, что-нибудь человеческое, но должно слушаться его как Апостола, имеющего в себе Христа, Который говорил чрез него.

Не будем же судить чужие дела, а каждый свои; исследуй лучше собственную жизнь.

Но, скажешь, священник должен быть лучше меня. Почему? — Потому, что он священник. Чего же он не имеет более, нежели ты? Трудов ли, опасностей, забот или скорбей? Чем же он не лучше тебя, имея все это?..

Во всяком случае, если ты считаешь себя лучше другого и не воздыхаешь, не ударяешь себя в перси, не склоняешь головы, не подражаешь мытарю, то ты погубил себя, хотя бы ты был, действительно, лучше.

Ты лучше другого? Молчи же, дабы тебе остаться лучшим; а как скоро будешь говорить, то потеряешь все.

. Если будешь так думать о себе, то ты уже не таков; а если не будешь так думать, то приобретешь еще более... Скажи мне: если ты, получив рану, придешь в лечебницу, то неужели вместо того, чтобы прикладывать лекарство и лечить рану, ты станешь узнавать о враче, имеет ли он рану или не имеет? И если он имеет, то заботишься ли ты об этом? И потому, что он имеет ее, оставляешь ли ты свою рану без врачевания и говоришь ли: ему как врачу следовало быть здоровым, но так как он, будучи врачом, сам нездоров, то и я оставляю свою рану без врачевания?

Так и здесь, если священник нехорош, будет ли это утешением для подчиненного? Нисколько. Он получит определенное наказание — получишь и ты должное и заслуженное. Учитель исполняет только службу. Будут бо, говорит Писание, еси научены Богом (Ин. 6, 45) и не рекут: познай Господа: яко еси познают Мя от мала даже и до великого их...(Иер. 31, 34). Для чего же, скажешь, занимает он такое место? Не будем, увещеваю вас, говорить худо об учителях, не будем рассуждать о них, дабы не навредить самим себе; будем исследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо...

В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын прикрывает все; не славися, говорит Премудрый, в безчестии отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие: аще и разумом оскудевает, прощение имей (Сир. 3, 10. 13). Если так говорится о плотских отцах, то тем более надо сказать об отцах духовных.
Устыдись: он каждый день служит тебе, предлагает чтение Писания, для тебя украшает дом Божий, для тебя бодрствует, за тебя молится, за тебя предстоит и ходатайствует пред Богом, за тебя творит прошения, для тебя совершает все свое служение. Этого устыдись, это представляй и подходи к нему со всяким благоговением.

Он не хорош? Но, скажи мне, что из этого? И хороший разве сам сообщает тебе великие блага? Нет! Все совершается по твоей вере.

И праведный не принесет тебе никакой пользы, если ты — неверующий;
и нечестивый нисколько не повредит тебе, если ты — верующий.
Бог действовал и чрез воров при кивоте, когда хотел спасти народ Свой.

Разве жизнь священника или добродетель может совершить что-либо подобное?

Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели: все происходит от благодати; дело священника — только отверзать уста, а все совершает Бог; священник же исполняет только видимые действия..
. Нет ни одного человека, который отстоял бы от другого так далеко, как Иоанн (Креститель) от Иисуса, и, однако, дух сошел на Него при Крещении от Иоанна, дабы ты знал, что все устрояет Бог, что все совершает Бог.

Я хочу сказать нечто дивное, но вы не изумляйтесь и не смущайтесь. Что же такое?
Приношение в Евхаристии одно и то же, кто бы ни совершил его, Павел или Петр; оно то же самое, которое Христос преподал ученикам Своим, то же самое и ныне совершают священники; это нисколько не ниже того, ибо и это не люди освящают, а Сам Бог, освятивший его и тогда.
Как слова, произносимые ныне священником, суть те самые, которые изрек Господь, так и приношение есть то же самое; равно и Крещение то же самое, которое Он преподал. Так все зависит от веры… И это приношение есть Тело Христово так же, как и то; а кто думает, что оно ниже того, тот не знает, что Христос и ныне присутствует, и ныне действует.

http://saintgeorgii-bugulma.prihod.ru/bibliocat/view/id/18431
#7 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 13:43
  
0
Господи даруй благодать исцеления о. Ионе.
#8 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 14:48
  
0


Наставление о христианских подвигах


Итак, всякий должен с верой и надеждой любить Бога и стараться исполнять Его дела, предания и повеления. Но какие Его дела, предания и повеления? Рассмотри, возлюбленный, вот какие: век этот не есть покой, но борьба.

Знай, что на всякую борьбу есть победа, крепись, борись, побеждай, так как часто противоборствующие силы находят, и как львы рыкают и ищут, кого бы поглотить. Берегись, да не побежден будешь.

Старайся не лишать себя благодати Божией. В противном случае чужд будешь воздаяния, и сверх того еще более осудишься и погибнешь.

Рассмотри, что пророк Иеремия пишет: так говорит Господь: вот, Я предалагаю вам путь жизни и путь смерти (Иер. 21, 8). Подобно этим словам говорит и Сирах: Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15, 17). А пророк Исаия к хотящему исполнить закон говорит: Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то мечь пожрет вас: ибо уста Господни говорят (Ис. 1, 19 - 20).

Святой апостол Иоанн пишет: кто от Бога, тот слушает слова Божии (Ин. 8, 47), а кто не от Бога, не послушает их. И Господь, утешая скорбных, говорит: восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин. 16, 20); в другом месте: истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век (Ин. 8, 51), и если это знаете, блажены вы, когда исполняете (Ин. 13, 17).

Но что должны мы знать, чтобы быть блаженными? То, чему Христос учит, а Его учение не иное что есть, как Его жизнь, о которой апостол Матфей поучает, говоря: входите тесными вратами: потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13 - 14). И в другом месте пишет: возьмите иго Мое на себя, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 29 - 30). И еще поучает: если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; И кто не несет креста своего, и не идет за Мною, не может быть моим учеником (Лк. 14, 26 - 27).

В соборном послании апостол Иоанн советует: не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, втом нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (I Ин. 2, 15 - 17).

Рассмотри прилежно, не рать ли и брань во все дни: плоть восстает на дух, а дух на плоть. Послушай Павла, об этом говорящего: но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 23 - 24). И в другом месте пишет: потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). Поэтому в своем послании к Тимофею, чтобы укрепить его в находящих искушениях, советуя их терпеть, пишет: переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2, 3).

Но одного этого недостаточно, чтобы только страдать. Страдать и добро творить - это угодно Богу и полезно нам самим. Что за похвала, - говорит апостол Петр, - если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу . Ибо вы к тому призваны (I Пет. 2, 20 - 21).

Нам же, инокам, как не принять таких душеспасительных советов? Возлюбленные, примем с любовью слова апостола Павла, которыми он нас учит, утверждает и наставляет: станьте, препоясавши чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности. И обувши ноги в готовность благовествовать мир. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 14 - 17). То есть: молитвою и прошением во всякое время, бодрствующим духом надлежит нам противиться козням диавольским.
#9 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 14:49
  
0

Наставление для вечера и ночи

От духовного твоего отца придя в келлию свою, затвори дверь, и поблагодари сердечно Бога, что он удостоил тебя и допустил святой исповеди и умиротворения совести.

Затем помолись о пастырях духовных, о братстве, об обители, о сродниках, о друзьях, о благодетелях и о всем мире.

Возьми душеспасительную книгу и прочитай со вниманием сколько угодно и удобно тебе будет.

После чтения собери ум и все помышления твои и стань на молитву. Вознеси к Богу твой ум и сердце, и сколько постигнуть можешь своим разумом, постигай - кому и о чем молишься. Старайся, чтобы твои мысли не парили по сторонам. Смотри прилежно, чтобы грехи брата твоего в мысли твоей не воображались, ибо от таких беззаконных мечтаний угасает внутренняя горячность и отступает умиление, которые ты должен в себе иметь.

Так в сокрушении пребывая и каясь, проси милости от Создателя своего, чтобы Он простил грехи, тобою соделанные, присоединил тебя к кающимся и избавил от вечной муки.

Старайся прилежно рассмотреть и заметить, от каких псалмов особенно бывает умиление, сокрушение и слезы, чтобы ты мог особенно этими псалмами пользоваться по твоей духовной потребности.

Употребление же псалмов и образ моления должны быть устроены для тебя от духовного отца твоего по силе твоей. Смотри прилежно, чтобы во всех этих действиях была теплая любовь и желание неленостное, чтобы от всей души и сердца, без роптания происходило твое моление. Старайся не только не оставить ничего из назначенного тебе, но еще на всякий день старайся прибавлять, чтобы совесть тебе не говорила: "Еще имеешь силу и крепость молиться и каяться о грехах своих, почему же не помолишься и еще?"

Впрочем, в случае великой нужды, можешь сократить твою молитву, чтобы ради Бога ближнему послужить.

Знай, что с добрым рассуждением и без роптания исполняемые необходимые и законные дела выше определенного расположения твоих молитв.

Не осудишься также, если не исполнишь определенного молитвенного правила за болезнью или по старости лет, в которых ты положенного правила не в силах исполнять. В этом случае можешь, сидя или лежа, себя укорять и думать о себе так: "Вот я немощен, дряхл, не могу и Богу помолиться и возблагодарить Его за неизреченные милости и великие благодеяния мне, недостойному и немощному, оказанные".
#10 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 14:52
  
0

Наставление о монашестве

Рассмотри еще со вниманием, какую Христос Спаситель заповедь дает. Он говорит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

Познай, что Сын Божий сошел на землю не погубить душ человеческих, но на путь истинный наставить нас. Он образом жития Своего, а не словом только учил презирать мир. Господь не имел покоя в мире, и последующим по Нему повелел бегать его. Прелестна и обманчива жизнь мира, бесплоден его труд, опасно его веселие, скудно его богатство, призрачна его честь, непостоянна, ничтожна, и горе надеющимся на его мнимые блага - от этого многие без покаяния умирают. Блаженны и преблаженны удаляющие себя от мира и от похотей его.

Устремись, возлюбленный, к мирному и преславному иноческому житию, возьми иго на себя похвальное, которые сам Сын Божий наименовал своим благим игом и легким бременем. Святые апостолы возлюбили это иго и передали верным. Богоносные и богодухновенные отцы, с помощью благодати Божией и искусством в этом жительстве преуспели, и советуют нам, как должны и мы подвизаться.

Монашеское житие основано на Божественной заповеди, по пророческому, евангельскому и апостольскому учению. Об этом Господь говорит: кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 12). Рассмотри прилежно, сколь многие благоугодно в иночествующем образе пожившие, к Богу преселились и ныне со Ангелами пребывают. Если и ты, возлюбленный, желаешь безмолвного и благого иноческого жития, то благое себе избираешь.

Знай же, что ты по иноческому обету должен себя принудить во всем отсечь волю свою. Покайся Господу, иди с любовью в путь отцов своих, не блуждая, не дремля, но бодрствуя прилежно. Должен ты непременно стяжать добродетели; итак ищи их день и ночь, а, познав их, поучайся и подвизайся в них. Береги себя, да неявишься пуст перед Богом. Если что доброе носишь с собою, то не хвались этим, но еще более преуспевай в делании добра и по мере богоугодных дел являй себя новым, правым и благоискусным во всем.

Ты хочешь быть иноком - это значит ветхое оставить и соделать себя новым. Вчера ты был по образу мира, а ныне во иное облекся: и так иное думай, иное говори, иначе смотри, иначе ходи, делай.

Инок непременно должен быть делателем всех заповедей Господних, подражателем чину и устроению безтелесных, познавать Бога, стяжать любвь к Нему и ближнему.

Инок должен во всем держаться Божиих словес, а гласу чувств или страстей ни мало не внимать.

Инок должен иметь ум свыше просвещенным, тело неоскверненным, уста молчаливыми и язык чист от осуждения.

Инок должен иметь душой и сердцем скорбь непрестанную о грехах своих, частые слезы и воздыхание, всегдашнее памятование о смерти и о Страшном суде, отвержение себя во всем, удаление от мира, презрение своей плоти и всего для плотской чувственности приятного, то есть для очищения и обновления себя, жесткому, тесному, трудному и скорбному подвигу подвергнуться, но вместе с тем иметь безропотное терпение и любовь с благодарением.

Инок должен быть безгневен, не лукав, не горд, во всем нищ, нестяжателен, не самолюбив, должен иметь кротость молчаливую, глубокое смирение, повиновение и послушание ко всем благочинно живущим. В теле своем должен быть мертв, а дух свой уготовлять Духу Святому в жилище. Должен беспрестанно в молитве и в чтении Божественных книг пребывать.

Как Христос претерпел и ученики Его, так и все святые трудились и отвергли мир, свои хотения, пристрастия и все желания мирские, со всеусердной и горячей любовью сохраняя заповеди Христовы. Если и ты желаешь приобрести Небесное Царство, то претерпевай все скорби находящие на тебя от бесов и от человек. Не ропщи, когда подобает тебе быть в постах, во бдениях, в повиновении, в уединении и безмолвии душевном, в пении, в молитвах, в слезах, в рукоделии. Если так ангельски поживешь, то обрящешь в себе Царство Небесное. Христос говорит: Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17, 21). Тогда в душе твоей ничто мирское не может удержаться, тогда узнаешь, что ты послушник Христов, взял крест Его, то есть скорби, подвиги и добродетели, оставляешь все прелести мира, его дела и грядешь к горнему Иерусалиму. Из Священного Писания получишь ясные и опытные удостоверения, что без совершенного отвержения мира не можешь быть совершенным иноком, поэтому и нелегко получить Царство Небесное. Однако войди в себя и поищи. Если усердно желаешь узнать, отрекся ли ты мира, ищешь ли Царствия Небесного, то постарайся отбросить все мирское и плотское.

Чтобы познать путь истинный, в начале непременно должен ты внять следующим спасительным словам: 1) Христос говорит: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). 2) Святой апостол Петр пишет: лучше бы им не познать пути правды, нежели, познавши, возвратиться назад; но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину (2 Пет. 2, 21 - 22).

Прими себе за правило это краткое наставление и выполняй его, пока свыше благодать Христова не посетит и вразумит тебя, и возведет в образ мужа совершенного, исполняющего Христовы заповеди.
#11 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 14:54
  
0

О литургии и причащении Божественных Таин

Когда придет время Божественной литургии, поспеши к началу ее и войди в церковь с молитвой ко Господу.

Стой со страхом и трепетом, воображая в уме, в душе и в сердце Сына Божия, за беззакония твоя приносимого в жертву, во спасение всех верующих в Него.

И если имеешь намерение причаститься Божественных Таин по разрешению духовного твоего отца, то перед тем сохрани неделю в посте истинном. Старайся пребыть в бдении, в любви к Богу и в прилежных молитвах. Ни чем так скверны души и тела не очищаются, как слезами, сокрушением сердца, стенаниями и воздыханиями сердечными. При этом нужно разуметь, что ты, конечно, негодуешь на Иуду предателя, также и на распенших Христа; внимай же и себе, да не и ты повинен будешь, как предатель Тела и Крови Христовой. Иуда предал Христа единожды, а ты не предаешь ли многократно, когда неверен бываешь слову Его и заповедям Его? Единожды потерпел Он раны от распинателей, но ты не налагаешь ли Ему раны много раз богопротивными страстями и грехами?

Вникни в самого себя, в душу, сердце и помышления твои: не увидишь ли в себе бездну страстей и грехов, хулы, татьбы, объядения, сластолюбия, пьянства, зависти, лукавства, лести, братоненавидения, злопамятования, злоречия, осуждения ближнего, оклеветания, немилосердия, гордости, ярости, гнева и всякой нечистоты? Такую гнусность в себе имея, не нерадишь ли о душе твоей, чтобы усерднейшими и теплейшими молитвами и прочими богоугодными делами и истинным покаянием себя очистить?

Рассуждай, что ты причащаешься неизреченному Таинству из Таинств, сладости из всех сладостей и святости из всех святостей, от которого ты и сам делаешься святым. И для этого должен ты в себе непременно великую и твердую веру иметь; должен удалиться совершенно от всех пороков, и свою душу и тело чистыми и как бы святыми соделать, ибо святому в себе готовишь вход. Смотри, какой ты непостижимой почтен честью, когда причащаешься этого Божественного Таинства. Чистейшие Ангелы невидимо предстоят, трепещут и от ужаса смотреть не могут, а ты - бренный и всякой нечистоты исполненный - этим питаешься; ты страстями и грехами твоими - противник Христу Богу с Божественной святыней соединяешься, и бываешь со Христом Тело едино и Плоть едина, как сам Господь говорит: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56).

Помышляй, брат, что Тела и Крови Христовой алкали и жаждали от первосозданного Адама все наши праотцы и все пророки, но не получили: ты же, далеко от них отстоящий недостоинствами твоими, этой Божественной трапезы причащаешься. Благодари Бога за неизреченное милосердие, что Он тебя этого удостаивает. А при том понимай и следующее, что если бы ты имел или иметь будешь ангельскую чистоту или святость и преподобие Иоанна Крестителя, то и тогда без особенного милосердия Божия не можешь удостоиться этого Божественного Таинства.

Посмотри, что Христос Спаситель говорит Своими пречистыми устами: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов (Мф. 26, 26 - 28). Приступая к святому алтарю, вообрази в себе, что ты действительно вместе со Христом и святыми апостолами удостоен быть на Тайной Вечери.

Когда отверзут врата и скажут: "Со страхом Божиим", упади в ужасе на землю перед Всемогущим Богом и Судией.

Имея же руки крестообразно на груди сложенными, голову немного наклони, взор имей благоговейный, очи слезами наполнеными, и читай молитву: "Верую, Господи, и исповедую" до конца. Читай от всей души с воздыханием, со страхом и трепетом, и сокрушением сердечным. Трепещи стоя и помышляй, да не в суд ешь Владычню Плоть и Кровь пьешь. Проси милосерднейшего Бога, чтобы хотя бы в это мгновение посетил тебя благодатью Своею. Надейся же и веруй, что Он все греховное терние, в тебе живущее, потребит.

Когда увидишь иерейскую руку, простираемую со Святыми Дарами, не думай, что ты от иерейской руки Божественный дар принимаешь, но веруй от всей души, что приемлешь от руки Самого Христа.

Советую тебе выучить полезную во время причащения молитву святителя Димитрия Ростовского: "Врата и заклепы сердца моего отверзитеся, да внидет Царь славы Христос, вниди, Свете мой, и просвети тьму мою, вниди, Животе мой, и воскреси мертвенность мою; вниди, Врачу мой, и исцели язвы мои; вниди, Огню Божественный, и попали терние грехов моих; разжги утробу мою и сердце мое пламенем любви Твоея; вниди, Царю мой, и истреби греховное от мене царство; сядь на престоле сердца моего, и царствуй во мне Ты един, Царь мой и Господь".

Всеми силами должен ты Господа благодарить, не словами только и помышлениями, но и делом. Старайся сохранить себя от многих и пустых разговоров, и не только перед причащением во благоговении пребудь, но и по принятии святыни старайся иметь всегда пребывание со Христом Царем и Богом и не удаляй Его от себя.

По окончании Божественной литургии войди в келию с безмолвием языка, ума и всех чувств, пребудь в молитве и благодарении.
#12 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 14:55
  
0


Наставление для времени после церковного богослужения


По окончании церковного славословия, возвращаясь в келию свою из церкви, берегись, чтобы ни с кем не стоять и ничего не говорить. Больше всего хранись вредного празднословия и смеха, но иди спешно в келию свою, не выпуская из ума своего молитвы Иисусовой.

Придя в келию, затвори дверь, встань с усердием, вниманием и благодарением пред иконами и помолись о себе, о родителях, благотворителях и о всем мире; положи несколько земных или поясных поклонов с молитвою.

После возьми книгу и немного почитай.

Если изнеможешь от трудов, либо от болезни или по старости лет своих и этого исполнить будешь не в силах, то можешь молиться сидя или лежа с четками.

При молитве обуздай ум и мысли твои, берегись, чтобы не парили они к предметам неполезным и вредным душе.

Так подобает творить и оберегать себя непременно после всякого церковного правила. Отдохнувши немного, если имеешь порученное тебе дело или послушание, то принимайся за него, как за данное тебе от Самого Христа, а не как от человека. Поэтому встав спешно, с любовью пребывай в служении, без роптания трудись, измождая свою плоть.

Если же нет порученного тебе послушания, то занимайся рукоделием или чтением книг духовных насыщай и назидай душу твою, или другим чем, не препятствующим спасению. Внимай крепко, чтобы не быть в келии своей праздному, ибо праздность первая всему злу учительница, и если она вкоренится в кого, тому много трудов нужно будет приложить для истребления ее.

При рукоделии или на послушании, храни, сколько сил твоих есть, в устах, в уме и мыслях молитву и драгоценнейшее и душеспасительное молчание, и при этом не смотри по сторонам. Берегись, чтобы зрением или слухом не соблазниться и не осудить в чем ближнего, или чтобы не сделать чего-нибудь дерзновенного против него. Бегай дерзновения, как яда, ибо оно сильно вредит человеку и приводит его в высокоумие.

Твори всегда то, что тебе повелят, или что прежде благословят, или о чем тебя попросят - сам же собою ни за что не дерзай приниматься, какое бы то дело ни было.

В таком порядке себя приготовляй к послушанию: если с тобою будет кто-нибудь на том же послушании, то поклонись ему низко со смирением и сотвори молитву. Получив благословение, делай послушание с молитвою, с любовью, с усердием и полным вниманием. Помышляй, что всякий творящий дело Божие с небрежением проклят и человекоугодник есть, храни себя от небрежения и человекоугодия.
#13 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 14:59
  
0



Указание необходимых духовных расположений и добродетелей


1. Глава и начало всем добродетелям есть непрестанная молитва ко Господу нашему Иисусу Христу, о Иисусовой молитве сказано апостолом Павлом: непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 17). То есть, нужно призывать имя Божие всегда, и если беседуем, если сидим, ходим, едим, или что другое делаем. Во всякое время и на всяком месте нужно призывать имя Божие. Молитва есть печали и уныния прогнание, кротости и безгневия приобретение, радости и благодарения предложение; и бесчисленные блага приобретаются через молитву.

2. Самоукорению нужно обучаться, то есть всегда себя во уме своем винить, а не людей, себя укорять, а не других, и с строгим к себе недоверием обличать самого себя в прикрываемых самолюбием нашим недостатков, наших наклонностей ко грехам. Имеющий самоукорение имеет покой, пишет авва Дорофей, и никогда не смущается. Такому если случится болезнь, обида, притеснение и прочее какое несчастье, он все грехам своим приписывает, и Бога благодарит. Такого если настоятель накажет, он все за благо принимает и всякое суровое на себя слово без ропота и прекословия приемлет, как суд Божий.

3. Самопознание необходимо: оно есть познание себя и особенно ограниченности своих способностей, своих недостатков. От самопознания человек приходит в такое смирение, что всякой должности почитал бы себя недостойным и потому особенных должностей не желал бы, а возлагаемые на него принимал со страхом и смирением. Знающий себя, не внимает чужим грехам, а на свои смотрит, и о них кается всегда, о себе рассуждает и себя осуждает, и ни во что кроме своей должности не вмешивается. Упражняющийся в самопознании и веру имея, не доверяет ей, не перестает испытывать ее, чтобы приобрести большую и более совершенную, внимая слову апостола: испытывайте самих себя, в вере ли вы (2 Кор. 13, 5).

4. Кротость приобрести подвизайся. О небесных добродетелях, о кротости и смирении, Сам Господь учит нас, говоря: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Не от ангелов, не от людей, но от Меня, говорит, научитесь, то есть от Вышней Премудрости. Внешняя кротость да является в следующем: кротко ходи, кротко седи, смотри, говори. Ибо одежда, смех бесчинный и походка говорят о душевном состоянии человека. Душевная же кротость есть: удержание гнева, укрощение ярости, и если кто от кого опечален был, мог отмстить и не отомстил, и принимая укоризны от ближнего, сам не укоряет. Кротость есть - не досадить никому ни в слове, ни в деле, ни в повелении. Господь говорит: на кого воззрю: только на смиренного и сокрушенного духом (Ис. 66, 2). Кто же ненавидит оскорбляющих и обижающих, тот ненавидит кротость. В кротких сердцах почивает Бог, а душа беспокойная представляет открытую дверь диаволу. Кроткая душа есть престол простосердечия, но гневливый ум есть раб злобы.

5. Особенно же постарайся стяжать смирение. Смирение есть истинное своего ничтожества познание и самого себя презрение, и когда кто зная немощь свою, греховность и непотребство свое зная, не превозносится умом своим, но считает себя хуже всех, грешнее и последнее всех, и у всех под ногами. Если же и какую добродетель исполнит смиренный, он приписывает это не своей силе, а Божией помощи, как и Господь заповедал: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоющие (Лк. 17, 10); и, без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Чтобы избежать искушений, кротость со смирением духа и всегдашним бодрствованием ума наилучше послужить может. Нет благополучнейшего пути, возводящего на небо в жизнь вечную, больше смирения, по свидетельству истины. Где нет света, там все тьмою покрыто, а где нет смиренномудрия, там все дела наши гнусны перед Богом, говорит Лествичник. В смиренных Бог вселяется, от гордых же удаляется. Где смирение, там и слава Божия возсияет. Ничто так не творит сердце сокрушенным и душу смиренной, как уединение в разуме и молчание. Смирение есть основание христианства.

6. Святое послушание старайся с усердием, без роптания и с отвержением своей воли проходить. Определенную же должность со вниманием и рассуждением нести, как от самого Господа данную. Святой Ефрем Сирин пишет: "Имей игумена как Самого Бога, братию же, как ангелы Божии; кто повинуется игумену, тот ангелам подражает; противящийся же ему, диаволу открывает свое сердце". Христос Спаситель образ показал нам, Сам Собою, смирил Себя, быв послушным даже до смерти (Фил. 2, 8).

7. Совесть чистую и откровенную нужно иметь, по словам апостола: подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми (Деян. 24, 16); мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно (Евр. 13, 18). Являемая есть свет, а то что скрываем есть тьма, поэтому не только то, что говорим, но и что помышляем, да открываем отцам. Мы будем судиться не по книге знания и разумения, но по книге совести.

8. Поскольку молчание есть, по словам преподобного Арсения, корень безгрешия, то новоначальным необходимо его иметь - молчание же да будет до вопроса. Мало говори, и то тихо, а без нужды не говори. Кто хранит свои уста, соблюдает свою душу, дерзлив же устами опорочит себя. Молчание собирает, многословие же расточает. Апостол Иаков учит: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (Иак. 1, 19).

9. Своей воли и своего разума старайся не исполнять - тем избавишься роптания. Отвергни свою волю, поскольку своя воля иногда и худых дел хуже есть. Послушники все спаслись, а своевольники повредились, иные же и погибли. Падение безмолвнику - оставление молитвы, а послушнику - полагающемуся на своей разум. Святой Петр Дамаскин пишет: "Делание наше иноческое да знаем, что всюду можем спастись, если хотения наши оставим".

10. Когда же в чем как человек согрешишь, в том перед Богом кайся. Если укорен от кого будешь, то без всякого прекословия поклонись и проси прощения: "Прощения прошу, согрешил, виноват". Если кто тебя укорит, досадит тебе или чем тебя обидит, то на того брата не гневайся, но отойдя, сотвори о нем молитву к Богу так: "Господи, прости его", - и ту обиду врагу невидимому приписывай, поскольку он нас учит друг друга обижать. Никому ни в чем никогда не лги, и зла на сердце никакого не держи. Ненавидящий оскорбялющих, ненавидит кротость, бегающий же огорчающих, бегает во Христе спасения.

11. Сверх же этих добродетелей обучаться нужно великодушному терпению, чтобы все безропотно терпеть. Терпение же мы тогда будем иметь, когда все приключающееся с нами - и веселое, и скорбное равно как от руки Божией будем принимать. Терпением вашим спасайте души ваши, поучает нас Христос (Лк. 21,19). Терпи, раб Господень, и спасешь твою душу, которую погубил грехами. Приобретший терпение радуется в скорбях и в бедах благоискусен, в напасти веселится, на послушание готов, любви исполнен, в досаждении славит, в укоризнах смиряется, в бедах непоколебим. Терпение стяжавший, стяжал упование и всякими добрыми делами украшен. О прочих же добродетелях многих, как о вере, надежде и любви читай сам святые книги и слушай поучения, через что сделаешься мудрым и наследишь вечные благая о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

Где нет любви Божией и страха Его, там всякое расстройство и злая вещь!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU