Молитва - колесница души. Наставление о молитве архимандрита Эмилиана (Вафидиса), игумена монастыря Симонопетра на Афоне


НАСТАВЛЕНИЕ О МОЛИТВЕ АРХИМАНДРИТА ЭМИЛИАНА (ВАФИДИСА),

ИГУМЕНА МОНАСТЫРЯ СИМОНОПЕТРА НА АФОНЕ

Сегодня мы поговорим об одной важной стороне духовной жизни, к которой нас подводит Постная Триодь, особенно же ее начало, - о молитве.

Да знаем ли мы, что такое молитва, и умеем ли мы молиться? С детских лет нас учили молиться, но идет ли наше моление по правильной дороге? Молитва - это путь души к Богу, она имеет своей целью достижение Его и соединение с Ним. Если маршрут выбран неверно, то автомобиль или судно никогда не придут к пункту своего назначения. Если наша душа во время молитвы ступит на неправильный путь, она никогда не придет к Богу и будет подобна лодочнику, который не занимается ничем другим, кроме гребли, но в результате кружится вокруг одного и того же места. То же можем испытать, сами того не осознавая, и мы. Так давайте разберемся, достигает ли цели наша молитва?

Совершенно очевидно, что не наученный молитве человек по сути дела несчастен. У него нет возможности преуспеть в жизни. Даже став монахом, он все равно будет земным, а не Небесным человеком; более того, он не сможет уподобиться ангелам, не овладев правилами пользования молитвой - этим замечательным средством передвижения и мореплавания по ангельскому миру.

Сколь неизмерима наша беда, и вы это чувствуете, если мы не умеем молиться! Неизмерима! Это наибольшее из всех зол для нас. Его невозможно сравнить с каким-либо другим. Если предположить, что взорвутся звезды и миры между ними, и все, вверху и внизу, обратится в обломки, то эта катастрофа будет меньшей по сравнению с той, которой подвергаемся мы, когда не умеем молиться. Опасность неминуема для нас в случае такого духовного невежества.

Что такое молитва? Это колесница души, сказали мы. Давайте скажем еще и так: это та атмосфера, внутри которой живет душа. Как легкие вдыхают воздух? Точно так же и душа дышит молитвой. Почему мы пришли в монастырь? Потому что здесь царит молитвенная атмосфера, и все совершается через молитву. Если же молитва не творится или творится неправильно, то как нам стать людьми духовными? Правильная молитва все приводит в порядок, отгоняет любые трудности, проблемы, мучения, грехи - все улаживает; и еще она способна творить чудеса на нашем пути, в подвиге и в жизни.

Если мы не имеем внутри себя богатств Духа, радости и мира, если у нас нет немедленно осязаемых, явных, великих плодов, то причиной этому наше собственное нежелание этих плодов либо неумение молиться. Вы желаете - и не имеете, как дивно сказал брат Христов Иаков, а не имеете, потому что не просите (Иак. 4, 2). Дело в том, что мы не просим, а если и просим, то плохо. Вы просите не на добро (Иак. 4, 3), - продолжает апостол.

Нам, монахам, более, чем другим, свойственно умное делание, Иисусова молитва. С особым усердием творим ее мы в дни Великого поста. Сегодняшняя проповедь имеет вводный характер, поэтому прежде, чем углубиться в теорию умного делания, давайте скажем о молитве в целом. Ибо молитва - это все. Коль скоро я не умею молиться, как я уже говорил, то ничего не умею. Все заканчивается для меня катастрофически, то есть самокатастрофой.

Позвольте мне сказать еще вот о чем. Мне кажется, отцы мои и братья, что мы не молимся истинно, а если молимся, то не в полной мере. Наша молитва неумела, бессильна, невдохновенна, лишена Святого Духа. А только Он, молящийся внутри нас, возводит наши молитвы на Небо. Молитва творится в Духе Святом, Который воспринимает дух человека, соединяясь с ним, а не с бренным телом. Обычно нас привораживают и увлекают нашу душу другие вещи, которые сегодня для нас имеют первостепенное значение, и в конечном итоге мы забываем о том, что монах прежде всего - молитвенник.

Что же есть истинная молитва? Сегодня мы постараемся объяснить, как она происходит, чтобы приступить к самому деланию. Особенно для тех из нас, кто пришел из Больших Метеор (Отец Эмилиан имеет в виду своих духовных чад, братию монастыря Большие Метеоры, пришедшую вместе с ним в 1973 году в находившийся тогда в запустении святогорский монастырь Симонопетра. - Прим. ред.), это имеет большое значение. Ведь мы покинули насиженные места из-за отсутствия условий и возможностей для духовного возрастания, из-за препятствий к молитве. И хотя мы так ее желали, помните, что в конце концов прекратили беседы о ней, потому что было столько трудностей, препятствующих молитве.

Теперь же на Святой Горе уже ничто не оправдает наше небрежение к молитве. Наш уход из Метеор потеряет всякий смысл, если мы не посвятим себя умному деланию, а наше прибытие на Афон будет не более, чем самообманом и лукавством перед Богом. Поэтому я попросил бы отнестись с сугубым вниманием к сегодняшней беседе.

Прежде всего, говоря о молитве, следует отметить, что она никогда не бывает сама по себе. Я не могу сказать, что молюсь, если моя молитва не связана с другими вещами, ей сопутствующими. Ты не можешь отделить одно от другого; например, когда апостол Павел говорит о вере (Рим. 4, 3 и далее), то он говорит не только о вере, но и о делах, имея в виду такую веру, которая бывает являема делами. Когда Иаков рассуждает о делах (Иак. 2, 14-26), то говорит, что без них вера не имеет никакого значения. Он постоянно рассуждает о делах. Почему? Потому что они являются проявлением веры. Эти две вещи взаимосвязаны.

Так и во многом другом. Молитва соединена с богослужением и особенно с Божественным Причащением. Без них молитва невозможна. Без них она лжива. С другой стороны, посещение богослужения и Божественное Причащение сделаются тщетными без напряженной духовной молитвы - внутренней, сильной, вырывающейся из глубины души, и будут всего лишь метанием грязи в лицо Господа, притворством в любви к Нему. И поскольку мы к Богу никакого отношения иметь не будем, то однажды услышим от Него: Не знаю вас (Мф. 25, 12; Лк. 13, 25).

Две этих составляющих духовной жизни идут рука об руку. Первая - жизнь в таинствах; вторая - та, что мы анализируем сегодня, корень, ствол, центральная точка мистической жизни, то есть молитва. Божественное Причащение - это главное в богослужении. Почему оно необходимо человеку? Потому что когда мы молимся, то подразумеваем, что молимся кому-то, и это заложено в семантике слова(1).

Когда мы говорим о внутреннем, умном делании, то называем его не "умной молитвой", но просто молением. Когда речь идет о молитве за какого-нибудь человека, то к греческому слову "молитва" прибавляется приставка "к, для"(2), и сразу становится ясно, что оно осмысляется как путь по направлению к конкретному лицу с целью соединения с ним. В то время, как "моление" - это, если можно так сказать, состояние и получение наслаждения там, где есть Бог.

Молитва, таким образом, является обращением к кому-то. Следовательно, для осуществления молитвы необходимо наличие этого лица. И для того, чтобы я мог сказать, что молюсь за него, требуется его реальное, мною ощущаемое присутствие. Христос, Сущий, "иже везде сый", являет Себя в моей жизни через участие в богослужении, и особенно в Божественной Евхаристии.

В церковной богослужебной жизни я соединяюсь со Христом и становлюсь членом Его Тела. Если я, частичка Христа, хочу быть живым Его членом, то мне необходимо соучаствовать и в Христовых свойствах для их вмещения и обмена качествами подобно тому, как это происходило в двух природах Христа. Это возможно через приобщение Божественных Тайн, которое делает меня причастным свойств моего Главы - Христа.

Поэтому богослужение и Божественное Причащение неразрывно связаны. Что они нам дают? Помогают почувствовать присутствие живого Бога. Что Он ждет от нас? Чтобы я говорил с Ним и прямо обращался к Нему, приходящему ко мне. И так через богослужение Он протягивает мне Свою руку, а я через молитву тянусь к Нему до тех пор, пока не произойдет наше полное единение.

Это собственное мое обращение идет по мистическому непрерывному пути и фактически осуществляется, как я уже сказал, благодаря молитве. Совершаемое в церкви на вечерне или на литургии во время Божественного Причащения продолжается затем молитвой. Я не могу сказать, что я пойду в церковь, если я перед этим не молился. Не стоит бывать на литургии и бесполезно причащаться, если ты не молишься постоянно; и не поможет усердная молитва, если ты не принимаешь участия во всем том, о чем мы только что сказали.
Молитва имеет свое, совершенно особенное и таинственное место, где она культивируется. Чтобы вырастить цветок, нужно вскопать землю, положить удобрения и все необходимое. Если ты позабудешь об удобрении или выберешь неподходящую, к примеру, песчаную почву, то бессмысленно высаживать рассаду. Так и молитва не принесет плода и не поднимется выше твоей головы (а должна превзойти облака и небеса), не обретя своего таинственного места и не подкормленная удобрением бдения, усердия и поста.

Если я сам не совершаю бдений (я не имею в виду бдение в урочные, отведенные под монашеское служение в церкви часы, ибо это дело особое и относится к богослужению, а не к молитве), то молюсь себе в осуждение. Если я не бодрствую, не соблюдаю непрерывно поста, не усердствую, то есть не делаю того, что заполняет совершенно особое пространство молитвы, то молюсь себе в осуждение. Итак, после этого разъяснения давайте более пристально вглядимся в молитву - предмет нашей беседы - и сделаем шаг вперед.

Что такое молитва? Я не дам вам никакого строгого ее определения. Раскройте святого Иоанна Лествичника или Дамаскина, творения любых Святых отцов, и мы увидим, что каждый из них имеет превосходные определения, которые для нас очень полезны. Но я расскажу вам о том, что такое молитва и как мы ее переживаем в борениях нашей души, то есть не объективно, что есть молитва, но субъективно: как мы проживаем молитву, что чувствует тот, кто молится.

Мы уже говорили о том, что молитва - это путь к Богу. Но Бог невидим. Он на небесах, а я внизу, на земле. Он есть свет, а я тьма. Ты знаешь, как это страшно, если тьма одержит победу над светом! Возможно ли, чтобы мрак уничтожил свет, подобно тому, как свет уничтожает мрак?! В молитве необходимо уничтожить мрак своей души, непременно при содействии Бога, для того, чтобы вступить в место света и самим сделаться светом. Знаешь ли ты, что означает для плоти войти в сферу Духа? Для плоти, которая не наследует Царствия Божия (1 Кор. 15, 50), войти в Божественное? Осознаешь ли ты, как не вмещаемый ничем1 Бог может поместиться внутри человеческой души, которая мало того, что невелика, да еще и загрязнена, наполнена страстями, помыслами, желаниями!

Поэтому, начиная молиться, я тотчас ощущаю непреодолимое препятствие, отделяющее меня от Бога, чувствую себя плотью, плотским человеком (я употребляю слово "плоть" в евангельском смысле, а не в том, что у нас нет души), понимаю, что я - плоть, а Он - Дух. В сравнении с трансцендентностью Бога, святостью и сиянием Его славы я сразу же осознаю свое бессилие и вступаю в страшную битву, в состязание, так хорошо описанное в Ветхом Завете в картинах сражения Иакова (Быт. 32, 24 - 30) на знаменитой его лествице. Я, ничтожный человек, должен покорить Небеса и начать осаду крепостей Господа, завоевать Его расположение и подчинить своему желанию и устремлению, запрятанному в моей душе!

Таким образом, вначале мы переживаем молитву как борьбу. Но обратите внимание, я не имею в виду борьбу с одолевающими мыслями (что мне тяжело молиться, что я с трудом собираю воедино свои помышления или силюсь победить свой сон или боль в коленях, что у меня начинается чесотка, и я не знаю, что мне делать, стараясь не чесаться) и не борьбу с голодом, когда мне хочется пойти поесть, но я говорю: "Нет, я продолжаю молиться!" Это просто упражнения для духа и ничто другое - не о них речь. Я имею в виду борьбу, которую мы ведем не с собой, но ту, что мы ведем с Богом. Я сражаюсь с Богом. Абсолютно точно.(Ср. подобное описание переживания молитвы как борьбы в трудах митрополита Сурожского Антония.)

Я начинаю мучительное, быть может, не имеющее конца состязание с Самим Богом. Когда апостол Павел говорил: "Состязайтесь со мною в молитвах (Рим. 15, 30)", то имел в виду нечто подобное. Он чувствовал, что борется с Богом - то ли за себя, то ли за церкви, которые взял на себя, и говорил: "Боритесь и вы с Богом молитвами вашими, так, чтобы соединились наши совместные борения. Итак, все вместе станем бороться, чтобы Его победить". Ведь когда мне не удается одержать над кем-либо верх, я призываю на помощь других.

Таким образом, первым моим переживанием является ощущение непреодолимости препятствия, стоящего передо мной, собственного ничтожества, и, как следствие, - осознание трансцендентности Бога и переживание драматической борьбы, которую я веду с Ним. Представьте: некий человек бьет воздух. При отсутствии противника он с легкостью может направить свои удары куда захочет. Когда он дерется с пустотой, то не встречает ни малейшего сопротивления. Однако при наличии противника он мгновенно собирается, его кулаки сжимаются, мышцы напрягаются. Встретив сопротивление, он понимает, что не только он бьет, но и его бьют. Если у меня не возникает ощущения такой борьбы с Богом, то это значит, что я еще даже не приступил к молитве.

Но предположим, мы стали молиться и начинаем битву с Ним. Он сопротивляется, борюсь и я, и вопрос теперь в том, победит Он или я. Нет другой возможности, кроме как упасть мне, залитому кровью, или одержать над Ним верх и услышать: "Ты победил Меня". Именно это слышали святые, которые Его делали своим послушником.

Если я остановлюсь, то буду сокрушен и навсегда останусь неудачником. Я не смогу сказать, что работаю, живу, молюсь, если не одержу победы в этой брани, а тем более, если даже не приступлю к ней. Но предположим, у меня уже есть подобные ощущения и переживания. Я вышел на поле боя, я вступил в сражение с Богом, во время которого осознал, что веду борьбу не кулаками, не руками, не ногами, но своим умом. Брань осуществляется с помощью моего духа, то есть ведется мысленно.

То, что может соединить меня с Богом, - это мой дух, однако наш дух становится плотью в повседневной нашей жизни, потому что они, говорит Бог, есть плоть (Быт. 6, 3). Духу свойственно возноситься, тянуться вверх, устремляться к Духу Святому и соединяться с Ним - только тогда наполнится его ипостась. На земле же его занимает моя воля: ему нужно знать, чем я буду питаться или что напишу в документе, как решу проблему, где прокладывать дороги по Святой Горе, как то, как это… И так мой дух сам уподобляется документу, дороге, воле, чему угодно еще. Он поглощается плотью, моими душевными силами, и я все больше отделяюсь от Бога, Который делается для меня абсолютно неприступным.

Поэтому необходимо возделывать духовные силы, духовную природу моего бытия, дарованного от Бога, должно говорить с Ним, культивировать духовные ощущения, называемые "умными", ибо именно они прикасаются к Богу. Ум направляется к Богу, Его достигает и, можно даже сказать, беседует с Ним. Так ум, всецело соединенный с разумом, поворачивает духовное бытие моего существования к Богу.

А у меня тотчас складывается ощущение диалога с Ним, вернее, крика, ибо я борюсь, но еще не победил. Бог - далеко. Я здесь, а Бог наверху, на Небесах. Я тленный, а Он нетленный. Я - земля, а Он - эфир. Он - Небесное. Он - что-то иное. Как мне соединиться с Богом, заговорить с Ним? Я не могу Его просто позвать! Поэтому кричу. Когда я не вижу, где собеседник, то выхожу на балкон и зову: "Отец Феоктист!" И если он где-то рядом, то ответит. Услышав его, я обращусь к нему со своей просьбой.

Пока мы находимся в таком месте, откуда не видим Бога, не слышим Его, не помышляем о Боге и не узнаем Его. Мы живем в полном невежестве, в совершенном, по сути, забвении. Я не помню Бога и не знаю. Поэтому и кричу Ему постоянно, чтобы Он сжалился надо мною и ответил. Когда Он мне ответит, я смогу вступить в диалог. Так начинается молитва! Теперь мы узнали о переживаниях, которые испытывает человек перед началом молитвы.

Но как вы понимаете, мы еще не начали по-настоящему молиться. Мы переживаем молитву в ее движении; вначале она подобна крику, вырвавшемуся из глубины души. Молиться можно губами, а можно вслух. Иногда молитва происходит между ртом, нёбом и горлом. А иногда - внутри сердца. Тогда вместо голосовых связок работают сердечные. Не в этом суть, но в том, что молитву мы исторгаем из глубины. Тот, кто вступил в брань, тот поймет это, различит и увидит: когда он говорит устами, когда - сердцем; в идеале дух глаголет в сердце. Постепенно душа постигает такое состояние и научается ему. Когда я вижу человека много раз, то уже сам узнаю его. Так же и здесь. Движутся губы или нет, важно только то, чтобы из глубины вырывался крик, подобный громкому гулу, землетрясению, колеблющему небеса, и в конце концов вынуждающему Бога ответить словами: Что ты вопиешь ко Мне?(Исх. 14, 15).

Можно стоять прямо, выказывая свое напряжение, порыв, волнение, готовность. Или преклонить колени в знак смирения и недостоинства. Можно упасть ниц от раскаяния в своей прежней суетности, чтобы Господь поскорее сжалился. Или ходить, перебирая четки, молясь вслух или про себя, стараясь побороть свою слабость и сон. Можно трудиться, чтобы развеять свое уныние. Или взбираться на гору и спускаться с нее, переносить камни ради упражнения своей тщедушной плоти (ведь в противном случае, когда дух уже будет готов, плоть по-прежнему останется немощной). Можно использовать любой вид и образ молитвы, но необходимо ощущать вырывающийся из глубины души крик к Богу. Я много раз повторяю: "Отец Феоктист!.. Отец Феоктист!.." - и только на пятый, десятый, двадцатый раз до него дойдет мой голос, потому что, находясь за какой-нибудь горкой, или молясь в тот час, или распевая псалмы, он не слышит меня.

Мне надо будет разбудить его, как это сделал апостол, который подошел ко Господу со словами: "Господи, Ты спишь? (см.: Мф. 8, 24 - 25), разве Ты не видишь, какая здесь буря?" И поднялся Господь (а ведь Он и не спал) и сказал ему: "Успокойся"; и сказал морю: умолкни, перестань (Мк. 4, 39), - и тут же прекратилась буря. Нечто подобное и с молитвой - наши тревожные крики должны быть столь сильными, что вот-вот разорвется от них грудь. Этого хочет от нас Господь.
Но разве и без того не слышит нас Бог, разве Он не знает о всех наших нуждах? Конечно же, слышит и знает! Он требует от нас молитвы, во-первых, для того, чтобы мы четко смогли осознать собственные желания, во-вторых, чтобы почувствовали свою беспомощность и потребность в Боге и, в-третьих, с тем, чтобы научились просить у Бога. Если Он станет давать нам все желаемое немедленно, еще до того, как мы осознанно попросим, то с той же легкостью, с какой мы получили от Него просимое, его и потеряем (3). Если отец дает тебе миллионы, ты можешь легко выбросить их на ветер. Однако если ты сам прольешь пот, чтобы зарабатывать по пятьдесят драхм(4) в день за свою работу, то поймешь, как экономить, и почувствуешь, чего стоят деньги. Ты не станешь необдуманно расточать их. Точно так и здесь. Чтобы мы не пускали на ветер благодеяния Бога, Он дает нам почувствовать Его через сильнейшее напряжение и исходящий из глубины души крик.


1. Греческое слово молитва "proseuhe" состоит из корня "euhe" - "пожелание" и приставки "pros"- "к, для". - Прим. ред.

2. По-гречески два разных слова: "euhe" ("моление") и "proseuhe" ("молитва к кому-то"). - Прим. ред.

3. Сравните со сказанным в пятом Слове Исаака Сирина: "Если просишь у Бога молитвою чего-либо, и Он медлит, не исполняя прошения твоего, - не скорби об этом… так делается потому, что настроение твоего сердца не соответствует прошению твоему, или потому, что ты не достиг надлежащей меры для принятия дара… все, полученное легко, легко и теряется, все, приобретенное с болезнью сердца, хранится тщательно". (Цит. по: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Плач инока. СПб., 1997. С.62). - Прим. ред.

4. Драхма - мелкая греческая монета. - Прим. ред.

http://sibiriakov.sobspb.ru/ros_i_afon/duh_nasl/23_nastavl.afon.star_vmolitve_duh_nasl.htm

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | С. Александра »» | 10.05.2019 13:28
  
0
Братья и сестры! По сообщению сайта www.pemptousia.gr, утром 9 мая 2019 года в возрасте 85 лет отошел ко Господу один из самых почитаемых в наши дни греческих старцев схиархимандрит ЭМИЛИАН (ВАФИДИС). Вечная память!

Геронда Эмилиан – известный православный богослов и духовник; игумен монастыря Симонопетра на Афоне (с 1973 по 2000 гг.), основатель и духовный наставник женской обители Ормилия на полуострове Халкидика и других монастырей Греции.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Схиархимандрит Эмилиан, в миру Александр Вафи́дис, родился в 1934 году Никее Пирейской (пригород Афин). Его родители происходили из благочестивого рода малоазийских греков. Окончив богословский факультет Афинского университета, в 1960 году Александр принял монашеский постриг с именем Эмилиан. После этого он жил в уединении в разных монастырях древних Метеор, а в 1961 был поставлен настоятелем монастыря Преображения Господня в Великих Метеорах, а затем также духовником и проповедником в городе Трикала. С этого времени он стал духовным отцом для множества молодых людей. Часть из них посвятили себя монашеской жизни, часть избрали благочестивую жизнь в миру, но все они ощущали себя единой духовной семьей.

Со временем вокруг старца Эмилиана собралось братство, которое в конце 1973 года переселилось из Метеор на Святую Гору Афон, в монастырь Симонопетра. Игуменом этого монастыря старец Эмилиан являлся с 1973 по 2000 год. Одновременно он заботился и об устроении женского монастыря, и с 1974 года основанная им женская община поселилась в Ормилии (Халкидики). Сейчас монастырь Ормилия – один из самых известных и благоустроенных женских монастырей Греции, в нем насчитывается 120 насельниц. Монастырь является подворьем святогорского монастыря Симонопетра. Кроме этого, к Симонопетра относятся подворья Вознесения в Афинах, св. Харалампия в Салониках, прп. Никодима в Пендалофо, а также монастыри св. Антония Великого, Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы – во Франции.

Старец Эмилиан находился в близком духовном общении со многими современными подвижниками: прп. Иустином (Поповичем), старцами Ефремом Катунакским, Ефремом Филофейским, Софронием (Сахаровым); митрополитом Амфилохием Черногорским и епископом Афанасием (Евтичем).

С 1995 года серьезное заболевание заставило старца Эмилиана постепенно устраниться от игуменских обязанностей. В 2000 году он передал игуменский жезл нынешнему настоятелю монастыря архимандриту Елисею и с этого времени пребывал на покое в монастыре Ормилия.
Схиархимандрит Эмилиан Вафидис
=============
Схиархимандрит Эмилиан с 1996 года не говорил, по болезни. С 2001 года по причине невозможности исполнять обязанности игумена монастыря Симонопетра был отправлен на покой и находился в монастыре Ормилия, где матушки за ним ухаживали и к нему был закрыт любой доступ. Его состояние было сходно с состоянием старца Кирилла (Павлова) то есть кома.
Один из отцов монастыря Симонопетра говорил мне что его залечили в 90-х, то есть подобрали неправильное лечение.

Иеромонах Клеопа

============
Из наших АРХИВОВ:

Архимандрит Эмилиан (Вафидис) и возрождение греческого монашества: https://vk.com/wall-54923863_7137

Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис). На пути к свободе. О повседневной жизни человека, посвятившего себя Богу: https://vk.com/wall-54923863_10561

Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Путь души, часть 1 (Беседа с будущей общиной Благовещенского монастыря в Ормилии в Афинах 27 и 28 мая 1973 года): https://vk.com/wall-54923863_7948

✓ Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Путь души, часть 2 (Беседа с будущей общиной Благовещенского монастыря в Ормилии в Афинах 27 и 28 мая 1973 года): https://vk.com/wall-54923863_7953

Архимандрит Эмилиан (Вафидис) «Развернуться в сторону Бога...» (Слово о молитве): https://vk.com/wall-54923863_10645

Архимандрит Эмилиан (Вафидис) «Прияхом Духа Небесного...» Проповедь после Литургии о признаках стяжания Святаго Духа: https://vk.com/wall-54923863_9540

; Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Об обновленной жизни: https://vk.com/wall-54923863_8243

Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Равноангельский лик: https://vk.com/wall-54923863_6698

Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Вечный брак (Проповедь, произнесенная перед насельницами женского монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии 13 мая 1978 года): https://vk.com/wall-54923863_8032

✓ Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Монашеское житие – дом Бога и врата Небес: https://vk.com/wall-54923863_8836

✓ Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Мученичество как отправной момент монашеского призвания: https://vk.com/wall-54923863_8035

✓ Архимандрит Эмилиан (Вафидис). «Вкушать смирение черпаком...»: https://vk.com/wall280857983_1411

✓ Архимандрит Эмилиан (Вафидис). «Руины за городом становятся местом, куда все извергают зловонные нечистоты, так и душа нерадивого и немощного, который посвятил себя монашескому образу жизни, становится вместилищем всех страстей и нечистот...»: https://vk.com/wall280857983_1982

✓ Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Что такое «беседа с Богом»? https://vk.com/wall280857983_2339

✓ Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Кто не слышал об афонской молитве? https://vk.com/wall-54923863_9216

✓ Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Афон и Фавор: https://vk.com/wall-54923863_7398

✓ Архимандрит Эмилиан (Вафидис). «Услышать шелест крыльев святого духа...» (Из книги «Слова и наставления. Печать истинная. Жизнь в духе»): https://vk.com/wall-54923863_6692

✓ Избранные главы из книги архимандрита Эмилиана «Трезвенная жизнь и аскетические правила»:

— Правила воинов Христовых: https://vk.com/wall-54923863_8459

— О молитве своими словами: https://vk.com/wall-54923863_7222

— О смиренномудрии: https://vk.com/wall-54923863_7230

— «Заботься о том, чтобы все люди тебя благословляли...»: https://vk.com/wall-54923863_7067

— «Две любви не вмещаются в одном сердце»: https://vk.com/wall-54923863_6995

— «Спасают ли монахи своих родителей молитвой?»: https://vk.com/wall-54923863_6973

— «Правильная молитва все приводит в порядок...»: https://vk.com/wall-54923863_6715

— «Соблюдай предназначенные для молитвы часы и не опускай ничего, чтобы не подвергнуться за это наказанию...»: https://vk.com/wall-54923863_7611

— «Совершай молитву ночью, прежде чем пойти в церковь...»: https://vk.com/wall-54923863_7052

— «Будь умеренным во всех своих делах...»: https://vk.com/wall-54923863_7443

— «Не будь чревоугодником и не предавайся многоядению, чтобы не возобновились в тебе прежние грехи...»: https://vk.com/wall-54923863_7201

— «Что означают слова писания: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4:10)?»: https://vk.com/wall-54923863_7129

— «Горячая любовь к богу угашает любовь к родителям...»: https://vk.com/wall-54923863_7139

— «Не будь докучливым и не стремись настаивать на своем слове, чтобы не вселилось в тебя зло...»: https://vk.com/wall-54923863_7327

— «Не избегай трудов, и Бог вскоре даст тебе покой...»: https://vk.com/wall-54923863_7323

— «Пусть твое лицо всегда будет строгим, за исключением того случая, когда тебя посетят братья...»: https://vk.com/wall-54923863_7309

— «Если какой-либо брат спустя долгое время придет к тебе, прими его с радостью, чтобы он благодарил бога и тебя восхвалял...»: https://vk.com/wall-54923863_6727

— «Никого не укоряй ни за какой недостаток, ни по какой причине...»: https://vk.com/wall-54923863_7011

— «Не прогоняй никого, кто ищет веры во Христа...»: https://vk.com/wall-54923863_7050

— «...и Господь наш Иисус Христос поможет нам в совершении дел, угодных Ему»: https://vk.com/wall-54923863_7432
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites