16-е сентября Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского Блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца (1580) Писидийской иконы Божией Матери (608)..



16-е сентября 2012г.
(03.09.2012 г. по ст.с.)

Неделя 15-я по Пятидесятнице.
Глас 6-й.


Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302).
Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467).
Блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца (1580).
Св. Фивы диакониссы Кенхрейской (I).
Мц. Василиссы Никомидийской (309).
Сщмч. Аристона, еп. Александрийского.
Свт. Иоанникия, патриарха Сербского (1349).
Писидийской иконы Божией Матери (608).
Новомч. Полидора Кипрского ( Греч. ).
Императора Константина Нового ( Греч. ).
Перенес. мощей св. Нектария Пентапольского ( Греч. ).
Новосщмч. Пимена (Белоликова), еп. Верненского и Семиреченского.
Сщмч. Пимена, еп. Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, прмч. Мелетия (1918). Сщмчч. Василия, Парфения пресвитеров (1919). Сщмчч. Андрея, Феофана пресвитеров (1920). Сщмчч. Владимира, Михаила пресвитеров (1921). Сщмч. Николая пресвитера (1923). Сщмч. Евфимия пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924). Сщмч. Романа пресвитера (1929). Сщмчч. Алексия, Илии пресвитеров (1937). Сщмч. Петра диакона (1953).

Собор Саратовских святых (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 31 августа)*.
Собор новомучеников и исповедников Казахстанских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после** 3 сентября).

Утр. - Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1-12.

Лит. – 2 Кор., 176 зач., IV, 6–15. Мф., 92 зач., XXII, 35–46. Сщмч.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Ин., 36 зач., X, 9–16.
_______________
* Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 16 февраля 2011 года.
** Празднование совершается 3 сентября (при совпадении этого числа с воскресным днем).

Трапеза
Поста нет.

Богослужебные указания
Неделя 15-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Сщмч. Анфи́ма, еп. Никомиди́йского. Прп. Феокти́ста, спостника Евфи́мия Великого.

Блж. Иоа́нна Ми́лостивого Власа́того, Росто́вского чудотворца.

Служба сщмч. Анфима и прп. Феоктиста не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.




СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНФИМ, ЕПИСКОП НИКОМИДИЙСКИЙ, И С НИМ ФЕОФИЛ ДИАКОН, ДОРОФЕЙ, МАРДОНИЙ, МИГДОНИЙ, ПЕТР, ИНДИС,

ГОРГОНИЙ, ЗИНОН, ДОМНА ДЕВА И ЕВФИМИЙ


Дни памяти: Сентябрь 3, Декабрь 28

Священномученик Анфим, епископ Никомидийский, и с ним другие мученики пострадали во время гонения на христиан при императорах Диоклитиане (284 - 305) и Максимиане (284 - 305). Преследования христиан особенно обострились после того, как в Никомидийском императорском дворце случился пожар. Язычники обвинили христиан в умышленном поджоге и проявили по отношению к ним неслыханную жестокость. Так, в одной только Никомидии в день Рождества Христова было сожжено в храме до двадцати тысяч молящихся. Однако эти бесчеловечные действия не устрашили христиан: они твердо исповедовали свою веру и принимали мученическую смерть за Христа. Так, страдальчески скончались в то время святые Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и Горгоний. Одни из них были усечены мечом, другие - сожжены, засыпаны землей или утоплены в море. Зинон, воин, за смелые обличения императора Максимиана был побит камнями, а затем обезглавлен. Тогда же погибла от рук язычников бывшая жрица, святая дева Домна, и святой Евфимий, которые заботились о том, чтобы тела святых мучеников были погребены. Епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Оттуда он обращался к христианам с посланиями, в которых убеждал их твердо держаться святой веры и не страшиться мучений. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима. Через некоторое время Максимиану все же удалось узнать, где находится святой Анфим, и он послал за ним отряд воинов. На пути повстречался сам епископ. Воины не узнали святого, но он позвал их к себе, угостил обедом, а затем открыл, что он и есть тот, кого они ищут. Воины не знали, что делать, хотели оставить святого и сказать императору, что не нашли его. Епископ Анфим не терпел лжи и не согласился на это. Воины уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Но при этом святитель все же заставил их исполнить приказание правителя. Когда епископ Анфим явился к царю, тот приказал принести орудия казни и положить перед ним. "Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? - спросил святитель. - Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего". Тогда царь распорядился жестоко мучить святого и усечь мечом. Епископ Анфим до последнего вздоха радостно славил Бога, за Которого сподобился пострадать (+ 302).




БЛАЖЕННЫЙ ИОАНН ВЛАСАТЫЙ, МИЛОСТИВЫЙ, РОСТОВСКИЙ

Дни памяти: 3 сентября 12 ноября


Блаженный Иоанн жил в городе Ростове во дни царя Ивана Васильевича Грозного. Откуда он был родом, неизвестно. В Ростове он жил в образе юродивого Христа-ради, не имел постоянного пристанища и только иногда заходил для отдыха к одной благочестивой вдове и к своему духовному отцу, всехсвятскому священнику Петру. Во дни его находился в Ростове и беседовал с ним, как и с знаменитым Борисоглебским подвижником святым Иринархом, блаженный юродивый Иоанн, по прозванию Большой Колпак, ушедший потом в Москву и погребенный здесь у Покрова на рву.

Блаженный Иоанн Ростовский всегда носил с собою и читал пергаменную книгу - Псалтирь на латинском языке. Неизвестно, когда и где он изучил сей язык.

Кончина блаженного Иоанна последовала 3 сентября 1580 года. Тело его, заботами упомянутой благочестивой вдовы и духовного отца его священника Петра, погребено было подле церкви святого Власия за алтарем. Погребение сопровождалось знамениями: поднялась сильная буря, засверкали молнии и загремел гром.

По преставлении блаженного, многие стали приходить ко гробу его, пели в церкви молебны Господу Богу, Пресвятой Богородице и Предтече Иоанну, просили святить, воду и пили ее, смешивая с песком от гробницы блаженного Иоанна, иные мазали ею свое болящее тело и по своей вере получали исцеление от различных болезней.

Слыша о чудесах при гробе блаженного Иоанна, Ростовский митрополит Кирилл , удрученный старостью и пораженный тяжкою болезнью, не владея рукою и ногою, повелел нести себя во Власьевскую церковь к образу святого Иоанна и ко гробу блаженного Иоанна Власатого. Во время молебна, при чтении святого Евангелия, больной святитель сразу почувствовал исцеление от болезни, стал владеть рукою, так что получил возможность вновь священнодействовать и править Ростовскою митрополиею, и прожил еще год и пять месяцев .

При гробе блаженного Иоанна совершалось много чудесных исцелений с верою притекавших больных. Чудеса сии записывались и о них сообщалось царю Михаилу Феодоровичу.

Одним благочестивым купцом, видевшим над собою и над домом своим милость Божию и многие исцеления, над гробом блаженного поставлена была церковь.

В настоящее время мощи блаженного Иоанна почивают под спудом за левым клиросом в каменной церкви Толгской иконы Божией Матери с приделом во имя святого Иоанна Предтечи и священномученика Власия, построенной в 18 столетии.

При гробнице издавна находится большой кипарисный крест блаженного и пергаменная Псалтирь, писанная красивым готическим письмом. В одной из записей в рукописи значится, что святитель Димитрий Ростовский, обозревая по вступлении на Ростовскую митрополию в 1702 году Ростовские храмы, остановил свое внимание на сей Псалтири, заметил ее ветхость, повелел вновь переплести и хранить по прежнему на гробе блаженного. Другая запись на латинском языке гласит: "с величайшим почтением держал я эту книгу в своей руке и целовал. Нил, архиепископ Ярославский. Мая 14 дня, 1856 года" .

В лета благочестивого государя царя и великого князя Ивана Василевича всеа Русии и при его царских детях царевичах Иванне и Феодоре Ивановичех всеа Русии 7079 года откудуж прииде Бог весть в Ростов прииде муж добророден и благозрачен, и благолепием украшен и кротостию, и смиренномудрием преисполнен. Власы имея темнорус, браду немалу, на власяницы ж имея милоть по-иночески. Пристанища ж не име нигде, кроме церковных притворов и папертей, идеж изволи. Моление же его… день и нощь греческим речением… ради ж некия нужды прибегая к некоей вдовице, да ко отцу своему духовному ко всесвяцкому священнику Петру, зовомый Иоанн Власатый.

В та же лета бе в Ростове Иван Болшей Колпак, и той многа знамения и чюдеса сотваряет, прорицая многим, и архиепископу Евфимию, и збысться, и отиде в царствующий град Москву, и чюдодействуя много, и почи о Господе у Покрова Святыя Богородицы на рву.

В та же времена бе в Ростове Христа ради юродивый Третьяк, имя ж бе Артемей, и той бе во единой срачице зиму и лето, и все бегал, прибегал к Вознесению Господню и к Сидору чюдотворцу, и той многа чюдеса творил и обявлял. Некогда ж ему бывшу два дни и зело печальну, ни яде, ни пит, ни с кем глагола. В третий ж день нача по всему граду бегая вопити: стреляй, вешай, скачи, пей, умывайся, ложися. В третий же день с Москвы ведомо, государь царь Иван Васильевич бояр своих ближних и дьяков казнил многими муками двесте человек. Пища же его – бежучи, ухватит полуденежной колачь, и ухватит зубы своими, и держа в зубах, весь колачь исчиплет и розмечет, а что в роте, то была у него пища, и преставися без мене, положен на монастыре у Вознесения Господня против гроба Исидора чюдотворца, и на нем цка подписана.

Святый же Иоанн Власатый преставися в лето 7089-го сентября в 3 день, по повелению же его по трех днех вдовицею и отцом духовным погребен за градом у священномученика Власия за олтарем. И быша знамения велия и чюдеса многа, и громи и молнии, и пожжение домом и церквам. По преставлении же его вернии приходяще ко гробу его и доднесь, молебная совершающе к Богу и ко пречистой Богородице, и ко Иванну Предтече честнаго его собора, и пев молебен, и воду святив, и от гроба его приим персти, и положив во святую воду, и болящему дающе пити, и по всему телу его мажуще, и здрави отхождаху в домы своя. И святую воду и персть в домех своих болящим подающе пити, истирахуся, и здра(ви) бываху, не токмо человеци, но и скоти.


Ащели коему болящему по трех днех облегчения Господь не подаст, да посему уразумевают, и душа своя устрояют, и житие свое исправляют, к вечному блаженьству прелагаются.

Чудо 1-е

Некогда же ростовскому митрополиту Кирилу в старости своей от многаго труда и подвига и всенощнаго стояния и соборнаго пения, и коленнаго ради поклонения, впаде в недуг и отяся рука и нога, и всею плотию ослабе, ничим же не владе, и с места на место не можи преходити, но ни двигнутися, но точию в креслех его и в церковь приношаху. И многое время не литоргисаше, и отчаяся своего святительского престола, и ожидаше собе сего света к Богу отшествия, молитва же его к Богу от уст безпрестанно изходяща, и ко пречистой Богородице, и на помощь призывая ростовских чюдотворцов, да бы Господь Бог подал ему разрешение от недуга. И многое время пребысть в том недузе, и не презре Господь моления его, и внезапу возвещено бысть ему митрополиту о сем блаженнем Иванне Власатом, по многонародному же речению, о милостивом Иванне, како многонародное множество приходяще ко гробу его, и молящеся Господеви, пречистой Его Богоматери и крестителю Господню Иванну Предтечи честнаго его святаго собора, поют молебны и воду святую пив, и от гроба его взяв персти, и во святую воду влагающе, приобщаются, и всю плоть свою со святою водою стирают, и исцеление приемлют от Господа.

Митрополит же сие слышав от многих, зело порадовася, и повеле себе нести ко образу Иванна Предтечи и ко гробу Иванна Блаженнаго, и гда достигох и узре образ Спасов и пречистыя Богородицы и Иванна Предтечи, и гроб блаженнаго Иванна Власатого, нача молебная творити к Богу (сле)зы точа, яко струя, прося милости о исцелении. И егда нача чести святое Евангелие, и в той час митрополит пременися от недуга, и нача в себе всем владети. И вси людие видев, радующеся, хвалу воздая Христу Богу нашему и пречистой Богородице, и Предтечи Иванну, и блаженному Иванну Власатому и отиде от гроба здрав, радуяся. Видев же во граде вси люди митрополита здрава, хвалу воздаяху Богу нашему и Пречистой Богородице и Иванну Предтечи, и угоднику их блаженному Иванну, и проводив до кельи, и благословение получив, отиде в домы своя, радуяся. И нача литоргисати митрополит, якоже бе и прежде, и поживе едино лето и месяца шесть, и служа литоргию, отиде ко Господу.

Чудо 2-е

Царскаго дворцоваго села Поречья крестьянина Михаила (…) жена именем Агрепена впаде в недуг, язык и рука отяся, и многи дни пребысть в той болезни. И слышах о сем блаженном Иванне, яко мнози к нему приходяще болезнении, и здрави отходят, языку ж ея отнюдь не могий проглаголати, токмо слышанна е помаванием руки. Родители ж ея уразумеваху, яко в град повеле себя вести. Во граде же помаванием по церквам. И дойде до церкви святого Власия. И узре гроб блаженнаго Иванна, и повеле молебен пети Иванну Предтечи. И кончав молебная, и взем иерей от гроба святаго перьсти, и вложи ю во святую воду, и повеле ей пити, она же со тщанием выпи. И пад ко гробу, лежа на долг час плачася. И внезапу воскрича велиим гласом: святый Иванне, помози ми. И абие язык ея разрешися, и рука бысть здрава, якоже и другая. И всем бысть радость ту предстоящим, приимши исцеление и славя Бога и угодника его блаженнаго Иванна, и пойде в путь свой, радуяся.

Чудо 3-е

Града Ростова некая жена Анна Божиим посещением всеми составы разболеся, не можи ничим двигнути, и бе год, и нога ея прикорчися к седалищу. Плотию же оздраве, и ползаше по земли, и Христовым именем питаяся, ко гробу ж блаженнаго Иванна приползаше, и моляся, прося от Бога милости исцеления. Некогда ж приползше к заутрени, и седе близ гроба святаго Иванна, и моляся пилежно, плачющеся, и егда нача пети славословие, таже вдова Анна возопи велиим гласом, и лежа на земли, и превратися, нога же ея распростирашеся и скорчевашеся, и бысть безгласна мног час, и помалу аки от сна возбудися, и воста на ногу здрава. Она же вопияше и призывая угодника Христова Иванна блаженнаго, и получив исцеление от Бога, поиде в дом свой, радуяся и славяще Господа и угодника его Иванна блаженнаго .

Чудо 4-е

Града Ростова Богоявленскаго монастыря и чудотворца Авраамия крестьянин Второв игольник, заняся у него горло и не могий проглаголати и от того недуга бе на нем пухота велия, глава же его бысть аки пузырь, вся обтекла и весь бе раизслаблен, и приведоша его ужики ко гробу Иoaннa блаженнаго, и повеле молебен пети Иоанну Предтече и отпев молебен иерей святою водою главу и его окропив и от гроба взем персти и вложив во снятую воду и дата ему питии, испившу же ему и воскашлявшуся и вельми воскричавшу и из горла и изо уст его рыгнул злосмраден гной яко яицо на землю, ту же предстоящим многим дивящимся такой великой болезни и Божию чудеси, той же человек приим исцеление от Бога отыде в дом свой радуяся, славя Бога и угодника Его блаженнаго Иоанна.

Поведано же бысть ведущими яко и при благочестивом царе Феодоре Иоановиче всея России о многих чудесех возвещено бысть во дворце священника Максима челобитною.

Да при Царе Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея России возвещено бысть священником же Иоанном о многих чудесех бывших у гроба святаго челобитною же и выписка у подячего есть де; митрополит же в Pостове сказывают слыша таковая Божия чудеса и угодника Eго повеле чтобы иерей писал Государю.

Гость Михаило Гурьев видeв милость Божию над собой и надо всем домом своим исцеления многая над гробом Иоанна блаженнаго церковь Власия поставил и всем устроил.

Чудо 5-е.

О чудесех же Божиих и Пречистыя Богородицы и великаго Иоанна и блаженнаго Иoaннa власатаго поведа Богоявленскаго монастыря и чудотворца Авраамия старец Мануил Светиков со ста пятаго году, егда сочетася законному браку и бяху по 149 год находящия нань тяжкия скорби и лютыя болезни смертныя, на него и на жену его и на дети и на рабы его, и на работницы, огневицы, гнетеницы, трясавицы, нутреницы, главныя, зу6ныя и кровоточивыя и скорчевныя и многия болезни находящия притекаху, и привожаху и приношаху яко мертвыя ко святей церкви священномученника Власия и ко гробу блаженнаго Иоанна власатаго его самого, и ту к Богу и Богородице и ко Иоанну Предтечи молебная совершив и. святую воду пив и от гроба Иоанна власатаго персти взяв и в той же сосуд соединив и пив всю свою скорбь вытре и здрави отхождаху в домы своя, славя Бога и пречистую Богородицу и крестителя Господня Иоанна и угодника их Иoaннa блаженнаго власатаго. И бе ту чудес 35; аще же по триех днех коему не будет облегчения и той да сподобляется ко гробу.

Чудо 6-е.

Ныне же аз окаянный калугер поведаю Божия чyдeca, восприяв мнишеский чин два года, и: за злая своя согрешения многи болезни приях молитвами чудотворца Авраамия исцелевал; прииде; же на мя скорбь, из утробы устами кровь пойде, яко же кто кровь пущает из под рожка, и о сем молих чудотворца Авраамия и. помилован бых отбольшой крови, но токмо с храхотиною по временам кровь шла и потом по мале время мину и паки по прежнему кровь из уст пойде и аз помолихся чудотворцу Авраамию и вниде ми в помысл той Иоанн власатый яко в миpе многа исцеления от святыя воды и от персти его приимаху и посла к священнику Власьевскому на молебен и повеле петь и принести к сeбе со святою водою и с перстию сосуд месяца Июля в 11 день и Власьевской священник Иоанн прииде ко мне со святою водою и с перстию и прочитав тропарь и кондак Предтечи Иoaнну и пив воду и утробу свою тря, и преста кровь молитвами блаженнаго Иоаннаа власатаго, и оздраве в той час.

Чудо 7-е.

Июля в 11 день привезен бысть ко мне в келлию при смерти племянник мой Петр Яковлев сын Парфенев, лихорадкою одержим; только душа, в нем, повеле ему у чудотворца, Авраамия; молебен петь, а ко Иоанну власатому ехать де невозможно и обещася впредь и повезен в судне еле жив дом свой и на пути бысть облегчение, потом же приехав ко мне и благодарив Бога яко есть облегчение болезни его и поуправяся в доме своем буду де милости просить у чудотворца Авраамия и у Иоанна блаженнаго.

Чудо 8-е.

Того же дни известил Петра царевича игумен Леонтий: 157 года скорбел трясавицею больше полугода и молебен пев и терся здрав бысть и после того начат литургисати и письмо дал своею рукою.

Чудо 9-е.

Гордеев Калистрат Алексеев обдержим бысть болезнию велиею лет седмь и милостию великаго Бога и угодника Его Иоанна власатого здрав бысть.

Чудо 10-е.

Было исцеление ноября в 21 день от Иоанна власатого девице Матроне Трясловой, очима не видела, и молитвами святаго получила исцеленiе.

Чудо 11-е.

Ростовскаго уезда великаго Государя дворцоваго села Великаго церкви Рождества Богородицы, попов сын Анисим волею Божиею очима заскорбел года с полтора; и того села священник Иоанн отец его родной и с женою своею и с ним, Анисимом сыном своим обещался помолитися к чудотворцу Иоанну милостивому Ростовскому чудотворцу и во 171-м году маия в 23 день приходили в Ростов помолитися к чудотворцу Иоанну милостивому и от того времени святыми его молитвами очима исцелен бысть и писание он Анисим своею рукою дал.




ФИВА КЕНХРЕЙСКАЯ (КОРИНФСКАЯ), ДИАКОНИСА

День памяти: Сентябрь 3

Святая Фива диакониса Коринфская (I) упоминается святым апостолом Павлом. В Послании к римлянам (16:1-2) он просил: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому».

Последних слов оказалось достаточно, чтобы особо почитать Фиву. «Диаконисой», «служительницей» она была на заре истории Церкви, когда все было проще и непосредственнее, чем сейчас, когда «служение» было прежде всего помощью лично кому-то, не адресованным всем «вообще» подвигом пастырства, иночества, мученичества, богословствования. Святым, видимо, только и можно стать, если дело любого размера совершать как служение не только Троице, Истине, человечеству, но - конкретным людям и хотя бы одному человеку обязательно лично.

О диаконисах:

Диаконисса — особая категория женщин в восточной церкви IV-VIII веков, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении таинств. Институт диаконисс существовал недолго и исчез после распространения женского монашества.

К функциям диаконисс относилось:

• приготовление женщин к крещению;

• оказание помощи священнослужителям при самом крещении женщин;

• дела милосердия - посещение больных и бедных;

• размещение входящих в храм женщин по порядку и наблюдение за их поведением во время богослужения.

Из постановлений Первого и Четвертого Вселенских соборов можно увидеть, что диакониссы делились на два разряда:

• Диаконисы рукоположенные, которые прислуживали в храмах при богослужении;

К рукоположению допускались жешщины, достигшие сорока лет (15 правило IV Вселенского собора) и после тщательного испытания. Если же после рукоположения диаконисса вступала в брак, то она и ее супруг подвергались анафеме.(отлучение от Церкви)

• Диаконисы по одеянию, которые занимались делами милосердия. Согласно 19-го правила Никейского собора женщинам, посвятившим себя служению церкви по достижении 25 лет благославлялось носить особую одежду. Однако до 40-летнего возраста они могли оставаться в доме родителей.

К диакониссам по одеянию можно причислить сестер Марфо-Мариинской Обители Милосердия, основанной святой преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой в 1909 году. Елизавета Федоровна была сторонницей возрождения в своей обители чина диаконис — служительниц церкви первых веков, которые в первые века христианства поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении литургии, примерно в той роли, в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. Вопрос о восстановлении института диаконисс обсуждался на Поместном Соборе РПЦ 1917—1918 гг.

Ряд диаконисс древней церкви причислен к лику святых:

• Фива, диаконисcа церкви Кенхрейской: упоминается в послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 16:1). Память совершается 16 сентября (3 сентября по старому стилю);

• Олимпиада, диаконисса Константинопольская: её высоко ценил Иоанн Златоуст, за преданность к которому она пострадала и умерла в заточении в 409 году.





ВАСИЛИССА НИКОМИДИЙСКАЯ, ОТРОКОВИЦА, МЦ.

День памяти: 3 сентября


В царствование нечестивого римского императора Диоклитиана едва ли в каком другом городе было пролито столько мученической крови, как в Никомидии: в нем такое множество верующих было убиваемо за Христа, что только за один месяц приявших мученическую кончину насчитывалось до семнадцати тысяч, кроме двадцати тысяч, сожженных в церкви в день Рождества Христова. И такое неповинное убиение верующих в это жестокое гонение продолжалось не один месяц, а долгое время. Кто же в состоянии исчислить всех погибших за сие время христиан, кроме только единого Бога, исчисляющего и множество звезд! В Никомидии же пострадала и св. мученица Василиса. Слава всесильному Богу, проявляющему свою великую силу не только в людях взрослых, но и малых детях! Святой мученице было всего девять лет, когда ее привели на суд к игемону, или правителю Никомидии, Александру, пред которым эта мученица отроковица, непорочная невеста Небесного Жениха, так смело исповедала Христа, что все были удивлены благоразумию и свободному разговору ее с мучителем, с которым она вела спор о вере Христовой, как вполне совершенный муж. Правитель надеялся склонить ее к почитанию своих богов ласками и обещаниями, но святая оставалась непреклонною; тогда правитель повелел бить ее по лицу: святая отроковица возблагодарила за сие Бога. Правитель приказал тогда снять с нее одежды и бить ее розгами: она воздала за сие еще большее благодарение Господу. Это привело правителя в ярость, и он повелел бить ее еще сильнее; когда же всё тело ее покрылось как бы сплошною язвою, она воскликнула: "Боже, благодарю Тебя за всё сие". Тогда правитель приказал, провертев ей голени, повесит ее вниз головою и на разведенный под нею огонь бросать смолу, серу, масло и олово, в уверенности, что она скоро испустит дух от тяжких страданий и смрадного дыма;
но святая и при этих мучениях, как в райской прохладе, не переставала воспевать хвалу Господу. Видя, что святая относится с пренебрежением к изобретаемым им мучениям, правитель приказал бросить ее в разожженную печь. Оградивши себя знамением честного креста, св. Василиса вошла в пламень и долго оставалась в нем без всякого вреда. Все присутствующие были объяты ужасом и с недоумением смотрели на столь чудесное видение. Тогда, выведши ее из печи, выпустили на нее двух львов, чтобы растерзали ее; но святая, помолившись, осталась невредимою: молитва отроковицы, подобно тому, как некогда молитва Даниила пророка, заградила уста львов (Дан., 6 гл.). Ужас объял тогда самого правителя Александра, который, пробыв долгое время как бы в исступлении, наконец воскликнул: "Это судьбы Божии!" Засим, припав к ногам св. мученицы, он воззвал: "Помилуй меня, слуга небесного царя и Бога, и прости за все мучения; помолись Богу твоему, чтобы не погубил меня Господь за тебя, ибо отныне и я верую в Него". Тогда св. мученица, громогласно прославив милосердного Господа, просветившего слепоту правителя и открывшего ему познание истины, повелела епископу Антонину разъяснить Александру истинную веру и, научивши ей, крестить его. Все бывшие там христиане искренне радовались обращению правителя Александра, который, по крещении, принес покаяние в своем прежнем нечестии и причиненных им христианам мучениях и молил святую Василису, чтобы испросила ему прощение у Господа. По ходатайству и молитвам святой мученицы, правитель Александр, вполне уверовав, в скором времени преставился, исполненный истинного покаяния, и погребен был христианами с честью; святая же, после погребения его, удалилась из города на расстояние трех поприщ (около 4 км). Здесь, почувствовав жажду и найдя камень, святая стала на него и обратилась с молитвою к Господу, и тотчас из камня потекла вода. Утолив жажду, она отошла немного от этого места и, став с молитвою на колени, предала дух свой Богу. Узнав об этом, епископ Антонин пришел туда и похоронил святую близ того камня, из которого, по молитве ее, появилась вода. По молитвам святой мученицы, излей, Господи, и на нас Свою великую и богатую милость, аминь.


СВЯТИТЕЛЬ ИОАННИКИЙ, ПАТРИАРХ СЕРБСКИЙ

Дни памяти: Август 30 (Серб.), Сентябрь 3

Семена христианской веры на территорию современной Сербии принесли святые апостолы. Предание свидетельствует, что здесь трудился святой апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Святой апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий прошел со словом благовестия по восточной и южной части Балканского полуострова, а «в Далмацию, —как свидетельствует сербский историк д-р Душан Л. Кашич, —послал своего ученика Тита и ему, как и многим общинам в Македонии и Греции, писал послания, чтобы он продвинул распространение христианства в той области»

В IV веке здесь находились Сирмийская митрополия и Салонийская архиепископия. Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском императоре Ираклии (610-641). В 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников.
Автокефальной Сербская Церковь стала в 1219 году. Небесным покровителем Сербской Церкви является святой Савва Сербский (+1236), первый Архиепископ Сербской Автокефальной Церкви. Патриаршество установлено в 1346 году, первый Патриарх Сербский Иоанникий (+1354) прославлен Сербской Церковью в лике святых. Патриарх Иоанникий участвовал в составлении «Законника» — известного в истории Сербии сборника законов. Свт.Иоанникий был родом из Призрена и какое-то время служил начальником дворовой канцелярии при короле Душане. В 1338 г. он был избран архиепископом, а в 1346 г. возведен в достоинство Патриарха Сербского. Затем, с 1339 г., управлял Церковью в сане архиепископа. В 1346 г. Собор всех сербских архипастырей, на котором присутствовал и патриарх Болгарский по желанию короля Душана избрал архиепископа Иоанникия патриархом Сербской Православной Церкви. Участвовал в составлении «Законника» царя Душана. погребен в Печской обители.



ПИСИДИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

День памяти: Сентябрь 3


Писидская икона Божией Матери прославилась чудесами в городе Созополе. Сведений о ее происхождении не имеется. В посланиях об иконопочитании Германа, Патриарха Константинопольского, прочитанных на VII Вселенском Соборе, На Седьмом Вселенском соборе, обличившем ересь иконоборцев, упоминается «древняя икона Пренепорочной Девы Богоматери, находящаяся в Созополе Писидийском и источающая миро из руки изображенной»Чудотворения, происходившие от иконы, относятся к VI веку.

В Малой Азии в писидийском городе Созополе в шестом столетии славилась великими чудесами икона Божией Матери, источавшая миро. До нас дошли сведения о ней от лиц современных чудесам ее, живших в разных местах. Св. Евтихий, патриарх Константинопольский, память которого празднуется церковью 6-го апреля, будучи сослан в город Амасию, совершал там чудеса между 565-577 годами. Очевидец этих чудес, пресвитер Евстафий, описавший жизнь Евтихия вскоре после кончины его, так описывает первое чудо патриарха: "была в Амасии пара, соединенная законным браком; она была несчастлива в отношении к деторождению. Дети у них рождались мертвыми и вместо радости родителям причиняли скорбь.

Приходят они к блаженному (патриарху) и просят его молитвы о том, чтобы рождаемые ими дети жили. Помолившись о них, он помазал их обоих св. елеем частию от честного креста, частию же истекающим от святой иконы Пречистой Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Созополе , произнося слова: во имя Господа нашего Иисуса Христа; так он, обыкновенно, делал над каждым приходящим больным. Сотворив молитву и помолчав, он, как бы исполненный некоторой Божественной благодати, говорит: назовите дитя, которое родится, Петром и будет жить, ибо жена уже была беременна. Находясь при этом, я (то есть, пресвитер Евстафий) спросил: а если родится девочка, как ее назвать? Нет! отвечал он, пусть назовут Петром и жив будет.

Радуясь о сказанном и как бы нося уже в объятиях еще не рожденное дитя, они возвратились в дом свой. По наступлении времени родился у них сын, как предвидел и предсказал им раб Божий. При крещении они назвали дитя Петром. После того у них родился другой сын и он, по совету патриарха, назван Иоанном. "Дети стали возрастать и разнеслось это по всему городу и все славили Бога".

Другой также достоверный свидетель великого чуда - это Елевсий, ученик дивного между подвижниками преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского. Св. Феодор около 600 года, бывши в Царьграде, возвращался нарочито через город Созополь для поклонения этой иконе. "Взошедши в честный храм Пресвятой Богородицы Марии, где истекает Божественною силою миро, и, простерши руки в молитве наподобие креста, он устремил очи свои к дивной иконе и вот елей, Божиим изволением исторгшись, пал на очи его и оросил их. Поэтому все, видевшие это Божественное знамение, сказали: воистину велик этот раб Божий" . В восьмом веке, в начале гонения, воздвигнутого императором Львом Исавром на св. иконы, св. Герман, патриарх Константинопольский, в послании к Фоме, епископу Клавдиопольскому, в защиту св. икон, между прочим, написал: "главное же то, что через различные иконы Бог совершал чудеса, о которых многие жаждут многое рассказывать, например, подавал исцеление болящим, что мы и сами испытали. Замечательнее же всего то, что никакого возражения, ни сомнения не встречается против того, что находящаяся в Писидийском Созополе икона Всенепорочной Богородицы из своей длани изливала струю мира. Об этом чуде свидетельствуют многие". Это послание читано на Седьмом Вселенском Соборе .

Богоматерь изображена с Богомладенцем на левой руке, правой рукой Она благословляет.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites