«Радуйтесь! Я с вами есмь во все дни!»

Успение Пресвятой Богородицы

Смерть для праведников и грешников есть то же, чем было Чёрмное море для израильтян и египтян. Для первых оно было переходом в обетованную землю, а для последних — причиною погибели. Так и смерть для праведников есть начало жизни и дверь в блаженную, обетованную землю, для грешников же — предначатие смерти второй, смерти вечной — мучительной. Ни Богородица, ни святые не боялись смерти телесной, они с радостью шли в объятия Небесного Отца. А мы — современные чада Христовы — столь ли безмятежно ожидаем этого великого в жизни каждого человека события? Митрополит Московский Филарет писал: «Что подумали бы вы о сыне, который, живя вдали от отца, так занят делами и удовольствиями чужой страны, что не думает о возвращении к отцу и не пользуется случаями наведаться о нём и о его доме? Вы сказали бы, что сей сын не любит отца. Что посему должно подумать о человеке, который так занят земными заботами и удовольствиями, что не помышляет о своём возвращении (путём смерти) к Отцу Небесному и о Его доме — о Небе и вечности? Видно, такой человек не любит Бога, или, по крайней мере, более любит мир, нежели Бога». Для ветхозаветного человека ожидание Мессии было главным чаянием в жизни, а для нас тем более, мы к встрече со Христом — через смерть телесную — готовимся всю свою жизнь.
Готовилась к встрече с Господом и Богородица. Видя, что после Вознесения Христа трудами апостолов и Её заботами устроение Церкви Христовой совершается успешно и христианство распространяется по всему свету, Приснодева стала усердно молиться о переселении в небесные обители, дабы лицезреть Сына и Бога Своего. Как говорил св. апостол Павел: «Живём ли — для Господа живём, умираем ли — для Господа умираем» (Рим.14.8). Именно таковыми и были земная жизнь и Успение Матери Божией — во славу Божию. Должно ли нам скорбеть в день этого великого, вселенского праздника? — Нет, ибо обрели мы милостивую Заступницу на Небесах. Богородица спасает христиан не так, как Христос — Своей крестною смертью, — но Своими молитвами и ходатайством пред Богом за каждого, кто прибегает к Ней с верою и молитвою.
Один богослов говорит: «Бог любит нас безмерно, ибо умер за нас на Кресте, но у Него в сердце есть и справедливость — как у Бога. А у Матери Божией — одно только милосердие». Сердце Приснодевы так нежно, что если собрать воедино сердца всех матерей мира — и тогда это будет лёд в сравнении с сердцем Пречистой. Сколько примеров находим мы в житиях святых и в современной церковной истории, когда Она Сама являлась людям — во сне или наяву, — указывала путь ко спасению, брала под Свой покров. Недаром называем мы Богородицу Заступницей, Скоропослушницей, Споручницей погибших, Утоляющей печали, Всех скорбящих радостью, Живоносным источником… Мы чтим Божию Матерь и молитвенно взываем: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся!»
— А кто подал пример и научил верующих почитать Богородицу?
— Сам Иисус Христос в течение земной жизни оказывал всяческое почитание Пресвятой Деве как Матери Своей. Вспомним случай, когда двенадцатилетний Христос в праздник Пасхи остался в Иерусалимском храме. Богородица попеняла Ему: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк.2.48). Ведь, как и всякая земная женщина и мать, Богородица тревожилась за Сына Своего. Заметьте, как повёл Себя Сын Божий: напомнив, что кроме земных сыновьих обязанностей, у Него есть важные обязанности пред Отцом Небесным: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк.2.49), Христос повинуется Матери и св. Иосифу и следует за ними в Назарет. — Полное послушание родительской воле и почитание земных Своих попечителей! Даже в предсмертную минуту, распятый на Кресте, Христос проявил сыновнюю заботливость, поручив Пресвятую попечению Своего любимого ученика Иоанна Богослова. Он сказал: «Жено! Се, сын Твой», потом сказал Иоанну: «Се, Матерь твоя!» (Ин.19. 26-27). Так в лице св. Иоанна Спаситель научил и всех остальных почитать Пресвятую Богородицу.
Но, ублажаемая и прославляемая на земле, Пречистая Матерь Божия не переставала стремиться к Небу. Пребывая в доме Иоанна Богослова на горе Сионской, Приснодева часто посещала места, освящённые стопами Спасителя, — Голгофу, Елеонскую гору… Однажды, когда Она возносила молитвы на горе Елеонской, пред Нею предстал Архангел Гавриил с благодатною вестью о скором часе Её переселения на небо и вручил райскую ветвь от финикового дерева для удостоверения истинности сказанного.
Как приняла Пресвятая Богородица сию весть? — С благоговейной радостью и смирением, ни слова ропота или сожаления о славе земной. Попросила только, чтобы не видеть Ей в час исхода Её души князя тьмы и адских полчищ. Сколько мы можем судить — это была единственная просьба Богородицы, касающаяся Её Самой.
Нам всем надлежит помнить этот высокий пример любви и доверия к Творцу, которые влекут от земли на небо, а также поучение св. Иоанна Златоуста: «Тот, кто хочет перестроить развалившийся дом, наперёд выводит из него живущих, потом разрушает его и снова воздвигает в лучшем виде. Выведенные не скорбят об этом, а ещё радуются, ибо обращают внимание не на видимое разрушение, но воображают будущее, хотя ещё и невидимое здание. То же творит и Бог: Он разрушает наше тело и сперва изводит живущую в нём душу, как бы из некоего дома, дабы потом, воздвигнув его в лучшем виде, снова ввести в него душу с большею славою».
И настал день, когда, согласно благочестивому преданию, Царь славы, Христос, окружённый сонмами небесных сил и душ праведных, явился Преблагословенной Матери Своей. Видевших это апостолов, окружавших ложе Богородицы, охватил священный трепет. Пречистая произнесла: «Приими дух Мой с миром и огради Меня от области темной… Готово сердце Мое, Боже: буди Мне по глаголу Твоему» и предала душу Свою в руки Сына Своего. Торжественно несена была в небесные обители душа Приснодевы руками Господа.
— Читала, что пред Успением Богородица завещала Свои одежды двум бедным вдовицам, служившим Ей. Не отсюда ли пошёл обычай раздавать одежды усопших — родственникам и знакомым?
— Мы может это лишь предполагать, но обычай милостивый и благочестивый. Что касается ризы Пречистой, то, как известно из благочестивого предания, её выкрали у вдовы братья-греки и увезли в Константинополь. Здесь, на морском берегу, в принадлежавшем им местечке Влахерны, они устроили молитвенный дом, где и положили украденное сокровище. Но скрыть содеянное от людей не удалось, ибо Божественная благодать изливалась на людей, начались чудеса исцеления. Братья поведали о том императору Льву, и немедленно, повелением последнего, был построен Влахернский храм в честь Богоматери. Риза по сей день находится там как «державное граду обложение, необоримая стена, исцелений сокровище, чудес источник, пристанище спасительное». Кусочек ризы привёз в Россию князь Василий Голицын, и он хранится в московском Успенском соборе. Кроме ризы сохранился и честный пояс Богородицы. Его Пречистая по Успении Своём вверила апостолу Фоме. Ныне часть пояса хранится в Ватопедском монастыре на Афоне, часть — в Зугдидской церкви в Грузии.
Высокий жребий Пресвятой Богородицы сделал всю Её жизнь и Успение дивными и для нас спасительными. В Успении Своём Пресвятая Богородица не оставила мира — представ перед апостолами в окружении небесных сил, Она сказала: «Радуйтесь! Я с вами есмь во все дни!», и по сей день по обещанию Своему ходатайствует пред Сыном Своим за всех молящих Её о помощи.

настоятель храма прмч. Андрея Критского о. Валерий ШВЕЦОВ.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites