Высказывания Афонских старцев.

Высказывания Афонских старцев.

Монах с мулом на Афоне

Старец Лука, духовник монастыря Филофей, пользуется заслуженным авторитетом святогорцев. Эта обитель известна на Афоне как продолжатель традиций Ефрема Филофейского и старца Иосифа Исихаста. - Святая Гора Афон

Мы не должны смотреть в сторону зла. Чем больше мы на зло обращаем внимания, тем больше оно на нас влияет, тем больше нас обезоруживает и подчиняет себе.

Зачем нам смотреть в сторону творящегося зла? Подобное внимание означает, что нас с ним что-то связывает. В этом заключается наша ошибка.

Чем больше смотрим в сторону греха, тем глубже грязь проникает в наши души. Если мы хотим хоть одним глазком взглянуть на творящуюся в мире неправду, это означает ничто иное, как то, что у нас есть со злом какие-то связи и взаимные отношения.

Господь призывает нас изменить себя. Если все мы постарались бы стать хоть немного лучше, всё человечество было бы в полном порядке. А сейчас происходит следующее: некоторые ищут способы сделать лучше других, а самим остаться такими же как они есть сейчас.

Одну вещь мы призваны, можем и должны изменить. Самого себя. Тому, кто начнёт с этого всё будет под силу. Меняя себя, человек явит и реализует те таланты, которые ему даны Богом. Он и другим поможет изменить себя и победить зло.

Прп. Порфирий Кавсокаливит

Местночтимый святой Элладской Церкви

Икона написана в Святой обители Преображения в Милесси

Тропарь Радуйся Афона смиренное овча, Порфирие, Любви проповедниче, Монахов славо, святых удобрение, Овому бо Духом дадеся рассуждение, Другому же вера и действия сил. Тебе же, купно вся открышася, Яко таинннику Божия Благодати.

Тропарь

Радуйся Афона смиренное овча,
Порфирие, Любви проповедниче,
Монахов славо, святых удобрение,
Овому бо Духом дадеся рассуждение,
Другому же вера и действия сил.
Тебе же, купно вся открышася,
Яко таинннику Божия Благодати.


«ДА БУДУТ ВСЕ ЕДИНЫ».
ПАМЯТИ СТАРЦА ПОРФИРИЯ (БАИРАКТАРИСА)



Мы знаем, что до конца мира не оскудеет благодать, обитающая во святых угодниках Божиих. И тем не менее, когда самому приходится столкнуться с носителем этой благодати, то кажется, что стал невольным свидетелем времён древних и прикоснулся к одному из отцов, не принадлежащему к нашему времени. Одним из таких носителей благодати Божией и был блаженной памяти старец Порфирий, с которым Господь сподобил меня встретиться.

Старец Порфирий Кавсокаливит

Старец Порфирий, в миру Евангелос Баирактарис, родился 7 февраля 1906 года в Греции, в селе святого Иоанна Карустия, около Аливери, в провинции Эвиа. Его родители были бедные благочестивые крестьяне. Всё образование Евангелос получил в двух классах начальной сельской школы. Трудился он с малых лет: сначала дома по хозяйству, пася овец, работая в огороде, затем, в 8-летнем возрасте, на угольной шахте, а позже за прилавком магазина.
В ранней юности Евангелос прочёл Житие святого Иоанна Кушника. Оно на него произвело такое сильное впечатление, что он решил всё оставить и уйти на Святую Гору Афон. Много раз он пытался туда попасть, но каждый раз что-то препятствовало. Наконец, когда ему исполнилось 14 или 15 лет, он достиг Святой Горы.
Господь так устроил, что на корабле, на котором плыл Евангелос из Солуни на Афон, находился и его будущий старец иеромонах Пантелеимон. Он сразу взял юношу под своё покровительство и, выдав его за своего племянника, помог ему попасть на Святую Гору, ибо в таком юном возрасте туда не пускали.
Там Евангелос приобрёл сразу двух опытных наставников. Он с радостью предал им себя в полное послушание. Единственное, на что он мог пожаловаться, так это на то, что старцы недостаточно много от него требовали. Он ходил всё время босой – зимой и летом – по горным, каменистым тропам Святой Горы, мало спал, укрываясь одним одеялом, а ложем его был твёрдый пол его келии. Жил он всегда в келии с открытым окном, даже когда на дворе шёл снег. Работал без устали: вырезал по дереву, колол дрова, собирал улиток, носил на спине издалека мешки с землёй для огорода, ибо Капсокаливия довольно скалистое место и само по себе там ничего не растёт.
Все послушания, возлагаемые на него старцами, он исполнял с радостью. Однажды они поручили ему собирать улиток на отлогих скалистых склонах. Забравшись высоко по сыпучим камням, юный послушник устроился на краю пропасти и стал складывать улиток в свой мешочек, как вдруг камни под ним покатились вниз и он вместе с ними низринулся в пропасть. С его уст едва успел сорваться крик: «Пресвятая Богородица!» – и тут же какая-то сила взяла его и поставила на противоположной стороне этого ущелья.
Неизвестно, когда точно, но, очевидно, вскоре после его водворения на Афоне Евангелос принял монашество с именем Никита.
Однажды юный Никита, придя рано в церковь, стоял в тёмном углу и молился. Тут в храм вошёл 90-летний русский старец, монах Димитрий, бывший офицер царской армии. Оглядевшись по сторонам и никого не заметив, он стал на молитву, делая земные поклоны. Во время молитвы старца осияла такая благодать, что он стоял посреди храма, не касаясь пола. Божественная благодать, излившаяся на святого старца, коснулась и юного инока Никиты, сердце которого готово было принять её. Его чувства не подлежат описанию. По пути назад, в келию, после приобщения Святых Таинств, его сердце переполняла такая радость и любовь к Богу, что, воздевши руки к небу, он громко восклицал: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!»
Он всю свою жизнь хранил благодарную память об этом русском старце, через которого Господь возродил его Своей Божественной благодатью.
Когда я посетил отца Порфирия (такое имя получил он в схиме) в 1986 году, уже слепого и прикованного к одру болезни, то он, узнав, откуда я, тут же вспомнил русского монаха Димитрия и, прослезившись, сказал, что его старец был русский, и попытался произнести единственные русские слова, которые он знал: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Весь облик старца, как он мне запомнился на всю жизнь, излучал свет, радость и любовь. Это был самый светлый человек, которого мне пришлось когда-либо встретить. Выйдя из его келии, я чувствовал, что у меня выросли крылья, я не шёл, а летел по монастырской тропинке. Об этом чувстве после общения со старцем свидетельствуют все у него побывавшие.
Протопресвитер Георгий Металинос, известный греческий богослов, так вспоминает о духовничестве старца:
«...Он открывал мне случаи из моей жизни, о которых знал только я один. Также он объяснял мне, как относиться к своими детям, из которых двое старших уже достигли отроческого возраста. “С твоей старшей дочерью, – говорил старец, – следует обращаться так-то, а со средним сыном совсем иначе. Твой младший сын ещё маленький, и у него всё в порядке”. Он раскрыл мне характеры моих старших детей. И я почувствовал, что я совершенно их не знаю; было такое впечатление, что не я прожил с ними всю их жизнь, а отец Порфирий.
Он говорил, что при воспитании одного из моих детей я должен больше за него молиться. “Что бы ты ему ни говорил, он тебя не послушает, так как он исполнен духа противоречия, но ты коленопреклонно поведай о том Богу, и Господь, посредством Своей благодати, передаст ему твои наставления”.
О другом моём сыне он сказал: “Этот твой ребёнок всегда слушает то, что ты ему говоришь, но легко забывает. Поэтому тебе следует также коленопреклонно просить, чтобы благодать Божия начертала твои слова в его сердце и чтобы твои отцовские слова пали на добрую почву и смогли принести плод”. Это были поразительные методы воспитания», – заключил свой рассказ протопресвитер Георгий.
В другом случае некой матери пятерых детей он посоветовал оставить дом на месяц. Она так плохо относилась к своим домашним, что дети постоянно друг с другом ссорились, не решаясь прекословить матери, и вымещали раздражение друг на друге. Когда она вернулась, то нашла своих домашних умиротворёнными.
Иерей Георгий Евтимиу, вспоминая наставления, которые давал ему старец в отношении воспитания его детей, писал: «Старец всегда подчёркивал, что на детей нельзя оказывать давление, они не должны расти забитыми, ибо это только портит их. Этот совет помог очень многим родителям, которые калечили души своих детей своим суровым обращением с ними. Старец говорил: “Станьте святыми, и у вас вырастут добрые дети”».
Одной матери он говорил: «Существует только один способ избежать трудностей при воспитании детей – святость». На её вопрос, как стать святой, старец ответил: «Это очень просто, когда придёт Божественная благодать». «А когда она придёт?» – спросила женщина. Старец ответил: «Со смирением и молитвой. Но наша молитва должна быть сильной, живой. Мы всегда получаем ответ, когда молимся с верой».
Очень характерен рассудительный пастырский подход старца на примере одной четы молодожёнов. Муж постился, а жена не соблюдала постов, ибо она была так воспитана. Она не была против поста, просто она к нему не привыкла. Когда они поведали старцу о своих разногласиях по этому поводу, то старец посоветовал супругу: «Постись, как ты всегда постишься, но не заводи разговора о постах со своей женой. Во время постов всегда держи свой холодильник полным еды. Пусть твоя жена ест, а ты храни свой пост». Вскоре и жена, созревши для этого, тоже стала поститься.
Одна девушка собиралась покончить с собой из-за того, что родители постоянно её ругали. Она купила сильные ядохимикаты и готова была уже их выпить. Внезапно ей явился отец Порфирий, взял отраву из её рук и сказал: «Не бойся, всё будет хорошо. Ты выйдешь замуж, у тебя будут дети и всё будет хорошо». Так впоследствии всё и сложилось.
Когда началась Вторая мировая война и Греция подпала под немецкую оккупацию, старец всё так же ревностно продолжал окормлять свою паству. В это время с ним произошёл следующий случай, показывающий его самоотверженную любовь к ближнему.
Однажды он шёл по окраине Лекавитоса. Впереди себя он увидел немецкого солдата, который приставал к молодой девушке, пытаясь насильно навязать ей свои ласки. У неё на лице был написан ужас, и она дрожащим голосом пыталась звать кого-нибудь на помощь. Но вся улица как будто вымерла, только сквозь щели ставень за ними следили испуганные глаза местных жителей. Когда отец Порфирий увидел, что происходит, то сразу решительно направился к несчастной жертве, творя про себя молитву, дабы Господь явил Свою силу в его немощи. Подойдя к немцу, он воздел свои руки к небу. Вид священника с воздетыми руками, его светлое, ясное лицо и, что больше всего, Божественная сила, от него исходящая, совершили чудо – солдат отпустил девушку и, пристыженный, пошёл своей дорогой.
Вскоре, в связи с военными событиями, отец Порфирий получил новое послушание – служить раненым в больничной церкви Преп. Герасима в Афинах, на углу улиц Сократа и Пиреи. Жалование он получал мизерное и всё раздавал своим родственникам, которые полностью зависели от него. Привыкши с детства к труду, он и тут не мог оставаться праздным. Сначала он завёл куриный двор и этим подрабатывал, а затем – вязальную мастерскую. Он также делал свой ладан, причём в 1970 году изготавливал интересное открытие: он нашёл способ соединить ароматические вещества с углём, создав таким образом ароматный уголь для кадила, который не нуждался в ладане. Врачи той поликлиники, где служил отец Порфирий, вскоре поняли, какой батюшка служит у них в больничной церкви, и стали обращаться к нему за советом в особо сложных случаях, а часто и просто за исцелением в случаях безнадёжных.
Георгиу Димитриу, заведующий Кипрскими авиалиниями в Южную и Центральную Европу, рассказал такой случай:
«Мой новорождённый внук был почти при смерти, у него что-то попало в лёгкие. Доктора не могли определить, в чём дело. Шесть дней я беспрестанно молился о его выздоровлении, и наконец я решил пойти к старцу. Когда я рассказал отцу Порфирию о нашей беде, то он сказал: “Садись и дай мне осмотреть твоего внука”. Он углубился в себя, а затем сказал: “У него в правом лёгком образовалась жидкость, которая скоро растворится. Не бойся, ребёнок будет жить. Ты его заберёшь домой в понедельник”. У старца я был в субботу, а в понедельник я уже забрал совершенно здорового внука к себе домой».
Старец мог исцелять прикосновением к больному. Однажды его навестил один доктор с женой. Изложив старцу волновавшие их вопросы и получив исчерпывающий на них ответ, супруги уже стали прощаться. Отец Порфирий, со своей обычной отцовской улыбкой на лице, взял руку жены доктора, как раз в том месте, где у неё была сильная боль. Старец ничего не знал об этой болезни, которую они уже давно пробовали лечить при помощи уколов и сильных противовоспалительных средств. Когда отец Порфирий взял её руку, то женщина эта почувствовала теплоту, прошедшую по всему её телу, и её слегка замутило. Но сие чувство тут же прошло, а с ним и сама боль в руке. Женщина со слезами сказала старцу: «Вы и про это, батюшка, знаете?» С того дня она выкинула лекарства и уже больше не обращалась к докторам.
Отец Порфирий исцелял не только людей, но и животных. В один воскресный день, в Северной Эвии, где он отдыхал, произошёл следующий случай, который мы передадим словами самого старца:
«Одна пастушка попросила меня помолиться о её стаде коз, которых постигла какая-то болезнь. Я согласился, и она привела всё стадо к храму. Я встал перед козами, поднял мои руки к небу и стал читать различные стихи псалмов, относящиеся к животным. Ни одна из коз не сдвинулась с места. Как только я окончил молитву и опустил руки, из стада вышел козёл, подошёл ко мне, поцеловал мою руку и тихо отошёл назад». “Не так ли это было?” – спросил старец рядом стоящую монахиню. “Да, отче, это именно так и произошло, – отвечала она, – я сама там присутствовала”».
Старец очень любил животных. У него жил попугай, от которого хозяева избавились из-за его злого нрава. У отца Порфирия он стал весьма добросовестной птицей. Старец даже научил его произносить Иисусову молитву. Врач отца Порфирия Георгий Попазахос рассказывал: «Я был поражён, когда услышал попугая, повторяющего Иисусову молитву в келии старца. “Он более духовный, чем я, – говорил старец, – я устаю и засыпаю, но он бодрствует и молится”. Старец также пытался приручить орла».

Старец Порфирий Кавсокаливит

Митрополит Лавр (Шкурла), первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви, тогда ещё архиепископ, первый рассказал мне про старца Порфирия. Он навестил его в середине 80-х годов. Отец Порфирий, когда узнал, что он настоятель Св.-Троицкого монастыря в Америке, внезапно внутренними очами увидел нашу обитель, всю её «оглядел» и рассказал владыке, где, что и как устроено. Предвидя намечавшуюся в тот год постройку колокольни, описал и трудности, которые предстояли, а именно: когда при копании фундамента наткнулись на подземный источник, то пришлось приложить много усилий, чтобы его запечатать. Вообще, следует заметить, что старец проникся к владыке Лавру очень тёплыми чувствами, даже звонил ему в монастырь. Когда я, в уже упоминавшемся разговоре с отцом Порфирием в 1986 году, завёл речь о владыке Лавре, то старец весь просиял и в духовном восторге воздел обе руки вверх.
Прозорливость старца помогала не только грешникам обращаться на путь праведный, но возвращала к Церкви души заблудшие, уклонившиеся в ереси, а порой и обращала инославных в православие.
Однажды духовный сын старца – студент Духовной академии – привёл к нему своего друга, который увлекался индуизмом и искал духовных советов у разных гуру. Отец Порфирий, видя этого человека впервые, сразу обратился к нему по имени и спросил, как поживают его жена и дети. Это так потрясло искателя восточной мудрости, что он с чувством глубокой раскаянности исповедался у старца и вернулся в лоно Православной Церкви.
Когда эти два друга покидали старца, то обращённый признался своему товарищу: «Я и правда женат, и у меня двое детей, но я никогда тебе об этом не говорил. Я действительно их бросил и старец знал об этом!»
Православная Церковь для старца Порфирия была центром его жизни. Вся его жизнь и деятельность вращалась вокруг неё, как колесо вокруг оси. Отец Порфирий не мог говорить о Церкви без слёз. Епископы для него были воплощением и образом Христа, и он благоговел пред ними. Он очень огорчался, когда слышал критику в адрес епископов или находил её в печати. Епископ для него был Богом поставленный возглавитель местной Церкви, несмотря на какие-либо его личные качества. Такое представление о епископской власти было для старца священным.
Старец говорил: «Христос открывает Себя только внутри Церкви, там, где люди, находясь вместе, любят друг друга, несмотря на грехи; не из-за их усилий, но по милости и любви Христа. Любовь Христова держит всех нас вместе. Он делает нас одним телом, и мы участвуем в богочеловеческой жизни Господа. Только таким образом и никак иначе мы можем вознестись над разрушительной силой греха. И вершина истины есть святая Евхаристия».
Про Таинство исповеди старец говорил: «Исповедь – это путь людей к Богу. Это дар человеку любви Божией. Ничто и никто не может отнять от человека этого дара».
Отец Порфирий был не лицеприятен, он, как солнышко, ровно светил на злые и на благие, и его любовь пронизывала самые закоренелые в грехе сердца.
Известный писатель и богослов архимандрит Иоанникий (Котсонис) вспоминал, как один раз старец, освящая дома на Богоявление и переходя из дома в дом, зашёл также и в публичный дом. Когда он стал окроплять это место святой водой и петь тропарь праздника, к нему вышла содержательница этого притона и стала говорить, что её девицы не достойны прикладываться ко кресту. На что старец ей ответил: «Я думаю, что не они, а ты недостойна приложиться ко кресту!»
Он допустил девиц приложиться ко кресту и с любовью стал беседовать с ними. Он говорил им о любви к Богу, что всегда являлось его излюбленной темой. Видя святой облик старца, эти женщины, подобно евангельской блуднице, со слезами слушали его спасительные слова: «Любите Христа, Который любит вас, и вы увидите, как счастливы вы будете. Если бы вы только знали, как Он любит вас! Постарайтесь тоже взаимно любить Его». Старец понимал, что только любовь ко Христу может их оторвать от этой ужасной «профессии».
Однажды к старцу приехала целая компания «байкеров» (рокеров-мотолюбителей) на своих мотоциклах. Они спрятали мотоциклы в другом квартале и прямо прошли к старцу, не дожидаясь своей очереди. Один из них сказал старцу: «Скажи нам что-то, папаша». «Что мне тебе сказать, Димитрий? Что твой мотоцикл такой-то и такой-то марки?» Этот прозорливый ответ сразу же изменил отношение ребят к старцу, и с тех пор они стали к нему ходить и пользоваться его духовными советами. Отец Порфирий про них говорил: «Из тех, кто меня посещает, – это самые чистые и невинные души».
О прозорливости отца Порфирия можно много писать, приведём здесь ещё лишь несколько случаев, свидетельствующих об этом даре старца.
Известный греческий писатель и журналист Панагиотис Сотирхос поведал следующее.Однажды старец пошёл с тремя своими духовными чадами в монастырь, чтобы отслужить вечерню. Пройдя немного, старец, видимо, утомился, а до монастыря ещё было далеко. Решено было поймать какую-нибудь попутную машину. В этот момент вдали показалось такси. Три попутчика старца решили его остановить. «Не беспокойтесь, – сказал старец, – такси само остановится. Но, когда вы сядете в него, вы не должны разговаривать с таксистом, только я буду с ним говорить».
Точно так и произошло. Такси остановилось, хотя они не поднимали рук, все сели в него, и старец сказал, куда им надо ехать. Когда таксист тронулся с места, то почти тут же начал обвинять духовенство во всех смертных грехах. Каждый раз, когда он выпаливал очередное обвинение, то обращался к сидевшим сзади духовным чадам старца со словами: «Не правда ли, ребята? Что вы на это скажете?» Но они, из послушания, сидели молча. Когда таксист понял, что ему не собираются отвечать, то он обратился к отцу Порфирию и спросил: «Что скажешь, папаша? То, что пишут в газетах, всё правда, не так ли?»
Старец ответил: «Сынок, я тебе расскажу короткую историю. Я расскажу её только один раз, тебе не придётся её слушать дважды. Жил один человек в одном месте (он назвал это место), у которого был престарелый сосед, который владел большим участком земли. Однажды ночью он убил соседа и закопал в землю. Затем, пользуясь подложными документами, он завладел землёй соседа и продал её. И знаешь, что он купил на эти деньги? Он купил такси».
Как только таксист услышал эту историю, он весь затрясся, затем свернул на обочину дороги и закричал: «Молчи, батюшка! Только ты и я знаем об этом». «Бог тоже знает об этом, – ответил отец Порфирий. – Он сказал мне, чтобы я передал это тебе. Смотри, покайся и исправь свою жизнь».
Дух уныния старец часто советовал побеждать при помощи молитвы и прогулки на воздухе. Когда одна духовная дочь старца сказала ему, что она часто впадает в депрессию, то он её спросил: «Почему ты сидишь дома взаперти?» «Ну а куда я пойду?» – возразила она. «Пойди пройдись, пойди в горы. Это очень помогает», – заметил старец. Старец считал, что самый лучший образ жизни – простой, деревенский. А для горожан он советовал как можно чаще уходить на прогулки в горы. Поощряя детей ходить на лыжах в горы, он говорил: «Там, в горах, где вы можете созерцать небо и снег и всю красоту пейзажа, подумайте о Том, Кто всё это сотворил».
Однажды поздно вечером отцу Порфирию стало плохо с сердцем и он вызвал своего врача Георгия Попазахоса. Когда врач осмотрел старца, то спросил, не было ли у него в этот день каких-либо сильных переживаний. Отец Порфирий заплакал и, прерывая свой рассказ от избытка чувств, стал рассказывать о кровавых событиях, происходивших в этот момент на улицах Румынии. Там в это время шли уличные бои – народ восстал против коммунистического режима Чаушеску. Отец Порфирий своими сердечными очами видел смерть и кровь, точь-в-точь так, как об этом на следующий день поведали газеты мира. Он продолжал плакать, а Георгий стал молиться, чтобы Господь отнял от старца это видение, ибо оно разрушало его любящее сердце.
«Как тебе, отче, могут помочь все лекарства, когда ты не от мира сего? – думал про себя Георгий. – Твоё сердце бьётся здесь, в Оропосе, а пребывает в Румынии; кардиограф показывает, что оно полуживое, а ему уготована жизнь вечная на Небесах».
Георгий ушёл от старца потрясённый до глубины души, с умилением сознавая, что Господь сподобил его общаться с живым носителем Божественной любви.
Подобный же случай произошёл со старцем и в 1974 году, когда турки напали на Кипр. Рано утром 20 июля он разбудил всех бывших с ним, со слезами на глазах сообщив, что в этот час турецкие войска высадились на Кипре. Старец даже указал точное место, где начались военные действия.
Отец Порфирий говорил, что обычно для достижения определённого духовного состояния (ведомого только ему) он должен был при помощи молитвы пройти духовную брань, которая длится от 15 минут до получаса. Но когда он находится в освящённом месте, то этого не требуется. «Я войду, например, в святую пещеру преподобного Нифонта, или преподобного Нила на Святой Горе, или святого Иоанна Богослова на Патмосе и даже не успеваю начать молиться, как священное место воскрыляет мой дух горе». Старец всегда подчёркивал важность посещения святых мест. Он считал, что такие святые места, как гора Синай, пещера святого Иоанна Богослова на Патмосе или Иерусалим наполнены благодатью Божиею и способны освятить человека.
Отец Порфирий любил истинную науку и искусства и, несмотря на свои два класса начальной школы, обладал обширными знаниями во многих областях. Он читал книги на все темы: о физике, медицине, астрономии и проч. У него было много духовных чад с высшим образованием, в том числе преподавателей университетов. Однажды один профессор, астроном с мировой известностью, посетил старца. Зашла у них беседа и об астрономии. Позже он говорил, что старец очень удивил его обширностью своих знаний в этой науке. «Он действительно знал то, о чём говорил, и ни в чём не допустил ошибки», – рассказывал поражённый профессор. В другой раз директор госпиталя, известный хирург, был не менее удивлён, когда старец ему подробно описал то, как следует делать определённую операцию.
Последние два года своей земной жизни старец часто говорил о том, как он будет давать ответ на Страшном Суде. Он стал усиленно готовиться к исходу. Он любил вспоминать одну историю из патерика, в которой один старец, чувствуя приближение своего конца, приготовил для себя могилу и сказал своему ученику: «Мой сын, камни скользкие и тропа крутая, ты можешь покалечиться, если решишь нести моё тело к могиле. Давай пойдём туда, пока я ещё могу ходить». Ученик, поддерживая старца под руку, довёл его до могилы. Старец лёг в приготовленную могилу и предал душу свою Богу.
По просьбе старца недалеко от келии была выкопана ему могила, он продиктовал своё последнее прощальное письмо, в котором испрашивал у всех прощения и давал своё наставление. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души. Затем они стали читать келейное правило великосхимника по чёткам. Последними словами старца были евангельские слова Спасителя из его прощальной беседы с учениками: «Да будут все едины». И затем еле слышно он прошептал: «Гряди». И испустил дух.
Господь забрал его светлую душу 2 декабря 1991 года. На следующий день на рассвете 3 декабря, когда солнце только озарило своими лучами верхушку Афона, святые останки старца были покрыты землёю. Для его души воссиял свет вечный и вечная жизнь.


Составлено на основе книги «Elder Porphyrios» монахом Вениамином

Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилл

http://orthodoxpantry.blogspot.com/2012/03/blog-post_16.html

ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ ΜΟΝΑΧΙΣΜΟΣ ΚΑΙ ΙΣΤΟΡΙΑ

Комментарии (5)

Всего: 5 комментариев
#1 | Лидия Новикова »» | 06.09.2012 04:42
  
3

Кто такой человек и как он может спастись

У блаженного старца Порфирия было наиправославнейшее видение человека (антропология). Помимо правильной христологии-богословия у него была и истинная православная антропология-сотириология. Как его взгляды на то: а) кто такой человек (до падения, после падения, возрожденный во Христе), б) каковы требования, предъявляемые к его правильному функционированию, так и на то в) в чем состоит его предназначение, – все это согласуется с учением нашей Православной Церкви. Его тончайшие замечания имеют огромное значение для современного, душевно больного «христианина».

Его воззрение на грех выражается характерной фразой: «грех приводит человека в великое душевное смущение». Бог стучит в дверь человеческой души: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем»[1], говорит Господь в Откровении. Христос первым идет навстречу человеку. Если человек отверзет двери своего сердца и примет свет Христов, то исцелится. Премудрый старец говорил: «Грех приводит человека в великое душевное смущение. Смущение ни за что не пройдет. Успокоение приносит лишь свет Христов. Первый шаг делает Христос. “Придите ко мне все труждающиеся…”. А затем мы, люди, принимаем этот свет, имея доброе произволение, которое выражаем своей любовью к Нему, молитвой, таинствами»[2].

Премудрость старца, «сходящую свыше», характеризует одно жизненно важное, и одновременно весьма тонкое замечание из области антропологии, связанное с человеческой волей-свободой. Он говорил, что для того, чтобы сотворить добро, нужно сначала возжелать и полюбить его. Любое добро «свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов» [3]. Но чтобы его усвоить лично, необходимо свободно пожелать и полюбить его: тогда и Бог станет действовать. Потому старец и учил: «Бог сделал так, чтобы человек сам по себе стремился стать хорошим, сам пожелал этого и, чтобы это была как бы его собственная заслуга, в то время как на самом деле это исходит от благодати Божией. Сначала он доходит до того, что хочет этого, любит и желает, а затем приходит божественная благодать, и у него получается»[4].

Не нужно преследовать зло. Мы не преследуем тьму, а обращаемся к Свету, то есть ко Христу. Так, к примеру, он говорил своим духовным чадам, чтобы помочь на их духовном поприще: «А для чего нам преследовать тьму? Мы включим свет, и тьма уйдет сама собой. Позволим обитать во всей душе нашей Христу, и бесы уйдут сами…В душу, где все место занято Христом, диавол войти не может, как не пытайся, потому что он не помещается там, нет для него свободного места»[5].

Сотериология, наука о том, как следует духовно подвизаться ради очищения, просвещения и обожения, которой учит старец, основана на святых отцах и подтверждена опытом жизни наших святых. Он учил, что мы должны презирать диавола и страсти. А душа наша подобна комнате.

Если мы комнату наполним добром, где уж поместиться злу? Когда мы включаем свет, то тьма уходит сама. Поэтому премудрый и рассудительный старец говорил, что дело человека – войти в свет Христов, и совсем не заниматься тьмой, т.е. страстями, диаволом, миром. Христос, Который есть все, делает все для нашего спасения. Наше дело – согласиться с Божественным Действием, с «открытостью» к Богу, сказать «Да», которое должно быть твердым, постоянным, подлинным и полным. Для старца существует лишь один самый лучший способ произносить постоянно и правильно это «Да»: полюбить, влюбиться во Христа. «Наше дело», – говорил старец, «постараться найти, как войти в свет Христов. Не в том оно состоит, чтобы делать то, что положено. Суть в том, чтобы мы были со Христом. Чтобы душа проснулась и полюбила Христа, стала святой. Чтобы предалась божественной любви. Так нас полюбит и Он. Тогда будет радость непреложная. Более всего Христос хочет именно этого – наполнить нас радостью, поскольку Он есть источник радости. Эта радость есть дар Христов»[6].

Но чтобы узнать Христа и просветиться, нужно, чтобы Он сначала нас узнал, согласно слову апостола Павла [7]. Он узнает нас, когда мы смиримся и искренне полюбим. Премудрый и прекрасный знаток Писания старец говорил: «Мы не сможем узнать Христа, если Он не узнает нас. Я не могу точно объяснить это, потому что это тайна…Мы также не сможем полюбить Его, если сам Он нас не полюбит. А Христос нас не полюбит, если мы окажемся недостойными Его любви. Чтобы полюбить нас, Он должен найти в нас нечто особенное… А что это? А это есть смирение. Если нет смирения, то мы не сможем полюбить Христа. Смирение и самозабвение в служении Богу». “Пусть левая твоя рука не знает, что делает правая”. Пусть никто вас не видит, не замечает поступков, совершаемых ради служения Богу. Все это должно быть скрытно, тайно, как у подвижников»[8]. Тогда исцеляется душа. Тогда все меняется.

Чтобы Христос вошел в человека, сердце его должно быть чистым, и должны у него быть любовь и смирение. Так он говорил: «Вот, многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна, а я говорю, что она приятна и легка, но требуется соблюдать два условия: иметь любовь и смирение…Если придет благодать Божия, тогда все и вся изменятся, но, чтобы она пришла, нужно сначала смириться!»[9]. И снова говорил: «…Христос сам придет и будет внимательно смотреть в нашу душу, достаточно Ему найти лишь что-то, что доставит Ему удовольствие, доброе произволение, смирение и любовь…»[10].

Христианская жизнь кажется трудной, потому что мы хотим примирить ее с мирской. Мы не хотим идти дальше того уровня, как говаривал приснопамятный старец Паисий «где вводимся в соблазн». Но если мы хотим, чтобы нам было не очень трудно, тогда нужно преодолеть средний путь христианина и не грешить. Так подвижник старец Порфирий говорил: «Нужно, дитя мое, не следовать среднему пути христианина, потому что он весьма труден. Нужно преодолеть это поприще и подняться высоко. Тогда все будет легким. Когда мы не впадаем в грехи, тогда мы вне среднего пути и тогда мы – настоящие христиане».

Некто спросил его: – Батюшка, а как можно полюбить Христа? – «Наша любовь ко Христу, дитя мое, проявляется таким образом: мы возносим наше внутреннее «я» к Богу и призываем Его. Но видя природу, деревья, цветы, птиц, пчел, море, рыб, звезды, луну, солнце и еще столько других прекрасных Его творений, мы обращаемся умом к Богу, прославляя Его через них, пытаемся понять, как они прекрасны и удивительны, и подвизаемся, чтобы их полюбить. Когда мы полюбим все это, тогда и любовь наша восходит к нашему Создателю, и таким образом мы полюбим Его действительно и истинно. Необходимым условием ближним. А потому нужно посещать больницы, тюрьмы, приюты, дома престарелых и т.д. и только ради этого (ради любви – прим. пер.) нужно посещать. Тогда любовь наша будет искренней»[11].

Смирение и любовь, покаяние и послушание, всему этому, чему учил, он сначала испытал сам и продолжал жить этим до конца. Старец говорил подобно древним отцам, потому что его просвещал тот же самый Святой Дух, что просвещал и их.

Каждый человек, да и все творение, ищет Бога, ищет неба. «Все Им и для Него создано»[12]. Все существа обращаются к Богу. Именно это возвещал уважаемый старец, говоря: «Человек ищет на небе радость и счастье. Ищет вечность вдали от всех и всего, ищет обрести радость в Боге. Бог есть тайна. Это молчание, это бесконечность, это все. Стремление души к небу характерно для всего мира: все ищут чего-то небесного. К Нему обращаются все существа, пусть и бессознательно»[13].

Но и человек есть тайна. Внутри себя он носит, как добро, так и зло, начиная от Адама и до наших дней, как говаривал святой и благодатный старец [14]. «Поэтому, подчеркивал он, мы должны умереть по ветхому человеку и облечься в нового»[15].

Источник: http://hristospanagia.blogspot.com/
#2 | Лидия Новикова »» | 27.09.2012 08:31
  
3
Красивые высказывания, Порфирий Кавсокаливит, Лекарство от рака


Старец Порфирий Кавсокаливит

(Баирактарис)

Поучения

Лекарство от рака



От учеников старца мы узнали, что Старец мечтал найти лекарство от рака и просил Бога окрыть ему - что это за вещество. Наконец, Господь открыл ему какое вещество является лекарством от рака. Оказалось,лекарство от рака - это вещество, которое врачи постоянно используют в быту... Тем не менее, старец так и не рассказал никому, что это за вещество...



Тогда Старцу было октрыто и то, почему Бог не дает этого лекарства людям... А именно, что что раквызывается страхом, и Господь открыл другое лекарство от рака, которое и хочет видеть у людей : "Вас убивает не боль, а ваш собственный страх боли! Вы должны перебороть этот страх..." - www.isihazm.ru


Болезнь – это духовное таинство. Это шанс, который дается нам, чтобы устремиться к Благодати




Болезни приносят огромную пользу душе, нужно лишь терпеть их без ропота и благодарить Бога, прося Его ми­лости. Когда заболеем, то дело не в том, чтобы не при­нимать лекарств или поехать помолиться святому Некта­рию. Мы должны знать понять, что болезнь - это таинство, более того, это возмжность для нас броситься в благодать Божию...





В этом заключается само - таинство. Остально­му "нас научит благодать, то есть тому, каким образом это сделать, как предать себя Христу. Как предать? А вот так! Мы презираем болезнь, не думаем о ней; а думаем о Христе спокойно, помышляем просто, неза­метно, бескорыстно, и Бог сделает Свое чудо на пользу нашей душе. Как говорим за Божественной литургией: Весь живот наш Христу Богу предадим…





Но мы должны сделать усилие, чтобы презирать болезнь. Нужно перебороть себя... Если мы этого от всей души не хотим, то трудно, почти евозможно сказать самому себе: «Я больше не обращаю внимания на болезнь». И хотя мы думаем, что презираем ее, что не придаем ей значения, мы все-таки придаем ей значе­ние, все время думаем о ней и не можем находиться в спокойном состоянии. И я вам докажу, что здесь у нас ошибка. Мы гово­рим:



«Верю, что Бог исцелит меня. Я не принимаю ле­карств. Я сделаю так: всю ночь не буду спать и буду просить Его об этом. И услышит меня Бог».



Мы мо­лимся всю ночь, просим, молим, ищем, взываем, при­нуждаем Бога и всех святых сделать нас здоровыми. Мы принуждаем их день и ночь. Бежим то туда, то сюда. Но разве всем этим мы не показываем, что мы не презрели болезнь? Чем больше мы настаиваем и принуждаем святых и Бога исцелить нас, тем больше мы придаем своей болезни значения.



Чем больше мы пытаемся ее изгнать, тем больше мы живем ею. По­этому ничего и не происходит. У нас складывается впе­чатление, что обязательно произойдет чудо. Но в дей­ствительности мы не верим в чудо, поэтому и не вы­здоравливаем.





Мы молимся, не принимаем лекарств, но не можем успокоиться, поэтому чуда и не происходит. Но ты ска­жешь: «Я ведь не принимал лекарств, как же я не ве­рю?» Но все же внутри нас, в глубине сидит сомнение и страх, мы думаем: «Разве это может произойти?»



Понимаете, все дело в страхе, который внутри нас?! Нас убивает не боль, а наш собственный страх боли! Вы должны этот страх перебороть, или он убьет нас...



Здесь действует слово Писания:



Если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что произошло со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет (Мф. 21, 21).



Когда вера настоящая, тогда она действует незави­симо от того, принимаешь ты лекарства или нет. И че­рез врачей и лекарства действует Бог:





Оказывай уважение врачу, ведь ты нуждаешься в нем, а кроме того, Господь создал его. Господь создал из земли врачевства, и благоразум­ный человек не будет пренебрегать ими. И дай мес­то врачу, ибо и егосоздал Господь, и да не удаляет­ся он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38,1, 4,12).





Глубина этого таинства заключается в вере, в вере без рас­суждения, спокойной, простои и бесхитростной. В благостыни и в простоте сердца (Прем. 1,1). Усилием, порывом и понужде­нием этого нельзя добиться... Понуждение может делать какой-нибудь факир, хоть это слово и режет слух. Бу­дем верить в то, что Бог очень сильно любит нас и хо­чет, чтобы мы стали Его. Поэтому Он и попускает бо­лезни, пока мы с доверием не предадим Ему себя.





Возлюбим Христа, и все изменится в нашей жиз­ни. Не будем Его любить с той целью, чтобы получить воздаяние, например здоровье. Но будем любить Его с жаждой, из благодарности, не думая ни о чем, кроме Божественной любви. Не будем молиться корысти ра­ди и говорить Богу: «Пошли такому-то здоровье, что­бы он приблизился к Тебе». Это неправильно — ука­зывать Богу, как Ему надо поступать. Как мы скажем Богу: «Сделай меня здоровым»? Что мы можем пове­дать Тому, Кто знает всё? Мы будем молиться, но Бог может не захотеть нас послушать.

Как-то давно один человек спросил меня:





— Когда я выздоровею?

— А если ты говоришь: «Когда я стану здоро­вым?» — то не станешь здоровым никогда. Это непра­вильно — просить Бога о таких вещах. Ты с волнени­ем просишь Бога забрать у тебя болезнь, но тогда ока еще больше сжимает тебя в своих объятиях. Не надо нам молиться об этом. Даже и не молись об этом.





Он испугался и сказал:



— Не молиться?

— Упаси тебя Бог! — говорю ему. — Ты, конеч­но, молись много, но о том, чтобы Бог простил твои грехи и дал тебе силы полюбить Его и предать Ему се­бя. Потому что, чем больше ты просишь, чтобы бо­лезнь ушла, тем больше она прилипает к тебе, обнима­ет, сжимает в своих объятиях и не отпускает тебя. Ес­ли, конечно, как человек ты почувствуешь внутреннее затруднение и немощь, тогда смиренно попроси Госпо­да забрать у тебя болезнь...

Красивые высказывания, Порфирий Кавсокаливит: Язва желудка и рак возникают от нервов


Старец

Порфирий Кавсокаливит

(Баирактарис)

Поучения
alt

Язва желудка и рак возникают от нервов



В то время, когда мы предаемся Христу, тогда духовный наш организм приходит в мирное устроение, в результате чего все органы и железы начинают функционировать естественным образом, - рассказывалСтарец. - Все они зависят от нашего устроения. Тогда-то мы выздоравливаем, перестаем страдать… Так бывает и в случае рака: если возложим заботу на Бога, и ду­ша наша успокоится, тогда и Божественная благодать вкупе с этим миром может подействовать так, что уйдет и рак, и все остальное.



Если вы не знаете, например, язва желудка возникает из-за невроза. Поскольку симпатическая нервная система ис­пытывает давление, сжимается, страдает, то образует­ся язва. Раз, два, три, сжатие, сдавливание, еще раз, еще раз, стресс один, стресс – стресс - стресс, и – хлоп... - Язва! Таку возникает или язва - или рак, оба они зависят от нервов. Когда в нашей душе путаница, то это оказывает влияние на тело, и здоровье подрывается.



Совершенным поступком было бы вообще не молиться о своем здо­ровье. Молиться, но не о том, чтобы выздороветь, а что­бы стать хорошими. И я желаю себе самому именно этого, говорю вам. Слышите?



Не именно стать такими-то добрыми, то есть добродетельными, «чтобы стать такими-то и таки­ми-то», но нужно молиться, чтобы стяжать Божественную ревность, чтобы с верой предавать себя любви Божией, - так нужно больше молиться о своей душе. Будем желать, чтобы наша ду­ша была соединена вместе со всеми нашими ближними, со всеми во Христе братьями с Телом Церкви, главой Которой является Христос.





И я тоже простираю руки и молюсь о всех. Перед святым Потиром, когда причащаюсь, я открываю ду­шу, чтобы она приняла Господа, преклоняю голову и молюсь о вас, об одном, о другом, обо всей Церкви. Так поступайте и вы. Понимаете? - закончил Старец Порфирий
#3 | Лидия Новикова »» | 09.01.2013 17:30
  
2

Пословицы греческих старцев Афона

Высказывания, Афонские старцы, Учись растить любовь. Все остальное - хуже смерти. Один афонский старец говорил такую пословицу паломникам: Учись растить любовь. Все остальное - хуже смерти. Довери к Богу и любовь в к людям делают наше преуспеяние постоянным. Не жалкий вид, вынужденное послушание и молитва через силу, не слезы и печаль, которая от диавола. Плакать о своих грехах с верой в любовь Божию это хорошо. Но плакать потому, что тебя обидели, - этого хочет диавол, этого я не допускаю. Часто диавол сокрушает человека отчаянием и выходит победителем. Но так нельзя. Живите просто, как ребенок на руках у своего ...Самые счастливые люди - те, которые умерли по дороги из Афин на Афон. Старец Паисий Святогорец Паисий Святогорец, высказывание о счастье Старец Паисий Святогорец придумал это высказывание, которое впоследствии использовал как поговорку для всех сомневающихся людей. К сожелнию, эта поговорка не вошла ни в одну из его книг. Но мы исправим это упущение. Дело в то, что старца многие спрашивали - что им принять: монашество или супружество. Таким сомневающимся Паисий Святогорец отвечал: Самые счастливые люди - те, которые умерли по дороги из Афин на Афон... То есть, нельзя всю жизнь решаться на что-то. Нужно выбрать один из путей и ...Афонские мудрые высказыания греческих старцев о смирении Афонская пословица греческих старцев: Старого осла по-новому ходить не научишь Афонская пословица - Экато хроно гайдарос, неа перпатиса ден мафени Дословные перевод: Столетнего осла новому шагу не обучишь. Русская пословица или поговорка: Старого осла новым шуткам не научишь. Или иначе говорят: Привычка - вторая натура И екси ине и девтери фиси... То есть: навык - вторая природа Русские пословицы: Во всяком подворье - свое поверье Что город - то норов, что деревня - то обычайАфонские мудрые высказыания греческих старцев о терпении Святая Гора Из записок Иосифа Исихаста Монах без терпения, как светильник без огня, скоро гаснет. Прежде всего, дитя мое, надлежит знать, что человек от человека, монах от монаха существенно разнятся. Есть души с мягким характером, которые легко убеждать, но есть, также души с очень трудным характером, не готовые с легкостью смирятся. Они также отличаются друг от друга, как отличаются хлопок и железо. Хлопок готов быть обработанным чуть ли не словом, тогда как железо нуждается в огне и горниле. Таким душам необходимо огромное терпение в искушениях для очищения. Монах без ...Афонская пословица греческих старцев: Кто спит утром - алчет вечером Опиос кимате то прои - пинае то месимери... Дословные перевод: Кто спит утром - алчет вечером.. Русские пословицы: Кто рано встает, тому Бог дает Встанешь пораньше - шагнешь подальше - Долго спать - добра не видать - Долго спать - с долгом вставать Заря деньгу дает Кто поздно встает, у того хлеба не достает Ранняя пташка червячка клюет, а поздняя и зерна не найдет Раньше встанешь, тогда все достанешь Чтоб нужды не знать, надо рано вставать Как потопаешь, так и полопаешь.Афонские мудрые пословицы греческих старцев о лицемерии: Снаружи мил - а в сердце гнил. Алло ине феория - ке алло ине и кардья Литературный перевод: Снаружи мил - а в сердце гнил. Русская пословица или поговорка, наиболее схожая по смыслу: Поглядишь - картина, а разглядишь - скотина. Если человек выглядит смиренным, а на деле взбрыкивает от любого унижения, то на Афоне говорят: Акривос ста питура, ке фтинос сталеври... Дословные перевод: Дорогие пироги на дешевом масле. То есть дешевую муку на пироги не пожалел, а дорогое масло стал экономить... В русском языке есть похожие послвицы: Сверху ясно, снизу грязно. Лицом хорош, ...Афонские мудрые пословицы греческих старцев о терпении: Мало-помалу становится и неспелый виноград (агурида) медом. Афонские пословицы греческих старцев о терпении: Мало-помалу становится и неспелый виноград (агурида) медом. Агали-агали гинете и агурида мели. Дословные перевод: Мало-помалу становится и неспелый виноград (агурида) медом. Русская пословица: Стерпится - слюбится. Акалесты ден ерхете и арростия. Дословные перевод: Незванная болезнь не приходит. Русская пословица: Без поджога и дрова не горят. Афонская пословица греческих старцев: Из двух зол выбирают меньшее. Афонская пословица - Метакси дио какон то ми хирон ...Афонские мудрые пословицы греческих старцев: греческих старцев о молитве: Смотри, куда идешь, а то придешь, куда смотришь. Если в молитве человек не просит о чем-то, то как Бог узнает, что ему надо? - это, конечно, образно. Если человек молится без сердечной боли и сострадания, то говорят: Ан ден фонази то моро - ден то тези и мана ту. Дословные перевод: Дитя не плачет - мать не разумеет. Часто в молитве человек просит смирения, а когда Господь дает ему возможность смириться, то есть его кто-то унизил или обидел, то он возмущается и просит Бога убрать искушение. Тогда говорят на Афоне: Аллу патас - ке аллу китас. В одну сторону ...Афонские пословицы и поговорки греческих старцев. Что такое пословица ? Ведь это многовековая мудрость, зашифрованная в какие-то словесные формулы. В поисках мудрости можно прочитать целую книгу, а можно понять - всего одну пословицу. Афонская пословица греческих старцев: Язык костей не имеет, но кости ломает. Афонская пословица греческих старцев: Язык костей не имеет, но кости ломает. Афонская пословица : и глосса коккала ден ехи ке коккала цакизи. Дословные перевод: Язык костей не имеет, но кости ломает. Русская пословица или поговорка: Язык мягок, но кости ломает. Рана от ножа - заживет, от языка - нет. Слово не ...Афонские пословицы и поговорки греческих старцев. Что такое пословица ? Ведь это многовековая мудрость, зашифрованная в какие-то словесные формулы. В поисках мудрости можно прочитать целую книгу, а можно понять - всего одну пословицу. Мудрая афонская пословица греческих старцев о духовных плодах: Что легко дается - мало ценится. Анемомазомата - диаволо-скорпизомата. Дословные перевод: Что принесло ветром - унесет диавол. Русская пословица или поговорка: Что легко дается - быстро теряется. С ветру пришло - ветром и уйдет. Пришло махом - пошло прахом. Что имеем не храним - потерявши плачем. Что легко дается - мало ...Афонские пословицы и поговорки греческих старцев Афонские пословицы греческих старцев весьма сложны. С одной стороны, мы имеем дело с другим менталитетом - восточным. А с другой, - на Афоне используются различные греческие диалекты, так что сами греки подчас затрудняются с переводом. Наконец, на Афоне греческие народные поговорки наделяются еще и духовным смыслом или подтекстом. А переполнены они духовным значением - прямо сказать - через край... Поэтому для каждой афонской поговорки мы приводим - дословный перевод. А затем предлагаем русскую народную пословицу в качестве литературного перевода. Ведь, по сути, каждая пословица ...
#4 | Татьяна »» | 20.04.2015 13:54 | ответ на: #3 ( Лидия Новикова ) »»
  
1
Спаси Вас Господи! Вы мне очень помогли этими рассказами о старце Порфирии.
#5 | Евлогия »» | 05.10.2015 19:00
  
0
Спаси Господи.Очень поучительные рассказы во спасение души. Помоги нам всем Господь и Матерь Божия . Аминь.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU