По Уставу, совершается аллилуйная служба (прпп. Исаакия, Далмата и Фавста), как в Петров пост (см. примечание 29 мая) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прпп. Исаакия, Далмата и Фавста не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Антония Римлянина в соединении со службой Октоиха (В).
Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии,державшихся Православного исповедания.С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви. В юности преподобный Антоний изучил богословие Восточной Церкви и творения Святых Отцов. Лишившись родителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим, т.к. римские папы всячески старались обратить Православных в латинство. Ему было тогда 17 лет. Раздав одну часть богатого наследства нищим, а другую, вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи.В одном пустынном скиту он принял монашеский подвиг и прожил там двадцать лет. Гонения на православных со стороны латинян вынудили братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Прибывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу.Камень чудесным образом понесло по водам. Переплыв море, он вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.Утром преподобного Антония обнаружили жители села. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь. Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных кузнецов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится. С удивлением слушал он, что перед ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах. Вместе они вошли в собор, где священнодействовал святитель Никита (†1108; память 31 января [ 1 ], 30 апреля и 14 мая), и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполнилась несказанной радостью, при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. Окрестные жители стали приходить к нему за благословением. У них преподобный научился русскому языку.
Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите, которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподобного при кафедре, но святой Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония, который продолжал жить на камне. Осмотрев место, святитель благословил преподобного основать здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он получил у посадников место и освятил построенный вначале деревянный храм.На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн (1110-1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.
В 1131 году преподобный Антоний, по желанию братии обители, был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии. Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130-1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589-1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592-1601) в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня) были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам святого. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580-1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню. Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного.
Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиева монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храм для всеобщего поклонения. Перед открытием святых мощей митрополит Новгородский Варлаам и братия обители установили строгий пост и сугубые молитвы преподобному. Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление Патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, “яко жива лежаща”. Благоуханием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых.
Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие святого, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также Сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием.
Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель шел крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония.
Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде находится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима
(Монахиня Таисия. Русские Святые)
Тропарь, глас 4
Ветхий Рим, отечество твое, оставив, на камень, яко на легкий корабль, возшел еси и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, промышлением Божественнаго разума направляемь, Великаго Новаграда достигл еси и, обитель в нем сотворив, тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние: моли Христа Бога, да спасет души наша.
ДНЕВНИК ПРОТОИЕРЕЯ ГЕННАДИЯ БЕЛОВОЛОВА
Кому подражали Серафим Саровский и Серафим Вырицкий
Преподобный Серафим Вырицкий, совершая подвиг молитвенного стояния на камне, подражал Саровскому подвижнику Серафиму. А кому подражал сам Серафим Саровский, совершая этот подвиг? Об этом в его жизнеописании ничего не говорится. Значит, нужно вспомнить, кто еще совершал подобный подвиг в церковной традиции. И здесь мы должны вспомнить о том, что на камне также молились преподобный Кирилл Белоезерский на горе Мауре, преп. Антоний Дымский на камне среди вод Дымского озера. Наверное, читатели моего блога подскажут и еще других святых, молившихся подобным образом. Возможно, первый на Руси пример молитвы на камне показал преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец, память которого церковь совершает в грядущий день.
Об этом я подумал, когда мы неожиданно обрели фреску с изображением Антония Римлянина в нашем храме...
Я уже писал в своем журнале о том, что у нас идет реставрация росписей. На паперти храма, которой у нас является лестничная площадка на третьем этаже перед входом в храм сохранились пять ниш, закрашенных в период существования здесь психдиспансера обычной масляной краской желтого цвета. 1 ноября прошлого года мы обнаружили под слоем этой краски старинные росписи, в частности образ святой царицы Феодоры. Весной этого года бригада реставраторов начала кропотливую работу по раскрытию всех пяти ниш и восстановлению росписей. Здесь нас ждало два открытия. Первое – в нише рядом с Царицей Феодорой оказалось изображение святой мученицы Агнии. К сожалению, ее лик был поврежден установленным в советское время электрощитом. Почему была изображена редкая святая при входе в храм догадаться было нетрудно. Ведь это – небесный Ангел-покровитель преемницы Игумении Таисии второй настоятельницы Леушинского монастыря игумении Агнии. А вот в нише справа от св. Царицы Феодоры, ближайшей ко входу в храм, открылся образ преподобного Антония Римлянина. Это стало для нас неожиданным фактом. Очевидно, что все изображения у входа в храм носят какой-то символический характер, изображают святых, как-то связанных с Леушинской обителью. Но найти прямое объяснение пока что не удалось. Можно только предполагать. Преподобный Антоний искусно изображен во весь рост стоящим на камне. В соответствии с его житием, он приплыл на камне из Рима в Новгород по Волхову в начале XII века (преставился в 1147 г.). За ним изображен узнаваемый архитектурный пейзаж Великого Новгорода и монастырь, основанный им на берегу Волхова. Нужно отметить, что особенно искусно и молитвенно написан лик преподобного. Посмотрев на него при входе в храм, особенно настраиваешься на молитвенный лад. Повторяю: преподобный Антоний изображен ближе всего ко воду в храм. Он стал у нас как бы небесным привратником, встречающим всех входящих и провожающим всех исходящих из церкви. Взирая на этот образ, написанный Леушинскими сестрами, я и подумал, что преподобный Антоний является первым молитвенником на камне в истории русского подвижничества.
Кстати, камень преп. Антония сохранился в его монастыре. Он был заложен в фундамент собора Рождества Пресвятой Богородицы при входе. Ему можно поклониться, к нему можно приложиться и даже попробовать постоять на коленках. К сожалению, хотя монастырь и сохранился до настоящего времени как памятник архитектуры, однако не является действующей обителью. Сейчас он имеет статус музея.
Сегодня после Литургии накануне памяти Антония Римлянина я служил с прихожанами первый молебен пред его новообретенным образом. Приложиться к образу, правда, непросто, ибо он расположен так, что до него можно только дотянуться рукою, прикоснувшись к камню Антония.
Преподобный Антоний, пришедший к нам из далекой Италии, молясь на камне в основанной им обители, вряд ли мог предполагать, что у него спустя много веков будут такие великие подражатели – молитвенники за всю Землю Русскую, как два преподобных Серафима.Кончено я понимаю, что говорить о прямом подражании нет оснований, но связать эти моления на камне в единую традицию можно и нужно.
В этой молитве русских святых на камне зримо было воплощено слово Господа нашего Иисуса Христа о камне веры, на котором, как известно, должны стоять все мы с вами.
Св. прав. Саломия Мироносица,
Св. прав. Саломия Мироносица была сестрой Пресвятой Богородицы, супругой Зеведея и матерью апп. Иакова и Иоанна. Она вместе с прочими женщинами последовала за Господом и служила Ему и Его ученикам. Движимая материнской любовью она просила Господа о том, чтобы ее сыновья были удостоены особой чести - сели по правую и по левую руку от Христа в Его Царстве. По распятии Господа она в числе прочих жен пришла ко Гробу Господню, чтобы умастить Его тело благовониями. Гонения на Церковб Христову принесло Саломии большую скорбь - Ирод обезглавил ее старшего сына Иакова. С надеждой на жизнь вечную Саломия мирно скончалась.