Иерусалим — необычный город. Каждая минута, проведенная здесь, дорога любому христианину, поэтому, если у вас есть хотя бы два свободных дня, вы уже можете покупать билет на самолет туда. За это короткое время вы сможете побывать в самых важных местах Вечного города, прикоснуться к святым камням и увидеть то, что составляет историю мира.
Иерусалим
Здесь по-настоящему
Иерусалим — как глоток воздуха, спасительный вдох перед новым «погружением» в суету мегаполиса с его удушливыми пробками, бесконечными телефонными разговорами и решением несуществующих проблем. Сколько наберешь воздуха в легкие — столько и продержишься под мутной водой своей жизни «не здесь». Поэтому я, как и множество современных паломников, стремлюсь сюда, в Вечный город, не просто отдышаться, а забрать с собой, подражая преподобному Давиду Гареджийскому, свой «камень Благодати». Здесь всегда такое ощущение, что именно сейчас живешь по-настоящему.
Самолет Москва—Тель-Авив похож на машину времени: всего за три с половиной часа переносит нас в страну, где горячий воздух пустыни напоен ароматами восточных специй и где до сих пор используют осликов как вид транспорта. Мы входим в Иерусалим через Львиные ворота. Первый маршрут паломнической программы всегда начинается отсюда, потому что именно эти ворота ближе всего к Крестному Пути, здесь находится Лифостротон — место осуждения Спасителя, а также двор, куда возбужденная толпа привела Узника, и Претория — темница, в которой в течение нескольких часов содержали под стражей Иисуса.
Карта
День первый
Сразу у Львиных ворот, на территории мусульманского квартала Старого города — маленький православный храм Рождества Пресвятой Богородицы, с прекрасными Богородичными иконами византийского письма, построенный на месте дома, где жили святые праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы. Узкий вход в маленькую пещерку — и мы можем дотронуться до стен дома, в котором родилась Пречистая. Если вы захотите подать записку, то нужно иметь в виду, что принимают только записки, написанные латинскими буквами.
За поворотом — ухоженный садик и католическая базилика святой Анны, построенная крестоносцами. Этот храм знаменит уникальной акустикой, технологию которой не могут разгадать даже современные архитекторы. Если в вашей группе есть певчие, попросите спеть соло — и вы услышите не просто хор из многих голосов, а настоящую капеллу. Именно из-за своей уникальности этот храм — один из немногих в Иерусалиме — не был разрушен египетским султаном Салах ад-Дином. За храмом открывается панорама археологических раскопок знаменитых римских цистерн. Здесь находилась Овчая купель, в которой раз в году ангел Господень возмущал воду. Именно здесь прозвучал ответ расслабленного Господу: «Человека не имам...»
14 станций
Возвращаемся на оживленную улицу Виа Долороза и идем в католический монастырь сестер Сиона, где находится знаменитый Лифостротон. Внешний двор Претории был расположен на каменном помосте (имено это означает слово «Лифостротон»), перед которым в день суда над Господом толпились евреи, не желая входить в здание Претории. На этом дворе было бичевание Спасителя, на этом дворе вынесен Ему приговор. В монастыре большое собрание археологических древностей. Здесь находится участок мостовой, по камням которой шел Иисус на казнь. Это именно те камни, которых касалась нога Господа. Мест, где подлинность святыни научно доказана, в Иерусалиме всего два. Второе — Порог Судных врат, в Александровском подворье Императорского Православного Палестинского общества.
Соседняя дверь — и мы попадаем в Преторию, к месту заключения Иисуса, именно отсюда берет начало Виа Долороза. Via Dolorosa — Скорбный путь, так в XVI веке назвали эту дорогу францисканцы, предполагая, что именно этим путем прошел Иисус до Голгофы. На протяжении этого пути происходили различные события, при которых шествие прерывалось. По католической версии, существуют 14 таких остановок, или станций. Каждая из них отмечена храмом, часовней или мемориальной доской. Древние христиане также почитали Крестный путь, опираясь на Евангелие, и именно из евангельских текстов возникло само понятие Крестного пути, обозначающее восхождение Христа Спасителя на Голгофу. Однако существовал и другой, освященный древней традицией, паломнический путь. Паломники из Гефсимании отправлялись на гору Сион, на место дворца иудейского первосвященника Каиафы, куда привели из Гефсимании взятого под стражу Христа, а уже оттуда шли на Голгофу. Сейчас эта православная традиция возрождается российскими паломниками.
Мы пробираемся в толпе, лавируя в узких улочках, а кругом «бушует» восточный базар. Наверное, так было и в те далекие времена. Гортанная и громкая речь торговцев, зазывалы и вездесущие мальчишки. И только фраза «един доллар» на ломаном русском не позволяет нам забыть, в каком веке мы находимся.
И вот — храм Воскресения. Писать о нем кратко — невозможно, это тема отдельного рассказа. Да и как описать волнение христианина от осознания того, что он находится у самой главной святыни этого мира? В течение паломнической поездки можно несколько раз побывать здесь. Если гостиница находится недалеко от Старого города, обязательно запомните дорогу и придите сюда к моменту открытия, в шесть часов утра. В это время можно увидеть торжественное отпирание дверей старинными ключами и первыми оказаться у Кувуклии. А пока мы благоговейно обходим все приделы и торопимся к всенощной в Троицкий собор Русской духовной миссии. Мы вернемся сюда сегодня, к ночной Божественной литургии. Обычно такой паломнический маршрут проходит по субботам, именно в эту ночь, с субботы на воскресенье, служат ночную Божественную литургию на Гробе Господнем.
День второй
На следующий день новый маршрут начинается ранним утром на Елеонской горе. Склоны Масличной горы круты, тенисты и наполнены благоуханием садов. С высоты Спасо-Вознесенского женского монастыря открывается прекрасная панорама Старого города, лежащего в утренней дымке. Благодаря упорству и стараниям архимандрита Антонина (Капустина) в XIX веке, почти вся Елеонская гора заговорила на русском языке. В период его деятельности в качестве начальника Русской духовной миссии были приобретены несколько маленьких участков на склонах этой горы, в Гефсиманском саду и Иосафатовой долине, а также вершина Елеонской горы с ценнейшими напольными мозаиками на месте разрушенных некогда бывших там древних армянских церквей. Отец Антонин посадил на вершине новый оливковый сад и кипарисовую рощу. На купленных им участках были впоследствии основаны два прекрасных монастыря, без которых немыслим современный Иерусалим. Это Спасо-Вознесенский монастырь (его колокольню «Русская свеча» можно увидеть с любой точки Иерусалима) и Гефсиманская обитель, с храмом Святой равноапостольной Марии Магдалины.
На вершине горы
За 30 лет жизни на Святой земле архимандрит Антонин окормлял тысячи русских паломников, прибывающих сюда, покупал участки земли, тогда еще легкодоступные для приобретения, строил на них храмы, монастыри и приюты для паломников, основал маленькую женскую общину в Горней, где в центре селения Эйн-Карем до сих пор есть источник, откуда Пресвятая Богородица брала воду. Для организации русского паломнического дела он сделал чрезвычайно много.
Горняя, расположенная в 4 км на юго-запад от Иерусалима, родина Иоанна Крестителя и место встречи Пресвятой Девы с праведной Елизаветой, — излюбленное место современных российских паломников. Именно на месте дома праведных Захарии и Елизаветы ныне находится русский Горненский женский монастырь. Во времена архимандрита Антонина здесь была посажена плантация оливковых деревьев, первой насельницей была инокиня Павла, известная строгим подвижничеством.
Со временем в Горней стали селиться и другие инокини. Каждой нарезался участок земли для постройки на нем домика и заведения необходимого садика, плоды которого шли на пропитание тружениц. Насельницы по своему вкусу и желанию строили и украшали кельи. Именно эта индивидуальность при застройке обширной территории, расположенной на склоне холма, делает монастырь таким привлекательным и родным для русского сердца. В церкви во имя Казанской иконы Божией Матери хранится величайшая святыня — часть камня, на котором святой Иоанн Предтеча сказал свою первую проповедь.
Но мы отвлеклись, вернемся в Елеон. Архимандрит Антонин похоронен на вершине Елеонской горы, в величественном храме Вознесения Спасо-Вознесенского монастыря, куда приходят тысячи русских паломников поклониться его праху. Когда будете здесь, обратите внимание на особо чтимые чудотворные образы, бережно сохраняемые насельницами монастыря: «Скоропослушница» и «Взыскание погибших».
Храм без купола
Если выйти за ворота Спасо-Вознесенского монастыря и повернуть налево, в пяти минутах ходьбы находится место Вознесения Господня. Здесь в IV веке царица Елена построила необыкновенный и величественный круглый храм без купола, храм под открытым небом. Во время богослужений можно было созерцать небо, куда вознесся Спаситель. Храм, увы, не сохранился до наших дней, сейчас этим участком земли владеет мусульманская семья, которая с удовольствием, но, впрочем, не бесплатно предоставляет возможность христианским паломникам поклониться святыне.
Мы продолжаем спускаться к Иерусалиму, этот путь лучше проделать пешком, по дороге побывав на известной смотровой площадке Елеонской горы, откуда открывается великолепный вид не только на Старый город, но и на Кедронскую долину, расположенную к востоку от Старого города, между Храмовой и Елеонской горами. Долина также известна под ветхозаветным названием – Иосафатова, или долина Иегошафат, что означает «место суда Яхве». Кедрон означает «сумрачный». Долину почитают как святое место христиане, иудеи и мусульмане. С этой же точки можно посмотреть и на Золотые ворота, и купола храма Воскресения. Здесь получаются лучшие панорамные фотографии.
Небольшой спуск, и мы в русской Гефсимании. Белоснежный храм Святой равноапостольной Марии Магдалины как образец русской архитектуры московского стиля снова напоминает нам о родине и о Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке. Храм был построен императором Александром III в память о его матери, императрице Марии Александровне, и содержался на пожертвования из России, включая личное попечительство царской семьи. Здесь покоятся сугубо чтимые российскими паломниками святые преподобномученицы великая княгиня Елизавета Федоровна и ее келейница инокиня Варвара.
Спускаясь — поднимаешься
И вот конечная точка сегодняшнего путешествия — Гробница Божией Матери в Гефсиманском саду. По преданию, Богородица скончалась в Иерусалиме и апостолы похоронили Ее в Гефсимании.
Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришел через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Апостолы нашли в нем одни только Ее погребальные пелены, убедившись, таким образом, в телесном вознесении Пресвятой Девы на небо. Широкая лестница, обрамленная множеством лампад, пожертвованных согласно древней традиции, ведет нас в прохладу подземного храма. Удивительное чувство возникает у многих, кто спускается сюда: спускаясь — поднимаешься, как будто восходишь к месту Успения. Множество Богородичных икон со всего света хранятся здесь, включая знаменитый чудотворный образ Иерусалимской иконы Божией Матери. Здесь можно подавать записки, ставить свечи и совершать молебное пение. И несмотря на усталость от длинного дня, не хочется уходить.
Что следует обязательно посетить в Иерусалиме?
День первый
Львиные ворота — храм Рождества Пресвятой Богородицы с прекрасными Богородичными иконами византийского письма, построенный на месте дома, где жили святые праведные Иоаким и Анна, — улица Виа Долороза (Крестный путь) — католический монастырь сестер Сиона — Лифостротон — Претория — храм Воскресения — Троицкий собор Русской духовной миссии
День второй
Елеонская гора — Спасо-Вознесенский женский монастырь — место Вознесения Господня — виды с горы на Старый город, на Кедронскую долину — храм Святой равноапостольной Марии Магдалины — Гробница Божией Матери в Гефсиманском саду