Что такое ум.

дельфин

Что такое ум.

Ум действует и получает сведения о мире с помощью чувств. Ум исследует все данные, поступающие через органы чувств, распределяет их, сортирует, так что из них складывается единое видение. Ум при этом играет связующую и координирующую роль. Он соединяет все отрывочные сведения, поступающие в душу посредством каждого из чувств, и согласует всю полученную информацию.

Это свойство ума, его способность связывать и согласовывать сведения, поступающие от чувств, дает нам возможность представить с полной ясностью, что ум отличается от чувств. это не чувство. Ведь если бы ум был одним из чувств, то он был бы привязан к какому-либо одному предмету.

Ум прост по природе своей, и в этой простоте не обнаруживается никакого разнообразия. Все знают, что осязание, зрение, обоняние, суть различные вещи и что все другие чувства также различаются между собой и не могут смешиваться. Но, поскольку ум в равной мере проверяет каждое из чувств, надо полагать, что он представляет собой нечто отличное от чувств.

Итак, что же такое ум? Давайте вновь обратимся к гласу Божию, который изрек: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию". [Быт 1,26] Святитель Григорий Нисский в своем сочинении " Об устроении человека" делает следующее умозаключение: "Образ, пока не имеет недостатка ни в чем представляемом в Первообразе, в собственном смысле есть образ, но как скоро лишается в чем либо подобия с Первообразом, в этом самом не есть уже образ. Поэтому так как одним из свойств, усматриваемых в Божием естестве, является непостижимость сущности, то по всей необходимости и образ в этом имеет сходство с Первообразом" .

Проще говоря, это означает следующее: если бы образ человеческий был постижим, в то время, как Божественный находится превыше всякого постижения, то это бы означало ущербность человеческого образа, так как он бу уступал Божественному. Вот почиму философский ум святителя Григория приходит к выводу: "Но как не подлежит познанию естество нашего ума, созданного по образу Сотворившего, то имеет он точное сходство со Сверхсущностным, непознаваемостью своею отличая непостижимое свое естество". Вывод: поскольку Первообраз является непостижимым по своей сущности, то по необходимости и образ его должен быть непостижим. В противном случае этот образ был бы ущербным."

Как душа, так и ум создан по образу Божию. И поскольку Бог есть свет, то и ум есть свет. В этом смысле ум является оком, питателем и самодержцем всех душевных помыслов. Ум, будучи светом, созерцает все внутреннее состояние души. Видит он, конечно, и собственный свой свет. Все это происходит, когда человек находится в своем естественном состоянии. Но он согрешит, то ум помрачается и теряет свой свет, будучи скрыт страстями. Ум сперва оскверняется и заболевает сам, а потом переносит свою немощь и на остальные душевные силы.

Умом определяется все внутреннее состояние человеческой жизни. По словам святителя Григория Нисского: "ум управляется Богом, а умом - наша вещественная жизнь, когда она в естественном состоянии. Если же уклоняется от естества, то деалется чуждой и деятельности ума"

Когда телесный глаз заболевает, он лишает света все тело. Точно также, если заболеет око души, которое является ее светом, то вся человеческая душа помрачается. Душу нашу покрывает мрак страстей, так что она нуждается в исцилении, чтобы вновь обрести здоровье. Сие око души разумел Господь, говоря " Светильник для тела есть око, Итак если око твое будетчисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" [Мф 6, 22-23]

Непременным условием для исцеления ума, омраченного страстями, является его возвращение из этого рассеяния в сердце. Грех разделяет, рассеивает и помрачает силы души. Однако, возвращая ум в сердце, можно вновь достичь простоты души и ума, которая представляет собой подлинное единение ума и сердца. Свидетельством такого единения служат слезы покаяния и сокрушения и чувство сладостной либви Божией.

Вывод: из-за страстей ум слабеет, помрачается и утрачивает свой свет, то есть свое естественное состояние. Православное аскетическое предание учит возвращать ум в сердце, благодаря чему ум очищается, просвещается, обретает божественное знание и, следовательно, свое спасение.

Старец Маркелл. Ученик Иосифа Исихаста.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites