К 90-летнему юбилею Чуйского тракта

Сплавщики и альпинисты, туристы, желающие подлечиться в Белокурихе и почтить память Титова, Шукшина, Рождественского, - их все больше с каждым годом едет на Алтай.
Чуйский тракт. Фото предоставлено Музеем истории дорог Алтая

Но пассажиры авто с сибирскими, питерскими и московскими номерами вряд ли думают о том, что едут фактически по Мунгальской тропе, хозяевами которой в стародавние времена были подданные Тамерлана, - с нее начинался современный Чуйский тракт.

В этом году главная дорожная артерия Алтая отмечает свой 90-летний юбилей, в 1922 году Чуйский тракт получил статус федеральной трассы. Но, окунувшись в древнюю удивительную дорожную историю, я все не могу избавиться от ощущения ее похожести на великие мореплавания и колониальные открытия героев Старого Света. Для ученых тракт - неиссякаемая тема для изучения; для писателей, художников и шансонье - источник вдохновения; для всех, чья жизнь связана с Алтаем, – настоящая «Дорога жизни». И каждый из них подтвердит: у Чуйского тракта - несколько жизней. Этой же версии придерживаются старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки, заведующая отделом «Чуйский тракт» Елена ГРЕХОВА и заведующий Музеем истории дорог Алтая Анатолий БУБУНЕНКО – люди, благодаря исследованиям которых и появилась эта публикация.

Первая архивная зацепка: приказ тобольского воеводы Годунова от 1667 года и составленный «Генеральный чертеж всея Сибири» с упоминанием торгового пути через Алтайский камень. Бикатунский острог, возведенный спустя 42 года по указу Петра I, чтобы империя могла контролировать дороги из Верхнего Приобья в Монголию и Китай, воинствующие джунгары, защищая свои территории, сожгли. Впрочем, люди государевы очень быстро возвели новый, вошедший в оборонительную Колывано-Кузнецкую систему. Присоединение Телеутской землицы (Алтая) к России, длившееся до конца ХIХ века, было бы невозможным без «Дороги жизни».

Как считают исследователи, торговля на реке Чуе началась с… ежегодного паломничества тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для совершения духовного обряда в вершинах реки Катуни, в урочище Бапхгач. С паломниками шли и пограничные жители, менявшиеся товарами с чуйскими двоеданцами (те, кто платил дань и России, и Китаю). Село Алтайское, столица образованной в 1825 году Алтайской волости, стало узловым пунктом для торговых отношений России и Монголии, а торговый путь назвали Чуйским. Первые сведения о том, что русские купцы пользуются Чуйской вьючной тропой, относятся к середине XVII века. В Курайской степи они выменивали у алтайцев на ткани, зерно, маральи рога и скобяные изделия - меха, скот и невыделанные кожи. На лошадей навьючивали по 6, а на верблюдов - по 18 пудов груза, в год было задействовано до 3 тыс. лошадей и 600 проводников. Поначалу русские вглубь Алтая не ездили, добираясь только до горы Красной в Чуйской степи, где и ставили свои палатки. Приезжали теленгиты, скупали у них товар и перепродавали его потом в монгольских стойбищах. Огромные доходы «теленгитской спекуляции» не давали покоя русским купцам, и вскоре они сами начали ездить в Чуйскую степь, чтобы торговать. Село Алтайское недолго оставалось здесь единственным русским поселением, со склада товаров и заимки на реке Семе зародилось нынешнее Шебалино. Начало торговых отношений в привычном для нас понимании историки относят к 1864 году, когда купцы-пионеры (бийчанин Хабаров и Токарев из Змеиногорска) поставили в местечке Кожо-Агач на Чуе первые избушки-склады. Позже к ним присоединились бийские купцы Мальцевы, Кузнецовы, Шебалины, Гилёвы и Просековы из Змеиногорска. Товары перевозились по Чуйской торговой тропе верхом, самым тяжелым считался участок от Онгудая до Кош-Агача. Но, так или иначе, в середине XIX века у ключа Бураты уже работали ярмарки, известные в Монголии и Китае: в начале лета открывалась «Черю кельды» («войско пришло»), названная так потому, что торговля начиналась с приходом монгольского войска; в августе открывалась «Калан» («продажа в долг») - здесь торговали в кредит; третья ярмарка, «Шаланга» («рождественская»), проходила в декабре. Русские ставили белые палатки, монголы - синие. Русские купцы везли на ярмарки ткани, выделанную кожу, железные изделия, галантерею, приобретая скот, невыделанные овечьи и козьи шкуры, чай, пушнину. Самым ценным товаром, вывозившимся с Чуи, были меховые шкурки, имевшие огромный спрос на европейских рынках. В 60-е годы XIX века бийские купцы ежегодно скупали на Чуе 300 тыс. шкурок и выгодно сбывали их на ярмарке в Ирбите. А монгольские воины развозили русский товар по всей Западной Монголии.

Исследователи обращают наше внимание на знаковые в истории развития Чуйского тракта события.

- В 1864 году Россия и Китай подписали Чугучакский протокол об уточнении границ и беспошлинной торговле в приграничных районах, а русские купцы Гилёв и Смирнов впервые пересекли границу стран. В эти годы купцы вкладываются в строительство дорог от Бийска до Алтайского, а потом - и до Шебалино. И все-таки дорога оставалась вьючной. В 1869 году генерал-губернатор Западной Сибири Казанков представил в Минфин России записку с планом обустройства колесной дороги, через семь лет по этой модели перестроили участок от Шебалино до Онгудая, а позже - и до Хабаровки. Меж тем бийский купец Котельников в 1885 году прошел по остававшемуся вьючным участку до границы и вышел за пределы Великой Китайской стены. Тогда же инженеры Брещанский и Александров начали изыскательские работы на Чуйском пути, все чаще называемом трактом.

К концу XIX века в Онгудае появляется таможня, инженер Вараксин проводит исследование Чуйской тропы, чтобы обустроить ее в колесный путь. Он первым предложил варианты обхода бомов (отвесных скал, уходящих в пропасть), но проект в 230 тыс. руб. не был осуществлен из-за высокой стоимости. Транш в 24,5 тыс. руб. «на исправление вьючного пути» правительство выделило в 1900 году, а в 1901-м в Хабаровку прибыла саперная команда из 30 солдат под командованием поручика Фёдорова, для производства взрывных работ по расширению проезжей части на бомах. Так были построены мосты, трубы, подпорные стены, три паромные переправы и открыт в 1903 году путь от Бийска до Кош- Агача для колесного движения на двуколках алтайского типа, буквально вывезших на себе все, что нужно было тогда для развития Алтая. «В начале ХХ века алтайская двуколка была всему голова, многопрофильным транспортным средством, игравшим главную роль во всех отраслях экономики региона, на ней перевозили и грузы, и пассажиров. У нас есть замысел памятника алтайской двуколке, которымй мы хотим поставить в Барнауле, перед Музеем истории дорог Алтая на пл. Баварина, 17, - подтверждает Анатолий Бубуненко.

Министерство путей сообщения, в ведение которого Чуйский тракт перешел в 1911 году, выделило 40 тыс. руб. на технические изыскания по улучшению дороги. Изыскательскую партию возглавил техник путей сообщения Вячеслав Шишков, тот самый, что написал «Угрюм-реку», «Ватагу», «На Бие», «Ваника Хыст», «Страшный кам», «Алые сугробы», «По Чуйскому тракту», «Чуйские были». Вячеслав Яковлевич предложил правобережный, по отношению к Катуни, проект со сметой работ в 6218 руб. (на устройство деревянных мостов и труб) и 7897 руб. - железобетонных. Вот что сообщает заведующая отделом Бийского краеведческого музея «Чуйский тракт» Елена Грехова:

- Для создания карты Шишков использует бронзовый нивелир ХIХ века, оптико-механический геодезический инструмент для определения разности высот между несколькими точками. Экспонат поступил в фонды музея уже после войны, а сохранил его после отъезда Шишкова из Бийска в 1914 году помощник известного топографа Роман Солдатов. Карты Чуйского тракта Шишковым созданы с помощью этого, до сих пор работающего нивелира. Сейчас на обозрение выставляют лишь копии карт, подлинники же хранятся в запасниках. Сделанное Вячеславом Яковлевичем в 1909-1910 годах описание реки Бии от города Бийска до Телецкого озера до сих пор - самый подробный план реки, с нанесенными фарватером, скоростью течения, глубинами на различных удалениях от берега. Перечислены пороги, бомы, протоки, перевозы, указаны даже отдельные камни, мешающие судоходству. Восхищает и качество чертежных работ - чистота и свежесть красок, богатство оттенков, ведь в оформлении плана из 92 листов кальки Вячеслав Яковлевич использовал шесть цветов туши.

В течение двух лет Вячеслав Шишков несчетное количество раз ездит вдоль тракта, проверяя работу изыскательских отрядов, и каждый вечер при тусклом огарке свечи записывает в блокнот свои путевые заметки. Часть из них легла потом в основу бессмертных произведений Шишкова, а часть, оформленная в «Путеводитель для желающих совершить путешествие от г. Бийска вверх по Бии и далее через Телецкое озеро в долину Чулышмана», опубликована в газете «Сибирская жизнь» от 18 июля 1910 года.

Вернувшись в 1914 году в Петроград, Шишков напишет: «Я люблю Алтай крепко, с каждым годом любовь моя растет, не знаю, чем возмещу Алтаю ту радость и счастье, которым он меня наделяет каждый день, каждую минуту».

P. S. Работы по обустройству Чуйского тракта прекратились из-за Первой мировой войны, а продолжились уже при советской власти, когда в 1922 году постановлением ВЦИК РСФСР его признали дорогой государственного значения. С развитием импортно-экспортных операций между СССР и МНР открылось второе дыхание Чуйского тракта от Бийска до Монголии длиной 617 км. В 1961 году его удлинили, он вошел в систему «Новосибирск - Бийск - Ташанта», но и сейчас водители делают шоферскую поправку: от Бийска до Ташанты - настоящий Чуйский тракт, от Бийска до Новосибирска - присоединенный.

Газета "Вечерний Барнаул"

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Карина Р. »» | 11.07.2012 10:02
  
-1
Проехать по ,,Чуйскому,,это значит увидеть красотищу не описуемую,отдохнуть душой,забыть о суете.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites