Письма иеромонаха Даниила

Письма


Вера Александровна!1 Мир вам и спасение от Господа. Кланяюсь я вам и шлю Божие благословение. Письмо ваше получил и исповедь в нем. Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо Вера, вся твоя согрешения вольная и невольная, и аз недостойный иеромонах Даниил властию от Него мне данною прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Однажды спросили у старца: "Всю жизнь во грехах провел я, и если покаюсь, — буду ли спасен?". Старец на это сказал: "Конечно будешь, только веруй в крестные заслуги Сына Божия и надейся на Его человеколюбие. Каков бы ни был твой грех, он есть грех человеческий, а неизреченное милосердие Божие всегда сильно преодолеть злобу нашу, в какой бы степени она по нашей немощи ни развилась. Идеже бо умножися грех, — говорит св. апостол, — преизбыточествова благодать... (Рим. 5, 20). ...Пребудем ли во гресе, да благодать приумножится; Да не будет [сего!] (Рим. 6, 1)".

Некогда у старца Илариона Симоновскаго спросили: "Как быть, если по исповедании грехов человек впадает в прежние грехи? Не излишнею ли будет частая исповедь?". Он прекрасно объяснил это следующим образом. "Душа, — говорил он, — как бы таблица, на которую безпрестанно ложится пыль; а исповедь как бы опахало или крыло, которым сметается она [пыль], чтобы таблица была чиста. Приставник, сметающий пыль, то есть внимательный ум, конечно, не станет считать, сколько раз он сметал ее, если к вечернему приходу Господина хочет представить таблицу чистою, а будет стараться только о чистоте ея и заслужить похвалу от Хозяина дома... Это самое подтверждается и словом Божиим: Елика падеши, толико востани и спасешися”. И Сам Господь глаголал: В чем тя застану, в том и сужду тя”".

Вот что говорили старцы о покаянии нас грешных.



Как поступать при соблазнах?

Так же, как и при возникающих худых помыслах: [необходима] молитва Иисусова.

Не подозревать — подозрение хуже огня, говорили старцы. Враг часто только в глазах представляет, а на самом деле этого не бывает. Это опытом познано. Дело врага — подозрительностию навесть нас на худыя помыслы. Хотя бы и на самом деле был на глазах грех, нам сказано: покрой грех брата и втайне помолись о нем. Это меч на врага, тебе же сплетается венец от Господа — это любовь к ближнему, желание ему спасения. А также чрез это мы противимся врагу неосуждением ближняго. Как сказано: Не судите, да не судими будете...2 И за это Ангел Хранитель приступает к нам, охраняет нас и прогоняет всякое действо вражие, в уме и сердце хотящее быти у нас. Это все невидимая брань наша со врагом до самой смерти, как сказали св. отцы. Страшиться сей брани не надо. Господь сильнее врагов, сказано: Господь мне помощник... что сотворит мне человек [и диавол?]3. Если буду надеяться на Него, будет мне во Освящение4. И уповая буду на Него, и спасуся Им, яко с нами Бог5.

Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси...6

Таня и Маня! Шлю вам по низкому поклону и Божие благословение. Да хранит вас Господь.

Грешн[ый] иером[онах] Д[аниил].

10 октября 1950 г.



Сестра Анна!7 Письмо твое получил 25 октября. Его продержала у себя Нюра наша ивановская, позабыв про него. Теперь, с тех пор как ты его писала, прошло уже десять дней. То, что надо было тебе захватить из Чкалова для нас, все это переслали уже по почте, и я получил. Когда переутомляешься в работе на три стороны, то старайся соблюдать главное — это канцелярскую работу, а остальное на время оставляй, прося кого-либо сготовить для дедушки, а пение и чтение оставляй, так как в это время при слабости здоровия надрывается грудь. Так советовали святые люди и преподобный батюшка Серафим, говоря, что если когда утомишься, то и в большия праздники дай телу своему покой, Господь сверх сил не требует от нас подвигов. Надо идти к Богу средним путем, не поблажая себе, но и не жестоко поступая, иначе, если переутомится тело твое, изнеможет и дух твой, а так нехорошо, надо делать все с разсуждением. Это самая высокая добродетель, сказали святые отцы. Итак, не надо много брать на себя. Это не угодно Богу. Это ревность не по разуму. Опыт показывает и старцы говорили, что, если приблизится такое время, когда со страшною силою будут лезть к тебе блудныя и нечистыя мысли, а ты их гонишь и ненавидишь, — знай, что готовится тебе большая награда от Господа и близка к тебе помощь небесная, только не унывай и потерпи еще немного, надеясь на Господа, а себя повергая мысленно к ногам Спасителя, к Его Кресту, взывая: "Господи! Спаси, погибаю!". И верен Господь, не оставит тебя и исполнит душу твою дивным небесным утешением, и как молния исчезнут все враги мысленныя души твоей. Это опыт.

Рыдание во сне — это дух покаяния находит. Это взошло семя покаяния, в это время. Старцы объясняли это так: если мы днем боремся с плохими помыслами, смущаемся, просим у Господа помощи и избавления, и вот это-то семя взошло во сне тем рыданием души нашей. Это признак хороший, сказано: Блажени плачущии: яко тии утешатся8. Враг рода человеческаго в особенности нападает на новоначальных (какова и ты) под великия праздники для того, чтобы смутить души наши, и твердит: "Вот нет тебе спасения от Бога твоего"9. Но все это случается со всяким, кто приходит к Богу, — тут нужно терпение и молитва Иисусова. И Господь поможет, и буря утихнет, и сделается тишина. Но и опять не надо быть безпечной, как говорили святые отцы. Ибо отступив от человека, от помогшей нам Благодати, они [враги] следят за нами, и лишь только мы успокоимся, думая, что все прошло, и забудем молитву, они быстро устремляются на нас. И так до самой смерти. Но если, испытав на себе Божественную помощь, будем бдительны, то враг уже не опасен будет нам, и [если] каждый раз, при каждом его приближении мы будем вооружать себя молитвою Иисусовою, то он, поражаемый ею, будет убегать от нас, а мы будем получать венцы от Господа за борьбу с ним.

Во всех высказанных тобою грехах да простит тебя Господь, и я грешный заочно разрешаю.

Марусе даден талант голоса, а у тебя есть другой, но ты его не видишь и завидуешь другим. Каждому дается по силам и способностям10.



Нюра! Письмо твое получил. Спаси тебя Господи за него. Кланяюсь тебе и шлю Божие благословение. Передай от меня привет и низкий поклон о. Сергию и его матушке, прошу у о. Сергия св. молитв. Низкий поклон м. Варваре, шлю ей Божие благословение и прошу св. молитв. Низкий поклон и Божье благословение всем дорогим родным и знакомым. Я хотя еще не знаком с о. Стефаном, настоятелем, но передайте ему от меня привет и низкий поклон, и прошу у него св. молитв. Низкий поклон о. Иосифу, и прошу у него св. молитв. Низкий поклон и Божие благословение Груне, Анюте больной, хроменькой, Марусе Казаковой, Николаю Тимофеевичу, старосте. Желаю всем здравия душевнаго и спасения. Низкий поклон и Божие благословение Вере Александровне и всему ея семейству. Желаете, чтобы я приехал к Николину дню. Но не решаюсь из-за здоровья в зимнее время, да и подвод теперь найти очень трудно, не летнее время. Но как будет воля Божия. Спрашиваете о снах, о первом, если угодно будет Господу и от Него сей, то впоследствии исполнится. А второй — явно демонский. Таковые когда бывают, то, воспрянув от сна, тотчас же делайте на себе крестное знамение с молитвою Иисусовою и старайтесь забывать его, обращая ум на другие мысли и творя молитву, и имя Божие истребит сии помыслы.

Нюра! Я нуждаюсь просфорочками вынутыми, мне нужно для больных. Спроси у Николая Тимофеевича, у него нет ли сколько-нибудь, затем посуши их, и если кто из наших ивановских придет — кого я пришлю, то передай им для меня.

Посылаю тебе старческия поучения о молитве Иисусовой. Если хочешь спасения для своей души, то со вниманием прочти и понудь себя к сему деланию, все это истинно, и все должно исполниться над каждым из нас и исполняется. Это прямой путь в Царствие Небесное, о чем и нас учили блаженные оптинские старцы, и были сами примерами в этой молитве, и испытали на себе ту славу благодати Божией, коею они украшены были, врачуя ею наши грешныя души.

24 ноября 1951 г.


О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
Слово от старчества

Говорил старец Исаия: как богатый человек хранит в кладовых свое богатство, так монах смиренномудрый и добродетельный таит свои добродетели, как и богатый, и на всякий час себя укоряет и себя тайному поучению поучает по писаному: Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь...11 Который огнь? Слышите Писание, глаголющее: ...ибо Бог наш огнь поядаяй (есть)12. Как огнь тает воск и изсушает тину скверных нечистот, так и сокровенное поучение изсушает скверные помыслы, увядает душевные страсти, просвещает ум, ясну творит мысль, радостно творит сердце. Тайное поучение уязвляет бесы, отгоняет злые помыслы; всего внутренняго человека (душу) просвещает; [и таковой] укрепляем бывает от Ангелов и славим от людей. Тайное поучение сие есть дом для души непроходный, и столп неподвижен, и пристанище — тихо и немятежно и недвижимо душу спасает. Много смущаются и устрашаются бесы, когда монах (и всякий, кто так молится) вооружает себя тайным поучением, то есть: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; и прочитанием сей молитвы наедине. Сокровенное это поучение есть зеркало для ума и светильник совести. Сокровенное это поучение изсушает блуд, укрощает ярость, отгоняет гнев, отнимает горесть, избавляет от напрасных наговоров, прогоняет уныние, просвещает ум, отгоняет леность, рождает умиление, вселяет в тя страх Божий и приносит слезы. Сокровенное поучение бывает ходатаем монаху к смиренномудрию нелестному, бдению благоумиленному и молитве несмущенной. Сокровище это молитвенное отгоняет скверные помыслы, ранит бесы, очищает тело. Сокровенное поучение долготерпению учит и воздержанию, и вечную муку возвещает, и о смерти всегда помышляти научает. Сокровенное поучение всякаго дела добраго исполнено есть и всякою добродетелию украшает нас, и от всякаго сквернаго дела удаляет нас и далеко от такового отводит нас. Аминь — истинно.

Еще старцы говорили: кто перенесет обиду, тот без труда спасется. Кто же гневается на брата (ближняго) своего, тот всю свою добродетель погубляет и раба себя диаволу сотворяет (аще скоро не покается).

Душа каждаго человека бывает посреди Ангела и беса. Святый Ангел учит и показывает, что надо делать для спасения души, а бес влагает и внушает мысли, как надо грешить. Душа сама имеет власть, кому внимать, Ангелу или бесу. Посему будь осторожен и внимателен, да не оскорбиши твоего Ангела Хранителя и не послушай диавола.

Угоднее есть Богу грешник и ленивый человек с сокрушенным сердцем и смиренным, нежели человек, который делает добро и им тщеславится, будто это он своими силами и умом совершил, за что и фарисей был осужден, а мытарь оправдан (как сказано в Евангелии).

Ежели хотите хорошо пожить в жизни сей, берегите уста свои от многаго неполезнаго разговора. Сказано: блажен, кто не согрешает языком своим13. Кто не любит много говорить, тот многаго зла избежит14; и благодать Божия изливается на уста молчаливаго, как сказано: ...на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих15. Муж мудрый любит молчание и молча Бога чтит. Поэтому не говорите устами вашими лукавое, и неправедные слова не принимайте и не говорите, и с правдою всегда отвечайте — и не согрешите: кто хранит язык, тот соблюдает душу свою от скорби16. Посему и апостол Божий Иаков учит, говоря: ...всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова...17 Кто не падает языком своим, тот совершен в добродетели есть, могущий и все тело свое подчинить разуму во спасение души своей. Господь сказал: ...яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися18. Да хранит тебя Господь.

Грешный Д[аниил].

24 ноября 1951 г.

Прошу св. молитв.



Нюра! Мир тебе и спасение от Господа. Кланяюсь я тебе и шлю Божие благословение. Письмо, акафист, два журнала, календарь, бумагу — все получил. Спаси тебя Господи.

Груне и всему ея семейству шлю Божие благословение. Царствие Небесное схимонахине Михаиле. Много и много скорбей разных и болезней пришлось ей пережить в жизни. Но и много было ей утешений от Господа и Царицы Небесной. Это пострижение в схиму было предуказано Царицею Небесною. Много разной клеветы она претерпела. Но предсказано Царицею Небесною, что она должна будет умереть, будучи в схиме. Святыя отцы так говорили о схиме: схима есть молитвенник за весь мир. При пострижении в схиму, если только Господь пошлет кому в это время умереть, то душа сего как молния проходит все мытарства злых духов и предстанет к престолу Божию, молясь за весь мир. Схимонахиня Михаила много и добра сделала для людей, в особенности для больных, а служение больным Господь принимает как Самому Себе и становит в великую заслугу, выше всякого поста и молитвы. Как о сем и говорили все святыя старцы и показывали примеры святых.

Желаешь перейти на жительство к Груне? Если Груня не против сего и принимает, то переходи — Господь да благословит. Как сказано в псалмах: Уклонися от зла и сотвори благо...19 И сама старайся чем-либо ей угодить, в особенности сохраняйте между собою мир и святыню, как учили и святыя старцы, без сих же добродетелей никтоже узрит Господа. Помните всегда, что вы не одни в квартире, но и святыя Ангелы ваши всегда с вами. А посему и уважайте друг друга, чтобы и Ангелы ваши всегда радовались о вас. Это святая истина.

Кормчий вашего корабля Христос Господь Сам ведет сей корабль по морю житейскому, и Дух Божий приведет в совершенство добродетелей всех служителей алтаря Господня имиже весть судьбами, как пророчествовали про наше время святыя старцы. Наше дело не унывать, не роптать, не смущаться и не падать духом, но терпеть, молиться и надеяться на помощь Божию.

А что много грешишь, ропщешь, нервничаешь, то тут же как сознаешь себя в чем-либо виновной — то и покайся мысленно Господу, не дожидаясь, пока попадешь на исповедь, и постарайся исправиться. Опять согрешишь — опять покайся. И Господь, видя твое покаяние и смирение, подаст тебе Свое утешение и даст тебе силу терпения к дальнейшему несению твоего жизненнаго креста, и сердцем сама почувствуешь близость к тебе Господа. Близ Господь всем призывающым Его... во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я, как сказано во Псалмах20.

Наташа благодарит за подарок: "Сеятеля". Да хранит тебя Господь.

Грешн[ый] иером[онах] Д[аниил].

13 февраля 1953 г.

Прошу св. молитв.



Настя!21 Мир тебе и спасение от Господа. Кланяюсь я тебе, твоему супругу и всему семейству и шлю всем Божие благословение. Я слышал от Насти Филиповой, что у вас все скорби да несчастия посещают ваш дом, да и супруг выходит из терпения от сих скорбей. Будь благоразумна. Не унывай, все это не само собою приходит, но по воле Божией для нашего спасения. Цель нашей жизни — достигнуть Небеснаго Царствия, а оно приобретается многими скорбями. Сказано: ...многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие22. Затем сказано: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь23. Если скорби назначены и праведным и их избежать нельзя, то что же скажем мы грешные в свое оправдание? Приимем же эти скорби, посланныя нам от Господа, как неизреченную милость Отца Небеснаго, Который хочет нас грешных очистить этими скорбями и ввести нас в Свое Небесное Царствие. Еще сказано в Писании: святые скорбями совершаются. Итак, если бы не было скорбей, то не было бы и святых на небе. Примеры скорбей показаны нам Самим Господом. Он, живя на земле, был поругаем, злословим, затем бит по щекам, носил терновый венец, распят на Кресте и погребен, но затем воскрес со славою, вознесся на небеса и послал нам Духа Святаго Утешителя, Который и ведет нас теперь в Царство Небесное и утешает нас во всех наших скорбях. После сего примера взгляни на Лик Пречистой Владычицы Богородицы, как Она страдала, живя на земле. Она хорошо знала, Кто был Ея Сын, и видала, как Его поносили, ругали, распинали, и как это все уязвляло Ея Материнское сердце. А мученики, апостолы, пророки, преподобные, праведные, святители сколько перенесли разных скорбей в жизни, но за все эти скорби какою славою неизреченною и дивным блаженством удостоены.

Ты, может быть, спросишь: да как же нам-то грешным спастись? Терпением, смирением и молитвою, и за сие и мы в будущем будем в обителях Отца Небеснаго, Который всем нам грешным говорит: "Не хощу смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти ему24 во веки вечныя". Старайся молча сносить упреки мужа, а втайне молись за него: "Царица Небесная, спаси нас грешных и не дай нам впасть в ропот. Знаю я, Владычице, что все эти скорби нам полезны для спасения души. Но, Владычице, Ты видишь, как мы немощны и сильно прилепились к земной жизни, дай нам терпение понести сей крест земной и не оставь нас грешных Своим небесным утешением". И так если будешь поступать в продолжение всей временной жизни на земле, то не оставят тебя Господь и Его Пречистая Матерь, но временами будут тебе давать такия внутренния душевныя утешения, с какими не может сравниться никакое земное наслаждение и утешение. И ты сама на себе испытаешь слова Господа: Вкусите и видите, яко благ Господь...25 Ходишь ли, работаешь ли, сидишь ли, лежишь ли, в пути находишься ли — всегда имей в уме молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. И самая эта молитва научит тебя всему доброму и хорошему и даст тебе терпение, смирение, и будет охранять от всякаго зла, и Ангел Хранитель никогда не отступит от тебя. Да хранит тебя и все твое семейство Господь.

Твой духовный отец, грешн[ый] Д[аниил].

25 апреля 1953 г.

И что я тебе написал, то сам я испытывал в жизни.

Письмо это можешь показать Насте Филиповой и с ней поделиться всем написанным, а больше никому не показывай и не говори, кто писал. Это я тебе говорю как на исповеди для спасения твоей души.



Мария Федоровна!26 Мир вам и спасение от Господа. Кланяюсь я вам, маме, папе, брату Василию и Алексию и шлю всем Божие благословение. Кланяются вам сестра моя м. Архелая и Наташа. Желаем вам всем здравия и душевнаго спасения. Письмо ваше и фото получил. Спаси вас Господи. А также и вложенное вами. Насчет места работы — подыскивайте. Не без воли Божией все делается с нами. Поживите, отдохните и помогите маме пока по хозяйству, а там далее Господь и пошлет. Но все обдумывайте со всех сторон при выборе места работы, и если что будет большим препятствием к душевному спасению, то повремените, прося Господа и Его Пречистую Матерь устроить вашу жизнь на пользу вашей душе и к пользе ближних, и на радость вашей мамы и папы. Когда будут являться какия-либо сомнения, смущения жизненныя, помолитесь сначала пред иконою Царицы Небесной; про себя молясь к Ней так: Госпожа Богородице, открой Свою святую волю чрез маму и внуши ей сказать мне полезное для жизни. И после сего приступайте с верою к маме своей и посоветуйтесь с нею, что нужно для вас, и Господь и Царица Небесная внушат маме для пользы вашей все, что нужно. Так учили наши старцы поступать всегда, если нет вблизи вас духовнаго отца, к которому вы могли бы обратиться. Такой-то поступок и святые одобряют — это знак смирения нашей души и подчинение нашего разума воле родителей. Про это-то и наши старцы говорили так, когда мы вопрошали у них: если я знаю, что то дело, которое я думаю сделать без совета отцев, [доброе], и мне кажется, что можно сделать [его] и не спрашивая отцев и родителей. Старцы на это говорили: кто помышляет делать что-либо хорошее от себя, а не спрашивая у отцев, тот не следует закону и ничего не сделал законно. А кто делает с вопросом, тот исполняет закон и пророки [Мф. 7, 12], ибо вопрошать есть знак смирения, и такой подражает Христу, Который смирил Себя, приняв зрак раба (Флп. 2, 7). Муж, живущий без совета, враг сам себе. И преподобный Иоанн Колов говорит: "Если увидиши юнаго, по своей воле восходящаго на небо, удержи его за ногу и сбрось вниз". Полезнее со смирением вопрошать отцев и родителей, нежели идти со своеволием: ибо сам Господь влагает в уста вопрошаемаго, что сказать, ради смирения и правоты сердца вопрошающаго.

Вот видите, как учили святые отцы, и кто так шел и сейчас идет, все будут в Царствии Небесном. Того же желаю и, грешный, всем вам, особенно вам — молодежи: Марии, Василию и Алексию. Да хранит вас всех Господь.

Грешн[ый] иером[онах] Д[аниил].

8/21 декабря 1952 г.

Был у нас недавно на Руси великий молитвенник протоиерей отец Иоанн Кронштадтский, и была у него мать. И он во всех трудных делах всегда обращался к своей матери. А она была простая и малоученая, а он великий угодник Божий, чудотворец, известный всей России, и не считал унижением для себя обращаться к своей родительнице. Так, дети, и вы поступайте по отношению к своим родителям, и за это Господь обещает вам благо и вечную жизнь. Чти отца твоего и матерь твою да благо ти будет, и будеши долголетен на земли27. Почитающий отца своего и матерь свою очистится от грехов и в день молитвы своей будет услышан. Аминь.



Воистину воскресе Христос!

Мария Федоровна! Письмо ваше получил. Кланяюсь я вам, маме, папе, Василию, Алексею. Кланяются вам сестра моя и Наташа. Шлю всем вам Божие благословение. О парне своем посоветуйтесь со своей мамашею и папою. Получше надо разузнать о нем, какой у него характер, когда он выпьет лишнее, не буян ли? Не драчун? Не скандалбник? Не ругатель ли? Как сказано: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Затем, если качества хорошия найдутся в нем, противныя сим порокам, тогда откровенно выведать от него о цели супружеской жизни, для чего он хочет жениться, согласен ли исполнять закон Творца, который положил Он для супружеской жизни? Апостол говорит: мужья, любите своих жен так, как собственную свою плоть, и будьте снисходительны к ним, как к немощному сосуду. Храните до самаго гроба верность друг другу. Жена дается мужу-христианину не для одной плотской похоти, как животным, но для деторождения, воспитания детей в страхе Божием, в духе научения их Закону Божию, и своим примером добродетельной жизни наглядно поучая их, чтобы по скончании временной сей земной жизни явиться обоим вам пред Престолом Отца Небеснаго со словами: "Вот мы пред Тобою, Господи, и чада наши, коих Ты нам дал. И мы оставили их по себе на земле продолжать дело спасения себя и ближних при помощи Твоей благодати". И когда все это искренно внушите ему и он согласен будет на это, то Господь да благословит на брачный церковный союз, и мое благословение да пребудет с вами. А имея намерение так жить до самаго гроба и находить спокой и отраду только в своей родной семье, а не в пустых пирушках с плохими товарищами, то и ваши святыя Ангелы Хранители всегда пребудут с вами и вы тихо, безмятежно переплывете это житейское многоволненное море и приблизитесь к вечности — к цели высшаго нашего назначения, определеннаго Господом, к обителям Отца Небеснаго, где уже жизнь наша будет совсем иная, где не женятся, ни замуж не выходят, но вечно будем жить, как Ангелы на небесах, и где голос радости непрестанной будет во веки вечныя, где не будет ночи, но вечно один день. И что эта истина засвидетельствована великим множеством святых, апостолов, пророков, мучеников, преподобных, праведных и в наши времена теми святыми старцами, с коими и мы грешные когда-то беседовали, и вы. Один из многих — известный и вам батюшка о. схимонах Максим28 и батюшка о. протоиерей Александр Чагринский29, духовник женскаго монастыря. Это звезды теперь небесныя. Но если считать и еще которыя просияли на земле в добродетелях, то невозможно пересчитать их, как и звезд небесных. Во всех званиях и состояниях, и в супружеской жизни, и в девственной, и в монашеской, и в горах, и в вертепах, и пустынях. Один только Господь ведает их.

Вот, дорогая Мария Федоровна, по силам своим я написал тебе это письмо, хотя и с трудом, потому что сильно хвораю. Перепиши это письмо своею рукою и представь этот ультиматум этому парню, как ты пишешь сама в письме. И прочитай тогда ему как от себя написанное, а про меня не говори, что я писал.

Ты пишешь, какия мне нужны лекарства? Если можно, достань мне мятных капель и перешли посылочкою сюда. По тому адресу, какой написан на твоем письме к нам. Да хранит всех вас Господь.

Грешн[ый] Д[аниил].

16 апреля 1953 г.
Вложенное в письме получил.
Спаси тебя Господи.




Премногоуважаемый брат о Христе Андрей Андреевич!30 Мир тебе и спасение от Господа. Получил твое письмецо и вложенный гостинец. Приношу свою сердечную и душевную благодарность. Без воли Божией ничего не бывает в нашей жизни, так и с вами совершилось это перемещение в другую епархию. Это все восхождения ваши от силу в силу по пути совершенствования вашей души. Владыка ваш — мудрый муж. Он знает, к чему ведут его странности. Дух Божий ведет его своим путем. И наши старцы, блаженной памяти иеросхимонах Амвросий31 и мой старец схиархимандрит Варсонофий32 (он был из полковников по Генеральному штабу, но не захотел остаться в миру и быть генералом и поступил под руководство батюшки Амвросия и был его секретарем), вот и у них было много странностей, за которыя их осуждали некоторые. Но я грешный никогда не верил тем нелепостям, какия об них передавали. И за эту любовь батюшка Варсонофий дарил меня грешнаго дивными утешениями как при жизни, так и по смерти своей, и всю дальнейшую мою жизнь он открыл мне, что уже многое сбылось, а остальное должно сбыться. Оставил он мне дивныя наставления для жизни: как надо поступать в самых трудных положениях. Так однажды, обращаясь ко мне, он сказал: "Отец Даниил! В жизни твоей будет много встречаться таких случаев сделать два зла. Выбирай всегда меньшее. Итак, умудряйся, как поступать". Это самое и к вам бывает часто приложимо — вы были поставлены в то же положение: оставаться в Чкалове — зло, перейти в другую епархию — зло. Но вот Ангел Хранитель внушает вам, какое предпринять вам намерение ко спасению вашей души, где вам будет спасительнее. А ведь сколько подобных случаев встречается в жизни каждаго из нас. И какое тонкое и мудрое наставление давали нам старцы, и это из собственнаго опыта.

А то вот другое еще наставление однажды дал мне старец Варсонофий. Однажды на благословении, наедине, обращаясь ко мне, он говорит: "Отец Даниил! Никогда и никому не верь, когда про твоего духовнаго отца будут говорить — он блудник. И блажен ты будешь". И что же? Впоследствии некоторые из монахов преткнулись на этом и отошли от старца. Но при кончине жизни, когда открылась правда, то горько раскаявались.

Был при мне в скиту один монах о. Иоиль, из инженеров, и послушание имел по строительству. Однажды некоторые монахи, по соседству живущие с о. Иоилем, донесли на него старцу о. Анатолию33, что к нему каждый день в двенадцать часов ночи ходит одна женщина в заднюю калитку в скиту. Старец призвал о. Иоиля и начал ему делать строгий выговор. Плачет и рыдает у ног старца о. Иоиль, говоря, что он ничего не знает. Старец был жизни прозорливой, но Господь скрыл от него это дело. Старец взошел сам в недоумение и не знал, как поступить. И говорит он Иоилю: "Никому ничего не говори о том, что я у тебя спрашивал. Сегодня, когда все заснут, выходи потихоньку к задней калитке близ двенадцати часов ночи, и я там буду". В назначенное время оба были близ калитки, спрятавшись в кустах. Калитка была на замке. Ровно в двенадцать часов ночи калитка растворяется сама собою — и проходит женщина, и опять калитка затворилась. Женщина, обошед кругом домика-келии о. Иоиля, пропала. Тогда старец о. Анатолий, кланяясь о. Иолю, говорит: "Прости Бога ради, что я поверил клевете на тебя. Ибо это было дело демона". Посему-то и сказано: не всякому слову верьте. Да хранит вас Господь.

Грешн[ый] иером[онах] Д[аниил].

26 мая 1953 г.

Прошу ваших св. молитв.

Вера Александровна Щукина, духовное чадо о. Даниила, была певчей в храме г. Сорочинска.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Евгения »» | 05.07.2012 21:19
  
2
Благодарю!!!!!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites