5-е июня вторник 1-ой седмицы по Пятидесятнице. Седмица сплошная. Обретение мощей свт. Леонтия , еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых
вторник 1-ой седмицы по Пятидесятнице.
Седмица сплошная.
Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821).
Обретение мощей свт. Леонтия , еп. Ростовского (1164).
Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Ростовских - Леонтия, Исаии, Игнатия, Иакова, Феодора, Димитрия; Авраамия архим., Петра, царевича Ордынского, блж. Иоанна Власатого, Милостивого, Иринарха затворника, блж. Исидора, кн. Василька; Ярославских чудотворцев - блгвв. князей Василия и Константина, Феодора и чад его Давида и Константина; Переславльских чудотворцев - прп. Никиты столпника, прп. Даниила, блгв. кн. Андрея, блгв. вел. кн. Александра Невского; Угличских чудотворцев - страстотерпца блгв. кн. царевича Димитрия, прпп. Игнатия, Кассиана, Паисия, блгв. кн. Романа; Пошехонских чудотворцев - прпп. Адриана и Севастиана, Сильвестра Обнорского, Геннадия Любимоградского и Костромкого.
Прп. Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой (1173).
Прп. Паисия Галичского (1460).
Св. жены-мироносицы Марии Клеоповой.
Прмч. Михаила черноризца (IX).
Мч. Салона Римлянина ( Греч. ).
Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Рим., 79 зач., I, 1–7, 13–17. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 13. Равноапп. (под зачало): Деян., 49 зач., XXVI, 1–5, 12–20. Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9*. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла на этот день с 21 мая переносится полиелейная служба Владимирской иконы Божией Матери и может быть перенесена служба равноапп. Константина и Елены.
С этого дня поем «Честнейшую», кроме отдания Пятидесятницы.
_______________
* Чтения равноапостольных Константина и Елены читаются, если им совершается служба.
Трапеза
Поста нет.
Богослужебные указания
Вторник Пятидесятницы. Владимирской иконы Божией Матери (с 21 мая). Равноапп. царя Константи́на и матери его царицы Еле́ны (с 21 мая).
Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла на этот день с 21 мая переносится полиелейная служба Владимирской иконы Божией Матери и может быть перенесена служба равноапп. Константина и Елены.
Приводим порядок совершения полиелейной или бденной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А), а также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери в соединении с полиелейной службой свв. равноапп. Константина и Елены и службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б)1.
ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО МИХАИЛА ИСПОВЕДНИКА, ЕПИСКОПА СИНАДСКОГО
Память 23 мая (по ст.ст.)
Воспоминаемой ныне святой Михаил, епископ синадский1, носивший имя тезоименное (одинаковое) имени Архангелу небесных сил, и житие проводил ангельское, украшенное девственною чистотою и всякими добродетелями. Еще в младенчестве он был посвящен Богу, а в юношеских летах принял монашество и явился достойным служителем Богу, подвизаясь вместе со святым Феофилактом2, епископом никомидийским3 в патриаршество святейшего Тарасия4, которым оба и были посланы в монастырь, находившийся на берегу Черного моря. Подвизаясь здесь в иноческих трудах, оба святые весьма преуспевали в добродетелях, и молитвы их имели великую силу у Бога.
Однажды во время жатвы, когда в воздухе стояла невыносимая жара, так что от недостатка воды в том месте многие изнемогли от жажды, святые помолились Богу и, по молитвам их, сделалось так, что пустой медный сосуд источал воду, в достаточном количестве. Так Господь исполняет прошения и молитвы почитающих Его и приклоняет слух Свой к их молитвам. Это чудо напоминало собою то, прежде бывшее в пустыне, чудо, когда для изнемогавшего от жажды Израиля Бог извел воду из камня (Исх.17:6) и другое,- когда, ради Самсона (судии израильского), умиравшего от жажды, Бог источил родник живой воды из высохшей кости ослиной челюсти (Суд.15:19).
После того, святейший патриарх Тарасий, видя такую добродетельную жизнь этих преподобных отцов, сиявших как звёзды на небе, признал их достойными высокого архиерейского сана. Блаженного Феофилакта он посвятил в сан митрополита Никомидии, а святого Михаила посвятил в епископы города Синад, и оба они пасли стадо Христово, своею жизнью подавая доброй пример своей пастве.
Когда же отошел от здешней жизни ко Господу святейший патриарх Тарасий, а после него принял престол константинопольской церкви святой Никифор5, снова поднялась буря ереси иконоборческой, которая уже была осуждена на седьмом вселенском соборе святых отец6. Нечестивый император Лев Армянин7, заразившись той ересью, поднял гонение на Церковь Христову, отрицая почитание святых икон и называя их идолами, поклоняющихся же им подвергал мучениям и смерти. Прежде всего он изгнал святейшего патриарха Никифора, а также и прочих православных архиереев с их престолов, а вместо них назначил своих единомышленников-еретиков, - и водворилась на святых местах мерзость запустения (Дан.9:27).
В это время святой Михаил явил себя ревностным защитником православия и обличителем еретического нечестия. Укрепляемый и умудряемой благодатью Святого Духа, он противоборствовал еретикам и заграждал уста их, порицавших святые иконы. Нечестивый царь Лев, не вынося обличений святого, дерзновенно порицавшего его еретическое заблуждение, предал святителя Христова на мучения. Святой же, не страшась мучений, мужественно отстаивал свои убеждения и сказал императору:
- Я почитаю святые иконы Спасителя моего Иисуса Христа и Пречистой Девы, Его Матери, и прочих святых и покланяюсь им; твое же распоряжение не считаю возможным исполнить.
Посрамленной Лев, исполнившись гнева, осудил исповедника Христова на изгнание8.
Гонимый из одного места в другое, много горьких скорбей и неприятностей перенес святой, пока не достиг обители небесной и не получил покоя вечного. Так кончил он праведную жизнь свою, украсившись двояким венцом, причисленный к архиереям, как архиерей, и к мученикам, как мученик, во славу Христа Бога нашего9.
Кондак, глас 8:
Яко архиерей всечестен, и благочестия священнострадалец, прещения злоименитаго не убоявся, еретическое того противление победил еси, свободным гласом велегласно вопия: иконе покланяюся Христове, и Пречистыя Того Матере. Сего ради тя почитаем Михаиле.
3 Никомидия - город в северо-восточном углу залива, образуемого Мраморным морем. Он был построен в 264 г. до Р. Хр. и свое имя получил от вифинского царя Никомеда I. На месте древней Никомидии находится теперь город Иснид.
4 Святой Тарасий, патриарх константинопольский, занимал патриаршую кафедру с 784 г. по 806 г.-См. житие его под 25 февраля.
5 Святой Никифор патриаршествовал с 806 г. по 816 г.-Память его 2 июня.
6 Седьмой Вселенский собор происходил в 787 г. в городе Никее.
7 Император Лев (5-ый) Армянин царствовал с 813 г. по 820 г.
8 Первоначально святой Михаил был сослан во фракийский город Евдокиаду
9 Кончина святого мученика последовала ок. 818 г.
ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ЛЕОНТИЯ, ЕПИСКОПА РОСТОВСКОГО
Святитель Леонтий, постриженник Печерский, пришёл в пещеру преподобного Антония не ранее 1032 года, когда преподобный Феодосий нашёл там одного только Никона.
По выражению Симона, епископа Владимирского, он был первопрестольник в том смысле, что первый из Печерских иноков возведён на святительский престол, следовательно не позже 1051 года, когда удостоился епископского сана и второй из постриженников преподобного Антония - блаженный митрополит Иларион.
В Ростове святитель встретил язычников упорных, суровых и диких, от которых даже принуждены были бежать два его предместника: епископы Феодор и Иларион.
Леонтий решился не оставлять вверенного ему стада. Он поселился за городом, построил малый деревянный храм архистратига Михаила и, встречая упорное сопротивление от язычников, окрепших и устаревших в язычестве, он обратился к поколению юному, ещё неиспорченному.
Святитель стал приглашать к себе детей, кормил их и ласкал; дети охотно ходили к нему, а он учил их началам веры Христовой и крестил. Дикие язычники с большим ожесточением устремились на него и подвергали его мучениям и побоям; но мученик Христов не ослабевал в своём труде, пока не просветил верою врагов своих.
Однажды, когда они с оружием и дреколием собрались вокруг церкви, где он обучал детей и положили между собою не только изгнать его из города, но и умертвить, Леонтий облекшись во все святительские одежды, с крестом в руках и сопутствуемый освященным собором также в полном облачении, явился пред ними. Язычники, поражённые чудным видением, поверглись все на землю, как бы мёртвые. Леонтий простер к ним слово, исполненное духа и силы: они уверовали во Христа и крестились.
С того времени своим учением и чудесами св. Леонтий привлёк ко Христу многих жителей Ростова.
Но он не успел довершить своего апостольского подвига, который окончился мученическою кончиною. Летописцы молчат о времени преставления великого святителя; по всей вероятности можно полагать, что св. Леонтий умерщвлён в 1073 году, когда в земле Ростовской совершались страшные злодейства проповедниками Чудского язычества – волхвами.
Мощи св. Леонтия открыты 23 мая 1164 года. Когда копали рвы для нового соборного храма, говорить известие: «нашли гроб, покрытый двумя досками; в недоумении открыли гроб и увидели лице (Леонтия),- светящееся славою; ризы на нем как вчера надетые; столько лет минуло и не изменилось священное тело его. В руке держал он свиток, на котором написаны были пресвитеры и диаконы, поставленные его рукою».
Празднование св. Леонтию в день открытия мощей его установлено Иоанном, епископом Ростовским, с благословения митрополита Феодора.
Единственная во всем мире, вылитая из золота рака святителя, похищена поляками в 1609 году и с того времени мощи великого святителя почивают под спудом в южном приделе Ростовского Успенского собора. В том же соборе находится небольшая икона Спаса на Убрусе, весьма древнего византийского письма; народное предание почитает её келейною св. Леонтия.
Память святителя празднуется 23 мая (5 июня). Сохранившиеся списки жития св.Леонтия В.О. Ключевский распределил на шесть редакций; в четвертой редакции имеются вставки из современной Ростовской летописи. По «Иконописному Подлиннику»: «Леонтий чудотворец подобием рус, брада аки Козмина, на главе клобук белый, ризы святительския, с омофором».
Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного Синода Русской Православной Церкви 10 марта 1964 года. Празднование совпадает с днем памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли.
В лике Ростово-Ярославских святых празднуется память :
Ярославских чудотворцев благоверных князей Василия и Константина, Феодора и чад его Давида и Константина.
Переславльских чудотворцев преподобного Никиты столпника, преподобного Даниила, благоверного князя Андрея, благоверного великого князя Александра Невского.
Угличских чудотворцев страстотерпца благоверного князя царевича Димитрия, преподобных Игнатия, Кассиана и Паисия, благоверных князей Иоанна и Романа.
Пошехонских чудотворцев преподобных Адриана и Севастиана, Сильвестра Обнорского, Геннадия Любимоградского и Костромкого.
Прп. Афанасия Высоцкого Младшего, 2-го игум. Серпуховского Высоцкого монастыря (+ 1395, память 12 сентября, в среду Пасхальной седмицы).
Также в составе Собора упоминаются святители Феодор III и Ефрем Ростовские и святитель Филарет (Амфитеатров).
Тропарь
О благочестный соборе,/ о людие избраннии,/ святителие, преподобнии и праведнии,/ и благовернии граждане российстии,/ яко звезды, на тверди церковней/ страны Ростовския и Ярославския к Богу предстателие,/ величаем с любовию вас, по плоти наших сродников./ Вы же молитеся даровати мир стране и Церкви нашей,/ благословение и милость Божию всем людем,/ всепрощение и спасение,/ ходатаи бо есте приснии о нас ко Святей Троице.
ПРЕПОДОБНАЯ ЕВФРОСИНИЯ, ИГУМЕНИЯ ПОЛОЦКАЯ
Дни памяти: Май 23, Июнь 4 (Белорус.)
Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава. дочь князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, - место будущей обители, - подвижница взяла только святые книги - "все свое имение". В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти преподобная Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину 24 мая 1173 года. Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.
Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.
ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ГАЛИЧСКИЙ
Память 23 мая (по ст.ст.)
Преподобный Паисий Галичский пришел в Галич, согласно преданиям, «с далекого юга» около 1385 г. и подвизался в Николаевс-кой обители близ города. Этот монастырь был основан благочестивым боярином Иоанном Овиным и был особножительным. Здесь подвижник проходил иноческие послушания дровокола, хлебопека, привратника. За усердное их исполнение был рукоположен вначале в иеродиаконы, затем — в иеромонахи, позднее сделался игуменом.
Задолго до появления преподобного Паисия в Галиче, в 1378 г., боярин Иоанн Овин задумал поставить в монастыре новую церковь во имя св. Николая вместо старой. Однажды он вышел из дома и по дороге к обители повстречал двух прекрасных юношей, которые вручили ему икону Божией Матери, сказав, что она прислана родителями жены боярина с просьбой назвать престол строящейся церкви во имя Успения Богородицы. При виде юношей Иоанн Овин пришел в неописуемый ужас и душевное смятение. Перенеся драгоценный образ в монастырь и вручив его игумену, он вдруг вспомнил, что забыл пригласить юношей к себе в дом, чтобы они поели и отдохнули и отправил слуг на их поиски. И лишь после того, как поиски не привели ни к каким результатам, боярин понял, что это были небесные ангелы, передавшие волю Самой Богородицы.
Ее воля была выполнена в точности, и монастырь с того времени стал называться Успенским, а чудотворный образ — по имени принявшего его боярина — Овинским (15/28 августа).
Через несколько лет (около 1387 г.) в Успенской обители, уже в бытность преподобного Паисия ее игуменом, случилось новое чудо — однажды загорелась церковь, в которой стояла икона. И пока искали пономаря, который куда-то отлучился вместе с ключами, пламя охватило весь храм. Тогда иеромонах Иаков, ученик преподобного Паисия, бревном выбил дверь, вошел в церковь, взял драгоценную икону и вышел с нею наружу. К удивлению собравшихся ни икона, ни спасший ее иеромонах от огня не пострадали.
В 1434 г. Великий князь Московский Василий Васильевич (Темный) во время войны со своим дядей, князем Звенигородским и Галичским Юрием Дмитриевичем, осадил Галич, но города взять не смог. Возвращаясь в Москву, он вывез из Успенского монастыря чудотворный Овиновский образ, желая лишить Галич помощи Небесной Заступницы, и поместил его в Успенском соборе Кремля. Но в ту же ночь икона чудесным образом перенеслась на старое место.
Когда Иоанн Овин умер, ктитором Успенской обители стал его зять Иван Ярцов, который вскоре постригся в ней под именем Ионы. Покровительство перешло к его сыну Дмитрию, современнику Галичского князя Дмитрия Юрьевича Красного (1434—1440 гг.; местночтимый святой, день памяти — 22 сентября/5 октября). Преподобный Паисий, как духовный отец Дмитрия Ярцова, немало тревожился о том, кто будет покровительствовать обители после его смерти, поскольку Дмитрий был бездетен, а его младший брат Евстафий — слабоумным от рождения. И когда ктитор монастыря смертельно заболел, он призвал преподобного и в присутствии князя изложил последнюю волю, завещав все свои вотчины Успенскому монастырю, но с тем условием, что преподобный Паисий введет в нем общежительный устав. Повеление боярина было исполнено.
Князь Дмитрий Красный находился с Великим князем Василием Васильевичем в дружественных отношениях. Памятуя о случае с Овиновским образом, он повелел сделать с него список и поручил преподобному Паисию отвезти его в Москву. Однако этому не суждено было сбыться, поскольку 22 сентября 1440 г. князь скончался при весьма странных обстоятельствах, возможно, будучи отравлен большой дозой мышьяка. Предания сообщают, будто преподобный Паисий сопровождал тело князя в Москву.
Примечательно, что Дмитрий Красный построил в Галиче храм во имя св. Леонтия Ростовского (день памяти 23 мая / 9 июня), что, как оказалось позднее, провидчески свидетельствовало о скором прославлении в Галиче великого подвижника. После смерти Дмитрия Красного Галичский удел перешел к его брату Дмитрию Юрьевичу Шемяке, который начал готовиться к войне с Великим князем Московским.
Зимой 1450 г. Василий Васильевич взял штурмом Галич и изгнал Дмитрия Шемяку. Галичский удел был ликвидирован, а управление им Великий князь поручил своим наместникам. Феодальная война, начавшаяся в 1425 г., завершилась.
История сохранила мало свидетельств о том, чью сторону занимал преподобный Паисий в разыгрывавшейся на его глазах драме. Памятуя о том, что «всякая власть — от Бога», он не вмешивался в борьбу светских владык, но оставаться в стороне от ужасов братоубийственной распри не мог. Предания сообщают, что подвижник не раз пытался примирить враждующих князей, удержав их от пролития Крови, но всякий раз владыки оставались глухи к голосу преподобного.
Между июнем 1454 г. и началом 1460 г. — преподобный Паисий прибывает со списком с Овиновского образа в Москву. Подвижник был встречен с колокольным звоном и крестным ходом, который возглавили Великий князь Василий Васильевич, его сын и соправитель Иван (будущий государь Иван III) и св. митрополит Московский и всея Руси Иона, сам — родом из Галичских пределов. Василий Васильевич попросил преподобного Паисия благословить его, однако тот по смирению отказался сделать это в присутствии митрополита, сказав, что меньший благословляется от большего, а не наоборот. Видя такую кротость подвижника, Великий князь воскликнул: «Воистину Божий раб еси ты, о преподобне, и верный слуга Божия Матере». И лишь после того, как митрополит Иона благословил преподобного Паисия и рукоположил его в сан архимандрита, тот сказал князю: «Бог да благословит царство твое, благородный великий княже, и да будет на тебе благословение от десницы нашего Архипастыря, от Великаго Архиерея, прошедшаго небеса, от Владыки Христа отныне и до века». Так Галичский подвижник оказывался первым святителем, благословившим единую Русскую державу, возникшую на пепелище феодальной войны.
Икону поместили в Успенском соборе. Поток к ней молящихся не иссякал ни днем, ни ночью.
Спустя несколько дней преподобный Паисий пришел к Василию Васильевичу и попросил отпустить его назад в обитель, беспокоясь о братии, которая надолго лишилась своего отца. Великий князь не стал препятствовать старцу отпустил его, дав в провожатые архимандритов Спасского Задворного монастыря Трифона и Чудова монастыря Никандра. К Галичскому наместнику князь направил грамоту, повелевая ему, «да всячески снабдит обитель и хранит ю, яко зеницу ока». Список с чудотворного образа Василий Васильевич наотрез отказался оставить в Москве, опасаясь, что тем самым нарушит волю Божией Матери и лишится его еще раз.
Едва преподобный Паисий подошел к монастырю, как вся братия подняла колокольный звон и вышла ему навстречу. Тотчас перед чудотворным образом был устроен молебен.
Через некоторое время Бог открыл преподобному Паисию дату его кончины. С этого времени подвижник стал часто поучать братию о Страшном Суде, повелевая постоянно пребывать в трудах, молитвенном бдении и посте, готовя душу к скорому исходу. Однако братия недоумевала, пока в день кончины преподобный Паисий не объявил о своей скорой смерти. Он тихо преставился в день св. Леон-тия Ростовского 23 мая / 6 июня 1460 (по другим данным 1463 г.) и был похоронен у южной стены Успенского собора. Его нетленные мощи и ныне пребывают в этом месте под спудом.
Иконописные подлинники сохранили такие черты облика преподобного: «Образом сед, борода как у Макария Желтоводского, на конце раздвоена, курчавая, ризы монашеские».
Почитание подвижника началось вскоре после его смерти — уже под 1488 г. летописи называют Галичский Успенский монастырь Паисиевым. К лику общечтимых святых преподобный Паисий был причислен в царствование Федора Алексеевича, скорее всего, в 1682 г.
СВЯТОЙ ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ МАРИИ КЛЕОПОВОЙ
Память 23 мая (по ст.ст.)
Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа Обручника, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу или Алфея, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы [1].
Мария Клеопова - мать двух учеников Иисуса - Иакова и Иосии (Мф 27:56), а также священномученика Симеона, апостола от 70-ти.
Св. Мария вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40; Лк. 24, 4-11; Ин. 19, 25).
Использованные материалы
[1] Упомянута в числе присутствовавших при распятии (Ин 19:25), причем греч. текст не позволяет понять однозначно, была она дочерью или (что правдоподобнее) женой Клеопы - Библейская энциклопедия Брокгауза.
СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА МИХАИЛА ЧЕРНОРИЗЦА
Память 23 мая (по ст.ст.)
Святой мученик Михаил происходил из города Эдессы1 и был сыном родителей-христиан. По смерти их он роздал нищим всё доставшееся ему по наследству от родителей имение и отправился в Иерусалим посетить святые места. В то время Иерусалим принадлежал уже мусульманам.
Поклонившись святым местам, он удалился в обитель святого Саввы2 и принял здесь монашество.
Спустя некоторое время, он был послан своим наставником в Иерусалим продавать изделия иноков. Его встретил здесь евнух3 мусульманской царицы Сеиды, который и взял его с собой, так как сосуды, продаваемые им, были очень красивы и хорошо сделаны, и привел к своей царице. Царица, увидав юного инока, прекрасного лицом, но тощего от пощения, прельстилась им, начала соблазнять его на прелюбодеяние и сказала:
- Будь послушен мне, и, если ты болен, я тебя вылечу от болезни.
На эти слова царицы блаженной Михаил ответствовал так:
- Я болею о моих грехах; служу же Господу моему, Иисусу Христу и не хочу слушать тебя.
Царица всячески принуждала святого к беззаконию, подобно тому, как некогда в Египте жена Пентефрия - принуждала к беззаконию Иосифа Прекрасного (Быт.39); но целомудренный Михаил не соглашался на беззаконие, так убеждая царицу:
- Нельзя мне этого делать, потому что я монах и дал обет Богу до конца дней моих непорочно сохранить чистоту моего тела.
Нечестивая же женщина та, убедившись, что целомудренный инок ни за что не захочет согласиться на ее беззаконную просьбу, исполнившись стыда и гнева, приказала бить святого палками. Затем она отправила инока, как будто бы порицателя веры их, к царю, бывшему в то время недалеко от Иерусалима.
Царь, расспросив святого, приказал его развязать и убеждал его перейти в магометанскую веру.
Святой же сказал царю:
- Нельзя мне оставить Бога моего и стать последователем беса.
Царь снова стал соблазнять его:
- Проси у меня, чего хочешь, и будешь царствовать со мною.
- Прошу у тебя одного из трех, - сказал ему на это святой, - или отпусти меня к моему наставнику, или крестись во имя моего Бога, или усекновением меча отошли меня ко Христу, Богу моему.
Но царь приказал дать святому чашу с смертоносным ядом. Святой же, выпив яд, остался невредим, по слову Христа, сказанному во святом Евангелии Его: "если что смертоносное выпьют, не повредит им" (Мрк.16:18).
Посрамленный царь приказал отсечь рабу Христову голову мечем посреди Иерусалима4.
Монахи обители святого Саввы, взявши тело святого мученика, понесли его в свою лавру и с почестями положили мученика Христова вместе со святыми отцами, прославляя Христа Бога, дивного во святых Своих. Аминь.