Ушел из жизни народный художник России Владимир Телин

На 72-ом году жизни скончался народный художник России, член-корреспондент Российской Академии Художеств, лауреат Госпремии РСФСР им. И.Е. Репина Владимир Никитович Телин.
Владимир Никитович Телин

Он был также секретарем Союза художников России и профессором Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова (МГАХИ).

Владимир Телин родился 5 февраля 1941 года, когда до начала Великой Отечественной войны оставалось всего несколько месяцев. Детство его пришлось непосредственно на военные и послевоенные годы.

В 1961-62 годах Владимир Телин учился в МГАХИ им. В.И. Сурикова у П. Д. Покаржевского и Д.К. Мочальского.

По своему характеру Владимир Телин был добрым, спокойным, можно сказать, светлым человеком. Благодаря этим качествам в своем творчестве ему удавалось преображать окружающую действительность в добрые и всем понятные сюжеты.

Среди основных произведений художника можно выделить: «Дом с изразцами» (1970), «Бусы рассыпались» (1971), «Дом опустел» (1973), «Бабушкин платок» (1975), «Арбатские старушки» (1977), «В молчании», «Отчий дом» (1979), «Проводы гостей» (1980), «Дочери», «Тещины блины» (1985), «Сестры» (1995), «На воде», «Песнь вдовца» (2000), «Старая яблоня» (2001), «Рыбак»(2002), «Матушкины именины» (2003).

ГДЕ ИСКАТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ (статья Оксаны Головко от 18.10.2011)

Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Владимир Телин создает в своих полотнах одухотворенный, красивый мир русской деревни. Даже в изображении города, например, родной художнику Москвы, неожиданно возникает деревенский мотив. По мнению Владимира Никитовича, в деревенской жизни, неразрывно связанной с ритмами природы, и есть истоки человеческой цивилизации. «Деревня очень изменилась, — с горечью замечает художник. — Я застал настоящую деревню, с абсолютно иной эстетикой и поэтикой. Все, что окружало людей, было рукотворным, настоящим, не машинным. А сегодня словно смерч по этой цивилизации прошел. И новая эстетика — в стиле покраски автомобиля, с налетом глазурованного блеска и гладкости. И дает она механическое, холодное ощущение от предмета. То, что осталось, показывает, насколько прекрасна была деревня! В прошлом году ездил на машине по Русскому Северу и видел столько прекрасных домов — просто произведения искусства. Но люди в них, увы, доживают... Кончилось все — в головах, в сердце. Ценности, которыми люди жили, разрушены. Кстати, как правило, настоящее, крепкое хозяйство, умытые дома — лишь у тех людей, что вернулись из города».
После грозы

Владимир Телин в своих красочных работах не просто фиксирует действительность — сегодняшнюю или былую. Он приоткрывает поэтически-глубинный пласт бытия. Откуда у художника, коренного москвича, такое понимание основ деревенской жизни? «Хотя я родился в Москве, как и мои родители, — рассказывает Владимир Никитович, — по-настоящему мир и действительность начал ощущать именно в деревне, где мы оказались в эвакуации во время Великой Отечественной войны. А ведь детские впечатления всегда самые сильные… Да и Москва времен моего детства была другая. Мы жили в Марьиной Роще. Своими одно-двухэтажными домиками с палисадниками она скорее напоминала небольшой провинциальный городок. Каждое лето родители отвозили меня к тетушкам и бабушкам в деревню. Там и проходила, по большому счету, моя основная жизнь. А в Москву я приезжал, как в гости: ходить в школу, затем в институт. Так что моя родина — природа и деревня».
Невеста

Владимир Телин — член творческого объединения «Романтики реализма». Своими работами Телин лишь подтверждает, что он романтик по призванию. Изображает ли он девушку, вернувшуюся из города в родную деревню («Возвращение»), женщин, стирающих белье («Лето»), уютный уголок маленького городка («Суздальский дворик») — перед нами одновременно реалии жизни и мечты о ней. Мечты о том, что в идеале должен иметь человек перед глазами…
Ау...

Художник недоумевает, когда слышит по поводу реализма реплики: «это скучно, это застывшее». «Подобная позиция — скорее следствие некомпетентности, — говорит художник. — Реализм — он совершенно разный. Возьмем, например, тех же художников-шестидесятников XIX века — Николая Неврева, Леонида Соломаткина и других. Казалось бы, они обращаются к общим темам, но как по-разному получалось у них высказаться в живописи. Среди них были и великие художники, и просто — сказители. Одни лишь констатировали факт — вот, например, ограбили нищего. Другие через пластику, цвет раскрывали душу изображаемого. И сегодня реализм развивается совершенно по-разному в творчестве разных художников. Это настоящее, живое искусство.
Впрочем, здесь есть и другая сторона. Бывает, что не любят это искусство именно те, кто хорошо в нем разбирается. Например, искусствоведы. И немудрено, ведь и хирург, оперирующий глаза, может не увидеть их красоты, потому что он досконально знает, как они устроены. Как мне кажется, и у искусствоведа может вытравиться чувство красоты, когда он препарирует искусство. Исчезает некая тайна, поэзия, а с ними и любовь».
В гости

Впрочем, картины Телина не могут не отозваться в душе зрителей неким песенным эхом. Ведь они зримо обозначают то, что принято называть «национальными корнями». Но специально поиском «национальной идеи» Владимир Телин никогда не занимался. «Знаете, какая интересная вещь: национальная идея живет в нас помимо нашего желания, — говорит он. — Как пример, вспомним конец XVIII века. Вся образованная часть общества “оторвалась от корней”, разговаривает на французском языке. А когда началась война 1812 года, эти самые образованные люди, вроде бы далекие от национальной идеи, стали ее носителями, патриотами. Казалось бы, Дейнека был “западником”. А Великая Отечественная война показала, что он самый что ни на есть художник-патриот. И сейчас национальная идея есть. Просто она не сформулирована. Через какое-то время формулировка найдется. Так что к ее поискам я спокойно отношусь: ни “за”, ни “против”. Кто специально ищет — пусть, если очень хочется! А кто не ищет, может, она в нем и есть. Как в искусстве — чаще всего озарение приходит тогда, когда о нем меньше всего думают».
Деревня Вершинино

Источник: православный журнал «Фома»

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites