Графиня Мария Николаевна Толстая о воспитании детей

Барышни

Дворянские семьи всегда с особым вниманием относились к воспитанию своих отпрысков.
Ведь честь семьи и рода была главным приоритетом в их жизни, и дети должны были сохранить достоинство рода и сберечь традиции своей славной фамилии.
Методы воспитания дворянских детей были очень эффективными, они помогали проникнуть в душу ребенка и сохранить на долгие годы крепкие семейные узы.
Для современных родителей будет весьма полезным знать этот опыт и применять его в воспитании своих детей.
За образец можно взять семью графа Льва Николаевича Толстого и его маминьку Марию Николаевну.

В семье Толстых был особый мир детства: детей уважали, следили за их настроением и постоянно помнили о том, что детям надо прививать хорошие манеры.
То есть сосуществование в семье не было пустым, «случайным» – все поведение родителей было направлено на внимательное отношение к детям.
Мария Николаевна понимала, как важен личный пример родителей.
Она говорила, что невозможно требовать от детей аккуратности, если ты сама ходишь растрёпой.
Дети – зеркало, в котором наши недостатки могут отразиться десятикратно увеличенными.
Поэтому причины плохого поведения, неумения или нехотения надо искать прежде всего в себе.

Очень большое значение в семье Толстых придавалось чтению.
С самых малых лет старший сын Николенька умел читать.
Мария Николаевна говорила, что никакой гувернер и домашний учитель не сможет привить ребенку любовь к чтению так, как это могла бы сделать мать маленького дворянина.
В их семье существовала единственная методика обучения чтению – родительская любовь.
Когда ты сидишь бок о бок с ребенком и читаешь ему книгу – ты свершаешь чудо рождения новых качеств в твоем любимом существе.
В этот момент в нём рождаются добро, понимание, сочувствие, любовь, нежность. Он учится быть внимательным, усидчивым и любознательным.

Мария Николаевна была очень внимательна к сыну, когда читала с ним.
Она завела дневник чтения и каждый день записывала в него свои заметки.
А Николенька ежевечерне получал «аттестат» – цветной билетик, на котором было написаны слова похвалы в его адрес за хорошее поведение во время чтения.
Самая большая похвала – красный билетик. Если мальчик капризничал или был невнимательным – ему вручался аттестат другого цвета.
В современных семьях такими талисманами служат специально подобранные сувениры или маленькие игрушки.
Допустим, слонёнок – хорошо, поросёнок – очень хорошо, обезьянка – отлично.
Только эти игрушки надо время от времени менять местами, чтобы у ребенка не сложилось устойчивое негативное отношение к слону как не очень хорошему животному. Или брать обезличенные предметы.

Некоторые практические советы для привития любви к чтению:

* Читать надо каждый день. Это воспитывает отношение к чтению как к серьезному и постоянному занятию.
Позже, в школе, этот навык сослужит вашему ребенку очень хорошую службу.

* Покажите своему малышу, что Вы очень хорошо относитесь к нему, когда он читает самостоятельно.
Ваш непререкаемый авторитет поможет ему понять, что читать – это хорошо. А дети любят быть хорошими.

* Не притворяйтесь, что довольны ребенком, если он плохо вёл себя во время чтения.
Пусть Ваши похвалы будут объективными, ведь дети очень тонко чувствуют фальшь и подчас стремятся манипулировать родителями в своих интересах.

* Будьте внимательны, если ребенок хочет почитать только для того, чтобы его просто похвалили и не вдумывается в текст.
Возможно, ему не хватает Вашего внимания, и он использует чтение как способ вернуть его.
Покажите, что он заслуживает похвалы и за другие свои качества.

* Будьте терпеливы. Проявите все свои родительские, педагогические и психологические способности для воспитания любви к чтению.
Ваши старания воздадутся сторицей, взойдя всходами блестящего образования Вашего ребенка.

* Не делайте чтение наказанием. Это навсегда отобьет охоту к восприятию печатного текста, что послужит серьезной помехой для учебы в школе и ВУЗе.

* Не перегружайте детей излишне, учитывайте их возрастные особенности.
Несоблюдение этого правила может вызвать стойкое отторжение книги, и малыш в дальнейшем найдет тысячу причин, чтобы не читать.

* Читайте сами. Пусть ребенок видит, что Вы читаете – он будет стремиться подражать Вам.

* Сделайте процесс чтения игрой, радостным событием и получайте от него удовольствие вместе со своим чадом.
Эти советы в той или иной форме содержатся в дневнике чтения Марии Николаевны Толстой.
Они актуальны и сегодня и вполне могут служить руководством для современных родителей.

Комментарии (5)

Всего: 5 комментариев
#1 | Анна Гор. »» | 16.05.2012 20:46
  
4
наши дети

Благодарим, Ирина.
К данной воспитательно – образовательной рекомендации еще нужно решить современную проблему компьютерной зависимости.
Нужно показать ребенку, что с помощью компьютера можно рисовать, играть, писать письма, искать друзей, нужную информацию.
Если родители своим примером покажут, что компьютер – умный помощник человека, он таким и будет для наших детей.
Но компьютер не должен заменить ребенку родных, друзей и реальную жизнь.
#2 | Ирина Петрова »» | 16.05.2012 21:09
  
4
Мои дети не сидят у компьютера бесхозно, контролирую фильмы и мультфильмы,которые они смотрят. Никаких игр,просто хорошие фильмы. Батюшка не благословил до 18 лет сидеть у компа,если им нужна информация для школы,я её сама нахожу. Многие из нас начали работать на компьютере в зрелом возрасте,почему же мы позволяем своим детям с 3х лет просто играть на нем. Конечно, многим так удобно поставил игру или включил телевизор,пускай смотрит,лишь бы не лез, а потом зависимые.Спаси,Господи.
#3 | Анна Гор. »» | 17.05.2012 23:39
  
2
Весёлый паровозик!
#4 | Лидия Новикова »» | 18.05.2012 00:05 | ответ на: #3 ( Анна Гор. ) »»
  
2
Как нахмурила бровки, надула губки....девочка моя ))))

Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2021, создание портала - Vinchi Group & MySites