Схиигумен Савва. Мнимое смирение.



МНИМОЕ СМИРЕНИЕ


Мнимое смирение – это ложное, поддельное, напускное смирение. Оно выявляется в словах самоуничижения и смиреннообразием, то есть смиренным видом.

Страдающие мнимым смирением обычно говорят и очень часто повторяют, что они грешны, и даже выявляют некоторые свои погрешности как бы в доказательство своих слов о своей греховности, но внимательный собеседник, опытный в духовной жизни, сразу определяет, что перед ним человек, страдающий манией смиренности.

Мания смиренности – это одна из разновидностей скрытой гордости.

Человеку, не опытному в духовной жизни, трудно отличить мнимое смирение от истинного смирения.

Иногда притворство обуреваемых этой страстью бывает так искусно, что, действительно, нужен очень опытный глаз и испытание, чтобы, как говорится, раскусить человека.

А иногда притворство и обман их сразу обнаруживается, особенно теми, кто близко и хорошо их знает.

Вот, например, мнимо смиренный в присутствии многих скорбит о своем ничтожестве, называет себя и грешным, и окаянным, и ненормальным... дурачком и другими нелестными именами.

Присутствующие думают:
"Спаси его, Господи! Какой он смиренный!.. Даже не стыдится при всех обзывать себя так". Но стоит только согласиться с ним и сказать: "Да, да! В тебе есть это!" как он тут же изменится и даже может возразить: "А ты откуда знаешь?" Но чаще он умолкает, затаив злобу и вражду на своего обличителя.

Отныне он считает благодетеля своего врагом. Перестает здороваться, отворачивается, косится, при случае не прочь отомстить.

Есть такой рассказ, как мнимо смиренный инок пожелал вериги носить. Без благословения духовного отца стал просить кузнеца отковать ему вериги. Кузнец отказался, но инок в другой раз пришел. Тогда кузнец спрашивает у наместника обители: "Что делать?"

– А ты испытай его, – сказал наместник, – ударь но щеке. Если он смолчит, исполни просьбу, а если возмутится, обличи его.

Приходит инок в третий раз со своей просьбой. Кузнец сделал вид, что разгневался на него, и ударил но щеке. Оскорбленный инок ответил ему тем же... Тогда кузнец сказал:

– Прости меня, брат. Наместник так повелел испытать тебя.

Стыдно стало иноку, и он ушел.

Очень полезно испытывать тех, кто часто уничижает себя. Сразу выявляется – истинное в нем смирение или напускное. Такое испытание часто отрезвляет больного, и постепенно он становится здоровым.

Вот, например, человек уничижает себя и, как говорится, распинает себя за малый грех. Невольно напрашивается мысль: "Какое смирение! За такой ничтожный грех он, бедный, так казнит себя... Вот в ком высота! Вот где спасение! У такого не может быть больших грехов".

А кто близко знает его, может сказать: "Что же ты так сильно сокрушаешься в этом грехе, будто больших у тебя и нет. Следовало бы тебе сокрушаться более о том-то и том".

Большие тайные грехи выявлять в присутствии других не надо (наедине можно сказать о них), а надо напомнить ему только те грехи, о которых он сам говорил в другое время, или такие грехи, которые всем известны из жизни. Не надо бояться, что испортятся отношения.

Это только на время его болезни до выздоровления, а, может быть, и на более короткий срок, зато потом возлюбит обличителя и благодетеля своего больше других.

Мнимое смирение происходит от нерадения, лености и тщеславия. Человеку хочется быть смиренным, а трудиться над собой лень.

Вот он и вступает на путь ложного смирения, кичится и превозносится им и в своих собственных глазах, и перед другими.

Обладающие мнимым смирением не выносят обличении и указаний на их недостатки. Они обиженно умолкают или начинают спорить, оправдываться, раздражаться и сердиться на своих обличителей, а потом и вовсе охладевают к ним.

Мнимое смирение, выражающееся в словах самоуничижения перед людьми, является только рисовкой, маскирующей тщеславие и гордость, поэтому надо строго следить за собой, за своими словами.

Некоторые, чтобы показать себя с благочестивой стороны и чтобы вызвать похвалу в свой адрес, очень часто крестятся и часто произносят слово Бог. Однажды слышу:

– Какой хороший человек! Глубоко верующий!

– А как Вы определили? – спрашиваю.

– Он всегда с Богом. На каждом слове вспоминает Бога!

– А вот такой-то, – говорю, – более верующий.

– Ой, что Вы, Батюшка! Он и крестится редко, и про Бога не вспоминает.

Вот такое неправильное понятие у людей об истинном смирении, об истинном благочестии. Внешнее и показное принимают за истину, а если благочестивый скрывается от постороннего взгляда, то он, но их понятию, неисправный христианин.

Как нечестивец свой разговор пересыпает бранными словами, так некоторые христиане в своем праздном разговоре употребляют священнейшее слово Бог без благоговения, без страха Божия, а иногда – избави, Господи! – даже в шутливой форме, со смехом.

А считаются благочестивыми! Великий грех – имя Божие произносить всуе, то есть в простых разговорах, и тем более в шутках. В этом надо каяться. Мнимое смирение бывает двух видов.

Одно, как говорится, злоумышленное, когда человек не думает о спасении, но сознательно лицемерит и притворяется смиренным для достижения определенной корыстной цели, а другое неосознанное, когда человек не понимает сути дела. Оно, в свою очередь, тоже делится на два вида.

К первому виду относятся люди, которые искренно ищут пути спасения и хотят быть истинно смиренными, но не знают закона духовной жизни, что спасение внутри человека и что надо скрывать свои подвиги и добродетели, поэтому они все свое внутреннее проявляют и внешне, не скрывая ничего, и тем опустошают себя.

Эти люди быстро воспринимают замечания, не обижаются и сравнительно быстро исправляются.

Но если они долгое время пребывают в таком состоянии, то может родиться и развиться тщеславие.

В данном случае от мнимого смирения рождается тщеславие и гордость.

Ко второму виду относятся люди, которые уже заражены тщеславием в разной степени. Для них смирение, как я уже говорил, – ширма.

У этого вида есть бесчисленное множество вариантов проявления мнимого смирения. Как гордый человек гордится своей красотой, талантами, способностями и прочим, так мнимо смиренный тщеславится и услаждается своим показным смирением.

Эти люди не воспринимают замечания, обижаются и медленно, с большим трудом исправляются.

Бывают случаи, когда совсем не исправляются, но это как исключение, когда человек в прелести. В данном случае мнимое смирение рождается от гордости и тщеславия.
Показное смирение в словах, или, как называют его, смиреннословие, вредит делу спасения по трем причинам:

1. Порождает и утверждает тщеславие и гордость.

2. Опустошает душу празднословием.

3. Наводит слушателя на соблазн, то есть на грех осуждения, зависти, празднословия.

Преподобный Варсонофий Великий пишет: "Смиренномудрый не должен выказывать свое смирение на словах; смирение на словах есть порождение гордости и беспорядочно рождает через них матерь свою – тщеславие".

А Игнатий Брянчанинов пишет так: "Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф. 6, 1-6), a смиреннословие есть вынаружение смирения напоказ человекам.

Оно – притворство, обман, во-первых, себя, потом других, потому что утаение своих добродетелей составляет одно из свойств смирения, а смиреннословием это-то утаение и уничтожается".

Как видишь, друг мой, лучше быть на вид гордым со смиренным сердцем, чем видом и словами казаться смиренным, а сердцем тщеславиться...

Всем нам надо стараться быть серенькими, незаметными, скромными, молчаливыми и не выставлять напоказ свое мнимое смирение.


Схиигумен Савва (Остапенко)

О главных христианских добродетелях и гордости

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Паки всех грешнейший »» | 29.04.2012 01:20
  
4
Одно дело – смириться перед Богом, а другое дело, что сейчас многие призывают к смирению перед антихристом (в политических и корыстных целях).
Вот отрывки из статьи на эту тему:
«Со всех амвонов мы слышим возгласы «о послушании», «не судите, да не судимы будете!» Как это кажется привлекательным в нео-христианском кривотолковании: «Я не буду мешать тебе грешить, а ты з аэто не мешай мне грешить!» Одно осуждение – греховно, а другое не только не греховно, но предписывается самим Евангелием. Мы, к сожалению, потеряли всякую способность различать добро и зло. Что же такое греховное осуждение?
Сам Господь наш Иисус Христос, предлагавший Своим последователям брать пример с Него, говоря: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29), тем не менее не раз употреблял в отношении к закореневшим во зле грешникам, не желающим внимать Его божественному учению, то же самое выражение: «порождения ехиднова!», «род лукавый и прелюбодейный!» (Мф. 12, 39), о род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?» (Мф.17, 17). Книжников и лицемеров Он постоянно называл «лицемерами», «безумными и слепыми», «змеями» (Мф.15, 7; 16, 3; 16, 6-2; вся 23 глава), царя Ирода называл «лисицей» (Лк. 13, 32); «поносил», как выражается само Евангелие, целые города: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум за то, что они не покаялись» (Мф. 11, 20-24). Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, Господь Иисус Христос, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и овец и волов, и деньги меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул, сказав при этом продавцам: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоан.2, 14-17), см. (Мф. 21, 12-13; Марк 11, 15-17; Лук.19, 45-46).
Следуя примеру Самого Господа, и Его Святые Ученики и Апостолы не боялись в нужных случаях «осуждать» людей для обуздания и пресечения зла. См. (Деян.5; 1-11; Деян. 7, 51-52; Деян. 13, 6-12; (1 Кор.5,1-5; 1 Кор.5.9-13; 2 Кор. 6, 17-18 и др.). «Какое может быть общение у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие у верного с неверным?» (2 Кор. 6, 14-15). Всякий истинный христианин непримирим ко злу, где бы и в ком бы он его не встретил. Нет зловредному толстовскому учению «о непротивлении злу», наш народ это уже проходил со всеми ужасами кровавого большевизма.
Решительно и бескомпромиссно боролись с лжеучителями-еретиками Святые Отцы Церкви, отнюдь не считая еретиков «инакомыслящими», как это стало модно выражаться в наше время, типа диакона Кураева и ему подобных договорившихся что Святые Каноны пора поставить на полку и забыть. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЖЕ ВСЯКАЯ ЗЛОБА И ЗЛОРАДСТВО НА БЛИЖНЕГО НА ЛИЧНОЙ ПОЧВЕ, А ОТНЮДЬ НЕ СПРАВЕДЛИВАЯ, ЧИСТО-ИДЕЙНАЯ, ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ, БЕЗСТРАСТНАЯ ОЦЕНКА ЕГО ПОСТУПКОВ И ПОВЕДЕНИЯ, КАКОВАЯ НЕ ТОЛЬКО ПРОТИВНА ЕВАНГЕЛИЮ И НЕ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНА, А НАОБОРОТ – ДАЖЕ НЕОБХОДИМА, ДАБЫ МЫ НЕ СТАЛИ, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ОТНОСИТСЯ БЕЗРАЗЛИЧНО К ДОБРУ ЗЛУ, И ЗЛО НЕ ВОСТОРЖЕСТВОВАЛО БЫ, ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО, В МИРЕ.
ВЕЛИКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ СОВЕРШАЮТ ТЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПАСТЫРИ, КОТОРЫХ БЫ ЛУЧШЕ НАЗВАТЬ ЛЖЕПАСТЫРЯМИ, КОИ, ПОД БЛАГОВИДНЫМ ПРЕДЛОГОМ МНИМОЙ ХРИСТИАНСКОЙ «ЛЮБВИ» И «ВСЕПРОЩЕНИЯ», СОЗНАТЕЛЬНО ИЛИ БЕССОЗНАТЕЛЬНО, УЧАТ СВОИХ ПАСОМЫХ ТОЛСТОВСКОМУ «НЕПРОТИВЛЕНИЮ ЗЛУ», РАСЧИЩАЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ ПУТЬ ДЛЯ АНТИХРИСТА И ВЕДЯ ПАСОМЫХ В ПРЕИСПОДНЮЮ»
От себя добавлю – разве смирялись со злом, еретиками и оккупантами святой Александр Невский, патриарх Гермоген, или кипрский архиепископ Макариус? Разве они были «серенькими и незаметными»? И разве они не были смиренными перед Богом? Разве у них были развиты тщеславие и гордость? Они были смиренны перед Богом и непримиримы ко злу. Православный христианин – это воин Христов, а не старающийся отсидеться «сереньким и незаметным». Слова самоуничижения произносил и святой праведный Иоанн Кронштадский, а вы пишете что «Мнимое смирение – это ложное, поддельное, напускное смирение. Оно выявляется в словах самоуничижения и смиреннообразием, то есть смиренным видом». По виду судят в Букингемском дворце (где тайно принимают Ислам и проповедуют экуменические ереси), а в православии судят по делам, а не по виду. Святой Апостол Петр попросил распять его вниз головой, потому что считал себя недостойным чести быть распятым как Иисус.
Вот еще цитата из книги православного священника: «А в Киево-Печерской Лавре жил монах; послушание нес на кухне. Он, себя смиряя, говорил: «Господи, все спасутся, один я погибну». Смотрел на огонь в печи: «Одна моя окаянная душа будет в огне гореть». И плакал. Его святые мощи покоятся в пещерах.» Как-то не вяжется это с определением автора статьи «Мнимое смирение – это ложное, поддельное, напускное смирение. Оно выявляется в словах самоуничижения и смиреннообразием, то есть смиренным видом. Страдающие мнимым смирением обычно говорят и очень часто повторяют, что они грешны, и даже выявляют некоторые свои погрешности как бы в доказательство своих слов о своей греховности, но внимательный собеседник, опытный в духовной жизни, сразу определяет, что перед ним человек, страдающий манией смиренности.» Как видно из примера, было ли смирением истинным или напускным – определяет Господь Бог, а не те, кто не смирились и считают себя настолько опытными, чтобы различать мнимое смирение от ложного «по виду». Монах из Киево-Печерской лавры, именно часто повторял, что грешен, и оказался свят.
Точно конец времен близок – цитата из «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского»: «пастыри же христианские, епископы и священники станут мужами тщеславными, совершенно не различающими правого пути от левого. Тогда нравы и предания христиан и Церкви изменятся. Скромность и целомудрие исчезнут у людей и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела, и горе накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяния, тайные дела, кража и убийства станут господствовать в обществе». Столь любимая нашим народом блаженная Матрона Московская (умерла в 1952 г.) также говорила своим близким: ««Как мне вас жаль, доживете до последних времен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, и скажут — выбирайте!» http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm Так и происходит и инициатива исходит из Англии (где судят по виду) «Британцам запретили носить на работу нательный крест» http://www.rosbalt.ru/main/2012/03/11/955752.html
Кто-то выберет крест, и смиренно понесет его, а кто-то будет лгать соловьем, выбирая хлеб и предавая Христа.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites