Петр, называемый Авесаламитом, уроженец Елевферопольской страны, был схвачен, при наступлении гонения на христиан, в городе Авлоне. Когда его привели на допрос к правителю Северу, тот спросил:
- Как тебя зовут?
Петр отвечал:
- По отцу меня зовут Авесаламит, духовное же имя, полученное мною при крещении, - Петр.
- Какого ты рода? - спросил правитель.
Петр отвечал:
- Я христианин.
- Какого ты звания? - спросил правитель.
- Высшего и лучшего звания, чем звание христианина, я не могу иметь, - отвечал Петр.
- Есть ли у тебя родители? - спросил правитель.
- Нет, - отвечал Петр.
- Ты лжешь, - сказал правитель, - ибо я слышал, что у тебя есть родители. - В Евангелии мне, дано повеление, - отвечал Петр, - отрекаться от всего, когда я иду на исповедание имени Господня (Лк 14:26; Мф 10:37, 19:29; Мк 10:29-30; Лк 18:29-30).
- Известно ли тебе царское повеление? - спросил правитель.
- Я знаю, - отвечал Петр, то, что повелел мой Бог, истинный и вечный Царь.
Правитель сказал:
- Всемилостивые цари повелели, чтобы все христиане или принесли жертвы богам, или были погублены посредством различных казней.
Петр отвечал:
- А истинный вечный Царь заповедал, что если кто принесет жертву идолам, а не живому Богу, тот погибнет навеки. Рассуди по справедливости: можно ли нарушить эту заповедь Небесного Царя?
- Послушай меня, - сказал правитель, - принеси жертву богам и исполни приказание наших царей.
Петр отвечал:
- Я не принесу жертвы изделию человеческих рук - богам деревянным и каменным, которым вы подобны.
- Ты оскорбляешь нас, - возразил правитель. - Разве ты не знаешь, что я могу предать тебя смерти?
- Я не оскорбляю тебя, - отвечал Петр, - но говорю то, что написано в законе Господнем: Их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят. Господь говорит в Писании: Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них (Пс 113:12-16).
Если же Дух святой от Господа сказал сие чрез уста пророков, то как же ты говоришь, будто бы я оскорбил тебя, назвав подобным глухим и немым каменным и деревянным идолам, и даже еще и мне советуешь, чтобы я сделался подобным тебе.
Правитель сказал:
- Послушай меня, пожалей сам себя и принеси жертву богам.
Петр отвечал:
- Именно тогда я и пожалею себя, если не принесу жертвы вашим богам и не отступлю от истины. Но так как ты - неверный, то посему и не веришь ни мне, ни закону Божию: что если кто принесет жертву богам, то погибнет. Но что же ты медлишь? Делай, что тебе приказано.
- Я еще жду, - отвечал правитель, - пока ты раздумаешь, принесешь жертву богам и тем избавишься от мучений.
- Напрасно ждешь, - отвечал Петр - делай, что замыслил делать, исполняй волю отца своего - диавола, ибо я не исполню вашей воли, и не допустит меня сделать это Господь мой Иисус Христос, Которому я усердно служу.
Правитель приказал повесить его и потом сказал ему:
- Что скажешь, Петр? Принесешь или нет жертву богам?
- Дай железные когти, - отвечал святой, - строгай меня, ибо я не один раз говорил тебе, что не принесу жертвы никому, кроме единого Бога моего, за имя Которого я страдаю.
Правитель Север приказал жестоко мучить его. Доблестный мученик Божий не издал при этом ни одного стона, но только воспевал:
- Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей (Пс 26:4).
И еще воспевал:
- Чашу спасения приму и имя Господне призову (Пс 115:4).
Когда он говорил так, правитель пришел в еще большее раздражение и призвал других палачей. Стоявший вокруг народ, видя текущую по земле в большом количестве кровь, соболезнуя о святом, говорил:
- Пожалей себя и принес жертву богам, чтобы избавиться от этих лютых мучений.
- Эти муки, - отвечал святой Петр, ничто и не причиняют мне никакой боли. Если же я отрекусь от моего Бога, то тогда я действительно впаду в тягчайшие и бесконечные мучения.
Правитель сказал:
- Что это говоришь ты, Петр? - Принеси жертву богам, чтобы не раскаяться после, когда уже будет поздно.
- Не раскаюсь и не принесу жертвы, - отвечал Петр.
- Я предам тебя смерти, - сказал правитель.
- Этого именно я и желаю, - чтобы умереть за Бога моего, - отвечал Петр
Тогда правитель произнес над ним следующий смертный приговор:
- Петра, пренебрегшего ради закона Бога своего, повелением непобедимых царей, приказываю распять на кресте.
Так, доблестный воин Христов, оканчивая свой подвиг, удостоился соделаться, чрез распятие на кресте, причастником страданий Владыки. Мученик Христов, Петр Авесаломит, пострадал в городе Авлоне, когда в Риме царствовал Максимиан, над всеми же – Господь наш Иисус Христос, Которому слава во веки, аминь.
Жития святых Димитрия Ростовского
ОН ВСЕГДА НОСИЛ С СОБОЙ ЕВАНГЕЛИЕ
Житие святого мученика Евпла диакона.
Мученик архидиакон Евпл пострадал в 304 году при императорах Диоклитиане (284-305) и Максимиане (284-305). Он служил в сицилийском городе Катане. Всегда нося при себе Евангелие, святой Евпл бесстрашно проповедовал язычникам о Христе.
Однажды, когда он читал и объяснял Евангелие собравшемуся народу, его схватили и представили правителю города Калвисиану.
Святой Евпл исповедал себя христианином и обличил идольское нечестие. За это его предали мучениям. Израненного святого бросили в темницу, где он пробыл в молитве 7 дней. Господь извел в темнице мученику источник воды для утоления жажды.
Представ вторично судье, укрепленный и радостный, он вновь исповедал веру во Христа и обличил мучителя за пролитие крови неповинных христиан.
Разгневанный градоначальник приказал оторвать ему уши железными крючками и отвести связанного в претор для суда; сюда пришел и сам мучитель и, севши на своем месте, долго принуждал святого к принесению нечестивых жертв, но, видя, что святой Евпл остается непреклонным, Калвисиан осудил его на усекновением мечом.
Выслушав свой смертный приговор, святой Евпл просил градоначальника, чтобы пред усекновением ему дано было время для молитвы, Калвисиан изъявил свое согласие на просьбу.
Когда воины повели святого мученика на казнь, то им сопутствовала большая толпа народа, среди которое не мало было и христиан, тайно державшихся своей веры.
Достигнув места, святой Евпл остановился; потом, обратившись к народу, он взял Евангелие, которое всегда носил с собою, и, открыв, начал читать о чудесах Христовых, поучая познанию истинного Бога, и многие из язычников просветились светом истины Христовой.
Затем святой Евпл начал молиться Богу и к нему пришел глас свыше:
- Блажен ты Евпл, добрый и верный раб Мой, гряди и вступи в радость Господа твоего, наслаждаясь покоем со всеми от века благоугодившими Мне!
После того как раздался этот глас, святой Евпл преклонил главу свою и, по усечении ее, отошел ко Господу своему. Благоговейные мужи из христиан взяли честное тело и главу и погребли в особо уготованном месте, и по молитвам святого мученика при гробнице его совершалось много исцелений, в которых действовала благодать Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом честь и слава во веки. Аминь.
«Жития святых» свт. Димитрия Ростовского
Пролог
ДЕРЗНОВЕННЫЙ ОБЛИЧИТЕЛЬ НЕЧЕСТИВЫХ ВЛАСТИТЕЛЕЙ
Житие и страдания святого мученика Мирона.
Святой Мирон был пресвитером в Ахаии (древнегреческая область) в царствование нечестивого царя Декия (249–251 гг.); игемоном же той страны был Антипатр. Святой происходил из знатного и богатого рода; он был весьма кроток нравом; в своем сердце он всегда питал теплую любовь к Богу и людям и проводил жизнь богоугодную.
Однажды, в день праздника Рождества Христова, игемон Антипатр вошел в христианский храм, чтобы взять христиан, собравшихся на молитву, и предать их мучениям; увидя это, святой Мирон преисполнился ревности и с силою обличил игемона и укорил его.
За это он был взят по приказанию игемона и предан жестоким мучениям: он был повешен на древе и подвергнут строганию железным гребнем; затем был опаляем огнем; наконец был брошен в сильно разожженную и испускавшую страшное пламя пещь; но в это время из печи исшел огонь и попалил сто пятьдесят нечестивых слуг игемоновых, стоявших вблизи; святой же остался живым, по благодати Христовой, не потерпел никакого вреда и, стоя посреди печи, благословлял Бога.
В то же время в печи видны были святые Ангелы, стоявшие посреди огня кругом святого и охлаждавшие печь.
Когда печь угасла и святой вышел из нее, не потерпев никакого вреда, игемон начал принуждать его поклониться идолам; когда же святой не исполнил сего нечестивого приказания, то игемон повелел снять кожу со святого и резать ее на ремни, от плеч до ног.
Святой же мученик, взяв с себя один ремень, бросил его в лицо игемону; тогда он снова был подвергнут строганию железными ногтями по обнаженному телу и потом отдан был на съедению зверям; однако не потерпел от них никакого вреда.
Тогда игемон Антипатр, увидя себя постыженным во всём страстотерпцем Христовым Мироном, преисполнился гнева и бешенства и своими же собственными руками умертвил себя; так погиб нечестивый с шумом, отдав мерзкую душу свою бесам в ад на вечные мучения.
Святой же мученик был отведен в город Кизик и здесь скончался, будучи усечен во главу, предав душу свою святую в руки Божии. Кончина св. мч. Мирона последовала ок. 250 г.
Жития святых Святителя Димитрия Ростовского
ВЕЛИК БОГ, КОЕГО ИСПОВЕДУЕТ СЕЙ СТРАДАЛЕЦ
Память святого мученика Епимаха 31 октября (13 ноября)
Святой мученик Епимах, сын благочестивых христиан, происходил из Египта; с самой ранней юности он возлюбил Бога от всей души и возымел доброе намерение послужить Ему Единому.
Подражая святому Иоанну Крестителю, он отправился в пустыню и долгое время пребывал на Пелусийской горе.
Он не имел какого-либо руководителя из святых отцов, но наставником ему в сем суровом, пустынном житии, был Сам Дух Святой; любовь к Богу поддерживала и укрепляла его в сем трудном подвиге.
Ибо только одна любовь к Богу всего более может научить человека добродетели; она побудила святых апостолов оставить все и идти вслед за Господом, Который не имел земных богатств; она же воодушевила преподобных отцов, которые "скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли" (Евр. 11:38); движимые сей любовию мученики и мученицы мужественно страдали за Христа, взывая: "Тебя, Жених мой, люблю и тебя стражду".
Сия любовь научила и святого Епимаха переносить пустынные подвиги и труды, претерпевать всякие напасти от невидимых врагов, жить свято в Боге, быть готовым на смерть за Него.
Прожив в своем пустынном уединении уже много лет, святой Епимах узнал, что христиане в Александрии претерпевают сильные притеснения, причем одни из последователей Христа, боясь лютых мук, скрываются в горах и пустынях, другие же отпадают от веры.
Распаляемый ревностью к Богу, святой отшельник оставил свою пустыню и отправился в Александрию, желая своей кровью запечатлеть исповедание Христово, пострадать за Господа и укрепить таким образом слабых. Придя в Александрию, он увидел, каким жестоким мучениям подвергают нечестивые идолопоклонники верующих; с сердечной горестью он заметил, что злочестие бесовское сильно возросло, и многие из христиан колебались; язычники даже осквернили храм Господень.
При виде сего святой смело вошел в идольское капище. Там по случаю языческого праздника тогда было много народа, Блаженный Епимах, в присутствии всех, смело поверг на землю идолов и сокрушил их. Язычники тотчас же схватили его и отвели к игемону Апеллиану.
Увидев, что игемон сидит на судилище и обрекает христиан на мучения, святой мужественно устремился на него, чтобы поразить безбожника, и Апеллиан не избег бы руки святого Епимаха, если бы, стоявшие вокруг, не удержали святого: такую ревность о Господе Боге проявил подвижник.
Игемон удивился такой дерзости человека, бедно одетого в рубище. Он повелел отвести его в темницу и держать там, пока не решит, какому мучению предать его.
В темнице тогда находилось множество верных, заключенных за исповедание великого имени Христова; всех их укреплял Епимах на мученический подвиг; его увещание ободрило и одушевило верующих, так что ни один из них не устрашился, не отпал от веры, но все с радостью пролили кровь свою за истинного Бога и все они после различных жестоких мук предали Господу свои души.
Наконец и святого Епимаха предали лютым мукам за то, что он не только верует во Христа, нарушает их праздник, но даже поднял руку на самого игемона, намереваясь убить его. Сначала святого повесили и стали строгать железными ногтями, затем стали метать в него камнями, раздробляя кости его, а он в муках возглашал:
- Если Господь мой Иисус Христос ради меня был распят, прободен копием и напоен оцтом, то не должен ли и я быть причастником Его страданий. Я хочу, чтобы вы подвергли меня еще большим мучениям, чем сии: заушайте меня, плюйте на меня, возложите мне на голову терновый венец дайте мне трость в руки, напойте желчию все тело мое, покройте язвами, распните меня на кресте и пронзите меня копьем. Что претерпел Господь мой, то и я хочу претерпеть.
Много народа стояло кругом и смотрело на мучения святого Епимаха. В толпе находилась тогда одна женщина, которая могла только видеть одним глазом, ибо на другом у ней было бельмо. Видя страдания святого, она плакала. В сие время капля крови святого мученика брызнула и попала ей на больной глаз. Тотчас око ее исцелело, так что она могла им видеть, как другим. При таком чудном исцелении женщина вскричала:
- Велик Бог, Коего исповедует сей страдалец.
Затем мучители усекли главу Христова мученика, Так святой Епимах предал душу Господу, за Которого пострадал столь мужественно.
«Жития святых» св. Димитрия Ростовского
НЕ ХОЧУ ОТРЕЧЬСЯ ОТ ХРИСТА
Житие и страдание святого мученика Маманта
Святой мученик Христов Мамант родился в Пафлагонии (провинция Римской империи). Родители его – Феодот и Руффина – были люди знатные, из рода патрициев (высшее сословие в Римской империи, соответствующее нашему родовитому дворянству), были в чести, богаты и сияли благочестием.
Они не могли долго скрывать в себе своей веры во Христа и горячей любви к Нему, открыто пред всеми исповедали свое благочестие и многих обратили ко Христу. Посему на них донесли правителям, которые воздвигли гонения на христиан.
Так родители святого Маманта были брошены в темницу за Христово имя в Кесарии Каппадокийской злочестивым правителем Фавстом. Блаженная же Руффина была в это время беременна: она вместе с мужем претерпевала страдания за Христа.
В темнице сначала умер его отец; а мать его скончалась в темнице при родах.
Феодот, зная немощь тела своего и видя лютую, жестокость мучителя, пожелал лучше умереть в темнице, нежели погрешить в чем-либо против благочестия. Его усердную молитву исполнил Владыка живота нашего.
Вслед за мужем блаженная Руффина, от скорби преждевременно родив сына, отошла ко Господу, оставив младенца по твердой вере своей на хранение и воспитание Единому Всемощному Богу. Так младенец остался живым посреди мертвых родителей.
Тогда «храняй младенцы Господь» (Пс.114:5) благоизволил открыть о случившемся одной знатной и благочестивой женщине Аммии из Кесарии. В сонном видении Он чрез Своего Ангела повелел ей испросить у правителя тела святых, преставившихся в темнице и с честию их похоронить; младенца же взять к себе и воспитать его вместо сына. Аммия исполнила повеление Господне. Она была бездетная вдова и целомудренно проводила жизнь свою.
Младенец возрастал, но до пяти лет ничего не говорил. Первое же слово, какое он сказал Аммии, ставшей для него как бы второй матерью, было «мамма» (греч. сосцы или мать.), и от этого слова был назван Мамантом.
Тогда в Риме царствовал нечестивый Аврелиан (270–275 гг.), который особенно совращал в нечестие людей с детских лет. Те же отроки, кто были товарищами Маманта по школе, где святой учился грамоте, следуя его благочестивым наставлениям, не исполняли царских повелений.
При правителе Демокрите, который был ярым гонителем христиан, на Маманта донесли язычники; святому шел пятнадцатый год, он был уже снова сиротой, и ему Аммия оставила в наследство большое имущество. Отрока представили на допрос. Юный Мамант, как совершенный и зрелый муж, безбоязненно исповедовал Христа. Сказал также о своем знатном происхождении, и гонители не посмели мучить святого. Посему, возложив на него железные оковы, отослали к царю Аврелиану в город Эги.
Царь всячески пытался склонить юного Маманта, то угрозами, то ласками, но тщетно. И тогда святого стали бить без пощады. Но Мамант всё переносил, будто не чувствуя боли. Его опаляли свечами, били камнями, пытались бросить в море, привязав на шею тяжелый свинец, но явился Ангел Господень, освободил мученика и, приведя на высокую гору в пустыне, близ Кесарии, повелел ему жить там.
Житие в пустыне св. Мамант начал 40-дневным постом, и явился как бы второй Моисей (Исх.24:18), коему в руки дан был новый закон: ибо сошел к нему с неба голос и жезл. Приняв сей жезл, Мамант, по повелению свыше, ударил им в землю, и тотчас из глубины земли явилось Евангелие. После сего построил он небольшую церковь и молился в ней, читая святое Евангелие. От святости Маманта дикие звери становились ручными, и он питался их молоком, из коего изготовлял сыр – для себя и для бедных из Кесарии.
Когда злочестивый наместник Каппадокии Александр узнал о Маманте, то счел его за чародея и послал взять его. Но св. Мамант сам вышел навстречу воинам. Святого до самого города провожал его верный лев. На допросе св. Мамант опроверг все нечестивые домыслы наместника и исповедал Бога истинного, от чего мучитель пришел в ярость и приказал повесить святого, бить и строгать железными когтями тело его. Мученик всё терпеливо переносил, с умилением возводя очи на небо, ожидая помощи, каковую действительно и получил: ибо внезапно был к нему с неба голос, глаголющий: «Крепись и мужайся, Мамант!»
Изстрогав всего, святого бросили на время в темницу, где сидело до сорока узников. Когда они изнемогли от голода и жажды, св. Мамант помолился, и чрез оконце влетел в темницу голубь, держа во рту пищу, которая чудесно умножилась для всех узников. В полночь же открылись двери темницы, и все узники вышли; остался только Мамант.
Мучитель тем временем разжег печь, чтобы сжечь святого. Но и оттуда спас его Господь, оросив пламя прохладой. Мученик, воспевая и славя в той печи Бога, пробыл в ней три дня. Многие из народа, увидав это чудо, познали истинного Бога, безумный же наместник приписал это чародейству и многие хулы говорил на истину.
Затем св. Маманта осудили на съедение зверям, но его не тронула ни медведица, ни леопард. В это время прибежал лев – тот самый, который пришел со святым из пустыни, и, вскочив в цирк, проговорил к святому человеческим голосом (ибо Бог, в явление всемогущей Своей силы, открыл уста зверю, как некогда ослице Валаамовой), следующие слова: «Ты – пастырь мой, который пас меня на горе!» И, проговорив сие, тотчас бросился терзать зрителей. Но св. Мамант укротил льва и отослал его в пустыню.
Наместник же, снова схватив святого, продержал некоторое время в темнице и, выведя вторично в цирк, выпустил на него самого свирепого льва. Но и тот, мгновенно став кротким, лежал у ног святого. Видя сие, народ от гнева скрежетал зубами на святого и кричал наместнику: «Уведи льва, а мы этого чародея побьем камнями!»
И стали бросать камни в мученика. Один же из языческих жрецов, по повелению мучителя, сильно ударил святого трезубцем в чрево и рассек его, так что из чрева выпали все внутренности. Подобрав их и держа собственными руками, св. Мамант пошел вон из города. Кровь его, истекающую как воду, одна из верующих женщин собирала в сосуд. Пройдя около 200 саженей, св. Мамант обрел в каменной скале пещеру и уснул в ней. Здесь он услышал голос с неба, призывающий его в горние селения, и с радостью предал дух свой в руки Господа, за Коего усердно пострадал. В 275 г. От святых мощей его совершались многие исцеления и чудеса.
По материалам Жития святых свт. Димитрия Ростовского
МУЧЕНИЕ И БЕЗЧЕСТИЕ ПРЕТЕРПЕВШИЕ
Память сщмч. Маркелла папы Римского и иже с ним пострадавших.
Священномученик Маркелл, папа Римский, и святые мученики Сисиний и Кириак диаконы, Смарагд, Ларгий, Апрониан, Сатурнин, Папий и Мавр воины, Крискентиан и святые мученицы Прискилла, Лукина и царевна Артемия пострадали в Риме во время гонений императоров Диоклитиана и Максимиана (284–305) и их преемников – Галерия (305–311) и Максентия (305–312).
Император Максимиан, управлявший западной частью Римской империи, лишил всех христиан воинских званий и послал на каторжные работы. Один богатый христианин, Фрасон, стал посылать узникам через христиан Сисиния, Кириака, Смарагда и Ларгия пищу и одежду. Святой папа Маркелл благодарил Фрасона за благотворение, а Сисиния и Кириака посвятил во диаконы.
Вскоре при оказании помощи узникам Сисиний и Кириак были схвачены и посланы на работы. Они выполняли не только свою норму, но работали и за престарелого узника Сатурнина, за что Максимиан предал Сисиния на мучения правителю области Лаодикию.
Святого заключили в тюрьму. Начальник тюрьмы Апрониан вызвал святого Сисиния для допроса, но, увидев, что его лицо сияет Небесным светом, уверовал во Христа и крестился, а затем вместе с Сисинием, придя к святому папе Маркеллу, принял миропомазание.
Совершив литургию, святой Маркелл причастил их Святых Тайн.
В тот же день, 7 июня, святые Сисиний и Сатурнин в сопровождении Апрониана предстали перед Лаодикием. Святой Апрониан исповедал, что он христианин, – и был обезглавлен, а святые Сисиний и Сатурнин брошены в тюрьму.
Затем Лаодикий приказал привести их в языческий храм и принести жертвы. Святой Сатурнин сказал: «Да обратит Господь в прах идолов языческих!» В то же мгновение треножники, на которых курился фимиам перед идолами, расплавились.
При виде этого чуда воины Папий и Мавр исповедали Христа.
После продолжительных истязаний Сисиний и Сатурнин были обезглавлены, а Папий и Мавр заключены в темницу, где молились о просвещении их святым Крещением. Господь помог им осуществить это спасительное желание.
Выйдя незамеченными из тюрьмы, они приняли от святого Маркелла Крещение и вернулись в темницу. На суде они вновь исповедали себя христианами и скончались от ужасных пыток. Их честные тела были погребены пресвитером Иоанном и Фрасоном.
Святых Кириака, Смарагда, Ларгия и других узников-христиан продолжали изнурять на работах.
Царевна Артемия, младшая дочь Диоклитиана, страдала беснованием. Узнав о том, что святой узник Кириак исцеляет недуги и изгоняет бесов, император призвал его к больной. Изгнав беса, святой Кириак окрестил царевну. В награду за излечение дочери император освободил Кириака, Смарагда и Ларгия.
Вскоре Диоклитиан отправил святого Кириака в Персию, чтобы он исцелил дочь персидского царя. По возвращении в Рим святой Кириак был схвачен по приказанию императора Галерия, зятя отрекшегося от власти Диоклитиана. Галерий был очень рассержен на своего предшественника за обращение в Христианство царевны Артемии. Он приказал на позор и посмешище толпы водить за своей колесницей обнаженного, закованного в цепи святого Кириака.
Папа Маркелл всенародно обличил императора Галерия в жестокости против неповинных христиан, за что был жестоко избит палками.
Святые Кириак, Смарагд и Ларгий и еще один узник, Крискентиан, скончались от истязаний. В то же время были казнены и находившиеся в темнице со святым Кириаком царевна Артемия и еще 21 узник.
Святой папа Маркелл был тайно освобожден римскими клириками. Выкопав тела святых мучеников Кириака, Смарагда и Ларгия, он похоронил их в имении двух христианок Прискиллы и Лукины в окрестностях Рима, превратив дом Лукины в церковь.
Занявший престол императора Максентий приказал разорить церковь и превратить ее в скотный двор, а святого папу приговорил пожизненно ходить за скотом.
Измученный голодом и холодом, изнуренный зловонием, святой папа Маркелл заболел и скончался в 310 году.
Святые жены Прискилла и Лукина с безчестием были изгнаны из Рима, а их имения разграблены.
По материалам Жития святых свт. Димитрия Ростовского
СОКРУШИВШИЙ ЗУБАМИ ЖЕЛЕЗО
Память святого мученика Солохона и иже с ним.
Святой мученик Солохон, египтянин родом, пострадал за Христа в царствование императора Максимиана (284–305).
Одновременно с Солохоном приняли смерть за Христа и святые мученики Памфамир и Памфалон. Все они служили в императорских войсках в полку трибуна Кампана.
Во время гонения на христиан императоров Максимиана и Диоклитиана Кампан со своими воинами был послан в город Халкидон.
Там все воины его полка должны были принести жертву в идольском капище. Трое воинов – святые Солохон, Памфамир и Памфалон, отказались принести жертву идолам, объявив, что они поклоняются только Истинному Богу, Господу Иисусу Христу. По распоряжению Кампана их подвергли жестоким мучениям, во время которых святые мученики Памфамир и Памфалон скончались.
Святой Солохон перенес пытку и остался жив, прославляя Христа. Мучитель в великой ярости приказал мечом раскрыть рот святого Солохона и влить в него насильно идоложертвенной крови.
Но святой Солохон так крепко сжал зубы, что их не смогли разомкнуть даже железом, меч погнулся, а святой разорвал узы и стал перед мучителем, продолжая славить Христа.
Святому Солохону был голос с неба, воодушевлявший его терпеть до конца.
По приказу мучителя святого Солохона подвергли нещадному избиению, после чего израненного влачили по острым камням, добиваясь отречения от Христа, но святой мученик оставался непоколебим.
Тогда приказано было повесить его за одну руку, а к ноге привязать тяжелый груз. В таком положении святой Солохон висел три часа. Когда же, наконец, обрезали веревку, то святой Солохон, к удивлению всех, стал прямо на ноги, как здоровый человек.
Обезумев от ярости, Кампан схватил писчую трость и с силой глубоко вонзил ее в ухо святому мученику. Страдалец упал, а Кампан и воины ушли, бросив его. Христиане унесли мученика в дом одной благочестивой вдовы и положили на одр.
Святой подкрепился пищей и беседовал с христианами, наставляя их твердо стоять за веру, потом молясь и, подняв очи к небу, предал свою душу Господу Иисусу Христу.
По материалам Жития святых свт. Димитрия Ростовского
"Я ВОЗДАЮ ХВАЛУ ВЕРЕ ВО ХРИСТА, А СЛУЖЕНИЕ ИДОЛАМ ПОНОШУ"
Страдание святого мученика Алвиана епископа и ученика его.
Святой священномученик Алвиан пострадал в царствование императора Максимиана, когда Асия находилась под управлением Элиана.
Святой Алвиан схвачен был в то время, когда некий языческий жрец, по имени Агрипин, совершал жертвоприношения идолам.
Святого стали принуждать принести жертву идолам и повергнуть на жертвенник ладон, но он на это с достоинством ответил: "Я воздаю хвалу вере во Христа, а служение идолам поношу".
За это ему сперва обожгли раскаленными железными прутьями живот и голени, а потом без всякой пощады стали бить палками.
Такими истязаниями мучители хотели принудить святого отречься от Христа и принести жертву идолам, но на это не согласился ни он сам, ни ученик его, вместе с ним подверженный мучениям. После сего он осужден был на сожжение, для чего раскалили печь и бросили в нее его и его ученика, где святые мученики и скончались.
Жития святых Димитрия Ростовского
ХРАНИМАЯ АНГЕЛАМИ
Страдание святой мученицы Антонины
Святая мученица Христова Антонина пострадала в городе Никее, в царствование Диоклитиана и Максимиана – около 285 г. Хотя открытое гонение на христиан началось с 303 г., но еще за несколько лет до этого Максимиан Галерий (зять Диоклитиана) преследовал христиан частным образом.
Так как Антонина веровала во Христа, то Максимиану донесли на нее, что она – христианка. Приведенная в Никею и представ перед императором, она безбоязненно исповедала свою веру.
Чтобы принудить святую отречься от Христа и принести жертву идолам, ее подвергли жестоким мучениям, но она не покорилась желанию мучителей и была заключена в темницу.
Вскоре после сего Максимиан повелел вывести мученицу Антонину из темницы и стал снова принуждать ее к отречению от Христа, но и на этот раз она не послушалась императора. Тогда Максимиан приказал повесить ее и строгать по ребрам.
Среди мучений святая Антонина все время обличала заблуждение императора и проповедовала о Христе. Видя это, Максимиан велел палачам снять с нее одежду и бить ее по голому телу.
Но когда палачи хотели исполнить повеление императора, явились Ангелы и, охраняя святую мученицу, подвергли мучениям самих мучителей. После сего святую Антонину положили на раскаленный железный одр, но она осталась невредимою. Тогда ее в мешке бросили в Никейское озеро.
По материалам Жития святых свт. Димитрия Ростовского
КРЕПКИЕ ВОИНЫ ХРИСТОВЫ
Святые мученики Агафопод диакон и Феодул
Святые мученики Агафопод диакон и Феодул чтец жили в Фессалониках в царствование императоров Диоклитиана (284 - 305) и Максимиана (284 - 305) и состояли в церковном причте: святой диакон Агафопод был глубоким старцем, а святой Феодул, чтец, был юн.
Оба отличались праведной жизнью и благочестием. Однажды святой Феодул в сонном видении увидел, как неизвестный человек в светлой одежде вложил ему в руку какой-то предмет.
Когда он проснулся, то увидел в руке прекрасный перстень с изображением Креста и решил, что это знак его будущего мученичества. Силою изображенного на перстне Креста святой исцелил многих больных и обращал язычников к вере во Христа Спасителя.
Когда император Диоклитиан издал указ (303) о гонении на христиан, многие пытались укрыться от преследований, но святые Агафопод и Феодул безбоязненно продолжали вести Евангельскую проповедь.
Правитель Фессалоник Фаустин, узнав об этом, приказал привести их к себе на суд. Увидев юность и красоту святого Феодула, Фаустин пытался лестью убедить его отказаться от христианства и вернуться к узаконенным жертвоприношениям.
На это мученик Феодул ответил, что он давно уже отрекся от заблуждений и жалеет Фаустина, который своей преданностью язычеству осуждает себя на вечную смерть.
Правитель предложил мученику выбор: благополучную жизнь или немедленную смерть. Святой ответил, что выбирает, конечно, жизнь, но жизнь вечную, и временной смерти не боится.
Когда Фаустин потерял надежду убедить мученика Феодула, он стал уговаривать святого Агафопода. Правитель пытался обмануть его и сказал, что святой Феодул уже согласился принести жертву богам. Но мученик Агафопод не поверил этому. Он был уверен, что святой Феодул готов принести жизнь свою Истинному Богу, Господу Иисусу Христу.
Не добившись успеха, Фаустин приказал отправить мучеников в темницу. В темнице святые мученики горячо молились и смело проповедовали узникам Слово Божие, так что многих обратили в христианство. Начальник тюрьмы Евтиний донес об этом правителю.
Фаустин вновь призвал их на суд и стал снова убеждать отречься от Христа. Перед глазами святого Феодула заставили приносить жертвы идолам тех, кто ранее были христианами, но изменили вере.
«Немощных вы победили, а крепких воинов Христовых ни в каком случае не сможете победить, если даже изобретете и еще большие мучения!» – сказал святой Феодул.
Правитель приказал мученику принести христианские книги. "Вот, мое тело отдается для мучений, – отвечал мученик, – делай с ним, что хочешь; замучь меня самым жестоким способом, но все же я не отдам Святых Книг для поругания нечестивым!»
Фаустин приказал привести святого Феодула на место казни, где палач приготовил меч, чтобы отсечь ему голову.
Мученик мужественно и с радостью воскликнул: «Слава Тебе, Боже, Отче Господа моего, Иисуса Христа, изволившего пострадать за нас. Вот по благодати Его и я иду к Тебе, с радостью умираю за Тебя!»
Тогда Фаустин отменил казнь и снова заключил мучеников в темницу. Там святые мученики горячо молились и оба увидели одинаковый сон. Они плыли на корабле, который во время бури потерпел крушение.
Волны выбросили их на берег в белых, сияющих одеждах. Святые рассказали друг другу видение и возблагодарили Бога за предвещенную им мученическую кончину.
Наутро, когда мучеников снова привели к Фаустину, они объявили ему: «Мы – христиане и за Христово Имя готовы претерпеть любые страдания». Фаустин приказал бросить их в море. Воины привязали святому Агафоподу камни, а он громко возгласил: «Это будет нам вторым Крещением, которым омоются наши прегрешения, и мы чистыми придем ко Христу». Вслед за ним был брошен в море и святой Феодул (+ 303).
Море выбросило на берег тела мучеников в светлых одеждах, без камней и без веревок. Христиане взяли их святые тела и предали честному погребению.
По материалам православных сайтов
УНИЧТОЖИВШИЙ ВОЗБЕСИВШИХСЯ
Память мученика Мелетия Стратилата и иже с ним пострадавших.
В царствование римского императора Антонина Гелиогобала (218–222) святой мученик Мелетий был военачальником Галатийской области.
Он был христианином и усердно молился, чтобы Господь положил конец языческому заблуждению.
Устрашенные его молитвой, бесы, обитавшие в языческих капищах, вошли в собак, которые своим воем стали наводить страх на жителей области. Святой Мелетий вместе со своими воинами уничтожил взбесившихся собак, разрушил капища и был схвачен и приведен на суд правителя Максимиана.
За отказ принести жертву идолам святой Мелетий подвергся истязаниям, и скончался, не прекращая исповедовать свою веру во Христа.
Трибуны его полка, святые мученики Стефан и Иоанн, были обезглавлены за свое исповедание Христа Истинным Богом.
Остальные воины полка, также объявившие себя христианами, были усечены мечом со своими женами и детьми, в мучениях погибло 1218 человек, по некоторым источникам 11000 (+ок. 218).
Святые мученики Феодор и Фавст вместе со многими другими были сожжены. Из пострадавших жен и детей известны имена святых мучениц Маркианы, Сосанны, Палладии, младенцев Кириака и Христиана. Известны имена некоторых из воинов, 12-ти трибунов: святых мучеников Фавста, Фиста, Маркелла, Феодора, Мелетия, Сергия, Маркеллина, Филикса, Фотина, Феодориска, Меркурия, Дидима.
Святой мученик Серапион родился в Египте. Он прибыл в Галатийскую область и был свидетелем мученического подвига святого Мелетия и его дружины. Видя мужество, с каким умирают за Христа верующие в Него, святой Серапион сам уверовал, за это был заключен. В темнице к нему сошел Ангел Божий и посвятил святого Серапинона во епископа.
По материалам «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского
ЗА ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ ВО ХРИСТА
Святые мученики Селевк, Стратоник, Кронид, Леонтий и Серапион пострадали за христианскую веру в III веке.
Святой Селевк происходил из Галатии, Стратоник - из Никомидии Вифинской, Кронид, Леонтий и Серапион - из Египта. За исповедание веры во Христа после жестоких истязаний святые мученики были зверски умерщвлены.
Святым Крониду, Леонтию и Серапиону связали руки и ноги и бросили в море. Их тела волнами вынесло на сушу, где христиане предали их погребению.
Святой Селевк пострадал в Галатии, где после многих мучений был брошен с супругой на съедение зверям.
Святого Стратоника по приказу Вифинского правителя после пыток привязали к двум пригнутым стволам дерева. Тело его было разорвано на две части. (Память его празднуется также 9 сентября.)
По материалам православных сайтов
НЕ ОСКВЕРНИВШИЕСЯ ЖИВЯ С ЯЗЫЧНИКАМИ
Память мчч. Еспера Атталийского и его супруги с сыновьями.
Святые мученики Еспер, его супруга Зоя и их сыновья Кириак и Феодул пострадали за веру Христову во II веке, в гонение Адриана (117-138).
Святые супруги приняли Христианство в детстве и своих детей также воспитали в глубокой вере. Все они были рабами знатного римлянина Катулла, жившего в Малоазийском городе Атталии.
Служа своему земному господину, святые никогда не оскверняли себя идоложертвенной пищей, употребление которой язычниками было обязательным. Однажды Катулл послал святого Еспера по делам в Тритонию.
В это время святые Кириак и Феодул решили бежать, не желая находиться в постоянном общении с язычниками.
Однако святая Зоя не благословила сыновей на этот поступок. Тогда юноши просили материнского благословения на открытое исповедание своей веры во Христа и получили его.
Когда братья объявили Катуллу, что они христиане, тот удивился, но не предал их на мучения, а отослал вместе с матерью к святому Есперу в Тритонию, надеясь, что родители убедят своих детей к отречению от Христовой веры.
Находясь в Тритопии, святые некоторое время прожили в спокойствии, готовясь к предстоявшему им мученическому подвигу.
Ко дню рождения сына Катулла все рабы были возвращены в Атталию, и в доме устроен был праздник в честь богини Фортуны. Рабам были посланы яства со стола господ, в числе прочего были идоложертвенные мясо и вино. Но святые не притронулись к еде.
Зоя вылила вино на землю, а мясо бросила собакам. Узнав об этом, Катулл приказал истязать сыновей Зои - святых Кириака и Феодула.
Братьев, обнажив, подвесили на дереве, терзали железными орудиями на глазах их родителей, которые во время пыток наставляли своих детей терпеть до конца за веру.
Потом и сами родители, святые Еспер и Зоя, были подвергнуты жестоким пыткам. Наконец, всех четырех мучеников бросили в раскаленную печь, где они с молитвой предали свои души Господу.
Тела их сохранились в огне неврежденными, и слышно было Ангельское пение, прославляющее подвиг исповедников Господних.
По материалам православных сайтов
ЗА ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ ВО ХРИСТА
Святые мученики Селевк, Стратоник, Кронид, Леонтий и Серапион пострадали за христианскую веру в III веке.
Святой Селевк происходил из Галатии, Стратоник - из Никомидии Вифинской, Кронид, Леонтий и Серапион - из Египта. За исповедание веры во Христа после жестоких истязаний святые мученики были зверски умерщвлены.
Святым Крониду, Леонтию и Серапиону связали руки и ноги и бросили в море. Их тела волнами вынесло на сушу, где христиане предали их погребению.
Святой Селевк пострадал в Галатии, где после многих мучений был брошен с супругой на съедение зверям.
Святого Стратоника по приказу Вифинского правителя после пыток привязали к двум пригнутым стволам дерева. Тело его было разорвано на две части. (Память его празднуется также 9 сентября.)
По материалам православных сайтов
ИСПОВЕДНИКИ ХРИСТОВОЙ ВЕРЫ
Святые мученики Закхей, диакон Гадаринский, и Алфей, чтец Кесарийский, пострадали при императоре Диоклитиане (284-305).
В Кесарии Палестинской, с приближением двадцатилетия царствования императоров, заключенным в темницах объявлялось обыкновенно прощение преступлений. Так было и в царствование Диоклитиана. При этом правитель области, даровав свободу даже величайшим преступникам, христиан подверг жесточайшим мучениям.
В это время за исповедание Христовой веры был схвачен диакон Гадаринской церкви Закхей.
Спрошенный на судилище о вере, он смело и безбоязненно исповедывал Христа. За это его подвергли жестоким истязанием: секли розгами, затем терзали когтями и, наконец, забив ноги его в колодки, ввергли в темницу. Святой доблестно переносил мучения.
Когда мучили святого Закхея, приведен был на судилище еще один исповедник за имя Христово, именем Алфей. Он происходил из знатного рода и был родственником Закхея, родился же в Палестинском городе Елевферополе.
Когда началось Диоклитианово гонение на христиан, Алфей занимал должность чтеца в Кесарийской церкви.
Гонение, воздвигнутое на исповедников Христовой веры, было очень жестоким, и многие из христиан не снесли тяжести мучений, отпали от веры Христовой и уже готовы были принести жертвы идолам. Тогда Алфей, ревнуя о Боге, вбегает в толпу отпавших и отвлекает их от идольских жертв. За это он было схвачен и в оковах отведен в темницу.
Через несколько дней его подвергли таким же мучениям, как и родственника его Закхея: терзали розгами, раздирали когтями, и, наконец, заковали в одну колодку вместе с праведным Закхеем.
В таком положении они пробыли ночь и день. Когда и после сих мучений, святые мученики продолжали непрестанно исповедывать Христа, их обезглавили († 303).
Так скончались святые мученики, претерпев многие страдания за имя Христово.
Свят.Димитрий Ростовский «Жития святых»
ПРИНЯВШИЕ МУЧЕНИЧЕСКУЮ КОНЧИНУ ЗА ХРИСТА
Святые мученицы Еннафа, Валентина и Павла приняли мученическую кончину от Фирмилиана, правителя палестинской области, в 308 году.
Святая Еннафа происходила из Газы, а святая Валентина – из окрестностей города Кесарии. Обе они были девицами.
Сперва на суд к Фирмилиану была приведена святая Еннафа. На допросе она мужественно объявила себя христианкой, и за это, по повелению правителя, ее подвергли сперва жестоким побоям, а потом привесили к столбу и стали строгать тело ее.
После сего была приведена к Фирмилиану святая Валентина. Ее обвиняли в непочитании языческих богов, и правитель приказал ей принести жертву идолам. С этой целью ее повели в языческий храм, стоявший неподалеку от судилища.
Но когда святая была приведена в храм, то, вместо того, чтобы принести жертву идолам, она смело бросила на жертвенник камень и обратилась к пылавшему на нем огню спиной. Тогда Фирмилиан пришел в ярость и повелел нещадно бить ее по ребрам, а затем приговорил ее, а с нею и святую Еннафу к усечению мечом.
После всех была приведена на мучения святая Павла. По приказанию правителя ее подвергли многоразличным мучениям, но, при содействии благодати Христовой, она переносила свои страдания с великим мужеством, и мучитель повелел отсечь ей голову мечом. Перед казнью она вознесла благодарение Богу и, поклонившись присутствовавшим на казни христианам, склонила под меч свою голову и так предала дух свой Богу.
По материалам православных сайтов
СВЯТОЕ ИСПОВЕДАНИЕ
Страдание святых мучеников Романа дьякона и отрока Варула
Святой мученик Роман был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью.
Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню.
Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной.
Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения.
Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям.
Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: «Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам». Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе.
На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его.
Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама прислонила голову сына на плаху, а после казни погребла его († 303).
Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но, и лишенный языка, святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению († 303).
По материалам православных сайтов
ДОБЛЕСТНЫЙ ВОИН ХРИСТОВ
Святой мученик Петр
Святой мученик Петр, называемый Авесаламитом, уроженец Елевееропольской страны, был схвачен при наступлении гонения на христиан, в городе Авлоне. Когда его привели на допрос к правителю Северу, тот спросил:
– Как тебя зовут?
Петр отвечал:
– По отцу меня зовут Авесаламит духовное же имя, полученное мною при крещений, – Петр.
– Какого ты рода? – спросил правитель.
Петр отвечал:
– Я христианин.
– Какого ты звания? – спросил правитель.
– Высшего и лучшего звания, чем звание христианина, я не могу иметь, – отвечал Петр.
– Есть ли у тебя родители? – спросил правитель.
– Нет, – отвечал Петр.
– Ты лжешь, – сказал правитель, – ибо я слышал что у тебя есть родители.
– В Евангелии мне дано повеление, – отвечал Петр, – отрекаться от всего, когда я иду на исповедание имени Господня (Лк.14:26; Мф.10:37; 19:29; Мрк.10:29-30; Лк.18:29-30).
– Известно ли тебе царское повеление? – спросил правитель.
– Я знаю, – отвечал Петр, – то, что повелел мой Бог истинный и вечный Царь.
Правитель сказал:
– Всемилостивые цари повелели, чтобы все христиане или принесли жертвы богам, или были погублены посредством разных казней.
Петр отвечал:
– А истинный вечный Царь заповедал, что если кто принесет жертву идолам, а не живому Богу, тот погибнет на веки. Рассуди по справедливости: можно ли нарушить эту заповедь Небесного Царя?
– Послушай меня, – сказал правитель, – принеси жертву богам и исполни приказание наших царей.
Петр отвечал:
– Я не принесу жертвы изделию человеческих рук – богам деревянным и каменным, которым вы подобны.
– Ты оскорбляешь нас, – возразил правитель. – Разве ты не знаешь, что я могу предать тебя смерти?
– Я не оскорбляю тебя, – отвечал Петр, – но говорю то, что написано в законе Господнем: «А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих: у них есть уста, глаза, ноздри, уши, руки и ноги, но не говорят; не видят; не обоняют, не слышат, не осязают, не ходят». Господь говорит в Писании: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» (Пс.113:12-16). Если же Дух Святой от Господа сказал сие чрез уста пророков, то как же ты говоришь, будто бы я оскорбил тебя, назвав подобным глухим и немым, каменным и деревянным идолам, – и даже еще и мне советуешь, чтобы я сделался подобным тебе.
Правитель сказал:
– Послушайся меня, пожалей сам себя и принеси жертву богам.
Петр отвечал:
– Именно тогда я и пожалею себя, если не принесу жертвы вашим богам и не отступлю от истины. Но так как ты – неверный, то посему и не веришь ни мне, ни закону Божьему, – что если кто принесет жертву богам, то погибнет. Но что же ты медлишь? – делай, что тебе приказано.
– Я еще жду, – отвечал правитель, – пока ты раздумаешь, принесешь жертву богам и тем избавишься от мучений.
– Напрасно ждешь, – отвечал Петр; делай, что замыслят делать, исполняй волю отца своего – дьявола, ибо я не исполню вашей воли, и не допустит меня сделать это Господь мой Иисус Христос Которому я усердно служу.
Правитель приказал повесить его и потом сказал ему:
– Что скажешь, Петр? – Принесешь или нет жертву богам?
– Дай железные когти, – отвечал Святой, – строгай меня, ибо я не один раз говорил тебе, что не принесу жертвы никому, кроме единого Бога моего, за имя которого я страдаю.
Правитель Север приказал жестоко мучить его. Доблестный мученик Божий не издал при этом ни одного стона, но только воспевал:
– «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей» (Пс.26:4)
И еще воспевал:
– «Чашу спасения приму и имя Господне призову» (Пс.115:4,115)
Когда он говорил так, правитель пришел в еще большее раздражение и призвал других палачей. Стоявший вокруг народ, видя текущую по земле в большом количестве кровь, соболезнуя о святом, говорил:
– Пожалей себя и принеси жертву богам, чтобы избавиться от этих лютых мучений.
– Эти муки, – отвечал Святой Петр, – ничто и не причиняют мне никакой боли. если же я отрекусь от моего Бога, то тогда я действительно впаду в тягчайшие и бесконечные мучения.
Правитель сказал:
– Что это говоришь ты, Петр? – Принеси жертву богам, чтобы не раскаяться после, когда уже будет поздно.
– Не раскаюсь и не принесу жертвы, отвечал Петр.
– Я предам тебя смерти, – сказал правитель.
– Этого именно я и желаю, – чтобы умереть за Бога моего, – отвечал Петр.
Тогда правитель произнес над ним следующий смертный приговор:
– Петра, пренебрегшего ради закона Бога своего, повелением непобедимых царей, приказываю распять на кресте.
Так, доблестный воин Христов, оканчивая свой подвиг, удостоился сделаться, чрез распятие на кресте, причастником страданий Владыки. Мученик Христов Петр Авесаламит, пострадал в городе Авлоне, когда в Риме царствовал Максимиан над всеми же – Господь наш Иисус Христос, Которому слава во веки, аминь.
Свт.Димитрий Ростовский «Жития Святых»
БЛАГОДАТНЫЙ ИСПОВЕДНИК
Память святого мученика Дулы Киликийского.
Святой мученик Дула был благочестивым христианином из города Преториады. В разгар гонения на христиан при Максимине (305–313) его схватили и представили на суд правителю Киликийской области Максиму.
Перед началом суда святой усердно просил Господа даровать ему силу слова для обличения идолопоклонства.
На допросах святой мученик мужественно исповедал Христа и дерзновенно обличил ложную религию язычников и их богов с постыдными человеческими страстями и пороками.
Правитель пытался опровергнуть веру во Христа, но не мог противостоять благодатному слову святого Дулы. Приведенный этим в ярость, он нещадно мучил его и отправил после допросов в темницу. На каждый новый допрос святой мученик появлялся все таким же крепким и духом, и телом, готовым на новые мучения. На последнем допросе святому Дуле оторвали нижнюю челюсть, перебили колени, привязали к колеснице правителя и влачили за ней.
На этом страдальческом пути святой мученик, осенив себя крестным знамением, скончался.
Его тело отвязали от колесницы и бросили в реку. Течение реки принесло останки святого мученика Дулы к его родному городу и прибило к берегу. Собаки пастухов обнаружили святое тело. Одна из них сидела и оберегала тело мученика от птиц, а другая принесла в зубах пастушескую одежду и прикрыла тело святого. Пастухи привели к телу святого мученика Дулы христиан, которые и совершили погребение.
По материалам православного месяцеслова
«НЕ СЛУЖИТ СТОЛЬКО ТЕЛУ, НО БОЛЬШЕ ОЧИЩАЙТЕ ДУШУ»
Память святого мученика Антония Александрийского
Святой мученик Антоний был родом из города Александрии (Египет, на берегу Средиземного моря), веровал во Христа и проводил богобоязненную жизнь.
Его схватили и привели к начальнику города.
На допросе он объявил себя христианином и смело стал проповедовать о Христе, как об истинном Боге.
За это он был повешен на дереве, и его стали строгать по телу железными орудиями, но он не отрекся от Христа и сопротивлялся мучителям, терпеливо перенося мучения, вследствие чего и осужден был на сожжение огнем.
Стоя на костре, он так поучал предстоящих:
«Возлюбленные братья мои! не служит столько телу, но больше душе. Помните, что она дана вам Богом и сродна разумным Божественным силам (под Божественными силами здесь надо разуметь Ангелов) и заботьтесь о том, чтобы принести ее Владыке чистою».
После кончины святого мученика (время неизвестно) тело его было найдено нисколько не поврежденным.
Жития святых Свт. Димитрия Ростовского
ОН САМ ПОШЕЛ НА МУЧЕНИЯ
Память святого мученика Киндея.
Святой Киндей был пресвитером Памфилийского селения Сиды. В царствование Диоклитиана он был схвачен по приказу игемона Стратоника, и осужден на сожжение. Его повели на место мучения в железной обуви с гвоздями.
Воины, ведшие его, на пути встретили дровосека и насильно отняли у него дрова для костра, но святой Киндей заплатил дровосеку деньги, сам возложил на себя дрова и нес их до места мучения. Поставленный среди огня, мученик оставался невредим и призывал народ познать силу Христову.
Вдруг началась гроза, и сильный дождь залил костер. Когда гроза прекратилась, святой помолился Господу и испустил дух.
Жития святых Димитрия Ростовского
«ОТНЫНЕ Я ВОИН ЦАРЯ НЕБЕСНОГО»
Память святого мученика Урпасиана
Святой мученик Урпасиан пострадал в городе Никомидии.
Император Максимиан Галерий (305 – 311) жестоко преследовал христиан, служивших в его войске и при дворе.
Некоторые малодушные колебались и начинали поклоняться языческим богам, а сильные духом пребывали твердыми до конца.
Так, сановник Урпасиан бросил к ногам правителя свои плащ и пояс и сказал: «Отныне я – воин Царя Небесного, Господа Иисуса Христа. Возьми назад данные мне знаки отличия».
Максимиан велел привязать Урпасиана к дереву и бить его воловьими жилами. Затем святого привязали к верхней решетке железной клетки, а внизу разожгли костер.
Святой Урпасиан с неустанной молитвой ко Господу перенес нестерпимые страдания.
Славный мученик был сожжен заживо, а прах его брошен в море – страшен он был своим истязателям, так и не сумевшим сломить его дух.
По материалам Жития святых свт. Димитрия Ростовского