Пасхальное слово старцев. Чудо схождения Благодатного Огня.

3
13 апреля 2012 в 21:04 4344 просмотра
Картинка №10502


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пасхальное слово преп. Иустина (Поповича)



Воистину безсмертны и воистину вечны!

Ведь это дар, воскресный дар Воскресшего Господа Христа; все мы Им стали безсмертны и вечны.

Я безсмертен и вечен для вас, вы безсмертны и вечны для меня.

И все наше безсмертно и вечно, имеет безсмертную и вечную ценность.

Будем жить как безсмертные и вечные существа!

Ради этого человеколюбивый Господь пришел на нашу землю и Воскрес, и дал нам Свое вечное Евангелие, и основал Свою вечную Церковь.

И этим обезпечил нам безсмертие и жизнь вечную! Поэтому все это имеет к нам отношение – благодаря Ему, Воскресшему и Вечному! Через Него имеем безсмертную и вечную жизнь.

Всеславным Воскресением Своим Господь обезпечил нам двойное воскресение: воскресение души и воскресение тела.

Воскресение души – от греха, ведь грех – смерть души, гроб души; воскресение тела – из гниения, которое через грех обладало человеческой природой.

Ненависть – это смерть души; злость, гнев, похоть, лень, неприязнь, сплетни, клевета, вообще всякий грех, всякая страсть – смерть души, гроб души.

Через все наши нераскаянные страсти гниет наша душа, гниет совесть наша, гниет ум наш.

Христос Воскресе! – Потому Воскрес, чтобы и мы воскресли благодатью Его воскресной, Его силой воскресли бы от всех наших смертей, из всех наших гробов.

И можем, если захотим.

Все зависит от меня, от тебя, от нашего личного усердия, от нашей веры и ревности.

Встань спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос! (Еф. 5, 14) – во грехе ли, пусть в самом страшном; в страсти ли, пусть в самой тяжелой – восстань!

Грехи усыпили твою душу и умертвили.

Восстань, воскресни из мертвых – покаянием!

Пробуди себя от смерти – верой, пробуди – молитвой, пробуди – милостыней, пробуди – постом!

И освятит тебя Христос!

Несомненно, освятит тебя, если только обратишься к Нему с покаянием, молитвой, надеждой, воздыханиями, слезами!

Знай: нет греха, нет страсти, которые бы не могли победить и я, и ты, и все мы, победить воскресной силой Воскресшего Господа Иисуса, Единого Победителя всех смертей во всех мирах.

А когда я, ты, мы воскресим себя из мертвых от грехов и станем жить по-новому, тогда Воскресший Господь и паству нашу приведет к новой жизни ради молитв наших, ради веры нашей, ради подвигов наших.

И на наших глазах станет сбываться Евангельская истина: Древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17): новый ум в тебе и во мне, и во всех нас, новая душа, новое сердце, новая совесть; и в них – новые мысли, новые ощущения, новые желания, новая жизнь – все евангельское, все безсмертное, все вечное, все богочеловеческое.

Каждый человек есть твой вечный брат, твой безсмертный собрат.

Берегись, чтобы не опечалить его!

Будь внимателен к тому, что думаешь о нем, что говоришь о нем, как поступаешь в его отношении, чего желаешь ему.

Ведь ты будешь жить с ним вместе в Вечности!

Поэтому пусть все у нас будет вечно и безсмертно: и наша любовь к человеку, и наше добро, и наша истина, и наша правда.

Да не постыдимся в новом свете ни своей любви перед Господом Вечной Любви, ни своего добра перед Господом Вечного Добра, ни своей истины перед Господом Вечной Истины, ни своей правды перед Господом Вечной Правды.

А Вечный Бог и Господь для того и стал Человеком, чтобы все Свое сделать нашим: и Вечную Истину, и Вечную Правду, и Вечную Любовь, и Вечную Жизнь.

Одним словом, святоотеческим словом: Бог стал Человеком, чтобы человека сделать богом по благодати.

Тебя и меня, брат, сослужитель Воскресшего Господа Христа!

Поэтому будь всецело Его, всякий день и всякую ночь, всецело Его – всем сердцем, всей душой, всеми мыслями, всей силой.

И будешь Его, если непрестанно станешь усердствовать в евангельской молитве, в святой евангельской любви, в святой евангельской правде, в святом евангельском добре, в святом евангельском посте, в святой евангельской милостыне, в святой евангельской жизни.

Не будем так делать – раздерут нас на куски сласти и страсти этого мира.

С чем тогда предстанем перед Господом?

Со сворой диких зверей – нераскаянных грехов наших и неутоленных наших страстей?

О, братия и сослужители, вечно наше добро и вечно наше зло.

Потрудимся же в этой жизни выбросить из себя все зло и утвердим в себе всякое добро Христово.

Священник ли ты?

Призвание более возвышенное, чем Ангельское и Архангельское, но и более ответственное.

А по жизни каким надо быть?

Как священник ты самый великий богач в этом мире.

Ведь тебе доверены человеческие души. А каждая из них ценнее всех видимых миров на свете.

А тебе доверено столько человеческих душ!

Поэтому твое священническое призвание ответственнее Архангельского: ты должен заботиться о каждой душе, о каждой душе дать ответ Господину и Творцу боголиких душ, которые доверены тебе на сохранение, просвещение, обожение и спасение.

Пусть же все ведет тебя к Небу, прежде всего тебя и с тобой всю твою паству.

А перед паствой – твою семью, твою «домашнюю церковь».

Помните страшные слова Господа: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6).

Кто-то из святых сказал: «Никто не спасается один». Это значит, что спасая себя от греха и зла, человек тем самым помогает спасению своих ближних.

Ведь все люди составляют одну духовную семью, одно духовное тело, тело Церкви.

Хочешь или не хочешь, ты своей жизнью спасаешь вокруг себя людей или губишь: приближаешь их к Небу добром или низвергаешь во ад своим злом.

А из вечного Евангелия Спасоносного струится вечное благовестие: Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20).

Святые братия и собратия, вера наша – вера вечной радости, ведь она нас через победу над всякой смертью ведет в объятия к Воскресшему Господу Христу.

Имейте эту веру и насаждайте ее, и берегите ее, прежде всего в себе, а потом – в ближних вокруг себя.

Любовь наша – любовь вечной радости, потому что божественная, святая, вечная, она ведет нас верой, молитвой, постом, милостыней, смирением, незлобием, истиной, правдой, надеждой, терпением в вечное Царство любви Христовой, где люди и Ангелы, по-братски обнявшись, живут в вечной радости.

Молитва наша – полна вечной радости, и пост наш полон вечной радости, и милосердие наше, и истина наша, и правда наша, и страдание наше, все это полно вечной радости, ведь ведет нас в объятия к Единому Человеколюбцу – Чудесному и Чудотворному Господу нашему Иисусу Христу, чтобы с Ним вечно царствовали на Небе, если Он уже царствует в душах наших на земле через Святые Тайны и святые добродетели.

Христос Воскресе!

И все Его стало нашим, лично моим, лично твоим: нашей верой в Него, нашей любовью к Нему, нашей молитвой Ему, нашей жизнью в Нем и ради Него.

Ему Воскресшему, Ему Всепобедному, Ему – Единой Вечной Радости нашей, Единой Вечной Истине нашей, Единой Вечной Жизни нашей, Единой Вечной Любви нашей – отдадим со всеми Святыми всю свою жизнь, все свое безсмертие и всю свою вечность.

Аминь! Аминь! Аминь!

Монастырь Челие, 1961 год

Перевод с сербского
Анатолия Казанцева

Источник: Посев и жатва.
Белград, 2007

http://3rm.info/10927-xristos-voskrese-pasxalnoe-slovo-prep-iustina.html



СЛОВО НА ПАСХУ. АРХИМАНДРИТ КИРИЛЛ (ПАВЛОВ)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе!

Поздравляю вас, дорогие братия и сестры, с великим, с радостным праздником, всемирной радостью Светлого Христова Воскресения!

На языке церковных песнопений праздник Светлого Христова Воскресения именуется праздником всех праздников и торжеством всех торжеств.

Светлое Христово Воскресение есть торжество и утверждение нашей христианской веры, торжество нашей христианской надежды и утверждение христианской любви. Торжество и утверждение всего доброго, светлого и святого, дорогого для нас.

Мы сказали, что Светлое Христово Воскресение есть утверждение, торжество нашей христианской веры.

Господь наш Иисус Христос, воплотившись на земле, восприняв на Себя наше человеческое естество, преподал человеческому роду истинное учение о всем существующем.

И о Боге, о существе Его, природе Его и о делах Его; и о происхождении человека, природе его, назначении, настоящем состоянии и будущей судьбе его; и о мире, происхождении мира, природе его, назначении и будущей судьбе мира.

Но что может быть твердым ручательством того, что преподанное нам Господом нашим Иисусом Христом истинное учение о всем существующем является Божественным учением, истинным откровением Бога?

Сам, преподавший его, является истинным Богом.

И оттого само учение Христово имеет на себе печать Божественного происхождения и по своему характеру, и по своему содержанию и достоинству, и оно, конечно, возвышеннее и святее, и отличается в корне от учения мудрецов мира сего.

В нем нет чужеродной примеси к истине, лжи и заблуждения, которые мы замечаем в произведениях людей с ограниченным человеческим умом.

Но несмотря на это, в учении Христовом встречаются такие тайны, которые приводят в недоумение и сомнение некоторых людей, которые мыслят по человечески, то есть ограниченно.

Поэтому полного свидетельства о Божественности учения Христова Его внутреннее достоинство дать не может, для удостоверения требуется более сильное внешнее свидетельство Его Божества и Божественности Его учения.

Такими внешними свидетельствами Божества Христова, Его Божественного учения являются прежде всего чудеса, которые Спаситель совершает во время проповеди Евангелия.

Возвещая людям о Своем Божестве, возвещая им жизнь вечную, Господь в то же время отверзал очи слепым, возвращал слух глухим, исцелял расслабленных, изгонял бесов из бесноватых, насыщал пять тысяч человек, воскрешал уже разлагавшихся.

И эти свидетельства вполне удостоверяют ту истину, что Господь наш Иисус Христос есть Всемогущий Бог и преподанное Им учение является учением Божественным.

И эти свидетельства были бы вполне достаточны, неоспоримы, если бы не одно событие в жизни Богочеловека, которое на время поколебало эту истину.

Событие это - смерть Христа Спасителя. Спаситель добровольно пошел на нее ради нашего спасения.

Путем смирения, путем крайнего самоуничижения - ради нашего спасения, Господь идет на крестный подвиг, но маловеры не хотят оценить и понять эту тайну искупления человеческого рода и видят в Том, Кого почитали за Великого Чудотворца и Бога, видят в Нем только бессилие.

Злобные и лукавые враги злобными насмешками стараются эту истину поколебать.

И если бы жизнь Спасителя ограничилась бы только одними страданиями и смертью и не было бы Воскресения Его из мертвых, то что бы мы могли сказать этим злейшим врагам и их злобе?

Апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14).

Стало быть, наша вера стоит в тесной связи с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вера наша стоит, если Христос воскрес. Она падает, если Христос не воскрес.

Вот так велико значение Воскресения Христова для нашей веры. Но Христос воскрес из мертвых.

И воскрес Своею собственной силою. Этим Он показал, что Он - истинный Бог, потому что власть над смертью и жизнью имеет только один Бог.

А Господь наш Иисус Христос, воскресший из мертвых, явил Себя Владыкою над жизнью и смертью. Стало быть, Он истинный Бог.

А раз Господь наш Иисус Христос - истинный Бог, то и преподанное Им учение является учением Божественным. И вера наша в Него спасительна, а недоверие, которое врагами Христовыми было явлено, - ложно.

Истинны и чудеса Христовы.

Именно Воскресение Христово воскресило и эту веру, эту силу чудес Христовых, опять придало им значение, и люди поняли, что Господь Иисус Христос только ради спасения нашего принял страдания и смерть, снизошел до крайнего самоуничижения, что Он мог бы, как всемогущий Бог, и отменить бы, избежать этой смерти, этих страданий, и сойти со Креста, и уничтожить Своих врагов.

Но Он не хотел миновать той чаши страдания, которая Ему была предуготована Отцом Небесным. Таким образом, Воскресение Христово есть торжество, утверждение нашей христианской веры.

Оно есть и утверждение христианской надежды. Благою надеждою каждого христианина в его жизни является то радостное упование, что после временных земных страданий, скорбей, лишений, несчастий, после телесной смерти в определенное Богом время люди, верующие во Христа, воскреснут из мертвых и войдут в вечность для нескончаемой блаженной жизни.

Эта благая радостная надежда услаждает горечь земной жизни, помогает верующему человеку мужественно и терпеливо переносить все его скорби и, не падая под их бременем, мужественно нести возложенный на каждого из нас промыслом Божиим крест.

Но что может быть твердым ручательством того, что эта надежда на будущее воскресение, на вечную блаженную жизнь не посрамит, что после смерти наступит воскресение, воссоединение души и тела?

И в Ветхом и в Новом Заветах имеется много указаний на то, что кроме временной жизни есть вечная жизнь, что наступит всеобщее воскресение. Так, об этом говорили древние пророки: оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26, 19).

Пророк Иезекииль своим пророческим оком зрел величайшее чудо, когда по повелению Божию кости сближались друг с другом, сходились, затем покрывались жилами, плотью, кровью и затем в них вошел дух, они встали на ноги - величайшее множество людей (Ср.: Иез. 37, 1-10).

В Евангелии Господь наш Иисус Христос говорит, что наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5, 28-29).

Эти слова Божественного Писания окрыляют душу верующего человека и, конечно, вселяют надежду.

Но для того, чтобы эту надежду сохранять, требуется сильная вера в слово Божие, потому что мы постоянно видим перед собою смерть, когда тело разрушается, но не видим никого воскресающим.

Хотя мы имеем и примеры воскрешения мертвых - пророки Илия, Елисей воскрешали мертвых, и Господь наш Иисус Христос воскрешал мертвых, и ученики Его, но это воскресение не является тем всеобщим воскресением, которое будет в конце мира.

Ибо здесь воскресшие люди воскресали в том же бренном виде, в котором и мы живем. И они потом снова умирали. А при всеобщем воскресении люди восстанут нетленными, духовными и бессмертными.

Но вот есть более сильное свидетельство из жизни Христа Спасителя, которое полностью утверждает в надежде на всеобщее и наше собственное воскресение, и на вечную блаженную жизнь, - это воскресение из мертвых Самого Христа Спасителя.

Христос воскрес из мертвых, поправ смерть, и смерть уже не имеет над Ним власти. Христос не умирает. Христос воскрес как первенец из умерших.

И придет время, когда все, веровавшие во Христа, так же воскреснут, но воскреснут уже в новом, прославленном теле, подобно тому, как воскрес Господь наш Иисус Христос. Стало быть, воскресение Христово есть и утверждение, и торжество нашей христианской надежды.

Наконец, вера в воскресение Христово является и величайшим утверждением христианской любви.

Любовь, в особенности истинно христианская, требует от верующего человека больших жертв, большого самоотречения; подчас - вплоть до самопожертвования, до смерти.

Любить Бога - значит всю свою жизнь, все силы посвятить служению Богу.

Это требует самоотречения и самопожертвования, готовности пожертвовать жизнью ради славы имени Божиего, ради святой веры, ради Закона Божиего.

Любовь к ближним требует неустанных трудов, попечения о их вечном душевном спасении и о благополучии, о их телесной жизни, требует также и готовности пожертвовать своим имуществом и жизнью ради блага ближнего.

Таковы жертвы, которых требует любовь.

Но как решиться на эти жертвы, когда наша самолюбивая природа ищет всегда пользы, выгоды только для себя?

Когда наше самолюбие внушает нам, что мы должны жить только для своего собственного удовольствия, наслаждения, для собственной пользы?

Не лучше ли, действительно, жить в свое удовольствие?

Но нет. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8).

И примером тому является любовь Христова. Чем человек самоотверженнее приносит себя в жертву для блага ближнего, тем любовь бывает благоплодней.

И это мы видим на примере Христа Спасителя. Господь любил Бога Отца беспредельной любовью. Для Него пищею было творить волю Отца Небесного.

И по любви к Отцу Небесному, из послушания Ему Господь воспринял на Себя величайший подвиг - искупление, спасение грешного человеческого рода. И по любви к Нему Господь положил душу Свою за ближнего.

Господь возлюбил и грешный род человеческий. Он Себя предал ради него, ради его спасения пошел на все страдания и на смерть позорную.

И каков же результат этой Его беспредельной любви?

Результаты бесценны.

Прежде всего, Господь после страданий и смерти воскрес - также для людей. Воскрес в новом, прославленном теле и получил от Бога Отца власть на Небе и на земле, со славою вознесся на Небеса и воссел одесную Отца.

Господь искупил человечество от греха, проклятия и смерти, даровал ему свободу, открыл ему свободной вход в Царствие Небесное, воскресил человеческий род.

И эти плоды страданий, крестной смерти и Воскресения Христовых поистине бесценны. Спаситель и Своим страданием прославил Отца Небесного: основал на земле Свое Царствие Небесное - Церковь Христову.

И многие верующие по примеру Христа Спасителя, в ответ на Его любовь, возжгли в своем сердце пламя любви и к Богу Отцу, и к Спасителю, и к ближнему.

И эта любовь принесла радость всему миру. Вот таковы бесценные плоды любви Христовой. Поэтому Воскресение Христово есть и утверждение нашей христианской любви.

Сей день - день Воскресения Христова - да будет для нас днем радости. И всегда помня, что этот праздник является именно утверждением нашей христианской веры, будем любить нашу святую веру, дорожить ею и стараться свою жизнь управлять по этой вере.

И помня то, что Воскресение Христово есть утверждение нашей надежды, будем надеяться, и все труды, скорби, лишения будем с радостью переносить в чаянии будущего нашего воскресения и будущей нашей вечной жизни.

И памятуя, что Воскресение Христово есть торжество и нашей, христианской любви, облечемся в добродетель христианской любви и будем приносить обильные плоды, будем любить друг друга.

Этим мы покажем, что мы являемся действительными последователями Христа, Который по любви к человеческому роду сошел на землю. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, - говорит Сам Господь в Евангелии Своем (Ин. 13, 35).

Пусть этот светлый праздник, светлое Воскресение, всегда будет для нас праздником радости, праздником победы жизни над смертью.

И пусть он помогает нам терпеливо, безропотно переносить все тяготы земной жизни в надежде, что придет время, когда мы услышим вожделенный глас Спасителя нашего: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).

Аминь. Христос воскресе!


Архимандрит Кирилл (Павлов)


Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

В день победы над смертью мы желаем всем братьям и сестрам, чтоб этот самый день стал преддверием и нашего Воскресения. Воскресения не в осуждение и не в вечную погибель, но в вечную жизнь со Христом.

Будем же стоять на страже нашей веры православной в дни благоденствия и тяжелых испытаний, в дни радостей и скорбей, приуготовляя себя к духовным подвигам смирением и любовью, которые да дарует Господь всем братьям и сестрам во Христе как главное средство, открывающее путь в Вечность. Аминь!

Редакция М3Р

http://3rm.info/2705-slovo-na-pasxu-arximandrit-kirill-pavlov.html




СЛОВО В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ. Попрана напоследок и смерть. Архимандрит Кирилл (Павлов)


Попрана напоследок и смерть

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь воспоминает сошествие Господа Иисуса Христа во ад и изведение Им оттуда душ всех ветхозаветных праведников, которые проникнуты были верою в грядущего Мессию.

Нынешний день, возлюбленные во Христе братия и сестры, стал некогда днем решительной и окончательной борьбы, борьбы не на жизнь, а на смерть между двумя царствами - царством тьмы и зла и царством добра и света.

Сатана, посрамленный Иисусом Христом в пустыне, к настоящему времени успел распалить сердца врагов Спасителя самой сильной против Него злобой - до такой степени, до какой человек сам собою никогда не в состоянии и дойти.

Враги Христовы до того поддались влиянию духа злобы, что ярость их против Господа Иисуса вышла совершенно из границ не только умеренности и приличия, но и здравого смысла.

Умер Христос на Кресте и похоронен; и, казалось бы, чего им еще нужно, когда они достигли своей цели?

Но злоба их на этом не успокаивается, она и Умершему не дает покоя, оскорбляя Его, называя пред Пилатом льстецом и обманщиком, для уверения в чем и гроб Его утверждает печатью и приставляет к нему стражу.

Но гроб и стража не могли удержать Жизнодавца; тогда злоба людская прибегает к подкупу, дает страже деньги - только бы она не говорила правды, решается, таким образом, не только надругаться над правдою вообще и Божественною в особенности, но и вступить в прямую борьбу с нею.

Дальше уже идти некуда: иметь все доказательства истинности Воскресения Христова и вместе с тем прилагать все усилия к тому, чтобы не допустить огласиться этой истине в народе, - что может быть гнуснее подобного поступка!

Но пока злоба людская ругалась так над высшей правдою и любовью, в то самое время Сын Божий, Сын Девы, окончательно поражал исконного врага нашего - диавола - и всю темную силу его.

Лукавый, услышав со Креста вопль Единородного: Боже Мой, Боже Мой! почто Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46), в своем безумном ослеплении подумал: "Если бы Сей Иисус был Единородный Отцу, то Отец не оставил бы Его".

Поэтому сатана уже торжествовал, предвкушая, что он вот-вот воспримет к себе на вечное жительство в преисподних ада и душу Сего Праведника.

Но пока он так ликует в своем омрачении и ослеплении, темницы ада вдруг освещаются и пред сатаной и всей темной силой является Единородный Сын Божий, соединенный с душой человеческой.

Обомлела сила вражия, узрев Иисуса Христа, и поняла свою ошибку. Любовь Божественная восторжествовала наконец над злобою сатанинскою. Сатана, увидев себя и все свое полчище связанным, увидев и узников, выводимых из темницы в райские обители, сильно вострепетал и ужаснулся.

Страшно отселе для демонов имя Иисусово, невыносимо и нестерпимо для них знамение Честного и Животворящего Креста.

Правда, и сейчас духи злобы обитают в воздушных пространствах и ищут, кого поглотить (1 Пет. 5, 8), но уже не как князи, а как разбойники. Они имеют влияние лишь на тех, кто добровольно им предается.

По одержании победы над сатаною, Спаситель торжественно препровождает души ветхозаветных праведников в райские обители, а затем душа Его возвращается к Своему телу, лежащему во гробе, - и вот оно оживает и само одухотворяется.

Попрана напоследок и смерть - Христос воскрес! Мир вам! (Ин. 20, 19) - возвещает Он ученикам Своим, являясь им по Воскресении, и мир, сходящий с Небес и превосходящий всякий ум, исполняет радостотворным трепетом сердца их.

Окрыленные Божественным всепрощением, благоволением и благодатию, они текут после сего с непостижимым мужеством к народам и племенам, не ведающим Бога, с проповедью о Распятом, со словом мира, любви, правды, свободы, братства, и слово их, казавшееся на первых порах этому миру безумием, с течением времени приемлется с любовью царями и мудрецами языческими и целыми народами.

И так Победитель ада и смерти являет Себя наконец и Победителем греха и всего зла, внесенного в мир чрез диавола грехом первого человека.

Воспоминая сегодня сошествие Спасителя мира во ад и изведение Им оттуда всех ветхозаветных праведников и самую победу над адом, мы должны, дорогие братия и сестры, радоваться, потому что ныне смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало.

Мы должны всегда радоваться о Господе, потому что Христос - наше упование и наша надежда - и в этой, земной, жизни, и в Жизни Будущей, по неложному Его обетованию: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20).
Аминь.


Архимандрит Кирилл (Павлов)


http://3rm.info/2682-slovo-v-velikuyu-subbotu-arximandrit-kirill-pavlov.html


ВЕЛИКИЙ ПЯТОК. ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАСТЕЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Архимандрит Петр (Кучер)


ВЕЛИКИЙ ПЯТОК. ВОСПОМИНАНИЕ
СВЯТЫХ СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАСТЕЙ
ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры!

1977 лет назад совершилось новое перерождение венца творения - человека, отступившего от Творца еще в раю через грехопадение наших прародителей.

Адам послушался сатаны и отпал от воли Божией.

А воля Божия - это Промысл о нашем спасении, это направленный на нас луч Божественной благодати!

Вот вам пример: в наши времена одному благочестивому христианину было откровение: когда его душа была восхищена на небеса (как вознесенного туда апостола Павла или как Андрея Христа ради юродивого), то он увидел, как на улицу с обеих сторон из небесных келий высыпали, словно по команде, души умерших.

Смотрит, приблизилось ко граду (Небесному Иерусалиму) сияющее, ослепительное облако, от которого исходил нетварный свет!

И вот с этого облака был направлен мощный луч на небожителей - Божественная энергия, исходящая от Бога, Сам Дух Святой. Они стали благостные, напитавшись от этой благодати, духовной пищи.

Конечно, святые все время пребывают в радости, потому что находятся у Господа в раю, в лоне Авраамовом.

Просто этим видением Господь хотел показать, что Он - Источник жизни и света, истинное Солнце правды, и Им все питаются и живут.

Для нас важно питать душу, а не плоть.

Все мы рано или поздно должны умереть, и не так страшно, если человек умрет от голода или его убьют, т.е. разорвут на нем одежду плотскую, как страшна погибель души, вечные муки в геенне.

Ведь человек - это, в первую очередь, душа, которая безсмертна.

Мы можем почивать, наедаться мясами, салами и всем, чем хотим; по десять амбаров устраивать да богатства накапливать, чтобы потом лежать и плевать в потолок. Но это все телесные блага, а душа-то ведь ничем не питается!

Посмотрите, как при таком образе жизни душа постепенно умирает!

Люди становятся каменно-сердечными, дебелыми, тупеют разумом и перестают любить, понимать слово Божие и творить добро.

А если им доводится разговаривать с верующими, то они злятся по необъяснимой причине, прыгают с места на место, не могут устоять, потому что их жжет благодать, исходящая от благочестивого христианина.

Вот такой духовный голод приводит к атрофии, так сказать, к духовному истощанию, а потом и смерти человека.

Пища для души - это энергия Божия, Дух Святой, Который входит в нас и питает душу.

Вспомните жития святых. Преподобный Патермуфий Египетский 75 дней ничего не вкушал и ходил себе бодренький.

Скажи ты сегодня об этом кому-нибудь, что подвижник столько времени не брал в рот ни крошки хлеба, ни глотка воды и ничего - живой был, работал и молился.

Как тяжело неверующему в это поверить!

А святой так подвизался, потому что питался благодатью Духа Святаго!

И в наше время Господь являет такие чудеса веры.

Новомученики Российские, находясь в тюрьмах и лагерях или в изгнаниях, тоже подолгу ничего не вкушали, но Сам Господь укреплял их.

Мой духовный наставник по Рижской Пустыньке, покойный архимандрит Таврион (Батозский) в 30-х годах был сослан в Северный Казахстан.

Чтобы прокормиться, он подрабатывал как художник: писал плакаты и лозунги для лагеря и заводов.

Хотя питался он кое-как и жил впроголодь, но всегда старался достать изюм, чтобы тайком в землянке совершать Литургию.

Замачивая сушеный виноград в воде, он давил сок, который заменял вино в Таинстве Евхаристии, причащался и этим продержался в ссылке 21 год.

Именно благодать Божия дала ему силы выжить в изгнании и нищете. Значит, для людей энергия Божественная важнее всего остального!

Итак, сегодня, в Великую Пятницу, Господь переродил человечество: Своей Крестной смертью спас людей от вечной смерти, как поется в Пасхальном тропаре: «Смертию смерть поправ».

До пришествия Христа люди жили, не имея благодати Божией, питали только свои телеса.

Возьмем хотя бы римских воинов-легионеров, они были по два с лишним метра ростом и косая сажень в плечах, битами махали и такие копья носили, что нам двоим такое, наверное, не поднять!

И, тем не менее, при такой физической силе они были мертвы, потому что не имели общения с Богом и, пребывая в язычестве, их души не оживлялись благодатью.

Здесь на земле мы питаем тело хлебом насущным, супами и всем прочим, т.е. пищей вещественной.

Но поскольку у нас еще в теле есть душа, то ее надо питать духовно.

Господь направляет Свою жизненную силу, энергию на тех, кто слушает Его заповеди - это как бы формула для получения благодати. «Соблюдай Заповеди Божии, держи в чистоте свой духовный сосуд - сердце, - как бы говорит Господь, - и Я изолью на тебя дары Духа Святаго, принесу тебе пищу духовную».

Господь сотворил человека разумным, вложил в него душу, но чтобы совершенствоваться, нам нужно самим научиться стяжать благодать, ведь у нас нет ничего своего, мы иждивенцы у Бога. Он - Источник Вечной жизни, Питатель мира, Податель всяких благ, которые у Него в неисчерпаемой мере.

Как Он Сам Безначальный и Безконечный, так и энергия от Него исходит безконечная, Божественная сила, которой Он и насыщает алчущих.

Так вот, отпав от Бога через нарушение, несоблюдение одной-единственной заповеди, род человеческий в лице Адама и Евы духовно занемог и ослаб.

Когда пали наши прародители, то от них отошла та первозданная благодать, которую они имели в раю, поэтому они увидели себя нагими, т.е. потеряли благодатный покров души, ощутили движение страстей и почувствовали стыд от своей телесной наготы.

И как следствие грехопадения родителей родился Каин, первый на земле совершивший тяжкое преступление - убивший брата.

Таким образом, грехи отцов сказываются на детях.

В храме Воскресения Христова между Гробом Господним и Голгофой находится место, называемое пуп земной, - это закрытая сверху решеткой глубокая яма, которая идет в сердце земли.

И вот между пупом земли и горой Голгофой по церковному преданию умер и погребен Адам.

Посмотрите, как четко просчитано все у Господа: где совершилась смерть первого человека в лице Адама, там совершилось и Воскресение Господне, там же Господь воскресил от греховной смерти наших праотцев, а вместе с ними и весь падший род человеческий, буквально на этом же месте, сантиметр в сантиметр!

После снятия тела Спасителя с Креста Иосиф с Никодимом положили Его во гроб, который находился на пупе земном.

Вдумаемся в мистический смысл этого, ведь мы, будучи в материнской утробе, питаемся через пуповину.

Таким образом, организм матери нас питает в утробной жизни.

Так и Господь, победивший смерть, через земную пуповину освятил находящихся в преисподней всех от века праведных, дал им силу и именно на этом месте, где умер Адам, вывел их из ада.

Посмотрите, какая непостижимая для нас премудрость Божия! Он послал Свою энергию туда, в преисподнюю, где томились души святых, воскресил их и вознес с Собой на небо!

До пришествия Христова люди жили во тьме язычества, приносили жертвы богам-бесам, от чего все время дебелели, слабели телом и духом, потому что бесы кормили их своей пищей, а вы сами знаете, что пища от бесов постепенно мертвит и убивает человека.

Ведь бесоприношение - это чародейство, колдовство.

Вот колдун поработает, наведет порчу на какого-то человека, и он может даже умереть, если вовремя не обратится к Богу, а сколько тысячелетий бесы работали над язычниками!

Можете представить себе состояние, когда на вас подействовал какой-нибудь чародей: места не находишь, появляется тяжесть на сердце, злоба, раздражительность, все тело ноет, тебя лихорадит, тошнит, белый свет не мил, и ты ходишь понурый под этой тяжелой ношей.

Какая это необъяснимая и страшная болезнь! А пойди к врачу - он скажет, что ты симулируешь, и отправит обратно домой.

Вот и бесы язычников губили, убивали, портили, так сказать, «благодарили» род человеческий за жертвоприношения и волхвования, своей бесовской энергией искажали в людях Божественную программу, заложенную Творцом в генах, в подсознании человека.

Только Всемогущий Бог Своей Божественной силой был способен изгнать из людей эту злую энергию, исцелить человечество от духовной порчи и спасти от самоистребления.

В 1917 году в Португалии в самый разгар антирелигиозных гонений трем благочестивым детям несколько раз было видение Божией Матери.

Это явление происходило таким чудесным образом: разверзалось небо и на землю спускался огненный шар, из которого выходила прекрасная Женщина в монашеском одеянии.

Она предсказывала спасение мира через Россию.

Эти видения сопровождались исцелением множества больных, а в последний раз Божественная энергия проявилась настолько сильно, что от страха все парализованные и калеки, которых принесли на носилках, вскочили и побежали.

Такой мерой можно исцелить человека один раз, два, три, но ведь не все могут понять, откуда и почему дается такая добрая энергия, а многие специально скажут, что это от чародейства бесов.

Поэтому Господь редко проявляет такую сверхъестественную силу на людях, чтобы мы сами учились зарабатывать благодать.

Она живит нас, радость подает на сердце, просвещает разум, и человек делается ангелоподобным - порхает на земле радехонький, как это мы видим на примере святой Марии Египетской и других, которые ходили по воздуху!

По Промыслу Божию делается все так премудро, что человек не только должен получать исцеление, но и знать, откуда все сие - когда в буквальном смысле манна падает с неба!

Господу надо было преподать нам урок.

Представьте себе, сколько нужно было положить трудов, омыть испорченное человеческое естество и до сих пор продолжать его питать, чтобы благодать Божия, как луч с неба на землю, входила в наше сердце и сознание.

Христос совокупил в Себе Божественное достоинство и взял Себе естество испорченного мертвого человека, почему и назван Богочеловеком.

Начиная от Адама, Авраама и дальше из колена Иудова селекционировалось естество Божией Матери, в Ней как бы слилось семя всего рода человеческого, была сфокусирована вся чистота.

Мыл этот Сосуд весь Израиль, чтоб в него излилось млеко небесное, т.е. вошел бы туда Сам Чистый Бог, поэтому Господь и взял от Нее плоть и соединился со всем человеческим родом, чтобы через Свои телесные муки исцелить людские страсти и грехи.

Когда Спаситель страдал на Кресте, то излилась Его Божественная кровь, кровь Богочеловека, и омыла все человеческое естество, которое было искуплено через добровольные страдания, через жертвенную любовь.

Христу нужно было взойти на Голгофу, на Крест, распяться перед Богом, покаяться за преслушание прародителей в раю!

Положение распятого на Кресте - это извинение перед Богом, прощение просил не Сын Божий, а человеческое естество, которое Он принял на Себя.

Это было состояние смирения и покаянного чувства, которое зафиксировалось в Теле и Крови Христа. И эту Плоть и Кровь мы до сих пор едим и пьем в Таинстве Святого Причащения.

Надо было не просто взять кровь и причастить человека, соединить его с Богом, а получить ее в состоянии страдания, основанного на любви к людям.

Когда кто-то долго не причащается: недели или месяцы, то он уже ходит, как вепрь или «яко лев рыкая, ...иский кого поглотити» (1 Пет. 5, 8), т.е. злой и раздражительный.

А после исповеди и причащения христианин, омытый Кровью Христовой, становится опять ангелом.

Так вот, когда люди приносили жертву бесам, они все время дебелели, умирала их душа, и как следствие этого - человек превращался в никого.

Звери - создания Божии, хотя и не имеют человеческого разума, и те почитают Своего Творца: ласточка на Благовещение гнезда не вьет, на святого лев не бросится, не правда ли!

Помните, жизнеописание блаженного Феофила, который подвизался в Киеве 150 лет назад. Когда к нему привели разъяренного быка, святой погладил его, и зверь стал кроткий, как овечка, хотя до этого хозяин ничего не мог с ним сделать.

Итак, не юридическим актом Господь совершил спасение человечества, а Своим жертвенным подвигом.

Тут нужен был не просто закон о помиловании, помните, как в советское время на октябрьские праздники, на Дни Победы и другие памятные даты правительство часто принимало постановления об амнистии, здесь это бы не прошло.

Богу нужно было духовно спасти людей, оживить их Своим естеством и осуществить это не юридическим, а мистическим актом, не только помиловать, а вдунуть жизнь и даровать новое дыхание человеческому роду.

И Господь, как и в первый раз, когда сотворил Адама, вдохнул в глиняный сосуд тела дыхание жизни, возродил душу, которую прельстил и погубил дьявол-сатана.

Видите как: Адам перервал пуповину - веру, связывающую душу Адама и всего человеческого рода с Богом-Творцом.

И поэтому человек умирал в течение 5 тысяч лет. И никто не мог этого изменить, ничья смерть, хоть бы весь род человеческий погиб 2000 лет назад, во времена Христа, это бы не помогло.

Нужен был акт жертвенной Божественной любви за род человеческий, пролитие крови Богочеловека Христа, потому что принимая в себя Божественную Кровь и Тело Христа во Святом Причащении мы оживаем.

Мы умираем каждый день греша и с каждым причащением снова воскресаем. Видите, какая мудрость Божия.

Через мучения и страдания в состоянии смерти ради рода человеческого, а не в состоянии радости и веселья надо было получить эту Кровь.

Кстати: те последователи Ветхого закона, которые не приняли Христа, до сегодняшнего дня умерщвляют животных мученическим способом, медленно спуская с них кровь.

И вот такое мясо, полученное в состоянии мучения, называется кошерным.

Это не так просто, как у русских: взял, забил скотинку и осмолил.

А тут еще тайная хитрость какая-то: надо помучить животное, прежде чем убить его, и кровь выпускают потихонечку, нет чтобы сразу перерезать сонную артерию и все.

Это, думается, мучение от сатаны, с этим мясом и с этой кровью сходит злая бесовская энергия.

Богу нужно было преподать для людей урок, на примере Своей жизни показать условия спасения.

И Господь пошел на добровольные страдания.

Посмотрите на подвиги мучеников, как это пленяет и покоряет сердце и душу человека!

Особенно это проявлялось в первые века христианства, когда язычники, пораженные силой духа исповедников Христовых, сами становились последователями Иисуса Христа.

Нас сейчас и близко нельзя сравнить с первыми христианами: мы уже ни то ни се, ни язычники, ни воины Христовы, так сказать, ни рыба ни мясо.

И вот язычники, намучившись в идолопоклонстве, особенно ощущали ту благодать, которая обильно на них сходила в Таинстве Крещения.

Они становились буии Христа ради, не помня себя от радости и находясь как бы в трансе, опьяненные благодатью Духа Святаго.

И поэтому первомученики ничего не боялись, исповедуя Господа нашего Иисуса Христа, ложились на плаху и им было не страшно: от радости, что они сопричастники Христовых страданий, они не чувствовали боли, когда шли на муки, их покоряло то, что Сам Бог пострадал за все человечество.

Вот где была схватка христианства с язычеством: на фоне бесовских неправд, гнусностей и лукавства насколько возвышенно было христианское учение, все познавалось в сравнении.

Господь своей жертвенной любовью повел нас за Собой, Духом повел, а не силой заставил.

Вот такой смысл, братья и сестры, нынешнего акта по спасению рода человеческого, совершенного Господом Иисусом Христом, в пятницу 1977 лет назад. Аминь.


http://3rm.info/2673-velikij-pyatok-vospominanie-svyatyx-spasitelnyx.html




О Чуде схождения Благодатного Огня в Великую Субботу


Воскресение Христово - Пасха, перед которым происходит описываемое событие - величайшее для христиан событие, являющее собой знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.

На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник - Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме.

В этой величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за наши грехи.

Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного Огня (Света).

История чуда

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие.

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений.

По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов:

"Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно," - читаем мы у церковного историка Григория Нисского.

"Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся," - пишет Св. Иоанн Дамаскин [1].

Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.

Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем итинерарии: "В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом."

Церемония Святого Огня

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день чем у других христиан.

В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня.

Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция.

В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом - количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.

"Накануне в храме уже все свечи, лампады, паникадила были потушены.

Еще в неотдаленном прошлом (в начале XX в. - прим. ред.) тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха..."

На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня.

По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.

"И вот утром Великой Субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем, как на улице было ясно и солнечно.

Продолжались они в течение трех часов (до 12-ти). Храм начал озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в другом месте стали блистать небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного Огня," - пишет один из очевидцев.

"В половине второго часа, раздается колокол в патриархии и оттуда начинается шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху.

Он - в полном облачении, сияющей митре и панагиях.

Духовенство медленной поступью минует "камень миропомазания", идет к помосту, соединяющему кувуклию с собором, и затем между двух рядов вооруженной турецкой рати, едва сдерживающей натиск толпы, исчезает в большом алтаре собора" - повествует средневековый паломник.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств [2].

Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь; "Иля дин, иля виль эл Мессиа" ("нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог") - скандируют они.

Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.

"Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти "дикарские" пляски.

Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел.

Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов...

И огонь снизошел.". Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи. Во что же веруете вы?

"Вдруг внутри храма над Кувуклией появилось небольшое облачко, из которого стал моросить мелкий дождичек.

Я стоял недалеко от Кувуклии, потому и на меня, грешного, упали несколько раз маленькие капли росы.

Подумал, наверное, на улице гроза, дождь, а крыша в храме неплотно закрыта, поэтому вода проникает вовнутрь.

Но тут греки закричали: "Роса, роса..." Благодатная роса сошла на Кувуклию и смочила вату, лежавшую на Гробе господнем. Это было второе проявление Божией Силы." - пишет паломник.

В Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей.

В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания - на котором тело Христа готовили к погребению.

Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь.

Во времена господства турков, пристальный "контроль" за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию, [3].

Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь.

Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские следящие.

Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя.

Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь.

Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки.

В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание.

Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках.

Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен.

Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.

Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Схождение Благодатного Огня

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии.

При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом.

Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников.

Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма.

"И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя - как огромный цветок.

А Кувуклия еще темная. Медленно - медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам.

И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней.

Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света,".

Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова [4].

В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

О том как загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи.

"Я видел, как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен.

Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей".

Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила: "Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня... и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются."[5].

Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по храму.

Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. "Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему храму.

Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад.

Врывался в храмовые часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания (здесь также зажглась лампадка).

У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей.

Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей.". Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.


Первое время - 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен.

Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.

"Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило..." - писал четыре столетия назад один из паломников.

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения.

По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, - из храма очевидцы выходили как бы зановородившимися, как они сами говорят, - духовно очистившимися и прозревшими.

Что особенно замечательная не остаются равнодушными даже те, кому неудобно это дарованное Богом знамение.

Случаются и более редкие чудеса. Съемка на одной из видеопленок свидетельствует о происходящих исцелениях. Визуально камера демонстрирует два таких случая, - у человека с изуродованным гниющим ухом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах затягивается и ухо принимает нормальный внешний вида, а также показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до "умывания" Огнем).

В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру.

В недавнее время непосредственные участники событий стали его привозить и в нашу страну. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами."

Только ли Православным Христианам сходит Огонь?

Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? а что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии?

Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других деноменаций были и случались не единожды.

Лишь в течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточных христиан, большую же часть времени, как и сейчас, городом правили представители других недружелюбно или вовсе враждебно относившихся к Православию учений.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская церковь и местные градоночальники почитая Православных за вероотступников, смело принялись попирать их права.

Английский историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об этом летописца западной церкви:

"Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…

Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше.

Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…

Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…"[6].

Капеллан Иерусалимских королей-крестоносцев, Фульк, рассказывает, что когда западные поклонники (из числа крестоносцев) посетили св. град прежде взятия Кесарии, для празднования в нем св.

Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святый огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения.

Тогда, как бы по небесному внушению духовенство латинское и король со всем двором своим пошли... в храм Соломонов, недавно обращенный ими в церковь из мечети Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошел св. Огонь."

Но самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей.

Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь [7].

По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху.

Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма.

Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати.

Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало.

В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх.

Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.

"Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан" - пишет инок Парфений [8].

В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты.

Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров.

Однако юноша не разбился - плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы.

За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма.

Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор [9],[10]. Впрочем, это была не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение Господне, воспрепятствовать схожденияю Благодатного огня.

Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): "...однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокй, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет.

Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась" [11].

Трудно перечислить все многочисленные события, которые происходят перед схождением Благодатного Огня и во время его.

Однако одно заслуживает особого упоминания.

Несколько раз за сутки или непосредственно перед схождение Благодатного Огня, в Храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя.

Впервые это произошло в Великую Пятницу в 1572 г. Первыми свидетелями стали два француза, письмо об этом одного из них хранится в Центральной Парижской библиотеке.

Через 5 месяцев - 24 августа Карл IX устроил в Париже Варфоломеевскую резню.

За два дня была уничтожена треть населения Франции.

В 1939 в ночь с Великой пятницы на Великую субботу она опять замироточила.

Свидетелями стали несколько монахов, живущих при Иерусалимском монастыре.

Через пять месяцев, 1 сентября 1939 г. началась II мировая война.

В 2001 г. это случилось вновь. Христиане не увидели в этом ничего страшного... но о том что произошло 11 сентября этого года в США - через пять месяцев после мироточения, знает весь мир [12].

В разные годы, разными людьми использовались и другие названия для чуда сошествия Благодатного Огня: Благодатный Свет, Священный Свет, нерукотворный Свет, Благодать.


Источник: Благодатный Огонь


_______________________________________________________


[1] Иоанн Дамаскин. Октоих, воскресный седален, глас 8.
[2] Николай Лисовой. "Тайна Святого Огня" // Журнал "Religio: восстановленная связь", 2000 , стр. 46-49.
[3] Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908.
[4] А. И. Пападопуло-Керамевс. Предисловие. - Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. СПб., 1894, с. I. (Православный Палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2). с. 10-11.
[5] Торопцева Н.Т. Паломничество по Святой Земле в конце ХХ в. 2000 г.
[6] Стивен Рансимен. Восточная схизма. М., Наука, 1998, с.69-70.
[7] Ты еси Бог творяй чудеса. О схождении благодатного огня. Издание Свято-Введенской Оптиной пустыни, г. Тула, 1997 год.
[8] Путеводитель во святый град Иерусалим ко гробу Господню, Москва, 1898 год, издание Русского Пантелеимонова монастыря.
[9] Хури Фози. Встреча Воскресения Христова на Востоке (Из личных впечатлений). - Московские Ведомости, № 89, 1910.)
[10] Святой Огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в день Великой Субботы в Иерусалиме, по сказаниям древних и новых путешественников. М., 1887.
[11] Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908.
[12] Третье знамение. // Газета "Жизнь", 14 сентября, 2001 г., №16. Стр. 1,4,5.


http://3rm.info/2699-o-chude-sxozhdeniya-blagodatnogo-ognya-v-velikuyu.html

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites