Мир отметил 80 лет со дня рождения Андрея Тарковского

Киноманы всего мира отметили 80 лет со дня рождения Андрея Тарковского. Режиссёра, который еще при жизни стал классиком. А каждый из его фильмов вошел в число лучших кинопроизведений мира. "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер" - ни один из этих фильмов не оставался без внимания зрителей и международных наград, несмотря на то, что руководству Советского Союза кино Тарковского было не по душе.
80 лет со дня рождения Андрея Тарковского

Многие из его картин долго время пролежали на полке и сразу в прокат не попадали. Андрей Тарковский создал свой неповторимый стиль в кино и новаторский подход в съемках, напоминает Вениамин Трубачёв.

Природа, поэзия и музыка - это то, что в детстве интересовало Андрея Тарковского больше всего. В отличие от школьных предметов, которые особой радости у него не вызывали. Поэтому в аттестате - тройки и четверки, зато в автобиографии - тысячи восторженных слов об экспедициях.

Работал в экспедиции, в тайге прошел пешком сотни километров, все это укрепило меня в желании стать кинорежиссёром.

Уже на первых курсах Института кинематографии будущий режиссер понимает: классическое советское кино с патриотическими нотками и пропагандой коммунистической идеологии точно не для него.

Когда Андрей Тарковский был ещё никому не известным студентом, он с друзьями увлекался мистикой. Вот что пишут его коллеги в биографической книге: "Однажды во время спиритического сеанса Тарковский вызвал дух Пастернака и тот ему сказал, что он снимет семь картин". Это похоже на веселую байку, но в результате пророчество сбылось, режиссёр действительно снял только семь фильмов.

За рекордные пять месяцев и при минимальном финансировании появилась первая картина - "Иваново детство". Чёрно-белая лента о войне и переживаниях маленького мальчика завоевала награду в Венеции. Уже заметен стиль Тарковского - когда героями становятся не только люди, но и предметы, декорации.

Марина Тарковская - сестра Андрея Тарковского:

В некоторых фильмах природа является просто действующим лицом, например, в "Ивановом детстве" там замечательный есть эпизод вальс березок, березовая роща олицетворение - чистоты счастья какого-то, даже во время войны.

Историю бытия монаха-иконописца он снял так, что получилась жизнь без купюр всего русского народа. Более трех часов мучений и откровений, такое кино не вписывалось ни в рамки, ни в жанры - поэтому фильм "Андрей Рублёв" определили как кинороман. Такого, ни до, ни после Тарковского, не делал никто.

Александр Гордон - кинорежиссер, зять Тарковского:

Его герой верит в Бога, он традиционную русскую религию, христианскую, он возродил, он её внедрил в свои фильмы, что другие не делали, боялись.

Не побоялся режиссёр нарушить каноны и в фильме "Сталкер". Похождения по зоне заканчиваются то ли монологом, то ли исповедью жены главного героя. Алиса Фрейндлих несколько минут говорит прямо на камеру. Тогда это было немыслимо, чтобы персонажи говорили не друг с другом, а обращались к зрителю. Эпизод этот снимали очень долго.

Алиса Фрейндлих:

Один дубль, другой дубль, третий дубль, Я понимаю, что режиссёру хотелось добиться кондиции эмоциональной.

Каждая секунда, каждый кадр его фильмов продуман до деталей. Чтобы записать несколько секунд, порой вспахивали целое поле, а одно лишь дерево могли снимать несколько дней. Постоянно смотрел в камеру, и всегда что-то менял, переделывал. Мог даже вырезать целый эпизод из-за того, что кадр неправдоподобно красивый.

Вадим Юсов - кинооператор, народный артист РСФСР:

Мы говорили так, и он говорит: вот мы на 60 процентов сделали то, что мы хотели. На 60! И это считалось высоким.

Андрей Кончаловский - режиссер, друг Тарковского:

Я думаю, он был фетишистом. Он любил пристальное внимание к предметам, деталям, вещам, очень интересно.

Длинные панорамы, многозначительные паузы и стихи за кадром - таким необычным получился фильм "Зеркало". Несмотря на то, что это лента во многом автобиографическая, каждый из зрителей увидел частицу своей судьбы. А актёры Николай Гринько, Анатолий Солоницын и Николай Бурляев, которых Тарковский снимал практически во всех своих фильмах, отметили странную вещь - они играли не просто героев.

Николай Бурляев - народный артист России:

Теперь глядя на экран, на "Иваново детство", на "Рублев", на себя, на Толю Солоницына, я вижу, что мы играем Тарковского, его жесткость, его вот это покусывание, и его пластика, его интонации.

За каждый фильм Тарковский воевал с киноначальством. В результате решил просто уехать жить и работать в Италию, где уже тогда он стал классиком. Благодаря тому, что кино для него никогда не было коммерческим продуктом, а всегда оставалось искусством.

Все эти картины сделаны вопреки желаниям зрителей. Это скорее служение красоте и истине, чем желание кому-то понравиться.

В Европе Тарковский снимает еще две картины с красноречивыми названиями "Ностальгия" и "Жертвоприношение". Афиши картин бережно хранит итальянка Донателла Баливо, которая несколько лет работала вместе с режиссером, и параллельно делала о нем документальный фильм.

Донателла Баливо - режиссер, подруга Андрея Тарковского:

Главное, что отличало Андрея от других - это диалоги. На фильмах Тарковского можно просто закрыть глаза, слушать и представлять.

Снимая последнюю ленту "Жертвоприношение", Тарковский знает, что уже смертельно болен. Диагностировали рак. Поэтому многие фрагменты картины становятся настоящим откровением. Теперь режиссёр обращается не к зрителю, а к Богу.

- Я отдаю все, что есть у меня, я отдаю свою семью, которую люблю, я уничтожу свой дом.

Уже в палате, будучи прикованным к постели, он, улыбаясь, дает интервью и распивает шампанское. Через несколько недель Тарковского похоронят на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. И надгробие сделают из символических семи ступенек.

Андрей Корляков - историк:

Этот памятник был сделан в виде ступенек, каждая из которых изображает фильм Андрея Тарковского начиная от "Иванового детства", "Зеркало", "Ностальгия" и вот эти последние якобы незаконченные сценарии.

И надпись "Человеку, который увидел ангела" - эти слова были высшей похвалой для режиссёра, который как в жизни, так и в кино, всегда оставался самим собой.

Вениамин Трубачёв, София Гордиенко, Оксана Кундиренко и Виталий Коваленко - "Подробности недели", ТК "Интер", Москва-Рим-Париж.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Бузик »» | 09.04.2012 07:52
  
1
Савелий Ямщиков вспоминает о своей работе в качестве консультанта в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублёв":
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites