6-е апреля 2012г. пятница седмицы ваий. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.




6-е апреля 2012г.
(24.03.2012 г. по ст.с.)

пятница седмицы ваий.
Глас 1-й.

Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.


Прп. Захарии монаха, иже в Латре.
Свт. Артемона (Артемия) , еп. Селивкии Писидийской, также именуемого Селунским (I-II).
Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV).
Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552).
Прп. Иакова исп. (VIII-IX).
Свщмч. Парфентия, патр. Константинопольского.
Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора".
Св. Саввы Нового из Колимноса ( Греч. ).
8 мчч. в Кесарии Палестинской ( Греч. ).
Прп. Мартина из Фив, монаха ( Греч. ).
Воспоминание о чуде, бывшем в Печерском монастыре


Литургия Преждеосвященных Даров.
На 6-м часе: Ис. LXVI, 10–24. На веч.: Быт. XLIX, 33 – L, 26. Притч. XXXI, 8–32. Благовещения: Исх. III, 1–8. Притч. VIII, 22–30. Быт. XXVIII, 10–17. Иез. XLIII, 27 – XLIV, 4. Притч. IX, 1–11.

Трапеза

Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.




Память преподобного Захарии монаха, иже в Латре

Память 24 марта (по ст.ст.)



Преподобный Захария монах за свое особое попечение о нищих и странниках был прозван "отверстым". В печатной Минее его память обозначена как "преподобного отца нашего Захарии" - отсюда ошибочное разделение в месяцеслове Захарии и преподобного Захарии монаха.






Память во святых отца нашего Артемона, епископа Селевкийского,

Память 24 марта (по ст.ст.)


Блаженный Артемон был родом из Писидийского1 города Селевкии. в котором он и получил воспитание. Благочестивую свою жизнь он вёл во времена святых Апостолов, просвещавших мир Христовым учением. В то время, когда святой Апостол Павел пришел в этот город, Артемон из всех граждан оказался блистающим добрыми делами, подобно светильнику, которому нельзя было остаться скрытым. Его-то, как утвержденного в Христовой вере и преисполненного божественной премудрости, святой Апостол Павел назначил людям в качестве пастыря и учителя, рукоположив в сан первого епископа Селевкии Писидииской. Блаженной Артемон хорошо и богоугодно управлял врученной ему паствой, был для всех пристанищем спасения, для вдов, сирот и нищих был выдающимся попечителем, чудотворным целителем и души и тела, и, проведя всю свою жизнь благочестиво и богоугодно, скончался в глубокой старости.

________________________________________________________________________

1 Писидия - провинция на юге Малой Азии, первоначально составлявшая одно целое с Памфилией и отделившаяся от последней лишь при Константине Великом (306 -337 г). Писидия представляла собою суровую, гористую область, местами впрочем плодородную. Жители Писидии были пираты и занимались грабежом. Теперь Писидия населена диким и разбойничьим племенем Караманов. Из городов Писидии особенно замечательна в церковной истории Антиохия, где проповедывал Евангелие св. Апостол Павел (Деян.13:14-50)






Память преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах

Память 24 марта (по ст.ст.)




В монастыре Печерском есть сказание о Захарии, иноке Печерском следующее: во время игуменства блаженного Никона два мужа киевские Сергий и Иоанн, увидевши однажды на чудотворной иконе Пресвятой Богородицы великий свет, заключили между собой духовное братство. Иоанн перед смертью своей вручил Сергию сына своего Захарию и тысячу гривен серебра и сто гривен золота с тем, чтобы серебро и золото он отдал Захарии, когда он придет в совершенный возраст. Захария, достигши 15-ти летнего возраста, просил у Сергия своего наследства...
Отождествление преподобного Захарии Постника, Печерского, с сыном киевского жителя Иоанна — Захарией, отдавшим все свое наследство на украшение Печерского храма и постригшемся в обители, необоснованно. Иоанн перед смертью передал имущество на сохранение своему другу Сергию. Это было при игумене преподобном Никоне (+1088; память 23 марта/5 апреля), Захарии в то время было 5 лет. В 15 лет, то есть не позднее 1098 года, он потребовал свое имущество у Сергия, чтобы передать его в монастырь. Таким образом, преподобный Захария Постник жил на два века позднее.
Рукописное же краткое жизнеописание и тропарь ему в каноне доканчивают это сказание тем, что Захария по пострижении в монашество положил себе за правило до смерти не есть ничего ни печеного, ни вареного, и питался всякий день по захождении солнца малым количеством зелия. Он был так страшен для бесов, что они боялись даже его имени. Часто видел он Ангелов, с которыми по смерти сподобился жить на небе вечно. Память его Церковь празднует 28 августа/10 сентября и особо 24 марта/6 апреля.




Воспоминание о чуде, бывшем в Печерском монастыре




Два знатных киевских мужа Иоанн и Сергий жили между собою в большой дружбе. Как-то раз пришли они в созданную Богом Печерскую церковь1 и увидели, что чудотворная икона Пресвятой Богородицы сияет светом ярче солнца. Перед этой святыней они заключили братский союз. Прошло много лет. Иоанн смертельно заболел. Он призвал печерского игумена блаженного Никона2 и при нем роздал свое имущество нищим; ту же часть, которую он оставлял пятилетнему сыну своему Захарии - тысячу гривен3 серебра и сто гривен золота - он отдал на хранение Сергию; ему же, как другу и верному брату, Иоанн поручил смотреть за сыном Захарией, прося его передать этому сыну серебро и золото, когда он вырастет. Устроив это, Иоанн вскоре скончался. Когда Захарии исполнилось пятнадцать лет, он хотел взять у Сергия свое серебро и золото. Соблазняемой диаволом, Сергий, думая разбогатеть, замыслил погибель души и тела. Он так ответил юноше:
- Твой отец всё имущество отдал Богу, у Него проси ты серебро и золото; Он должен тебе дать, если окажет милость. Я же, ни отцу твоему, ни тебе не должен ни одной монеты. Это всё наделал твой отец, по своему безумию раздав имущество в милостыню, а тебя оставив нищим и убогим.

Услышав это, юноша стал плакать о деньгах, которых он лишился. После этого он обратился к Сергию с такой просьбой:

- Если ты мне дашь половину моего наследства, то у тебя останется другая.

Сергий же грубо укорял его отца и его самого. Тогда Захария просил третью часть, потом десятую и, когда увидел, что он лишен всего, сказал Сергию:
- Если ты ничего себе не взял, то приходи и поклянись мне в том в Печерской церкви перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, пред которой заключил ты братский союз с моим отцом.

Сергий не отказался, пошел в церковь и, став перед иконой Пресвятой Богородицы, поклялся в том, что он не брал ни тысячи гривен серебра, ни ста гривен золота. Когда же он хотел облобызать икону, то не мог приблизиться к ней. Потом, при выходе из дверей, он вдруг закричал:
- Преподобные Антоний и Феодосий!4 не допустите этому злому Ангелу погубить меня, но умолите Пресвятую Бегородицу, чтобы отогнала она от меня многих бесов, во власти коих я нахожусь. Пусть возьмут в моей комнате серебро и золото, запечатанное в сосуде!

Всеми овладел страх, и с тех пор никому уже не позволяли клясться перед иконой Пресвятой Богородицы. Посланные взяли запечатанный сосуд и нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести гривен золота: так Господь, Воздатель милостивым, вдвое увеличил деньги. Все деньги Захария отдал в полное распоряжение игумена Иоанна; сам же постригся в монахи и окончил жизнь в святом печерском монастыре.
На эти деньги была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, вблизи главной печерской церкви. Церковь эта поставлена в память вельможи Иоанна и сына его Захарии, которым принадлежали деньги, и во славу Христа Бога и Пресвятой Богородицы Девы, еще более прославляемой на этом месте, от коего да не отступит никогда чудесная Ее благодать. Аминь.

__________________________________________________________________

1 Разумеется церковь, выстроенная в память Успения Пресвятой Богородицы первыми иноками Печерской обители (в Киеве).

2 Память св. Никона, игумена печерского, празднуется 23-го марта.

3 Слово «гривна» производят обыкновенно от санскритского шея, потому что гривна обозначала первоначально золотую или серебряную цепь, употреблявшуюся для ношения на шее в качестве украшения (См. Быт. гл. 41:42; Притч. гл. 1:9; Сир. гл. 6:25). Но впоследствии этим именем стали обозначать золотые и серебряные монеты, имевшие в разное время различную ценность.

4 Преподобные Антоний и Феодосий - основатели знаменитой Киево-Печерской обители. Св. Антоний, уроженец г. Любеча, первоначально подвизался на Афоне, но в 1051 г. пришел в Киев. Любя уединение, он поселился в одной киевской пещере, где ранее подвизался священник села Берестова Иларион. Благочестивая жизнь св. Антония привлекла к нему многих последователей, в числе которых одним из первых и был св. Феодосий, выбранный в 1062 г. в игумены этой славной обители. Святой Антоний скончался в 1073 г. (память его празднуется 10 июля), а святой Феодосий - в 1074 г. (память его 3 мая).






Память мученика Стефана и Петра Казанских

Память 24 марта (по ст.ст.)




«Не бойтесь убивающих тело, но не могущих убить души; а бойтесь паче могущего и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28) — так учил Спаситель. Но так не учил и не мог учить Магомет. В рукописных святцах сказано: «Святии великомученицы и новые страдальцы Петр и Стефан пострадаша от казанских татар, убиени быша — марта в 24 день». Они были родом из татар; уверовав в Господа, приняли святое крещение в 1552 году, после взятия Казани Иоанном Грозным.

Святой мученик Стефан, страдавший расслаблением ног в течение 20 лет, получил исцеление и был крещен протоиереем Тимофеем, который доставил из Москвы в Казань послание святителя Макария, митрополита Московского, войску царя Иоанна Грозного. Среди новокрещеных татар, обратившихся в Православие в то время, был и святой мученик Петр.

После удаления русского войска из Казани, оставленный в Казани наместником хан Ших-Алеб вынужден был бежать в Свияжск; многие из русских торговых и военных людей не успели покинуть город и подверглись избиению татарами.

Святой мученик Стефан за твердость в христианской вере был изрублен на части; тело его разметали, а дом разграбили.

Святого мученика Петра после ухода русских родные взяли в свой дом — отец и мать, братья, сестры и многие знакомые из их племени — и пытались склонить его к отречению от христианства. Они называли его прежним мусульманским именем, но на все уговоры святой Петр продолжал твердо исповедовать веру в Христа Спасителя и отвечал: «Во святом крещении дано мне имя Петр, а не то, каким вы меня называете».

Видя, что он остается непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти среди жестоких мук не переставал исповедывать имя Христа, взывая: «Христианин есмь». Святой мученик был погребен в Казани на месте, где находилась древняя церковь в честь Воскресения Христова, что на Житном торгу.

Через некоторое время после мученической кончины святых исповедников Стефана и Петра в Казани началось их почитание, выразившееся в совершении заупокойных молитв. В 1592 году святитель Казанский Гермоген (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) обратился к патриарху Иову с прошением о занесении в повседневный синодик имен святых мучеников и получил соответствующее разрешение.

Впоследствии, когда мученики Стефан и Петр были канонизированы, память их была установлена 24 марта/6 апреля. В «Иконописном подлиннике» образ святых описывается под 24 марта/6 апреля: «Стефан подобием стар, сед, брада, аки Николина, ризы мученические, простые».

Тропарь, глас 4

Мучеников двоица единонравная, Стефане и Петре славнии, неверие соплеменников обличивше, Христу последовали есте, во Святую Троицу веровати всех научающе, Еяже ради великия страдания приемше, молитеся о нас ко Господу, да, избавившеся тьмы греховныя, Света явимся общницы невечерняго.

Кондак, глас 3

Святии страстотерпцы Стефане и Петре, Троицы поборницы преизряднейшии, мук треволнения и страшную смерть на вечную жизнь пременившии во граде Казани страдальчествовавшии, ныне же в Небесных чертозех Всецарю предстоящии, от всяких нас грехопадений избавити Христа Бога молите, Той бо есть верных утверждение.



Память преподобного отца нашего Иакова Исповедника

Память 24 марта (по ст.ст.)


Когда нечестивый греческий царь Лев Армянин1 возобновил иконоборную ересь2, проклятую святыми отцами на седьмом вселенском соборе, и замучил многих за благоговейное почитание святых икон, - тогда пострадал и этот преподобный Иаков Исповедник, сведения о котором мы имеем от преподобного Феодора Студита3. Блаженный Иаков был из числа его учеников. После изгнания преподобного Феодора за святые иконы, многие из его учеников были взяты на мучение; блаженный Иаков тоже был захвачен и предан всевозможным терзаниям. Когда же нечестивый Лев Армянин был убит, святой Иаков, как и прочие исповедники Христовы, был освобождены из заключения, и, прибывши еле живым в свой Студийский монастырь, что в Царьграде, вскоре скончался и достойным образом был погребён. Об его смерти блаженный Ипатий, исполнявший обязанность игумена вместо своего наставника святого Феодора, уведомил письмом последнего, которой уже возвращался из заточения и временно пребывал в Крискентовой обители.

Преподобный Феодор в ответ ему написал следующее: «Не без сердечной болезни, но и не без душевной радости, сын мой, мы получили от тебя известие о кончине возлюбленного нашего брата, Христова исповедника Иакова. Мы сожалеем о нем, как о сыне, и притом о таком сыне, коего я сам по грехам моим не достоин называться сыном. Мы радуемся о достижении им вечной жизни, уготованной ему Господом. Не только радуемся мы, для кого он, как святой член, служит превосходным украшением, но о нем радуется и вся церковь. Подумай, за какого человека ты его принимал? не за исповедника ли, не за мученика ли, не святого ли? Он мужественно боролся против чувственных побуждений, целомудренно сохраняя тело от похотей, и, употребляя при этом самую простую пищу, он тело подчинял разумной душе. Святой Иаков так мало спал, что для тех, кто его видел, казалось удивительным, как он еще оставался здоровым. Он подолгу, насколько позволяло ему время, любил возноситься мыслями к Богу, и в этом богомыслии он углублялся до восхищения ума. Когда же он приходил в себя, всё это вызывало в нем Божественную любовь. Пусть кто-нибудь не подумает, что я в угоду слушающим говорю неправду - у меня есть свидетели -Бог и наставник святого Иакова - Иоанн, который рассказывал мне о нем то, чего я сам иногда не знал. Всё это было простым способом приучить себя к постнической жизни; что же касается того, сколько времени он проводил в подвигах исповедничества, и сколь велики были эти подвиги, - это было на виду и у Ангелов, и у людей. О твёрдое и дорогое сердце! свой подвиг он совершил без боязни, подобно Божьему воину. Слуги мучителей всю его кожу покрыли ранами, изранили также плечи и грудь, выпустили кровь, раздробили тело и оставили его брошенным на земле. Он не испустил ни одного нетерпеливого звука, но до конца переносил угодные Богу мучения во имя Сына Его Христа, Бога нашего; ибо страдать за святую Его икону значит страдать за Него Самого. Пусть кроткие услышат и возвеселятся, пусть радуются мучениколюбцы, а диавол пусть устыдится и пусть рассыплется полчище иконоборцев! потому что, кроме сего святого Иакова, они измучили, убили, уморили голодом и причинили иные тому подобные мучение многим другим исповедникам Христа, как нашим, так и не нашим (больше нашим, так как мы представляем собою одно тело по отношению к Иисусу Христу, Которой есть глава всех).

В виду того, что от нестерпимых этих ран святой Иаков был расслаблен всеми членами, его тело, охваченное самыми тяжкими болезнями, было отдано на врачебное попечение. Каждой день готовясь к смерти, он с благодарением и смирением окончил свою жизнь. Ты пишешь, что он предсказал свою смерть, - это было от страдальческих его подвигов. Ты прибавил еще о том, что на его погребении присутствовало много народу, в том числе людей очень знатного рода, - всё это произошло по непостижимой воле Божией, потому что к человеку незнаменитому (но не по духу) не стеклось бы такое множество людей, если бы то не угодно было Господу. Святой Иаков ушел на небеса и присоединился к своим сострадальцам; таким образом, увеличилось число исповедников и мучеников; поэтому небо веселится и радуется душе Иакова, молитвами которого мы, братья, спасемся. Он получил дар, достойный его трудов.

Счастливы и истинно благочестивы те, которые сошлись на его достойное погребение; они - истинные мучениколюбцы, участь ко их пусть будет одинаковой с участию того, кого они почтили. О его честных мощах, если будет угодно Богу, позабочусь, как я писал в правилах. Целуйте друг друга святым лобзанием; письмо же это прочтите всем братьям. Вас целует господин архиепископ патриарх Никифор4, протопресвитер, иконном и прочие братья. Да будет с вами Господь. Аминь».

Вот письмо святого Феодора Студита, из которого видны жизнь и страдание этого преподобного Христова исповедника Иакова, коего молитвами да удостоит Господь и нас на веки участи Своих святых. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Лев 5-ый Армянин, греческий император, царствовал с 813 по 820 г.

2 Иконоборческая ересь или иконоборство - ересь 8-го века, состоявшая в непризнании, непочитании и гонении святых икон. Самыми ревностными защитниками иконоборчества были императоры Лев Исаврянин (717-741 г.) и Константин Копроним (741-775 г.). Эта ересь осуждена на 7-м Вселенском соборе, бывшем в 787г. в городе Никее при патриархе Тарасии и императрице Ирине.

3 Св. Феодор Студит - настоятель Студийского монастыря в Константинополе. Св. Феодор много потерпел за иконопочитание. После св. Феодора осталось много сочинений, писем, канонов и стихир церковных. Кроме того св. Феодор сделал значительные дополнения к церковному уставу, которой по имени Студийского монастыря, называется «Студийским» (в отличие от «Иерусалимского», составленного св. Саввою Освященным).

4 Св. Никифор, патриарх Константинопольский, занимал патриарший престол с 806 по 815 г.



Память священномученика Парфентия, патриарха Константинопольского

Память 24 марта (по ст.ст.)



Парфений III Константинопольский (+1657), патриарх, священномученик. Управлял Церковью в 1656 - 1657 годах. Он был обвинен в государственной измене и замучен за отказ принять ислам. Скончался святитель в Лазареву субботу 1657 года.





Память 8 мучеников в Кесарии Палестинской

Память 24 марта (по ст.ст.)



Святые восемь мучеников из Кесарии Палестинской пострадали во время правления императора Юлиана Отступника, требовавшего поклонения "местным богам". Мученики отказались ему подчиниться, исповедав перед всеми горожанами веру в Господа Иисуса Христа и провозгласив его Богом истинным. Из-за этого они были схвачены язычниками и доставлены в тюрьму. Обвинённые Юлианом в нарушении порядка, они приняли мучения и отошли ко Господу.

В иных источниках сообщается о том, что мучеников было тридцать пять, а в других эта цифра возрастает до пятидесяти. Наконец, имеются источники, именующие одного из мучеников Тимолаем, который пришел с моря и был замучен около 305 н.э. в Кесарии Палестинской вместе с семью другими мучениками. Именно с этих последних источников память восьми мучеников Кесарийских попала в святцы Московского Патриархата, их память отмечается Русской Церковью 15 марта, см. Тимолай Кесарийский.



Икона Божией Матери, именуемой «Тучная Гора»

Память 24 марта (по ст.ст.)




Дореволюционные источники описывают икону «Тучная Гора» следующим образом. «Размером икона в высоту 11 вершков, а в ширину 12 вершков (т.е. 49 см х 54 см). Богородица изображена в малый профиль с Предвечным Младенцем в левой руке. Голова Пречистой наклонена насколько направо, очи устремлены на молящегося. На кисти правой руки находится гора с храмом на ее вершине. Видны несколько куполов храма, увенчанных крестами. Богомладенец благословляет храм. Письмо довольно древнее».
История иконы Божией Матери «Тучная Гора» восходит к XVII веку, когда тверской горожанин, сын крещеных татар, Косма Волчанинов с помощниками проводил ремонт в одном из тверских монастырей. Работы были выполнены с отличным качеством, и во многих местах их объем даже превышал то, о чем первоначально договаривался Косма с настоятелем монастыря. Видя столь похвальное усердие Волчанинова настоятель решил отблагодарить подрядчика и предложил Косме выбрать себе в подарок какую-либо монастырскую икону. Волчанинову приглянулась икона Божией Матери, которую он увидел на полу на левом клиросе собора. Видимо она находилась там «за излишеством». Как великую святыню Косма Волчанинов принес икону домой, где позже, завещал своим потомкам почитать эту икону, и в тот момент, когда не останется в его роде наследников по мужской линии передать ее в храм Божий.

Однако не все, что завещают нам благочестивые предки, мы тщательно храним и исполняем. Уже внук Космы нарушил дедов наказ и переправил икону на чердак. Однако святыня не должна находится под спудом, а потому в семействе Волчаниновых и свершилось чудо. Мучимая самодурством и грубостью мужа, невестка внука Космы задумала по малодушию наложить на себя руки. Местом для этого безрассудного поступка она избрала баню. Дождавшись удобного момента, когда никто не обращал на нее внимание она выбралась из дома и собралась уже идти на задний двор, как скрипнула калитка и с улицы вошел неизвестный инок.

- Куда ты, несчастная, идешь? - окликнул ее инок, - Воротись назад, помолись Божией Матери «Тучной Горе» и жить тебе будет хорошо и покойно.

Испуганная и взволнованная невестка вбежала обратно в дом и все рассказала домашним. Те бросились искать инока, но его нигде не было. Была найдена икона, отслужено перед ней всенощное бдение и жизнь в семействе чудесным образом быстро наладилась.
Прошли многие годы. Последний в роду купцов Волчаниновых, Василий, известный своим участием в сооружении серебрянной раки святителю Арсению Тверскому, оставил икону дочери Екатерине, которая вышла замуж за известного купца и церковного благодетеля Егора Ивановича Коняева. Егор Коняев долго не мог решить в какой храм надлежит отдать чудотворную икону. И лишь когда началась перестройка Смоленской церкви, выбор был сделан. Дело в том, что Смоленская церковь находилась на самой высокой точке города, на «горе», на которую в дни сильных наводнений собирались в поисках спасения жители Твери. Так Родительница нашего Спасителя, оказалась хозяйкой горы укрывающей людей от беды. В сентябре 1865 г. началось строительство придела в честь иконы «Тучная Гора», а 15 июля 1866 г. торжественным крестным ходом икона была перенесена в Смоленскую церковь. На следующий день придел был освящен Антонием, епископом Старицким, викарием Тверской епархии.


На протяжении трех предреволюционных столетий икона Божией Матери «Тучная Гора» многократно являла многочисленные чудеса. Ее брали в дома благочестивых граждан. К ней приносили детей для исцеления, с нее делали списки, которые в свою очередь тоже оказывались благодатными. Так по воспоминанию свящ. из села Буйлово Иоанна Богословского, мать несколько раз приносила его, малолетнего, к чудотворной иконе. У него были сильные глазные боли и всякий раз, помазанный маслом от лампады, висевшей перед иконой он получал облегчение, после чего болезнь прошла окончательно. Благодарные богомольцы украсили икону серебряной ризой, а позже и вызолотитли эту ризу.

К сожалению, после закрытия Смоленского храма икона исчезла. Но не исчезла память об иконе «Тучная Гора». По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 1993 году был написан список иконы «Тучная Гора» и возобновлено торжественное почитание этой иконы. Память св. иконе Божией Матери «Тучная Гора» отмечается трижды: 16 июля в честь освящения престола, 24 марта в честь первого чуда от иконы и 7 ноября по древнему обычаю. Ныне чтимый список иконы находится в Вознесенском соборе г. Твери.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites