Богородица пребывает в каждом сердце


В дни пребывания в Екатеринбурге Честного Пояса Пресвятой Богородицы игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии встретился с мирянами и ответил на их вопросы

Митрополит Кирилл предварил встречу словами благодарности:

– Мы рады, что в дни пребывания великий святыни – Пояса Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге отец Ефрем, Божий старец, игумен пресвятой Ватопедской обители, где пребывает эта святыня, изъявил желание встретиться со всеми вами. Я очень рад, что батюшка нашел время пообщаться с православным верующим народом. Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто пришел на эту встречу, и надеюсь, что она будет полезной и плодотворной и принесет всем нам утешение, надежду и радость.

Архимандрит Ефрем:

– Мы приехали со Святой Горы Афон, которая является местом аскезы, молчания, молитвы, покаяния, Покровительницей и Главой которой является Божия Матерь. Святую Гору еще называют садом Божией Матери, и поэтому все монастыри там Богородичные.

Ватопедский монастырь – единственный в мире, который украшен семью чудотворными иконами Божией Матери и самим Честным Поясом Пресвятой Богородицы. У нас три ковчега святого Пояса в монастыре – три частицы, которые подарили монастырю царь и князь. Первый – Иоанн Кантакузин, император Византии, у которого была тесная связь с монастырем: там жил его духовный отец и святой нашей Православной Церкви преподобный Савва, ради Христа юродивый (всем советую прочитать его житие). До монастыря этот святой несколько лет жил в Константинополе, и император понял, что это человек Божий, и взял его в духовные советники. И говорят, что в конце жизни император стал монахом в нашем Ватопедском монастыре. А второй, кто подарил часть святого Пояса монастырю, – Великий князь Сербский Лазарь, который был замучен ради Христа и сегодня является покровителем и великомучеником Сербской Православной Церкви.


Видимо, монастырь Ватопед избрала Богородица, чтобы эта обитель была особенно украшена Ее милостью: сразу двое жертвователей, не зная друг друга, были просвещены благодатью и передали эту великую святыню одному монастырю. Наш духовный отец старец Иосиф Ватопедский, который два года назад почил, нам часто говорил: «Где бы в другом месте было угодно Богородице хранить Свой святой Пояс, если не на Святой Горе, которая является местом непорочности, чистоты, целомудрия, послушания, местом девства?». Знайте, что Пояс символику имел еще с Закона Моисея. Из Ветхого Завета мы знаем, что девы сплетали себе такие пояса своими руками, и когда наступал день официального сочетания браком, дева передавала этот пояс своему мужу как символ своего девства.

Тот Пояс, к которому многие из вас или уже приложились, или еще приложатся, сплела Богородица Своими руками. Этот Пояс из верблюжьей шерсти, это, кстати, научно исследовали, и вышит он золотой ниткой. Вышила Пояс царица Зоя, жена Византийского императора Льва VI Мудрого. Царица Зоя была сильно больна и увидела Божию Матерь во сне. Богородица ей сказала, что надо убедить Патриарха достать из запечатанного ковчега святой Пояс, и если она опояшется этим Поясом, то исцелится. И хотя святая рака (так называли тот ковчег, в котором находился Пояс) имела печать императора и Патриарха еще с IV века, все-таки влияние мужа Зои, императора, заставило Патриарха открыть святую раку. Пояс положили на больную, и она исцелилась. Тогда Зоя в знак благодарности выпросила у Патриарха Пояс и, живя в супружеском целомудрии, своими руками вышила весь Пояс золотой ниткой. Кстати, ученые говорят, что это тоже от Промысла Божия, потому что если бы Пояс не расшили золотом, то до сегодняшнего дня он бы не сохранился.

Эту святыню мы вам привезли, потому что верим, что ее присутствие в вашем городе передаст большое благословение и облегчение, много благодати, покров и много сил. И, прикладываясь к святому Поясу, мы чувствуем, что между нами находится Сама Богородица, Она в сердце каждого из нас. И даже те, кто говорит, что не верит, знайте, что они просто обманывают. У меня есть личный опыт; мой отец говорил, что он неверующий, а когда заболевал, помню, как он постоянно повторял: «Богородица моя, Богородица моя». Потому что в совести и в сердце православного человека Она.

В Новом Завете из-за великого смирения Божией Матери мы не очень-то Ее видим. Один просвещенный старец, святогорец, мне как-то сказал: «Даже Христос, Которому говорили, что «блаженно чрево Той, Которая носила Тебя, и сосцы, которые питали Тебя», и давали Ему повод восхвалить Свою Мать, не ублажает Свою Мать, следуя Ее просьбе нигде при людях Ее не хвалить. Потому что Она была человеком духовно просвещенным, на Ней пребывала вся полнота благодати».

И неслучайно Святой Горы Покровительница именно Она. И знайте, что Она Сама попросила это место для Себя, потому что это место, где духовная жизнь, истинная, православная, переживается опытно. Богородица знает, что значит освящение и святость, знает, что значит благодатное сердце, знает чистое, очищенное сердце, знает, что значит умное делание. Великий почитатель Божией Матери, святой нашего монастыря старец Григорий Палама говорит: когда Богородице было три года и ввели Ее в Святое святых, с того времени начиная, Она училась духовной жизни от самого Архангела Гавриила. И тот же святой говорит, что поэтому Она является первой Безмолвницей, первым аскетом. Знайте, Она до сих пор является монахам-святогорцам и учит их православной духовности. У одного монаха нашего были по наивности какие-то плотские помыслы. И говорит ему Богородица: «Мне не нравится, что ты соприкасаешься с такими помыслами». У другого была ночью, когда все спали, сильная зубная боль. У нас есть монах, зубной врач, но брат не хотел его будить и решил потерпеть до начала службы, это по-византийскому – десятый час, то есть около четырех утра по-вашему. Но боль увеличивалась – все знают, что такое зубная боль. И тогда, наверное, – из-за боли, долготерпения и братолюбия (он ведь не разбудил монаха-врача) он увидел высокую Монахиню перед собой, Которая его держит и делает крестное знамение над зубом. И боль совершенно утихла.


Знайте, что у нас совершается много чудес. Одна женщина нам сегодня сказала, что у нее очень сильно болело колено и она полностью исцелилась после того, как приложилась к святому Поясу. В Санкт-Петербурге одна женщина вообще не видела одним глазом, а сейчас спокойно им читает. И в вашем городе будет очень много таких чудес, и мы со временем будем это узнавать. Но особенно помогает Пояс от бесплодия. Поэтому смиренно молюсь, чтобы вы никогда не забывали присутствия святого Пояса в вашем городе.

С одной семьей мы однажды встречались в Афинах, сейчас они уже старики. Они рассказывали, как 60 лет назад привезли святой Пояс в Афины и он находился у них дома. И столько лет они это помнили, радовались этому, рассказывали об этом людям, и благодать их наполняла... Когда 12 лет назад святой Пояс опять был в Афинах, его положили на одном столе, и скатерть, на которой он лежал, до сих пор благоухает. Молюсь, чтобы благодать Богородицы наполнила и ваши сердца, и чтобы вы поняли, насколько эта великая честь, что мы являемся православными христианами, членами Церкви, чадами Божиими. Вот что я вам хотел сказать. А сейчас слушаю ваши вопросы.

– Далеко ли ваш монастырь находится от монастыря Пантелеимона Целителя, и как вы общаетесь с русскими монахами?

– Не очень далеко, и отношения у нас хорошие. К нам однажды приехал генеральный секретарь Европейского Союза. И все монастыри, которых двадцать на Святой Горе, и у каждого монастыря самоуправление, как у отдельного государства, проехал. И сказал: «Я удивляюсь, как вы десять веков подряд умудряетесь так дружно жить, а мы в Евросоюзе постоянно ссоримся». Я ему ответил: «Вы сотрудничаете ради «хриса», по-гречески значит – золота, а мы – ради Христа».

– Люди, которые работают в Церкви, не могут совершать греха в своей работе и порой находятся на грани выживания, многие из них многодетны, а государство их не поддерживает. Понятно, что мы должны молиться и уповать на милость Божию, но ведь нам нужно кормиться, одеваться и работать. Понятно, что наши архиереи, уважаемый Владыка, может быть, в сердце своем переживают за свой народ, за своих чад. Но, тем не менее, открыто они, в силу своего положения, не могут обличать первых лиц государства, хотя это, может, и не поможет. И какой Вы дадите совет нам, многодетным, потому что нам живется очень тяжело? Спаси Господи.

– Во-первых, скажу, что на тему многодетности надо смотреть с рассуждением. У моей матери было семеро братьев и сестер, и были они люди бедные, наши родители, но как-то смогли и нас вырастить. Сколько мы знаем людей, которые желают иметь много детей только при наличии каких-то официальных гарантий! Если нам помогают, то это очень хорошо. Но не забывайте, что птицы не сеют, не жнут, а Отец наш Небесный и их питает.

Я вам от всей души расскажу один очень трогательный пример. В одном районе Северной Греции три года назад в семье случилось несчастье, и у них не было ни денег, ни хлеба. Глава семейства хотел взять какой-то кредит, но нигде не находил понимания и поддержки. Но у этой многодетной семьи был один большой плюс. Их дом находился вне села, а в трехстах метрах от него был храм Святого Георгия. И они каждый вечер ходили туда и зажигали святому Георгию святую лампаду. И вот, когда на исходе уже были все их средства, отец пошел к святому Георгию один и говорит: «Я больше не могу, помоги мне как-нибудь». И во сне увидел отец святого Георгия прямо на коне, и тот сказал ему: «Пойдешь туда, где мой храм, и там, у двери, есть большой камень. Поднимите этот камень и найдете под ним две золотые лиры». Они так и сделали. Через три часа это им удалось, и они нашли две золотые монеты 1935 года. Так вера их спасла, и нам этой веры не хватает.

Если чего и добился дьявол сегодня, особенно среди православных, так это уязвил и уменьшил их веру. Не забывайте, что ключ всех таинств Церкви – это вера. Когда Господь вмешивался чудесно? Когда видел веру. «Женщина, велика твоя вера», – говорит Он одной. Другой говорит: «Вера тебя спасла». Третьей говорит: «Даже в Израиле столько веры не видел» Веруйте крепко и твердо, и у вас не будет нужды никакой. Веруйте, и Бог решит все ваши проблемы, пусть даже в самый последний момент.

– Отец Ефрем, у меня были грехи, в которых я исповедовалась много лет назад. Сейчас эти грехи не совершаю, но очень мучает совесть. Что Вы посоветуете? Спаси Господи, крепости Вам души и здоровья тела.

– Ничего не нужно делать сейчас. Сколько бы грехов мы ни делали, милость Божия все равно будет больше, и если вы исповедовались в этих грехах, переживать вам нечего.

Не забывайте, что очень большие грешники сегодня написаны на иконах, и мы прикладываемся к их образам. Милость Божия очень велика, и богословы считают, что грех, который исповедан, не был совершен никогда.

– Архимандрит Ефрем, Вы когда-нибудь пели на клиросе? Какие наставления Вы дали бы русским певчим? И как Вам русское клиросное пение?

– Мне всегда очень нравилось петь, я и сейчас пою. Но будем опять внимательны к смиреннолюбию. Есть у нас в Афинах один певчий, он споет что-то, а потом смотрит, как народ на это реагирует. Такое пение Богу не угодно, нужны благоговение и смиренномудрие.

– Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко Святому Причастию? У нас в традиции – миряне должны поститься три дня, а священники не постятся перед Причастием. Чем объясняется такое различие?

– Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще.

– Что Вы посоветуете человеку, находящемуся в духовном расслаблении, но желающему спасения?

– Важно, чтобы у него была стабильная программа постоянства духовного, и чтобы он с точностью соблюдал ее. А когда расположенности нет, чтобы он понуждал себя к этому распорядку.

– Как Вы относитесь к глобализации?

– Если иметь в виду процессы смешивания всех стран и культур в одно, то этого никто не добьется. Это просто их попытка, и мы как православные этого не принимаем, конечно. Мы не хотим глобализованных людей, а мы хотим глобальных, то есть вселенских людей. А вселенскими являются святые, которые своими молитвами весь мир в объятия берут.

– Отче, вчера мы имели счастье приложиться к Поясу Пресвятой Богородицы. Стеклянная поверхность, которая укрывает святой Пояс, украшена камнями, расположенными несимметрично. Какова символика такого украшения?

– Никакой символики там нет, как нам сделали ковчег, мы так его и приняли, и эти камни мы не убираем, потому что они тоже освящены. Вы на камни смотрели или на Пояс?

– Скажите, в Греции Православие – государственная религия, и в чем это проявляется?

– Да, это официальная религия, 98% населения православные.

– Дорогой батюшка, как правильно приучить детей к церковной службе, чтобы они, вырастая, не бежали из храма?

– Детей в храм берите на службы, но не на все, потому что столько часов дети не могут держаться. Если на пять часов поведете ребенка, он из храма убежит, берите его на час. Здесь нужно рассуждение, а давлением и принуждением это дело не выйдет. Поэтому и говорят, что самая высокая добродетель вообще – это рассуждение. Добро, говорят, не является добром, если оно делается недобрым образом.


– Знали ли Вы старца Паисия Святогорца? Расскажите немного, если знали.

– Очень хорошо знал, очень много раз встречался и очень большую пользу получил. У него было очень много благодати Божией, святость великая. Помню, как он рассказывал, как его посетила святая Евфимия. Она пришла к нему в келью, и они беседовали целых восемь часов. Они много говорили, а о чем, он нам не поведал. Об одном только рассказал. На вопрос, как она выдержала такие страшные мучения, она ответила: «Если бы я до смерти знала, какая слава ждет мучеников на Небесах, я бы во много раз больше мучений бы претерпела». Паисий много раз видел святых. Однажды он перешел в другую келью, и ночью, когда закончил все дела, не мог зажечь свет. И когда он начал службу, то не знал, какого святого поминать на следующий день. И вдруг он увидел какого-то высокого мужчину, который сказал: «Меня зовут мученик Лукилиан, и завтра у меня праздник».

– Встречали ли Вы отца Рафаила (Берестова), как его здоровье?

– Это очень добродетельный человек, но я давно с ним не виделся, он очень и очень смирен.

– Как правильно детей воспитывать – наказывать ремнем или все прощать?

– Будьте снисходительны к детям. Давление и чрезмерная строгость никогда пользу не приносят, а помогает, прежде всего, молитва. Не говорите детям много о Боге, а говорите с Богом много о детях.

– Как правильно носить женщинам пояски, которые раздавали возле святыни, можно ли их стирать?

– Пояски можно стирать, но первую воду не выливайте в канализацию, лучше полить комнатные цветы или дерево, потому что пояски все освящены. Помню один случай, который мне рассказал паломник на нашей Горе: «Я носил пояс, который взял на этой Горе, и вместе с этим пояском у меня в кармане были какие-то бумажные платки. И однажды, по забывчивости, я взял все, что было у меня в кармане, и бросил в огонь. А потом вспомнил, что бросил в печь вместе с платками и поясок. И когда открыл печь, увидел, что поясок уцелел, огонь его не тронул».

– В Вашем монастыре молятся о тяжких женских грехах? Если да, то как Вам можно заказать молебен, или молиться дома с поясом Пресвятой Богородице? Спасибо.

– Монахи обо всех людях молятся, и это тайна, как молятся монахи. Однажды к нам пришел монах очень высокого уровня духовной жизни и сказал, что он всю ночь молился о беременных женщинах, которые должны рожать и у которых есть затруднения. А другой монах ему отвечает, что когда один монах долго молился, его в это время турки захватили. И говорил тот монах, что турки его очень мучают. Что я хочу сказать? Когда сердце у монаха становится Христосердцем, тогда он начнет молиться обо всех людях, и даже о таких отдельных группах. Старец Паисий говорит: «Если все, что я переживаю, я расскажу, то меня просто сумасшедшим посчитают». Он иногда говорил, что молился очень много за все супружеские пары, у которых есть опасность развода. И как бы в Духе Святом приходил в их дома и невидимо их умиротворял. Он говорил: «Бывал я и в Австралии, и на Кипре, и в России, и в Афинах в Духе Святом». У человека Божия есть очень большие силы и возможности.

– Как бороться с помыслами на молитве? На Афоне все монахи владеют внутренней сердечной молитвой или только некоторые?

– Во-первых, когда помыслы приходят во время молитвы, мы должны просто ими пренебрегать, не обращать на них никакого внимания. А что касается монаха с сердечной молитвой, никакое пока еще исследование не проводилось, каково число этих монахов. Они есть, и немало, но все стараются ее стяжать.

– Батюшка, а чем Вы объясните тяжелое положение экономики Греции и ту ситуацию, в которой сейчас находится ваша страна?

– Причина кризиса в том, что и мы, греки, к сожалению, пренебрегли тем сокровищем, которым обладаем и которое называется Православием. На греков тоже, к сожалению, повлиял дух Европы, и они отдалились от православного Предания. А Бог все это попускает, чтобы мы смирились. В этом году даже какие-то кредиты брали люди, чтобы на каникулы поехать. Я на каникулах никогда в жизни не был и не думаю, что что-то потерял.

– Как вернуть утраченную веру?

– Молитесь, просите Отца Небесного, стучите, и откроется вам, ищите и найдете. Потому что настоящая вера в Бога – это дар Божий, это сверху идет.

– Ваше отношение к экуменизму, Ваше мнение о единой электронной карте? Помолитесь, пожалуйста, за братьев Свято-Троицкого мужского монастыря села Тараскова.

– Экуменизм – это течение, которое стремится, чтобы все христианские вероисповедания сошлись на чем-то. Мы вообще не против диалогов, но у этих диалогов должны быть правильные предусловия. Прежде, чем мы пойдем на такие собрания, мы должны знать, что мы принадлежим к единой Святой Соборной Апостольской Церкви.


Насчет же карты гражданина, как у нас называют электронные паспорта, мы против этого. И даже не духовно, потому что это не печать антихриста, которая будет на руке и на лбу, а потому что так уменьшается уважение к человеческой личности. Правительство, которое недавно избрали в Англии, чтобы сделать себе рекламу, в своей предвыборной программе говорило, что они не примут карту гражданина. Конечно же, не из-за духовных причин, у них духовных интересов вообще нет. Потому что, вводя карту, прямо наступают на свободу личности. И поэтому думаю, что и теми паспортами, которые сейчас существуют, вы можете пользоваться, не надо создавать искушений на ровном месте, как говорится.

– Дорогой батюшка, как может мирянин жить по благодати и может ли быть обет безмолвия вне монашества?

– Может жить опытной благодатью и человек в миру, если он точен в своей ответственности перед семьей своей, в своих супружеских отношениях, если его церковная жизнь правильная, если он следует жизни Церкви, если он выражает любовь, вежливость, милость к другим людям. Если он все это делает, то тогда он недалек от Царствия Божиего.

А что касается обета безмолвия, это не от места зависит, а от нашего внутреннего состояния. Некоторые разделяют святых на святых трезвого делания и на святых миссионерства. Это большая ошибка. Каждый святой отец был и деятелем трезвения, независимо от того, жил ли он в миру, жил ли в пустыне, проповедовал или нет. Главное, чтобы мы жили жизнью Церкви.

Как помочь сыну, который по гордости не может прийти в Церковь, хотя уже получил немало вразумлений от Господа? Он разведен, причастился единственный раз.

– Молитесь за него. Но много ему об этом не говорите, потому что он мать потом ругать будет. Но когда-то и его час придет для молитвы.

– Дорогой батюшка Ефрем, сердечно прошу Ваших молитв о заблудшем Максиме, с уважением к Вам, скорбящая мать.

– Я буду молиться Богу, пусть Он даст вам утешение.

– Высокопреосвященнейший Владыка Ефрем, как правильно следует обращаться со святыней, поясочком от Пресвятой Богородицы, изготовленным в вашем монастыре, который мы получили в подарок? Как его хранить, только прикладываться или носить на себе?

– Как мы пояс обычный носим, так и этот поясок носите. Одной беременной женщине я дал такой поясок, через неделю она должна была рожать, а я видел, что она очень боялась. Она родила естественным образом за пятнадцать минут.

Что Вы можете сказать о сроках проведения VIII Вселенского Собора?

– Это вопрос не моей юрисдикции, это дело Предстоятелей Поместных Церквей.

Отче, у дочери брак венчаный, но не регистрированный, он женился на другой, а дочь все молится, чтобы он вернулся. Как быть?

– Надо терпеть. Я знаю, что в России очень много и очень легко разводятся. К нам очень много приезжает русских паломников, и две трети из них во втором, третьем или даже в четвертом браке. А знаете, в чем причина? Потому что люди часто имеют только гражданский брак, но не венчаются и потому не приходит на них Божественная благодать, чтобы помочь в семейных делах. И поэтому те, кто не венчаны, должны обязательно венчаться, даже если вы уже в возрасте, все, как можно скорее.

Если человек попадает к Поясу Пресвятой Богородицы вне очереди, сходит ли на него благодать?

– Сходит благодать.

Отче, прочитала в интернете, что Пояс Пресвятой Богородицы просили привезти в разные страны, но им было отказано. Почему такая милость была оказана нам, грешным?

– Мы очень хотим сделать приятное вашей стране. Наверное, уже шесть лет нас просят привезти Пояс, к нам приезжали многие известные люди, даже министры и епископы, с такой просьбой. И Святейший ваш Патриарх, после того, как написал письмо в нашу обитель с просьбой принести Пояс, чтобы быть уверенным в успехе, написал письмо во Вселенскую Патриархию, прося их попросить нас. И эти два фактора как-то обязали нас. Да мы и сами этого очень желали. Наверное, настала, как говорится, полнота времени. Когда господин Путин приехал в Санкт-Петербург и в аэропорту встретил святой Пояс, в нашей беседе он сказал: «Благодарю, что вы привезли эту святыню в нашу страну в то время, когда у всего мира период кризисный, и у нас в том числе, и наш народ очень в этом нуждается».

Отец Ефрем, как бороться с раздражительностью и недовольством, кому молиться? Спаси Господи.

– Можете молиться кому хотите – Христу, Богородице, святым, куда влечется ваше сердце. Раздражение и гнев – большая страсть, которая, к сожалению, есть у всех нас, и мы должны быть очень настойчивыми в наших просьбах и молитвах, чтобы Бог дал нам дух кротости. Вы же замечали, когда человек гневается, лицо его становится красным, и он как бы на беса похож.

Как одинокой матери без отца правильно воспитывать мальчиков, что самое главное?

– Думаю, чтобы она любовь давала ребенку, потому что любовь все покрывает. И чтобы она еще много молилась о ребенке, потому что это та благодать, которая восполнит отсутствие отца.

Как воспитывать детей в Православной вере, если муж неверующий и против воспитания в Православии?

– Учите его втайне от отца, чтобы он не понял, что происходит. Опять ради того, чтобы потом супруги не ссорились.

– Отче, как просить Бога молодому человеку, который хочет реализовать свои таланты и способности, но испытывает финансовые затруднения?

– Бог промышляет и поможет тому человеку, у которого талант есть, даже и без финансовой возможности. Я иногда тоже, по своей глупости, думаю, размышляю о следующем. Один чистит улицы – и доволен, другой плотник – доволен, третий сантехник, четвертый бизнесмен, пятый предприниматель, шестой президент, кто-то губернатор. Думаю, великая тайна, как Бог распределяет всех людей на разные места и всем им дает покой.

– Планируете ли Вы посетить Россию с другими святынями Ватопедского монастыря? Были ли Вы в Верхотурье? С уважением, уральские греки.

– Пусть будет пока этот Пояс, а потом посмотрим, всему свое время.

– Спаси Вас Господи, отче Ефрем, и всех монахов вашей обители за величайший дар, который вы подарили России. Сейчас стоит вопрос, сохранится ли Россия? Глядя на огромные очереди к святому Поясу Пречестной Царицы Небесной, со слезами верую: России быть. Спаси и сохрани Вас Христос. Раба Божия Ольга.

– Не бойтесь, Россия не развалится, наоборот, укрепится. И сыграет главную и очень большую роль в деле спасения всего Православия на Земле.

– Можно ли спастись современному человеку, живущему в миру? Что самое главное в духовной жизни? Спаси Господи.

– Сказали, что человек может спастись в любой период истории, главное, чтобы он жил правильно церковной жизнью.

– Дорогой батюшка, ребенок зачат в Страстную седмицу, постоянно болеет, мамочка очень переживает, что делать?

– Пусть уповает на Бога, Который является Отцом всех нас и прощает нам наши ошибки.

– Отче, что посоветуете женщинам, от которых ушли мужья, а браки были венчаными?

– Мне более печально слышать, что какая-то пара развелась, чем слышать, что кто-то умер. Могу пожелать только терпения.

Я очень люблю кофе и пью его много, грех ли это, и если да, то как молиться, чтобы избавиться? Спасибо.

– Ты в плену у кофе.

Дорогой отец Ефрем, цель христианина – спасение своей души. Полезно ли думать и заботиться о спасении души своих ближних? Что посоветуете?

– Когда человек начинает прилагать усилия в духовной жизни, у него просвещаются ум и сердце. У него в сердце рождается некая соборность, и потому его уже заботят и другие, он сопереживает им, ему больно за других людей. Человек может печалиться обо всех и в то же время быть постоянно в радости. Такое величие у духовного человека, потому что радость – это не психическое, а духовное состояние. Ведь радость – это плод Святого Духа. Как сам апостол Павел перечисляет: плоды Духа – любовь, радость, воздержание, долготерпение и так далее.

У людей, которые не живут в Церкви, нет того, что они могли бы иметь, они как живые мертвецы, потому что Христос сказал: «Я путь, Я истина, Я жизнь». Истина – не идеология, истина – это лицо. Поэтому Пилату Христос и не ответил на вопрос: «Что есть истина?». Знаете, что говорят святые отцы? Если бы Пилат спросил правильно, Христос бы ответил. А правильно надо было поставить вопрос так: «Кто есть Истина?» И тогда бы Христос ответил: «Я есть Истина».

Отче, можно ли прикладываться к Поясу в нечистоте, ведь Пояс всего три дня пребывает?

– Если здесь имеются в виду те периоды, которые бывают у женщин, здесь большая ошибка совершается, к сожалению. Я знаю, что в России в критические дни женщины и к иконам не прикладываются, и даже в храм не ходят. Это ошибка. Можно делать все, только не причащаться.

– Почему Пояс Пресвятой Богородицы не привезли в Омск или Новосибирск?

– Тогда в России Пояс надо оставить на целый год, чтобы он во всех городах побывал. В следующий раз. Однажды старца Паисия спросили: «Отче, Вы были на юбилее тысячелетия Святой Горы в 1963 году?». Он ответил: «Нет, к сожалению, в следующий раз пойду». И когда святой Пояс через двести лет еще раз приедет в Россию, может быть, поедет и туда. Но никого из нас уже не будет.

Отче, что делать, если дети попали в секту?

– Надо за них молиться, потому что ведь сектанты люди неразумные. Одно из самых трудных и тяжелых испытаний, когда наши дети попадают в эти сети.

Ступала ли нога женщины на Святую Гору Афон? Когда и при каких обстоятельствах? С какого времени женщины туда не допускаются?

– Много веков назад женщинам запретили вход на Афон.

Дочь приучила своего сына писать левой рукой. Какое Ваше мнение?

– Нет проблем.

Батюшка, почему современные дети так жестоки и отделяются от родителей?

– К сожалению, из-за многих грехов в мире очень ослабла человеческая природа вообще. К тому же и родители не всегда правильны – из-за своих грехов сами не имеют внутреннего равновесия. Поэтому они рожают детей, у которых нет мира. Советую всем матерям каждое утро малышам и всем другим детям давать хотя бы чайную ложку святой воды. Очень помогает.


Как монахам удается заниматься духовным деланием и соблюдать монашеские обеты, если они по послушанию периодически выезжают из монастыря или вовсе живут вне монастыря из-за несения послушания в миру?

– Когда монах выходит в мир, и на это есть благословение его духовного отца, это неплохо. Потому что монах, уходя в монастырь, не становится затворником, и уходя из монастыря в мир, он не совершает какой-то грех. Святые отцы советуют просто не совершать монаху то, что ему самому вздумается. Наши отцы, которые приехали сейчас в Россию, находятся как бы не в своей тарелке. Но они, во-первых, приехали сюда по послушанию, а, во-вторых, терпят, а это уже смирение.

В нашей стране скоро выборы Президента; как православному человеку относиться к выборам, если нет доверия ни к кому, правильно ли устраняться?

– В политике мы должны руководствоваться следующим образом: из двух зол выбирать меньшее. Не ждите идеальных состояний, но вы как страна находитесь в гораздо лучшем состоянии, чем Греция. Там в министров и президентов сметану бросают и яйца, здесь хотя бы не дошли еще до этого.

Батюшка, кому молиться, чтобы выйти замуж? И помогает ли Пояс Богородицы в этой проблеме?

– Богородица во всем помогает. Неплохо, если молодая девушка просит Богородицу, чтобы Она послала ей хорошего молодого человека, и если юноша молится о том, чтобы Бог послал ему хорошую девушку.

Верите ли Вы в возрождение монархии в России? Как это возможно?

– Не думаю, что можно восстановить монархию в России, это, наверное, все уже достояние прошлого.

Я хочу стать монахом, но боюсь, что не справлюсь. Что делать?

– Посоветуйся с духовным человеком, и он тебе поможет.

– Что имел в виду Господь, когда говорил: «Горе будет беременным и питающим сосцами». Некоторые старцы не советуют жениться в последние времена.

– Это глупость какая-то. Христос говорил не о том, чтобы замуж не выходить; здесь говорится, что когда придут те дни, для этих женщин будет самый трудный период. И я вам советую: занимайтесь Христом, а не антихристом, потому что это нездоровое духовное состояние, когда мы постоянно говорим об антихристе, о кончине века и так далее. Некоторые очень много занимаются этой темой.

Сейчас повсюду много онкобольных, что причина этого?

– Это тоже одно из знамений времен. В наш монастырь приехал один грек из Америки, профессор университета. Я верю в то, что он мне сказал: «Подожди еще, старче, через десять лет будет рак мозга из-за мобильных телефонов». Хотя и интернет, и мобильные телефоны, и все технологические новинки обслуживают человека, но у них есть еще и своя радиация. Расслабляется природа человека, и одна из причин – прогресс в сфере технологий.

Отец Ефрем, хотим помолиться за Вас и Вашего переводчика, ведь Вам предстоит долгий путь. Как зовут Вашего помощника? Ангела Вам хранителя.

– Отец Феодох. Я его тоже утомляю, потому что много говорю.

– Благодарим Вас, отче Ефрем, за Вашу беседу, храни Вас Господь, и просим помолиться о нас; простите нас, грешных.

– Думаю, что достаточно вам голову заморочил.

Митрополит Кирилл:

Спаси Господи, вас, дорогие братья и сестры, за то, что вы пришли на эту встречу. Я думаю, у каждого отложатся в душе эти краткие мгновения пребывания с отцом Ефремом, старцем Святой Горы Афон, каждому на память оставляем небольшие буклетики. Поблагодарим еще раз отца Ефрема и помолимся.

Архимандрит Ефрем

http://simvol-veri.ru/xp/arximandrit-efrem-bogorodica-prebivaet-v-kajdom-serdce.html

http://www.pravoslavie.ru/smi/49762.htm

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 02.04.2012 22:20
  
3
Беседа с архимандритом Ефремом


Беседа с архимандритом Ефремом на ТК "Культура"

#2 | Лидия Новикова https://www.facebook.com/lassa80 »» | 02.04.2012 22:46
  
3


Архимандрит Ефрем: «Не ищите радости вне себя, она внутри»

– Ваше Высокопреосвященство, Преосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы, дорогая матушка, братья и сестры! Мне радостно уже второй раз находиться в вашем монастыре. Как вы знаете, в этот раз мы приехали со святым Поясом Божией Матери. Это святыня особенная, с духовной точки зрения – драгоценная. Промыслом Божией Матери мы привезли святыню и в этот город, чтобы освятить его, и, конечно, ради живущих здесь монахов. Мы знаем, насколько угодна Божией Матери жизнь монахов и вообще существование монастырей. Из истории Церкви известно много случаев, когда Богородица являлась непорочным, чистым душам и говорила: там-то находится Моя икона, возьмите ее и устройте там монастырь. А Святая Гора, единственное действующее монашеское государство, вся посвящена Ей. Пресвятая Дева – Покровительница Афона. Она Сама велела святому Петру Афонскому идти жить на Святую Гору и сказала, что он и его сподвижники будут под Ее непосредственным Покровом: «Я Сама, – сказала Богородица, – буду вашей Покровительницей, Целительницей и Питательницей». Явившись преподобному Афанасию Афонскому, Она сказала то же самое, что и преподобному Петру, добавив: «Я буду вашей Экономиссой и позабочусь обо всем для вас, а от вас хочу только одного – соблюдения ваших монашеских обетов». И по сей день мы, святогорцы, наслаждаемся Ее покровительством и особенным заступничеством.

И поэтому, дорогие мои, то, что мы с вами пришли к монашеству, – это большое благословение. Блаженнопочивший наш старец Иосиф Ватопедский очень часто говорил нам: «Нет большего благословения для человека, чем то, когда Бог призовет его к монашескому жительству. И пусть монах никогда, ни на секунду не забывает, что его призвал Сам Бог». Когда мы вспоминаем, как ушли из мира, что сопровождало нас при этом, то видим, что над нами была благодать Божия, это она совершила наше отречение от мира, она привела в монастырь. Здесь мы непременно должны во всей полноте исполнять три добродетели: нестяжания, послушания и целомудрия. Эти добродетели вводят нас в духовную жизнь, укореняют в ней и помогают достичь полноты возраста Христова.

Монашество – это путь совершенства, и потому мы, монашествующие, призваны стяжать полноту благодати. Недавно пришел ко мне один монах и говорит: «Знаете, у меня нет времени читать». Я ему говорю: «Чадо, монастырь – это не место чтения. Ты пришел в обитель не читать, и даже не молиться. Ты пришел, чтобы отречься от себя и подчинить себя духовному руководителю. Если ты полностью предашь себя в послушание игумену и не будешь пытаться устроиться в этой жизни поудобнее, то в точности соблюдешь заповедь Христа. Он никогда не говорил случайно, а всегда – безошибочно, и Он сказал нам, монахам: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет».

Не отрекается от себя тот, кто в обители исполняет свои хотения, свои мечты. У монаха вообще нет мечтаний, нет устремлений, нет планов. Он приходит, как осужденный на смерть, поднимает руки и говорит игумену: «Делай со мной что хочешь». Тем самым он исполняет другое слово Христа: «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю». И если монах поймет смысл этих слов и положит их в основу своей жизни, то у него будет правильное представление о подвиге, и все его проблемы решатся. Он становится органом Промысла Божия и в полноте подражает Господу нашему Иисусу Христу, Который, хотя и был безгрешным, но пришел и как бы встал в один ряд с нами, кающимися, как будто тоже требующий покаяния. Христос не просто дал нам с Небес какие-то отдельные заповеди, которые мы должны соблюдать, но Он Сам сошел к нам и показал это на деле, на практике. И что Он нам совершенно ясно сказал? «Аз приидох, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца». Блаженный наш старец Иосиф на беседах говорил нам: «Как вы думаете, братья, если бы Христос исполнял Свою волю, разве это было бы греховно? Однако же Он этого не делал, чтобы быть Тем, Кто сначала сотворил, а потом научил». Воля, желание человека – это медная стена. Не глиняная, не каменная, не цементная, а медная, отделяющая человека от Бога. И блажен тот монах, который слушается. Послушание – это не дисциплина, это нечто другое, послушание – это когда ты отдаешь свое сердце. Монашеское жительство полностью Христоцентрично. Поэтому старец не пользуется послушанием своих чад для личных целей, его задача – убедить монаха, чтобы он подчинил свою волю воле Божией.

Если у вас есть вопросы, задавайте, а я, если смогу, отвечу.

– Как вовремя замечать появление греховного помысла и отсекать приражающиеся страстные помыслы еще на уровне прилога?

– Не занимайтесь много помыслами, к ним надо относиться с пренебрежением. Один монах нашей обители как-то пришел ко мне и говорит: «Мне надо исповедоваться». И смотрю, держит тетрадь. Я его спрашиваю: «Это что у тебя?» – «Это моя исповедь», отвечает. «Ну давай, – говорю, – буду читать твою тетрадь». Представляете, 30 страниц помыслов! Я ему говорю: «Ты что думаешь, надо исповедовать все помыслы, которые приходят тебе в голову? Ты так в психиатрическую больницу скоро попадешь!». Он записывал даже те помыслы, которые приходили ему во время службы. Я сказал этому брату: «Приходящие помыслы ничего не значат». Даже если ум на мгновение к ним склонится, это ничего не значит, абсолютно ничего! Забудьте это! Надо исповедовать только те помыслы, которые долго не отходят, остаются в уме на протяжении дней или недель, а вообще помыслы – это мыльные пузыри.

Расскажу вам еще один случай из жизни. Один молодой человек, воцерковленный, поддался чревоугодию: захотел в среду съесть шашлык и пошел его купить. Приходит, а продавец говорит: «Прости, но я вот только что продал последний». Этот юноша потом приходит ко мне и рассказывает: «Так и так, я бы съел шашлык!». А я ему: «Но ты ведь не съел? И все! Ты поддался помыслу, но не согрешил на деле». У нас ведь как? Сначала помысел, потом он переходит в слово, а потом идет к делу. Но совершенным грех считается тогда, когда он происходит на деле. Поэтому будьте внимательны и не занимайтесь особенно помыслами, презирайте их. «Помышления бо смертных боязливы» (Прем. 9, 14), дословно – «помыслы трусливы».

Отец Ефрем, как Вы думаете, на что сейчас надо обратить особое внимание монашествующим в России, чтобы наши обители укреплялись и процветали?

– Нужно обращать внимание на послушание. Монах должен слушаться и не иметь пристрастий; особенно это к женщинам относится. У меня есть один женский монастырь, и когда я туда приезжаю, то начинается: «Геронда, помолитесь за мою тетю, за моего племянника, за соседа племянника. Геронда, помолитесь за моего брата, за знакомую моей сестры». Не надо заниматься нуждами тетей, племянников и их соседей. Обратите на это внимание, потому что женщинам особенно трудно дается добродетель странничества, у них бывает очень большая привязанность к родственникам. Они начинают усердно молиться за них, но под прикрытием молитвы за близких сердцем опять прилепляются к ним. А послушание говорит нам всецело предаться Христу. Кто, говорит Он, не отречется от всего своего имущества, не может быть Моим учеником. Это слова Христа, Который был милостивым, Который был Учителем милосердия! Но вы помните, как один человек сказал Ему после того, как Спаситель позвал Его за собой: «Позволь мне пойти похоронить моего отца»? Он ведь не лгал ему, он бы так и сделал. Но Христос говорит: «Нет, оставь мертвых погребать своих мертвецов. Ты иди за Мной». Почему, как вы думаете? Потому что этот ум человека призван к освящению. И в сравнении с освящением, святостью все прочее становится ничтожным, ничем. Или, к примеру, многие пишут своим родственникам-монахам письма. Меня братья спрашивают: «Геронда, ответить на письмо?». – «Нет, – говорю я, – не нужно отвечать. Ты молись за них, и это будет самым большим твоим приношением».

Как сочетать сложную и ответственную должность в монастыре, связанную с хозяйством, с заповедью не заботиться о завтрашнем дне?

– Тот, кто заботится о делах, находясь при этом в послушании – у того «беззаботная забота». Святой Силуан Афонский, ваш соотечественник, был экономом даже не монахов, а мирских рабочих. И при этом он был великим безмолвником, настоящим исихастом. Обратите на это все свое внимание! Вы помните, он в своих воспоминаниях сам признается: «Игумен сказал мне быть экономом рабочих, и я внутренне воспротивился: «Ох, отче, что вы на меня возлагаете»…». Он только внутренне не сразу принял, не оказал немедленного послушания, хотя пошел и стал исполнять это дело. Однако степень его духовного преуспеяния не давала ему права воспротивиться даже так, внутренне. И он сам признается, что за это сопротивление игумену ему как епитимия была на всю жизнь дана головная боль. Так что будьте очень осторожны. Смотрите, как Христос таинственно, неким удивительным образом со Своей собственной волей отождествил волю, так скажем, законодательного органа, то есть настоятеля. Что Он говорит? «Кто слушает вас, Меня слушает, а кто отвергает вас, Меня Самого отвергает». Поэтому и еще одни великий святой нашего времени, старец Порфирий Кавсокаливит, подчеркивал значение радостного послушания.

Как совместить покаяние и духовную радость, сокрушение и внутренний мир? И то и другое необходимо, но по видимости они противоречат друг другу.

– Насколько глубоко человек кается и имеет тот внутренний плач, что заповедан Христом, настолько одновременно чувствует, что этот плач становится радостотворным. Не размышляйте о предметах духовных при помощи чувств, сентиментальности. Кто-то плачет из-за того, что у него психологическая проблема, другой плачет из-за сентиментальности, а третий плачет по духовным причинам. И этот третий, он-то как раз всегда радостен. К сожалению, мы не отозвались достойно на призыв Божий – о себе говорю – и не соответствуем благодати и долготерпению Божию о нас. Но мы знали святых старцев, наших современников, которые сострадали людям и с большой болью сердца молились обо всех. И они всегда были мирными, радостными, легкими в общении. Это – чудо духовного человека.

– Как Вы думаете, возможны ли для современного монашества добродетели древних отцов?


– Во все времена и монашество, и человек – одни и те же. Конечно, к сожалению, у людей XXI века нет такой выдержки и таких сил, какие были у древних. Но если человек хочет, он может подвизаться по мере своих сил и может опытно переживать ту же благодать, что и древние отцы.

– Как при покаянии удержаться от уныния? Где грань между покаянием и унынием?

– Чтобы помочь нам это различить, есть духовный руководитель. Однажды к старцу Порфирию, а он был прозорлив, пришла одна монахиня. Она много читала о памяти смертной и начала от этого унывать, потому что это было сверх ее сил. Как только старец увидел эту монахиню, он тут же понял, в чем дело. И в то время, как она еще даже не начала говорить, он сказал ей: «Нет тебе благословения упражняться в памяти смертной. Думай только о любви Христовой». Так что подвиг покаяния должен направлять духовный руководитель, взирая на духовное состояние каждого человека. Мой старец Иосиф Ватопедский, когда был молодым, очень прилежал самоукорению и начал от этого унывать. Тогда наш «дедушка», Иосиф Исихаст, ему говорит: «Чадо, занимайся этим, но понемногу, не сильно». Конечно, когда он духовно созрел, у него уже не было с этим деланием трудностей.

Именно потому, что за духовным состоянием монахов надо наблюдать, святые отцы предписали, чтобы духовный отец, настоятель, всегда находился в монастыре. Конечно, он может изредка отлучаться на несколько дней, но вообще он постоянно находится с братиями. У нас миряне, к примеру, видятся с духовником раз в два-три месяца, более благоговейные – раз в месяц, но для них не установлено постоянного общения с духовным отцом. А для монахов святые отцы это установили, потому что монахи идут как бы по тонкой бечевке, и им все время нужна помощь.

Как отличить спасительную память смертную от обычного страха смерти, который испытывают даже люди неверующие?

– Один человек рассказал мне, что раньше очень боялся смерти. А после того, как начал приезжать на Афон, у него этот страх исчез совершенно. Такой дар дал ему Бог. Психологический страх смерти неправилен, он отвергается, а память смертная во Христе оказывается победой над смертью.

К нам в монастырь однажды приехала группа паломников, и после повечерия я немного побеседовал с ними. Не знаю почему, но я стал говорить с ними о памяти смертной. Среди них оказался один психолог. И он мне потом говорит: «Отче, мы приехали к вам на Святую Гору, а вы начали говорить о таких грустных вещах». Я сначала не понял, что случилось. А он: «Что, не найти было другой темы поговорить? Зачем говорить о смерти?». И все время стучал по деревянному креслу, – это такая примета, чтоб его не сглазили. Но память смертная о Христе не в уныние человека повергает, а наполняет его радостью. Ведь во Христе мы побеждаем смерть, переходим от смерти в жизнь! И мы, монахи, есть предвестники вечной жизни. Почему? Потому что уже сейчас в нашем сердце живет предчувствие Царства Божия. Помните, что говорит авва Исаия? «Вспоминай о Царстве Божием, и оно мало-помалу привлечет тебя». Поэтому монах всегда радостный. Духовным чувством он уже вкушает Царство Божие. И Сам Господь говорит, что это Царство – внутри нас.

– Как исполнить заповедь апостола: «Всегда радуйтесь» и стяжать истинную духовную радость?

– Когда монах постепенно приобретет постоянное общение с Богом, то плодом этого общения будет радость. Настоящая радость – это не психологическое, а духовное состояние. Святитель Нектарий, великий современный святой, в одном письме очень хорошо говорит: тот, кто ищет источников радости не внутри себя, тот заблуждается, находится в прелести. К примеру, какой-то человек, которого мы любим, приезжает из-за границы в нашу обитель. И естественно, мы радуемся, что он с нами. Но сколько мы радуемся его присутствию, столько огорчимся, когда он уедет. Можно развить эту мысль. Мы любим какого-то человека, но Бог забирает его, он уходит из жизни. И насколько мы любим его, настолько эта любовь по его смерти превратится в боль. Поэтому человек не должен абсолютизировать те радости, что находятся вне его самого. Источник радости – у него в сердце, это непрестанное присутствие благодати. И поэтому человек Божий и при радостных, и при печальных событиях всегда остается мирным и спокойным.

– Как сочетать заповедь о любви к ближним с обязанностью быть собранным и молчаливым?

– Здесь тоже нужно рассуждение, потому что мы нередко впадаем в крайности. К примеру, у одного нашего брата в монастыре был не очень хороший голос. Я ему говорю: «Знаешь, чадо, ты не пой в соборе, а пой в наших маленьких храмах, с тремя-четырьмя другими отцами». И вот он пришел петь, их было четверо, но тут приходит повар и становится пятым. Тут брат перестал петь и говорит повару: «Или ты, или я». Тот удивился: «Почему?». Брат отвечает: «Старец благословил мне петь только тогда, когда в хоре до четырех человек». Что я хочу сказать? Заповеди духовного отца мы должны понимать правильно. Надо знать, когда говорить и когда молчать. Ведь молчание бывает и от эгоизма, и от неврастении, а бывает молчание духовное. Я как-то попросил своих монахов: «Не говорите во время службы». И вот один брат подошел на службе к другому и спрашивает его о чем-то по делу, о кухне, а тот вместо ответа показывает жестом, что нельзя говорить (палец приложил к губам). Это тоже не послушание. Он был обязан ответить, потому что была необходимость. Но когда монах любит молчание, Бог даст ему возможность и время молчать.

Архимандрит Ефрем

http://www.pravoslavie.ru/smi/49910.htm
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites