«Мы созидатели, и каждый как можно лучше строить должен…»


Как храмы, строятся души у нас.
Вот резьбы прекрасный узор,
Там икону увидит взор,
Темную раму, которая скажет
Правду святую иль чудо покажет.
Каждая малость со всем сливается,
Все изменяет, к чему прикасается.
Красоту или шрам оставляя на нас.»
Из Духовного дневника
императрицы Александры Федоровны


На протяжении многих столетий русские женщины всех возрастов и сословий занимались рукоделием: вышивали, плели кружево, вязали.

Любила вышивать русская Государыня Александра Федоровна. Своих дочерей она также обучала рукоделию. "Когда кончались уроки, Великие Княжны шли за рояль или за рукоделия, в которых они были большие мастерица. Кроме вышивания, они должны были шить на бедных..." (Татьяна Боткина).


Самым изысканным из всех видов вышивки считается золотое шитьё. Стежки золотых нитей, уложенные плотно один к другому, образуют гладкую, блестящую поверхность, а в местах перелома нитей происходит изящная игра светотени. Весь узор искрится и переливается на свету. Вышивка просто завораживает.

Известны работы, искусно выполненные в технике лицевого шитья, святых новомучениц: Государыни Императрицы Александры Фёдоровны и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. Несколько хоругвей и покрывало на аналой для храма святой Марии Магдалины в Дармштадте, вышивки для Фёдоровского Государева собора в Царском Селе, Дивеевского монастыря и другие, а также образы святых жён-мироносиц Марфы и Марии.

Хоругвь, вышитая св. императрицей Александрой Федоровной. 1899 г. (церковь св. Марии Магдалины в Дармштате).


Принято считать, что золотое шитьё пришло на Русь из Византии во времена правления киевского князя Владимира. Причём пришло оно вместе с Православием и поэтому изначально было посвящено христианству и воспевало христианство.

Золотым шитьём украшали лишь предметы церковного обихода. Единственным исключением из этого правила была дорогая светская одежда, которую носили самые знатные и богатые люди Руси.

Своего расцвета это искусство достигло в средневековой Руси. Богатые вышивки выполнялись в княжеских и боярских домах, при дворах служилых и торговых людей.. Иностранцы, приезжавшие в Россию, восхищались умением русских женщин хорошо шить и прекрасно вышивать шёлком и золотом.

Картиной Маковского - Боярыня у окна


Царица Анастасия

Например, известно, что жена царя Ивана Грозного Анастасия была прекрасной мастерицей, и царь дарил её вышивки на Святую Гору Афон. Там они хранятся до сих пор.

Золотно-лицевое шитьё церковных вещей — это молитва! Требует благословения и подготовки.

«Одна из главных трудностей в жизни христиан - это прожить ее, не поддавшись дурному влиянию. Иисус сказал, что Его ученики – это "свет мира" (Мф. 5, 14). Он хочет, чтобы мы светили там, где темно, чтобы мы могли быть утешением для других и ободрением унылых. Господь наш хочет, чтобы Его друзья в гуще мирового зла могли очистить его, чтобы среди скорби и лишений они могли утешить». (Из Духовного дневника Александры Федоровны)

Среди экспонатов в Александровском дворце находятся деревянные пяльцы Александры Федоровны с неоконченной вышивкой образа Спасителя, называемого «Иисус Моргающий» (Плат Вероники)


«Все здание покоится на фундаменте, а каждый новый камень, в свою очередь, становится основанием, опорой для другого камня, который кладется сверху.

Мы созидатели, и каждый
Как можно лучше строить должен,
Жизнь каждого – как-будто глыба,
Обтесанная человеком плохо
либо
Хорошо, и все вместе сложены».
Из Духовного дневника императрицы Александры федоровны

Паспарту вышитое для иконы Александрой Федоровной Романовой

Комментарии (10)

Всего: 10 комментариев
#1 | Евгения »» | 30.03.2012 06:51
  
4
Спаси Господи Вера
А это моя работа





О преблаженне святителю Спиридоне! Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам, рабам Божиим Анатолию, Алексию, Андрею, отр. Виктору, Анастасии,Евгении, Ирине, отр. Анастасии,Анастасии, Ирине, и всех братий и сестер у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Избави нас от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие, да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да непрестанно возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков.
#2 | Анна Гор. »» | 30.03.2012 12:50
  
1
МУЖЧИНЫ ВОЕВАЛИ, А ЖЕНЩИНЫ ВЫШИВАЛИ.

Беседа с Натальей УТЕВСКОЙ, педагогом золотного и лицевого шитья Школы ремесел при Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Воздух "Положение во гроб". Конец XVII в. Москва. Мастерская царевны Софьи Алексеевны.

– Наталья Эммануиловна, я хотел бы начать наш разговор с того, как возникло на Руси шитье, которым занимались многие поколения – наши бабушки, прабабушки, прапрабабушки.

– Золотное шитье пришло на Русь вместе с христианством.
Это было орнаментальное золотное шитье. Потом уже появилось лицевое шитье. Орнаментальное золотное шитье – церковное.
Все ткани, которые "участвуют" в литургии, все облачения, все, что висит в храме, – это золотное шитье.
Это всегда было только ручное шитье.
Богатые вышивки выполнялись в княжеских и боярских домах. Хозяйка всегда стояла во главе своей мастерской. У нее была своя мастерская, светлица, в которой работали женщины-мастерицы и дочери хозяйки.
Например, мы знаем, что жена Ивана Грозного Анастасия была прекрасной мастерицей, и царь дарил ее вышивки на Афон. Там они существуют до сих пор, это мы знаем совершенно точно. Женщины-мастерицы никогда не ставили на изделиях свои имена, и вот только начиная где-то с XIV века появились именные вышивки.
Мы совершенно точно знаем вышивки Ксении Годуновой, дочери Бориса Годунова. Это вещи, которые есть в музее и которые мы можем увидеть.
– До принятия христианства в Х веке этого шитья не существовало?

– Нет, этого шитья не существовало. Оно пришло из Византии. На Руси существовала только ручная народная вышивка.

– Какая еще существует вышивка, помимо золотного шитья?

– Вышивка – это праздник. А золотное шитье – это труд, и не только физический, но духовный труд, потому что золотная вышивка – это молитва. Вышивая, женщины всегда молились.
Когда иголка вводилась в ткань, вышивальщица произносила: "Господи", а когда игла вытягивалась – это "благослови".
Сколько раз при золотном или лицевом шитье женщина воткнула иголку и вынула, столько раз она произнесла "Господи, благослови".


Женщины просили благословения на каждый стежок вышивки.

– А что, при других видах шитья нельзя так молиться?
– Нет.
– Почему?
– Потому что народная вышивка никак не связана с религией. Она первоначально существовала просто как украшение.
Украшение ткани, украшение дома – это праздник.

– То есть золотное шитье непосредственно связано с христианством.

– Да, только с христианством, оно посвящено христианству, оно воспевает христианство.

– Поясните, пожалуйста, чем отличается золотное шитье от лицевого.

– Золотное шитье – это вышивание металлической нитью какого-то орнамента.
В Византии вышивали только золотыми нитями.
В России первые русские вышивки делались только золотыми нитями, но это было очень дорого, и золотые нити стали заменяться металлом, который имитировал золото. Самые дорогие вышивки выполнялись позолоченным серебром. Поэтому с XVI века шитье стало называться не золотым, а золотным.

– А сама ткань обычная?

– Ткань – любая. Конечно, первые ткани были привозными, самыми дорогими – итальянскими, персидскими, турецкими. И поэтому так много вошло в русский орнамент рисунков из привозных тканей. Они вошли и в церковный орнамент.
Что же касается лицевого шитья – это шитье ликов на иконе, плащанице, то есть лики, руки, открытые участки тела.
Шьются они совершенно особым швом, которым ничего больше не вышивается. А все остальное, скажем, одежда, шьется шелком или золотом. То есть к лицевому шитью мы подходим, зная орнаментальное золотное шитье.

Лицевым шитьем мы можем вышивать и литургические одежды. Мы можем вышить фелонь только орнаментальным золотным шитьем, а можем на оплечье фелони вышить икону лицевым шитьем. В храме используется и золотное, и лицевое шитье.

– В музеях можно увидеть подвесные пелены и вышитые иконы. Насколько часто они сопрягались с обычными иконами?

– Самая древняя вышитая икона в музее относится к XIV веку. Это архангел Гавриил. Но самыми первыми были хоругви, которые потом перешли в знамена. А подвесные пелены под иконы, я думаю, делались тогда же, потому что подвесные пелены – это был всегда повтор той иконы, под которую делалась подвесная пелена.
Сейчас идут некоторые споры: было ли это украшение иконы либо это чисто русский подход к иконе. Подвесная пелена была как сама икона, походный вариант. Ее снимали и брали с собой в походы, на войну как воспоминание об иконе, которую она украшала. Брали даже весь вышитый иконостас – были походные вышитые иконостасы.

Очень интересно, что историю Руси можно изучать по лицевым иконам. Не было радио, не было телевидения, не было газет, но был язык лицевого шитья. В зависимости от того, какие клейма мастерица выбирала, в зависимости от порядка этих клейм можно было понять, из какой семьи она сама.
– То есть вышитая икона несла на себе отпечаток и эпохи, и истории семьи, и истории государства, и культуры.
– Совершенно верно.

– Тогда вот такой вопрос. Существуют разные школы иконописи: новгородская, псковская, московская. Можно ли сказать, что у лицевого и золотного шитья есть такие же исторически сложившиеся школы?

– Да, конечно. Это новгородская школа лицевого шитья, суздальско-владимирская школа и московская.
Из них самая интересная, на мой взгляд, – новгородская. Она сложилась тогда, когда Новгород вел активную торговлю с ганзейским союзом.

В новгородском рисунке, в новгородском цвете, в котором решена икона, видна самостоятельность.
Вышивали новгородские мастерицы только шелком, там золота было минимально. Вот, скажем, одежда должна быть синего цвета – и тогда в одежде от белого до темно-синего проходит пять-шесть оттенков, и вышивка начинает гореть.
Ощущение такое, что на нее просто упало солнце. Но вот как это сделано, я, например, никак не могу понять.
Единственно, у кого сохранился небольшой отзвук новгородской школы, – это у Евфросинии Старицкой.

Евфросиния Старицкая была теткой Иоанна Грозного, у нее была очень большая и интересная мастерская, ее вещи остались во многих музеях России.
Но самая знаменитая ее плащаница находится в Троице-Сергиевой Лавре, в ризнице.
Евфросиния Старицкая была очень яркой, сильной личностью, и вот эта сила видна в ее работах. Вся плащаница шита золотом, а образ Марии Магдалины вышит шелком в абсолютно новгородской манере – от белого до темно-синего. Больше ни у кого влияние новгородской школы не прослеживается.
В суздальско-владимирской школе есть свои особенности. Они красным цветом делают все те контуры, которые всегда делаются темно-коричневым. Поэтому вышивки у них имеют слегка рыжеватый оттенок. Но Москва как бы заглушила все школы своим влиянием.

– А какие особенности московской школы?

– Московская школа много впитала в себя. Но она все заимствования сделала более аскетичными, построила их как бы в ряд.
Московская школа – это строгость, аскетичность, строгий цвет ликов.
Но вот, например, когда к власти пришел Борис Годунов, то вышивки из мастерской его жены выходят помпезные, на них много золота, камней. То есть вещи, которые делаются очень богатыми и яркими. Он как бы этим доказывает легитимность своего прихода к власти.

– Но мы знаем, что со времен Ивана Грозного из ликов постепенно уходят строгость, простота. Появляется аллегория... Вот если взять Петровскую эпоху – начинается новое время, церковь тоже меняется. Как это сказывается на шитье? И поближе к нам, конец XIX века...

– Мне трудно говорить о петровском времени... Дело в том, что петровское время очень светское. И я думаю, что это не могло не сказаться на церковном шитье.
О строгановской школе нужно говорить особо – она вне правителей и времен. Это было вне Москвы, там развивалось не только церковное направление, но и декоративно-прикладное, и они отбирали художников на свой вкус. И на свой вкус они создали школу, совершенно ни на что не похожую.

– Несмотря на все изменения в государстве, обществе и Церкви, золотное и лицевое шитье продолжают существовать.

– Да, надеюсь, что это так.

– Скажите, а мужчины не пытались вышивать?

– Мужчины – нет. Мужчины были знаменщиками, травщиками, словописцами – то есть теми, кто делал прорись для вышивки. Хочу подчеркнуть, что прорись для вышивки никакого отношения не имеет к прориси для иконы. Да, это были иконописцы, но иконописцы, знающие законы вышивки, которые делали прориси только для нее. Знаменщик делал фигуры, травщик делал пейзажи, словописец писал все надписи, а вышивальщица потом садилась и вышивала.

– Это связано с какими-то человеческими установлениями – может быть, это особое внимание, особая прилежность женщины?..

– Трудно сказать... На Востоке бухарская вышивка делалась мужскими руками. Там только сейчас появились женщины, а раньше это делали только мужчины. Ну а у нас сложилось так, что в России мужчины воевали, а женщины вышивали.

– А как обучались шитью, ведь научиться этому по книгам невозможно? Как это передавалось?

– Только из рук в руки. Причем в каждой мастерской были свои секреты, свои законы, которые не выходили из этой мастерской. Обучение начиналось очень рано. Девочку сначала учили просто держать иголку в руках, затем она начинала учиться золотному шитью, потом – лицевому.


В мастерских было разделение труда: кто-то лучше вышивал лики, кто-то – слова.

Беседовал Алексей САВЕЛЬЕВ.
#3 | Вера В. »» | 30.03.2012 19:42 | ответ на: #2 ( Анна Гор. ) »»
  
2
Важно помнить слова старца Паисия Святогорца:
Рукоделие, совершаемое с умиротворенностью и молитвой, освящается само и освящает людей, которые им пользуются. Вот тогда есть смысл в том, что монахи по просьбе мирян дают им в благословение какое-нибудь рукоделие. И наоборот, рукоделие, которым занимаются в спешке и нервотрепке, передает это бесовское состояние и другим. Работа в спешке, с переживаниями — это характерное свойство очень мирских людей. Волнующиеся души занятых рукоделием монахов и другим людям передают не благословение, а волнение. Как же воздействует состояние человека на рукоделие, которым он занимается! Даже и на деревяшки. Страшное дело! Результат работы зависит от того, в каком состоянии находился человек, когда он ею занимался. Если человек нервничает, гневается и сквернословит, то результат его труда остается без благословения. Тогда как, если во время работы он поет что-то церковное, творит молитву, его дело освящается. Одно дело становится бесовским, а другое — божественным.
#4 | Вера В. »» | 30.03.2012 20:16
  
2
Покой, который дает нам Господь, - это покой души - не внешней покой, не безделье. Можно наслаждаться им со всей полнотой, и в то же время непрерывно работать и переносить страдания и боль. Некоторые из лучших христиан, которых когда-либо знал мир, были величайшими страдальцами, но в то же время, ничто не могло нарушить их душевный покой.

Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу. Беспокойный ум не годиться для хорошей работы. Как говорит Пророк: "Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша" (Ис. 30, 15).
Из духовного Дневника Александры Федоровны
#5 | Евгения »» | 30.03.2012 22:07 | ответ на: #2 ( Анна Гор. ) »»
  
2
Спаси Господи
Благодарю Вас Анна!
Замечательнейшая статья.
"– Вышивка – это праздник. А золотное шитье – это труд, и не только физический, но духовный труд, потому что золотная вышивка – это молитва. Вышивая, женщины всегда молились.
Когда иголка вводилась в ткань, вышивальщица произносила: "Господи", а когда игла вытягивалась – это "благослови"."

А это, то что было в глубине моей души и что я искала. Спаси Господи, что вы мне ответили, на все мои вопросы.
Примного Вам благодарна. Храни Вас Господь.
Слава тебе Боже, Слава тебе!!!
#6 | Евгения »» | 30.03.2012 22:28 | ответ на: #3 ( Вера В. ) »»
  
2
Спаси Господи Вера
" рукоделие, которым занимаются в спешке и нервотрепке, передает это бесовское состояние и другим. Работа в спешке, с переживаниями — это характерное свойство очень мирских людей."
"Рукоделие в спешке" оно просто не идет, а в нервотрепке и стежка сделать невозможно (просто из личного), Вышивка - это молитва, молитва Богу, Богородице, святым. Как лики Иисуса или Божьей матери могут быть бесовскими? Невозможно вышивать иконы под эстрадное пение. Просто когда у вышивальщицы на душе тяжесть или усталость, она закладывает это в свою работу, но это мгновенно или работа не пойдет или душа проснется, посветлеет и будет занята богоугодным делом. А потом икону нужно обязательно освятить, и молится. Молитва освещает икону, делает ее живой. А на вышивку берется благословение у батюшки, но если для себя без благословения, это все равно благое дело. Не надо боятся, Бог и благословит и вышить поможет.
Матерь Божья сама помогает вышивать, она наша заступница и помощница.
Благодать и радость на сердце и душа поет, когда вышиваешь образ Богородицы.
Усталость и обиды сами проходят, вот такая она Целительница.
#7 | Евгения »» | 30.03.2012 22:36
  
2
Из жизни.
Мужчина, мусульманин вышивает иконы (благословение есть или нет не знаю, дарит или продает тоже неизвестно).
"Вышивал несколько икон святого, Николаем зовут. Так быстро. Он мне помогал. Он наверное очень добрый у вас".
Это иконы Николая Чудотворца.
Спаси Господи всех
#8 | Нила »» | 31.03.2012 21:29
  
4
Государыня, Александра Федоровна, Александра Новая, царица русская... велика любовь ее к России... до смерти...
#9 | Евгения »» | 31.03.2012 22:41
  
2
"В большинстве своём, это оклады. И конечно, не передали фото так, как это смотрится в Соборе! Я помню как застыла от такого размера и множества работ! Все иконы, расшиты, ВСЕ, причем их рахмер в среднем около 60х80см. Т.е. это достаточно больши работы. В душе Шамордино навсегда! Храм, полный любви о Господе!"
Св. преподобномученица великая княгиня Российская Елисавета


Плач Пресвятой Борогодицы
#10 | елена »» | 18.10.2012 19:07
  
0
картина,которая подписана царица Анастасия является картиной Маковского-Боярыня у окна.вы допустили ошибку.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites