Композитор Свиридов Георгий Васильевич


Свиридов, Георгий Васильевич. (1915–1998), русский композитор.

Родился 3 (16) декабря 1915 в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. Отец погиб во время Гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 по классу Д.Д.Шостаковича. С 1956 жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 руководил Союзом композиторов РСФСР.

Как композитор Свиридов дебютировал циклом романсов на стихи Пушкина (1935) – ярким и до сих пор репертуарным сочинением; в его ранних инструментальных опусах (фортепианном трио, струнном квартете, разных фортепианных сочинениях и др.) было ощутимо влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов, начиная с великолепной Поэмы памяти Сергея Есенина (1956), определился индивидуальный стиль композитора, являвший собой скорее противоположность Шостаковичу и его школе. Прежде всего, Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, – кантате, оратории, вокальном цикле (грани между жанрами у него часто стираются), и все его высшие достижения связаны именно с этой сферой, хотя и среди немногочисленной инструментальной музыки композитора есть настоящие шедевры, среди них – Маленький триптих для оркестра (1966) и Метель (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974). Кроме того, с именем Свиридова связано характерное для 1960-х годов движение в отечественной музыке, которое иногда называют «новой фольклорной волной». Опорными вехами в этом движении стали упомянутая Поэма памяти Сергея Есенина, вокальный цикл У меня отец – крестьянин (1957), кантата Деревянная Русь (1964) и поэма Отчалившая Русь (1977) на стихи Есенина, а также – в очень большой мере – кантата Курские песни (1964) на подлинные народные напевы и тексты и ряд произведений на стихи Блока (в частности, вокальные циклы Петербурские песни, 1964, и Шесть песен, 1977), Некрасова (Весенняя кантата, 1972), Пушкина (Пушкинский венок, 1979). Свиридов писал также на стихи Маяковского (например, Патетическая оратория, 1959), Пастернака («маленькая кантата» Снег идет, 1965), Лермонтова, Хлебникова, А.А.Прококофьева, М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского и на переводные тексты Шекспира, Бёрнса, Исаакяна.

Основной чертой стиля композитора можно считать опору на первичную национальную жанровость (почти во всех его произведениях так или иначе прослеживается песенная основа) и на национальную интонацию, речевую и песенную (в этом смысле Свиридов – продолжатель Мусоргского); далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д. «Свиридовская простота», не имеющая ничего общего с «упрощением», – на самом деле сложное явление: в современных исследованиях ее иногда сопоставляют с тенденциями к минимализму в западной культуре, а постоянное стремление композитора к работе со словом рассматривают как ностальгию по первичной нераздельности музыки и стиха; в том же ключе – обретения корней – может рассматриваться и свиридовский «неофольклоризм». С еще большим основанием можно говорить о ностальгии в связи с образным миром его музыки, которая нередко звучит как плач по потерянной родине, прощание с ушедшей («отчалившей») Россией.

Пронзительность свиридовской интонации своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами (понимая под этим не «церковность» в чистом виде, а скорее состояние «около церковных стен»). Одним из первых, очень рано обратился он к этому пласту, создав в 1973 три замечательных хора к трагедии А.К.Толстого Царь Федор Иоаннович и Хоровой концерт памяти А.А.Юрлова (рано умершего замечательного хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в крупный хоровой цикл Песнопения и молитвы, но большая часть написанного пока не издана и не исполнена.

Творческая биография Свиридова в целом являет собой удивительный пример внутренней свободы и независимости при внешней полной адаптации к имевшимся политическим и общественным условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий, его музыка (из фильма Время, вперед!) звучала (и звучит) в заставке новостей первого государственного телеканала; в то же время нередко можно услышать мелодии Свиридова в исполнении уличных музыкантов (особенно Вальс и Романс из Метели).

Умер Свиридов в Москве 6 января 1998.

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/SVIRIDOV_GEORGI_YURI_VASILEVICH.html

Из музыки к «Метели» А.С.Пушкина «Вальс». 1974



Георгий Свиридов.

Концовка кинофильма "Метель".
Великолепнейшее музыкальное оформление, чудесный фильм по содержанию, Русь православная, Русь русская - в каждом кадре. При просмотре - душа радуется!




" Romance " Georgy Sviridov.( Violin Sergei Stadler )
Modern Times Orchestra dir. Joel Spiegelman.
Recorded Moscow Conservatory 1999.

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 13.02.2012 19:58
  
9

Русское искусство должно быть простым

Свиридов утверждал, что не знает – как рождается музыка. Композитор считал, что это чудо, а способность писать музыку называл даром от Бога. Георгий Васильевич всю жизнь испытывал потребность записывать свои мысли. При этом его дневники наполнены короткими заметками, Свиридов всегда выражал мысли и чувства ёмко и лаконично, вплоть до одного предложения или короткого афоризма. По такому же принципу он писал и музыку. Пространные формы и «музыка с подводами» были Георгию Васильевичу не по душе. И если мы взглянем на его творчество, то убедимся, что большинство композиций состоят из простых форм. Свиридов объяснял это тем, что русское искусство (и музыка, в том числе) должно быть простым, поскольку считал его христианским. По мнению композитора, музыка должна стремиться к простоте Христа, и никакая двойственность не способна украсить творчество.


автор: Илья Челноков

http://dreamiech.ru/blog/2011/12/15/georgy-sviridov/
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 13.02.2012 20:04 | ответ на: #1 ( Андрей Рыбак ) »»
  
8
Снег идет


#3 | Вера В. »» | 13.02.2012 20:17
  
6
Георгий Свиридов "Отчалившая Русь"
  
#4 | Сергей И. »» | 19.10.2012 10:45
  
4
Ещё раз благодарю автора темы за материал о великом композиторе Г. В.Свиридове, рядом с которым, как заметил оперный бас Ведерников, на Западе и близко никого нельзя поставить. "... нередко можно услышать мелодии Свиридова в исполнении уличных музыкантов (особенно Вальс и Романс из Метели)". Интересно, а какой великий государственный реформатор когда-нибудь за всю историю человечества так прославился своими реформами, что его реформы, положенные на музыку, кто-нибудь когда-нибудь где-нибудь слышал в исполнении уличных музыкантов? Или хотя бы без музыки от уличных чтецов, декламирующих эти реформы? Если вдруг хотя бы один такой появится, то, боюсь, недолго он будет декламировать или музицировать. Да и зачем это нужно? Под руководством некоторых отцов-реформаторов мы все можем стать уличными музыкантами.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites