Свидетельство о чуде


Свидетельство о чуде

Крестьянин из Самарской губернии Григорий Журавлев, рожденный без рук и ног, писал иконы удивительной красоты. Одна из них была обнаружена в Боснии. Григорий Журавлев появился на свет без рук и ног. Но сумел прожить жизнь радостную и полную любви. Писал иконы удивительной красоты. К концу XIX века прославился по всей России. Написанные им образы почитались благодатными, так как были... нерукотворны.

Его жизнь можно назвать подвигом, но более точным все-таки будет другое определение - она была свидетельством о чуде. Рожденный беспомощным инвалидом сын простого крестьянина, Григорий получил в дар великий талант живописца и умение быть счастливым.

Родился он в 1858 году в Самарской губернии, в деревне Утёвка. С детства рисовал, зажав уголь, карандаш, а позже кисть зубами. Масляные краски впервые получил в 13 лет в подарок от настоятеля местной церкви. Целыми днями, до боли в деснах, стирая в кровь губы, клал на бумагу мазок за мазком, добивался нужного сочетания красок. Лишенный многих мирских радостей, он создавал в рисунках свой особенный мир, полный любви и красоты. Терпеливо учился, преумножая талант. Стал одним из самых знаменитых живописцев своего времени.

Открытая, радостная, праздничная душа его светилась в иконах, делая их неподражаемыми. Недаром именно ему жители Самары решили заказать подарок для самого царя. В документах из областного архива говорится о проведении подписки на создание иконы, которую жители губернии решили поднести Александру III и его семье «по случаю чудесного спасения при крушении поезда 17 октября 1888 года». И сообщается, что «крестьянину села Утёвка Григорию Журавлеву за написание сей иконы было уплачено 50 рублей». Ему же была заказана икона святителя Алексия Московского для крупнейшего храма губернии - Самарского кафедрального собора.

В советские времена о чудесном изографе совсем забыли. Но в 1963 году, в самый разгар очередной антирелигиозной кампании, в краеведческий школьный кружок села Утёвка пришло письмо из Боснии, от историка живописи и реставратора Здравко Каймаковича. «Проводя учет памятников в нашей республике, - писал он, - в сербской православной церкви в селе Пурачиц возле Тузлы я обнаружил икону, которую сделал ваш земляк Григорий Журавлев.

Икона средних размеров, исполнена масляными красками на доске и изображает славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия. Святые изображены стоя со свитками в руках. И представляют собой тщательную и тонкую работу, так что в первый момент я подумал, что это произведение работы иконописца с академическим образованием, и что подпись с текстом автора - это мистификация...»

А текст был такой: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утёвка Самарской губернии безрукий и безногий года 1885, 2 июля». Как икона преодолела путь от заволжских степей к берегам Адриатического моря, до сих пор остается загадкой. Возможно, ее привез один из сербских паломников или кто-то из русских эмигрантов, переселившихся туда после революции.

Вскоре утёвские краеведы разыскали в домах односельчан иконы с подобными надписями. А в областном архиве были обнаружены документы, содержащие поразительные факты из жизни художника. Оказывается, слух об удивительном мастере дошел до Николая II. Григорий Журавлев по его приглашению приезжал в Петербург вместе с братом Афанасием и написал портрет царской семьи.

Император, пораженный увиденным чудом, назначил ему «пожизненную пенсию в размере 25 рублей золотом ежемесячно» и повелел самарскому генерал-губернатору предоставить изографу иноходца с летним и зимним выездом. А также подарил на память альбом. Много лет спустя, в 2006 году, царский подарок случайно отыскался... в одном из школьных музеев Самарской области. На пожелтевших листках - эскизы, сделанные Журавлевым.

По крупицам собирал воспоминания старожилов о своем удивительном земляке учитель утёвской школы Кузьма Данилов. Сохранилось несколько записанных им свидетельств современников изографа. Так, жительница села крестьянка Корнева вспоминала: «Гриша легонький был, маленький, его принесут мужики в церковь, он сидит и зорко на всех посматривает. На полу маленький столик, а он держит кисть в зубах и рисует. Вначале за ним мать его ухаживала, а потом - до самой смерти - его брат Афанасий, он был искусный чеканщик. Гриша веселый был, шутить умел, поэтому мужики, особенно певчие, рады были его с собой брать...»

Веселый и жизнелюбивый, Григорий никогда не чувствовал себя обделенным судьбой. В двадцать два года экстерном окончил Самарскую мужскую гимназию, причем с отличием. Читал Пушкина, Достоевского, Толстого, жития святых. Была в жизни у Григория и любовь, хотя и без надежды на взаимность. Вся Утёвка знала о его сердечной привязанности к односельчанке Екатерине Грачевой. Правда, замуж она вышла за другого, да он и не сватался. Увековечил ее вместе с маленьким сыном Федором на иконе, которую современники назвали «Утёвской Мадонной». Писал ее восемь лет, а когда закончил, Екатерина получила ее в дар.

К 1885 году в Утёвке началось строительство соборного Троицкого храма. Григория пригласили расписывать стены. По его чертежу были сделаны специальные подмостки, где люлька на блоках ходила в разных направлениях. Около него все время находились брат и еще один помощник, которые его перемещали, подавали и меняли кисти и краски. Это был настоящий подвиг. Особенно тяжело было расписывать купол храма. Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, страдая от усталости и боли. Но когда принимался за роспись - забывал обо всем.

Через несколько лет работа была закончена, и на освящение храма прибыла вся губерния. Несказанная небесная красота росписи поразила всех: в сияющих красках словно ожили Ветхий и Новый Завет...

Последней работой Григория был Богородичный образ «Благоуханный цвет». Рассказывали, что в ночь перед смертью он беспокойно метался по постели и просил, чтобы пришел Ангел Божий и дописал икону. Умер он утром 15 февраля 1916 года. Когда пришел заказчик за иконой, она оказалась законченной и даже была покрыта олифой. Кто завершил икону - осталось загадкой. Возможно, это сделал брат Афанасий. Похоронили Григория Журавлева в церковной ограде расписанного им Троицкого храма. На могиле, как он и просил, поставили простой крест и написали на нем: «Се, Человек».

Иконы работы Григория Журавлева разошлись по России, да и по всему миру. Есть они в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе Петербурга, в Пюхтицком монастыре в Эстонии. Образ святых Кирилла и Мефодия, найденный в Боснии, вернулся на родину автора и находится в Самарском церковно-историческом музее. А вот уникальная роспись утёвского храма не сохранилась.

После революции Свято-Троицкую церковь в Утёвке превратили, как было тогда принято, в склад. Росписи Журавлева начали осыпаться и большей частью погибли совсем. К счастью, часть ликов спасли жители Утёвки - разобрали по домам и хранили до лучших времен. Теперь храм возвращен Церкви и восстанавливается, а односельчане бережно хранят память о Григории. Настоятель храма протоиерей Анатолий Копач рассказывает: «Уже поднимался вопрос, чтобы канонизировать Григория Журавлева как местнопочитаемого святого, но некоторые говорят, что нет от него чудес. А разве не чудо, что мы в такое трудное время построили колокольню, поставили на нее купол и водрузили крест! Я считаю, что это чудо. И я чувствую духовную помощь Григория Журавлева, потому что если бы не было ее, вряд ли бы мы что-нибудь сделали».


Его духовную помощь чувствуют многие. Экспозиция в уникальном московском музее Творчества, Преодоления и Духа «Равновесие», посвященная Григорию Журавлеву, иногда попросту возвращает людей к жизни. Директор музея, представитель Фонда социальной интеграции инвалидов «Филантроп» Елена Брыкова рассказала, что и среди наших современников есть человек, повторивший подвиг Журавлева. В 2008 году лауреатом международной премии «Филантроп» в специальной номинации «Преодоление. За гранью возможного» стал художник из Казахстана Валерий Сейтбаталов.

В результате несчастного случая Валерий, совсем молодой еще человек , оказался прикованным к постели. Преодолевая боль и отчаяние, попробовал писать, держа ручку в зубах. Потом сделал набросок на листе. Появились первые рисунки. Сначала карандашом, потом и красками. За 10 лет художник-самоучка создал более 50 картин, в основном пейзажи и портреты. Искусствоведы утверждают, что портреты работы Сейтбаталова настолько точно отображают игру света и тени, что их можно принять за обработанные на компьютере фотографии.

Не так давно Валерий начал писать иконы. Он уверен, что дар художника открыл ему Бог: « Я считаю, что это промысел Божий, ведь до травмы я никогда не рисовал. Было желание, но ничего не получалось. Недавно закончил работу над иконами верхнего ряда иконостаса для Денисовской церкви. На работу над иконами я получил благословение архиепископа Уральского и Гурьевского Антония. Иконы для церкви нашего поселка написал, что называется, на одном дыхании». Русская православная церковь оценила труд Валерия Сейтбаталова по достоинству, наградив его орденом святого благоверного князя Даниила Московского.

Его работы также представлены в музее «Равновесие». «Есть люди, которые способны не сломиться перед несчастьем, перед бедой, перед какими-то обстоятельствами жизни, которые они не в силах изменить, - сказала директор музея Елена Брыкова. - Но они способны подняться над своей немощью и совершить, казалось бы, невозможное. Именно они своим жизненным примером могут помочь тем, кому нужна помощь, поддержка в каких-то трудных обстоятельствах жизни.

Судьба Григория Журавлева, а теперь и Валерия Сейтбаталова, людей верующих и с чистой душой, яркий тому пример. Конечно же, узнав о таких людях, очень хочется рассказать о них. Для того чтобы в наше сложное время кому-то помочь вернуться к созидательному труду, может быть, кого-то вывести из состояния отчаяния и безнадежности». У Валерия Сейтбаталова сегодня много работы и творческих замыслов. А главное - он чувствует себя счастливым. Как когда-то Григорий Журавлев. И это тоже Чудо.

Григорий Журавлёв


http://g-vik.narod.ru/2009/n45/09_45s12.htm


http://www.clcr.ru/index.php?name=gazette&op=view&id=239

Комментарии (9)

Всего: 9 комментариев
#1 | Лидия Новикова »» | 26.03.2012 11:19
  
10
Иконы Григория Журавлёва

от себя скажу "Дивны дела Твои Господи"














http://www.utevkaschool.narod.ru/17.html Нерукотворные иконы Григория Журавлева
     
9
Даааа...Чудны дела твои, Господи! Как жаль, что росписи не сохранились.
#3 | Евгения »» | 26.03.2012 14:19
  
5
Спаси Господи Лидия. Действительно ЧУДО! Дар Божий.
#4 | Евгений »» | 30.03.2012 09:32 | ответ на: #3 ( Евгения ) »»
  
7
Здравствуй!У меня был случай,когда на заводе в день рождения(я механик)я водкой отравился.Я молитву прочитал и выздоровел.Евгений.
#5 | Евгения »» | 30.03.2012 11:18 | ответ на: #4 ( Евгений ) »»
  
4
Спаси Господи Евгений
А какую молитву читал?
#6 | Екатерина »» | 01.04.2012 19:39
  
4
Спаси Вас Господи за эту тему!!!
Сейчас распечатала икону Богородицы, не знаю названия, там, где Она кормит Младенца
Такие эти иконы, живые!
#7 | Лидия Новикова »» | 01.04.2012 20:13 | ответ на: #6 ( Екатерина ) »»
  
4
Икона Божьей Матери Млекопетательница.
#8 | Лидия Новикова »» | 24.10.2012 16:38
  
2
Он не имел ни рук, ни ног....


Среди песен-притч Светланы Копыловой есть песня про безрукого художника. Немногие знают, что герой этой притчи - вполне реальный самарский художник-самоучка Григорий Журавлев.Вот несколько выдержек из книги Олега Бедулы, посвященной этому уникальному иконописцу.
Родился Григорий Журавлёв в 1858 году калекой. «Бог призрел на раба Своего» — такое суждение высказали жители Утевки. Но поначалу не так думали в семье Журавлёвых. По воспоминаниям, мать Григория плакала и хотела от великого горя наложить на себя руки, вместе с собой умертвив и младенца, но дед — Пётр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, «доказав вредность замысла своей дочери». Он сказал, что Гришу будет растить сам. Ребёнок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Когда Гриша подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. После смерти Петра Васильевича школу пришлось оставить, но с умным ребёнком на дому занимался учитель земской школы. В 1885 году газета «Самарские губернские ведомости» писала: «Журавлёв задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками «настоящие образа». И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к проживающему здесь живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково принял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приёмами живописи. Этого для Журавлёва было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся учиться живописи». Через пять лет юный иконописец решил подарить несколько икон высокопоставленным лицам Самары. На его «живые» иконы обратили внимание — стали поступать заказы. А вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение семьи Журавлёвых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей.
Григорий любил учиться, много читал, благо в доме была большая библиотека. Уже взрослым он вместе с братом Афанасием экстерном с отличием закончил Самарскую мужскую гимназию. Самостоятельно изучил черчение, анатомию.
В 1884 году Журавлёв обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в жизни калеки-живописца, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору. В личном архиве генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлёвым Цесаревичу: «… Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию». Цесаревич икону милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлёва во дворец. Здесь крестьянин-живописец написал портрет семьи Романовых.
Бытует легенда, что на обратном пути Григорий помимо своей воли попал в бродячий цирк на колёсах. Полгода возили его по России — показывали публике как диковинку. С большим трудом удалось вернуться на родину. Царь тогда же назначил ему пожизненную ежемесячную пенсию в 25 золотых рублей, а Самарскому губернатору велено было «выдать Журавлёву иноходца с летним и зимним выездом». Утевская каменная церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва. По его эскизам были написаны все фрески. Для храма Журавлёв писал не только иконы, но и огромные фрески, — рассказывает настоятель храма священник Анатолий Копач. — Когда он расписывал церковь, особенно купол, кожаные ремни впивались в его тело, выщербливались зубы, опухали губы. Это был подвиг… На куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках — апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Петр и Алексий. Совсем недавно стал проявляться лик святого Симеона Верхотурского. В 1934 году власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в Самару, остальные под покровом ночи привезли на колхозную пасеку — для изготовления пчелиных ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачёв тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему принесли необходимое количество досок.
К разрушению самого храма власти приступали не один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней. Вернули её верующим в 1989 году. Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100 тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли восемь колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана надпись «Григорий». Настенная живопись в храме, роспись купола, выполненные безруким художником Григорием Журавлёвым, требуют безотлагательной реставрации. Но у храма нет средств. Настоятель прихода протоиерей Анатолий Копач надеется, что найдутся доброхоты, которые помогут сохранить национальное достояние России.

Адрес: 446 251, Самарская область, Нефтегорский район, село Утевка. Храм Святой Троицы.Священнику Копачу Анатолию Павловичу.
Реквизиты храма в честь Святой Троицы села Утевка:
ИНН 6 377 003 165КПП 637 701 001
Православный приход церкви «Во имя Святой Троицы»В Нефтегорском отд. ОСБ РФ № 7 914
р/с 40 703 810 454 070 101 042Поволжский банк СБ РФ г. Самара.

Сами песни-притчи можно послушать на http://foxrecord.ucoz.ru/blog/pesni_pritchi_svetlany_kopylovoj/2010-01-29-45


http://pda.privet.ru/blog/8641385
#9 | Лилия Никул »» | 28.11.2018 20:01
  
2
Свидетельство о чуде Иконы Григория Журавлёва

от себя скажу "Дивны дела Твои Господи"

Крестьянин из Самарской губернии Григорий Журавлев, рожденный без рук и ног, писал иконы удивительной красоты. Одна из них была обнаружена в Боснии. Григорий Журавлев появился на свет без рук и ног. Но сумел прожить жизнь радостную и полную любви. Писал иконы удивительной красоты. К концу XIX века прославился по всей России. Написанные им образы почитались благодатными, так как были... нерукотворны.


Калека - Песня о безруком и безногом иконописце Григории Журавлёве

Он не имел ни рук, ни ног,
он сам ни пить , ни есть не мог,
он человека был кусок, -
таким его уж создал Бог.

Но у него была душа -
большая, как воздушный шар:
он всей душой любил Того,
Кто сотворил таким его.

Он всё лежал или сидел,
казалось, был он не у дел,
он только песни петь умел,
да в небо синее смотрел.

Но иногда отца просил,
чтоб в церковь он его сносил,
и в церкви пел он для Того,
Кто сотворил таким его.

На жизнь свою он не роптал,
глядел в окно, псалмы читал,
а кто калеку обижал,
за тех молился и прощал.

Ещё мечтал он рисовать,
ведь мог он кисть в зубах держать,
и рисовать он стал Того,
Кто сотворил таким его.

Он не имел ни рук, ни ног,
он сам ни есть, ни пить не мог,
но приукрасил церковь он:
взирал Господь с его икон.

Ну, а потом его душа
летела, как воздушный шар,
прочь от земли, под кров Того,
Кто сотворил таким его...


http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/tag_6064_1/topic_3243/
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites