Сщмчч. в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Евферия, Елпидия и Агафодора (IV).
Прп. Павла Препростого (IV).
Свт. Павла исп., еп. Плусиадского (IX).
Прп. Емилиана Италийского, в миру Викторина.
Иконы Божией Матери "Споручница грешных", в Одрине (Орловск.) (1843) и в Москве (1848).
Свтт. Нестора и Аркадия, епп. Тримифусских ( Греч. ).
Прп. Лаврентия, основателя обители Б.М. в Саламине ( Греч. ).
На 6-м часе: Ис. XXV, 1–9. На веч.: Быт. IX, 8–17. Притч. XII, 8–22.
Трапеза
Сухоядение. На трапезу подается невареная пища. Мясо, молоко, яйца, рыбу, елей и вино не едим.
Священномученики Агафодор, Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Еферий и Капитон Херсонесские
Еще задолго до крещения святого Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам
Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено св. апостолом Андреем Первозванным (+ 62 г.; память 30 ноября/ 13 декабря). Дальнейшему распространению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98-117 гг.) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский (+ 101 г., память 25 ноября/8 декабря). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.
В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии.
В 300 г. до начала гонения, которое император Диоклетиан (284-305 гг.) начал с 303 г., Иерусалимский патриарх Ермон (303-313 гг.) для евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там слово Божие. Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен (точно известен лишь день его кончины — 7 марта). Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий. Многих идолопоклонников он наставил на путь истины. Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит до смерти камнями и палками 7 марта 309 г.
Через год узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника — епископы Евгений, Елпидий и Агафодор прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника — беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 г.
По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (+ 337 г., память 21 мая/3 июня) из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой.
Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта.
На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога Христианского.
Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.).
Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками 7 марта.
Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. В 987 г. в Херсонесе принял крещение святой равноапостольный князь Владимир (+ 1015 г., память 15/28 июля). Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.
Память преподобного Павла Препростого
Память 7 марта (по ст.ст.)
Преподобный Павел Препростый был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому. Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, почтя его неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келлии подвижника, сказав, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец преподобный Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келлии.
За многолетний подвиг преподобному Павлу Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов. Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преподобному Павлу со словами: "Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими".
Скончался в 340 г.
СВЯТИТЕЛЬ ПАВЕЛ ИСПОВЕДНИК
День памяти: Март 7
Феофилакт Никомидийский
Святитель Павел Исповедник был епископом в городе Прусиаде (провинция Вифиния в Малой Азии) в то время, когда против веры Христовой неистовствовали иконоборцы. Ревностно выступив в защиту христианских святынь словом Божественного Писания, святой Павел подвергся преследованиям и гонениям вместе со святым Феофилактом(память 8 марта). Святой исповедник преставился около 850 года.
Память преподобного Емилиана
Память 7 марта (по ст.ст.)
В Риме жил некий человек, именем Викторин; с юных лет он много грешил, а потом, к старости своей, одумался и, вспоминая грехи свои, трепетал Суда Божия. Придя в один из святых монастырей и упросив игумена принять его, он отказался от всех привязанностей мира сего и стал монахом; всего себя он отдал покорности и послушанию, соблюдая заповедуемое ему и изнуряя тело свое и днем и ночью. В иноческом образе было наречено ему имя: Емилиан. Содержа непрестанно в душе память смертную и всегда готовясь на Страшный Суд Божий и на ответ о грехах своих в день испытания, Емилиан всегда находился под страхом вечных геенских мук; этим страхом он так изнурил и иссушил тело свое, что вся братия, из любви к Богу в монастыре жившая, дивилась столь великому умерщвлению плоти, смирению и труду. И все старались подражать жизни его и сравниться с подвигами его в послушании, дабы таковым многотрудным покаянием очистить грехи свои; видели, как он каждый день терпит голод, жажду, простирается на земле, мало спит, мучит и сокрушает тело свое - и получали от сего великую пользу.
Монастырь, где подвизался Емилиан, был построен на высокой горе, имевшей на одном из склонов пещеру; и был у блаженного Емилиана обычай тайно от всех, поздно вечером удаляться из монастыря в эту пещеру и там всю ночь до утрени молиться со слезами.
Прошло много времени; как-то игумен повстречал Емилиана, выходившего из монастыря в поздний ночной час. Не зная для какого дела выходит этот брат из монастыря, игумен оставил свою келлию, пошел за ним тайно и, увидев, что он вошел в пещеру, стал около неё и решил ожидать, пока тот выйдет, дабы узнать от него, зачем входит он в пещеру. Немного времени спустя небесный свет ярче солнечных лучей внезапно озарил ту гору, и игумен увидел преподобного Емилиана стоящим в пещере с простертыми вверх руками и молившимся Богу; и небесный свет сходил на главу блаженного. При виде сего на игумена напали ужас и страх; на обратном пути в монастырь он уже бежал в трепете, и едва мог переступать ногами от великого ужаса. Когда он достиг монастырских ворот, то услышал голос с неба, говоривший:
- Емилиан, отпускаются тебе грехи твои.
Еще более ужаснулся игумен, вошел в келлию свою и в молчании ожидал рассвета. Желая, чтобы братия получили пользу из сего, игумен, после утрени, обратившись при всех к Емилиану, спросил:
- Где ты был в эту ночь, брат?
Преподобный, поклонившись игумену, отвечал:
- В монастыре, с братиею, почивал я всю ночь.
Но игумен обличил его и понудил не утаивать милости Божией. являемой грешникам истинно кающимся. Емилиан был вынужден поведать тайну всей братии, как от престола милосердия сошли на него с небес свет и голос. Тогда начал игумен говорить братии:
- Слушайте, братия моя дорогая. Всемогущий Бог и в молчании мог бы простить этому брату грехи его, но ради нас, возбуждая наши сердца к покаянию, послал ему в образе света милость Свою вместе с гласом Своим, да узнаем и мы и прославим милость и человеколюбие Творца нашего, Который близок к истинно кающимся.
Извещенный таким образом о том, что грех его прощен, преподобный Емилиан остальное время жизни своей провел в радости душевной и отошел к Свету неприступному внимать гласу радости и веселия праведников, ликующих в селениях небесных во веки.
Память преподобного Лаврентия, основателя обители Божией Матери в Саламине
Память 7 марта (по ст.ст.)
Лаврентий Саламинский (+ 1770), основатель монастыря в честь Пресвятой Богородицы на острове Саламине, был ктитором монастыря в честь Пресвятой Богородицы на острове Саламине. Преставился 6 марта 1770 года.
Икона Божией Матери Споручница грешных в Корце (Ровенск. обл.) (1622) в Одрине (Орловск. обл.) (1843) и в Москве (1848)
Икона названа так по надписи, сохранившейся на иконе: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну".
Поручительница за грешных! Люди согрешили, а Богоматерь выискивает способы привести человека к покаянию.
Икона прославилась чудесами в 1843 году в Николаевском Одрине монастыре, где эта икона долго оставалась без внимания. Она стояла среди других икон и от времени так потемнела, и на нее столько пыли насело, что изображение было еле видно.
В 1843 году в Одрин монастырь явилась купеческая жена Почепина с двухлетним сыном, который был подвержен ужаснейшим припадкам, и врачи не могли оказать ему никакой помощи. Почепина просила отслужить молебен пред иконой Споручницы - и мальчик получил мгновенное исцеление. Затем стали совершаться другие чудеса. Икона стала почитаться чудотворной. Икона была омыта, и на ней обнаружилась замечательная надпись в четырех углах: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну; Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну; да тии, иже радость выну Мне приносят; радоваться вечно чрез Меня испросят". "Дал руце..." - т.е. заверил Свою Мать, что всегда будет внимать мольбам Ея!
В 1848 году в Москве свирепствовала холера. К иконе Споручницы стекалось множество народа, как здоровые так и уже заболевшие. Несмотря на страшную заразность болезни, никто из приходивших не умирал, всех, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.
***
монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный храм. Одринская чудотворная икона находилась в монастыре вплоть до Великой Отечественной войны. В годы оккупации святыню удалось вовремя унести из обители. С тех пор началось ее странствие. Лет тридцать икона переходила из рук в руки, пока не очутилась на Украине. Вернул ее в стены родной обители схимонах Макарий, проживавший в монастыре - собрав средства подаянием и выкупив икону у частного владельца. 24 октября 1996 года "Споручница грешных" заняла прежнее место в церкви монастыря.
Благодатная сила Божией Матери проявилась еще в большей степени и ясности на списке с чудотворной иконы Одринского монастыря, привезенном в 1848 в Москву одринским иеромонахом Смарагдом в дар от монастыря за его гостеприимство подполковнику Бонческулу, который жил в приходе св. Николая Чудотворца, что в Хамовниках. Привезенная копия была поставлена Бонческулом в домашнем иконостасе. В этом году первое исцеление от сей иконы получила купчиха Щербакова от болезни спинного мозга. В этом же году, в первый день Пасхи, Бонческул начал замечать, что находящаяся у него икона Божией Матери "Споручницы грешных" сделалась весьма блестящею и как бы стеклянною, а во время молитвы его по иконе мелькал какой-то отблеск.
Спустя около недели на иконе начали появляться благоуханные маслянистые капли и все больные, пользовавшиеся ими, начали получать исцеление от болезней. 30 мая того же года Бонческул икону Божией Матери пожертвовал в Москве, в храм Святителя Николая в Хамовниках, где она и помещена была на аналое близ клироса.
Вскоре странные явления начали происходить в алтаре, на горнем месте: ночью видны были разные явления огня или света в виде звезд, то ярких, то тусклых. Это повторялось и в следующие дни, в те же часы, а с 4 июня снова и в большем количестве стали появляться капли елея. По случаю необычайных явлений толпы народа, как ночью, так и днем, стекались к Николо-Хамовнической церкви - ночью для наблюдения за появляющимся в алтаре церкви светом, а днем для совершения молебствий пред иконой.
К прославлению иконы более всего послужили очень многие чудеса, какие совершались от нее. Всех чудесных исцелений, заявленных и записанных в течение первых шести лет, более 115. Списки с сей иконы распространились не только в церквах московских, сельских, но и в разных городах России и даже в Сибири, за Байкалом и в Кяхте. В Кяхте икона Божией Матери "Споручницы грешных", копия с Николо-Хамовнической иконы, прославилась чудотворениями, и в ее честь устроен придел в Троицком соборе.