Тревога как болезнь ума. Никодим Святогорец

Никодим Святогорец

Тревога как болезнь ума.
Преп. Никодим Святогорец: «Мнительность, воображение, постоянное предвосхищение бед — это оружие врага против мира в душе».
Святые говорят: тревожный ум — это ум, оставивший Бога и живущий в страхе за себя:
– как бы не заболеть,
– как бы не потерять,
– как бы не опоздать,
– как бы не упасть...
Это форма самолюбия, замаскированного под заботу.
Истинная защита — упование на Бога. «Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит» (Пс. 36:5).
Отцы учат: Нужно не бороться с тревогой, а научиться вере; Вера — это практика упования особенно тогда, когда кажется, что «всё плохо»; Внутренний мир приходит не от уверенности в обстоятельствах, а от уверенности в Боге.
Тревожность — это состояние внутреннего беспокойства, напряжения и страха перед будущим, иногда без ясной причины.
Если человек боится будущего, значит, он не до конца доверяет Богу, который ведет его ко спасению. Нераскаянные грехи вызывают внутреннее беспокойство. Страх потерять материальные блага, здоровье или социальный статус, тоже может быть причиной.
Методы борьбы:
Чаще обращаться к Богу, особенно с молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Читать Псалтирь, особенно 26-50-90-й псалмы.
Просить Божией помощи перед важными делами.
Осознавать, что Бог управляет всем, и ничего не происходит без Его воли.
Чаще размышлять о словах Христа: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить…» (Мф. 6:25-34).
Не строить далеко идущие планы, жить настоящим моментом.
Смиренно принимать все, что Бог посылает.
Не поддаваться мрачным мыслям, а заменять их на молитву.
Следить за тем, какие книги, фильмы, новости влияют на состояние души.
Достаточный сон, умеренный пост, физическая активность помогают бороться с тревожностью.
Тревожность — это испытание, которое может стать путем к духовному росту. Она указывает на слабые места души и помогает приблизиться к Богу через молитву, доверие и покаяние.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 25.04.2025 10:42
  
0
Что такое сердце.

Сердце является центром душевно-телесной сущности человека. Человек состоит из души и тела. Это не просто душа и, с другой стороны, не просто тело. Обе части сосуществуют не сливаясь. Между телом и душой существует некое неслиянное единство. Центром этого единства и является сердце. Сердце - это то место, которое Бог открывает и обнаруживает после подвижничества и воздействия благодати Духа Святого. Сам Господь сказал: "Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят" [Мф 5,8]

Сердце является центром и равнодействующей трех сил души, то есть желательной, рассудительной и раздражительной способностей. В глубине сердца своего каждый человек чувствует горе и радость, благодать и дары Божии. Когда ум после своих странствий по миру возвращается в сердце, человек ощущает в нем покаяние и плач. Это происходит потому, что ум тогда видит раны своей души. Однако в сердце переживается и благодать Божия, и ощущения рая: Царствие Божие внутрь вас есть. [Лк 17,21].

Святитель Григорий Палама в своем слове в защиту священно-безмолствующих говорит, что "наша душа - это единая многоспособная сила, которая пользуется получающим от нее жизнь телом, как орудием"

Сущность души, называемая сердцем, согласно отеческому преданию, находится в сердце, как в своем орудии, но не пребывает внутри него (ибо она бестелесна) или вне его (поскольку соединена с ним). Этому научил Сам Господь в Евангелии, говоря: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, (то есть лукавые и нечистые помыслы,) оскверняют человека" [Мф 15,11]. И Господь подробно разъясняет, что именно, исходя из уст, оскверняет человека: "Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" [Мф 15,19]

По словам преподобного Макария, "сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении. И когда благодать овладеет пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами и чаяниями, ибо там ум и все помыслы и чаяния души. Почему благодать и проникает во все члены тела" (Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, XV, 18)

Душа не содержится в теле, однако она обладает соединенным с ней телом и оживотворяет его, получив животворящий Дух от Бога. По словам святителя Григория Паламы, душа "делает бессмертным и соединенное с нею тело, которое в назначенное время достигнет обетованного воскресения и станет причастником вечной славы" (Свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав)

Итак, сердце наше является клетью помыслов, которую надо со вниманием т трезвением сохранить в чистоте. Каким же образом можем мы достичь такого трезвения? Собирая ум, который рассеивается вовне посредством чувств, и возвращая его в нашу клеть - наше сердце.

Святитель Григорий Палама, разъясняя в своих "Триадах в защите священно-безмолствующих" слов прп. Макария, пишет: "Итак, здесь надо смотреть, начертаны ли благодатью законы Духа. Где "здесь? В главном телесном органе, на престоле благодати, где ум и все душевные помыслы: в сердце. Видишь, что тем, кто решился внимать себе в исихии, обязательно нужно возвращать и заключать ум в тело, и особенно в то внутреннейшее тело тела, которое мы называет сердцем? Если и по псалмопевцу, вся слава Дщери Царевы внутрь [Пс 44,14], то зачем мы будем искать ее где-то вовне?

Сердце, по словам преподобного Никодима Святогорца является естественным, сверхестественным и противоестественным центром. Сердце есть естественный центр, в котором находится сущность души. Естественный - поскольку оно создается первым из всех членов тела: "Не только раньше всех других членов появляется в организме, но и позже всех разрушается; оно есть седалище, корень, начало и источник всех естественных сил тела: растительной, питательной, чувственной, жизненной, приумножающей, раздражительной, желательной. Равным образом и естественных сил души: умной, мыслительной и волевой. Посему сущность души, будучи как бы идеей тела, хотя и не содержится посреди сердца, как в сосуде, - ибо она бестелесна, - но пользуется им, как орудием, и пребывает там, как на колеснице"

Сердце является сверхестественным центром, поскольку сверхестественна благодать Божия, которую мы получаем в святом крещении, пребывает в сердце, как на своем седалище и престоле. Это подтверждают слова Господа: "Царство Божие внутрь вас есть" [ Лк 17,21]. И апостол Павел говорит: "Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва Отче!"" [Гал 4,6]; а также: "Любовь божия излилась в седца наши" [Рим 5,5]

Сердце в то же время является и центром противоестественным, поскольку все страсти и все хульные, гордые постыдные и лукавые помыслы и дурные похоти, склонности и снисхождения рождаются из сердца и находятся там. По словам преподобного Никодима "как пепел скрывает искры огня, страсти скрывают Божественную благодать полученную во святом крещении... там корень и начало всех грехов, какие мы совершаем после крещения". Сам Господь. Создатель сердец наших, научил сему, говоря: "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" [Мф 5,28].

Святитель Василий Великий в своем толковании на первый псалом анализирует и последствия лукавых помыслов, живущих внутри нас: "Первоначально, должно назвать блаженную чистоту наших помышлений, потому что корень телесных действий составляют сердечные совещания. Так любодеяние воспламеняется в душе славтолюбца, а потом производит телесное, растление" (Свт Василий Великий Беседа на первую часть первого псалма - Творения В 5 ч Ч 1 М., С 185)

Старец Маркелл. Ученик Иосифа Исихаста.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU