23 апреля - Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся
23 апреля - Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся (переходящее празднование в среду Светлой седмицы).
Собор Синайских святых - празднование в честь святых на Богошественной Горе Синай подвизавшихся.
Празднуется в среду Светлой седмицы.
В сонм святых Собора включены:
- пророк Моисей Боговидец (+ 1531 до н.э., память 4 сентября, в Неделю святых праотец, Неделю святых отец);
- пророчица Мариам, сестра пророка Моисея (XVI до н.э., память в Неделю святых праотец, Неделю святых отец);
- прав. Иисус Навин, вождь Израильский (XVI до н.э., память 1 сентября, в Неделю святых праотец, Неделю святых отец);
- прав. Аарон, первый первосвященник Израильский (+ 1451 до н.э., память 20 июля);
- пророк Елисей (IХ в. до н.э., память 14 июня, 20 июня);
- пророк Илия Фесвитянин (IX в. до н.э., память 20 июля);
- мц. Епистимия Емесская (Епистима Финикийская), (+ 253, память 5 ноября);
- мч. Галактион Емесский (Финикийский) (+ 253, память 5 ноября);
- прп. Иосиф Аналитин, Раифский (до 312, память 14 января);
- прмч. Адам Синайский (ок. 312, память 14 января);
- прмч. Исаия Синайский (ок. 312, память 14 января);
- прмч. Иеремия Синайский (ок. 312, память 14 января);
- прмч. Моисей Синайский (ок. 312, память 14 января);
- прмч. Моисей Синайский (другой) (ок. 312, память 14 января);
- прмч., Павел Синайский, игумен (ок. 312, память 14 января);
- прмч. Савва Синайский (ок. 312, память 14 января);
- прмч. Сергий Синайский, отрок (ок. 312, память 14 января);
- прмч. Домн Синайский (+ 312, память14 января);
- вмц. Екатерина Александрийская, дева (ок. 305/313, память 24 ноября);
- царица равноап. Елена Константинопольская (+ ок. 327, память 6 марта, 21 мая);
- прп. Иулиан Персиянин, пустынник (+ ок. 362/380, память 18 октября);
- прп. Зинон Скитский (IV в., память 19 июня);
- прп. Марк Египетский, Подвижник, Постник (+ ок. 390, память 7 октября);
- прп. Андрей Синайский (IV в., память 14 января);
- прп. Геласий Синайский (IV в., память 14 января);
- прп. Дула Синайский (IV в., память 14 января);
- прп. Нисферой (IV в.);
- прп. Нил Постник Синайский, пресвитер (+ 450/456, память 14 января, 12 ноября);
- прмч. Вениамин Синайский (V в., память 14 января);
- прмч. Евсевий Синайский (V в., память 14 января);
- прмч. Илия Синайский (V в., память 14 января);
- прмч. Ипатий Синайский (V в., память 14 января);
- прмч. Исаак Синайский (V в., память 14 января);
- прмч. Макарий Синайский (V в., память 14 января);
- прмч. Марк Синайский (V в., память 14 января);
- прп. Мегефий Раифский (V в., память 14 января);
- прмч. Прокл Синайский (V в., память 14 января);
- прмч. Феодул Синайский, иером. (V в., память 14 января);
- прп. Феодул Синайский, иером. (другой) (V в., память 14 января);
- прп. Петр Пионитский, Раифский (V в., память 14 января);
- равоверн. Иустиниан I Великий, император (+ 565, память 14 ноября);
- свт. Анастасий I Синаит Антиохийский, патриарх (+ 599, память 20 апреля);
- прп. Акакий Синайский (1-я пол. VI в., память 7 июля, 29 ноября);
- прп. Матой (Далматой) Келлийский, Раифский, иером. (1-я пол. VI в.);
- прп. Никон Синайский (нач. VI в.);
- прп. Мина Синайский (VI в., память 5 января);
- прп. Орион Синайский (VI в., память 14 января);
- прп. Георгий Синаит, игумен (VI в., память 11 марта);
- прп. Анастасий Синайский, игумен (кон. VII/нач. VIII в., память 20 апреля);
- прп. Георгий Арселаит, Синайский, игумен (нач. VII в., память 10 марта);
- прп. Иоанн Раифский, игумен (VII в.);
- прп. Иоанн Лествичник, Синайский, игумен (+ 606/649, память 30 марта);
- сщмч. Иоанн, еп. (+ 1091, память 12 февраля);
- прп. Григорий Синаит (1-я пол. XIV в., память 8 августа);
- прп. Александр (память 21 апреля);
- прп. Зосима (память 24 января).
(При подготовке публикации использованы материалы интернет - издания "Древо. Открытая православная энциклопедия").
23 апреля - день памяти святых мучеников Терентия, Помпия (Публия), Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249 - 251).
Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249–251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам.
Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но сорок христиан во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Фортунатиан удивился их смелости и спросил, как они, разумные люди, могут исповедовать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. В ответ на это святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и в третий день Воскресшего. Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями – Африканом, Максимом и Помпием. Остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора, Фортунатиан решил принудить к отречению от Христа. Однако ни уговоры, ни страшные мучения не поколебали святых мучеников: их жгли раскаленным железом, поливали раны уксусом, растирали солью, строгали железными когтями. Несмотря на страдания, святые не ослабевали в исповедании Христа, и Господь укреплял их.
Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: "Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей". Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача.
После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.
Кондак, глас 2
Му́ченическая честна́я па́мять прии́де дне́сь,/ веселя́щи вся́ческая,/ Тере́нтия прему́драго и дружи́ны его́./ Те́пле у́бо стеце́мся, да прии́мем исцеле́ния,/ си́и бо благода́ть от Бо́га прия́ша Ду́ха Свята́го// исцеля́ти неду́ги ду́ш на́ших.
(При подготовке публикации использованы материалы интернет - издания "Азбука веры").
23 апреля - день памяти святых мучеников Иакова пресвитера, диаконов Азадана и Авдикия, Персидских (ок. 380).
Святые мученики Иаков пресвитер и диаконы Азадан и Авдикий претерпели страдания за Христа в Персии при царе Сапоре. Их взяли вместе с епископом Акепсимом и долго томили голодом в темнице. После этого страдальцам вложили в ноздри горчицу с уксусом, обнажили и повесили на всю ночь на морозе. Утром их подвергли новым истязаниям, а затем снова заключили в темницу и там обезглавили. Это произошло около 380 года.
23 апреля - день памяти преподобномучеников многих священной обители Пантократора, в Дау - Пендели (Аттика) пострадавших (ок. 1680).
Преподобномученики Пантократорской обители в Дау-Пендели пострадали в день Святой Пасхи 1680 года. В то время монастырь был оплотом православия и греческого самосознания в Аттике, здесь собралась многочисленная и ревностная братия, совершавшая непрерывное — «неусыпаемое» — богослужение.
Среди рабочих, трудившихся в монастыре, нашелся ненавистник, который на Пасху провел в монастырь тайным ходом алжирских пиратов-грабителей. В то время все отцы стояли на богослужении с зажженными свечами и пели пасхальные песнопения. Разбойники вероломно напали на монахов и не оставили в живых никого, порубив саблями 179 человек. После этой бойни весь монастырь был залит кровью. Пираты же, ограбив обитель, покинули её.
Из всей братии только один иеромонах, отлучившийся в монастырское подворье в Героцакули (Γεροτσακούλι), остался в живых. Он нашёл изрубленные на куски тела своих собратий, вернувшись в обитель на следующий день, и похоронил их по-христиански.
Но на протяжении веков место погребения 179 преподобномучеников оставалось неизвестным, вплоть до сентября 1965 года, когда во время реставрации обители были найдены их захоронения. Пролежавшие в земле почти 300 лет мощи источали небесное благоухание. 14 августа 1992 года решением Священного Синода Константинопольского Патриархата 179 преподобномучеников обители были причислены к лику святых, а их мощи поставлены для поклонения верующих. От этой великой святыни изливаются благословения чудотворений, о чем свидетельствуют и сестры возрожденного монастыря — теперь он стал женским — и множество паломников.
(При подготовке публикации использованы материалы интернет - издания "Азбука веры").
23 апреля - день памяти священномученика Григория V (Ангелопулоса), патриарха Константинопольского (1821).
Священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский, трижды занимал кафедру (1797–1799, 1806–1808, 1819–1821). В то время Греция находилась под тяжелым турецким игом. Многие патриоты-греки жили надеждой вновь завоевать государственную независимость. Они находили деятельную и авторитетную поддержку у мужественного борца за свободу своей Родины – святого патриарха Григория V. Его связи с греческими патриотами выяснились только после того, как Александр Ипсиланти перешел со своим войском реку Прут против султана Махмуда. Один из друзей святителя советовал ему бежать из Константинополя в Морею. Святитель отвечал на это: "Я предчувствую, что рыбы Босфора будут есть мое тело, но я умру спокойно во имя спасения моей нации".
В день Святой Пасхи, 10 апреля 1821 года, святого патриарха схватили и повесили на воротах патриархии, а затем бросили тело в море.
Греческие моряки заметили место, где было брошено тело святителя, нашли его и на корабле кефалонийского капитана Макри Склавоса под русским флагом доставили в Одессу. Там в греческой Троицкой церкви тело святителя было погребено 19 июня 1821 года. Из Москвы для мощей священномученика было прислано патриаршее облачение и митра с крестом, принадлежавшая святейшему патриарху Никону (1652–1658).
В 1871 году по ходатайству греческого правительства разрешено было перенести мощи святителя Григория из Одессы в Афины к торжеству пятидесятилетия независимости Греции. В честь священномученика Григория в Афинах была составлена особая служба. Его подвиг возвестил о торжестве христианства в возрожденной Элладе.
Тропарь, глас 8
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ укрепи́вый Боже́ственнаго патриа́рха,/ низпосла́вый тому́ свы́ше Свою́ благода́ть,/ и́мже и нас свободи́л еси́ от рабо́ты вра́жия,// Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 7
Святи́телю и му́чениче Григо́рие,/ за лю́ди твоя́ ду́шу положи́вый/ и в светоно́сный день Христо́ва Воскресе́ния пострада́вый,/ моли́ся Страда́вшему за ны и Воскре́сшему/ Це́рковь Правосла́вную незы́блему всегда́ храни́ти,/ па́стве же твое́й и Ру́сстей земле́, святы́я мо́щи твоя́ с любо́вию ле́та мно́га храни́вшей,// дарова́ти мир и ве́лию ми́лость.
(При подготовке публикации использованы материалы интернет - издания "Азбука веры").