15 марта - день памяти святителя Арсения, епископа Тверского (1409).
15 марта - день памяти святителя Арсения, епископа Тверского (1409).
Святитель Арсений, епископ Тверской, родился в Твери, в молодых летах принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Даже среди иноков древнего монастыря, отличавшихся благочестием, Арсений выделялся святой жизнью – строгим хранением монашеских обетов, знанием Церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием. При митрополите Киевском Киприане (1380–1382) он служил архидиаконом, во время отсутствия митрополита управлял делами Киевской митрополии. 3 июля 1390 года он вместе с митрополитом Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе Тверского князя Михаила Александровича состоялся Собор русских и греческих иерархов для суда над Тверским епископом Евфимием. Князь и епископ были в многолетней ссоре, многие тверичи представляли на епископа тяжкие обвинения. После безуспешных попыток водворить в Твери церковный мир, митрополит Киприан "отставил от епископства" Евфимия и отправил его в Москву, в Чудов монастырь. На Тверскую кафедру был назначен святой Арсений. Но тот "бояся владычества прияти во Твери, виде бо там вражду и брань многу, и смутися и ужасеся". По возвращении митрополита Киприана и архидиакона Арсения в Москву Тверской князь прислал своих бояр с челобитной к митрополиту о посвящении на Тверскую кафедру Арсения. Арсений и на этот раз не соглашался. По словам летописца, в 1390 году "едва умолиша архидиакона Арсения митрополита быти во Твери". Под угрозой соборного запрещения митрополит и князь наконец получили его согласие на хиротонию, которая состоялась 15 августа 1390 года. Среди епископов, участвовавших в рукоположении его, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля).
Вступив на кафедру, епископ Арсений, как великий молитвенник и миротворец, смог прекратить многие раздоры в Тверском княжестве. В его епископство, с 1390 по 1409 год, были построены и освящены соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор, заложена соборная колокольня. Святитель основал на реке Тьмаке, близ Твери, Желтиков монастырь, где по подобию Киево-Печерского монастыря была построена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1394) и каменный Успенский собор (1406).
Желая, чтобы иноки новой обители всегда назидались подвигами Печерских отцов, святитель Арсений повелел в 1406 году сделать с Киево-Печерского Патерика список, представляющий самую древнюю из дошедших до нашего времени редакцию этого драгоценного памятника русской письменности, получившую название Арсеньевской.
Почил святитель в 1409 году, 2 марта, и был погребен в созданном им Желтиковом монастыре Успения Пресвятой Богородицы. В 1483 году мощи его были обретены нетленными и поставлены в монастырском соборе. В том же году иеромонахом Феодосием написано житие и канон святителю. На Соборе 1547 года состоялось общецерковное прославление святителя Арсения.
Тропарь, глас 8
Благоче́стно пожи́в во святи́тельстве,/ лю́ди просвети́л еси́ уче́нием твои́м,/ и о хра́ме Пречи́стыя вельми́ подвиза́вся,/ и люби́тель мона́хов быв,/ сего́ ра́ди от Христа́ па́ствы твоея́ вене́ц прия́л еси́./ Те́мже, я́ко апо́стольскаго престо́ла наме́стника,/ и святи́теля вели́каго чту́ще тя, мо́лим ча́да твоя́, блаже́нне:/ от всех бед изба́ви нас я́же ко Христу́ моли́твами твои́ми,// святи́телю Христо́в Арсе́ние, о́тче наш.
Кондак, глас 8
Восприе́мши ра́достно честны́я твоя́ мо́щи, пречи́стая це́рковь,/ в ню́же че́стно вноси́ми мно́жеством священномона́хов, и кня́зи благове́рными,/ и я́же прие́мши я́ко сокро́вище многоце́нное./ Те́мже и мы ны́не твоея́ огра́ды слове́сныя о́вцы,/ о́крест ра́ки твоея́ предстоя́ще,/ любе́зно вопие́м ти́:/ не забу́ди чад твои́х, о́тче,/ и́хже му́дре собра́л и возлюби́л еси́,/ я́ко да зове́м ти́:// ра́дуйся, святи́телю Арсе́ние, па́стырю и учи́телю наш.
Молитва
При́зри от Го́рних высо́т, святи́телю о́тче Арсе́ние, на нас смире́нных и гре́шных, во умиле́нии душ и серде́ц к тебе́ прибега́ющих, ве́рою кре́пкою на тя упова́ющих, любо́вию нелицеме́рною прося́щих у тебе́ заступле́ния. Тебе́ бо моли́твенника благоприя́тнаго ве́мы ко Всеми́лостивому Бо́гу. Проле́й о нас твоя́ святы́я моли́твы и умоли́ Человеколю́бца Го́спода не погуби́ти нас со беззако́нии на́шими, но обрати́ти нас к покая́нию и исправле́нию, да про́чее вре́мя жития́ на́шего земна́го, не в рабо́те греху́ и страсте́м, но в де́лании за́поведей Его́ святы́х и в благоче́стии провожда́ем и со благо́ю наде́ждою дости́гнем кончи́ны на́шея. В час же сме́ртный наипа́че яви́ся нам, о́тче, засту́пник благи́й, ускори́ тогда́ на моли́тву о нас безпо́мощных и помози́ нам со прича́стием Та́инств Боже́ственных ми́рную и благу́ю кончи́ну улучи́ти, гро́зныя мыта́рства возду́шныя безбе́дно прейти́ и унасле́довати Го́рнее Ца́рство. Ей, святи́телю Бо́жий, не пре́зри нас и не посрами́ упова́ния на́шего, но бу́ди о нас предста́тель немо́лчный к Бо́гу. Па́стырю наш до́брый, упаси́ нас бо́дренными твои́ми моли́твами и сохрани́ ненаве́тны от вся́каго зла, да сла́вим неизрече́нное человеколю́бие Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ оте́ческое заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
15 марта - день памяти священномученика Феодота, епископа Киринейского (ок. 326).
Священномученик Феодот, родом из малоазийской Галатии, был епископом города Киринии на Кипре. Во время гонения на христиан нечестивого Ликиния (307–324) святой Феодот открыто проповедовал Христа, призывая язычников оставить идолослужение и обратиться к Истинному Богу. Наместник Кипра Савин приказал разыскать и привести епископа Феодота на суд. Святой, узнав об этом приказе, не дожидаясь посланных воинов, немедленно явился к наместнику со словами: "Я тот, которого ты ищешь, явился, чтобы проповедовать Христа Бога моего". Наместник приказал бить святого без пощады, подвесить на дереве и строгать острыми орудиями, а затем отвести в тюрьму. Через пять дней святой Феодот был вновь приведен к наместнику, который полагал, что после пыток епископ предпочтет отречься от Христа, чем переносить новые мучения. Но святой Феодот не прекращал проповедовать о Христе. Святого сначала положили на железные решетки, под которыми развели костер, а затем вбили в ноги гвозди и заставили идти. Многие свидетели страданий мученика, пораженные терпением святого и его богодухновенными речами, уверовали во Христа. Узнав об этом, Савин приказал прекратить пытку и заключить святого в тюрьму.
В то время святой Константин Великий (память 21 мая) даровал свободу вероисповедания всем христианам и в числе многих страдальцев освободил и святого Феодота. Святитель вернулся в Киринию и после двух лет епископского служения мирно отошел ко Господу около 326 года.
15 марта - день памяти святой мученицы Евфалии Леентинской (Сицилийской) (257).
Святая мученица Евфалия жила с матерью и братом в городе Леонтине на острове Сицилия. Мать Евфалии, язычница, долго и тяжело болела. Однажды ей во сне явились мученики Алфий, Филадельф и Киприан (память 10 мая) и сказали ей, что она исцелится, если уверует во Христа. Приняв Крещение вместе с дочерью, мать исцелилась от недуга. Однако брат Евфалии, язычник Сирмиан, узнав о Крещении своих родных, пришел в сильнейшую ярость. Матери удалось бежать, а святая Евфалия исповедала себя перед ним христианкой и приняла мученическую смерть. После жестокого избиения святая была усечена мечом.
15 марта - день памяти преподобного Агафона Скитского (Египетского) (V).
Преподобный Агафон Египетский, современник преподобного Макария Великого (память 19 января), подвизался в Скитской пустыне в Египте. Он отличался необыкновенным смирением, считая себя грешнейшим из людей. Однажды издалека пришли к преподобному Агафону иноки для духовной беседы и обратились к нему: "Ты ли отец Агафон?" "Видите перед собой грешного раба Божия", – ответил преподобный. "Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный", – продолжали иноки. "Совершенная правда", – согласился святой. – "Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других". "И это правда", – подтвердил святой Агафон. "Сверх того говорят, что ты еретик?" – не отступали иноки, но тотчас встретили возражение: "Напрасно, я не еретик". Когда же спросили преподобного, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, святой объяснил: "Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы по испорченной природе нашей невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией".
На вопрос о том, какие подвиги важнее в деле спасения, внешние или внутренние, преподобный Агафон отвечал: "Человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как Священное Писание уверяет, что "всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф.3:10), то из этого видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя".
Преподобный Агафон преставился около 435 года. Три дня перед кончиной святой сидел молча и сосредоточенно, словно всматриваясь во что-то. На недоуменный вопрос иноков он ответил, что видит себя на Суде перед Христом. "Неужели и ты, отче, боишься суда?" – спросили его. "Я по силе моей исполнял законы Господни, но как человек могу ли быть уверен, что угодно Богу мое дело?" – "Разве ты не надеешься на добрые твои дела, которые ты сотворил, угождая Богу?" – спросили иноки. – "Не надеюсь до тех пор, пока не увижу Бога. Одно дело суд человеческий, а другое дело суд Божий". Сказав это, святой отошел ко Господу.