О молитве Иисусовой.

О молитве Иисусовой

Свой путь веры каждому христианину необходимо проходить с помощью Божией. А помощь Божия испрашивается, как правило, молитвой и, прежде всего, молитвой Иисусовой, необходимость которой для души является такой же, как для тела – потребность в пище.
Без этой молитвы человек постоянно будет обкрадываться духовными мошенниками: мыслями, беспокойствами, тревогами, воспоминаниями, мечтаниями, суетой и прочими средствами падших духов, которые имеют огромное влияние на наш ум через нашу самость и внутреннюю гордыню.
То есть, без этой молитвы наш ум становится просто пленником падших духов с теми помыслами, которые мы принимаем за свои собственные.

Протоиерей Игорь Рябко:
«Представим ровную гладкую поверхность, утыканную лунками, по которой катится железный шарик. Попадая в лунку, шарик из нее сам по себе уже не сможет выбраться. Наш «ум» – это шарик, лунки – это «помыслы». Они утыканы везде на пути «ума», куда бы он ни пошел. Попадая в лунку, мы попадаем в плен.
На начальном уровне борьбы с «помыслами» важно научиться владеть таким оружием, как «хождение перед Богом» с помощью Иисусовой молитвы.
Если кто-то вам будет говорить, что Иисусова молитва – это дело только монахов и что белому духовенству, и тем более мирянам, ею заниматься не стоит, знайте, что это неверно. Это вторая по значимости ересь, мешающая душам спасаться. А первая ересь – это убежденность некоторых христиан в том, что мир Церкви делится на две половины – на святых, которые совершенно на нас не похожи и не имеют с нами ничего общего, и нас, грешных, которым никогда и ни при каких условиях святыми не стать. Это тоже, по сути, помысел неверия и отрицание Жертвы Христа.
Если в сердце не будет Иисусовой молитвы, там будет сидеть «помысел» и играться нашим сознанием. Реакцией на любой входящий «помысел» должна быть Иисусова молитва. Именно поэтому настоящего монаха невозможно обидеть, разозлить, унизить, вызвать в нем тщеславие. При Иисусовой молитве важна не техника, а внимание к сердцу. И самое важное – это смирение».


Нужно учиться предстоять пред Богом, Его взором в этой молитве, сокрушая свой дух гордыни, чувствуя сердцем свою поврежденность души и ума, не впадая в осуждение, обсуждение обстоятельств, не принимая вообще никаких мыслей, а только на всё это творя молитву сокрушенным духом медленно, вниманием к каждому слову, с паузами между слов: «Господи…, Иисусе Христе…, Сыне Божий…, помилуй мя…, грешнаго…».
Чтобы внимание концентрировалось на молитве, слова молитвы нужно читать с паузами для того, чтобы сознание впитывало смысл самих слов, значение и расширялось в понимании глубины и значимости каждого слова.

В этот момент нужно понять и принять за Истину то, что Христос сейчас смотрит на тебя, слышит тебя, видит всего тебя насквозь, всё состояние твоего сердца, всю его суету и нечистоту, всю твою немощь духовную и греховную поврежденность, - нужно постараться увидеть себя глазами Бога. Он смотрит и молчит, в Его Взгляде нет осуждения или укорения, Он просто принимает нас такими, какие мы есть, не требуя с нас ничего, только ожидая нас, когда мы познаем и признаем свое ничтожество и безпомощность пред Ним, Своим Создателем, когда мы познаем и признаем, что ничто у нас нет ничего своего доброго, – всё что может исходить от нас, слово или даже мысль, СРАЗУ имеет греховную скверность САМОСТИ нашей, и мерзко выставлять это или что-то озвучивать здесь сейчас перед живым Христом. Самость наша – это всё своё «Я», всё своё самолюбие, всё свое горделивое пред Богом мнение, свой эгоизм, своё самооправдание, своя правота, – своя…, своя…, своё…

Поэтому дух наш должен замолкнуть в этой своей беспомощности пред Чистейшим Христом, и только единственное, как последнюю надежду, мы вынужденно произносим из нечистых наших устен, оскверненных повседневной говорильней, – единственное прошение, на которое еще только дерзаем, и уже не на что более не смеем: «Господи…, Иисусе Христе…, Сыне Божий…, помилуй мя…, грешнаго…» И тогда на каждую эту молитву Бог неслышно и незримо дает понимание сердцу: «Я здесь, с тобой».

…Стойте и произносите чуть слышно пред Христом эти единственные слова, которые мы нечисто творим, от нечистого сердца и души оскверненной, – но без которых мы просто погибнем, мы просто умрем душою и утонем в бездне духовной тьмы, если не ухватимся за них, как за спасательный круг:
«Господи…, Иисусе Христе…, Сыне Божий…, помилуй мя…, грешнаго…», - и прости и за саму эту мою нечистую молитву…»

Духовная мудрость

Должно иметь именно сокрушенное сердце из-за понимания всего своего греховного и несовершенного состояния души, и пораженного гордыней, как проказой. Именно такое состояние сердца тогда не позволит появиться «своей» какой-то мысли, как скверны, выставляемой пред Взором Христа, ибо стыд пред Богом от этого не даст нашему уму прилепляться к любой «своей» мысли. И если помыслы даже будут вылазить, как посторонние, наше сердце не даст даже прислушаться к ним, а ум, смиряясь в своей непотребности пред Богом просто замолчит пред Христом…

Если мы обретем живое чувство предстояния пред Богом, тогда «заткнутся» в покаянии все наши исходящие мысли, тогда отпадут все наши вопросы «Как молиться?», потому что человеку ничего не надо будет, только как пред Богом иметь возможность произносить: «Господи…, Иисусе Христе…, Сыне Божий…, помилуй мя…, грешнаго…»

И когда мы не умом, а всем сердцем поймем и всем сердцем примем Истину, что мы никто и ничто пред Богом, и откажемся от всего «своего» «добра», как нечто ценного, а на самом деле данного нам когда-то даром, но присвоенного и исковерканного нашей гордыней и потому смердящего уже гноем падшего духа, – когда мы перестанем держаться за свою «помойку» наших «достоинств» и отрешимся от нее вместе с духом сатанинской гордыни и тщеславия, тогда только опытно поймем, что значит «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»(Мф.5:3).

Только когда мы освободим место в нашей душе для Бога от всего своего нечистого духа, только тогда Он Сам уже сможет действовать в нас и через нас Духом Святым...
Стяжание Духа Святаго и есть цель христианской жизни, как об этом говорил преподобный Серафим Саровский. Молитва, пост, воздержание, доброделание ради Христа, послушание воли Божией есть лишь средства на пути к этой цели, до которой добираются, большей частью, только длительной жизненной дорогой долготерпения в скорбях и смирения в опытном познании своих немощей.
Поэтому так важно выбрать правильное направление в своей духовной жизни и молитве, и идти этим путем ко Христу и со Христом, а это значит, – с молитвой Иисусовой.

Молитва Иисусова отражает в себе наставление Христа «Держи свой ум во аде и не отчаивайся», которое Он дал преподобному Силуану Афонскому, явившись ему, когда тот уже изнемогал в своем духовном подвижничестве.
Молитва Иисусова – это непрестанное покаяние, которым мы стучимся в дверь Царствия Божия, и которая для нас пока закрыта, так как ничто нечистое не может войти в Него и «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.св.Апост., 14:22). И Христос, видя и слыша наше сердце, лишь Сам ведает, когда можно и нужно ли будет приоткрыть «щелочку» в этой двери, чтобы просветить и укрепить наши души. И лишь по отшествия из этого мира двери Царствия Небесного могут быть открыты для любящих Господа, сердечным покаянием очистившие свои души на земном пути.

Другие наши молитвы можно также начинать с предстояния пред Богом в Иисусовой молитве, обретая сокрушение духа и покаяние сердца, а затем уже неспешно переходить к другим, например, утренним или вечерним, начиная с «Молитвы перед молением»:
«Господи, благослови меня принести Тебе молитвы и моления моя Твоему Благоутробию о моем ничтожестве».

И день свой начинать и переходить к «текущим» житейским занятиям нужно, стараясь сохранить приобретенный духовный настрой утреннего предстояния пред Богом и продолжая внутренне совершать Иисусову молитву по нашим силам и возможностям. При этом непрестанная молитва сохранит человека от бед и опасностей, как и воина из Липецка Андрея, который в СВО на Украине выжил лишь один в бою и прошел через минное поле благодаря Иисусовой молитве (https://vk.com/video601245129_456239899).

Помнить или заставлять себя помнить о Боге всегда – жизненно необходимо! Помнить о Нём непрестанно! Это есть основа непрестанной молитвы. Ходить под Взором Его, Который нас видит и слышит всегда и везде, в любой точке и моменте нашей жизни. Если же забываем о Нем, то нужно каяться в этом и стараться исправиться.

Духовный совет

Истинное сокрушение духа становится бальзамом для израненной грехами души и не вводит человека в уныние и отчаяние, является некоей духовной терапией и вселяет надежду на милость Божию. Истинное покаяние и сокрушение делает человека кротким, спокойным, смиренным, приветливым и доброжелательным ко всем встречающимся людям. Он не перед кем не превозносится, никого не осуждает, жалеет согрешающего, милует страждущего, готов помочь нуждающему, принимая все обстоятельства жизни прямо, как из Руки Божией.

Нужно также всегда благодарить Бога утром после сна, вечером перед сном, днем за Дар Жизни, за все блага, заботу, Любовь и помощь Его, за Красоту и Премудрость Его Творений и Природы, за Всеблагой Спасительный Промысел о нас, грешных. И дай Бог, чтобы этот Дар Жизни стал нашим путем в Жизнь Вечную!

Господи, слава Тебе за всё во веки!

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 11.03.2025 21:54
  
0
Иеромонах Василий (Росляков)
#2 | Сергий Пономарь »» | 11.03.2025 22:32 | ответ на: #1 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Понял, исправил.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU