съемка от членов команды судна «Академик Фёдоров».
НЭС "Академик Федоров" встретил Фёдора Конюхова в Южной Атлантике!
6 февраля в районе 20:00 по Москве в координатах 44’57 южной широты и 14’39 восточной долготы в Южной Атлантике состоялась историческая встреча научно-экспедиционного судна «Академик Фёдоров» и вёсельной лодки «АКРОС» Фёдора Конюхова.
Эта встреча очень важна для нас! Она готовилась трое суток большим количеством людей на разных континентах.
НЭС «Академик Фёдоров» вышло из Кейптауна (ЮАР) 3 февраля в направлении Антарктиды. Команда экспедиционного штаба Фёдора Конюхова заметила движение судна на сайте Vessel Finder. В это время Фёдор Конюхов находился в эпицентре 10 балльного шторма и сообщал о повреждениях систем навигации и связи.
Учитывая тот факт, что судно двигалось на юг и должно пройти через пару дней недалеко от района, в котором находится лодка «АКРОС», у штаба проекта возникала идея попросить экипаж пройти рядом с лодкой Фёдора Конюхова и провести фото- и видео фиксацию лодки и гребца в Южной Атлантике.
Было направлено соответствующее письмо в Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) и в Росгидромет. Руководство этих учреждений поддержало нашу просьбу и согласовало сближение судов.
И вот мы можем с вами наблюдать вёсельную лодку «АКРОС» на просторах Южной Атлантики.
Помимо фото- и видео фиксации экипажем научно-исследовательского судна по нашей просьбе была проведена проверка связи с Фёдором Конюховым.
По результатам: лодка «АКРОС» видна на радарах, система АИС (AIS) работает, радиостанция также работает – связь устойчивая. Фёдор Конюхов на палубе в добром здравии, машет рукой.
Фёдор Конюхов доложил капитану судна, что намерен продолжать поход через Южную Атлантику и Индийский океан до Австралии. Поблагодарил экипаж НЭС «Академик Фёдоров» за моральную поддержу и пожелания успешного завершения экспедиции. Ему было очень приятно услышать в эфире русскую речь впервые за 63 дня плавания.
Эта уникальная встреча в «ревущих сороковых» широтах стала возможной благодаря слаженной работе экипажа судна «Академик Фёдоров» под непосредственным руководством капитана – Амосова Юрия Владимировича, а также зам. начальника сезонной 70 РАЭ Николаева Александра Николаевича.
В Москве над организацией встречи в океане работала вся команда штаба во главе с координатором экспедиционного штаба по проектам в Арктике и Антарктике – Савельевым Николаем Валерьевичем, основателем Клуба полярных путешествий.
Всем, кто сомневался и не мог поверить в то, что Фёдор Конюхов в возрасте 73 года в одиночку вот уже 63 дня в Южной Атлантике идет к своей мечте, демонстрирует невероятную силу духа, уникальный навык выживания в океане - фото и видео съемка от членов команды судна «Академик Фёдоров».
Материала много, и мы будем постепенно публиковать его на ресурсах проекта (экипаж судна продолжает присылать фото- и видеоматериалы в штаб в Москве).
10 февраля 2025 г.
Мыс Доброй Надежды на траверзе!
9 февраля в 21:30 по Москве Фёдор Конюхов пересек долготу мыса Доброй Надежды (ЮАР). Границей между Южной Атлантикой и Индийским океаном считается мыс Игольный (20 градус выстрочной долготы), до его еще полтора градуса.
В океане на пару дней относительно стабильная погода. Можно перевести дух и проанализировать события прошедших дней. И ответить на некоторые вопросы от подписчиков.
Q. Случайная ли была встреча с «Академиком Фёдоровым» в океане на 45 градусе южной широты?
Конечно, нет. При этом, встреча двух судов – «Академик Фёдоров» и весельная лодка «АКРОС» оказалась 100 процентным успехом и все что мы панировали удалось выполнить.
В штабе ведется круглосуточное наблюдение за местонахождением лодки «АКРОС» и за всеми судами в радиусе до 1 000 морских миль. Большие коммерческие суда в открытом океане двигаются достаточно быстро, в среднем 250-300 миль за сутки. Если мы видим, что через пару дней возможно пересечение курсов лодки «АКРОС» (судно с ограниченной манёвренность под управлением одного человека), то мы приступаем к целенаправленному мониторингу судна и стараемся предупредить команду, что у них по курсу вёсельная лодка с 1 человеком на борту. Почему это важно, вы узнаете из отчета экипажа НЭС «Академик Фёдоров».
3 февраля наша команда заметила, что от берегов Южной Африки курсом 180 (строго на юг) движется российское судно «Академик Фёдоров» и если не будет менять курс, то пройдет относительно недалеко (по меркам Южной Атлантики) от Фёдора.
На тот момент Фёдор Конюхов был в ядре шторма и через коротки смс сообщал, о поломках в результате переворотов и обрушения мощных волн на корпус лодки.
Помимо здоровья Фёдора, нас волновали антенны спутниковой связи и навигационных приборов. Насколько они в рабочем состоянии. Возникла идея обратиться к экипажу российского судна с просьбой пройти рядом с лодкой «АКРОС», посмотреть, как читается лодка на радаре, с какого расстояния ловит АИС и с какого расстояния можно услышать голос Фёдора в эфире на 16 канале. (высота мостика на Академике 28 метров).
Дальше началась работа по организации встречи, в том числе письма и запросы, соблюдения необходимых формальностей (судно приписано к Арктическому и Антарктическому Институте в Санкт Петербурге.
С 4 по 6 февраля экипажу НЭС «Академик Фёдоров» пришлось выполнить определенное количество маневров, в штормовом океане, чтобы выйти на точку. И они сделали это в идеальный момент, погода улучшилась, на закате выглянуло солнце и удалость не только установить радиоконтакт (это можно было сделать и ночью), но и выполнить фото и видео фиксацию.
Почему нельзя было выполнит раньше фотосъёмку?
Да, на протяжении всех 60+ дней нам хотелось получить кадры лодки в открытом океане. Именно кадры со стороны. И нам повезло что в этом районе оказалось российское судно.
Согласитесь, обсуждать такую сложную и рискованную операцию с китайским сухогрузом было бы крайне рискованно. Иностранный экипаж мог не понять, что мы у них просим (ошибка перевода) или пойти на очень опасное сближение переехать или столкнутся с лодкой.
За все время экспедиции (два месяца) три судна прошли в непосредственной близости (в зоне видимости). Все три сухогрузам с азиатскими портами приписки и азиатскими экипажами.
Информация полученная от старших офицеров НЭС «Академик Хлебников»
«На АИС (AIS) примерно за 30 миль начал отбиваться. В радиоэфире голос Фёдора мы услышали на мостике миль за 9, а он нас за 3 мили.
Радар начал отбивать за 1 милю и настолько плохо отбивал, если специально не искать, можно принять за помехи. Ну и вообще найти такую лодку в океане, зная примерные координаты не самая простая задача».
Это важная для нас информация. Штаб продолжает мониторить 1000 мильную зону вокруг лодки «АКРОС». Если сравнивать с первым этапом (2019 год) от Новой Зеландии до мыса Горн, однозначно интенсивность движения в Южной Атлантике выше, чем в Южном Тихом.
Сегодня состоялся звонок по видео связи. Фёдор Конюхов смог (погода позволила) вытащить из носового отсека спутниковую антенну и сделать несколько видео звонков родным и близким, а также в штаб экспедиции.
Давно не слышали голос Фёдора, а тут услышали и увидели. Конечно, как всегда, поражает спокойствие в голосе. 81 сутки в океане, да еще в каких широтах (ревущие сороковые) и такое самообладание!
Запись: «Сегодня хороший день. Солнышко светит, нужно много сделать на лодке, но пока солнце в зените и заряжает аккумуляторы решил всем позвонить.
У меня все хорошо. Лодка начинает уставать, потихоньку сыпется все и выходит из строя. Все разъёмы USB для зарядки - окислились, здесь сырость и влажность стопроцентная. В шторма лодка не проветривается, конденсат в каютах льется рекой. Даже морские приборы не выдерживают такой сырости.
Все 4 аккумулятора уже плохо держат заряд, дно лодки холодное, и, хотя аккумуляторный отсек утеплён и изолирован от обшивки корпуса, аккумуляторы с каждым днем все хуже и хуже держат заряд. Едва хватает пережить ночь. Ночью в каюте освещение и все второстепенные приборы выключены, работают только самые необходимые. Надо было делать резервную пару (аккумуляторов), у меня в кормовом отсеке.
Опреснитель подтекает, возможно, где-то отходит шланг, визуально не могу найти место протечки. Примерно литр морской воды выбираю каждый день губкой из отсека. При запуске травит воздух, не держит давление, раньше включал и через 30 секунд шла пресная вода, а сейчас надо минут пять качать, прежде чем пойдет вода без солёной примеси. Перевороты не пошли на пользу опреснителю, но пусть хоть так работает, я вообще боялся, что его сорвет с анкеров в штормах.
Сломано одно весло. В первые за все мои походы 2002, 2014 и 2019, чтобы я сломал весло. Была хаотичная болтанка, я пытался грести и ломанул одно весло. Везу в качестве сувенира.
Все вкусное потихоньку заканчивается, сублимированных продуктов достаточно, а вот печенье, галеты, да и вообще, мучное – все закончилось. А так хочется свежего хлеба! Невозможно взять разнообразные продукты на такой длинный переход. Я знал, что на первом отрезке пути у меня будет какое-то разнообразие в рационе, а вот на вторую половину останется еда только для поддержания сил и энергии.
Ну ничего, я-то выдержу, главное, чтобы лодка и приборы выдержали. Слава Богу, жив и здоров до сегодняшнего дня. Впереди острова, надо с ними разойтись».
Координаты 43’45 южной широты и 34’00 восточной долготы
Прямо сейчас российский путешественник Федор Конюхов проходит 2 этап кругосветного маршрута от Южной Америки до Австралии на весельной лодке АКРОС.
Солнечные модули Хевел в Южном океане
Прямо сейчас российский путешественник Федор Конюхов проходит 2 этап кругосветного маршрута от Южной Америки до Австралии на весельной лодке АКРОС.
Единственный источник энергии на борту — отечественные солнечные панели Хевел. Именно они питают аккумуляторы, навигационное оборудование и средства связи.
⚫️Эти гибкие модули разработаны специально Научно-техническим центром, а их КПД >22%. Никогда еще на судне не было таких эффективных солнечных модулей.
⚫️Да, в открытом океане не всегда много солнца, но 95% необходимой энергии путешественник получает благодаря гибким модулям, собирающим рассеянный свет.
⚫️Также был учтен опыт первого этапа. В этот раз наши специалисты усилили ламинацию модулей, что позволило им стать максимально влаго- и ветроустойчивыми к погодным условиям.
В 2018-2019 Федор Конюхов совершил 1 этап плавания вокруг Антарктиды. За 154 дня он прошёл на весельной лодке АКРОС от Новой Зеландии до мыса Горн. В том походе на судне также использовались гибкие солнечные модули Хевел.
➿Следить за экспедицией вы можете на канале Федора Конюхова.
Ночь в Индийском океане прошла неспокойно. С запада догонял сухогруз «EMERALD DINGHAI» (MMSI 636021288) курсом на Джакарту (Индонезия) и на рассвете разошёлся с лодкой «АКРОС» в 10 милях.
Все прошло штатно без происшествий, но пересечение курсов в океане с другими судами, всегда напряженный момент для Фёдора. А если на судне не заметят лодку. В океанской гребле есть истории, когда коммерческие суда или рыбацкие суда переезжали (сталкивались) с весельными лодками.
В этот раз радио контакта не было, но миль за двадцать судно изменило курс на 10 градусов и прошло на безопасном расстоянии.
После расхождения с судном, Фёдор позвонил в штаб. Сообщил, что ночью в районе гремели грозы и сверкали молнии. Да и метеосводки подтверждают высокую активность грозовых фронтов.
Особенно сильной она будет 10-11 марта (скриншот погоды). Эти погодные системы спускаются на юг от берегов Африки. В регионе много дождя, а теперь ещё и молнии. Фёдор отметил, что в открытом океане разряды вспыхивают в разные стороны. Давно не слышал раскатов грома. Из плюсов – дождь смывает соль с солнечных модулей.
Пересек 40 градус восточной долготы. До середины Индийского океана осталось еще 20 градусов по прямой (60 гр. восточной долготы).
Благополучно миновал острова Принца-Эдуарда. Впереди по курсу архипелаг из 6 островов - Крозе (Франция).
Согласно Википедии: «Архипелаг Крозе состоит из шести вулканических островов. Климат влажный и ветреный. Количество осадков составляет около 2000 миллиметров в год, преимущественно в виде дождя. Более 100 дней в году среднедневная скорость ветра превышает 100 км/ч. Среднемесячные температуры — от +2 °С до +11 °C».
На островах обитает большая популяция золотоволосых и королевских пингвинов. Кроме пингвинов на острове обитают тюлени, а из морских птиц наиболее распространены буревестники и альбатросы.
Архипелаг Крозе с 1938 года объявлен заповедником. Воды вокруг острова контролируются французскими военными и Гринписом.
Фёдор наблюдает большое количество альбатросов в небе. Чувствуется близость островов. Настроение бодрое. Интересовался новостями на Большой земле.
Координаты лодки АКРОС: 44’01 южной широты и 40’00 восточной долготы.