Духовная мудрость преп. Зосимы Палестинского. Часть 2.

Преподобный Зоси́ма Палестинский, отшельник


ДУХОВНАЯ МУДРОСТЬ преп. Зосимы Палестинского, отшельника.
(Продолжение. Начало - см. рассылку за 7 декабря)

ЧАСТЬ 2.

5.) Сказал он сверх того: уничтожь искушения и помыслы, – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного, бежит от вечной жизни. Некто из Святых и говорит: «кто доставил Св. мученикам венцы оные, если не мучители их? Кто даровал Св. Стефану такую. окружающую его, славу, если не те, кои побили его камнями?» – прилагая к сему изречение и другого Святого, который говорил: «я не виню поносящих меня, а напротив называю их и почитаю своими благодетелями; и не отреваю Врача душ, подающего тщеславной душе моей врачевство бесчестия, боясь, как бы Он некогда не сказал и моей душе: «врачевахом Вавилона и не исцеле» (Иер. 51, 9).

6.) Говорил еще: Евагрий боялся, чтобы Господь, не сказал ему: «ты болел тщеславием, и я навел на тебя врачевство бесчестия, чтоб ты чрез то очистился; но ты не уврачевался.»
Господь, испытующий сердца и утробы, ведает, что хотя бы все люди хвалили и ублажали нас, наше все тем не менее достойно укора и студа оплеваний. Если скажут: ты то и то сделал; я отвечу: но что же из всего моего хорошо? – Никто не говорит о мне лжи, кроме хвалящих и ублажающих меня, и никто не говорит о мне истины, кроме укоряющих и уничижающих меня; и они не всю еще обо мне истину говорят, если б пришлось им узнать, - не говорю все море моих злых дел, но часть некую, - то они отвратились бы от смрада и зловония души моей.

Если б все члены тел человеческих превратились в языки, чтоб укорять нас, я убежден, что и тогда не смогли бы они вполне выразить наше бесчестие. Всякий укоритель часть только некую укоряет, всего же знать он не может.

Если Иов говорит: «исполнен есмь бесчестия» (Иов. 10, 15), а что полно, то не вмещает уже ничего более; что скажем мы, бездной суще зол? Всяким грехом смирил нас дьявол, – и мы должны быть благодарны тем, кои смиряют нас уничижением: ибо те, которые бывают благодарны за свое уничижение, стирают главу дьявола.

Святые же Отцы сказали, что если смирение низведено будет до ада, оно вознесется до небес; и напротив, если гордость возвысится до небес, она низведена будет до ада.
Блаженный Зосима припомнил, как Авва Моисей, когда клирики выслали его из алтаря, говоря: «Поди вон ефиоп!», начал себя самого уничижать, говоря: добре они с тобою поступили, чернокожий! Не будучи человеком, не ходи в среду людей. Хорошо они сделали.

7.) Авва Аммон говорит: и всячески старайся, когда кто скорбь какую причинит тебе, молчать и отнюдь ни одного слова не произносить, пока непрестанной молитвою не укротится сердце твое; и потом уже умоляй брата о прощении. Ибо кто любит истинный и прямой путь, тот, когда смутится чем, всегда сильно укоряет и обличает самого себя, говоря: что мятешься, душа моя, и что, как помешанная? Этим самым показываешь, что ты больна. Ибо если б не была больна, то не страдала бы. Для чего же, оставив укорять саму себя, упрекаешь ты брата, который показал тебе болезнь твою?

Делом и истиной научайся заповедям Христа Господа, Который «укоряем противо не укоряше», стражда не прещаше (1Петр. 2, 23). Слышишь, что говорит Он, и что делом показывает: «плещи моя вдах на раны, и ланити на заушение, лица же моего не отвратих от студа заплеваний» (Ис. 50, 6).
Ты же, бедная душа, за малое похуление тебя и непочтение, за некое презрение и отвращение, осуждение и оклеветание, сидишь сплетая бесчисленные неприязненные помыслы, чем наветуешь сама на себя, как демоны. Что сам демон может сделать такой душе больше того, что она сама себе делает?
Крест Христов видим, о страданиях Его, какие претерпел Он ради нас, читаем каждый день; а сами ни одного оскорбления не переносим. По истине мы уклонились от правого пути.

8.) Еще сказал: если кто не будет шествовать тем прямым путем, каким шествовали все Святые, – говорю о пути обесчещивания и несправедливых уронов и мужественного их претерпевания, – тот не преуспеет ни много ни мало и не обретет сокрытого в заповедях сокровища, а только напрасно потратит все лета жизни своей.

При сем прибавил он: «Когда был я у блаженной Дионисии, один брат просил у ней что-нибудь в благословение, и она дала ему что и сколько могла. Но как ему дано было не столько, сколько он ожидал, то он начал ее поносить и говорить на нее и на меня нелепые речи. Услышав это она рассердилась и хотела отплатить ему чем-нибудь.
Поняв это я сказал ей: «что ты это делаешь? Этим ты наветуешь сама на себя и отъемлешь всю добродетель у души своей. И что по достоинству терпишь ты такого, что Христос потерпел ради тебя? Знаю госпожа, что ты рассорила все имущество свое, как сор, но если не взыщешь кротости, то будешь тоже, что кузнец, который бьет кусок железа, а нужной вещи не выделывает.

Послушай, что говорит Игнатий Богоносец: «взыщи кротости, коей разрушается вся сила князя века сего. Признак того, что мiр совершенно оставлен, есть не встревоживаться ни из-за чего. Бывает, что иной презрев многие сокровища, пристращается к игле и сие пристрастие причиняет ему смущение и тревоги. Тогда игла заступает у него место сокровищ. Вот как бывает иной рабом иглы, или кукуля, или мантии, или книги, переставая уже быть рабом Божиим.

Хорошо сказал некто из мудрых, что «сколько страстей в душе, столько и господ». И Господь говорит: идеже сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6, 21).
И Апостол также: «ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.» (2Петра 2, 19). Выслушав сие она посмотрела на меня с удивлением и сказала: «Да обретешь ты Бога, Коего вожделеваешь!».

9.) Говорил также блаженный: душа желает спастись, но вожделевая благ суетных и об них заботясь, бегает трудов по делу спасения. Хотя по истине не заповеди тяжки, а злые пожелания наши. Бывает же, что мы иной раз, боясь утонуть в море, или попасться в руки разбойников, все презираем и охотно бросаем вещи свои, когда видим, что спустя немного предлежит нам смерть.
Но если для того, чтобы еще немного пожить на земле, мы все презираем, и за счастье считаем, если все потеряв спасем самих себя, то почему не держим мы такого расчета и относительно жизни вечной?
Почему не силен у нас столько страх Божий, сколько силен страх моря и смерти?

(Продолжение следует)

Обличение религиозного самодовольства и благополучия

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU