Искушения дьявола: о нападениях бесов с восьми сторон.
Старец Архимандрит Клеопа (Илие) рассказывает, каким образом бесы борют нас с восьми сторон во всякий час и каждую минуту.
Искушение сзади
Дьявол делает упор на нашу память. Даже если вы уже не совершаете прежние грехи, он старается очернить, осквернить ваш ум теми грехами, что делал ранее. Воровали ли вы, блудили ли, сквернословили, он напоминает нам о них. Чтобы мы думали, сокрушались, впадали в уныние и самое главная в этом цель напомнить о них для того, чтобы занять нас этим вновь. То есть, он искушает тебя тем, что ты уже забыл. Он не желает, чтобы ты об этом уже не помнил и каждый раз, если видит смысл, старается дать об этом знать, чтобы искушение удалось. Поэтому когда чувствуете искушение помыслами,взывайте к своему Ангелу Хранителю за помощью словами: "Ангеле Божий, спаси! Помоги, сохрани, избави мя..." или к Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери.
Искушение спереди
Боязнь будущего и возможных, как нам кажется неприятностей, которые могут случиться. Мы часто беспокоимся о том, чего еще нет, но будет. Страх перед старостью, голодом, войной, потопом, болезнью... “Ой кто-то сделает нам зло, вдруг, нападут, ограбят…” То есть мы начинаем волноваться умом, враг видит к этому вашу предрасположенность и помогает не иметь мирное устроение духа,начинает подбрасывать помыслы, чтобы мы только не были мирны. Но важно помнить, что Бог говорил нам: "Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы."
Искушение слева
Каждый раз, когда мы знаем, что сейчас совершим грехи и все-равно идем на это (не важно словом, делом, умом), обманывая себя, мы будем искушаться слева. Я знаю, что есть много - грех, но все-равно иду и ем, знаю, что ненавидеть кого-то плохо, и тем не менее продолжаю испытывать к нему неприязнь. Знаю, что грешно помнить зло, но помню; знаю, что грешно быть блудником, или вором, или материться, или курить, но даю победить себя и вновь совершаю эти грехи. Так мы искушаемся слева очевидным злом.
Искушение справа:
1)Когда мы верим снам, видениям, мы так прельщается бесами. Они нам могут явиться в виде Христа, Богородицы, святых. 2)Когда мы делаем доброе дело, но не во славу Божью, а в угоду тщеславия, хорошего мнения о себе или с другой плохой целью. Не имея смирения, мы вместо доброго плода получаем лишь его тень.
Искушение сверху:
1) Когда мы чрезмерно выполняем тот или иной подвиг. Много молимся, совершаем подвиг без меры, не имея на то ни физических, но духовных сил. Поэтому здесь нужна рассудительность и мера. Это все-равно, что человек схватил тяжелый мешок, а потом бросил его. 2)Когда мы исследуем Евангелие, Житие святых или истины Святых отцов также превыше сил нашего разумения. Это гордость, которая может довести человека до ереси, хулы и безумия. Так были прельщены все сектанты, еретики от начала мира, которые пытались понять его умом, а не Духом Святым. Священное писание - это бездонный источник. Мы не научились как следует плавать, а лезем на глубину. И если утонем, то не море будет тому виной, а человек, полезший в глубину, превышающую его рост и силы.
Искушение снизу
Это когда мы хотим делать доброе дело и не делаем, можем поститься, но не постимся, можем больше молиться, но не имеем к этому желания. Мог бы подавать больше милостыни, но сознательно упускаю такую возможность. То есть все мог бы лучше, но жадничаю, ленюсь, не молюсь... То есть, если мы не поднимаемся даже до того предела, что в наших силах, означает то, что мы искушаемся снизу, то есть диавол тянет нас вниз от той меры, той планки добродетели, которую мы должны совершать.
Искушение извне
Искушение извне случается через 5 наших чувств, то есть органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Их еще святые называли "окнами души". Если не внимательны и не трезвы, то мы впускаем в себя огромные грехи. 5 чувств наших это не просто чувства, а каналы естественные, через которые диавол вливает в нашу душу всяческие грехи, зло, страсти.
Но есть одно искушение, которое можно считать бесовским "козырем" – воображение. Оно еще больше посылает брань душе. Позволять уму уклоняться в мечты и воображение, – значит ходить за советом к диаволу.
Искушение изнутри
Изнутри, из сердца выходят наши грехи. Важно не то, что входит, а то, что выходит. Как из ада, выходит всё это из нашего сердца (прелюбодеяние, убийство, гордость, оскорбления), и поэтому каждый раз, когда это выходит из нас, мы искушаемся искушением изнутри.
Святой Климент говорит: "Поставь ум стражем у врат сердца твоего, чтобы он не принимал ни идущее извне, ни исходящее изнутри!"
Он советует останавливать исходящее изнутри Иисусовой молитвой, а приходящее извне – размышлением о муках ада и блаженстве рая.