4 декабря - Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. "Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним,- как проводила время юности Пресвятая Дева,- я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее". Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.
Данный праздник — самый поздний среди двунадесятых. До VIII века воспоминание введения Девы Марии во храм было содержанием праздника Рождества Богородицы, о чем говорит 2-й канон Рождества Богородицы, составленный преподобным Андреем Критским (1 песнь, 2-й тропарь: «Свята́я Святы́х, во свято́м святи́лищи Младе́нец возлага́ется воспита́тися от руки́ А́нгеловы. Вси у́бо ве́рно спра́зднуим в рождестве́ Ея́»; 6-я песнь, 1-й тропарь: «Святу́ю Святы́х су́щу, целому́дреннии роди́тели Твои́, Чи́стая, возложи́ша Тя в хра́ме Госпо́дни воспита́тися че́стно и угото́ватися в Ма́терь Ему́»; 6-я песнь, 3-й тропарь: «Слы́шу Дави́да, пою́ща Тебе́: приведу́тся де́вы во след Тебе́, приведу́тся в храм Царе́в. И с ним Тя и аз, Дщерь Царе́ву, воспева́ю».

Отдельное празднование Введения Богородицы во храм зарождается в VIII веке и конкретно в Константинополе. Этот праздник упоминается преимущественно в византийских источниках и в его богослужении присутствуют песнопения только константинопольских авторов.

При этом на ранней стадии праздник еще не имел торжественного богослужения, да и не сразу стал общепризнанным. Из источников VIII века о празднике Введения упоминают лишь Синайское Евангелие 715 года и некоторые (далеко не все) Месяцесловы; также к VIII веку относятся две проповеди на праздник Введения святителя Германа Константинопольского. Далее, в древнейшей рукописи Устава Великой Церкви — Патмосском списке IX века, праздник только обозначен, но никакие песнопения или чтения не указаны. Таким образом, в VIII–IX веках праздник Введения Богородицы во храм только утверждается в годичном круге богослужения.

В X и особенно в XI веке праздник уже приобретает торжественное богослужение, предпразднство и попразднство, то есть основные черты, присущие великим праздникам. О дне предпразднства уже упоминается в 1-й редакции Студийского Устава — Студийско-Алексиевском Типиконе, то есть 20 ноября начинают отмечать как предпразднство Входа Богородицы уже в X веке. В то же время длительность попразднства увеличивалась постепенно: в Студийско-Алексиевском Типиконе указан 1 день попразднства, в Евергетидском (последняя треть XI в.) — 2 дня, а в Типиконах начала XIV века уже назначается 3 дня попразднства. Интересно, что во всех студийских Типиконах об отдании праздника не говорится; праздник Входа Богородицы получает день отдания (и, соответственно, 4 дня попразднства в целом) только в списках Иерусалимского Устава XIV века.

Тропарь, глас 4
Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

Кондак, глас 4
Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.

Молитва
О, Пресвята́я Де́во, Цари́ца Небеси́ и земли́, пре́жде век избра́нная Неве́сто Бо́жия, в после́дняя же времена́ прише́дшая в храм зако́нный на обруче́ние Жениху́ Небе́сному! Ты оста́вила еси́ лю́ди Твоя́ и дом отца́ Твоего́, во е́же принести́ Себе́ в же́ртву чи́стую и непоро́чную Бо́гови, и пе́рвая дала́ еси́ обе́т всегда́шняго де́вства. Да́руй же нам соблюда́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и в стра́хе Бо́жием во вся дни живота́ на́шего, да бу́дем хра́мы Ду́ха Свята́го, наипа́че помози́ всем в подража́ние Твое́ во оби́телех живу́щим и обручи́вшим себе́ на служе́ние Бо́гови в чистоте́ де́вства провожда́ти житие́ свое́ и от ю́ности нести́ и́го Христо́во благо́е и ле́гкое, свя́то храня́ще обе́ты своя́. Ты провела́ еси́, Всечи́стая, вся дни ю́ности Твоея́ в хра́ме Госпо́днем вдали́ от собла́знов ми́ра сего́, в при́сном бо́дрствовании моли́твенном и во вся́ком воздержа́нии душе́вном и теле́снем, помози́ и нам отража́ти вся искуше́ния вра́жеския от пло́ти, ми́ра и диа́вола находя́щия на ны от ю́ности на́шея, и побежда́ти о́ныя моли́твою и посто́м. Ты в хра́ме Госпо́днем со А́нгелы пребыва́ющи, укра́силася еси́ все́ми доброде́тельми, наипа́че же смире́нием, чистото́ю и любо́вию и досто́йно воспита́лася еси́, да гото́ва бу́деши вмести́ти пло́тию Невмести́мое Сло́во Бо́жие. Сподо́би же и нам, одержи́мым го́рдостию, невоздержа́нием и ле́ностию, облещи́ся во вся́кое соверше́нство духо́вное, да угото́вает ки́йждо от нас с по́мощию Твое́ю одея́ние бра́чное ду́ши своея́ и еле́й доброде́лания, да не на́зи и негото́ви яви́мся во сре́тение Безсме́ртному Жениху́ на́шему и Сы́ну Твоему́, Христу́ Спаси́телю и Бо́гу на́шему, но да прии́мет ны с му́дрыми де́вами во оби́тели ра́йския, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нас вы́ну сла́вити и прославля́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ми́лостивое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 03.12.2024 16:22
  
0
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

ПРАЗДНОВАНИЕ 4 ДЕКАБРЯ

Ко­гда Пре­чи­стой Бо­го­от­ро­ко­ви­це, Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­ве Ма­рии Бо­го­ро­ди­це, ис­пол­ни­лось три го­да от рож­де­ния, свя­тые пра­вед­ные ро­ди­те­ли Ее, Иоаким и Ан­на, ре­ши­лись ис­пол­нить дан­ный ими обет – от­дать на слу­же­ние Бо­гу рож­ден­ное ими ди­тя. Со­зва­ли они в На­за­рет, где жи­ли, всех сво­их род­ствен­ни­ков из цар­ско­го и ар­хи­ерей­ско­го ро­да, – ибо сам пра­вед­ный Иоаким был из цар­ско­го ро­да, су­пру­га же его, свя­тая Ан­на, бы­ла из ро­да ар­хи­ерей­ско­го, – а так­же хор непо­роч­ных дев; при­го­то­ви­ли мно­го све­чей и окру­жи­ли Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию цар­ским бла­го­ле­пи­ем, как все сие сви­де­тель­ству­ет­ся свя­ты­ми от­ца­ми.

Свя­тый Иа­ков, ар­хи­епи­скоп Иеру­са­лим­ский, от ли­ца Иоаки­ма, го­во­рит так:

– По­зо­ви­те непо­роч­ных до­че­рей Ев­рей­ских, чтобы они взя­ли го­ря­щие све­чи.

От ли­ца пра­вед­ной Ан­ны, свя­той Гер­ман, пат­ри­арх Ца­ре­град­ский, го­во­рит:

– Я вы­пол­няю пред Гос­по­дом тот обет, ка­кой вы­ска­за­ла в со­сто­я­нии скор­би, и для это­го со­бра­ла хор дев со све­ча­ми, со­зва­ла свя­щен­ни­ков, при­гла­си­ла срод­ни­ков, го­во­ря всем: ра­дуй­тесь все со мною, ибо я те­перь яви­лась ма­те­рью и ро­ди­тель­ни­цею, при­во­дя свою Дочь не к ца­рю зем­но­му, но к Бо­гу, Ца­рю Небес­но­му.

О цар­ском же укра­ше­нии Бо­го­от­ро­ко­ви­цы свя­той Фе­о­фи­лакт, ар­хи­епи­скоп Бол­гар­ский, го­во­рит:

– Над­ле­жа­ло, чтобы вве­де­те Бо­же­ствен­ней­шей От­ро­ко­ви­цы бы­ло до­стой­но Ее, чтобы та­кой пре­свет­лой и мно­го­цен­ной Жем­чу­жи­ны не ка­са­лась убо­гая одеж­да; сле­до­ва­ло имен­но цар­скою одеж­дою одеть Ее, для наи­боль­шей сла­вы и укра­ше­ния.

Так устро­ив все, что над­ле­жа­ло к чест­но­му и слав­но­му вве­де­нию, они от­пра­ви­лись в путь, ве­ду­щий от На­за­ре­та до Иеру­са­ли­ма в те­че­ние трех дней.

До­стиг­нув го­ро­да Иеру­са­ли­ма, они тор­же­ствен­но во­шли в храм и по­ве­ли ту­да оду­шев­лен­ный храм Бо­жий, трех­лет­нюю от­ро­ко­ви­цу, Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию. Впе­ре­ди Нее шел хор де­виц, с за­жжен­ны­ми све­ча­ми, как сви­де­тель­ству­ет свя­той Та­ра­сий, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, ко­то­рый вла­га­ет в уста свя­той Ан­ны та­кие сло­ва:

– Нач­ни­те (ше­ствие), де­вы, но­ся­щие све­чи, и пред­ше­ствуй­те мне и Бо­го­от­ро­ко­ви­це.

Свя­тые же ро­ди­те­ли, один с од­ной сто­ро­ны, дру­гая с дру­гой, взяв за ру­ки дан­ную Бо­гом Дочь свою, с неж­но­стию и че­стию ве­ли ее меж­ду со­бою. За ни­ми ра­дост­но сле­до­ва­ло все мно­же­ство род­ствен­ни­ков, со­се­дей и зна­ко­мых, дер­жа в ру­ках све­чи и окру­жая Пре­чи­стую Де­ву, как звез­ды свет­лую лу­ну, на удив­ле­ние все­му Иеру­са­ли­му. Свя­тый Фе­о­фи­лакт опи­сы­ва­ет это та­ким об­ра­зом:

– За­бы­ва­ет Дочь дом от­ца и при­во­дит­ся к Ца­рю, воз­же­лав­ше­му кра­со­ты Ее, – при­во­дит­ся не без по­че­сти и не без сла­вы, но с тор­же­ствен­ны­ми про­во­да­ми. Вот вы­во­дит­ся Она из оте­че­ско­го до­ма со сла­вою, при все­об­щем ру­ко­плес­ка­нии Ее вы­хож­де­нию; ро­ди­те­лям Ее по­сле­до­ва­ли род­ствен­ни­ки, со­се­ди и все, кто лю­бил их; от­цы со­ра­до­ва­лись от­цу, ма­те­ри со­ра­до­ва­лись ма­те­ри; от­ро­ко­ви­цы и де­вы, со све­ча­ми в ру­ках, пред­ше­ство­ва­ли Бо­го­от­ро­ко­ви­це. Весь Иеру­са­лим, как неко­то­рый звезд­ный круг, си­я­ю­щий с лу­ною, со­брал­ся смот­реть эти небы­ва­лые про­во­ды и ви­деть трех­лет­нюю От­ро­ко­ви­цу, окру­жен­ную та­кою сла­вою и по­чтен­ную пред­не­се­ни­ем све­чей. И не толь­ко граж­дане зем­но­го Иеру­са­ли­ма, но и небес­но­го – свя­тые Ан­ге­лы – стек­лись ви­деть пре­слав­ное вве­де­ние Пре­чи­стой Де­вы Ма­рии и, ви­дев, удив­ля­лись, как сие вос­пе­ва­ет Цер­ковь: «Ан­ге­ли вхож­де­ние Пре­чи­стыя зря­щи, уди­ви­ша­ся: ка­ко Де­ва вни­де во свя­тая свя­тых»[1].

Со­еди­нив­шись с ви­ди­мым хо­ром непо­роч­ных дев, неви­ди­мый хор без­п­лот­ных чи­нов шел, со­в­во­дя Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию во Свя­тое Свя­тых и, по по­ве­ле­нию Гос­под­ню, окру­жая Ее, как из­бран­ный со­суд Бо­жий. Об этом свя­той Ге­ор­гий, ар­хи­епи­скоп Ни­ко­ми­дий­ский, го­во­рит так:

– Ро­ди­те­ли уже ве­ли к две­рям хра­ма Де­ву, окру­жен­ную Ан­ге­ла­ми, при сов­мест­ном ра­до­ва­нии всех небес­ных сил. Ибо Ан­ге­лы, хо­тя и не зна­ли си­лы тай­ны, од­на­ко же, по по­ве­ле­нию Гос­под­ню, слу­жи­ли при вхо­де Ее во храм. Итак, они во пер­вых, удив­ля­лись, ви­дя, что Она бу­дет дра­го­цен­ный со­суд доб­ро­де­те­лей, что Она но­сит при­зна­ки веч­ной чи­сто­ты и име­ет та­кую плоть, ко­то­рой ни­ко­гда не при­кос­нет­ся ни­ка­кая гре­хов­ная сквер­на, а во вто­рых, ис­пол­няя во­лю Гос­под­ню, со­вер­ши­ли слу­же­ние, ко­то­рое им бы­ло по­ве­ле­но.

Так, с че­стию и сла­вою не толь­ко людь­ми, но и Ан­ге­ла­ми бы­ла вве­де­на в храм Гос­по­день Пре­не­по­роч­ная От­ро­ко­ви­ца. И до­стой­но: ибо ес­ли вет­хо­за­вет­ный ков­чег, но­сив­ший в се­бе ман­ну, ко­то­рый слу­жил толь­ко про­об­ра­зом Пре­свя­той Де­вы, вне­сен был в храм с ве­ли­кою че­стию, при со­бра­нии все­го Из­ра­и­ля, то тем с боль­шею че­стию, при со­бра­нии Ан­ге­лов и че­ло­ве­ков, долж­но бы­ло со­вер­шать­ся вве­де­ние во храм то­го са­мо­го оду­шев­лен­но­го ки­во­та[2], ко­то­рый имел в се­бе ман­ну – Хри­ста, – пре­бла­го­сло­вен­ной Де­вы, пред­на­зна­чен­ной в Ма­терь Бо­гу.

При вне­се­нии вет­хо­за­вет­но­го ки­во­та в храм Гос­по­день, впе­ре­ди его шел царь зем­ной, цар­ство­вав­ший то­гда над Из­ра­и­лем, Бо­го­отец Да­вид; а при вве­де­нии в храм Бо­жий се­го оду­шев­лен­но­го ки­во­та, Пре­чи­стой Де­вы, пред­ше­ство­вал не зем­ной царь, а Небес­ный, Ко­то­ро­му мы каж­дый день мо­лим­ся: «Ца­рю небес­ный, уте­ши­те­лю, ду­ше ис­ти­ны». Что сей имен­но Царь пред­во­ди­тель­ство­вал этой Дще­ри цар­ской, об этом свя­тая Цер­ковь в ны­неш­них пес­но­пе­ни­ях сви­де­тель­ству­ет так: «во свя­тых свя­тая, свя­тая и непо­роч­ная Свя­тым Ду­хом вво­дит­ся»[3]. При вне­се­нии ков­че­га бы­ли му­зы­ка и пе­ние, ибо Да­вид ве­лел на­чаль­ни­кам ле­ви­тов по­ста­вить пев­цов, чтобы они иг­ра­ли на ор­га­нах[4], псал­ти­рях[5], ким­ва­лах[6] и гус­лях[7], и вос­пе­ва­ли ра­дост­ные пес­ни; при вве­де­нии же Пре­свя­той Де­вы со­дей­ство­ва­ли ве­се­лию не зем­ная му­зы­ка и пе­ние, но пе­ние Ан­ге­лов, неви­ди­мо при сем при­сут­ство­вав­ших. Ибо они, при вхо­де Ее во Свя­тое Свя­тых на слу­же­ние Гос­по­ду, вос­пе­ва­ли небес­ны­ми го­ло­са­ми, что и вос­по­ми­на­ет ныне Цер­ковь, ко­то­рая по­ет в конда­ке[8]: «Бла­го­дать со­в­во­дя­ще, яже в Ду­се бо­же­ствен­ном, юже вос­пе­ва­ют Ан­ге­ли Бо­жии: сия есть се­ле­ние небес­ное». Впро­чем, вве­де­ние Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы во храм пред­став­ля­ет­ся и не без че­ло­ве­че­ских пес­но­пе­ний. Ибо пра­вед­ная Ан­на (в сло­ве свя­то­го Та­ра­сия) го­во­рит иду­щим впе­ре­ди де­вам:

– Вос­пой­те Сию хва­леб­ною пес­нию, пой­те Ей под зву­ки гу­слей, вос­клик­ни­те Ей песнь ду­хов­ную, про­славь­те Ее на де­ся­ти­струн­ном псал­ти­ри.

Это же вспо­ми­на­ет Цер­ковь, го­во­ря: «Ра­ду­ют­ся Иоаким и Ан­на Ду­хом, и дев­ствен­нии ли­цы Гос­по­де­ви по­ют, пса­лом­ски вос­пе­ва­ю­ще, и чту­ще Ма­терь Его»[9].

От­сю­да от­кры­ва­ет­ся, что хор дев­ствен­ниц, пред­ше­ство­вав­ших то­гда Пре­чи­стой Де­ве, пе­ли неко­то­рые пес­ни из псал­мов Да­ви­да.

Со­глас­но с этим, и со­ста­ви­тель ны­неш­не­го ка­но­на го­во­рит озна­чен­ным де­вам: «На­чи­най­те, де­вы, и вос­пой­те пес­ни, ру­ка­ми дер­жа­ще све­щы»[10].

Са­ми же свя­тые пра­вед­ные ро­ди­те­ли Иоаким и Ан­на, по сви­де­тель­ству свя­то­го Та­ра­сия, име­ли на устах сво­их та­кую песнь пра­от­ца Да­ви­да: «Слы­ши, дщерь, и смот­ри, и при­к­ло­ни ухо твое, и за­будь на­род твой и дом от­ца тво­е­го. И воз­же­ла­ет Царь кра­со­ты тво­ей» (Пс.44:11-12).

На встре­чу это­му слав­но­му вве­де­нию Бо­го­от­ро­ко­ви­цы, по рас­ска­зу Фе­о­фи­лак­та, вы­шли свя­щен­ни­ки, слу­жив­шие во хра­ме, и с пес­но­пе­ни­я­ми встре­ти­ли Пре­свя­тую Де­ву, имев­шую быть Ма­те­рию Ве­ли­ко­го Ар­хи­ерея, про­шед­ше­го небе­са[11]. При­ве­дя Ее ко две­рям хра­ма, свя­тая Ан­на, (как пи­шет свя­той Та­ра­сий), го­во­ри­ла так:

– Иди, Дщерь моя, к То­му, Кто мне да­ро­вал Те­бя; иди, Свя­щен­ный Ки­вот, к ми­ло­сти­во­му Вла­ды­ке; иди, Дверь Жиз­ни, к ми­ло­сер­до­му Да­те­лю; иди, Ков­чег Сло­ва, к хра­му Гос­под­ню; вой­ди в цер­ковь Гос­под­ню, Ра­дость и Ве­се­лие ми­ра.

За­ха­рии же, как про­ро­ку, ар­хи­ерею и срод­ни­ку сво­е­му[12], она ска­за­ла с Иоаки­мом:

– При­и­ми, За­ха­рия, чи­стую сень; при­и­ми, свя­щен­ник, непо­роч­ный Ков­чег; при­и­ми, про­рок, Ка­диль­ни­цу неве­ще­ствен­но­го уг­ля; при­и­ми, пра­вед­ный, Ду­хов­ное Ка­ди­ло.

И еще пра­вед­ная Ан­на, как по­вест­ву­ет свя­той Гер­ман, ска­за­ла пер­во­свя­щен­ни­ку:

– При­и­ми, про­рок, Дочь мою, дан­ную Бо­гом; при­и­ми и, введ­ши, по­са­ди Ее на го­ре свя­ты­ни, в при­го­тов­лен­ном Бо­жи­ем жи­ли­ще, ни­че­го не до­пы­ты­ва­ясь, до тех пор, по­ка Бог, при­звав­ший Ее сю­да, не от­кро­ет окон­ча­тель­но Сво­ей во­ли о Ней.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU