12 ноября. Священномученика Зиновия, еп. Егейского и сестры его Зиновии. Священномученика Маркиана, еп. Сиракузского. Апостолов от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы.

30 октября по старому стилю / 12 ноября по новому стилю
вторник
Седмица 21-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Поста нет.

Сщмч. Зино́вия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зинови́и (285).
Апп. от 70-ти Те́ртия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтро́пии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милю́тина, короля Сербского (1320), брата его Драгу́тина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).


Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11. Лк., 60 зач., XI, 34–41*.

* Если совершается полиелейная служба свт. Агафангела исп., митр. Ярославского, то на утрене читается Евангелие от Луки, 64 зач., XII, 8–12, а на литургии – чтения дня и святителя: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Мф., 38 зач., X, 32–33, 37–38; XIX, 27–30.

Тропарь священномученика Зиновия и мученицы Зиновии, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак священномученика Зиновия и мученицы Зиновии, глас 8:
И́стины свиде́тели и благоче́стия пропове́дники,/ дво́ицу досто́йно почти́м в богодухнове́нных пе́снех,/ Зино́вия вку́пе с му́дрою Зинови́ею, ку́пно жи́вшия и отше́дшия// и муче́нием прии́мшия вене́ц нетле́нный.

Тропарь священномученика Агафангела, митрополита Ярославского, глас 2:
По вся дни Бо́га ра́ди умервщля́емь,/ святи́телю и испове́дниче Христо́в Агафа́нгеле,/ во вре́мя безбо́жных гоне́ний лю́тых/ попече́ние о Це́ркви Ру́сской от святи́теля Ти́хона прия́л еси́/ и, наве́ты диа́вольския разори́в,/ кора́бль церко́вный му́дре/ си́лою возлюби́вшаго тя Го́спода упра́вил еси́.// Его́же моли́ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.

Кондак священномученика Агафангела, митрополита Ярославского, глас 4:
Исполня́я во пло́ти твое́й лише́ние скорбе́й/ за Те́ло Христо́во, е́же есть Це́рковь,/ стра́ждующим ча́дом Ея́ ми́лостию и смире́нием,/ препода́нием ми́ра и му́дростию послужи́л еси́,/сего́ ра́ди на све́щнице архиере́йстем,/ я́ко свети́льник горя́й и светя́й, возсия́л еси́/ и мо́щи твоя́ гра́ду Яросла́влю/ во утвержде́ние дарова́л еси́,// святи́телю Агафа́нгеле, о́тче наш.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Фес. 3, 9-13; Лк. 11, 34-41). "Светильник тела есть око"; а светильник душе ум. Как при неповрежденности ока телесного все вокруг нас, во внешнем быту нашем, видно для нас и мы знаем, как и куда идти и что делать, так при здравости ума видно бывает для нас все во внутреннем быту нашем, в нашем отношении к Богу и ближним и в том, как должно нам держать самих себя. Ум, высшая сторона души, совмещает чувство Божества, требования совести и чаяние лучшего, сравнительно со всем обладаемым нами и ведомым нам. Когда ум здрав, в душе царствует страх Божий, добросовестность и несвязанность ничем внешним, а когда он нездрав - Бог забыт, совесть хромает на обе ноги и душа вся погрязает в видимое и обладаемое. В последнем случае у человека темная ночь: понятия спутаны, в делах нестройность, в сердце безотрадная туга. Толкают его соприкосновенные обстоятельства и он влечется вслед их, как щепка по течению ручья. Не знает он, что доселе сделано, что он теперь и чем кончится путь его. Напротив, у кого ум здрав, тот, боясь Бога, ведет дела свои с осмотрительностью, слушает одного закона совести, дающего однообразный строй всей жизни его и не погружается в чувственное, воскрыляясь чаянием будущего всеблаженства. От этого у него взор на все течение жизни, со всеми ее прикосновенностями, ясен и для него светло все так, как бы светильник освещал кого сиянием (Лк. 11, 36).


Священномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия
Священномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия претерпели мученическую смерть в 285 году в Киликии. Они с детства восприняли святую христианскую веру от своих родителей и вели благочестивую, целомудренную жизнь. В зрелые годы, чуждые сребролюбия, раздали они свое имущество, полученное в наследство, неимущим. За благотворительность и святую жизнь Господь наградил Зиновия даром исцеления различных болезней. Он был избран епископом христианской общины в Киликии.
Пребывая в святительском сане, святой Зиновий ревностно распространял веру христианскую среди язычников. Когда император Диоклитиан (284–305) начал гонение на христиан, епископ Зиновий был первым схвачен и доставлен на суд к правителю Лисию. «Я буду говорить с тобой кратко, – сказал Лисий святителю. – Предлагаю тебе: жизнь – если поклонишься нашим богам, и смерть – если не поклонишься». Святой ответил: «Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду»
По приказу Лисия, святителя прибили к кресту и начали пытать. Сестра епископа, видя страдания брата, пожелала их с ним разделить. Бесстрашно исповедовала она перед гонителями свою веру во Христа, за что также была отдана на мучения. Силою Господней оставшиеся в живых после пыток на раскаленном одре и в кипящем котле святые были обезглавлены. Пресвитер Гермоген тайно предал тела святых мучеников погребению.

Святые апостолы от 70-ти: Тертий, Марк, Иуст и Артема.
Апостол и евангелист Марк
Святой апостол и евангелист Марк. Племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).
Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6-12).
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).
Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал апостол Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62-63).
Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли знаменитые отцы и учители Церкви. Ревнуя о устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.
Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Аниана [2], которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял крещение. Вслед за Анианом крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Аниана епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.
Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года.
В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году мощи святого были перенесены в Венецию и поставили в храме его имени.
В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5).
Святой Тертий был вторым епископом (после святого апостола Сосипатра) в Иконии, где обратил ко Христу многих язычников, здесь же окончил жизнь мученически. О нем упоминает апостол Павел в послании к Римлянам (Рим. 16, 22).
Святой Иуст, называемый Варсавою, сын Иосифа, Обручника Пресвятой Богородицы, был избран на место Иуды, вместе с Матфием; епископствовал и мученически скончался в Елевферополе.
Святой Артема был епископом в ликаонском городе Листре; скончался мирно.

Священномученик Маркиан, епископ Сиракузский
Священномученик Маркиан, епископ Сиракузский, ученик святого апостола Петра, был послан в Сицилию. Здесь он поселился в пещере около города Сиракузы и успешно распространял веру Христову. Скончался он мученически, убитый иудеями. Мощи его находятся в итальянском городе Гаэте. (Священномученик Маркиан – одно лицо со святым Маркеллом, епископом Сикелийским, память которого 9 февраля.)

Прп. Евтропия Херсонская
Мученица Евтропия пострадала за Христа в Александрии около 250 года. Часто посещая христиан, заключенных в темницах, она призывала их к терпеливому перенесению страданий. За это святая была взята на мучения гонителями христиан. На суде она твердо исповедовала свою веру во Христа и скончалась от жестоких истязаний.

Святой Стефан Милютин, король Сербский
Свя­той Сте­фан был млад­шим сы­ном ко­ро­ля Сте­фа­на – Уро­ша I и вну­ком пер­во­вен­чан­но­го ко­ро­ля свя­то­го Сте­фа­на (па­мять 24 сен­тяб­ря). Он пра­вил Сер­би­ей с 1275 по 1320 год. Пре­стол Сте­фан Ми­лю­тин по­лу­чил от стар­ше­го бра­та сво­е­го Дра­гу­ти­на, вер­но­го хри­сти­а­ни­на, ко­то­рый по­сле недол­го­го цар­ство­ва­ния пе­ре­дал власть бра­ту, а сам, воз­лю­бив от­шель­ни­че­ство, за­тво­рил­ся в Сре­ме, где со­вер­шал тай­ные по­дви­ги в яме-мо­ги­ле, вы­ко­пан­ной соб­ствен­но­руч­но. В сво­ей пра­вед­ной жиз­ни свя­той Дра­гу­тин мно­го тру­дил­ся над об­ра­ще­ни­ем к ис­тин­ной ве­ре ере­ти­ков-бо­го­милов. Кон­чи­на его по­сле­до­ва­ла 2 мар­та 1316 го­да.
Свя­той Сте­фан Ми­лю­тин, став ко­ро­лем, му­же­ствен­но, сло­вом и де­лом, ча­сто с ору­жи­ем в ру­ках, за­щи­щал пра­во­слав­ных сер­бов и дру­гие еди­но­вер­ные на­ро­ды от мно­го­чис­лен­ных вра­гов. Бла­го­че­сти­вый Сте­фан не за­бы­вал бла­го­да­рить Гос­по­да за все Его бла­го­де­я­ния. Им по­стро­е­но бо­лее 40 хра­мов, мно­же­ство мо­на­сты­рей и стран­но­при­им­ных до­мов. Осо­бен­но за­бо­тил­ся свя­той об афон­ских мо­на­сты­рях.
Ко­гда серб­ское ко­ролев­ство па­ло, мо­на­сты­ри оста­лись оча­га­ми на­цио­наль­ной куль­ту­ры и пра­во­сла­вия в серб­ском на­ро­де. Свя­той Сте­фан скон­чал­ся 29 ок­тяб­ря 1320 го­да и по­гре­бен в Бань­ской оби­те­ли. Через два го­да бы­ли от­кры­ты его нетлен­ные мо­щи.
Свя­тая Еле­на, бла­го­че­сти­вая мать сво­их свя­тых сы­но­вей, по смер­ти му­жа всю жизнь по­свя­ти­ла бо­го­угод­ным де­лам: стро­и­ла до­ма для об­ни­щав­ших по­се­лян, устра­и­ва­ла оби­те­ли для же­ла­ю­щих жить в чи­сто­те и дев­стве. Близ го­ро­да Спи­ча она воз­двиг­ла Ре­че­ский мо­на­стырь и на­де­ли­ла его уго­дья­ми. Пе­ред сво­ей кон­чи­ной свя­тая Еле­на при­ня­ла ино­че­ство и ото­шла ко Гос­по­ду 8 фев­ра­ля 1306 го­да.

Святая преподобномученица Анастасия Римляныня, Солунская (Фессалоникийская)
Преподобномученица Анастасия Римляныня в младенчестве лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря, София. Игумения воспитала Анастасию в горячей вере, в страхе Божием и послушании. В то время началось гонение на христиан императора Декия (249–251). Градоначальник Пров, по велению императора, приказал привести к себе святую Анастасию. Благословленная на страдальческий подвиг за Имя Господне своей старицей-наставницей, юная мученица Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам. Пров, увидев ее молодость и красоту, пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой: «Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете». Святая твердо ответила: «Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие – Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!» Начались жестокие пытки. Святая страдалица мужественно переносила их, славя и воспевая Господа. В ярости палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу. Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле.

ОЗЕРЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Недалеко от Харькова, в Преображенском Куряжском монастыре хранился чудотворный образ Божией Матери Озерянской. По преданию, образ был явлен в конце XVI века возле села Озеряны – отсюда и название иконы; впоследствии на этом месте возникла обитель, также получившая название Озерянской.

Рассказывают, что некий украинский крестьянин косил траву и рассек образ Божией Матери косой пополам... Осознав, что его поступок, пусть и не преднамеренный, страшен для него и для окружающих, человек поднял две половины иконы, с благоговением поместил у себя в молитвенном углу, зажег перед нею свечу, а утром обрел икону целой, остался лишь тонкий след от рассечения.

В 1794 году Озерянская икона была перенесена в Куряжский монастырь, а после его закрытия 8 лет находилась в харьковской Покровской церкви. В начале XIX столетия монастырь был восстановлен, и святую икону Божией Матери по просьбе братии возвратили в обитель.

На поклонение этому чудотворному образу стекалось множество богомольцев из Харькова и окрестных селений, от нее по горячим молитвам верующих происходили многочисленные исцеления страждущих.

30 сентября каждого года (начиная с 1843-го) чудотворный образ Пресвятой Богородицы крестным ходом переносился в г. Харьков, где находился всю зиму, а 22 апреля таким же путем возвращался в монастырь.

Озерянская икона была украшена дорогой ризой из червонного золота старинной работы, написана на холсте древним малороссийским письмом.

В годы богоборчества Озерянская икона Божией Матери, которая считается покровительницей Харькова и всего Слободского края, была утеряна. Сохранился лишь список, сделанный по всем церковным каннам и обладающий, как утверждают священнослужители, такой же чудотворной силой, как и оригинал.
Ещё по теме:
1. 12 ноября. Апостолов от 70-ти Марка, Тертия, Иуста и Артемы, священномученика Зиновия, еп. Егейского.
2. 12 ноября. Апостолов от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы. Священномученика Зиновия, еп. Егейского и сестры его Зиновии. Священномученика Маркиана, еп. Сиракузского.
3. 12 ноября. Священномученика Зиновия, еп. Егейского и сестры его Зиновии. Апостолов от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы. Священномученика Маркиана, еп. Сиракузского.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU