9 ноября. Святого мученика Нестора Солунского. Мученика Марка Фиваидского и иже с ним. Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском
27 октября по старому стилю / 9 ноября по новому стилю
суббота
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротии́ды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Тропарь мученика Нестора, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Не́стор/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак мученика Нестора, глас 2:
Страда́льчествовав до́бре,/ безсме́ртную сла́ву насле́довал еси́ ны́не,/ я́ко во́ин изря́дный Влады́ки был еси́,/ моли́твами Дими́трия му́ченика:/ с ним у́бо, Не́сторе му́дре,// моля́ не преста́й о всех нас.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(2 Кор. 8, 1-5; Лк. 8, 16-21). "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы". Стало быть, как бы мы ни прятались с своими худыми делами, им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать - она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим. Как же быть, если там записано много худого? Надо изгладить написанное. Чем? Слезами покаяния. Эти слезы все смоют и следа никакого не останется от того худого, что было записано. Если же не смоем, то на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властною в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердит его. Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится во мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от Господа вездесущего тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем всему конец. . .
Нестор Солунский (ок. 306), мученик.
Юноша Нестор был учеником святого Димитрия Солунского, приходивший в тюрьму слушать его наставления.
По случаю императорского прибытия в Солуни происходили гладиаторские игры. Некий германец Лий, любимый силач императора, одолевал всех и сбрасывал с помоста на острые копья. Нестор, видя, как Лий убивал христиан, решился вступить в борьбу с ним и пошел к Димитрию в темницу просить его молитвы и благословения. Святый осенил его крестным знамением и сказал: «Лия победишь и сам постраждешь за Христа!» Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил его с помоста на копья. Взбешённый император, узнав что Нестор – христианин и ученик святого Димитрия, повелел немедленно казнить святого который был тотчас обезглавлен.
Преподобный Нестор Летописец, Печерский
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах XI века в Киеве, 17-ти лет поступил в Киево-Печерскую обитель. Был послушником преподобного Феодосия. Постриг принял от игумена Стефана, преемника Феодосия. Чистотою жизни, молитвою и послушанием юный подвижник скоро превзошел даже известных печерских старцев. Был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника, впоследствии Новгородского святителя (память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор является составителем первоначальной истории нашего Отечества, или летописи, где он излагает по годам сказание о начале Русской земли и последующих событиях ее истории до 1100 года. Кроме того, им написано житие святых князей Бориса и Глеба, «Сказание о первых печерских подвижниках» и проч.
Нестор достиг глубокой старости и мирно скончался около 1114 года.
Первыми письменными произведениями Нестора Летописца стали «Житие Святых Бориса и Глеба», а также «Житие преподобного Феодосия Печерского». Основной его работой считается летопись «Повесть временных лет», написанная им в 1113 году. Её полное название — «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».
Преподобный Нестор не был единственным автором «Повести», ещё до него его предшественники трудились над собиранием материала. При составлении летописи Нестор пользовался русскими летописными сводами и сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками, различными историческими сборниками, рассказами старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов и путешественников. Заслуга преподобного Нестора заключалась в том, что он собрал, обработал и представил потомкам свой исторический труд и изложил в нём сведения о Крещении Руси, о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о первых митрополитах Русской церкви, о возникновении Киево-Печерской обители, о её основателях и подвижниках.
Несторова «Повесть» не сохранилась в первоначальном виде. После смерти покровителя печерских монахов Святополка Изяславича в 1113 году киевским князем стал Владимир Мономах. Он вошёл в конфликт с верхушкой Киево-Печерского монастыря и передал летописание инокам Выдубицкого монастыря. В 1116 году выдубицкий игумен Сильвестр переделал заключительные статьи «Повести временных лет». Так появилась вторая редакция произведения. До наших дней «Повесть временных лет» дошла в составе Лаврентьевской летописи, Первой Новгородской летописи и Ипатьевской летописи.
Нестор преподобный печерский некнижный
Преподобный Нестор Некнижный, именуемый так в отличие от преподобного Нестора Летописца, подвизался в Дальних пещерах. Оставивши мир и мирские заботы, Нестор Некнижный так усердно служил Господу, что, слушая богослужения, никогда не воздремал, а, молясь, всегда старался мыслить только о Боге и о том, что устами произносил пред Богом. Память его совершается 27 октября/9 ноября, вероятно, ради тезоименитства с мучеником Нестором Солунским († 306).
Не лишен интереса рассказ архиепископа Воронежского Антония о посещении императором Александром I Киевских пещер. В 1816 году, 9 сентября, император посетил Лавру. Архимандрит Антоний, как состоявший тогда в должности наместника Лавры, сопровождал государя при обозрении им пещер как Ближних, так и Дальних. Наместник в кратких словах рассказал государю императору об именах и жизни преподобных, к коим с благоговением он прикладывался. При приближении к мощам сего св. Нестора архимандрит Антоний сказал: «Здесь почивают преподобный Нестор Некнижный». Государь в ответ ему: «Как это преподобный Нестор Некнижный? Там (т. е. в Ближних пещерах) был Летописец, отец истории... Некнижный, значит, не знал грамоты?» «Так, Ваше величество, – отвечал архимандрит Антоний, – он не умел читать. Но слово Божие, вразумляющее человеков, научило его мудрости не земной, но вышней, и он при молитвах своих сподобился видеть Ангелов и предузнал свою кончину». В это время государь, обращаясь к князю Волконскому, сказал: «Угодник Божий не имел суетного просвещения, но чистое сердце и живую веру. Слушая слово Божие, он исполнял его самым делом. Пламенная молитва растворяла ему небеса и, блаженный, он видел небожителей». Тут государь, осенивши себя крестным знамением, сделал земной поклон, произнесши: «Преподобный отче Несторе Некнижный! Моли Бога о нас», – потом приложился к его руке. (Н. Севастьянова. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского).
Имя преподобного Нестора Некнижного упоминается в общей службе преподобным Дальних пещер: «Слово Божие, вразумляющее человеки, не книжныя мудрости научи тя, Несторе святе, но вышния; ею же зрел еси при молитве Ангелы, и кончину свою предвидел еси, тоя и нас причастники сотвори, молим тя, память твою почитающе». Память его совершается также с Собором отцов Дальних пещер 28 августа/10 сентября, и в 3-ю Неделю Великого поста.
Святой благоверный князь Андрей Смоленский
Святой благоверный князь Андрей был сыном смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юные годы, тяготясь распрями своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переславль Залесский. В смирении и кротости он тридцать лет прослужил пономарем в храме святителя Николая, около которого и был погребен. После его кончины обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». Обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского произошло в 1539 году по ходатайству преподобного Даниила Переяславского († 1540, память 7 апреля).
Мцц. Капитолина и Еротиида
Св. Капитолина, происходившая из богатого и знатного рода, все свое имущество раздала нищим, а рабов отпустила на свободу. Как христианка, она была схвачена и заключена в темницу. За отказ принести жертву идолам святая была усечена мечом (+304). Вместе с ней пострадала ее служанка, Еротиида.
Мученик Марк Фиваидский за проповедь о Христе пострадал в Азии. После многих истязаний св. мученик Марк был умерщвлен.
Преподобномученик Сергий родился 3 февраля 1879 году в селе Семеновка Бузулукского уезда Самарской губернии в семье крестьянина Савелия Чернухина и в крещении был наречен Симеоном. В 1900 году Симеон поступил послушником в Свято‑Данилов монастырь в Москве; 10 января 1907 года он был определен в него послушником, 15 мая 1910 года – пострижен в мантию с именем Сергий и был поставлен на клиросное послушание. В 1911 году монах Сергий был рукоположен во иеродиакона и в 1915 году – во иеромонаха. В 1920 году иеромонах Сергий был награжден наперсным крестом, в 1923 году – возведен в сан игумена и служил в Троицком соборе и церкви Покрова Божией Матери Данилова монастыря, а после их закрытия – в храме Воскресения Словущего рядом с обителью.
В декабре 1930 года в Москве прошли массовые аресты духовенства и монашествующих. 28 декабря сотрудники ОГПУ провели обыск в квартире, где жил игумен Сергий. 13 января 1931 года отец Сергий был допрошен. Основной вопрос следователя был об отношении священника к советской власти. Не отрицая того, что в «настоящее время Церковь переживает большие гонения», отец Сергий, однако, заметил, что все это посылается за наши грехи, а насчет власти‑то всякая власть от Бога, и ей нужно подчиняться. Однако следователи не были удовлетворены данным им религиозным объяснением происходящих в стране событий, и 8 февраля 1931 года игумен Сергий был приговорен к трем годам ссылки в Северный край.
Сначала он был отправлен этапом в Архангельск, из Архангельска – в небольшой городок Пинегу, а оттуда – в село Кулой Пинежского района, где прожил до окончания срока ссылки.
28 февраля 1934 года игумен Сергий возвратился в Москву, но здесь ему жить, как бывшему в ссылке, не разрешили, и он поселился в Кашире, а затем, после того, как был назначен служить в Никольскую церковь в селе Никольское-Головинское Шаховского района, переехал туда. В Никольской церкви отец Сергий служил до наступления массовых арестов в 1937 года.
Свидетелями обвинения против него 24‑го и 25 ноября 1937 года выступили к тому времени бывший и занявший эту должность вслед за ним председатели сельсовета. Они утверждали, что игумен Сергий отказался подписываться на заем и при этом говорил: «Отвяжитесь вы от меня, ироды, не буду я платить советской власти ни одной копейки. Советская власть у нас последние доходы отбирает, не разрешает нам ходить по приходу, обдирает разными налогами, и помогать мне советской власти совершенно не за что, так как кроме надругательства над духовенством я от нее ничего хорошего не видел».
1 декабря 1937 года отец Сергий был арестован, заключен в волоколамскую тюрьму и на следующий день допрошен. Следователь заявил, будто следствию известно, что священник вел среди населения контрреволюционную агитацию.
– Никакой контрреволюционной агитации против советской власти и против проводимых мероприятий партии и советской власти я не вел, — ответил игумен Сергий.
– Следствию известно, что весной 1937 года вы вели контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и советской власти в части реализации государственных займов.
– Никакой контрреволюционной агитации против реализации займов я нигде и никогда не вел.
В тот же день допросы были закончены, и на следующий день, 3 декабря 1937 года, тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 5 февраля 1938 года отец Сергий прибыл с этапом в исправительно-трудовой лагерь в Амурской области, 30 декабря 1940 года он был этапирован в Бушуйский лагерь в той же области, 1 марта 1941 года – в Свободненский лагерь. Игумен Сергий (Чернухин) скончался 9 ноября 1942 года в Свободненском исправительно-трудовом лагере Амурской области и был погребен в безвестной могиле. Память его совершается 27 октября (9 ноября).