19 октября по старому стилю / 1 ноября по новому стилю
пятница
Седмица 19-я по Пятидесятнице. Глас 1.
День постный.
Пища с растительным маслом.
Прор. Ио́иля (800 г. до Р. Х.). Мч. Уара и с ним семи учи́телей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского.
Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садо́ка, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Собор святых Архангельской митрополии.
Сщмчч. Александра Никольского и Сергия Покровского пресвитеров (1937).
Флп., 239 зач., I, 27 – II, 4. Лк., 50 зач., X, 1–15*.
На этот день с субботы, 20 октября, может быть перенесена полиелейная служба прп. Гавриила Самтаврийского.
* Если совершается полиелейная служба прп. Гавриила Самтаврийского, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30 , а на литургии – чтения дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Тропарь пророка Иоиля, глас 2:
Предве́дый Бо́жие прише́ствие во пло́ти/ и наи́тие Ду́ха Свята́го и гряду́щий Суд предсказа́вый,/ проро́че Ио́иле,/ спаса́й моли́твами твои́ми// чту́щия тя от всех скорбе́й.
Тропарь мученика Уара, глас 4*:
Му́ченик Твой, Го́споди, Уа́р/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак мученика Уара, глас 4:
Христу́ после́дуя, му́чениче Уа́ре,/ Того́ испи́в ча́шу,/ и муче́ния венце́м увязе́ся,/ и со А́нгелы ликовству́еши:// моли́ непреста́нно за ду́ши на́ша.
Тропарь преподобного Гавриила Самтаврийского, глас 1:
Влады́це Христу́, Бо́гу на́шему,/ И́же сла́ву Свою́ ра́биим зра́ком скры,/ в смире́нии и кро́тости подража́я,/ юро́дства вре́тищем благода́ть, ти да́нную, покры́л еси́/ и духо́вный наста́вник мно́гим яви́лся еси́,/ о́тче преподо́бне Гаврии́ле./ Те́мже и нас во благоче́стии укрепи́// и моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобного Гавриила Самтаврийского, глас 4:
Непостижи́ма есть ми́лость Го́спода,/ Его́же благода́тию естество́ на́ше обоже́но бысть,/ ты же, блаже́нне о́тче, во смире́нии глубо́це жи́тельствуя,/ пра́вду Бо́жию пропове́дал еси́/ и, ли́рою му́дрости звяца́я,/ любо́вию к бли́жним пламене́л еси́/ и та́ко, о́браз Творца́ в себе́ нося́,/ доброде́тельми подо́бие Бо́жие в себе́ уясни́л еси́./ Мы же, прославля́юще тя похвалы́ досто́йными,/ я́ко хода́таю Бо́жия благода́ти, си́це вопие́м:// ра́дуйся, преподо́бне Гаврии́ле, Иве́рии похвало́ и ра́дование.
* См.: Типикон, 19 октября; Минея-Октябрь. М., 1904. Л. 149 об
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Лк. 10, 1-15). Будет ли на том свете такое снисхождение к неприемлющим Господа, какое показал Он к живущим на земле? Нет, не будет. Посылая "семьдесят" на проповедь, Господь заповедал им, чтоб они, когда не примут их, говорили там на распутиях: "и прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие"; то есть, вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой ходим мы с проповедью, а для возвещения вам мира и Царствия Божия. Не хотите принять этого блага - как хотите; мы идем далее. Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? "Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому". Стало быть, неверам нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле; а как смерть - так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа - Спасителя и Искупителя, и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им.
Святой мученик Уар
Святой мученик Уар и семь учителей христианских, жили в Египте в период особых гонений на христан (конец III-начало IV века). Уар был военачальником и тайным христианином. Он оказывал помощь многим гонимым и заключенным христианам. Посещая ночью тюрьмы, он приносил узникам пищу, перевязывал раны, ободрял.
Однажды он целую ночь беседовал с семью осужденными на смерть христианскими учителями, которых перед тем избивали и держали голодными. Утром, когда осужденных повели на казнь, Уар пошел вместе с ними. Судья, видя особую твердость веры Уара, приказал предать его жестоким избиениям, во время которых святой мученик скончался. Затем были усечены христианские учители. Это было в 307 г.
Прп. Иоанн Рыльский
Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из города Средца (Софии) в тогдашнюю столицу Болгарского государства город Тырнов состоялось в 1238 году.
Преподобный Иоанн Рыльский – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Он много постился, молился и постоянно плакал; питался только травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: «Вы пришли сюда голодные – рвите себе бобы мои и ешьте». Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного». С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927–969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины он написал своей рукой «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещеной Болгарской земле. В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976–1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927–972). Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых – 18 августа, он скончался). Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Именно в русских источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного. В 1183 году венгерский король Белла II (1174–1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.
Святой пророк Иоиль
Пророк Иоиль был сын Вафуила. По древнему преданию, записанному у святого Ефрема Сирина, а также Епифания и Дорофея, пророк Иоиль происходил из Заиорданской области, и жил в городе Вефороне или Вефаре. Происходил из колена Гадова или Рувимова.
Поводом к произнесению пророческих речей для Иоиля послужило великое бедствие, постигшее Иудейское царство. Продолжительная засуха и налетавшая в громадном количестве саранча совершенно разорили Иудейскую страну. При таком бедствии, даже сильные верою упали духом, не говоря уже о малодушных. И вот, пророк Иоиль призывает народ обратиться к Иегове с молитвою о помощи, ибо "близок день Господень" (Иоил. 2:1).
Народ еврейский внял голосу пророка и обратился к Богу с молитвою о помощи, и Господь пощадил народ Свой. Устами пророка Своего Иоиля Господь обещает народу, за его обращение, благоденствие и обилие земных благ.
Милость Господня к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию дается и духовное обетование. Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния.
Пророк Иоиль предсказал и о наступлении всеобщего суда ("день Господень"), которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне. Когда настанет день Господень, Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их (Иоил. 3:19). Однако – страшный для язычников – день Господень не будет таковым для Израиля. Для него он будет днем спасения, ибо Иегова будет его защитою и обороною. Тогда настанет блаженство для Израиля, а все враги Израиля погибнут: "Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе" (Иоил. 3:20-21).
Его пророчества собраны в библейской Книге пророка Иоиля.
Святая блаженная Клеопатра
Блаженная Клеопатра происходила из селения Едра близ горы Фавор в Палестине. Она была современницей святого мученика Уара и видела его добровольные мучения. После казни блаженная перевезла тело святого мученика на свою родину и с почестями похоронила его. У Клеопатры был единственный любимый сын Иоанн, получивший почетную офицерскую должность. К великой скорби матери, Иоанн скоропостижно скончался. Клеопатра с горькими рыданиями обратилась к мощам святого мученика Уара, моля его о воскрешении сына. Когда Клеопатре во сне предстали Уар и ее сын Иоанн, блистающие светлыми одеждами с венцами на головах, она поняла, что Господь принял ее сына в небесное воинство, и утешилась. После этого блаженная Клеопатра стала жить при храме, воздвигнутом ею над мощами святого мученика Уара и ее сына Иоанна, стараясь снискать благодать Божию добрыми делами. Она раздала имение нищим и проводила время в молитве и посте. Через семь лет праведной жизни блаженная преставилась (ок. 327).
Священномученик Садок, епископ Персидский, и с ним 128 мучеников.
Священномученик Садок († первая половина IV века) был епископом персидской области. Когда персидский царь Сапор узнал, что Садок проповедует веру во Христа, приказал арестовать и заключить его в темницу и вместе с ним 128 верующих христиан. Несколько месяцев праведников пытались склонить к отказу от святой веры, но, не добившись этого, казнили.
Собор святых Архангельской митрополии
Собор святых Архангельской митрополии, празднование Русской Православной Церкви в честь святых, в земле Архангельской просиявших. Празднуется 1 ноября.
Празднование утверждёно патриархом Московским и всея Руси Кириллом в феврале 2018 года. В Собор включён 91 угодник Божий – 29 святых XIV-XVIII веков и 62 святых XX века.
В Собор входят:
Прп. Кирилл Челмогорский (+ 1367, память 8 декабря)
Свт. Стефан Пермский (Великопермский), еп., (+ 1396, память 26 апреля)
Прп. Савватий Соловецкий (+ 1435)
Прп. Варлаам Пинежский, Важский, Шенкурский (+ 1462, память 19 июня)
Прп. Зосима Соловецкий, игум. (+ 1478)
Прп. Александр Ошевенский, игум. (+ 1479, память 20 апреля)
Прп. Герман Соловецкий (+ 1479)
Прп. Афанасий Наволоцкий, Шенкурский (XV-XVI, память 18 января)
Прп. Варлаам Керетский, Архангельский, иером. (XVI, память 6 ноября)
Прп. Пахомий Кенский (+ ок. 1515)
Прп. Лонгин Коряжемский, иером. (+ 1540)
Прп. Иоанн Яренгский, (+ 1544-1545, память 5 и 12 июня)
Прп. Лонгин Яренгский, чудотворец (+ 1544-1545, память 5 и 12 июня)
Прав. Артемий Веркольский, отрок (+ 1545, память 23 июня, 20 октября)
Прп. Антоний Сийский, иером. (+ 1556, память 7 декабря)
Прп. Вассиан Пертоминский, Соловецкий (+ 1561, память 5 и 12 июня)
Прп. Иона Пертоминский, Соловецкий (+ 1561, память 5 и 12 июня)
Прп. Симон Сойгинский, игум. (+ 1562)
Свт. Филипп (Колычев), митр. Московский и всея Руси (+ 1569, память 9 января)
Прп. Трифон Печенгский, Кольский (+ 1583)
Сщмч. Петр Черевковский, Сольвычегодский, иерей (XVI-XVII)
Прав. Прокопий Устьянский, Важский (XVII)
Прп. Серапион Кожеезерский (+ 1611)
Прмч. Иов Ущельский (+ 1628)
Прп. Иринарх Соловецкий, игум. (+ 1628)
Прп. Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский, Каргопольский (+ 1633, память 20 ноября)
Прп. Никодим Кожеезерский, Хозьюгский (+ 1640, память 3 июля)
Прп. Леонид Устьнедумский, иером. (+ 1654)
Прп. Елеазар Анзерский, Соловецкий (+ 1656, память 13 января)
Прп. Иов (в схиме Иисус) Анзерский, иеросхим. (+ 1720)
Прав. Иоанн Кронштадтский, прот. (+ 1908, память 1 июня, 20 декабря)
Прмч. Никодим (Щапков), иером. (+ 1918, память 17 сентября)
Прмч. Павел (Моисеев), архим. (+ 1918, память 17 сентября)
Прмч. Серафим (Кулаков), иером. (+ 1918, память 17 сентября)
Прмч. Феодосий (Соболев), архим. (+ 1918, память 17 сентября)
Прмч. Леонид (Молчанов), игум. (+ 1918, память 31 октября)
Мц. Анна Лыкошина (+ 1925, память 28 сентября)
Сщмч. Александр Сахаров, прот. (+ 1927, память 25 июля)
Сщмч. Вениамин (Кононов), архим. (+ 1928, память 4 апреля)
Прмч. Никифор (Кучин), иером. (+ 1928, память 4 апреля)
Прмч. Иннокентий (Беда), архим. (+ 1928; память 24 декабря)
Сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (+ 1929, память 25 января)
Сщмч. Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский (+ 1929; память 15 декабря)
Сщмч. Николай Восторгов, иерей (+ 1930, память 19 января)
Сщмч. Василий Измайлов, прот. (+ 1930, память 9 февраля)
Исп. Иоанн Летников (+ 1930, память 12 октября)
Сщмч. Иоанн Рудинский, иерей (+ 1930; память 29 октября)
Сщмч. Владимир Введенский, иерей (+ 1931, память 21 марта)
Сщмч. Николай Постников, прот. (+ 1931, память 28 марта)
Исп. Никон (Беляев), Оптинский, иером. (+ 1931, память 25 июня)
Сщмч. Антоний (Быстров), архиеп. Архангельский (+ 1931, память 3 июля)
Сщмч. Моисей (Кожин), иером., (+ 1931, память 25 августа)
Исп. Николай Виноградов, иерей (+ 1931, память 4 ноября)
Сщмч. Николай (Караулов), еп. Вельский (+ 1932, память 4 апреля)
Сщмч. Николай Порецкий, прот. (+ 1932, память 14 июля)
Исп. Александр Державин, иерей (+ 1933, память 12 марта)
Сщмч. Николай Лебедев, иерей (+ 1933, память 19 августа)
Исп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский (+ 1934, память 19 апреля)
Исп. Максим (Попов) Уфимский, иером. (+ 1934, память 17 июня)
Исп. Агапит (Таубе), инок (+ 1936, память 5 июля)
Сщмч. Онисим (Пылаев), еп. Тульский (+ 1937, память 14 февраля)
Исп. Василий Малахов, свящ. (+ 1937, память 11 марта)
Прмц. Елисавета (Ярыгина), монахиня (+ 1937, память 30 августа)
Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вяземский (+ 1937, память 2 сентября)
Сщмч. Иоанн Павловский, иерей (+ 1937, память 6 сентября)
Мц. Аполлинария Тупицына (+ 1937, память 30 сентября)
Сщмч. Парфений (Брянских), еп. Ананьевский (+ 1937, память 9 ноября)
Мч. Александр Уксусов (+ 1937, память 23 ноября)
Прмч. Викентий (Никольский), инок, (+ 1937, память 28 ноября)
Сщмч. Николай (Клементьев), архиеп. Великоустюжский (+ 1937; память 17 декабря)
Мц. Антонина Брянских (+ 1937, память 27 декабря)
Сщмч. Николай Родимов, прот. (+ 1937, память 28 декабря)
Сщмч. Игнатий (Садковский), еп. Скопинский (+ 1938, память 28 января)
Сщмч. Зосима Трубачев, прот. (+ 1938, память 13 февраля)
Сщмч. Иоанн Калабухов, иерей (+ 1938, память 13 февраля)
Сщмч. Михаил Горбунов, иерей (+ 1938, память 22 февраля)
Прмч. Феофан (Графов), иерод., (+ 1938, память 5 марта)
Мц. Нина Кузнецова (+ 1938, память 1 мая)
Сщмч. Николай Кулаков, иерей (+ 1938, память 19 мая)
Сщмч. Иоанн Преображенский, протод. (+ 1938, память 29 мая)
Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий (+ 1938, память 16 декабря)
Сщмч. Феодор Поройков, прот. (+ 1938, память 22 декабря)
Сщмч. Никандр Гривский, иерей (+ 1939, память 24 сентября)
Мч. Андрей Гневышев (+ 1941, память 22 февраля)
Мч. Иоанн Коротков (+ 1941, память 17 сентября)
Сщмч. Алексий Троицкий, свящ. (+ 1942, память 7 февраля)
Мч. Владимир Ушков (+ 1942, память 8 марта)
Сщмч. Феодор Недосекин, иерей (+ 1942, память 17 апреля)
Мч. Никифор Зайцев (+ 1942, память 8 мая)
Прмц. Гермогена (Кадомцева), инокиня (+ 1942, память 28 мая)
Исп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский (+ 1961, память 29 мая)