21 октября. Преподобной Пелагии Антиохийской. Преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского. Преподобного Трифона, архим. Вятского.

8 октября по старому стилю / 21 октября по новому стилю
понедельник
Седмица 18-я по Пятидесятнице (ев. чтения 21-й седмицы).
Поста нет.

Прп. Пелагии (457).
Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского (1612). 21 октября. Преподобной Пелагии Антиохийской. Преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского. Преподобного Трифона, архим. Вятского. Прп. Таисии (IV). Св. 21 октября. Преподобной Пелагии Антиохийской. Преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского. Преподобного Трифона, архим. Вятского. (303).
Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна Хренова диакона, прмчч. Амвросия Астахова и Пахомия Туркевича, прмц. Татианы Бесфамильной, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937); сщмч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима Щелокова, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и мц. Елисаветы Курановой (1937); прмч. Варлаама Ефимова (конец 1930-х).
Иконы Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинской) (1917).


Еф., 227 зач., IV, 25–32. Лк., 33 зач., VII, 36–50.

Тропарь преподобной Пелагии, глас 8:
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́,/ и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней,// те́мже и со Ангелы сра́дуется, преподо́бная Пелаги́е, дух твой.

Кондак преподобной Пелагии, глас 2:
Те́ло твое́ поста́ми изнури́вши,/ бде́нными моли́твами Творца́ умоли́ла еси́ о дея́ниих твои́х,/ я́ко да прии́меши соверше́нное оставле́ние,/ е́же и обрела́ еси́, ма́ти, я́ве,// путь покая́ния показа́вши.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Лк. 7, 36-50). Отчего так случилось, что Симон фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: "если бы Он был пророк"?. . Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает. По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть, и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, припавшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства перед лицом всеведущего Господа.

Преподобная Пелагия Антиохийская
Преподобная Пелагия была обращена в христианство святителем Нонном, епископом Эдесским (память в субботу Сырной седмицы). До принятия спасительного Крещения Пелагия начальствовала над танцовщицами Антиохии Палестинской, проводя жизнь в праздности и блуде. Однажды Пелагия, роскошно одетая, проезжала мимо храма, у дверей которого святитель Нонн произносил проповедь. Верующие отвернули свои лица от грешницы, а епископ Нонн долго смотрел ей вслед. Пораженный внешней красотой Пелагии и провидя в ней духовное величие, святитель в своей келлии долго молился Господу о грешнице, сетуя при этом, что нищета одеяний его души не может сравниться с пышностью одежд и красотою блудницы.

На следующий день, когда святитель Нонн поучал в храм о будущем Суде и воздаянии, вошла Пелагия. Поучение так подействовало на нее, что она, пораженная страхом Божиим, обливаясь покаянными слезами, просила святителя о Крещении. Видя искреннее и полное раскаяние Пелагии, епископ Нонн крестил ее.

Ночью Пелагии явился диавол, уговаривая ее вернуться к прежней жизни. В ответ святая сотворила молитву, осенила себя крестным знамением, и диавол исчез. Собрав свои драгоценности, преподобная Пелагия принесла их епископу Нонну. Святитель велел раздать их бедным со словами: «Пусть будет умно расточено худо собранное». После этого святая Пелагия надела власяницу и удалилась в Иерусалим на Елеонскую гору. Там она до самой кончины (457) подвизалась в затворе под мужским именем Пелагий и достигла великих духовных дарований.

Преподобный Досифей Верхнеостровский.
Преподобный Досифей был учеником св. Евфросина Спасоелеазаровского, Псковского. В 1470 году он основал Петропавловский Верхнеостровский монастырь на острове Верхний (о.Белов), что на Псковском озере, в котором и был игуменом.

Досифей ушел в пустынь, на остров Верхний, который славился разбойничьей историей, так как леса здесь были непроходимые. Предание гласит, что первые насельники монастыря были из числа разбойников. Нужно было обладать великой кротостью и смирением, чтобы среди этих людей не только суметь жить, но и повернуть их к покаянию, суметь растопить злобные сердца.

Монастырь, основанный Досифеем, получил название в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Апостол Петр, «ловец человеков», был рыбак неудивительно, что именно он стал защитником тех людей, которые здесь жили и ловили рыбу себе на пропитание. По берегам Псковского озера более десяти храмов, названных в честь первоверховных апостолов.

Под алтарем Петропавловского храма находится пещерная церковь, в которой молился Досифей Верхнеостровский, и где под спудом покоятся его святые мощи, еще не обретенные.

Преподобный Трифон Вятский.
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский, происходил от благочестивых родителей, живших в Архангельской губернии. Когда родители захотели женить Трифона, то он, с юных лет чувствуя призвание к иноческой жизни, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он жил в городке Орлеце около церкви, перенося холод и голод, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель на реке Каме. Здесь преподобный Трифон приобщился к монашеской жизни и принял постриг от игумена Варлаама. 22-летний монах не пропускал ни одной церковной службы и нес тяжелое послушание в пекарне. Когда он тяжело заболел, ему явился святитель Николай и, исцелив его, укрепил в подвиге. В поисках уединения преподобный ушел к устью реки Мулянки и поселился на месте, где теперь расположен город Пермь. Здесь он обратил в христианство язычников-остяков и вогулов. Потом преподобный Трифон удалился на реку Чусовую и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 году он пришел в город Хлынов Вятской губернии, также основал там Успенский монастырь, и был поставлен в архимандриты. Будучи строгим подвижником, он носил на теле власяницу и тяжелые вериги. Душа старца жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Этому святому делу он отдавал все свои силы.

Перед кончиной преподобный Трифон написал завещание братии, в котором говорится: «Собранное о Христе стадо, отцы и братия! Послушайте меня, грешного. Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас, для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). По словам апостола Павла, «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Не осуждайте пред Богом один другого, в храме ли или в келлии, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте; хотя бы и дело было, беги в церковь Божию на духовное пение. Прежде отдавайте Божие Богу, а потом выполняйте другие дела». Преподобный Трифон отошел ко Господу в глубокой старости в 1612 году. Похоронен в основанной им Вятской обители.

Собор Вятских святых
Собор Вятских Святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Вятского края
Празднуется 8 октября

Прославление собора Вятских святых состоялось в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии в день памяти преподобного Трифона Вятского, 21 октября 2007 года, в Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря митрополитом Вятским Хрисанфом. Празднование собора было установлено на тот же день.

Среди прославляемых в нем угодников Божиих:
Прп Трифон Вятский (+ 1612, память 8 октября)
Блж. Прокопий Вятский (+ 1625, память 21 декабря)
Прп. Леонид Устьнедумский (+ 1654, память 17 июля)
Прп. Стефан Филейский (+ 1890)
Сщмч. Николай (Подьяков), прот. (+ 1918)
Сщмч. Прокопий (Попов), прот. (+ 1918)
Сщмч. Анатолий (Ивановский), свящ. (+ 1918)
Сщмч. Виктор (Усов), свящ. (+ 1918)
Сщмч. Михаил (Тихоницкий), свящ. (+ 1918)
Прп. Матфей Яранский (+ 1927)
Исп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский (+ 1934)
Мц. Нина (Кузнецова) (+ 1938)
Присп. Александр (Орудов), архим. (+ 1961, память 14 августа, 5 сентября)

Преподобная Таисия Фиваидская
Преподобная Таисия, воспитанная матерью в духе, далеком от христианского благочестия, вела порочную, развратную жизнь. Она славилась красотой, многих увлекая на греховный путь.

Слух о блуднице Таисии, распространившись по всему Египту, дошел до старца Пафнутия, строгого подвижника, обратившего к спасению многих заблудших. Переодевшись в светский костюм, Пафнутий пришел к Таисии и попросил назначить ему свидание в таком месте, где не только люди, но и Сам Бог не увидел бы их. Таисия ответила, что это невозможно, ибо Бог вездесущ, все видит и знает. Увидев в ее душе искру страха Божьего, старец открылся ей. Он показал всю тяжесть и гнусность ее грехов, рассказал об ответе, который она должна будет дать пред Богом за души обольщенных и погубленных ею людей.

Слова святого Пафнутия так тронули грешницу, что она, собрав все свои богатства, накопленные позорным путем, сожгла их на городской площади и вместе со старцем удалилась в монастырь, где три года провела в затворе. Обратившись на Восток, Таисия непрестанно повторяла краткую молитву: «Создавший меня! Помилуй меня!». «С той минуты, как я вошла в келлию, все грехи мои постоянно были пред очами моими и я обливалась слезами, вспоминая их», – говорила преподобная Таисия старцу перед кончиной. «За это-то, а не за строгость твоего затвора Милосердный Господь и помиловал тебя», – ответил ей старец Пафнутий.

Мученица Пелагия Антиохийская, дева
Мученица Пелагия Антиохийская, дева. Жи­ла в цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на в Ан­тио­хии Си­рий­ской, про­ис­хо­ди­ла из знат­но­го ро­да. Она бы­ла уче­ни­цей свя­щен­но­му­че­ни­ка Лу­ки­а­на, пре­сви­те­ра Ан­тио­хий­ско­го.

Пра­ви­тель го­ро­да, узнав, что она – хри­сти­ан­ка, по­слал во­и­нов взять ее. Во­и­ны, ис­пол­няя по­ве­ле­ние пра­ви­те­ля, окру­жи­ли дом, где жи­ла Пе­ла­гия. То­гда она на­ча­ла умо­лять во­и­нов по­до­ждать, и ко­гда они со­гла­си­лись, свя­тая ста­ла ли­цом к во­сто­ку на том ме­сте, где обыч­но мо­ли­лась, и, про­стер­ши ру­ки и воз­ве­дя очи к небу, усерд­но мо­ли­ла Бо­га, чтобы ей не быть от­дан­ной в ру­ки во­и­нов, но отой­ти к Нему жерт­вою непо­роч­ною и чи­стою. По­сле се­го она оде­лась в луч­шие свои одеж­ды, бро­си­лась с вер­ху до­ма и пре­да­ла дух свой Бо­гу.

Св. Пе­ла­гии бы­ло все­го 15 лет, ко­гда она для со­хра­не­ния сво­е­го дев­ства так доб­ро­воль­но по­стра­да­ла. Это бы­ло в на­ча­ле IV ве­ка. Св. Ам­вро­сий св. Пе­ла­гию по­став­ля­ет в при­мер му­че­ни­че­ства, хо­тя она и не успе­ла по­тер­петь от го­ни­те­лей му­че­ний за Хри­ста. У св. Иоан­на Зла­то­уста есть о ней два сло­ва, в ко­то­рых про­слав­ля­ет­ся эта юная бла­жен­ная му­че­ни­ца.

Преподобномученик Серафи́м (Щелоков), архимандрит
Пре­по­доб­но­му­че­ник Се­ра­фим ро­дил­ся в 1877 го­ду в го­ро­де Бу­зу­лу­ке Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье ма­сте­ро­во­го Про­ко­пия Ще­ло­ко­ва. Окон­чив го­род­скую шко­лу, он по­сту­пил в Спа­со-Ели­а­за­ров Ве­ли­ко­пу­стын­ский мо­на­стырь Псков­ской гу­бер­нии, где в это вре­мя под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Гав­ри­ил (Зы­ря­нов); здесь пре­по­доб­но­му­че­ник был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим и в 1909 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. В 1917 го­ду он пе­ре­шел в Сед­мио­зер­ную Бо­го­ро­диц­кую Воз­не­сен­скую пу­стынь Ка­зан­ской гу­бер­нии, в ко­то­рой в кон­це сво­ей жиз­ни под­ви­зал­ся и где был по­гре­бен пре­по­доб­ный Гав­ри­ил и где сре­ди мо­на­ше­ству­ю­щих бы­ло мно­го его ду­хов­ных де­тей. Здесь отец Се­ра­фим про­слу­жил до дня за­кры­тия пу­сты­ни в 1928 го­ду, а за­тем ду­хов­ны­ми детьми от­ца Гав­ри­и­ла был при­гла­шен в Моск­ву в Свя­то-Да­ни­лов мо­на­стырь. В 1930 го­ду он был на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти на­мест­ни­ка мо­на­сты­ря. В том же го­ду мо­на­стырь был за­крыт и отец Се­ра­фим стал слу­жить в хра­ме Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го, что в Да­ни­лов­ской сло­бо­де.
В 1931 го­ду ОГПУ про­ве­ло ши­ро­ко­мас­штаб­ную опе­ра­цию по аре­сту свя­щен­но­слу­жи­те­лей, мо­на­хов и мо­на­хинь, и в ночь на 15 ап­ре­ля отец Се­ра­фим был в чис­ле дру­гих аре­сто­ван, за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве и в тот же день до­про­шен. Сле­до­ва­тель спро­сил о зна­ко­мых свя­щен­ни­ка. Отец Се­ра­фим от­ве­тил, что зна­ком со свя­щен­ни­ком, с ко­то­рым слу­жил в од­ном хра­ме; хо­зя­ев квар­ти­ры, в ко­то­рой жи­вет, пло­хо зна­ет, так как толь­ко недав­но в ней по­се­лил­ся; так­же зна­ет жи­ву­ще­го вме­сте с ним бра­та диа­ко­на. «Мы толь­ко се­ли ужи­нать, как нас за­бра­ли, – ска­зал отец Се­ра­фим. – Раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы у нас не бы­ло». Во вре­мя это­го неболь­шо­го раз­го­во­ра по­сле­до­ва­ло пред­ло­же­ние о со­труд­ни­че­стве с ОГПУ в ка­че­стве сек­рет­но­го осве­до­ми­те­ля, но отец Се­ра­фим от­ка­зал­ся.
Через де­сять дней по­сле на­ча­ла след­ствие, по ко­то­ро­му про­хо­ди­ло око­ло пя­ти­де­ся­ти че­ло­век, бы­ло за­вер­ше­но. От­ца Се­ра­фи­ма, как и дру­гих, об­ви­ни­ли в том, что они, «бу­дучи ак­тив­ны­ми цер­ков­ни­ка­ми-ан­ти­со­вет­чи­ка­ми... груп­пи­ру­ясь во­круг ре­ак­ци­он­ных мос­ков­ских церк­вей, про­жи­вая груп­па­ми и в оди­ноч­ку, за­ни­ма­лись ак­тив­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью, вы­ра­жа­ю­щей­ся в ор­га­ни­за­ции неле­галь­ных ан­ти­со­вет­ских “сест­ри­честв” и “братств”, ока­за­нии по­мо­щи ссыль­но­му за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность ду­хо­вен­ству, про­из­не­се­нии про­по­ве­дей контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ха­рак­те­ра, в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции о ре­ли­ги­оз­ных го­не­ни­ях, яко­бы чи­ни­мых со­вет­ской вла­стью, и рас­про­стра­не­нии все­воз­мож­ных про­во­ка­ци­он­ных слу­хов сре­ди на­се­ле­ния».
30 ап­ре­ля 1931 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Се­ра­фи­ма к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и он был от­прав­лен в Усть-Ку­лом Ко­ми об­ла­сти.
Вер­нув­шись из ссыл­ки, отец Се­ра­фим по­се­лил­ся в го­ро­де Ка­ши­ре Мос­ков­ской об­ла­сти. Слу­жить он стал в го­род­ском со­бо­ре и вско­ре был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.
10 сен­тяб­ря сек­рет­ный осве­до­ми­тель по клич­ке Быв­ший со­об­щил, что 8 сен­тяб­ря ар­хи­манд­рит Се­ра­фим устра­и­вал у од­но­го при­хо­жа­ни­на мо­лит­вен­ный ве­чер и на нем ска­зал: «Вре­ме­на на­ста­ли лю­тые, ве­ру­ю­щие долж­ны быть муд­ры, как змеи, чтобы по­бе­дить вра­га; на­до мо­лить­ся и все тер­петь; ес­ли не вре­мя еще прий­ти ан­ти­хри­сту, Цер­ковь еще бу­дет гос­под­ство­вать».
25 сен­тяб­ря 1937 го­да ар­хи­манд­рит Се­ра­фим был аре­сто­ван и за­клю­чен в Ка­шир­скую тюрь­му. Узнав, что свя­щен­ник был неко­то­рое вре­мя на­мест­ни­ком Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря в Москве и знал аре­сто­ван­но­го ар­хи­епи­ско­па Фе­о­до­ра (Поз­де­ев­ско­го), сле­до­ва­тель спро­сил:
– Ка­кую вы име­е­те связь с Фе­о­до­ром?
– По­сле его ссыл­ки я с ним свя­зи не имею.
– Ка­кие вы име­е­те свя­зи с мо­наш­ка­ми, про­жи­ва­ю­щи­ми в Ка­ши­ре?
– Я знаю, что неко­то­рые мо­на­хи­ни, – Мат­ро­на, Ев­до­кия, Кон­кор­дия, Ав­ра­амия, – при­хо­дят в со­бор и по­ют в цер­ков­ном хо­ре.
– Ка­кую ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность про­во­дят эти мо­наш­ки?
– Мне об этом ни­че­го не из­вест­но.
12 ок­тяб­ря 1937 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 19 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Се­ра­фи­ма к рас­стре­лу. Ар­хи­манд­рит Се­ра­фим (Ще­ло­ков) был рас­стре­лян 21 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU