8 октября по старому стилю / 21 октября по новому стилю
понедельник
Седмица 18-я по Пятидесятнице (ев. чтения 21-й седмицы).
Поста нет.
Прп. Пелагии (457).
Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского (1612). 21 октября. Преподобной Пелагии Антиохийской. Преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского. Преподобного Трифона, архим. Вятского. Прп. Таисии (IV). Св. 21 октября. Преподобной Пелагии Антиохийской. Преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского. Преподобного Трифона, архим. Вятского. (303).
Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна Хренова диакона, прмчч. Амвросия Астахова и Пахомия Туркевича, прмц. Татианы Бесфамильной, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937); сщмч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима Щелокова, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и мц. Елисаветы Курановой (1937); прмч. Варлаама Ефимова (конец 1930-х).
Иконы Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинской) (1917).
Еф., 227 зач., IV, 25–32. Лк., 33 зач., VII, 36–50.
Тропарь преподобной Пелагии, глас 8:
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́,/ и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней,// те́мже и со Ангелы сра́дуется, преподо́бная Пелаги́е, дух твой.
Кондак преподобной Пелагии, глас 2:
Те́ло твое́ поста́ми изнури́вши,/ бде́нными моли́твами Творца́ умоли́ла еси́ о дея́ниих твои́х,/ я́ко да прии́меши соверше́нное оставле́ние,/ е́же и обрела́ еси́, ма́ти, я́ве,// путь покая́ния показа́вши.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Лк. 7, 36-50). Отчего так случилось, что Симон фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: "если бы Он был пророк"?. . Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает. По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть, и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, припавшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства перед лицом всеведущего Господа.
Преподобная Пелагия Антиохийская
Преподобная Пелагия была обращена в христианство святителем Нонном, епископом Эдесским (память в субботу Сырной седмицы). До принятия спасительного Крещения Пелагия начальствовала над танцовщицами Антиохии Палестинской, проводя жизнь в праздности и блуде. Однажды Пелагия, роскошно одетая, проезжала мимо храма, у дверей которого святитель Нонн произносил проповедь. Верующие отвернули свои лица от грешницы, а епископ Нонн долго смотрел ей вслед. Пораженный внешней красотой Пелагии и провидя в ней духовное величие, святитель в своей келлии долго молился Господу о грешнице, сетуя при этом, что нищета одеяний его души не может сравниться с пышностью одежд и красотою блудницы.
На следующий день, когда святитель Нонн поучал в храм о будущем Суде и воздаянии, вошла Пелагия. Поучение так подействовало на нее, что она, пораженная страхом Божиим, обливаясь покаянными слезами, просила святителя о Крещении. Видя искреннее и полное раскаяние Пелагии, епископ Нонн крестил ее.
Ночью Пелагии явился диавол, уговаривая ее вернуться к прежней жизни. В ответ святая сотворила молитву, осенила себя крестным знамением, и диавол исчез. Собрав свои драгоценности, преподобная Пелагия принесла их епископу Нонну. Святитель велел раздать их бедным со словами: «Пусть будет умно расточено худо собранное». После этого святая Пелагия надела власяницу и удалилась в Иерусалим на Елеонскую гору. Там она до самой кончины (457) подвизалась в затворе под мужским именем Пелагий и достигла великих духовных дарований.
Преподобный Досифей Верхнеостровский.
Преподобный Досифей был учеником св. Евфросина Спасоелеазаровского, Псковского. В 1470 году он основал Петропавловский Верхнеостровский монастырь на острове Верхний (о.Белов), что на Псковском озере, в котором и был игуменом.
Досифей ушел в пустынь, на остров Верхний, который славился разбойничьей историей, так как леса здесь были непроходимые. Предание гласит, что первые насельники монастыря были из числа разбойников. Нужно было обладать великой кротостью и смирением, чтобы среди этих людей не только суметь жить, но и повернуть их к покаянию, суметь растопить злобные сердца.
Монастырь, основанный Досифеем, получил название в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Апостол Петр, «ловец человеков», был рыбак неудивительно, что именно он стал защитником тех людей, которые здесь жили и ловили рыбу себе на пропитание. По берегам Псковского озера более десяти храмов, названных в честь первоверховных апостолов.
Под алтарем Петропавловского храма находится пещерная церковь, в которой молился Досифей Верхнеостровский, и где под спудом покоятся его святые мощи, еще не обретенные.
Преподобный Трифон Вятский.
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский, происходил от благочестивых родителей, живших в Архангельской губернии. Когда родители захотели женить Трифона, то он, с юных лет чувствуя призвание к иноческой жизни, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он жил в городке Орлеце около церкви, перенося холод и голод, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель на реке Каме. Здесь преподобный Трифон приобщился к монашеской жизни и принял постриг от игумена Варлаама. 22-летний монах не пропускал ни одной церковной службы и нес тяжелое послушание в пекарне. Когда он тяжело заболел, ему явился святитель Николай и, исцелив его, укрепил в подвиге. В поисках уединения преподобный ушел к устью реки Мулянки и поселился на месте, где теперь расположен город Пермь. Здесь он обратил в христианство язычников-остяков и вогулов. Потом преподобный Трифон удалился на реку Чусовую и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 году он пришел в город Хлынов Вятской губернии, также основал там Успенский монастырь, и был поставлен в архимандриты. Будучи строгим подвижником, он носил на теле власяницу и тяжелые вериги. Душа старца жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Этому святому делу он отдавал все свои силы.
Перед кончиной преподобный Трифон написал завещание братии, в котором говорится: «Собранное о Христе стадо, отцы и братия! Послушайте меня, грешного. Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас, для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). По словам апостола Павла, «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Не осуждайте пред Богом один другого, в храме ли или в келлии, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте; хотя бы и дело было, беги в церковь Божию на духовное пение. Прежде отдавайте Божие Богу, а потом выполняйте другие дела». Преподобный Трифон отошел ко Господу в глубокой старости в 1612 году. Похоронен в основанной им Вятской обители.
Собор Вятских святых
Собор Вятских Святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Вятского края
Празднуется 8 октября
Прославление собора Вятских святых состоялось в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии в день памяти преподобного Трифона Вятского, 21 октября 2007 года, в Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря митрополитом Вятским Хрисанфом. Празднование собора было установлено на тот же день.
Среди прославляемых в нем угодников Божиих:
Прп Трифон Вятский (+ 1612, память 8 октября)
Блж. Прокопий Вятский (+ 1625, память 21 декабря)
Прп. Леонид Устьнедумский (+ 1654, память 17 июля)
Прп. Стефан Филейский (+ 1890)
Сщмч. Николай (Подьяков), прот. (+ 1918)
Сщмч. Прокопий (Попов), прот. (+ 1918)
Сщмч. Анатолий (Ивановский), свящ. (+ 1918)
Сщмч. Виктор (Усов), свящ. (+ 1918)
Сщмч. Михаил (Тихоницкий), свящ. (+ 1918)
Прп. Матфей Яранский (+ 1927)
Исп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский (+ 1934)
Мц. Нина (Кузнецова) (+ 1938)
Присп. Александр (Орудов), архим. (+ 1961, память 14 августа, 5 сентября)
Преподобная Таисия Фиваидская
Преподобная Таисия, воспитанная матерью в духе, далеком от христианского благочестия, вела порочную, развратную жизнь. Она славилась красотой, многих увлекая на греховный путь.
Слух о блуднице Таисии, распространившись по всему Египту, дошел до старца Пафнутия, строгого подвижника, обратившего к спасению многих заблудших. Переодевшись в светский костюм, Пафнутий пришел к Таисии и попросил назначить ему свидание в таком месте, где не только люди, но и Сам Бог не увидел бы их. Таисия ответила, что это невозможно, ибо Бог вездесущ, все видит и знает. Увидев в ее душе искру страха Божьего, старец открылся ей. Он показал всю тяжесть и гнусность ее грехов, рассказал об ответе, который она должна будет дать пред Богом за души обольщенных и погубленных ею людей.
Слова святого Пафнутия так тронули грешницу, что она, собрав все свои богатства, накопленные позорным путем, сожгла их на городской площади и вместе со старцем удалилась в монастырь, где три года провела в затворе. Обратившись на Восток, Таисия непрестанно повторяла краткую молитву: «Создавший меня! Помилуй меня!». «С той минуты, как я вошла в келлию, все грехи мои постоянно были пред очами моими и я обливалась слезами, вспоминая их», – говорила преподобная Таисия старцу перед кончиной. «За это-то, а не за строгость твоего затвора Милосердный Господь и помиловал тебя», – ответил ей старец Пафнутий.
Мученица Пелагия Антиохийская, дева
Мученица Пелагия Антиохийская, дева. Жила в царствование Диоклитиана в Антиохии Сирийской, происходила из знатного рода. Она была ученицей священномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского.
Правитель города, узнав, что она – христианка, послал воинов взять ее. Воины, исполняя повеление правителя, окружили дом, где жила Пелагия. Тогда она начала умолять воинов подождать, и когда они согласились, святая стала лицом к востоку на том месте, где обычно молилась, и, простерши руки и возведя очи к небу, усердно молила Бога, чтобы ей не быть отданной в руки воинов, но отойти к Нему жертвою непорочною и чистою. После сего она оделась в лучшие свои одежды, бросилась с верху дома и предала дух свой Богу.
Св. Пелагии было всего 15 лет, когда она для сохранения своего девства так добровольно пострадала. Это было в начале IV века. Св. Амвросий св. Пелагию поставляет в пример мученичества, хотя она и не успела потерпеть от гонителей мучений за Христа. У св. Иоанна Златоуста есть о ней два слова, в которых прославляется эта юная блаженная мученица.
Преподобномученик Серафи́м (Щелоков), архимандрит
Преподобномученик Серафим родился в 1877 году в городе Бузулуке Самарской губернии в семье мастерового Прокопия Щелокова. Окончив городскую школу, он поступил в Спасо-Елиазаров Великопустынский монастырь Псковской губернии, где в это время подвизался преподобный Гавриил (Зырянов); здесь преподобномученик был пострижен в монашество с именем Серафим и в 1909 году рукоположен во иеромонаха. В 1917 году он перешел в Седмиозерную Богородицкую Вознесенскую пустынь Казанской губернии, в которой в конце своей жизни подвизался и где был погребен преподобный Гавриил и где среди монашествующих было много его духовных детей. Здесь отец Серафим прослужил до дня закрытия пустыни в 1928 году, а затем духовными детьми отца Гавриила был приглашен в Москву в Свято-Данилов монастырь. В 1930 году он был назначен исполняющим обязанности наместника монастыря. В том же году монастырь был закрыт и отец Серафим стал служить в храме Воскресения Словущего, что в Даниловской слободе.
В 1931 году ОГПУ провело широкомасштабную операцию по аресту священнослужителей, монахов и монахинь, и в ночь на 15 апреля отец Серафим был в числе других арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошен. Следователь спросил о знакомых священника. Отец Серафим ответил, что знаком со священником, с которым служил в одном храме; хозяев квартиры, в которой живет, плохо знает, так как только недавно в ней поселился; также знает живущего вместе с ним брата диакона. «Мы только сели ужинать, как нас забрали, – сказал отец Серафим. – Разговоров на политические темы у нас не было». Во время этого небольшого разговора последовало предложение о сотрудничестве с ОГПУ в качестве секретного осведомителя, но отец Серафим отказался.
Через десять дней после начала следствие, по которому проходило около пятидесяти человек, было завершено. Отца Серафима, как и других, обвинили в том, что они, «будучи активными церковниками-антисоветчиками... группируясь вокруг реакционных московских церквей, проживая группами и в одиночку, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских “сестричеств” и “братств”, оказании помощи ссыльному за контрреволюционную деятельность духовенству, произнесении проповедей контрреволюционного характера, в антисоветской агитации о религиозных гонениях, якобы чинимых советской властью, и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения».
30 апреля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Серафима к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Усть-Кулом Коми области.
Вернувшись из ссылки, отец Серафим поселился в городе Кашире Московской области. Служить он стал в городском соборе и вскоре был возведен в сан архимандрита.
10 сентября секретный осведомитель по кличке Бывший сообщил, что 8 сентября архимандрит Серафим устраивал у одного прихожанина молитвенный вечер и на нем сказал: «Времена настали лютые, верующие должны быть мудры, как змеи, чтобы победить врага; надо молиться и все терпеть; если не время еще прийти антихристу, Церковь еще будет господствовать».
25 сентября 1937 года архимандрит Серафим был арестован и заключен в Каширскую тюрьму. Узнав, что священник был некоторое время наместником Данилова монастыря в Москве и знал арестованного архиепископа Феодора (Поздеевского), следователь спросил:
– Какую вы имеете связь с Феодором?
– После его ссылки я с ним связи не имею.
– Какие вы имеете связи с монашками, проживающими в Кашире?
– Я знаю, что некоторые монахини, – Матрона, Евдокия, Конкордия, Авраамия, – приходят в собор и поют в церковном хоре.
– Какую антисоветскую деятельность проводят эти монашки?
– Мне об этом ничего не известно.
12 октября 1937 года следствие было закончено, и 19 октября тройка НКВД приговорила отца Серафима к расстрелу. Архимандрит Серафим (Щелоков) был расстрелян 21 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.