22 сентября по старому стилю / 5 октября по новому стилю
суббота
Седмица 15-я по Пятидесятнице. Глас 5.
Поста нет.
Прор. Ионы (VIII в. до Р. Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Прп. Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915).
Прп. Ионы Яшезе́рского (после 1592). Прп. Макария Жабы́нского, Беле́вского, чудотворца (XVII). Собор Тульских святых. Мч. Фоки вертогра́даря (ок. 320). Прав. Петра, бывшего мытаря́ (VI). Cщмч. Феодосия Бразского (1694) (Румын.).
Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1932).
Сщмч.: Евр., 311 зач., IV, 14 – V, 6. Ин., 36 зач., X, 9–16. Ряд.: 1 Кор., 132 зач., IV, 17 – V, 5. Лк., 15 зач., IV, 31–36.
С этого дня до предпразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы поется Октоих. На утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя...».
Тропарь священномученика Фоки, глас 4:
И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д:/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Фо́ко,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак священномученика Фоки, глас 6:
Я́ко архиере́й принося́, о́тче, же́ртвы,/ на коне́ц себе́ прине́сл еси́ же́ртву живу́ю,/ свиде́тельствовав зако́нно о Христе́ Бо́зе,/ от А́нгел укрепля́ем/ и смерть изволя́я,/ сый с вопию́щими тебе́:// прииди́, Фо́ко, с на́ми, и никто́же на ны.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(1 Кор. 15, 39-45; Лк. 4, 31-36). "Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших" (Ин. 5, 24). "Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4, 12). Надобно получить отпущение грехов, а его получить нельзя иначе, как только верою в Сына Божия, плотью нас ради распявшегося, под условием нежелания поблажать греховным привычкам и делам; ибо когда согрешаем, то только Его имеем ходатаем к Отцу. Давшему слово воздерживаться от грехов надо принять содействующую благодать Пресвятого Духа, а она на землю низошла после того, как воссел Господь, вознесшись, одесную Бога Отца, и дается только верующему в эту дивную экономию нашего спасения, и с этою верою приступающему к Божественным таинствам, учрежденным в св. Церкви Господней, через апостолов. Так, кто не верует в Господа, как Он есть, тот не может быть чистым от грехов. Не очистившись от них, он и умрет в них; а умерши и суд приимет, по всей тяжести их. Кто хочет поблагодетельствовать кому вечноценными благодеяниями, поруководи его в вере в Господа, вере истинной, не допускающей мудрствований и колебаний. Тех же, которые прямо или косвенно расстраивают веру в Господа, должно считать вековечными злодеями, ибо они причиняют такое зло, которое ничем нельзя поправить, и сила которого простирается на всю вечность. Не оправдает их неведение, ибо, как не ведать той истины, которая известна всему миру? Не оправдают противоубеждения, ибо начни только строго поверять их, тотчас поколеблешь их силу, и ни на чем потом не сможешь опереться, кроме как только на вере в Господа. Отстают от веры те, которые не разбирают, как должно, и оснований, и веры, и тех учений, к которым пристают. Точное исследование условий спасения приведет к убеждению, что они исполнимы только с Богом воплотившимся, умершим на кресте, и ниспославшим на землю Духа Святого. В этом и состоит существо веры христианской. Кто искренно так верует, тот никак не умрет в грехах своих, ибо он сам в себе носит силу, приносящую помилование. Неверующий же уже осужден, ибо сам в себе носит осуждение.
Пророк Иона
Святой пророк Иона жил в VIII веке до Рождества Христова и был преемником пророка Елисея. Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к ниневитянам с проповедью о покаянии (Иона 3, 3–10).
Господь наш Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). Из этих слов Господа становится ясным прообразовательное значение Книги пророка Ионы в отношении Крестной смерти, сошествия во ад и Воскресения Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12, 41).
Священномученик Фока родился в городе Синопе. Он с юности вел добродетельную христианскую жизнь, а в зрелые годы был поставлен епископом Синопским. Святитель Фока обратил многих язычников к вере Христовой. Во время гонений на христиан при императоре Траяне (98–117) градоправитель принуждал святителя к отречению от Христа. После жестоких истязаний святого Фоку заперли в горячей бане, где он мученически скончался в 117 году.
В 404 году мощи святителя были перенесены в Константинополь (память перенесения мощей 22 июля).
Священномученик Фока особенно почитается как защитник от пожаров, а также как подающий помощь утопающим.
Преподобный Иона пресвитер
Преподобный Иона пресвитер, отец святых Феофана, творца канонов (память 11 октября), и Феодора Начертанных (память, 27 декабря), жил в Палестине в конце VIII – начале IХ вв. Преподобный Иона жил добродетельно и богоугодно, имея двух сыновей, прославленных впоследствии Церковью за мученическое исповедание Православия во время иконоборческой ереси. После смерти супруги он удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного (память 5 декабря), где ранее приняли постриг оба его сына. В Лавре преподобный Иона подвизался до своей кончины в IХ веке; Господь послал Своему угоднику дар благодатного врачевания.
Блж. Параскева Дивеевская
Параскева Дивеевская (1795-1915), блаженная. В миру Ирина, родилась в 1795 году в селе Никольское Спасского уезда Тамбовской губернии. Родители ее, Иван и Дария, были крепостные крестьяне господ Булыгиных.
Когда девице минуло семнадцать лет, господа выдали ее замуж за крестьянина Федора. Ирина стала примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав, за трудолюбие, за то, что она усердно молилась дома и в храме, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры. Так они прожили с мужем пятнадцать лет, но Господь не благословил их детьми. Через восемь лет муж Ирины умер.
Будучи несправедливо обвиненной своими хозяевами в краже, подверглась тяжким испытаниям и бежала в Киев, где скрывалась у старцев. Дважды по заявлению помещика ее находили, заключали в острог, а затем эпатировали обратно в поместье. Во время второго побега Ирина тайно приняла постриг с именем Параскева и получила благословение старцев на юродство Христа ради. Вскоре хозяева сами выгнали девушку.
Пять лет она бродила по селу, а затем около 30 лет жила в вырытых ею пещерах в Саровском лесу, проводя время в молитве. Временами ходила то в Саров, то в Дивеево. Окрестные крестьяне и паломники, приходившие в Саров, глубоко чтили подвижницу и просили ее молитв.
Осенью 1884 года подвижница пришла в Дивеевский монастырь и осталась в обители до конца своих дней.
Имя Прасковьи Ивановны было известно не только в народе, но и в высших кругах общества. Многие из высокопоставленных лиц, посещая Дивеевский монастырь, считали своим долгом побывать у нее. Собрано и описано много случаев прозорливости блаженной Паши.
Известно, что в 1903 году ее посетили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Блаженная предрекла им скорое рождение долгожданного наследника, а также гибель России и царской династии, разгром Церкви и море крови. Царь не раз обращался к предсказаниям Параскевы. Незадолго до своей кончины блаженная часто молилась перед его портретом, предвидя скорую мученическую смерть государя.
Умирала блаженная тяжело и долго. Кому-то из сестер было открыто, что этими предсмертными страданиями она выкупала из ада души своих духовных чад.
Так описывает С.А. Нилус последнюю встречу с ней летом 1915 года:
"Когда мы вошли в комнату блаженной, и я увидал ее, то прежде всего был поражен происшедшей во всей ее внешности переменой. Это уже не была прежняя Параскева Ивановна, это была ее тень, выходец с того света. Совершенно осунувшееся, когда-то полное, а теперь худое лицо, впалые щеки, огромные, широко раскрытые, нездешние глаза, вылитые глаза равноапостольного князя Владимира в васнецовском изображении Киево-Владимирского собора".
Скончалась 22 сентября 1915 года в возрасте 120 лет. Могила ее находится у алтаря Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря.
В 2004 году на торжествах, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, состоялось прославление подвижницы в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. 6 октября того же года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была причислена к лику общецерковных святых.
св. преп. Иона Яшезерский.
Преподобный Иона Яшезерский родился в селении Шокша, в 16 верстах от монастыря, основанного им впоследствии. Начало обители положено в 80-х годах ХVI века, когда была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и восемь иноков присоединились к преподобному для совместных пустынных подвигов.
Преподобный Иона с большим тщанием трудился над устройством монастыря. Так, например, чтобы облегчить рыбную ловлю, он сам прокопал канаву из Яшозера в соседнее озеро Сенное. Нередко он разъезжал верхом на лошади по глухим тропам окрестного леса в поисках необходимого для нужд монастыря. Подвижник изготавливал из дерева сосуды, употреблявшиеся при Богослужении. Со временем о святости жизни преподобного стало известно далеко за пределами обители. Многие паломники приносили в дар вещи, среди которых были и Богослужебные книги. Расширялись пределы монастыря, увеличивалось число храмов. Глубокую любовь и уважение питали к подвижнику митрополит Новгородский Исидор, игумены Соловецкого монастыря Иаков и преподобный Иринарх (память 17 июля), а также многие другие современники. Преставился преподобный Иона в конце ХVI века и погребен в основанном им Благовещенском монастыре.
Собор Тульских святых
Собор Тульских святых - праздник Русской Православной Церкви в честь святых просиявших в Тульской земле
Празднуется 22 сентября
Празднование соборной памяти всех святых, в земле Тульской просиявших, было установлено 3 июня 1987 года по инициативе архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи). День празднования был приурочен ко дню памяти преподобного Макария Жабынского и Белевского.
Тульский Собор один из самых многочисленных в Русской Православной Церкви, в него входят более 30 русских святителей, более 20 святых благоверных князей и княгинь, более 30 преподобных, несколько Христа ради юродивых. Поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память.
Чтобы установить имена всех подвижников, имевших прямое отношение к тульской земле, под руководством архиепископа Тульского и Белевского Максима была проделана большая исследовательская работа. Архиепископ Максим составил службу Собору Тульских святых, ко дню празднования написана специальная икона. Вверху ее – Казанская икона Божией Матери – святыня города Тулы, поддерживаемый Ангелом, справа и слева – святитель Николай Чудотворец и преподобный Макарий Жабынский. Ниже – Всехсвятский кафедральный собор, который окружают изображения святых земли тульской.
В Собор Тульских святых входят:
Свт. Николай Мирликийский, архиеп., чудотворец, участник I Вселенского Собора: (+345-351, память 9 мая, 29 июля, 6 декабря)
Блгв. Борис, страстотерпец, князь (+ 1015, память 2 мая, 24 июля)
Блгв. Глеб, страстотерпец, князь: (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября)
Сщмч. Кукша Печерский, иером., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ после 1114, память 27 августа)
Мч. Никон Печерский, ученик прмч. Кукши Печерского (+ после 1114, память 27 августа)
Свт. Феоктист Печерский, Черниговский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1123, память 5 августа)
Прп. Никола Святоша, Черниговский, Печерский, князь, инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1143, память 14 октября)
Блгв. Игорь Ольгович, Черниговский и Киевский, вел. князь, чудотворец (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября)
Мч. Михаил Всеволодович, Черниговский, князь, чудотворец (+ 1245, память 14 февраля, 20 сентября)
Блгв. Александр Невский, вел. князь (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
Блгв. вел. кн. Иоанн Калита (+ 1340, память 31 марта)
Прп. Александр Пересвет, воин, схим. (+ 1380, память 7 сентября)
Прп. Андрей Ослябя, воин, схим. (+ 1380, память 7 сентября)
Блгв. Димитрий Донской, вел. князь (+ 1389, память 19 мая)
Свт. Пимен (Черный), архиеп. Новгородский (+ 1571, память 25 сентября)
Прп. Макарий Жабынский, Белевский, иеросхим. (+ 1623, память 22 января, 22 сентября)
Свт. Иларион (Григорович), еп. Крутицкий (Сарский) (+ 1759)
Сщмч. Онисим (Пылаев), еп. Тульский (+ 1937, память 14 февраля, 3 сентября)
Сщмч. Петр Павлушков, прот. (+ 1937, память 3 сентября, 10 ноября)
Сщмч. Никита (Прибытков), еп. Белевский (+ 1938, память 3 сентября, 21 декабря)
Блж. Матрона Московская (+ 1952, память 23 февраля, 19 апреля)
Фока Вертоградарь Синопский
Святой мученик Фока происходил из города Синопа, расположенного на южном берегу Черного моря. Имея небольшой сад, он жил скромно: продавал плоды и на вырученные средства содержал себя, помогал нуждающимся и оказывал гостеприимство странникам. Христианское благочестие святого оказывало воздействие на других людей. Даже язычники относились к нему с глубоким уважением. Нередко под его влиянием они оставляли свои заблуждения и принимали христианскую веру.
Но вот правитель области, узнав, что святой Фока распространяет христианское учение, приказал найти его и умертвить. Святой случайно сам встретил посланных за ним и, не называя своего имени, радушно принял их, угостил и предоставил место для ночлега. Ночью он вышел в сад, приготовил гроб и место для своего погребения, успел также сделать распоряжение, чтобы все его имущество после смерти было роздано бедным. Утром святой Фока объявил пришельцам, что он и есть тот, кого они ищут, и просил, чтобы они исполнили возложенное на них поручение. Гости смутились и, не желая убивать радушного хозяина, решили спасти святого Фоку. Однако праведник решительно воспротивился их намерению и смиренно преклонил свою главу под меч.
Святого мученика Фоку погребли в могиле, приготовленной им самим в саду. Место его погребения прославилось чудесами, и впоследствии там была построена церковь. Достоверное описание мученической кончины святого составлено Астерием Амасийским († ок. 410), по свидетельству которого память святого мученика Фоки особенно чтилась мореплавателями.
Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, родился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от г. Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского. Вернувшись на пепелище, преподобный стал возобновителем монастыря. Он снова собрал братию, и вместо деревянного был построен каменный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, с колокольней на воротах. Преподобный проводил жизнь в суровых иноческих подвигах, претерпевая мороз, зной, голод и жажду, как об этом записано было в монастырском синодике. Часто он удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился Богу. Однажды, когда преподобный шел лесной тропинкой, он услышал слабый стон. Он огляделся кругом и увидел прислонившегося к стволу сосны поляка, который в изнеможении полулежал. Рядом валялась его сабля. Он отстал от своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в преподобном. С молитвой ко Господу он ударил посохом о землю, из которой забил прохладный родник, и напоил умирающего.
Когда восстановленный монастырь окреп во внешней и внутренней жизни, святой Онуфрий оставил общемонастырскую жизнь и, поручив братию надежному руководству одного из своих учеников, принял схиму с именем Макарий. Местом своего уединения он избрал верховье протока Жабынки – «кладезь Жабынец», отстоящий от устья протока и берега реки Оки в одной версте.
Схимнические подвиги преподобного Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии. Он скончался 84-х лет в 1623 году, в ночной час, когда запели петухи, и был погребен 2 января, на память апостола Тимофея, напротив ворот обители, близ места, где впоследствии была построена церковь его имени.
В Иконописном Подлиннике сохранилось описание облика преподобного последних лет жизни: он был седой, с небольшой бородой, поверх монашеских риз носил схиму. Почитание преподобного Макария установилось в конце ХVII – начале ХVIII в. Были написаны его иконы; по преданию, мощи его почивали открыто, но уже в 1721 году их скрыли под спуд. В ХVIII в. обитель запустела.
Память о подвигах и чудесах преподобного Макария настолько забылась, что, когда в 1816 году при постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители, по нем начали служить соборную панихиду.
Восстановление памяти преподобного Макария Белевского связано с именем игумена Ионы, который родился в день памяти преподобного Макария, 22 января, и начал свой иноческий путь в Оптиной пустыни неподалеку от Жабынской обители. С 1875 года игумен Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского было подкреплено ходатайством белевских граждан, через века сохранивших веру в святость угодника. 22 января 1888 года после долгого перерыва совершилось торжественное чествование памяти преподобного Макария Жабынского.
В 1889 году над местом погребения святого был заложен храм его имени. Игумен Иона, который жил в то время на покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с подрядчиком работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда все было готово к исполнению самочинного предприятия, преподобный явился обоим участникам в сонном видении и строго предупредил их, чтобы они не дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны. Память об этом явлении благоговейно хранилась среди иноков обители. Преподобному была составлена служба. Память преподобного Макария Жабынского чтится, помимо 22 января, еще и 22 сентября.
Святой Петр Африканский, бывший мытарь
Святой Петр, бывший мытарь, был главным сборщиком податей в Африке в царствование императора Юстиниана (527–565). Человек он был жестокий и немилосердный. Однажды он бросил куском хлеба в нищего, неотступно просившего подаяния. Ночью Петр во сне увидел себя умершим и то, как святые Ангелы взвешивали его дела на весах правосудия Божия. На чашу добрых дел нечего было положить, кроме куска хлеба, брошенного нищему с досады, но и это остановило чашу с порочными делами, опускающуюся вниз. Петр понял значение сна и, покаявшись, совершенно изменил жизнь. Он щедро раздавал нуждающимся подаяние, питал и одевал многих. Однажды Петр увидел во сне Иисуса Христа. Господь был облачен в одежду, которую святой некогда подал нищему. Тогда Петр роздал свое имущество бедным и поручил своему рабу продать самого его в рабство, а деньги отдать нищим. Раб исполнил приказание хозяина. Много лет святой Петр безропотно и усердно трудился у своего господина. Однажды его узнали торговцы, которым он был известен раньше. Они сказали хозяину, кто его слуга. Услышав этот разговор, святой немедленно удалился из города. Уходя, он сотворил чудо: раб-привратник, глухой и немой, получив от праведного Петра именем Иисуса Христа повеление открыть ворота, исполнил приказание и обрел сразу слух и речь. Он поспешил обо всем рассказать своему господину и добавил, что из уст святого, когда тот повелевал открыть ворота, вышел огонь, коснувшийся его лица, после чего он стал слышать и говорить. Все отправились искать Петра, но поиски оказались тщетными: святой скрылся и до самой смерти оставался безвестным.
Житие святого Петра передано святителем Иоанном Милостивым, Патриархом Александрийским (память 12 ноября), который, в свою очередь, узнал его от человека, лично знавшего святого.
Священномученик Феодо́сий Бразский, митрополит
Священномученик Феодосий Бразский родился в первой половине XVII века близ Бразского монастыря в семье резешей (вотчинников) святого воеводы Стефана Великого. В 18-летнем возрасте он поступил в монастырскую братию той обители. Монашество принял в Богданском монастыре (в нынешнем Бакэуском жудеце).
Как благочестивый и разумный монах, обладавший знанием Священного Писания и некоторых святоотеческих трудов, в 1669 году был избран епископом Радовецким. Часто ходил на поклон на гробницу святого Стефана Великого в Путненской обители, где он зажёг негасимую лампаду.
В 1671 году был переведён на Романскую епископию.
В 1674 году, во время ухода святителя Досифея Молдавского в Польшу, был избран на престол митрополита Молдавского. В то время Молдавский господарь Думитрашку Кантакузино, взимавший с населения непомерные налоги, окружил себя татарами чтобы обезопасить свою власть. Владыка бесстрашно обличил правителя, назвав наёмных татар «семенем антихриста». За это разгневанный Думитрашку согнал митрополита с престола и заточил его в Ясском Саввинском монастыре.
Вскоре митрополит Досифей возвратился из Польши и выпустил Феодосия из заточения. После этого святитель Феодосий удалился на покой в Бразский монастырь. Здесь он построил храм во имя святого Георгия; ввёл новый монашеский устав для дневных и ночных служб; наделил монастырь пашней, виноградниками, садами, лесами и водяными мельницами. Также бывший митрополит заботился и о Богданском монастыре, сподвигнув логофета Соломона Бырлэдяну возвести новые монастырские постройки.
В то время Молдавия особенно страдала от разорительных набегов татар, и в 1694 году такому набегу подвергся Бразский монастырь. Мучители жестоко истязали святителя, пытаясь вызнать, где спрятаны монастырские сокровища. Владыка Феодосий не открыл им тайного места, и в конце концов они отсекли ему голову. Монахи вместе с местными селянами погребли мощи священномученика в Георгиевской церкви монастыря.
Впоследствии Георгиевский храм Бразского монастыря был разрушен землетрясением. В 1842 году бразский иеросхимонах Димитрий выкопал честные останки святителя Феодосия и перенёс их в пещерный храм Воскресения Лазаря, в котором отец Димитрий совершал литургию. С тех пор мощи были окружены большим почитанием в обители. После закрытия Бразского монастыря по указке коммунистических властей в 1959 году настоятель обители Феодосий (Филимон) свидетельствовал, что и в его время, и до него верующие приходили к могиле святого с молитвенными прошениями. Торжественное прославление митрополита Феодосия в лике священномучеников было совершено в Румынской Православной Церкви 5 октября 2003 года. Его память была определена на 22 сентября.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года имя святителя было включено в месяцеслов Русской Церкви.