Текущий всеобъемлющий исторический контекст ведет к качественному цивилизационному переходу: человеческое восприятие изменится так, что человек будет способен увидеть и услышать то, что тысячу раз, вроде, слышал и видел, но по-настоящему никак не видел и не слышал. В результате откроется возможность обратить внимание на увиденное и услышанное, исследовать его, благодаря Всевышнего за все происшедшее. Это приведет к тому, что человек будет качественно меняться сам и через себя менять окружающий его Мiръ.
Ключевым моментом здесь будет понимание Всевышнего и Его связности, или неразрывности, с Мiрозданием и Человеком.
Смысловая икона Всевышнего – наше, авторов этой статьи, посильное и дерзновенное понимание Того, Кто «выше всех и вся». В этом понимании парадоксально сочетаются и простота, и сложность старых-новых понятий, и необычность смысловых конструкций.
Представляемое понимание Всевышнего в своих основаниях имеет:
– православную традицию осмысления и понимания явленной Человеком-Спасителем Пресвятой Тр'оицы, молитвенное вживание и осмысление Его жизненного подвига;
– исследовательские опыты понимания природы Движения и связной с ним природы Целого, природно-социального естества Человека и его способности Мыслить, не мыслимой без Искры1 Всевышнего, подаренной ему;
– опыт предельного смыслового, понятийного и логического обобщения опыта Присутствия внутреннего человека в человеческом Имени Спасителя `Иисус Христос`, см. подробнее {1}.
Всевышний (по непосредственному смыслу самого этого слова) – это Тот, Кто выше, величественнее всего, всех и вся, реального и нереального, мыслимого и немыслимого; Тот, Кто по Своей смысловой полноте качественно превосходит Бога, все Мiроздание и Человека в нем. Но, одномоментно (поскольку мы, несмотря на Его запредельность, утвердительно говорим о Нем), Он – Тот Всевышний, Который, как Переход, только – здесь-и-теперь. Поскольку для выхода из запредельного нет никакого другого основания и возможности кроме Самого Всевышнего, постольку Он, как Запредельный, присутствуя здесь-и-теперь, становится Тем, Кто исполняет то, что в Его же Замысле2.
Смысл (согласно словарному определению) – это и общее содержание, которое объединяет, например, некоторые составляющие (при этом не сводится к их значениям); это – и цель, основание, предназначение чего-либо или кого-либо и их совокупности. Для человека (добавим от себя) это – и внутренний импульс его собственной жизни, проживаемый им здесь-и-теперь, и то, ради чего эта жизнь… Это – его Р-адическое бытие в особом пространстве его смыслов и идей.{2} (В русском языке «смысл» лингвистически непосредственно связан с «мыслью».)
Икона (согласно словарному определению) – это изображение, образ изображаемого. Чтобы икона соответствовала своему смыслу, иконописцу непременно нужен некоторый импульс / отклик, или обусловленность от изображаемого иконой. И тогда она может превзойти себя как просто изображение: сквозь изображение может проявиться, или засветиться сам изображаемый.
Смысловая икона – это когда изображение образовано словом (словесное изображение3), и смысл этого слова и есть непосредственно его элементарное значение (см. подробнее ниже по тексту), указывающее на изображаемого. Словесное изображение, в этом случае, может обладать достоинствами, которые не доступны краскам, дереву или камню.
Поэтому, образуя Смысловую икону Всевышнего, надо иметь ввиду, что слова, как изобразительные средства, должны быть наиособеннейшими, т.е. обладать здесь, по возможности, характеристиками, выпадающими из свойств всего, всех и вся, т.е. своим смыслом (в этом своем контексте) принадлежать только и именно этой иконе – посильно отображать запредельное.
Всевышний (синоним Абсолют) – это Тот, Кто, одномоментно, и полной Своей неприступностью доступен, и в Своей доступности совершенно неприступен; Тот, Кто непостижимо познаваем и познаваемо непостижим.
....
Если обратиться к традиционному языку, и «чувственным», и молитвенным смысловым синонимом Образующего является Отец, Образа – Сын, Преобразующего – Святой Дух.
Тогда приблизительный синонимический смысловой ряд атрибутивных характеристик Всевышнего выглядит так:
– атрибут определяющий: `Святым Духом Сыновний Свет Отца`;
– атрибут двоичный: `Отец есть Источник Святым Духом Сыновнего Света`;
– атрибут троичный: `Отец рождает Сына и изводит Святого Духа и представлен Ими, как Святым Духом Сыновний Свет; Сын есть местоприсутствие Святого Духа`;
– атрибут кардинальный: `Отец рождает Сына и изводит Святого Духа, представлен и проявлен Ими, как Святым Духом Сыновний Свет; Сын есть, местоприсутствием Святого Духа, Образ Отца и Начинатель Мiроздания и Человека в нем; Святой Дух представляет Сына Образом Отца и проявляет Сына Начинателем Мiроздания и Человека в нем`.
Сын нераздельно-неслиянно существует с Отцом и Святым Духом.
...
Отче наш, Который – «там-там-там» (в Небе):
– Имя Твое – `Святым Духом Сыновний Свет` пусть будет освящено; Твое Царственно-начинательное Присутствие и Твоя Воля (как нераздельное, образующее и преобразующее местоприсутствие Святого Духа в Сыне) пусть придут и будут иметь сопричастное для нас и в нас место во всей нашей жизни;
– чтобы мы (через сопричастие Святому Духу в Сыне и соучаствуя Спасителю в Его жизненном подвиге) узнавали волю Отца о себе как Его дар, шли и приумножали (насущным для себя «хлебом») этот Его дар нам;
– чтобы мы (на пути приумножения своих даров Свыше) совместно со своими искренними и ближними образовывали образы подобия того, чтО было в момент сопричастия Святому Духу в Сыне, которое было в нашей жизни (и прежде всего образовывали отношения лик-к-лику); понимая при этом, что как нам оставили наши промахи и не заметили нашу нецелостность (когда, – в ответ на наши искренний поиск, – даром давали дар Свыше), подобным образом и мы сами призваны поступать по отношению ко всем человекам, чтобы у нас не было отнято то, что, как полагаем, мы уже имеем;
– чтобы мы не попали в ситуацию испытания, понуждающую нас отказаться (по нашим немощи и маловерию, по неразумности) от личного дара Свыше; и чтобы при встрече с Лукавым впереди нас встал Спаситель;
– чтобы мы от лика к Лику приносили благодарение Спасителю, а через Него – Отцу, от всего сердца за все бывшее с нами.
На иконе изображены три ангела, сидящие за престолом, на котором стоит чаша с головой тельца, приносимого в жертву[12]. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа)
Три вопроса:
1. является ли Евхаристический Жертвенник Новозаветным?
2. может ли Благо-дарение, приносимое всем сердцем, быть Жертвой?
3. что такое милость Мира?