Сокровищница духовной мудрости. Седмица 6-я по Пасхе

Седмица 6-я по Пасхе
ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 40. (11,47–57) О ХРИСТОВОЙ ПОБЕДЕ НАД СМЕРТЬЮ
Немногие капли Крови воссозидают целый мир и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связуя воедино (11,183).

Христос один совершил великое и спасительное Искупление и уврачевание души (30,172).

Смерть Христа соделалась для нас спасением, и смертью Его навсегда умерщвлен грех (31,142).

Ради пленного Адама пришел Ты в страну нашу, Господи, как соглядатай, и извел его из стана того крепкого, который обольстил и увлек его (25,143).
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО. ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ

Благодарение Благому, освободившему род наш от рабства диавола и смерти и примирившему нас с горними сонмами, которые гневались на нас за неправду нашу… Небо и земля и все, что на них да славословят вместе с нами Возвеличившего род наш, потому что обновил Он образ Свой в нас, изгладил грехи наши, дал нам имя Свое и все покорил нам (25,279).

На уничижение пришел (Господь), чтобы всем даровать Жизнь: хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою (26,173).

Умер Он Своим телом для нашего мира, чтобы Своим телом оживить нас для Своего мира (29,327).

Он из любви к нам все претерпел: исшедши из самых… недр Отеческих, благоволил приять зрак раба, испытать все человеческие (нужды), потерпеть озлобления и бесчестие от иудеев; наконец, приял Крест и поносную смерть, чтобы посредством веры в Него избавить нас, пресмыкающихся по земле и обремененных бесчисленным множеством тяжких грехов (35,370).

Для того снисшел Единородный Сын Божий, чтобы нас возвести и поставить выше небес (36,566).

Христос избавил нас Своею Кровию от смерти и грехов: Он и искупил нас, и не обнаружил никакого превозношения в отношении к искупленным, призывая мертвых к жизни, исцеляя всякую болезнь и душ, и телес (21,450).

Эта смерть (Господа) спасла погибельную вселенную; эта смерть соединила Небо с землею; эта смерть разрушила власть диавола, соделала людей Ангелами и сынами Божиими; эта смерть возвела естество наше на престол Царский (42,764).

И грех, и смерть отъял от смертных Господь всяческих, и род человеческий не работает уже державе смерти. И вот доказательство этому представлено на земле во святых, а вечность подтвердит это покоем, исполненным блаженства (25,396).

От Христа и доныне смерть для нас есть один сон и разлучение души с телом до дня обновления нашего (25,487).

С Адама началась смерть, и течение ее простиралось до Христа. Христос упразднил державу ее, отнял жало у греха и во всех родах проповедуется, что смерть во Христе побеждена человечеством (25,505).

Когда пришел Христос и умер за жизнь мира, то смерть уже не называется смертью, а сном и успением (33,348).

ВТОРНИК. Ин. Зач. 42. (12,19–36) О ЖИЗНИ И СМЕРТИ ДУШИ
Жизнь души – служение Богу и приличные тому нравы… Смерть души – нечестие и беззаконная жизнь (33,832).

Каким образом любящий душу свою погубит ее? – Когда кто исполняет ее неуместные желания, когда кто угождает ей больше, чем должно (39,449).

Воскресение души есть соединение ее с Жизнью, Которая есть Христос. Как тело мертво, если не восприимет и не сольется с нею некиим образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная. И тогда только, как соединится она с Богом и, таким образом, воскреснет силою Христовою, удостоится она узреть мысленно и таинственно Домостроительное Воскресение Христово (57,256)…

Утро в душе производит Солнце Правды, восхождением умного Света производя день в приявшем Его (1,296).

Душа, поползнувшаяся в плотские страсти, губит свойственную ей красоту (4,42).

Заботящийся о жизни и здравии души своей будет держать себя в средине истины, не склоняясь и не приобщаясь ни к одной из противоположных крайностей, лежащих по ту и другую сторону добродетели (20,361).

Имея в себе Божий свет и в нем живя и украшаясь всякими добродетелями, причастна душа Свету упокоения (30,9).

Горе душе, если останавливается на своей природе и уповает на свои только дела, не имея общения с Божественным Духом, потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной Жизни… Наша душа, приступая к истинному Архиерею – Христу, должна быть от Него закланною и умереть для своего мудрования… и для греха; и, как жизнь оставляет жертву, должно оставить ей лукавство страстей (30,12).

Жизнь и покой души – таинственное и неизреченное общение с Небесным Царем (30,31).

Как телесные очи видят солнце, так и озаренные Божиим светом видят образ души (30,67).

Ничто не может сравниться с душой, даже целый мир (41,28).

Горе душе, когда не имеет в себе истинного кормчего – Христа, потому что находясь среди горького моря тьмы, волнуемая бурею страстей, обуреваемая лукавыми духами, доходит, наконец, до погибели… Горе душе, когда не обитает в ней Владыка – Христос, потому что, опустев и исполнившись зловонием страстей, делается она убежищем порока… Горе душе, когда не имеет в себе рачительно возделывающего ее Христа, чтобы могла принести благие духовные плоды (30,222).

Если кто спасает душу, то напитает Бога, а если кто погубит душу, то напитает диавола (24,252).

Не дай душе умереть, но питай ее словом Божиим, псалмами, чтением Божественного Писания, постом, бдением, молитвою, слезами, надеждами, промышлениями о будущих благах (22,68).

(Душа), ты дщерь света, поэтому бегай тьмы… Если одежды твои нечисты, легко тебе омыть их слезами очей своих (25,188).

По образу Творца твоего сотворена ты, Его подобие и Его образ отпечатлены в тебе; берегись запятнать Божий образ и подвергнуть себя осуждению Царя, Которого образ поругала ты (25,302).

Кто приближается к мертвецу, тот, видя совершаемый над ним плач, сам сокрушается духом и плачет с плачущими. А когда умирает душа от греха, плач о ней доходит до неба, и Небесные Силы сетуют, скорбит и Сам Бог (26,50)…

Если бы возможно было увидеть красоту души телесными очами, ты посмеялся бы над всеми примерами тел, как слабо они представляют нам благолепие души (32,23).

Украшающий свою душу имеет любителем красоты ее Бога… (32,289).

Не только телесные, но и душевные раны, будучи оставлены без внимания, причиняют смерть. Между тем мы дошли до такого безумия, что о первых очень заботимся, а этими пренебрегаем (32,25).

Смерть телесную сможет уничтожить Воскресение, как скоро наступит оно, а погибель души ничто уже не вознаградит; за нею следует уже… необходимость вечно страдать… (32,88).

Душа не превращается, подобно телу, в гнилую жидкость, в грязь и прах, но, что еще отвратительнее, – в пьянство, в злобу, в гнусную любовь, в преступные пожелания (41,529).

Воскресение души, умерщвленной грехом, совершается здесь, когда возрождается она в жизнь делами правды (49,250).

Кто оставил все и заботится о благоустройстве души своей, тот друг Божий (52,63).

Душе, желающей быть невестой Христовой, необходимо уподобляться по возможности красоте Христовой (20,267).

СРЕДА Ин. Зач. 43. (12,36–47)
1. О НЕВЕРИИ И ЖЕЛАНИИ ЗЕМНОЙ СЛАВЫ
В рассуждении сказанного Господом не должно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом подвиг веры (3,313).

Христос, хотя называется Светом и Солнцем, но есть света и солнца выше как Творец и Владыка света и солнца. Он есть Жизнь и Животворец, есть Истина, Правда и Освящение; прост, несложен, благ – есть всякое благо и превыше всякого блага. Как Истина, коею Он есть и именуется, бывает Он истиною для кающихся и обращающихся к Нему; как Правда, бывает Он праведностью для возненавидевших всякое зло и неправду; как Освящение, освящает Он омывшихся и очистившихся слезами; как Простой, обретается Он в тех, кои не таят в себе никакого лукавства и злобы; как Несложный, несложным является Он в тех, которые не имеют никакого злоухищрения или двоедушия, или безверия душевного; как Бла-гий, благим открывается Он в тех, которые духовных дел покаяния не стесняют делами телесными или мирскими заботами и хлопотами и не мешают мирского с духовным, но приступают к Нему в незлобии, обнаженными и простыми в настроении сердца и произволении души, коих простоту и непытливость приемлет Бог и в короткое время наполняет их всяким добром, и как только откроется и явится в них, тотчас делает их причастниками таких благ, которые превосходят всякий ум и всякое помышление (58,324).

Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретает доброй мысли (22,139)…

Лишенные веры и толкают друг друга, ударяются о стены и, наконец, низвергаются, увлекая сами себя в бездну погибели (34,278).

Где вера – там и сила, а где неверие – там и немощь (37,725).

2. О СЛАВОЛЮБИИ
Искать славу от людей есть доказательство неверия и отчуждения от богочестия (5,196).

Кто любит человеческую славу, тот подвергается лжи, а кто отражает ее от себя щитом смирения, в сердце такого человека возрастает страх Божий (51,49).

Кто любит человеческую славу, тот не может быть свободен от страстей, но рвение и зависть обитает в нем (51,82).

Ничто, истинно ничто так не делает людей законопреступными и несмысленными, как желание славы народной (38,434).

Человек, увлекаемый славою, не способен мыслить что-либо великое и благородное; он необходимо становится постыдным, низким, бесчестным, ничтожным (39,31).

Пристрастие к славе есть своего рода безумие, которое гораздо сильнее безумия, производимого в человеке или обнаруживаемого при сумасшествии. Последнее извинительно, а первое не имеет никакого оправдания, потому что здесь сама душа повреждена, и ее суждения неправильны, погибельны (41,722).

Раб славы не может быть истинным рабом Божиим (42,260).

Внешняя слава усиливает внутреннее бесславие, а мнимое здоровье, внушая человеку мысль, что он действительно здоров, не дозволяет допускать врачевания (49,334).

Как огонь не рождает снега, так и ищущий земной славы не получит небесной (54,212).

Горе душам, жаждущим славы человеческой, потому что они лишаются славы Божией (56,65).

Горе тебе, душа, что любишь славу человеческую, и почести, и нарядные одежды… посему в день Суда будешь мерзка пред Богом и отринута от лица Его (23,598).

Игумен одного общежительного монастыря был нищелюбив, но со временем слава человеческая пленила его, и он стал проявлять любовь только к богатым боярам, за что был прославляем ими. Однажды в этот монастырь пришел Сам Господь в образе убогого старца и просил встречи с игуменом, но тот, беседуя с боярами, отказался выйти к Пришельцу. Игумен встречал и провожал вельмож, а на Пришельца не обращал внимания. Вечером, уходя из монастыря, Господь сказал привратнику: «Скажи игумену, что ради прежних его заслуг Я приходил благословить его, но он отказался и, так как ищет он славы человеческой, я буду посылать к нему вельмож со всей страны. Небесных же благ и Царствия Моего он не ищет, потому и не получит их» (75,98).

ЧЕТВЕРГ. ВОЗНЕСЕНИЕ. Лк. Зач. 114. (24,36–53) О ВОЗНЕСЕНИИ ГОСПОДА И ЕГО ХОДАТАЙСТВЕ ЗА ЛЮДЕЙ
Христос вознесся не при помощи кого-нибудь, ведшего Его, но Сам шел этим путем; Илия не таким путем восшел, как Христос, вознесен был постороннею силою, потому что человеческое естество не может идти не свойственным ему путем (36,220).

Подлинно великое, чудное и изумительное дело, – эта наша плоть сидит на небесах и удостаивается поклонения от Ангелов, Архангелов, Серафимов и Херувимов. Представляя себе это, я часто удивляюсь и высоким предаюсь мыслям о роде человеческом, потому что вижу великие и светлые начатки и многое попечение Божие о естестве нашем (43,50).

(Господь)… соделавшись выкупом нашей смерти, собственным Воскресением разрешил узы смерти и Своим Вознесением проложил путь всякой плоти и, будучи сопрестольным и равночестным Своему Отцу, в день Суда по достоинству жизни произнесет приговор над судимым (19,18).

Отрезвись сколь-нибудь, человек, прииди сам в себя и как разумный познай, что для тебя пришел с Неба Всевышний Бог, чтоб с земли вознести тебя на Небо (22,301).

Владыка всех – Христос обитает на Небе и управляет миром, и жертва Ему – душа, обращающая к Нему взоры, и одна для Него пища – спасение верующих (33,661)…

Христос возвел в прежнее достоинство человеческую природу, освободив ее от власти диавола (34,822).

Он ради нас и нашего спасения благоволил соделаться Человеком и открыл нам путь доброй жизни и преподал достаточное наставление тем, что Сам прошел (этим путем), восприяв одинаковое с нами естество (35,225).

Диавол лишил нас Рая, а Господь возвел на Небо; тот был причиною осуждения нашего на смерть, а Этот даровал нам бессмертие; тот лишил нас райского блаженства, а Этот уготовал нам Царствие Небесное (35,517).

Сын Божий и когда пришел на землю, восприяв человеческую природу по Домостроительству, не лишил небес Своего величия, а теперь, вознесшись плотию, не оставил землю чуждою Своего управления (37,825).

Через соединение и общение Бог Слово и Плоть суть одно, не в том смысле, что произошло какое-либо смешение или уничтожение естества, а в том, что образовалось некоторое неизреченное и невыразимое их единение (39,75).

Он облекся нашею плотию не с тем, чтобы опять оставить ее, но чтобы всегда иметь ее с Собою. А если бы не так, то Он не удостоил бы ее Царского престола и, нося ее, не был бы поклоняем от всего Горнего воинства Ангелов, Архангелов, Престолов, Господств, Начал и Властей (39,76).

Для того Слово Божие всецело и отдало Самого Себя телу и сделалось плотью… чтобы мы, не будучи в состоянии иметь (ранее) общения с Ним как со Словом, приобщились бы Ему, принявшему плоть, сделав по возможности сродной свою плоть с Духовной Плотью, и дух – со Святым Духом, чтобы стать подобными Христу, соделавшись храмами Духа (39,932).

Потому-то Господь мой и снисшел с Неба на землю, чтобы я мог взойти с земли на Небо (43,913).

Не должно искать естественных доказательств на то, что превыше естества. Ибо хотя Слово и соделалось Истинною Плотию, однако же Христос… вочеловечившийся Бог, в обоих естествах единый Божий Сын (47,229)…

Добропобедный Царь небес, для спасения людей совершивший Свое Пришествие на землю, как некоего варвара покорил Себе все грешное; после победы умилосердился над тем, как над Своею собственностью (48,321).

ПЯТНИЦА. Ин. Зач. 47. (14,1–11) О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ И ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ
Имейте попечение о вере и надежде, от которых рождается любовь боголюбивая и человеколюбивая, приводящая к Вечной Жизни (30,257).

По нашему учению, конец, для которого все делается и к которому стремимся, есть блаженная жизнь в Будущем Веке. И конец сей достигается, когда предоставляем над нами царствовать Богу. Лучше всего для разумной природы доселе ничего не изобрел еще разум (1,301).

Всякий желающий Жизни Вечной, как скоро обрящет Сына Божия, разумею, истинного и не лживого, обретает в Нем все, чего искал, поскольку и Сам Он есть Жизнь и в Самом Себе имеет жизнь (19,180).

Ничто не пребывает вовек, кроме Истины, Правды и Жизни, какую обетовал Спаситель наш, и кроме любящих Его, сохраняющих заповеди Его (25,508).

В пристани Царя Христа упокоеваются все подвизавшиеся, творившие и исполнявшие волю Его, сохранявшие все заповеди Его (25,527).

Все приходящие к Богу и желающие сподобиться Вечной Жизни по преимуществу должны неукоризненно соблюдать православную веру и не для успешного получения чинов, не из ласкательства перед сильными или по страху к ним, не делаться предателями неоцененного сокровища веры (27,469).

Жизнь Вечная есть утешение в Боге, и кто обрел утешение в Боге, тот почитает излишним утешение мирское (52,166).

Ты, Христос, – часть моя и лучше Тебя иметь, нежели все то, что есть у всех. Ты единственное твердое и свободное стяжание, которого не лишит меня никакая зависть (13,70).

Ты, Христос, – Царство Небесное, Ты – земля кротких, Ты – рай зеленеющий, Ты – чертог божественный, Ты – неизреченная таинница… Ты – Хлеб жизни, Ты – питие совершенно новое… Ты – для каждого из святых светильник неугасимый, Ты и одеяние, и венец, и раздаятель венцов, Ты – радость и упокоение, Ты – утеха и слава, Ты – веселие, Ты и радование… (56,121).

Сын Божий – Плод Святой от Святого, Вечный от Вечного, Податель Духа Святого в осуществлении и образовании твари (3,168)…

Отец Истины не сотворил Истинщ, не существующей прежде, но, будучи Источником света и всего благого, воссиял из Себя Единородный Свет Истины, чрез Который отображается всегда слава Его Ипостаси… (19,168).

Все имеет Отец, Он поистине Жизнь и Бессмертие, и Свет, и Всемогущ, и Бог, и Господь; это же имеет и Сын (33,949).

Бог есть великое благо и в какую душу вселяется, ту исполняет всяким благом, сколько возможно вместить человеческому естеству… (58,134).

Вкуси бессмертной сладости, обоняй духовное миро и познай, что нет никого другого столь прекрасного как Бог, или столь приятного, или столь сладкого, или столь могущественного, или столь премудрого, или столь славного, или Такого, Который мог бы животворить, делать нетленным и бессмертным (58,410).

Господь есть световидный Источник бессмертного потока, в каковом источнике моются водою, текущею из Него, и очищаются душевно и телесно от всякого осквернения, и начинают сиять, как светила и как лучи солнца все те, которые любят Его от всей души (58,480).

В умопостигаемом естестве истинную жизнь составляет общение с Богом, а отпадению от Него название – смерть (19,135).

Один только Бог всегда будет пребывать вечным и нетленным, и с Ним будут те, которые ныне взыскали Его и Его вместо всего возлюбили (56,65).

Как в этой жизни человек, не пребывающий в Боге, и Бог в нем, не имеет покоя, так и после смерти вне Его одного, полагаю, – не будет упокоения, ни места, совершенно свободного от печали, воздыхания, скорби (56,76).

Нет возможности, чтобы кто-нибудь приблизился к Святому и Чистому Богу, если прежде не освятится он, не очистится, не сделается добротным благодатию Христовою, и таким образом не станет богат по благодати (57,149).

Если душа не восчувствует, что Царствие Божие пришло в нее и воцарилось в ней, нет ей надежды на спасение. Душе царствуемой надлежит знать благодать и воздействие царствующего в ней Бога. Ибо где Царь – там должны быть явны и знамения Его присутствия. Божий знамения, которые должна иметь душа, царствуемая Богом, суть: кротость, правота, истина, смиренномудрие, благостыня, правда и всякое благоговеинство, и еще: незлобие, человеколюбие, сострадание, любовь нелицемерная, долготерпение, постоянство, благодушие… (57,366).

СУББОТА. Ин. Зач. 48. (14,10–21) О ВЕРЕ В БОГА И ЛЮБВИ К НЕМУ
Всем сердцем своим веруй в Господа и во всякое время обретешь благодать (22,214).

Пусть будет для тебя всего предпочтительнее вера в Святую и Единосущную Троицу, потому что без сей веры невозможно никому жить истинною жизнью (23,109).

Вера есть древо, на котором почивают Божественные дары (29,108).

Вера соделывает человека, сотворенного из земли, собеседником Божиим (33,936).

Вера просвещает все, вера освящает все, вера делает человека достойным Духа Святого (37,725).

Вера – седалище души, основание жизни, бессмертный корень. Животворящий корень веры – Отец, неувядаемая ветвь – Сын, бессмертный плод – Дух Святой (40,986).

Вера открывает даже врата смерти, заключает небо, изменяет пределы природы, укрощает пламень в росу и притупляет жало смерти (41,935).

Так как Бог даровал нам блага, превышающие человеческое разумение, то Он по справедливости требует веры, потому что не может быть твердым тот, кто ищет объяснений (42,399).

Вера – крыло молитвы, не имея сего крыла, молитва моя опять в недро мое возвратится (54,228).

Веру… должны проповедывать паче дела, нежели слова… ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемо сокровенное (48,201).

Если кто, веруя во Христа, не являет дел, сообразных с верою, тот, как внимающий дурным учениям и худо постигающий намерения Писания, сам себе высекает гробницу в камне (1,212).

Если кто исповедует по видимому Господа и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется, то Он осужден, хотя бы по особому Домостроительству дано было ему иметь и духовные дарования (3,313).

Кто имеет веру и делает дела веры, в том вера как самодвижное горчичное зерно (24,296).

Не станем считать одну веру достаточной нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то, и другое способствовало нам к постижению совершенства (32,596).

Пусть заповеди Божий живут с тобою неразлучно, непрестанно сообщая тебе как бы некоторый свет и озарение для суждения о делах (4,64).

Кто пламенеет Божественной любовью и чрез соблюдение заповедей приобретает мир с Богом, те, хотя бы все ополчились на них, проводят приятную жизнь (36,826).

Любить Бога – значит любить ближнего, а любовь к ближнему имеет плодом своим хранение заповедей (38,719).

Возлюбим Христа сколь и должно любить, в этом великая награда, в этом Царство и радость, наслаждение и слава, неисчислимое блаженство, которого не можем ни словом выразить, ни умом постигнуть (40,536).

Недостаточно свидетельствовать любовь к Нему только на словах, нужно показать ее и делами, так как и Он Сам явил Свою любовь к нам не словами только, но и делами (41,727).

Любовь к Богу возбуждает человека к деланию добродетелей, а сим он увлекается в благотворения (53,33).

Премилосердый требует любви от того, кто хочет прийти к Нему. И, если приносит он любовь и слезы – туне приемлет дар (25,156).

Не соблюдать заповедей Христовых – значит не любить Бога и Христа Его, а признак любви – соблюдение заповедей Христовых, в терпении страданий Христовых, даже до смерти (3,309).

Какая мера любви к Богу? Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию, с целью и вожделением славы Божией (5,266).

Душе боголюбивой свойственно подчинять Божеству все человеческое (9,109)…

Кто любит Бога, то и Бог сообщает ему любовь Свою… (30,120).

По любви Божией душа стала невестою бессмертного Жениха, чтобы как в зеркале отражать в себе Его благолепие (23,94).

Из любви Бог Слово снисшел на землю. Любовью отверст нам рай и всем показал вход на Небо (22,8).

Бог – прибежище от всех зол: врачует язвы и жизнь дарует в изобилии… (22,296).

Ради пролития за нас Крови мы получаем Духа Святого. Если же соединяются вместе и Кровь, и Дух, то это для того, чтоб мы могли принять чрез однородную с нашей кровью не однородного с нами Духа Святого и чрез это преградить доступ к нам смерти (39,930).

Страж наш есть Дух Святой. Когда душа приносит плоды, достойные вечных житниц, – Святой Дух пребывает с нею, охраняет ее и отражает козни (2,29).

Божественный Дух всегда и окончательно совершает все происходящее от Бога чрез Сына, как в новой твари… (3,162).

Приобщающимся Его дарует продолжение бытия (3,175).

НЕДЕЛЯ 7-я ПО ПАСХЕ, СВЯТЫХ ОТЦЕВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА. Ин. Зач. 56. (17,1–13) О БОГОПОЗНАНИИ
Господь пришел Ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама… Для того было Пришествие Господа, чтобы здесь еще дать душе жизнь – Духа Своего (30,192).

Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых (28,102).

Христос есть Истинная Жизнь, и наша истинная жизнь есть пребывание во Христе (1,260).

Бог, сотворивший человека… есть Истинная Жизнь, потому кто утратил подобие Божие, тот утратил и общение с жизнью… (5,56).

Жизнь есть рождение от Бога свыше (30,231).

Не глядящий на солнце будет жить – ведь слепой живет, зная о солнце по слуху, а души, лишенные солнца богопознания, мертвы, хотя бы и думалось им, что они живут (41,822).

Нет ничего подобного сладости познания Божия (52,166).

Бежим же от прелестей мира сего и его обманчивых радостей и утешений и к Единому устремимся Спасителю душ наших. Его возревнуем постигнуть и, когда постигнем, припадем к стопам Его, и облобызаем их со всею теплотою сердечною… умоляю вас, восподвизаемся теперь, пока еще мы в настоящей жизни, познать Его и узреть. Ибо если здесь сподобимся мы познать Его чувством души своей, то не умрем, смерть не возобладает нами (57,43).

Тот, кто увидел и познал Бога, и чрез то не позволяет себе легкомысленно и бесстрашно вдаваться в грех и тем показывает, что он не только боится, но и любит Бога, такой человек, проведши всю жизнь богоугодно, перейдет в другую с надеждою и чаянием Воскресения мертвых, воскреснет к радости неизглаголанной, для которой и рождаются и умирают люди (57,52).

Ищущий познания о Боге должен будет стать вне удовольствий, богатства, славы, житейских забот и, приведя в себе в бездействие страсти, воспринимать познание о Боге (1,299).

Уразумевается Бог чрез слышание заповедей Его и чрез исполнение слышанного (4,320).

Божество непостижимо для человеческой мысли, и мы не можем представлять Его во всей полноте (10,27).

Не ты познал Бога чрез праведность, но Бог познал тебя по Благости (4,269).

Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал, ни голос не обнимал Божией сущности (10,96).

Любовь доставляет ведение. Такой путь к Истине лучше уважаемого многими пути ума и его тонкостей (10,153).

Чем глубже входит человек в познание Бога, тем больше почитает себя невеждою… (30,146).

Бог для всех непостижим и неизмерим, кроме тех, которые вкусили от Него же Самого приятое ими и сознают свою немощь (30,201)…

Бог истинно познается душою достойною и Ему угодною (30,459).

Христос познается в нас чрез чистоту, ибо Он чист и обитает в чистых (51,125).

Безумен, кто мечтает, что постиг Бога: чем более надмевается он мыслею своею, тем глубже падает высота его (26,231).

Между брением и скудельником нет различия, а между Богом и людьми такое различие по существу, какого ни слово представить, ни ум измерить не может (32,510).

Люди святые и особенно возвысившиеся могут истинно знать Его величие: не все, каково оно есть в самом себе, это невозможно, но яснее других (36,431).

Как мать может дать простого хлеба ребенку, питающемуся молоком, но ребенок не может воспользоваться им, так и для Бога не было бы невозможно предложить высшую и сверхъестественную мудрость, но мы ею не можем воспользоваться (39,914).

Нечистая жизнь препятствует познанию высоких истин, не позволяя разуму проявлять свою мыслительность (41,77).

Добрая жизнь располагает к познанию Бога, а Богопознание служит охранением жизни (43,1012).

Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии (52,285).

Исследовать глубины Духа свойственно только тем, которые освещены с вершины, конечно, очищены невещественным светом Божиим и стяжали совершенно просвещенный ум, вместе и душу (56,3).

Кого (Бог) просвещает озарением, тем дает видеть то, что в Божественном свете: и просвещаемые видят то, по мере любви и хранения заповедей, и посвящаются в глубочайшие и сокровенные таинства (56,104).

Блаженны те, которые еще здесь познали свет Господень как Его Самого, потому что в будущей Жизни они предстанут пред лицем Его с дерзновением (58,57).

Сокровищница духовной мудрости : Выписки из творений святых отцов

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites