Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева[* 1]; 20 [31] июля 1768, Ярославская губерния — 23 февраля [7 марта] 1803, Санкт-Петербург[1]) — русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых.
Содержание
1 Биография
2 Странноприимный дом
3 «Вечор поздно из лесочку»
4 Роли в театре
5 Память о Жемчуговой
6 Литература
7 Комментарии
8 Примечания
9 Ссылки
Биография[править | править код]
Родилась 20 (31) июля 1768 года в Ярославской губернии[* 2], в семье кузнеца Ивана Степановича Горбунова (известен также как Кузнецов, Ковалёв), перешедшей в собственность к Петру Шереметеву с приданым его супруги, Варвары Алексеевны Черкасской.
В возрасте семи лет была взята на воспитание княгиней Марфой Михайловной Долгорукой в Кусково, подмосковную усадьбу Шереметевых. У девочки рано обнаружились способности к музыке, и её начали готовить для труппы крепостного театра. Дебютировала 22 июня 1779 года в роли служанки в опере Андре Гретри «Опыт дружбы». На следующий год вышла на сцену в роли Белинды в опере Антонио Саккини «Колония, или Новое поселение» уже под именем Жемчуговой[* 3].
Обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. Училась у Елизаветы Сандуновой и Ивана Дмитриевского, которые обучали пению и драматическому искусству крепостных актёров шереметевского театра.
Успех пришёл к Жемчуговой в 1781 году, после исполнения партии Лизы в комической опере Пьера Монсиньи «Дезертир, или Беглый солдат». В 1785 году она триумфально дебютировала в роли Элианы в опере Гретри «Самнитские браки[en]»[* 4]. Эту же роль Прасковья Жемчугова исполнила 30 июня 1787 года в новом, перестроенном здании театра в Кускове, открытие которого было приурочено к визиту в усадьбу Екатерины II.
Императрица была поражена великолепием спектакля и игрой крепостных актёров, особенно исполнительницы главной партии П. И. Жемчуговой, которую и наградила алмазным перстнем[3].
Спектакль «Самнитские браки» с Жемчуговой в роли Элианы давался и 7 мая 1797 года в Останкине во время визита Станислава Августа Понятовского.
В 1797 году император Павел I, пожаловав графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев взял с собой в столицу лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. Однако в сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она была вынуждена оставить сцену.
В следующем году Николай Шереметев дал вольную Прасковье Ивановне и всей семье Ковалёвых. 6 ноября 1801 года, получив разрешение императора Александра I (согласно другим сведениям, Н. П. Шереметев, так и не дождавшись императорского разрешения на неравный брак, получил благословение митрополита Платона[4][5]), обвенчался с ней в московской Николаевской церкви у Старого Каменного моста[6]. Во время церемонии присутствовали лишь два необходимых свидетеля — архитектор Джакомо Кваренги (согласно другому источнику[5], свидетелями были: князь Ан. Щербатов, известный археолог А. Ф. Малиновский и синодский канцелярист Н. Н. Бем) и подруга невесты Татьяна Шлыкова-Гранатова[7]. В метрической записи о венчании невеста графа указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская» (без уточнения сословного статуса) — Шереметев, дабы оправдать свою женитьбу на крепостной, создал легенду о происхождении Прасковьи от польского шляхтича Якуба Ковалевского, пленённого во время походов князя Я. К. Черкасского и перешедшего на службу к русскому царю. «Брачный обыск» — документ, который удостоверял, что препятствий для брака нет, кроме жениха и невесты, подписали князь Андрей Николаевич Щербатов, Алексей Фёдорович Малиновский и поручик Павел Нарбеков.
У Прасковьи Ивановны было четверо братьев: Афанасий, Николай, Михаил и Иван, а также сестра Матрёна, по мужу Калмыкова[8].
3 февраля 1803 года Прасковья Жемчугова родила сына Дмитрия. Беременность и роды подорвали её здоровье — она умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. «Жития ей было 34 года, 7 месяцев, 2 дня». Погребена в Лазаревской усыпальнице[9] Александро-Невской лавры в Петербурге. В числе других в последний путь её провожал и архитектор Кваренги[10].
Странноприимный дом[править | править код]
Благодаря желанию Прасковьи Ивановны в Москве, на Сухаревке был построен Странноприимный дом. Первый параграф устава Странноприимного дома гласил: «Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени». 28 июня 1792 года состоялась закладка будущего здания больницы. Автором проекта был ученик Баженова Елизвой Назаров. После смерти жены Николай Петрович решил перестроить наполовину законченное строение, чтобы сделать его более величественным и достойным памяти графини. Переработать проект было поручено Джакомо Кваренги. Архитектор работал над проектом, не выезжая из Петербурга[4]: его планы и чертежи, отсылаемые по почте, воплощали в жизнь крепостные архитекторы Шереметева Алексей Миронов, Григорий Дикушин и Павел Аргунов[11].
«Вечор поздно из лесочку»[править | править код]
Логотип Викитеки В Викитеке есть полный текст:
Вечор поздно из лесочку
Прасковье Жемчуговой традиционно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку / Я коров домой гнала…», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим мужем, графом Н. П. Шереметевым[12]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну «первой русской поэтессой из крестьянства». Песня, впервые опубликованная спустя 15 лет после смерти Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший российский песенник», СПб., 1818), была чрезвычайно популярна в XIX веке[13][14], включалась во многие песенники и сборники фольклора на протяжении двух веков. До настоящего времени входит в репертуар популярных исполнителей как народная.
Роли в театре[править | править код]
Прасковья Жемчугова в роли Элианы
Юбер, «Опыт дружбы» Андре Гретри — дебютная роль
Белинда, «Колония, или Новое селение» Антонио Саккини (впервые появилась в спектакле под фамилией Жемчугова)
Луиза, «Дезертир» Пьера Монсиньи
Лоретта, «Лоретта» Демеро-Де-Малзевилля
Розетта, «Добрая дочка» Никколо Пиччини
Анюта, «Тщетная предосторожность, или Перевозчик Кусковский» В. П. Колычёва
Миловида, «Разлука, или Отъезд псовой охоты из Кусково»[15]
Роза, «Роза и Кола» Пьера Монсиньи
Нина, «Нина, или Безумная от любви» Джованни Паизиелло
Блондино, «Инфанта Дзаморы» Джованни Паизиелло
Люсиль, «Ричард — Львиное Сердце» Андре Гретри
Колетта, «Деревенский колдун» Жан-Жака Руссо
Элиана, «Самнитские браки» Андре Гретри
Алина, «Царица Голкондская» Пьера Монсиньи
Зельмира, «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» Осипа Козловского
Память о Жемчуговой[править | править код]
В честь Прасковьи Жемчуговой названа Аллея Жемчуговой — улица на востоке Москвы, в районе Вешняки.
В 1994 году был снят российский телевизионный художественный фильм «Графиня Шереметева».
Также названа улица в СВАО в районе Останкино, Прасковьина улица
На родине актрисы, в д. Березино Большесельского р-на Ярославской области, открыт памятный мемориал.
В селе Вощажниково, Борисоглебский район, Ярославская область, где существовала усадьба графов Шереметевых (их охотничья резиденция), поставлен памятный знак «Жемчужина».
В Большом селе, Большесельский район Ярославской области, в 2018 году в честь 250-летия со дня рождения актрисы, открыт мемориал «Лира с партитурой».
Литература[править | править код]
Безсонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева, её народная песня и родное её Кусково: Биографический очерк с портретом. — М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1872. — 92 с.
Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева. — М., 1903. — 28 с.
Елизарова Н. Крепостная актриса П. И. Ковалёва-Жемчугова — М., 1956 г. — 32 с. (2-е изд. — 1969).
Маринчик П. Ф. Недопетая песня: Необычайная жизнь П. И. Жемчуговой. — Ленинград; Москва: Искусство, 1965. — 147 с., 13 л. ил. — (Корифеи русской сцены).
Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна // Театральная энциклопедия. Том 2. — М., 1963. — С. 671—672.
Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна // Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М., 1974. — С. 390—391.
Исторический лексикон. Том 8. XVIII век. — М., 1996. — С. 301—307.
Douglas Smith. The Pearl. A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia. — New Haven: Yale University Press, 2008.
Рогов А. Шереметев и Жемчугова. — М.: Вагриус, 2007. — 272 с. — ISBN 978-5-9697-0465-7.
Алексеева А. И. Колокольчик. — М.: Малыш, 1988. — 32 с. — (Страницы истории нашей Родины)
Комментарии[править | править код]
↑ Кузнецова-Горбунова Прасковья Ивановна (по выправленным документам — Ковалевская, по сцене — Жемчугова, в замужестве — Шереметева)[2].
↑ Точное место рождения неизвестно. Существует три версии: село Уславцево, село Николо-Березники и деревня Березина.
↑ Актёрам шереметевского театра по традиции давались псевдонимы по названиям драгоценных камней: Гранатова, Бирюзова, Яхонтова, Алмазова, Изумрудова и т. п.
↑ Российская премьера состоялась в «зимнем театре» Шереметева на Никольской улице; на русский язык оперу перевёл В. Г. Вороблевский (1730—1797), крепостной Шереметевых, ведавший подготовкой актёров.
Примечания[править | править код]
↑ Перейти обратно: 1 2 Жемчугова Прасковья Ивановна // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
↑ Песни русских поэтов. В двух томах. Том первый/ / Вступ. ст., сост., подг. текста, биогр. справки и примеч. В. Е. Гусева. — Л.: Сов. писатель, 1988. — 590 с. — (Библиотека поэта. Большая серия.).
↑ А. Н. Греч. Венок усадьбам. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 304 с.
↑ Перейти обратно: 1 2 Елена Лебедева. Храм Живоначальной Троицы в Странноприимном доме / Православие.Ru. Дата обращения: 24 мая 2013. Архивировано 18 марта 2013 года.
↑ Перейти обратно: 1 2 Пыляев М. И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1891. — С. 183. — [4], 576, 22, [2], VII с.
↑ ГБУ ЦГА Москвы. Ф. 203. — Оп. 745. — Д. 130. — С. 119 об. Метрические книги церкви Николаевской у Старого Каменного моста. Дата обращения: 26 июля 2021. Архивировано 26 июля 2021 года.
↑ ГБУ ЦГА Москвы. Ф. 2125. — Оп. 3. — Д. 172. — С. 44. Книги брачных обысков церкви Николаевской у Старого Каменного моста. Дата обращения: 10 августа 2021. Архивировано 10 августа 2021 года.
↑ Краско А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых: люди и события. — М.: Центрполиграф, СПб.: МиМ-Дельта, 2009. — С. 75. — 448 с. — ISBN 978-5-9524-4363-1.
↑ Гробница графини Шереметевой. Дата обращения: 24 мая 2013. Архивировано 13 мая 2014 года.
↑ Московская Социально-Экологическая Федерация.Зодчие Москвы. Джакомо Кваренги. Архивировано 26 мая 2013 года.
↑ Странноприимный дом графа Шереметева — Портал культурного наследия России Культура.рф. Архивировано 26 мая 2013 года.
↑ Вечор поздно из лесочка (текст, ноты, варианты). Дата обращения: 11 мая 2012. Архивировано 25 сентября 2012 года.
↑ «Не было русского уголка, где бы её не знали», — свидетельствовал П. А. Бессонов (Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 9, отд. 9. — М., 1873. — С. 49).
↑ П. И. Кузнецова-Горбунова // Поэты из народа: Избр. стихотворения рус. нар. поэтов, с прил. сведений о жизни их и 7 портр.: Для школы и народа / Сост. К. А. Хренов. — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1901. — 141 с.
↑ Разлука, или Отъезд псовой охоты из Кускова. — Москва: в вольной типографии Пономарева, 1755. — 56 с.
Ссылки[править | править код]
Кузнецова-Горбунова // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
Жемчугова Прасковья Ивановна — статья из Большой советской энциклопедии.
Жемчугова Прасковья Ивановна в Энциклопедии «Кругосвет»
Ковалёва Прасковья Ивановна (Жемчугова)
Кусково стало киносъёмочной площадкой для более чем 20 фильмов
ЖЕМЧУГО́ВА/Большая российская энциклопедия
Дочь крепостного кузнеца, прима театра, графиня - Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева
Взято из комментариев к видео
@user-zc2rs2qd2t
1 год назад (изменено)
Какая трогательная история и как она прекрасно подана в этом видео. Сразу захотелось ее дополнить рассказом о потомках Н. П. Шереметьева и Прасковьи Ивановны Ковалевой - Жемчуговой. Часть их потомков была расстреляна в годы советской власти. Часть бежала заграницу. Считают что одна из их потомков, Ксения Николаевна Юсупова - Шереметьева в замужестве Сфири - точная копия Ковалевой - Жемчуговой.
Сын Н. П. Шереметьева и Прасковьи Ивановны Ковалевой - Жемчуговой, Дмитрий Николаевич был 2 раза женат. Его первая жена была тоже из рода Шереметьевых, Анна Сергеевна. У них было 2 сына Сергей и Николай.
Сергей Дмитриевич был женат на внучке поэта Вяземского, Екатерине Павловне Вяземской, которая была потомком крещенных евреев Петра Павловича Шафирова и Анны Степановны Аврамовой - Евреиновой по линии их старшей дочери Марфы Петровны Шафировой, замужем за Сергеем Григорьевичем князем Долгоруковым. Их дочь, Мария Сергеевна княжна Долгорукова вышла замуж за Ивана Андреевича князя Вяземского. Их сын , Андрей Иванович, женился на ирландке Jenny O'Reilly. Поэт Петр Андреевич князь Вяземский - это их сын. Петр Андреевич был женат на Вере Федоровне княжне Гагариной. Их сын, Павел Петрович, был женат на Марии Аркадьевне Столыпиной. Екатерина Павловна княжна Вяземская их дочь. Сын Сергея Дмитриевича и Екатерины Павловны, Дмитрий Сергеевич (умер в Италии в 1943г) был женат на Ирине Илларионовне Воронцовой - Дашковой.Их сын, Николай Дмитриевич (умер 1979г в Париже) был женат на Ирине Феликсовне Юсуповой, дочери Феликса Феликсовича князя Юсупова графа Сумарокова Эльстона и Великой Княжны Ирины Александровны Гольштей - Готторп - Романовой. Ксения Николаевна Юсупова - Шереметьева в замужестве Сфири - дочь Николая Дмитриевича Шереметьева и Ирины Феликсовны Юсуповой и как говорят точная копия Жемчуговой. А дочь Дмитрия Сергеевича Шереметьева и Ирины Илларионовны Воронцовой - Дашковой, Прасковья Дмитриевна вышла замуж за Великого Князя Романа Петровича Гольштейн - Готторп - Романова. Их дети Николай Романович и Дмитрий Романович. Так кровь крепостной актрисы смешалась с царской кровью.
@user-dw1op3cb6b
1 год назад
Небольшая неточность : у Прасковьи Ковалевой Жемчуговой был высокий рост, около 175 см,что очень выгодно смотрелось на сцене, а в купе с прекрасным голосом - она была рождена для сцены.
Отношения их с графом Шереметевым начались очень давно. В прошении на Высочайшее имя , граф указывал " о свычке, более 20 лет", значит отношения Параши и графа начались, когда ей было 13 лет. Что тут сказать?
Конечно женитьба графа вызвала пересуды в обществе. Особенно старались родственники графа, которые надеялись, что он умрет не женатым и бездетным, и им останется миллионное состояние. Конец пересудам положил сам император Александр I, который в обществе провозгласил, что " Граф Шереметьев волен женится на той , что он выберет сам".
Понятно, что в обществе новую графиню Шереметьеву не приняли, да и ее особо не знали. Только те друзья , что были близки к графу посещали ее, тот же митрополит Платон, кот был ее истинным другом и духовным советчиком.
Рождение долгожданного наследника, с точки зрения глубоко верующей Параши и было подтверждением брака, освященного церковью. И она умерла не от родильной горячки, как иногда пишут некоторые историки, он умерла собственно от туберкулёза, отдав все силы на то, что бы выносить и родить малыша.
Маленький Митя был под под постоянным надзором и круглосуточной охраной. Попасть к нему можно было только имея на руках " билетец" выписанный и подписанный рукой графа.
При мальчике была неотлучно была подруга Параши, Татьяна Васильевна Шлыкова -Гранатова. Она происходила из семьи , что называется, крепостной аристократии. Ее отец был выдающимся оружейником, гравером, отчасти ювелиром и реставратором. Граф Петр Борисович никогда не закупал оружия для своей коллекции не посоветовавшись со Шлыковым, кот был ещё и сведущ в оружейном антиквариате. Естественно, что такого специалиста, граф называл только на Вы и только по имени отчеству. Кстати, маленькая Татьяна сама пожелала стать танцовщицей в театре у графа, у ней были очень хорошие данные для этого.
Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова совершила просто подвиг вырастив сына Параши. Ведь опекуны, назначенные от правительства над маленьким графом бессовестно его обкрадывали и совсем не занимались его образованием. Татьяна Васильевна вырастила его достойнейшим человеком, честным, с добрым сердцем. Дождалась, его женитьбы, а он женился в 34 года, и ушла из дворца в свой небольшой флигелек, здраво рассудив, что двух хозяек на все дворцовое хозяйство будет многовато . Дождалась она и внуков от сына Параши. Она так и никогда не вышла замуж, умерла в глубоко почтенном возрасте, аж за 90 лет, но выполнила клятву данную умирающей подруге. Кстати, Митенька назвал ее матушкой и относился к ней с глубоким почтением.
Если бы ангел сошел с небес,
если бы гром и молния ударили разом,
я был бы менее поражен.
(граф Н.П.Шереметев о П.И.Жемчуговой)
Посвящается легенде Фонтанного Дома - Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой.
Обзор экскурсии раскроет историю жизни и личной судьбы крепостной актрисы Шереметевского театра Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой, в замужестве графини Шереметевой, а также некоторые события из жизни Фонтанного Дома в к 18 века...
Кажется, отзвуки ее голоса еще звенят в дворцовых залах…
Усадьба Кусково. История любви графа Николая Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой
емчужина Европы – Усадьба Кусково
Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а также единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами.
В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». В настоящее время музей носит название «Музей-усадьба «Кусково». Сегодня - это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности.
31 июля 1768 года родилась крепостная актриса Прасковья Ивановна Жемчугова.
Личное дело
Прасковья Ивановна Жемчугова (Ковалева, 1768 – 1803), родилась в Ярославской губернии в семье кузнеца Ивана Горбунова, получившего позднее фамилию Ковалев, крепостного графов Шереметевых. В неполные восемь лет она была взята в подмосковное имение Кусково графа Петра Шереметева. Его сын и наследник Николай Шереметев позднее вспоминал, что впервые увидел талантливую крепостную актрису в 1773 году, когда, вернувшись из-за границы, посетил Кусково: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен». В 1779 году на сцене крепостного театра Николая Шереметева в Кускове дебютировала в роли служанки Юбер в комической опере Андре Гретри «Испытание дружбы».
После удачного дебюта Шереметев поручил актрисе главную роль Белинды в опере Саккини «Колония, или Новое поселение». В этом спектакле актриса впервые появилась под фамилией Жемчугова. В дальнейшем она исполняла ведущие роли во многих спектаклях шереметевского крепостного театра. Когда 22 июля 1795 года граф открыл новый театр в усадьбе Останкино, в премьере героической оперы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» Прасковья Жемчугова исполнила роль пленной турчанки Зельмиры.
В 1797 году Николай Шереметев вынужден был переехать в Санкт-Петербург, так как получил придворный чин гоф-маршала. Он взял с собой Прасковью Жемчугову и других лучших актеров своей труппы. В тот же год у Прасковьи Жемчуговой началась чахотка, спектакли временно прекратились, но, по случаю приезда Павла I, были показаны «Самнитские браки». В 1798 году Шереметев дал вольную Жемчуговой и всей семье Ковалевых.
6 ноября 1801 года Николай Шереметев и Прасковья Жемчугова тайно обвенчались в церкви Симеона Столпника в Москве. «Брачный обыск» – документ, который удостоверял, что препятствий для брака нет, кроме жениха и невесты, подписали князь Андрей Николаевич Щербатов, Алексей Федорович Малиновский и поручик Павел Нарбеков.
Супруги поселились в Москве и вели тихую, уединенную жизнь. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына, а в ночь на 23 февраля скончалась и была похоронена в фамильном склепе Шереметевых.
Чем знаменита
Прасковья Жемчугова была талантливой оперной певицей (лирико-драматическое сопрано) и одаренной драматической актрисой. К семнадцати годам она свободно читала и писала по-французски и по-итальянски, играла на арфе и клавесине. Обучалась вокалу под руководством Елизаветы Сандуновой, а актерскому мастерству под руководством Ивана Дмитревского. Вершиной ее искусства считают роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки». Выступив в этой роли впервые в 1785 году, Жемчугова играла ее в течение 12 лет – небывалый случай в истории крепостного театра.
О чем надо знать
Прасковья Жемчугова
Брак с Прасковьей Жемчуговой был трудным решением для графа Шереметева не столько из-за сословных предрассудков, сколько из-за того, что потомки от этого брака не могли наследовать дворянство и титул. Чтобы обойти это препятствие, Николай Шереметев разыскал обедневшего польского дворянина Ковалевского, который подтвердил, что Прасковья Ковалева была его дочерью. Даже на надгробии актрисы было написано: «Здесь предано земле тело графини Прасковьи Ивановны Шереметевой, рожденной от фамилии польских шляхтичей Ковалевских…». Однако императору Шереметев все равно решился сообщить о своем браке только постфактум, когда его жена уже родила сына и была тяжело больна. Он писал, что раскаивается в том, что «…нарушил установление придворного порядка и не доложил о том предварительно; и для того, упадая к стопам Вашего Императорского Величества, дерзаю в горести моей испрашивать одной милости, чтобы осчастливить и подать мне отраду хотя единым начертанием священного слова, что сие не противно воле вашей, но может удостоено быть и благоволительного принятия…». Опасения были связаны с тем, что Александр I мог признать брак недействительным, а ребенка незаконнорожденным.
Прямая речь
«Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные; но рассматривал сердце мое, не одним ли токмо любострастным вожделением она поражает, или ищет кроме красоты ее других приятностей, услаждающих ум и душу. Видя, что оно ищет вместо любви и дружбы приятностей телесных и душевных, долгое время наблюдал я свойства и качества любезного ему предмета и нашел в нём украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность; нашел в нем привязанность ко святой Вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки. Они заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать её моею супругою».
«Завещательное письмо графа Н. П. Шереметева сыну Дмитрию»
«Случаи истинно благородного чувства к крепостной актрисе бывали редки. Такой была страстная и нежная любовь графа Н. П. Шереметева к его крепостной актрисе подмосковного театра в Кускове – Параше, даровитой артистке, игравшей под фамилией Жемчугова, и автору народной песни «Вечор поздно из лесочку», в которой она воспела свою встречу с графом. В жизни этой четы были поэтические моменты любви, проявлялись с полной силой высокие нравственные чувства, никогда не ослабевало обоюдное уважение. Но и в этом случае свет и радость взаимного счастья тускнели и омрачались от тайны, в которой любовники должны были скрывать свои отношения. Граф неизменно любил свою Парашу, но по нерешительности не имел силы нарушить условные законы и традиции аристократического круга и открыто объявить о своей любви, хотя Парашу за ее редкие достоинства ума и сердца признавали хозяйкой графского дома такие лица, как император Павел I и московский митрополит Платон. И лишь после многих лет сожительства и незадолго до смерти Параши граф повенчался с ней, и Параша стала графиней Прасковьей Ивановной Шереметевой».
Историк русского театра Алексей Ярцев
Не пышный мрамор сей, бесчувственный и бренный,
Супруги, матери скрывает прах безценный.
Храм добродетели душа ея была.
Мир, благочестие и вера в ней жила.
В ней чистая любовь, в ней дружба обитала,
В ней верность искрення, чувствительность блистала.
Она и в смертный час в преданности своей
Всю чувствовала скорбь оставшихся по ней.
Какая же судьба несчастного супруга,
Сужденного влачить всю жизнь свою без друга!
Бесплодны вздохи, плач, тоска и тяжкий стон,
Которыми свое питает сердце он.
Но смерть ея была к бессмертию дорога;
Невинный дух ея в объятиях у Бога,
В покров нетления безсмертный облачен
И ликом ангельским повсюду окружен.
В жилище праведных всех благ лиющих реки,
О Боже, упокой сей чистый дух во веки.
Эпитафия Прасковьи Шереметевой неизвестного автора
Несчастный участью своей обремененный
Обрящет у меня от бед своих покров;
Странноприимный дом,
покою посвященный...
Натуре пособив искусство врачеванья,
Недуги исцелит, сносимы нищетой...
А. Дюваль «Элегия к тени графини Прасковьи Ивановны Шереметевой»
9 фактов о Прасковье Жемчуговой
Семья крепостных, в которой родилась будущая актриса, досталась графу Петру Шереметеву в составе приданого его жены Варвары Черкасской.
Николай Шереметев давал актерам своего театра фамилии по драгоценным камням. Кроме Жемчуговой там были актрисы Яхонтова, Бирюзова, Изумрудова, Гранатова и другие.
Прасковье Жемчуговой приписывается авторство романса «Вечор поздно из лесочка», где рассказывается о венчании дворянина и его крепостной.
За роль Алины в комической опере Седена «Царица Голкондская» присутствовавшая в Кускове императрица Екатерина пожаловала Жемчуговой бриллиантовый перстень.
На венчании Николая Шереметева и Прасковьи Жемчуговой присутствовал знаменитый архитектор Джакомо Кваренги.
В театре Шереметева, кроме Прасковьи Жемчуговой играла еще и Матрена Жемчугова, ее сестра.
Свадьбу с Жемчуговой граф Шереметев отпраздновал в доме на углу Воздвиженки и Романова переулка, купленном ранее у Алексея Разумовского («Наугольный дом», современный адрес Воздвиженка, 8/1). Поселились же они по соседству в другом доме Шереметева, приобретенном у Кирилла Разумовского (Воздвиженка 6/2, строение 3). Оба здания сохранились до наших дней.
Сохранился портрет Прасковьи Жемчуговой работы Николая Аргунова, крепостного художника графов Шереметевых. На другом портрете Жемчуговой того же автора интересен бюст графа Шереметева, у которого художник изобразил не мраморное, а живое лицо.
Американский историк и писатель Дуглас Смит посвятил судьбе актрисы книгу «Жемчужина. Подлинная история запретной любви в России времен Екатерины Великой».
The unforgettable story of the serf who became one of Russia’s greatest opera singers and her noble master, a man who defied all tradition to marry her
Filled with a remarkable cast of characters and set against the backdrop of imperial Russia, this tale of forbidden romance could be the stuff of a great historical novel. But in fact The Pearl tells a true tale, reconstructed in part from archival documents that have lain untouched for centuries. Douglas Smith presents the most complete and accurate account ever written of the illicit love between Count Nicholas Sheremetev (1751-1809), Russia’s richest aristocrat, and Praskovia Kovalyova (1768-1803), his serf and the greatest opera diva of her time.
Blessed with a beautiful voice, Praskovia began her training in Nicholas’s operatic company as a young girl. Like all the members of Nicholas’s troupe, Praskovia was one of his own serfs. But unlike the others, she utterly captured her master’s heart. The book reconstructs Praskovia’s stage career as “The Pearl” and the heartbreaking details of her romance with Nicholas—years of torment before their secret marriage, the outrage of the aristocracy when news of the marriage emerged, Praskovia’s death only days after delivering a son, and the unyielding despair that followed Nicholas to the end of his life. Written with grace and style, The Pearl sheds light on the world of the Russian aristocracy, music history, and Russian attitudes toward serfdom. But above all, the book tells a haunting story of love against all odds.
Незабываемая история крепостной, ставшей одной из величайших оперных певиц России, и ее благородного хозяина, человека, который бросил вызов всем традициям, чтобы жениться на ней
Наполненная замечательным набором персонажей и разворачивающаяся на фоне императорской России, эта история о запретном романе могла бы стать материалом для великого исторического романа. Но на самом деле Жемчужина рассказывает правдивую историю, частично реконструированную по архивным документам, которые веками оставались нетронутыми. Дуглас Смит представляет наиболее полный и точный отчет, когда-либо написанный о незаконной любви между графом Николаем Шереметевым (1751-1809), богатейшим аристократом России, и Прасковьей Ковалевой (1768-1803), его крепостной и величайшей оперной дивой своего времени.
Наделенная прекрасным голосом, Прасковья начала свое обучение в оперной труппе Николая еще молодой девушкой. Как и все члены труппы Николая, Прасковья была одной из его собственных крепостных. Но, в отличие от других, она полностью покорила сердце своего хозяина. Книга реконструирует сценическую карьеру Прасковьи в роли “Жемчужины” и душераздирающие подробности ее романа с Николасом — годы мучений до их тайного брака, возмущение аристократии, когда появились новости о браке, смерть Прасковьи всего через несколько дней после рождения сына и непреклонное отчаяние, последовавшее за Николасом в конец его жизни. Написанная с изяществом и стилем, "Жемчужина" проливает свет на мир русской аристократии, историю музыки и отношение россиян к крепостному праву. Но прежде всего, книга рассказывает захватывающую историю любви вопреки всему.
Два факта про русскую Золушку - Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева - Шереметьева
история крестьянской девочки, которая благодаря своему таланту стала известнейшей оперной певицей Европы.
Это история истинной Золушки.
«Случаи истинно благородного чувства к крепостной актрисе бывали редки. Такой была страстная и нежная любовь графа Н. П. Шереметева к его крепостной актрисе подмосковного театра в Кускове – Параше, даровитой артистке, игравшей под фамилией Жемчугова" ...- написал Ярцев Алексей Алексеевич.
Какая трогательная история и как она прекрасно подана в этом видео. Сразу захотелось ее дополнить рассказом о потомках Н. П. Шереметьева и Прасковьи Ивановны Ковалевой - Жемчуговой. Часть их потомков была расстреляна в годы советской власти. Часть бежала заграницу. Считают что одна из их потомков, Ксения Николаевна Юсупова - Шереметьева в замужестве Сфири - точная копия Ковалевой - Жемчуговой.
Сын Н. П. Шереметьева и Прасковьи Ивановны Ковалевой - Жемчуговой, Дмитрий Николаевич был 2 раза женат. Его первая жена была тоже из рода Шереметьевых, Анна Сергеевна. У них было 2 сына Сергей и Николай.
Сергей Дмитриевич был женат на внучке поэта Вяземского, Екатерине Павловне Вяземской, которая была потомком крещенных евреев Петра Павловича Шафирова и Анны Степановны Аврамовой - Евреиновой по линии их старшей дочери Марфы Петровны Шафировой, замужем за Сергеем Григорьевичем князем Долгоруковым. Их дочь, Мария Сергеевна княжна Долгорукова вышла замуж за Ивана Андреевича князя Вяземского. Их сын , Андрей Иванович, женился на ирландке Jenny O'Reilly. Поэт Петр Андреевич князь Вяземский - это их сын. Петр Андреевич был женат на Вере Федоровне княжне Гагариной. Их сын, Павел Петрович, был женат на Марии Аркадьевне Столыпиной. Екатерина Павловна княжна Вяземская их дочь. Сын Сергея Дмитриевича и Екатерины Павловны, Дмитрий Сергеевич (умер в Италии в 1943г) был женат на Ирине Илларионовне Воронцовой - Дашковой.Их сын, Николай Дмитриевич (умер 1979г в Париже) был женат на Ирине Феликсовне Юсуповой, дочери Феликса Феликсовича князя Юсупова графа Сумарокова Эльстона и Великой Княжны Ирины Александровны Гольштей - Готторп - Романовой. Ксения Николаевна Юсупова - Шереметьева в замужестве Сфири - дочь Николая Дмитриевича Шереметьева и Ирины Феликсовны Юсуповой и как говорят точная копия Жемчуговой. А дочь Дмитрия Сергеевича Шереметьева и Ирины Илларионовны Воронцовой - Дашковой, Прасковья Дмитриевна вышла замуж за Великого Князя Романа Петровича Гольштейн - Готторп - Романова. Их дети Николай Романович и Дмитрий Романович. Так кровь крепостной актрисы смешалась с царской кровью.
О других потомках Н. П. Шереметьева и Прасковьи Ивановны Ковалевой - Жемчуговой расскажу в следующий раз.
Небольшая неточность : у Прасковьи Ковалевой Жемчуговой был высокий рост, около 175 см,что очень выгодно смотрелось на сцене, а в купе с прекрасным голосом - она была рождена для сцены.
Отношения их с графом Шереметевым начались очень давно. В прошении на Высочайшее имя , граф указывал " о свычке, более 20 лет", значит отношения Параши и графа начались, когда ей было 13 лет. Что тут сказать?
Конечно женитьба графа вызвала пересуды в обществе. Особенно старались родственники графа, которые надеялись, что он умрет не женатым и бездетным, и им останется миллионное состояние. Конец пересудам положил сам император Александр I, который в обществе провозгласил, что " Граф Шереметьев волен женится на той , что он выберет сам".
Понятно, что в обществе новую графиню Шереметьеву не приняли, да и ее особо не знали. Только те друзья , что были близки к графу посещали ее, тот же митрополит Платон, кот был ее истинным другом и духовным советчиком.
Рождение долгожданного наследника, с точки зрения глубоко верующей Параши и было подтверждением брака, освященного церковью. И она умерла не от родильной горячки, как иногда пишут некоторые историки, он умерла собственно от туберкулёза, отдав все силы на то, что бы выносить и родить малыша.
Маленький Митя был под под постоянным надзором и круглосуточной охраной. Попасть к нему можно было только имея на руках " билетец" выписанный и подписанный рукой графа.
При мальчике была неотлучно была подруга Параши, Татьяна Васильевна Шлыкова -Гранатова. Она происходила из семьи , что называется, крепостной аристократии. Ее отец был выдающимся оружейником, гравером, отчасти ювелиром и реставратором. Граф Петр Борисович никогда не закупал оружия для своей коллекции не посоветовавшись со Шлыковым, кот был ещё и сведущ в оружейном антиквариате. Естественно, что такого специалиста, граф называл только на Вы и только по имени отчеству. Кстати, маленькая Татьяна сама пожелала стать танцовщицей в театре у графа, у ней были очень хорошие данные для этого.
Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова совершила просто подвиг вырастив сына Параши. Ведь опекуны, назначенные от правительства над маленьким графом бессовестно его обкрадывали и совсем не занимались его образованием. Татьяна Васильевна вырастила его достойнейшим человеком, честным, с добрым сердцем. Дождалась, его женитьбы, а он женился в 34 года, и ушла из дворца в свой небольшой флигелек, здраво рассудив, что двух хозяек на все дворцовое хозяйство будет многовато . Дождалась она и внуков от сына Параши. Она так и никогда не вышла замуж, умерла в глубоко почтенном возрасте, аж за 90 лет, но выполнила клятву данную умирающей подруге. Кстати, Митенька назвал ее матушкой и относился к ней с глубоким почтением.
Черкасские — российский княжеский род, ведущий своё начало от патриарха черкесских княжеских родов Инала Светлого, правившего в Черкесии в XV веке. Потомки его, «однородцы» с кабардинскими князьями дома Идар (Идаровы), по переезде в Россию, после завоевания Иваном IV Грозным Астрахани в XVI веке, именовались князьями Черкасскими. В родословных сказках XVIII века своим предком называли египетского султана.
Темрюковичи-Черкасские
Пщышхуэ (великий князь) Кабарды Темрюк Идаров (праправнук Инала) отправил в Москву своего сына Салтанкула († 1572), названного во святом крещении Михаилом и пожалованного в бояре (1561) и дочь Марию († 1569), которая была второй супругой Иоанна IV Грозного.
Один из двоюродных братьев Салтанкула, Хорошай-мурза, во святом крещении Борис Камбулатович, был женат на родной сестре патриарха Филарета Никитича, Марфе, пожалован в бояре и умер в заточении на Белоозере († 1601). Его сын Иван принимал деятельное участие в событиях первой половины XVII века.
Двоюродный брат Михаила Темрюковича, Хокяг-мурза, во святом крещении князь Гавриил Камбулатович, служил воеводой в русских войсках (с 1564), был взят в плен поляками и освобожден (1585). Князь Семен Ардасович служил воеводой в шведском походе (1540), потом в походах казанском (1544), полоцком (1551), ливонском (1568) и против польского короля Стефана Батория (1581), наместник в Нарве.
Со смертью Каншова-мурзы († 1651), во святом крещении Дмитрия Мамстрюковича, боярина при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, прекратилась старшая ветвь князей Черкасских.
Алегуковичи-Черкасские
Род Черкасских продолжил князь Алегуко Сунчалеевич, имевший сына Михаила, боярина. Тот оставил трех сыновей: Андрея, Василия и Бориса. Сын последнего, Петр Борисович († 1768), при императрице Елизавете генерал-поручик и московский губернатор, оставил службу при Петре III с чином генерал-аншефа.
Куденетовичи-Черкасские
Вотчинная церковь в усадьбе Черкасских — селе Останкино. Построена в 1677-92 гг. князем М. Я. Черкасским.
Мурза Урусскан, во святом крещении Яков Куденетович, оставил сына Михаила Яковлевича, служившего сибирским губернатором. Он имел двух сыновей: Петра († 1701) и Алексея, который при Елизавете Петровне служил канцлером Российской империи. Он был последним из Черкасских. Погребён в присутствии императрицы рядом с предками в больничной церкви Новоспасского монастыря.
Единственная дочь канцлера, Варвара, оказалась наследницей самого богатого состояния в России. Поначалу её сосватали за известного сатирика, князя Антиоха Дмитриевича Кантемира. После его отказа от женитьбы княжна Черкасская была выдана, с приданым в 70 000 душ крестьян, за графа Петра Борисовича Шереметева, благодаря чему у последнего и образовалось громадное «шереметевское состояние».
История любви. Шереметев и Прасковья Жемчугова
Алина Алексеева-Маркезин
Н.И.Аргунов. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой, 1803
Много написано об этой большой и светлой любви.Мне хотелось познакомиться с подробностями этой почти сказочной истории.Возможно вам тоже будет интересно.
Граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) один из наиболее ярких представителей российской культуры конца XVIII — начала XIX веков. Будучи одним из самых богатых дворян той эпохи, он был исключительно щедрым благотворителем.
Шереметев также вписал свое имя в историю отечественной культуры как выдающийся театральный антрепренер, создатель одного из лучших театров в России. В Кускове, в своем имении, граф учредил домашний театр, в котором обучались основам актерского мастерства, музыке, пению и танцам наиболее одаренные юноши и девушки, отобранные из его крепостных.
Благодаря его попечительству выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр по серьезности постановок, по художественному стилю их оформления и, в первую очередь, по уровню подготовленности талантливой труппы стал ведущим театром России.
На его представления стекался весь цвет московской публики, и содержатели частных антреприз часто даже жаловались городскому начальству, что Кусковский театр отбивает у них аудиторию.
Прима-актрисой театра, «виновницей» его небывалой славы была Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене Жемчугова). Она родилась в 1758 году, в многодетной семье обыкновенного деревенского кузнеца, крепостного графа Шереметева. Семилетней девочкой ее взяли в господский дом, уже тогда заметив в Параше (уменьшительная форма имени Прасковья) необыкновенные артистические способности.
Сценическому мастерству ее обучали лучшие певцы, музыканты и актеры, в том числе и приглашенные графом иностранцы. Особенно славился голос Прасковьи Жемчуговой — редкое по красоте тембра и подвижности лирическое сопрано, восхищавшее самых взыскательных меломанов.
В 16 лет Прасковья Жемчугова заслуженно считалась примой театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано.
Жемчугова с легкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа – стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Но когда она появлялась на сцене в образе Элианы из оперы "Самнитские браки" Гретри – зал заходился в общем рыдании.
Даже Император Павел, до болезненности не любивший выезжать из своего Михайловского замка, несколько раз покидал Петербург только для того, чтобы послушать ее удивительное пение. Со временем среди ее постоянных поклонников окажутся и последний польский король Станислав II Понятовский, и австрийский эрцгерцог — император Священной Римской империи Иосиф II, и шведский король Густав III, и многие другие знатные особы. Первый ошеломительный успех пришел к Прасковье Жемчуговой в самом начале 1780-х.
Она спела главную партию в опере Гретри «Браки самнитян». Тяготение к трагедийному, героическому репертуару, борьба сильных чувств и больших идей отразились в созданном ею образе прекрасной и мужественной девушки, бесстрашно боровшейся за свое право на счастье. Этот образ во многих чертах отражал жизненную драму самой Прасковьи Жемчуговой, ведь личная судьба крепостной актрисы была непростой и драматичной.
В 1773 году после четырехлетнего путешествия граф вернулся в Россию и посетил Кусково. Управляющий крепостным театром представил ему молодых талантливых воспитанниц и среди них граф впервые увидел юную и прекрасную Парашу Жемчугову. Впечатление его было незабываемым: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен» — написал он в одном из писем. Любовь с первого взгляда в скором времени сделалась постоянной и единственной страстью Николая Петровича. Завидный жених (после смерти отца ему досталось громадное наследство: 200 тысяч крепостных, многочисленные имения — чуть ли не миллион десятин земли), Шереметев будет упорно отвергать самых родовитых московских невест.
Зная о невозможности брака с собственной крепостной актрисой, граф раз и навсегда для себя решит: «Никогда и ни на ком, кроме Прасковьи, не женюсь». Условности и понятие о дворянской чести и достоинстве не давали Шереметеву возможности жениться на Жемчуговой, их брак был предельно невозможен, он — обер-гофмаршал императорского Двора, она — его крепостная, да еще и актриса!
Прасковья была под стать Шереметеву. Да, прекрасное музыкальное образование, блестящее владение иностранными языками, внешнее изящество и светлая красота… Но разве дело в этом? Тождественность душ – вот первопричина глубокой страсти графа и горячей взаимности крепостной актрисы. Гармоничная, тонкая, щедрая – Жемчугова была слеплена из того же, графского, материала. И только по земным законам стояла ниже его.
Шереметев дал обет – если уж он не может жениться на возлюбленной, он не женится ни на ком. После смерти отца Николай Петрович открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке.
Все знали об их отношениях – никто не осуждал. В те времена влюбленности помещиков в молоденьких крепостных распространялись повсеместно. А заподозрить Прасковью Жемчугову в каком-либо корыстном интересе было бы почти кощунственно – настолько непорочным был весь ее образ.
Однако в 1797 году, после того, как графу было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора и ему пришлось переехать в Петербург, высшее общество разволновалось. Баснословно богатому Шереметеву исполнилось 37 лет, он был холост, да к тому же сердечен и хорош собой. Завиднейшая партия! Только отчего-то светские увеселения ему неинтересны, а в петербургском доме он живет с крепостной актриской! Это в Кускове Прасковью возносили на Олимп – в расчетливом Петербурге, где бал правили связи и происхождение, свет отзывался о ней не иначе как о дворовой девке.
А между тем, граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Северные ветры Петербурга подорвали ее здоровье – Прасковья потеряла великолепный голос. К тому же, у нее обострился наследственный туберкулез. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова оставалась простой содержанкой – и горечь этого положения убивала ее.
Воспользовавшись государевой благосклонностью (и присочинив легенду о Прасковье Ковалевской из рода польских шляхтичей!), Николай Петрович удостоился во всех смыслах царского подарка – Александр I подписал специальный эдикт, дававший право графу Шереметеву жениться на Прасковье Жемчуговой.
3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына, наследника несметных шереметьевских богатств. Шереметев немедленно изолировал ребенка, чтобы предотвратить возможность заражения его туберкулезом. Матери лишь издали показывали сына.
Шереметьев собрал самых знаменитых врачей, ничего не жалел, но коварная болезнь оказалась сильней. 23 февраля 1803 года Прасковья Ивановна скончалась. Похороны тоже были почти тайными, в последний путь знаменитую актрису провожали в основном крепостные актеры, ее товарищи по сцене. Среди провожающих был архитектор Джакомо Кваренги, который преклонялся перед ее выдающимся дарованием.
Похоронена Прасковья Ивановна в Александро-Невской лавре, на могильной плите эпитафия:
Храм добродетели душа ее была,
Мир, благочестие и вера в ней жила,
В ней чистая любовь,
В ней дружба обитала...
Шереметев сделал из спальни Прасковьи Ивановны мемориальную комнату, завещав не прикасаться к сей комнате и блюсти ее как святыню.
По завещанию Прасковьи Ивановны Шереметевой были определены пособия для неимущих невест, для нуждающихся ремесленников и их семей, определялись также средства на выкуп должников из тюрем и на погребение бедны В память о любимой жене граф Шереметев построил в Москве Странноприимный дом.(ныне – НИИ им. Склифосовского).
Чтобы увековечить память о любимой, Шереметев воздвиг памятник в парке Фонтанного дома — в виде античного саркофага с надписью на французском языке:
"Я верю, что ее ускользающая тень
Блуждает вокруг и сегодня,
Я приближаюсь, но тут же этот дорогой образ
Возвращает меня к грусти, исчезая безвозвратно. "
Граф пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался.
Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь бедным. А между тем сам он был крайне скромен в оценке собственных заслуг и равнодушно относился к придворным званиям, называя себя «простым добрым человеком». В мемуарах очевидца мы читаем: «…Хоронили в простом гробу известного своей благотворительностью графа Н.П.Шереметева. По воле усопшего, все деньги, которые должны были пойти на богатое погребение, примерное его званию и большому богатству, были розданы бедным».
Девиз дворянского рода Шереметевых гласил «Бог сохраняет все». Сегодня лишь архивные документы позволяют восстановить события вековой давности и отдать дань уважения людям, движимым благородными идеями просвещения общества.
Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться потомки.
Хочется закончить свой небольшой рассказ об этих замечательных людях словами из завещания Н.П.Шереметева.
«В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел
я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять